Научная статья на тему 'Правовое регулирование механизма налогового администрирования'

Правовое регулирование механизма налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1056
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / ИСТОЧНИКИ ПРАВОВЫХ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / НАЛОГОВОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / АКТЫ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ) / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TAXATION ADMINISTRATION / REGULATING MECHANIZMS OF THE TAXATION ADMINISTRATION / THE SOURCES OF LEGAL TAX RELATIONS / TAX PROCESS LAW / ACTS OF TAX LEGISLATION / TAXATION / TAX SYSTEM / CENTRALIZATION OF THE TAX SYSTEM / RIGHTS OF TAX-PAYERS / SETTLEMENT OF TAX CONTENTIONS / REALIZATION OF PUBLIC AND PRIVATE PROPERTY INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Юлия Владимировна

Данная статья посвящена вопросам поддержания, организации и развития налогообложения в настоящее время. В статье представлены оценка организации и правовое регулирование налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of tax management mechanism

The presented article is dedicated to the urgent matters of taxation maintaining, organization and development under the present-day conditions; the evaluation of the organization and legal regulation of taxation is presented in this article.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование механизма налогового администрирования»

Ю.В. ГОНЧАРОВА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Механизм налогового администрирования не способен функционировать без правового регулирования. При этом формальная определенность правового регулирования механизма налогового администрирования в настоящее время состоит в том, что законодатель не оформляет уже фактически сложившиеся общественные отношения, а на основе действия общих принципов налогообложения моделирует их заново с учетом необходимости обеспечения публичных интересов. На основе этого и происходит построение современной модели взаимодействия административного права и налогового права в рамках налогового администрирования. В данной модели функцию разрешения и урегулирования споров (конфликтов) публичных и частных имущественных интересов выполняет и та, и другая отрасли права.

Уяснение формальной определенности правового регулирования механизма налогового администрирования позволяет нам определить мотивацию законодателя, использующего этот термин, а именно что он понимает под налоговым администрированием в тексте закона, тогда как трактовка данного понятия им не предлагается. В частности, законодатель понимает под налоговым администрированием организационно-распорядительную деятельность органов государственной власти (в первую очередь налоговых органов), направленную на исполнение налоговой обязанности посредством процессуального оформления прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений.

Заметим, что интерес современной юридической науки к налоговому процессу обозначился после принятия первой части НК РФ именно в связи с наличием в нем значительного числа процессуальных норм. До принятия НК РФ налогово-процессуальные нормы находились в зачаточном, нормативно неоформленном состоянии. Такое положение тормозило дальнейшее развитие налогового законодательства, создавало трудности для судебной и правоприменительной практики [1].

Осуществление кодификации налогового законодательства и достижение необходимого уровня законодательной регламентации налоговых правоотношений позволяют говорить о появлении в налоговом праве новых институтов, а именно о «налоговом процессе», включающем в себя, в частности, «производство налогового контроля» и «производство по делам о налоговых правонарушениях» [2].

Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что налоговый процесс как предмет регулирования исследован недостаточно подробно. Понятие налогового процесса в тексте НК РФ отсутствует [3]. В налоговом праве нет важнейших норм-принципов, раскрывающих содержание налоговых процедур, налогового процесса, контрольно-надзорных мероприятий. Пока налоговый процесс носит дискретный, характер, что обусловливает сложности и противоречия в административной деятельности по реализации многих налоговых правоотношений.

Несмотря на это, НК РФ как кодифицированный законодательный акт позволяет определить систему законодательных актов, содержащих особую группу правовых норм, регулирующих механизм налогового администрирования. В частности, ст. 1 НК РФ устанавливает следующую систему налогового законодательства: Налоговый кодекс; федеральные законы о налогах и сборах; законы и нормативные акты о налогах и сборах субъектов РФ; нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Указанная система налогового законодательства содержит немало дискуссионных вопросов.

Так, например, определяя в ст. 1 НК РФ состав налогового законодательства, законодатель не включил в него Конституцию РФ. Для одних ученых это является основанием не относить Основной закон государства к источникам налоговых правоотношений [4, с. 38-39], для других Конституция РФ выступает только в качестве общей нормативной основы налогового права; непосредственно налогово-правовые нормы, по их мнению, Конституция РФ не содержит [5, с. 26].

По нашему мнению, Конституция РФ является основополагающим элементом системы налогового законодательства, регулирующего механизм налогового администрирования. Конституция РФ содержит принципы, являющиеся базовыми для налогового процессуального права (ст. 57, п. 3 ст. 75), устанавливает компетенцию органов власти в сфере налогов и сборов (п. 3 ст. 80, ст. 106, п. «б» ст. 114), является источником правового регулирования института обжалования в налоговом праве [6, с. 44].

Центральное место среди источников права, регулирующих механизм налогового администрирования, занимает НК РФ. Часть первая НК РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в России, в т.ч. в рамках исследуемого вопроса: основания возникновения (изменения, прекращения) и порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и

обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Долгое время в редакции НК РФ, в т.ч. в юридической сфере, регулирующей порядок применения тех или иных норм, существовала масса неясностей и пробелов. Например, из-за отсутствия четкого определения понятий «налоговая проверка» (ст. 87 НК РФ), «дополнительные мероприятия налогового контроля» (ст. 101, 101.1 НК РФ) налоговые органы в рамках проведения данных мероприятий часто действовали произвольно и по своему усмотрению могли проводить проверки практически круглый год [7].

С 1 января 2007 г. в рамках осуществления мер по совершенствованию налогового администрирования на основании Федерального закона от 27.07.2006 № 137-Ф3 вступил в силу комплекс поправок и изменений в часть первую НК РФ. Изменено более 65 % норм [8]. Большинство изменений нацелены на то, чтобы улучшить положение налогоплательщиков, например, в части детализации процедуры вынесения решения по итогам налоговых проверок, повышения гарантий прав налогоплательщика при проведении выездных проверок, детализации перечня обязанностей налоговых органов и др. [9]. Однако многие юристы считают, что другая часть явно ухудшает его. Например, это относится к установлению целого ряда различных вариантов исключений при проведении выездной проверки, которая в итоге может быть затянута на срок до 15 месяцев [10]. Важно, что большая часть поправок носит редакционный характер и не меняет сложившейся системы налогового администрирования.

Источниками правового регулирования механизма налогового администрирования также могут выступать федеральные законы о внесении изменений и дополнений в НК РФ. Например, за период с 2005 по 2007 гг. в Государственной Думе Федерального Собрания РФ было рассмотрено более 200 проектов федеральных законов, вносящих изменения и поправки в НК РФ [11]. Однако все они пока решают локальные вопросы налогового администрирования, не внося радикальных изменений в налоговое законодательство.

Между тем в рамках совершенствования правового регулирования механизма налогового администрирования существует целый ряд серьезных проблем, требующих законодательного разрешения. В частности, многие компании реализуют оффшорные модели развития бизнеса в России. Не упорядочены процедуры досудебного разрешения налоговых споров. Критерии оценки рискованности крупнейших налогоплательщиков не в полной мере соответствуют действительности и являются слишком обобщенными. Несмотря на обилие концептуальных наработок, органами власти мало сделано для автоматизации процесса налоговых проверок. Полностью между собой не скоординированы взаимоотношения между таможенными, налоговыми и правоохранительными органами. Актуальным является введение понятия консолидированного налогоплательщика [12].

К актам налогового законодательства, регулирующим механизм налогового администрирования, относятся также федеральные законы и иные нормативные акты, действовавшие на территории России на момент вступления в силу отдельных частей НК РФ и прямо не признанные законодателем утратившими силу. Такие акты действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ним. В частности, в настоящее время действует Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» [13] - федеральный закон, безусловно входящий в состав налогового законодательства, хотя и не упомянутый в Общей части НК РФ.

Повышенное внимание правовой науки вызывают региональный и местный аспекты налогового правотворчества. Однако в условиях высокой централизации налоговой системы страны возможности субъектов РФ в правовом регулировании механизма налогового администрирования ограничены.

НК РФ не относит к законодательству о налогах и сборах акты Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти иных уровней. Однако эти акты при соблюдении определенных условий могут выступать источниками правового регулирования механизма налогового администрирования, не входя при этом в состав налогового законодательства.

Свои особенности, определенные в ст. 5 НК РФ, имеет и вступление в силу актов налогового законодательства. В частности, правила по данному вопросу учитывают серьезность последствий введения новых налогов и (или) сборов и существенно изменяют общий порядок вступления в силу федеральных законов. По предмету действия нормативные правовые акты о налогах и сборах распространяются на все отношения в сфере налогового администрирования.

Налоговое законодательство действует в отношении лиц, признаваемых участниками налоговых правоотношений в соответствии со ст. 9 НК РФ. В данной статье не названы в качестве субъектов налоговых отношений банки и иные кредитные организации, представители налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели). Но следует признать, что они также относятся к участникам отношений, регулируемых

законодательством о налогах и сборах, так как НК РФ определен круг их прав и обязанностей, предусмотрены меры ответственности за нарушение ими налогового законодательства.

В соответствии со ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Тем не менее между налогоплательщиками и налоговыми органами нередко возникают споры, касающиеся возможности использования ведомственных писем в качестве основания для подтверждения прав налогоплательщиков по вопросам налогообложения [14].

Властный характер налоговых правоотношений предполагает значительное и активное участие в них органов государственной власти, что, в свою очередь, предопределяет широкую правоприменительную деятельность и большое количество правоприменительных актов, различных как по субъектам, их издавшим, так и по своему значению.

Судебные решения, принимаемые по конкретным делам, связанным с налоговыми отношениями, также относятся к правоприменительным актам в сфере налогообложения. Одновременно решения суда можно отнести и к актам толкования права, поскольку они содержат казуальное толкование правовых норм. Особое место в системе правовых актов, в том числе и принимаемых по вопросам, связанным с налогообложением, занимают акты высших судебных инстанций - Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ.

Таким образом, видно, что создание эффективной системы и структуры налогового законодательства по правовому регулированию механизма налогового администрирования является широкой и весьма сложной задачей.

Правовое регулирование механизма налогового администрирования представляет собой систему нормативных правовых актов межотраслевого характера, выполняющих функцию по разрешению и урегулированию споров (конфликтов), реализации публичных и частных имущественных интересов в налоговой сфере.

Литература

1. Демин А.В. Налоговый кодекс в системе источников налогового права России (к итогам кодификации налогового законодательства) (Материал подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2007) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Кузнеченкова В.Е. Проблемы теории правоохранительного налогового процесса // Право и политика. 2005. № 2.

3. Давыдова М.В., Пантелеев А.И. Понятие и предмет налогового процессуального права // Финансовое право. 2006. № 3.

4. Пауль А.Г. Процессуальные нормы бюджетного права / Под ред. М.В. Карасевой. СПб.: Питер, 2003.

5. Демин А.В. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, проблемы // Финансовое право. 2007. № 7.

6. Кузнеченкова В.Е. Право на обжалование в системе категорий налогового процесса // Финансовое право. 2004. № 5.

7. Паршакова А.Н. Проблемы источников налоговых норм // Современное право. 2005. № 6.

8. Зрелов А.П. Недоработки в правовом регулировании налогового администрирования, или Новые ошибки в части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2006. № 12.

9. Киреева А.В., Саакян Р.А. Правовые аспекты и возможные проблемы реформы налогового администрирования // Налоговый вестник. 2007. № 4.

10. Фадеев Д.Е. Совершенствование налогового администрирования: взгляд бизнеса // Налоги (газета). 2008. 1 мая.

11. Титов А.С. Анализ законодательных инициатив, имеющих своим предметом правовое регулирование налогового администрирования // Российский следователь. 2007. № 9.

12. Смирнов Е.Е. Налоги и закон: пока решаются локальные правовые проблемы // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. 2008. № 1.

13. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-11 «О налогах на имущество физических лиц» (ред. от 22.08.2004) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 362.

14. Береснева Н.В. Ненормативный характер писем ФНС России // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.