Международное право
Правильная ссылка на статью:
Лифшиц И.М., Лосева А.В. — Правовое регулирование криптоактивов в Швейцарии // Международное право. - 2020. - № 4. DOI: 10.25136/2644-5514.2020.4.34370 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=34370
Правовое регулирование криптоактивов в Швейцарии
Лифшиц Илья Михайлович
кандидат юридических наук
Старший партнер практики "Международное финансовое регулирование" Адвокатского бюро "ЭДАС", доцент кафедры международного права ВАВТ Минэкономразвития России.
119180, Россия, г. МЬсква, ул. 1-Й голутвинский, 1, оф. этаж 3 И i.lifshits@edaslawfirm.ru
Лосева Алина Витальевна
Юрист практики «Международное финансовое регулирование» Адвокатского бюро "ЭДАС", аспирант
кафедры международного права ВАВТ Минэкономразвития России.
119180, Россия, г. МЬсква, пер. 1-Й голутвинский, 1, этаж 3 И losevalina@gmail.com
Статья из рубрики "Международное право и внутригосударственное право"
DOI:
10.25136/2644-5514.2020.4.34370
Дата направления статьи в редакцию:
15-11-2020
Дата публикации:
22-11-2020
Аннотация.
Развитие криптовалютных рынков заставляет инвесторов искать наиболее комфортные юрисдикции с точки зрения правового регулирования. Очень часто внимание останавливается на государствах, которые принято ассоциировать с развитыми финансовыми правопорядками. Одним из таких финансовых центров является Швейцария, в которой лишь начинают формироваться подходы к созданию правового режима операций с виртуальными активами. Предметом исследования являются правовые акты Швейцарии в области ценных бумаг, лицензирования, налогов, связанные с регулированием криптовалюты, а также доклады органа по надзору за финансовыми рынками Швейцарии по теме исследования. Объектом научного исследования является правовая основа регулирования деятельности по майнингу. Авторы подробно рассматривают правила, посвященные вопросам лицензирования
о 1
деятельности, связанной с операциями с различными видами токенов. В статье особое внимание уделяется многочисленным вопросам, связанным с налогообложением доходов, полученных от операций с криптовалютами. Особым вкладом автора является подробный анализ иностранных источников, представленных на 3 европейских языках. Проанализировав законодательство Швейцарии, авторы приходят к следующему выводу: как и многие развитые страны, Швейцария не создала комплексного регулирования операций с криптовалютами. Вместе с тем приняты нормативные акты, регламентирующие отдельные аспекты обращения криптоактивов, такие как привлечение денежных средств при размещении токенов и налогообложение. Зачастую регулирование криптоактивов зависит от квалификации различных типов токенов, то е с ть их ре ж им прира в нив а е тс я к опе ра ция м с те ми актив а ми, ко то р ые б лиж е в се го к соответствующему типу. Рост операций с криптоактивами неизбежно приведет к созданию более детального правового режима в недалеком будущем.
Ключевые слова: криптовалюта, Биткоин, Эфир, I С О , токен, ценные бумаги, Швейцария, лицензирование, налогообложение, ФИНМА
1. Швейцарское законодательство, понятие, виды токенов
1.1.Понятие криптовалюты
Швейцарское законодательство не содержит определение понятия «криптовалюта» или «виртуальная валюта». Однако в своем докладе от 25 июня 2014 года правительство Швейцарии предложило следующее определение:
«Виртуальная валюта - это цифровое выражение ценности, которым можно торговать в Интернете, и хотя она выступает в качестве денег - т.е. она может использоваться как средство платежа за реальные товары и услуги, - она не признается в качестве законного платежного средства. (...) Виртуальные валюты существуют только в форме цифрового кода и, таким образом, не имеют эквивалента, выраженного в физической форме, например, в форме монет или банкнот. Учитывая их оборотоспособность,
виртуальные валюты необходимо классифицировать в качестве актива, имущества» п.2.2.11
Похожее определение было позже представлено ФИНМА (Swiss Financial Market Supervisory Authority, Швейцарский орган по надзору за финансовым рынком), а сам термин «виртуальная валюта» был упомянут в Швейцарском ордонансе по борьбе с отмыванием денег [2, п-2 п1 с1.
1.2.Швейцарское законодательство
Несмотря на то, что Швейцария признается «крипто-долиной» и считается одним из лидеров по привлечению проектов на базе блокчейн-технологий и распределенного реестра, в настоящее время в Швейцарии нет специально разработанного на законодательном уровне регулирования вопросов, связанных с криптовалютой и первичным размещением токенов (далее - ICO), что специально отмечено в Указаниях
ФИНМА 2018 г.[3, п-31. ICO - Первичное размещение токенов (initial coin offering, сокращ. ICO) представляет собой цифровой аналог осуществляемого компаниями первичного размещения акций (initial public offering, сокращ. IPO), которое, однако, может иметь место исключительно на базе блокчейна.
Как правительство, так и ФИНМА, отмечая высокий рост ICO в Швейцарии,
предпринимают попытки по интеграции инновационной технологии в сложившиеся правовые реалии. Такая интеграция состоит в адаптации возникающих на базе криптовалюты отношений в те законы, которые уже действуют в сфере налогообложения, оборота ценных бумаг, коллективных инвестиций, противодействия легализации доходов и финансированию терроризма и другие. Учитывая близкое сходство между ICO и классическими транзакциями на финансовом рынке, некоторые аспекты законодательства, действующего в сфере финансовых рынков, могут быть применены и к
ICO [3, п'31. Кроме того, если ФИНМА станет известно о проекте ICO, который нарушает действующее законодательство или целью которого является обход законодательства в сфере регулирования финансовых рынков, то будет инициировано судебное производство. Так, например, в июле 2018 года ФИНМА начало судебное производство в отношении Компании Envion AG в связи с нарушениями банковского законодательства в результате неразрешенного привлечения вкладов в рамках ICO EVN-токенов. В ходе расследования удалось установить, что эта компания привлекла средства в размере около 100 миллионов швейцарских франков от более чем 30 тысяч инвесторов в обмен на выпуск EVN-токенов в форме, схожей с облигациями [4]. Швейцарский кантональный суд Цуга вынес решение о ликвидации компании
Проекты ICO отличаются друг от друга, однако ФИНМА выделила два ключевых аспекта, которые можно найти в любом таком проекте:
1) Инвесторы передают свои средства, чаще всего в форме криптовалюты, организатору ICO/эмитенту;
2 ) Взамен инвесторы получают токены, которые создаются и хранятся в децентрализованной форме либо на базе блокчейна, который был специально сформирован для данного проекта ICO, либо на базе уже существующего блокчейна (например, Ethereum - далее «Эфир»).
1.3.Виды токенов
Под токеном понимается цифровая единица, наделяющая держателя теми или иными правами (в зависимости от вида токена), которые определяются эмитентом перед стартом
ICO I"6' с-27]. Поскольку нет общепризнанной классификации токенов ни в Швейцарии, ни на международном уровне, ФИНМА разработала свой подход и выделяет четыре
основные категории токенов п-3-1]:
■ Платежные токены (payment tokens), синоним «криптовалюты» - токены, которые предназначены для использования в настоящий момент или в будущем либо в качестве средства платежа за приобретенные товары или услуги, либо в качестве средства платежа или ценности. Примерами платежных токенов являются Биткоин (Bitcoin) и Эфир (Ethereum);
■ Имущественные токены (utility tokens) - токены, которые предназначены для предоставления цифрового доступа к приложению или сервису посредством использования блокчейн-технологии, т.е. держатели таких токенов имеют доступ к каким-либо услугам, опциям. Примером может служить внутренняя игровая валюта.
■ Токены - активы (asset tokens) - представляют собой активы, такие как долговые обязательства или требования по акциям эмитента. Содержат элементы ценных бумаг, являются инструментом инвестиций - право на долю в капитале проекта, право на получение дивидендов, право голоса и т.д. Токены-активы (кроме чисто долговых)
наделяют держателя правом на долю в будущей прибыли компании. С точки зрения их экономической функции такие токены аналогичны акциям, облигациям или деривативам.
■ Смешанные токены (hybrid tokens) - содержат черты разных токенов, например, токен-актив и имущесвтенный токен с функциями платежного токена. В таком случае токены считаются как ценной бумагой, так и средством платежа.
2. Токены как ценные бумаги
2.1. Квалификация токенов в качестве ценных бумаг
Отнесение того или иного вида токенов к категории ценных бумаг зависит от того, подпадают ли они под определение ценных бумаг, указанное в Законе об инфраструктуре финансового рынка (FMIA), согласно которому ценными бумагами признаются стандартизированные сертифицированные или бездокументарные ценные бумаги, деривативы и посреднические ценные бумаги, которые подходят для массовой стандартизированной торговли [7, п. 2 b].
Платежные токены (payment tokens) предназначены для использования в качестве средства оплаты и не аналогичны по своей функции традиционным ценным бумагам, поэтому ФИНМА не рассматривает платежные токены как ценные бумаги. Это
соответствует текущей практике в отношении Биткоина и Эфира [3, п. З-2-1"!.
Имущественные токены (utility tokens) не будут рассматриваться как ценные бумаги, если их единственная цель заключается в предоставлении прав цифрового доступа к приложению или услуге и если такой токен в этом случае может фактически использоваться в момент выдачи. В этих случаях основной функцией является предоставление прав доступа, а связь с рынками капитала, которая является типичной особенностью ценных бумаг, отсутствует. Но если имущественный токен дополнительно в момент выпуска имеет и инвестиционную цель (или такая цель является единственной), ФИНМА будет рассматривать такой токен как ценную бумагу (т.е. так же, как токены-активы) [3' п. 3.2.21.
Токены-активы (asset tokens)рассматриваются ФИНМА как ценные бумаги. Они представляют собой ценные бумаги в значении п. «b» ст. 2 Закона об инфраструктуре финансового рынка (FMIA), если они представляют собой бездокументарную ценную бумагу (или деривативы) и токены стандартизированы и подходят для массовой стандартизированной торговли.
В случае предварительного финансирования и предпродажной подготовки проектов ICO, которые дают право требования на приобретение токенов в будущем, эти права требования также будут рассматриваться как ценные бумаги, если они подходят для массовой стандартизированной торговли.
Если на основании указаний, изложенных выше, ФИНМА приходит к выводу, что токены ICO представляют собой ценные бумаги, они подпадают под регулирование ценных бумаг.
2.2.Лицензия на торговлю токенами
Для торговли токенами, которые квалифицируются как ценные бумаги, необходимо 1)
получить лицензию дилера согласно Закону о фондовых биржах (SESTA)^81; 2) соответствовать требованиям, предъявляемым к торговым площадкам, указанным в
Законе об инфраструктуре финансового рынка (FMIA)-7"; 3) выпустить проспект, который
удовлетворяет требованиям, указанным в Законе о финансовых услугах (FinSA)-91, (информация об эмитенте, размер и состав имеющегося капитала, бухгалтерская
отчетность, проверенная аудитором и др.) глава .
Кроме того, 1 января 2020 года вступили в силу Закон о финансовых учреждениях
(FiniA) I-10 и Закон о финансовых услугах (FinSA). Закон о финансовых учреждениях (FinIA) устанавливает требования к финансовым институтам: организационно-правовая форма, ответственность, компетенции.
Ценные бумаги охватываются Законом о финансовых услугах, поскольку они являются активами, то есть финансовыми инструментами и другими финансовыми вложениями по
смыслу FinSA -9, ст-3"". Кроме того, торговля ценными бумагами и выполнение поручений клиентов, связанных с торговлей криптоактивами является финансовой услугой. FinSA устанавливает межотраслевые правила предоставления финансовых услуг и продажи финансовых инструментов. Эти правила основаны на директивах и регламентах ЕС
(MIFID II-11", Prospectus Directive t121, PRIIPs-131) но включают корректировки, учитывающие особые обстоятельства Швейцарии. FinSA представляет собой «стандарт качества» для поставщиков финансовых услуг, согласно которому последние имеют ряд обязанностей перед клиентами и должны соответствовать определённым критериям.
2.3.Банковская лицензия
Выдача токенов, как правило, не связана с требованиями к выплате со стороны организатора ICO, и поэтому такие токены не подпадают под определение депозита и не регулируются Законом о банковской деятельности. В таком случае получение банковской лицензии не требуется. Текущая позиция FINMA заключается в том, что лицензия на осуществление банковских операций не требуется, если активы в виртуальной валюте передаются только для безопасного хранения и если эта виртуальная валюта хранятся отдельно в блокчейне для каждого клиента и каждый депозит относится к отдельному клиенту.
Но если существуют обязательства с характером долгового капитала (например, обязательство вернуть капитал с гарантированным возвратом), привлеченные средства рассматриваются как депозиты, и согласно Закону о банковской деятельности требуется получить лицензию, если к конкретной ситуации не применяются исключения п' 3'4"". Кроме того, деятельность провайдеров, которые принимают от клиентов криптовалюту, переводят ее в кошельки и управляют за них счетами, требует получения банковской лицензии.
2.4.Правовое регулирование коллективного инвестирования токенов
Что касается любых вложений токенов через схемы или фонды коллективного инвестирования или в отношении выдачи токенов, представляющих элементы в схемах коллективного инвестирования, необходимо учитывать правила Швейцарского закона о коллективных инвестициях от 23 июня 2006 года (CISA) и подзаконных актов к нему. Для целей CISA, схема коллективного инвестирования - это совокупность активов, привлеченных от инвесторов с целью коллективного управления ими от их имени. Регулирование CISA применяется независимо от юридической структуры, которая была выбрана для схемы или фонда коллективного инвестирования.
Цель Закона о коллективных инвестиционных схемах заключается в защите инвесторов и
обеспечении надлежащего функционирования рынка продуктов инвестиционных фондов. Выдача токенов, а также любая деловая деятельность в отношении токенов, должна быть проанализирована с точки зрения швейцарского регулирования схем коллективного инвестирования. Положения Закона о схемах коллективного инвестирования применяются только в том случае, если средства, принимаемые в
процессе ICO, управляются третьими сторонами [3, п' 3,5].
3. Налогообложение Налог на имущество - устанавливается на уровне кантонов.
В целях налогообложения криптовалюта должна быть конвертирована в швейцарский франк. Федеральная налоговая администрация представляет на конец каждого года коэффициенты конверсии для определенных криптовалют. Согласно общему пониманию налоговых органов различных кантонов, криптовалюты рассматриваются в качестве иностранной валюты U^-l.
Между Российской Федерацией и Швейцарией действует Соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - Соглашение) в отношении налога на капитал и на
доход [16' п 3 ст- 2].
Все элементы капитала резидента Договаривающегося Государства подлежат налогообложению только в этом Договаривающемся Государстве, за исключением случаев, когда капитал представлен:
0 недвижимым имуществом, находящимся в другом Договаривающемся Государстве; 0 движимым имуществом, составляющим часть коммерческого имущества постоянного
представительства, находящегося в другом Договаривающемся Государстве; 0 движимым имуществом, относящимся к постоянной базе, используемой резидентом в
другом Договаривающемся Государстве для оказания независимых личных услуг [16, ст-22]
Подоходный налог - Федеральный закон о прямом федеральном налоге (Bundesgesetz uber die direkte Bundessteuer) и Законы кантонов о налогах.
Подоходный налог взимается на 3 уровнях в соответствии с территориальным устройством государства: на федеральном уровне, кантональном и уровне коммун. В Швейцарии действуют прогрессивные ставки подоходного налога, которые в сумме максимально достигают 22% от налогооблагаемого дохода
Согласно вышеупомянутому Соглашению виды доходов резидента Договаривающегося Государства (т.е. резидента Швейцарии или России), независимо от источника их возникновения, о которых не говорится в статьях Соглашения, подлежат
налогообложению только в этом Государстве —п—1 ст'—211 (т.е. только в стране резидентства).
Доходы от отчуждения имущества подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество [16, п' 4 ст' 13]. Исключения представлены выше.
Налог на прирост капитала
Прирост капитала от движимых частных активов, которые включают в себя криптовалюту,
как правило, не подлежит налогообложению. Соответственно, и убытки от операций с криптовалютой не могут быть вычтены в целях налогообложения [15, п' 6].
Налог на прибыль - Федеральный закон о прямом федеральном налоге (Bundesgesetz über die direkte Bundessteuer) и Законы кантонов о налогах [18, ст- 1]
Если торговля криптовалютой осуществляется на профессиональной основе, любая прибыль (убытки) облагается налогом. Криптовалюты, которые квалифицируются как бизнес-активы, отражаются в балансе с балансовой стоимостью. Колебания цен должны учитываться в соответствии с общими принципами бухгалтерского учета [15, п,Г1, 5-6].
НДС
В целях обложения НДС криптовалюта рассматривается в качестве законного платежного средства в том смысле, что любые операции по купле-продаже или обмену криптовалюты освобождены от НДС.
Доходы от продажи товаров и услуг в Швейцарии, как правило, облагаются НДС по стандартной ставке 7,7 процента. Продажа платежных токенов рассматривается как обмен платежных средств, а не продажа товаров и услуг, поэтому соответствующие операции не облагается НДС. Продажа токенов-активов также освобождается от НДС. В отличие от этого, продажа имущественных токенов рассматривается как налогооблагаемая услуга, поэтому НДС 7,7% должен взиматься с имущественных токенов, продаваемых швейцарским инвесторам. При этом продажа имущественных токенов иностранным инвесторам не облагается НДС, поскольку это квалифицируется как необлагаемый налогом экспорт услуг.
В заключение отметим, что законодательство Швейцарии не содержит всеобъемлющего регулирования криптоактивов. В зависимости от квалификации различных типов токенов их режим приравнивается к операциям с теми активами, которые ближе всего к соответствующему типу. Так, для операций с токенами-активами требуется лицензия на право проведения операций с ценными бумагами. Аналогичный подход используется при налогообложении. Думается, что рост операций с криптоактивами неизбежно приведет к созданию более детального правового режима в недалеком будущем.
Библиография
1. Доклад правительства Швейцарии о виртуальной валюте от 25.06.2014 года режим доступа: URL: https://perma.cc/7VAB-FNBJ (дата обращения 15.11.2020).
2. Швейцарский ордонанс по борьбе с отмыванием денег от 03.06.2015 (в ред. от 01.01.2020), URL: https://www.admin.ch/opc/de/dassified-compilation/20143112/index.html (дата обращения 30.10.2020)
3. Методические рекомендации ФИНМА от 16.02.2018 URL:
https ://www.finma.ch/en/news/2018/02/20180216-mm-ico-wegleitung/ (дата обращения 15.10.2020).
4. Дело ФИНМА против компании Envion AG URL:
https ://www.finma.ch/en/news/2018/07/20180726-mm-envion/ (дата обращения 20.10.2020).
5. Информация о ликвидации комдании ENVION AG URL: http://www.envion.org/ и https://www.envion-konkurs.ch/ (дата обращения 20.10.2020).
6. Презентацию компании PWC «Регулирование финансовых рынков Швейцарии» URL: https ://www.fia.org/resources/swiss-financial-market-regulations-related-derivatives
(дата обращения 12.11.2020).
7. Закон об инфраструктуре финансового рынка (FMIA) от 19.06.2015 (в ред. от 01.01.2020) URL: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/20141779/index.html (дата обращения: 12.11.2020).
8. Закон о фондовых биржах (SESTA) от 24.03.1995 (в ред. от 01.01.2016) URL: https ://www.admin.ch/opc/de/official-compilation/2008/6521.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
9. Закон о финансовых услугах (FinSA) от 15.06.2018 (в ред. от 01.01.2020) URL: https ://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/20152661/index.html (дата обращения: 12.11.2020).
10. Закон о финансовых учреждениях (FinIA) от 15.06.2018 (в ред. от 18.02.2020) URL: https ://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/20152662/index.html (дата обращения: 12.11.2020).
11. Директива 2014/65/EU Европейского Парламента и Совета от 15.05.2014 о рынках финансовых инструментов и изменяющая Директиву 2002/92/EC и Директиву 2011/61/EU, OJ L 173, 12.6.2014, с. 349-496.
12. Директива 2003/71/EC Европейского Парламента и Совета от 04.11.2003 о проспекте, подлежащем опубликованию при публичном предложении ценных бумаг или их допуске к торгам, и изменяющая Директиву 2001/34/EC, OJ L 345, 31.12.2003, с. 64-89 - не действует с 20.07.2019, заменена Регламентом (ЕС) 2017/1129 Европейского Парламента и Совета от 14.06.2017 о проспекте, подлежащем опубликованию при публичном предложении ценных бумаг или допущен к торгам на регулируемых рынках и заменяющая Директиву 2003/71/EC, OJ L 168, 30.6.2017, с. 12-82.
13. Регламент (ЕС) No 1286/2014 Европейского Парламента и Совета от 26.11.2014 об упакованных розничных инвестициях и страховых продуктах (PRIIPs), OJ L 352, 9.12.2014, с. 1-23
14. Информационный бюллетень по виртуальным валютам по состоянию на 01.01.2020 URL: https://www.finma.ch/en/ (дата обращения: 15.11.2020).
15. Пояснительная брошюра для частных лиц. Кантон Цуг. Финансовый департамент. Налоговая администрация, Криптовалюты от 30.11.2017 URL: http://perma.cc/VGX2-C5HS (дата обращения: 15.11.2020).
16. Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 (ред. от 24.09.2011) URL: http://docs.cntd.ru/document/1902986 (дата обращения: 15.11.2020).
17. Информация о налоговых ставках с сайта Кантона Цуг. URL:
https ://www.zg.ch/international/english/individuals/tax/income-and-wealth-tax (дата обращения: 16.11.2020).
18. Федеральный закон о прямом федеральном налоге от 14.12.1990 (в ред. от 01.09.2020 URL: https://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/19900329/index.html (дата обращения: 15.11.2020).
19. Вопросы налогообложения по НДС URL:
https ://www.estv.admin.ch/estv/en/home/mehrwertsteuer/fachinformationen/was-ist-die-mehrwertsteuer.html (дата обращения: 17.11.2020).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предмет исследования довольно обширный и посвящен правовому регулированию «... криптоактивов в Швейцарии». Методология исследования - ряд методов, правильно используемых автором: сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ и синтез, логика и др. Актуальность обоснована автором во введении к статье и выражается в следующем: «Швейцарское законодательство не содержит определение понятия «криптовалюта» или «виртуальная валюта». Однако в своем докладе от 25 июня 2014 года правительство Швейцарии предложило ..определение» ее. Тут же автор при постановке проблемы говорит о том, что «Как правительство, так и ФИНМА, отмечая высокий рост ICO в Швейцарии, предпринимают попытки по интеграции инновационной технологии в сложившиеся правовые реалии». Научная новизна обоснована в исследовании автора. Стиль, структура, содержание заслуживают внимания. Исследование имеет многие необходимые структурные элементы: актуальность, постановка проблемы, цели и задачи, предмет, научная новизна и методология. Однако выводы можно сформулировать с учетом особенностей и российской действительности, тем более автором затрагивается Договор между Швейцарией и Россией.Стиль работы хороший, она легко читается и носит исследовательский характер. Содержание отражает существо статьи. Автор логично подводит читателя к существующей проблеме. В начале статьи автор акцентирует внимание читателя на предмете статьи: «Несмотря на то, что Швейцария признается «крипто-долиной» и считается одним из лидеров по привлечению проектов на базе блокчейн-технологий и распределенного реестра, в настоящее время в Швейцарии нет специально разработанного на законодательном уровне регулирования вопросов, связанных с криптовалютой и первичным размещением токенов (далее - ICO), что специально отмечено в Указаниях ФИНМА 2018 г. [3, п.3]». Он показывает, что «Учитывая близкое сходство между ICO и классическими транзакциями на финансовом рынке, некоторые аспекты законодательства, действующего в сфере финансовых рынков, могут быть применены и к ICO [3, п.3]». Автор отмечает «.если ФИНМА станет известно о проекте ICO, который нарушает действующее законодательство или целью которого является обход законодательства в сфере регулирования финансовых рынков, то будет инициировано судебное производство» и приводит пример. Далее автор переходит к анализу вопроса «Виды токенов», используя ссылки на «Методические рекомендации»: «Поскольку нет общепризнанной классификации токенов ни в Швейцарии, ни на международном уровне, ФИНМА разработала свой подход и выделяет четыре основные категории токенов [3, п.3.1]» и раскрывает их. Переходя к анализу вопроса «Токены как ценные бумаги», автор правильно показывает, что «Отнесение того или иного вида токенов к категории ценных бумаг зависит от того, подпадают ли они под определение ценных бумаг, указанное в Законе об инфраструктуре финансового рынка (FMIA), ...[7, п. 2 b]», и рассматривает их. При этом автор делает вывод: «Если на основании указаний, изложенных выше, ФИНМА приходит к выводу, что токены ICO представляют собой ценные бумаги, они подпадают под регулирование ценных бумаг». Автор замечает: «Для торговли токенами, которые квалифицируются как ценные бумаги, необходимо» и автор перечисляет требования согласно соответствующих НПА. Примеры подкрепляются ссылками на НПА и делается вывод: «Ценные бумаги охватываются Законом о финансовых услугах, поскольку они являются активами, то есть финансовыми инструментами и другими финансовыми вложениями по смыслу FinSA [9, ст.3]». Переходя к анализу вопроса «Банковская лицензия», автор правильно показывает, что «.Текущая позиция FINMA заключается в том, что лицензия
на осуществление банковских операций не требуется, если активы в виртуальной валюте передаются только для безопасного хранения и если эта виртуальная валюта хранятся отдельно в блокчейне для каждого клиента и каждый депозит относится к отдельному клиенту». При этом автор, рассматривая вопрос «Налогообложение», отмечает: ««В целях налогообложения криптовалюта должна быть конвертирована в швейцарский франк». Автор замечает: «Согласно общему пониманию налоговых органов различных кантонов, криптовалюты рассматриваются в качестве иностранной валюты [15]» и «В Швейцарии действуют прогрессивные ставки подоходного налога, которые в сумме максимально достигают 22% от налогооблагаемого дохода [17]». Автор рассматривает также «Налог на прирост капитала», «Налог на прибыль», «НДС» и отмечает, что, в частности, «Продажа платежных токенов рассматривается как обмен платежных средств, а не продажа товаров и услуг, поэтому соответствующие операции не облагается НДС. Продажа токенов-активов также освобождается от НДС. В отличие от этого, продажа имущественных токенов рассматривается как налогооблагаемая услуга, поэтому НДС 7,7% должен взиматься с имущественных токенов, продаваемых швейцарским инвесторам». Все выводы подкреплены ссылками на НПА Швейцарии. В заключение автор подводит итог: «В заключение отметим, что законодательство Швейцарии не содержит всеобъемлющего регулирования криптоактивов» и приводит свои доводы, в частности «В зависимости от квалификации различных типов токенов их режим приравнивается к операциям с теми активами, которые ближе всего к соответствующему типу...», «...для операций с токенами-активами требуется лицензия на право проведения операций с ценными бумагами. Аналогичный подход используется при налогообложении ...». И автор не теряет оптимизма: «Думается, что рост операций с криптоактивами неизбежно приведет к созданию более детального правового режима в недалеком будущем». Как нам кажется, приведены конкретные, однозначные, дающие для практики и теории выводы. Необходимо констатировать, что журнал, в который представлена статья является научным, и автор направил в издательство статью, не соответствующую всем требованиям, предъявляемым к научным публикациям, в частности для научной полемики он не обращается к текстам научных статей оппонентов, а только к НПА, докладам и рекомендациям. Библиография содержит только нормативные акты, «Методические рекомендации», доклады и т. д., но отсутствуют современные научные исследования, к которым автор мог бы обращаться. Хотя это позволило автору правильно определить проблемы и поставить их на обсуждение. Он, исследовав их, раскрывает предмет статьи. К замечаниям можно отнести полное отсутствие научной составляющей библиографии. Апелляция к оппонентам в связи с вышесказанным отсутствует. Автором в связи с этим не используется материал других исследователей. Выводы - работа заслуживает опубликования, но рекомендуется доработать ее в части оппонентов и конечно научной полемики, интерес читательской аудитории будет после этого только возрастет.