DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10743 МИХАЙЛИНА Екатерина Борисовна,
студентка 1 курса магистратуры 40.04.01 Юриспруденция, Самарский государственный экономический университет, г. Самара
e-mail: [email protected]
Научный руководитель: ЛОШКАРЕВ Андрей Викторович,
кандидат юридических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ В ШВЕЙЦАРИИ И ГЕРМАНИИ КАК ПОЗИТИВНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ ЛЕГИТИМИЗАЦИИ ЕЕ В РФ.
Аннотация. В статье рассмотрены основы правового регулирования криптовалюты и системы реестра распределенных данных, примеры их использования в бизнесе и на государственном уровне, формы правового контроля, налогообложения и преференций для участников рынка. Также проанализированы показатели инновационных и производственных достижений, перспективы и проблемы внедрения.
Ключевые слова: цифровая экономика; криптовалюта; реестр распределенных данных; инвестиции; экосистема; политика; ICO; STO; AML; KYC; блокчейн; биткоин; технологии; Швейцария; Германия; Россия; ГИИ; ИВК.
MIKHAILINA Ekaterina Borisovna,
1st year student of magistracy, 40.04.01 Jurisprudence, Samara state University of Economics, Samara city
Scientific supervisor: LOSHKAREV Andrey Viktorovich,
Candidate of Juridical Sciences, docent, Samara state University of Economics
LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES IN SWITZERLAND AND GERMANY AS A POSITIVE EXAMPLE FOR LEGITIMIZING IT IN THE RUSSIAN FEDERATION.
Annotation. The article discusses the basics of legal regulation of cryptocurrencies and distributed data registry systems, examples of their use in business and at the state level, forms of legal control, taxation and preferences for market participants. Indicators of innovation and production achievements, prospects and problems of implementation are also analyzed.
Key words: digital economy; cryptocurrency; distributed ledger technology; investment; ecosystem; policy; ICO; STO; AML; KYC; blockchain; bitcoin; technology; Switzerland; Germany; Russia; GII; CPI.
Криптовалютный рынок неуклонно развивается и захватывает интерес все большего количества пользователей. Крупнейшие компании, например Overstock, PayPal, Microsoft и многие другие, официально принимают оплату виртуальной валютой. Они оценили ее глобальные преимущества, такие как скорость транзакций, снижение затрат, доступ к базе новых пользователей, отслеживаемость и прозрачность. Криптовалюта уже доказала не просто свою жизнеспособность, но и прорывную
динамику и огромный потенциал. Естественно, правительства стран мира уже не могут игнорировать цифровые валюты, возникает неизбежный выбор: либо власти должны ее узаконить и иметь возможность регулирования, либо криптовалюта может нанести чрезвычайный урон экономике, политике и других сферам, перейдя «в тень» и работая на преступность и терроризм или просто «утекая» в другие страны.
К тому же, мощная система Блокчейн (реестр распределенных данных, цепочка блоков), на
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
которой основана самая известная криптовалюта Биткоин, может использоваться не только для создания цифровых активов, но и для разработки платформ, экосистем, как международных, так и национальных; для сбора, хранения, структурирования больших объемов информации, а главное их передачи и взаимодействия пользователей в защищенной от несанкционированного доступа и изменения данных среде [1], например Factom (компания применяет реестр в сфере управления данными), Everledger (создали реестр, в котором хранятся «цифровые паспорта» на каждый бриллиант, с его с историческими данными, доступ к которым предоставляется по запросу от заинтересованных лиц или правоохранительных органов), 2WAY.IO, ShoCard, Guardtime, BlockVerify, HYPR, Onename (используют систему для идентификации прав доступа пользователей), а также системы автоматизации бизнес-процессов внутри компаний, которые можно использовать на государственном уровне. Естественно, криптовалюта: ее форма и технология создания и трансформации -главная угроза для коррупции и бюрократии, что заставляет опасаться внедрения данных технологий на высшем уровне заинтересованных лиц и структур.[2, 3].
Далее приведены несколько стран, категорически не приемлющих криптовалюту в своем государстве и соответственно их индекс восприятия коррупции (далее — ИВК) ежегодного рейтинга от авторитетного антикоррупционного центра «Transparency International» по итогам 2019 года, опубликованных 23 января 2020 года. Чем ближе этот показатель к минимальному значению 0, тем больше коррумпированность, максимальное значение 100 соответствует отсутствию коррупции (идеальное значение).
• Эквадор — обещают конфискацию и уголовную ответственность (запрет криптовалют с 2014 года). ИВК 38 — не очень позитивный результат. Лучше чем в предыдущие периоды, но для сравнения в Швейцарии — 85, в Германии - 80;
• Боливия — в плане криптовалюты наиболее жестокие санкции. Показательно для профилактики будущих «преступлений с криптова-лютой» арестованы более 60 человек, во избежании использования не регулируемой правительством страны единственной национальной денежной единицы: незаконно использовать «какую-либо валюту, которая не была выпущена и не контролируется правительством». ИВК — 31, есть над чем работать.
• Киргизия — категорически против использования криптовалюты и ее аналогов, в связи с этим опубликовали Заявление о запрете
хождения виртуальных валют на их территории; видимо граждане понимают ответственность, хоть и концептуальную (прогнозируемую, самостоятельно каждым отдельно, так как соответствующих НПА нет), так как скачивание копий официального кошелька бит-коина с ip-адресов, Киргизсцами минимально и те зафиксированы до.. Заявления. ИВК — 30.
• Бангладеш — для безопасности своих граждан упреждают от использования виртуальных денег, так как «в валюте отсутствует центральная платежная система, в результате чего потребители становятся финансово уязвимыми», и ввели уголовную ответственность за соответствующее правонарушение, точнее преступление. Ожидаемо низкий ИВК — 26 [3, 4].
Однако есть ряд государств, которые предпочитают взять цифровой бизнес под контроль, нежели дальнейщий расцвет коррупции, теневой экономики и спонсирование терроризма.
Швейцария — нейтральная и успешная. Первенство во всех рейтингах (особенно Индекс лучшей жизни из года в год, ГИИ — «глобальный индекс инноваций», соответственно конкурентноспособность, экономика, образование, и т. д.).
«Криптодолина» - Швейцарский Цуг — высокотехнологичный криптовалютный центр; один из лучших для ICO (Initial Coin Offering - первичное размещение монет-токенов для инвесторов будущих проектов, предложение монет - криптовалюты.. «мое дело — предложить, Ваше быстро купить», иначе не ICO) и STO (Security Token Offerings — «предложение токена-ценной бумаги» - форма инвестирования блокчейн-проектов, по-нашему превращаем токены в актив рынка ценных бумаг, также называется эмиссия инвестиционных токенов).
Здесь власти уделяют особое внимание правовому регулированию и контролю над цифровыми финансами. Совершенствование борьбы по AML (инструменты по противодействию с «отмыванием денежных средств Он-лайн»), соблюдение норм AML - обязательно. Выпущено официальное руководство по ICO, оно одобрено FINMA (Swiss Financial Market Supervisory Authority -Управление надзора за операциями финансового рынка Швейцарии). Парламент Швейцарии наделил FINMA полной властью над всеми финансовыми и страховыми организациями страны. Управление неоднократно заявляло о своей приверженности принципу «один бизнес - одни правила».
В Швейцарии для упрощения правового регулирования токены разделены на три вида: платёжные (payment tokens), служебные (utility
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
tokens), имущественные (asset tokens) и отдельным блоком идёт, сочетающая в себе признаки основных типов токенов так называемая гибридная форма. ICO рассматриваются в качестве ценных бумаг. Платёжные токены не являются законным средством платежа, но могут быть легально использованы в таком качестве (по согласованию сторон). Чтобы начать криптовалютнай бизнес необходимо получить подтверждение FINMA. Для неурегулированных законом активов нельзя использовать существующие лицензии, например как до недавнего времени, для бизнеса по продаже прав DLT (Distributed Ledger Technology -Технология распределенного реестра), однако специальные разрешения уже разрабатываются правительством (Закон «О блокчейне» вступит в законную силу в начале 2021 года), а вот для операций с биткоинами — лицензии и вовсе не нужны.
Главный принцип правового регулирования в Швейцарии — прозрачность, легальность, соблюдение правил и норм FINMA и требований AML (ANTI MONEY LAUNDERING — противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем) и KYC (Know Your Customer — знай своего клиента). Криптохолдинги облагаются налогом на богатство (обязательное декларирование). Налоги на прирост капитала и компенсацию убытков распрастраняются только на профессиональных трейдеров ЦФА (цифровые финансовые активы). То есть налогами облагаются только операции на коммерческой основе.
Классификация криптоактивов (токенов) здесь произведена следующим образом.
- Разменный — классическая криптовалюта, такие как Эфириум или Биткоин. Его используют для оплаты товаров и услуг, или для сохранения платежной стоимости.
- Ютилити — по свойствам схож с купоном, то есть обменять его на продукт или услугу можно только в конкретной экосистеме, построенной эмитентом токена.
- Инвестиционный — соотносим с ценными бумагами, швейцарское законодательство допускает рассматривать инвестиционные токены именно наравне с ними, также как акции, облигации, фьючерсы или др.
Саму криптовалюту власти соотносят с фиатными деньгами, поэтому она не облагается налогом на добавленную стоимость. В упомянутом выше Швейцарском городе Цуг вот уже как 2 года, биткоинами можно оплачивать различные услуги, в том числе коммунальные. 3 сентября швейцарский кантон Цуг начал принимать налоговые платежи в биткоинах и Ethereum.
Благодаря такой открытой, прогрессивной политике и позитивному правовому регулированию, Швейцария занимает 1-е место среди 49
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
стран с высоким уровнем дохода; первая среди экономик 39 стран Европы; уже десятый год подряд - является мировым лидером в области инноваций: высокие показатели производительности по всем семи областям ГИИ — Глобальный или мировой инновационный индекс.
Особо должна отметить блестящую инновационную экосистему, обеспечивающую сотрудничество университетов и промышленности, занимающую 2-е место в мире.[2, 4]. Одна из первых в Европе разработала правовое регулирование криптовалюты Германия. Отношение к ЦФА в юрисдикции «взвешенно-благожелательное». Еще в 2011 году BaFin (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht - Федеральное управление финансового надзора Германии) классифицировал криптовалюту в качестве финансовых инструментов. Операции с криптова-лютами, связанные с бизнесом по предоставлению финансовых услуг на коммерческой основе или банковской деятельностью, могут осуществляться только после получения письменного разрешения BaFin. Очередное определение криптовалюты дано в Заявлении BaFin от 02.03.2020 г. Если компании ведут деятельность, связанную с криптовалютами, они обязаны получить соответствующую лицензию, в соответствии с требованиями пятой директивы ЕС (5AMLD EU), однако в противном случае, штрафные санкции не налагаются, вменена обязанность в ее получении в установленные законом сроки.
Криптобиржи (платформы для торговли виртуальными деньгами) здесь регистрируются в качестве финансовых компаний и должны соответствовать двум критериям: уставной капитал не менее 730 000 евро, обязательная отчетность в «четко регламентированные термины BaFin». Совет по туризму Германии одобрил биткоин в качестве «приемлемого платежного средства». Для проведения сделок купли-продажи с крипто-валютами, банки обязаны получить одобрение BaFin. В стране запущен совместный проект Wertpapierhandels Bank и Solaris Bank в качестве сервиса по торговле криптовалютами. Также стоит упомянуть онлайн-сервис международного однорангового кредитования Bitbond. В качестве системообразующей платформы он использует бит-койны.
Если криптовалюта продается в срок до 1 года с момента покупки, такая операция облагается подоходным налогом налогом на прирост капитала, если через год и более - налог не начисляется, при этом действует налоговый вычет в размере 600 евро. Также налогом на доход облагается майнинг, как создание цифровой валюты. Из определения следует:
Криптовалюты — это цифровая ценность
Биткоины - расчётные единицы и частные деньги, соответственно с их транзакций налог не взимается.
Германия — одна из первых стран в Европе, в которой реализован такой инновационный проект - онлайн-сервис международного однорангового кредитования Bitbond, в котором финансовыми инструментами являются биткоины. [5, 6].
Должна отметить, что аналогично Российскому Центробанку (ИВК России составляет 28, соответственно 137 место из 180 возможных), Национальный банк Германии (Deutsche Bank) с опасением относится к криптовалюте, утверждая, что они стимулируют киберпреступность и повышают риск мошенничества. В связи с этим требует запретить виртуальную валюту и предупреждает о неблагоприятных возможных последствиях. Однако правительство и общество в целом не подвергают сомнению легитимность криптова-люты.
В глобальном рейтинге инновационных экономик Bloomberg Innovation Index 2020 Германия в первый раз за последние 7 лет заняла первое место, обогнав посоянного лидера Южную Корею. Абсолютное превосходство над другими экономиками мира в рейтинге принесли 4 показателя из семи: интенсивность исследований и разработок, производство добавленной стоимости, эффективность образования и концентрация исследований. [2, 7].
Финансовые институты с интересом изучают криптовалюту, ищут способы ее регулирования и интеграции ее механизмов в свою деятельность, с целью сделать отношения во всех сферах жизни общества более честными и прозрачными. Правительства ведущих стран мира, понимают неизбежность и необходимость цифровых инструментов, поэтому смело экспереминтируют с внедрением указанных технологий и систем, получая позитивные результаты и корректируя законодательство по мере необходимости и возникновения новых видов отношений.
В Российской Федерации в рамках национального проекта «Цифровая экономика» одной из главных целей заявлено стимулирование экономики и повышение ее эффективности за счет новых технологий и инвестиций в инновации. Однако, в действительности мы видим несовершенность и абсолютную неактуальность, по сравнению с современными методами правового регулирования в успешных экономиках мирового уровня, российского законодательства, в котором регулятор всячески избегает признания криптова-люты в качестве активов, как в Швейцарии, или финансовых инструментов, как в Германии. Напротив, новый Федеральный Закон от
31.07.2020 №259-ФЗ (который должен вступить в силу с нового 2021 года) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не только не дает правового статуса цифровой валюте, но наоборот, вносит противоречия и неопределенность в возможности ее выпуска, использования и обращения. Указанные в НПА цифровые финансовые активы, являющиеся по сути цифровыми ценными бумагами по российскому праву вряд ли могут рождать интерес на международном рынке. Также как и до принятия Закона, Россия остается непривлекательной юрисдикцией для криптобирж (конвертация цифровой валюы или использование ее в качестве средства платежа, является не законным для резидентов РФ), также как для инвестиций (в том числе ICO, STO и пр. старт-апов). Кроме того, на данный момент наблюдается отток ИТ-кадров, получающих вознаграждения, как правило, в цифровой иплементации, в страны с позитивным правовым полем в соответствующих сферах.
Без разработки определенных лицензий, разрешений, четких и понятных правовых норм и систем регулирования для действительно комфортного развития цифрового бизнеса и оборота цифровых валют, направления поддержки развития ИТ-привлекательности, заявленные руководством России не могут быть осуществлены, соответственно инвестиции получают прогрессивные страны, использующие достоинства криптосферы и контролирующие ее законность. Затрачивая огромные бюджетные средства на громкие национальные проекты, российский законодатель отказывается от мощного инструмента, пытаясь его игнорировать и прямым текстом отправляя его в другие юрисдикции. Вместо того, чтобы вооружиться эффективными разработками того же Евросоюза в плане стандартов AML и KYC, российские власти потворствуют развитию коррупции и теневой цифровой экономики.
Главные вопросы, которые должны решаться для инноватизации и цифровизации экономики — это способы и формы регулирования центральным банком, не препятствующие развитию технологий и их распрастранению, безусловная легальность правоотношений, достижении их прозрачности и 100%-ной идентификации, лицензирование торговли, безопасность частных, коммерческих и публичных данных, при этом их четкая структуризация и неприкосновенность от вторжений. Данная проблема является глобальной, поэтому задача должна решаться не только на национальных уровнях, а объединенными усилиями всего прогрессивного мирового сообщества, частью которого может стать Российская Федерация.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
Список литературы:
[1] Основы цифровой экономики: учебник и практикум для вузов / М.Н. Конягина [и др.]; ответственный редактор М. Н. Конягина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13476-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/459173 (дата обращения: 28.09.2020).
[2] Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая)
[3] «Habr». https://habr.com/ru/company/wirex/ blog/397999/ Дата обращения 30.09.2020г.
[4] Transparency International 2020. https:// transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ Дата обращения 03.10.2020г.
[5] Cornell University, INSEAD, WIPO | Год издания: 2020 . The Global Innovation Index. Официальный сайт. В соответствии с требованиями лицензии Creative Commons — Attribution (BY) 3.0 IGO. https://www.wipo.int/publications/en/details. jsp?id=4514 Дата обращения 30.09.2020.
[6] «Finance Magnates Ltd.» Дата обращения 01.10.2020.
[7] Bloomberg L.P. https://www.bloomberg.com/ news/articles/2020-01-18/germany-breaks-korea-s-six-year-streak-as-most-innovative-nation. Дата обращения 02.10.2020.
Spisok literatury:
[1] Osnovy cifrovoj ekonomiki: uchebnik i praktikum dlya vuzov / M.N. Konyagina [i dr.]; otvetstven-nyj redaktor M. N. Konyagina. — Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2020. — 235 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5-534-13476-6. — Tekst: elektronnyj // EBS YUrajt [sajt]. — URL: https://urait.ru/ bcode/459173 (data obrashcheniya: 28.09.2020).
[2] Vvedenie v «Cifrovuyu» ekonomiku / A.V. Keshelava V.G. Budanov, V.YU. Rumyancev i dr.; pod obshch. red. A.V. Keshelava; gl. «cifr.» kons. I.A. Zim-nenko. - VNIIGeosistem, 2017. - 28 s. (Na poroge «cifrovogo budushchego». Kniga pervaya)
[3] «Habr». https://habr.com/ru/company/wirex/ blog/397999/ Data obrashcheniya 30.09.2020g.
[4] Transparency International 2020. https:// transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-ko-rruptsii/ Data obrashcheniya 03.10.2020g.
[5] Cornell University, INSEAD, WIPO | God izdaniya: 2020 . The Global Innovation Index. Ofi-cial'nyj sajt. V sootvetstvii s trebovaniyami licenzii Creative Commons — Attribution (BY) 3.0 IGO. https://www.wipo.int/publications/en/details. jsp?id=4514 Data obrashcheniya 30.09.2020.
[6] "Finance Magnates Ltd." Data obrashcheniya 01.10.2020.
[7] Bloomberg L.P. https://www.bloomberg.com/ news/articles/2020-01 -18/germany-breaks-korea-s-six-year-streak-as-most-innovative-nation. Data obrashcheniya 02.10.2020.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
л_
-
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020