Научная статья на тему 'Правовое регулирование космического туризма'

Правовое регулирование космического туризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SPACE LAW / LEGAL REGULATION / SPACE TOURISM / COMMITTEE ON THE PEACEFUL USES OF OUTER SPACE (COPUOUS) / TREATY ON SPACE ACTIVITIES / КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / КОМИТЕТ ПО МИРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА (COPUOUS) / ДОГОВОРА ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Арина Сергеевна, Жданова Олеся Владимировна, Остапюк Владимир Григорьевич

Космический туризм был определен как «любая Коммерческая деятельность, предлагающая клиентам прямой или косвенный опыт космического путешествия». Официальное определение туризма, представленное Всемирной туристической организации (ВТО) и Статистическим комитетом Организации Объединенных Наций в 1994 году, гласит: «это деятельность людей, путешествующих и останавливающихся в местах вне их обычной среды не более чем на один год с целью отдыха…». Туризм, следовательно, требует присутствия трех различных компонентов: материальная доступность для туристов; свободное время, которое можно тратить на организацию поездок и сами поездки; поддержание инфраструктуры туризма, которая предлагает проживание, питание, услуги транспорта, осмотр достопримечательностей, чтобы турист мог увидеть их, приобрести сувениры. Приведенное выше определение космического туризма содержит «косвенный опыт», который относится к деятельности, такой как перелет ради наслаждения, несколько секунд в невесомости. Однако пока эти рейсы только приближаются к краю космического пространства, они пока не проникли в космическое пространство. Таким образом, вопросы космического права охватывают далеко не все перелеты космических туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of space tourism

Space tourism was defined as “any Business activity offering customers direct or indirect experience of space travel”. The official definition of tourism is submitted by the World Tourism Organization (WTO) and the United Nations Statistical Committee in 1994, we can read that: “it is the activities of people traveling and staying in places outside their normal environment for not more than one year for the purpose of rest …”. Tourism, therefore, requires the presence of three different components: material accessibility for tourists; Free time, which can be spent on travel arrangements and trips; Maintenance of tourism infrastructure that offers accommodation, food, transportation services, sightseeing so that the tourist can see them, buy souvenirs. The above definition of space tourism contains “indirect experience”, which refers to activities such as flying for pleasure, a few seconds in weightlessness. However, while these flights are only approaching the edge of outer space, they have not yet penetrated into outer space. Thus, the issues of space law cover not all flights of space tourists

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование космического туризма»

Section 7. International law

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJLPS-17-2-43-48

Stepanenko Arina Sergeevna, Belgorod State National Research Universityy Student, the Law Institution E-mail: stepanenko431@mail.ru Zhdanova Olesya Vladimirovna, Belgorod State National Research University, Senior Lecturer, the Law Institution E-mail: zhdanova-o@bsu.edu.ru Ostapyuk Vladimir Grigorievich, Belgorod State National Research University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

the Law Institution E-mail: ostapyuk@bsu.edu.ru

Legal regulation of space tourism

Abstract: Space tourism was defined as "any Business activity offering customers direct or indirect experience of space travel". The official definition of tourism is submitted by the World Tourism Organization (WTO) and the United Nations Statistical Committee in 1994, we can read that: "it is the activities of people traveling and staying in places outside their normal environment for not more than one year for the purpose of rest ...". Tourism, therefore, requires the presence of three different components: material accessibility for tourists; Free time, which can be spent on travel arrangements and trips; Maintenance of tourism infrastructure that offers accommodation, food, transportation services, sightseeing so that the tourist can see them, buy souvenirs.

The above definition of space tourism contains "indirect experience", which refers to activities such as flying for pleasure, a few seconds in weightlessness. However, while these flights are only approaching the edge of outer space, they have not yet penetrated into outer space. Thus, the issues of space law cover not all flights of space tourists.

Keywords: space law, legal regulation, space tourism, Committee on the Peaceful Uses of Outer Space (COPUOUS), treaty on space activities.

Степаненко Арина Сергеевна, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Студент, Юридический институт E-mail: stepanenko431@mail.ru Жданова Олеся Владимировна, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старший преподаватель, Юридический институт

E-mail: zhdanova-o@bsu.edu.ru Остапюк Владимир Григорьевич, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Кандидат юридических наук, доцент, Юридический институт

E-mail: ostapyuk@bsu.edu.ru

Правовое регулирование космического туризма

Аннотация: Космический туризм был определен как «любая Коммерческая деятельность, предлагающая клиентам прямой или косвенный опыт космического путешествия». Официальное определение туризма, представленное Всемирной туристической организации (ВТО) и Статистическим комитетом Организации Объединенных Наций в 1994 году, гласит: «это деятельность людей, путешествующих и останавливающихся в местах вне их обычной среды не более чем на один год с целью отдыха...». Туризм, следовательно, требует присутствия трех различных компонентов: материальная доступность для туристов; свободное время, которое можно тратить на организацию поездок и сами поездки; поддержание инфраструктуры туризма, которая предлагает проживание, питание, услуги транспорта, осмотр достопримечательностей, чтобы турист мог увидеть их, приобрести сувениры.

Приведенное выше определение космического туризма содержит «косвенный опыт», который относится к деятельности, такой как перелет ради наслаждения, несколько секунд в невесомости. Однако пока эти рейсы только приближаются к краю космического пространства, они пока не проникли в космическое пространство. Таким образом, вопросы космического права охватывают далеко не все перелеты космических туристов.

Ключевые слова: космическое право, правовое регулирование, космический туризм, Комитет по мирному использованию космического пространства (COPUOUS), договора по космической деятельности.

Противостояние космического туризма и пра- чтобы сделать ее возможной, адвокаты усложня-ва — это типичная ситуация. Каждый раз, когда ют ситуацию. Это заложено в законе, которого кто-то разрабатывает новую концепцию и планы, в некотором отношении не хватает на инновации.

1_еда1 геди!айоп of враее !оиг1вт

Сложная деятельность требует правовой основы для контроля за своим исполнением. Космический туризм обещает стать мульти-миллиардным бизнесом, и это, безусловно, вызов, чтобы создать или организовать правовые условия для осуществления этой деятельности. Эта статья пытается затронуть некоторые важные вопросы, касающиеся космического туризма в соответствии с точкой зрения международного публичного и космического права [2, С. 60].

Без сомнения, космический туризм станет достоянием частных предприятий. Проблема не в том, что коммерческая деятельность обязательно касается неправительственных организаций или частного сектора. Но по какой-то причине туризм и исследования всегда были частными предприятиями, которые до сих пор осуществляют идеи космического туризма. И это должно быть реализовано с целью достижения экономических и социальных выгод с меньшим государственным контролем. Без сомнения, космический туризм по многим причинам реализуется в общественных интересах. Одна из них — это возможность создать совершенно новую часть промышленности, работающую на космическом сырье, ориентированную на исследования или на туризм, что соответственно, создает огромную потребность в человеческих силах. Это должно быть мотиватором для государства, для его поддержки частных предприятий в их деятельности [11, С. 53].

Частные предприятия работают в первую очередь в соответствии с их национальным законодательством. Однако частные предприятия, которые заняты проектами космического туризма в космическом пространстве, также должны соответствовать международным нормам, поскольку затронули интересы всего мира. Это не ново — участие частного сектора в космической деятельности. В основном это происходит косвенным образом, т. е. означает, что правительственные или неправительственные организации делегируют определенные задачи частным предприятиям.

Космический туризм будет требовать другого измерения: прямого или ведущего участия. Таким образом, правовые условия, касающиеся частной деятельности в космическом пространстве, должны быть детально проанализированы [7, С. 2].

Космический туризм относится к тем причинам, которые мотивируют частных предпринимателей совершать экономико-правовые действия: желание космических путешествий — это не совсем законно-значимый критерий. Например, «типичный» самолет будет перевозить туристов (летящие лица осуществляют полет, потому что они любят летать или хотят провести свой отпуск далеко от дома), а также пассажиров, которым просто нужно попасть в другое место по их личным или рабочим причинам. Но, юридически говоря, все пассажиры в таком полете не равны с точки зрения авиационного законодательства — идет ли речь о договорной ответственности, праве потребителей или миграционном законодательстве [4, С. 33].

Комитет по мирному использованию космического пространства (СОРиОИБ) был создан в 1958 году и стал постоянно действующим в 1959 году. По состоянию на 2016 год есть 77 стран-участниц, в том числе основных космических держав, таких как США (НАСА), России (Роскосмос), Японии, Китая, Канады, Бразилии, Австралии и государств-членов Европейского космического агентства [6, С. 73]. СОРиОИБ является движущей силой пяти договоров и пяти принципов, которые управляют освоением космоса. Основным договором является договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, или просто «Договор по космосу». Он был ратифицирован в 1967 году и во многом опирается на совокупность правовых принципов Генеральной Ассамблеи, принятой в 1962 году [1, С. 371].

Договор имеет несколько основных пунктов. Некоторые основные из них:

• Пространство бесплатно для исследований всех наций, и суверенные претензии не могут быть сделаны. Космическая деятельность должна осуществляться на благо всех народов и людей. Так, например, никто не владеет Луной;

• Ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения не должно быть на орбитах вокруг Земли, на небесных телах или в других космических объектах. Другими словами, мир является единственно приемлемым принципом использования космического пространства;

• Отдельные нации (государства) несут ответственность за любой ущерб, вызванный их космическими объектами. Отдельные государства также несут ответственность за все правительственные и неправительственные мероприятия, проводимые их гражданами. Эти государства должны избегать вредного загрязнения в связи с космической деятельностью [1, С. 373];

В поддержку договора по космосу в 1960-х и 1970-х годах были подписаны четыре других договора для поддержки мирного освоения космоса. Этими договоров (далее по названиям) являются:

• Соглашение о спасении Космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство («Соглашение о Спасении», 1968) сформировано, чтобы дать космонавтам помощь при незапланированной посадке или, когда они сталкиваются с чрезвычайной ситуацией. Соглашение также предусматривает, что стороны будут содействовать обнаружению космических объектов, которые возвращаются на Землю за пределами территории стартовой площадки;

• Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами («Конвенция об ответственности», 1972) излагает соображения по компенсациям, если космический объект вызывает повреждения имущества или потери человеческой жизни. Конвенция также устанавливает, что, когда две или более сторон совместно производят запуск

космического объекта, они могут нести взаимную ответственность за всю сумму ущерба, независимо от доли участника;

• Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство («Конвенция о регистрации», 1975), составлена для оказания помощи странам в отслеживании всех объектов, запускаемых в космическое пространство. Этот реестр Организации Объединенных Наций имеет важное значение для таких вопросов, как избегание столкновений и мусора;

• Проект «соглашения о Луне» (1979), в котором даются более подробные сведения о космическом пространстве, договоре имущественных прав и использовании Луны и других небесных тел в Солнечной системе (за исключением объектов, которые, естественно, попадают на Землю от объектов, в частности, метеоритов). Этот договор был подписан 16 странами, все из которых являются незначительными фигурами в освоении космоса [9, С. 55].

Область космического права развивалась для решения таких вопросов, как право собственности, оружия в космическом пространстве, защиты космонавтов и многих других вопросов. Однако космическое право остается сложной областью. Обязательной и эффективной системы урегулирования споров в области космического права не существует [10, С. 86].

Особенно это касается частных предприятий, которые выполняют коммерческую космическую деятельность, такую как космический туризм. Для них правовое обеспечение - на уровне частного и публичного международного права — это обязательное требование [5, С. 34].

Очевидно, что космический туризм, как любая коммерческая деятельность в космосе, нуждается в юридической безопасности, поскольку в противном случае инвестиции будут в опасности и могут стать объектом манипуляций государства, например, дипломатических, политических или просто финансовых [8, С. 41].

Legal regulation of space tourism

Недавно в Индии был открыт офис космического туристического агентства «Галактическая Дева»: британский предприниматель Ричард Брэнсон открыл свой офис в Нью-Дели для продаж по всему миру мест на пассажирские рейсы в космос ЦО 2010 за дополнительную плату в размере $200,000. Было решено, что корабль будет спущен на высоте 50000 футов над землей и по выходе из материнского корабля возьмет вертикальную траекторию на скорости в три раза большей скорость звука. Около 300 человек, включая четырех индейцев, купили билеты в путешествие на космическом корабле. Предполагалось, что потребуется около 18 месяцев, чтобы начать промышленную эксплуатацию этой идеи. Богатые люди со здоровым сердцем и легкими смогут отправиться в это путешествие. Власти объяснили, что, поскольку корабли имеют короткую продолжительность перелета, туристы не столкнутся с космическим укачиванием [3, С. 30].

Выводы:

Космический туризм обязательно содержит частные аспекты космических пилотируемых и космических транспортных полетов, коммерциализации космического пространства. Международные договора, связанные с существующим космическим правом, необходимо заключать на уровне государств, иначе международное соглашение о космическом туризме и других ком-

мерческих проектах в космосе не спасет от серьезных конфликтов. Предпринимались усилия, чтобы создать такое туристическое соглашение, упомянуть, например, проект Конвенции о пилотируемых космических полетах, которая занимается основными аспектами вышеуказанной темы. Подходы международного космического права необходимо основательно пересмотреть и повторно определить для того, чтобы частные предприятия напрямую могли заниматься такой космической деятельности, как космический туризм. В противном случае космический туризм будет осуществляться частными предприятиями в рамках режима государств, провоцирующего конфликты, которых можно было бы избежать. На мой взгляд, вполне понятно, что современными законами космического права нельзя решить существующих проблем, связанных с космическим туризмом. Наиболее оптимальным решением может стать создание дифференцированной поэтапной системы, совершенно нового законодательства, которое объединяет все эти элементы в специальном Договоре для коммерческого (исследовательски-промышленного, туристического, прочего) использования космоса.

Возможность космического туризма действительно выглядит довольно прибыльной, но насколько она может быть реализована без четкого свода правил и законов — это хороший вопрос.

Список литературы:

1. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля - 1968 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. -1968. - С. 371-373.

2. Афанасьев М. В. Научно-методические основы стратегии преобразований в ракетно-космической промышленности / М. В. Афанасьев, Ю. Г. Гусев, Ю. А. Милованов. - М.: ИПК «Машприбор», -2002. - 196 с.

3. Бакланов А. Г. Применение методов стратегического маркетинга в авиакосмических корпорациях / А. Г. Бакланов, А. С. Фионов // Практический маркетинг. - 2005. - № 10. - С. 29-38.

4. Бакланов А. Г. Рынок и маркетинг авиакосмической продукции в условиях нестабильности / А. Г. Бакланов. - М.: Издательство «КДУ», - 2007. - 400 с.

5. Бакланов А. Г. Освоение космоса: славное прошлое, непростое настоящее / А. Г. Бакланов // Свободная мысль. - 2007. - № 10. - С. 33-46.

6. Бендиков М. А. Российская космонавтика на мировом космическом рынке / М. А. Бендиков, И. Э. Фролов, Е. Ю. Хрусталев // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 4. -С. 73-84.

7. Иваницкая Н.В России может появится космическая корпорация / Н. Иваницкая // Ведомости. -2008. - № 200 (2222). - 22 ноября. - С. 2.

8. Кричевский С. В. Аэрокосмическая деятельность: методологические, исторические, социоприрод-ные аспекты: Монография / С. В. Кричевский. - М.: Изд-во РАГС, - 2007. - 316 с.

9. Малков С. П. Международное космическое право: Учеб. пособие/С. П. Малков. - СПб.: СПбГУ-АП, - 2002. - 344 с.

10. Райкунов Г. Г. Развитие мировой космонавтики в XXI веке / Г. Г. Райкунов // Сб. «Космонавтика XXI века». - М.: Издательство «РТСофт», - 2010. - 470 с.

11. Черток Б. Е. Космонавтика XXI века / Б. Е. Черток, Ю. М. Батурин. - М.: Издательство «РТСофт», -2010. - 864 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.