Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК БИЗНЕС-ПРОЦЕССА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК БИЗНЕС-ПРОЦЕССА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОЛЛЕКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ВЗЫСКАНИЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИАТОРОВ / ПРАВОВОЙ СТАТУС КОЛЛЕКТОРСКОГО АГЕНТСТВА / ЛЕГИТИМАЦИЯ КОЛЛЕКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DIGITAL TECHNOLOGIES IN COLLECTION ACTIVITIES / DEBT COLLECTION MANAGEMENT / DIGITALIZATION OF MEDIATORS / LEGAL STATUS OF COLLECTION AGENCIES / LEGITIMATION OF COLLECTION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левушкин Анатолий Николаевич

В статье анализируются цифровые технологии, применяемые в коллекторской деятельности. Автор относит к ним цифровизацию и систематизацию процесса юридического взыскания долга, автоматизированную систему управления взысканием задолженностей, электронные ресурсы стандартизации информации для работы коллекторов и т. д. Делает в том числе следующие выводы: 1) для дальнейшего развития цифровизации коллекторской деятельности необходимо внедрение цифровых технологий применения больших баз данных;2) эффективным механизмом защиты прав должников является обязательность включения коллекторских агентств в государственный реестр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF COLLECTION ACTIVITIES AS A BUSINESS PROCESS IN THE DIGITAL AGE

The article analyzes digital technologies used in collection activities. The author relates to them the digitalization and systematization of the process of legal debt collection, an automated debt collection management system, electronic information standardization resources for the work of collectors, etc. He draws, in particular, the following conclusions:1) the introduction of digital technologies is necessary for the further development of digitalization of collection activities the use of large databases; 2) the obligatory inclusion of collection agencies in the state register is an effective mechanism for protecting the rights of debtors.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК БИЗНЕС-ПРОЦЕССА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

 Правовое регулирование коллекторской деятельности как бизнес-процесса в эпоху цифровых отношений *

А.Н. Левушкин профессор кафедры предпринимательского, трудового и корпоративного права Института права и национальной безопасности РАНХиГС, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор, доктор юридических наук (г. Москва)

Анатолий Николаевич Левушкин, lewuskin@mail.ru

В последнее десятилетие в системе экономико-правовых отношений в нашей стране происходят достаточно значимые изменения, связанные с проявлением циф-ровизации в различных сферах экономической, в том числе предпринимательской и правовой, деятельности.

Переход к цифровой экономике с неизбежностью предполагает ускорение, повышение точности, мобильности, а за счет этого и эффективности реализации всех производственных процессов, предоставления различных услуг, достижение ими высоких уровней сложности и конкурентоспособности. Полагаю, что это в полной мере следует отнести к коллекторской деятельности как сфере правовых услуг.

Необходимо констатировать, что зачастую участники предпринимательской деятельности не способны удовлетворить требования своих кредиторов, что явилось основной причиной возникновения относительно нового направления экономической деятельности и сферы свободного предпринимательства в современной России - коллекторской деятельности, которая направлена на взыскание просроченной задолженности с неплатежеспособных должников.

Рассмотрим основные, на мой взгляд, направления реализации цифровых технологий в коллекторской деятельности.

В сфере таких частноправовых отношений, как взаимоотношения коллекторских агентств и граждан, отмечается особая социально-правовая напряженность. Представляется, что государство долгое время не осуществляло прямого регулирования таких отношений. При осуществлении такого вида экономической деятельности наиболее очевидно проявляется необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов и отношений. «Основные тенденции межотраслевого регулирования обусловлены проблематикой системной организации межотраслевых связей частного права, соотношения норм различных отраслей, включая и соотношение с различными публично-правовыми отраслями. Некоторые направления модернизации правового регулирования отраслевых институтов обусловлены публичной деятельностью государства и иных публично-правовых образований, их ролью в области частного и публичного права» [1, с. 39].

Правовой основой деятельности современных коллекторов в нашей стране является Федеральный закон № 230-Ф3 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по государственному заданию № 5.7 для РАНХиГС.

*

микрофинансовых организациях» (далее -Закон № 230), вступивший в юридическую силу в июле 2016 года.

В цивилистической науке и доктрине предпринимательского права абсолютно справедливо неоднократно указывалось на необходимость регулирования отношений по взысканию просроченной задолженности, проблем определения правового статуса коллекторских агентств, законности их деятельности, запретов и ограничений для них (см. [3-9]). Поскольку в правоприменительной практике коллекторские правоотношения фактически сложились, возникает необходимость защиты прав участников таких отношений, в особенности в эпоху развития цифровых технологий.

Закон № 230 назвал допустимые способы взаимодействия коллектора с должником, а именно:

• непосредственное взаимодействие (телефонные переговоры, личные встречи);

• телеграфные, текстовые, голосовые и иные сообщения через сети электросвязи;

• почтовые отправления, адресованные должнику по месту его жительства или пребывания.

В настоящее время наблюдается весьма эффективное поступательное развитие цифровых технологий, в том числе в сфере деятельности коллекторов, происходит «цифровизация» таких правоотношений, увеличивается объем информации о заемщиках-должниках. Можно говорить об эффективном применении экономико-правового анализа данных о должниках, которые распространяются в интернете.

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» в контексте цифровизации предлагает внедрение цифровой трансформации, то есть проявление качественных, революционных изменений, заключающихся не только в от-

дельных цифровых преобразованиях, но и в принципиальном изменении структуры экономики, переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов и цифрового преобразования, то есть комплекса мероприятий, нацеленных на трансформацию бизнес-процессов в соответствии с их цифровой моделью [10]. Представляется, что это имеет самое непосредственное отношение к цифровизации коллекторской деятельности.

Важно помнить о том, что специалисты коллекторских служб используют те или иные решения по обработке огромных массивов данных, имеющихся в социальных сетях, причем даже ранее удаленные. Безусловно, наличие дополнительной информации о должниках способствуют эффективности своевременного взыскания просроченных задолженностей.

Чтобы найти и обработать имеющуюся в интернете, электронных ресурсах, реестрах различных органов информацию о должниках, нужны высокопроизводительные методы параллельной обработки цифровой информации, различных баз данных, ¡п-тетогу технологии, инструменты интерактивной визуализации данных. Объем персональных данных постоянно нарастает, появляется новая информация, соответственно, необходимо использовать современные 1Т-технологии в рамках правового поля в сфере реализации коллекторской деятельности в гражданско-правовых отношениях.

На современном этапе развития сферы бизнес-коллекторов возникают определенные, а порой достаточно серьезные, ограничения, которые затрудняют взыскание задолженности коллекторами в рамках правового поля, в частности, приобретает все большее развитие мобильное приложение «Антиколлектор» (блокирует звонки и сообщения должникам), конкуренты демпингуют на тендерных рынках, банки сокращают сроки обработки долгов и скрывают необходимую информацию о качестве

финансовых портфелей. Существует вероятность установления банками для коллекторских агентств штрафов за невыполнение показателей эффективности взыскания просроченной задолженности.

Полагаю, что при осуществлении коллек-торской деятельности основополагающее значение имеет информация, которая может (будет) способствовать эффективному взысканию денежных средств с должников в рамках существующего законодательства. В банковской правоприменительной деятельности нередки случаи, когда клиент-должник не исполняет принятые обязательства по одному договору, а впоследствии становится должником и по другим просроченным кредитным и иным обязательствам. Банковские финансовые инструменты поддерживаются разными системами и базами данных. Чтобы определить просрочку одного клиента, нужно собрать данные из нескольких баз данных, информационных ресурсов и информационных систем.

Алгоритм (система последовательных действий) взыскания просроченных долгов включает несколько этапов. Первый этап -анализ имеющихся должников. Второй блок позволяет определить, по какому алгоритму нужно взаимодействовать с тем или иным сегментом клиентов. Третий блок автоматизирует операционную деятельность (это интерфейсы, с помощью которых специалисты работают с должниками). И четвертый блок - экономико-правовое исследование с целью оценки эффективности всех перечисленных стадий. Затраты, связанные с взысканием долгов, не могут сокращаться за счет автоматизации коллекторской деятельности и предотвращения ошибок, при этом необходимо учитывать себестоимость процесса взыскания задолженности (см. [11]).

Необходимо отметить, что деятельность коллекторов возникает на основе договора с клиентом. Коллекторские агентства обязаны осуществлять свою деятельность на договорных началах, как правило, с кредиторами заключаются договоры цессии,

возмездного оказания услуг, комиссии или агентские договоры. Кроме того, первоначально должен быть заключен договор уступки права требования между кредитором и коллекторским агентством, по которому кредитор передает имеющиеся у него кредитные обязательства по отношению к должнику.

Деятельность коллектора должна реали-зовываться в рамках правового поля. В случае совершения правонарушения, «ущемления» прав должников, злоупотребления коллекторами своими правами, возможно привлечение их к юридической ответственность в соответствии с гражданским, административным или уголовным законодательством.

В доктрине справедливо отмечается, что существующий процесс цифрового преобразования позволяет выделить несколько приоритетных направлений развития финансовых технологий и сервисов. К числу клиентоориентированных финансовых технологий и сервисов можно отнести:

1) внедрение чат-ботов и голосовых помощников;

2) использование технологий виртуальной и дополненной реальности в управлении частными капиталами;

3) активное внедрение биометрических технологий аутентификации;

4) робоэдвайзинг(роботизированный советник) [12, с. 5].

Рассмотрим основные направления реализации цифровых технологий в коллекторской деятельности в эпоху цифровых отношений в России.

Деятельность операторов колл-

центров с использованием цифровых

технологий и сети «Интернет»

Очевидно, что высокий уровень автоматизации контакт-центра позволяет эффективнее осуществлять функции коллекторской деятельности. На данном этапе весьма надежно работает система автоматизированного обзвона. Реализуется возможность массовых sms- и почтовых рассылок.

Распознавание, выявление и синтез речи

В автоматической режиме происходит обращение к должнику с помощью голосового меню. При обращении должников, иных клиентов к коллекторам происходит ответ клиенту исходя из ключевых слов, которые запрограммированы, автоматически предоставляется необходимая информация или происходит соединение с нужным оператором.

Также сотрудники коллекторских агентств обрабатывают небольшой поток входящих обращений, когда необходимо получить информацию об условиях оплаты и о возможностях погашения долга.

Безусловно, в процессе телефонных переговоров с клиентом коллектору необходимо обращаться к разным источникам информации, чтобы понимать, какие обязательства должник уже принял, можно ли изменить график просроченных платежей, сроки и суммы взыскания и другую информацию. Также необходимы фиксация поступающей новой информации, ее обработка, правовой анализ и дальнейшая систематизация.

Цифровизация и систематизация процесса юридического взыскания долга

Этот процесс тесно связан с развитием цифровых технологий в судебной системе и деятельности судебных приставов.

Здесь следует говорить о процессе автоматизации при обращении в суд, установлении электронных обращений, подаче исковых заявлений.

Действие автоматизированной системы управления взысканием задолженностей

Основным блоком цифровизации всей коллекторской деятельности считается операционный модуль. Именно в него происходит загрузка всей информации о задолженностях, а имеющиеся в про-

изводстве кредитные дела систематизируются по различным этапам взыскания.

К основным этапам взыскания задолженности следует отнести:

1) уведомление о необходимости внесения платежа по кредиту в связи с наступлением срока;

2) письмо или звонок должнику с уведомлением о просрочке платежа;

3)встреча специалиста коллекторской компании с должником;

4) обращение в суд с целью взыскания имеющегося долга;

5) заключение договора и отчуждение банком задолженности коллекторскому агентству.

Сегодня в повседневной работе отдельно взятого коллекторского агентства могут находиться более миллиона кредитных дел по взысканию долгов, соответственно, необходима эффективно работающая IT-инфрастуктура. Системы телефонии должны работать в связке с операционным модулем. Этот информационный ресурс достаточно «цифровизирован», обладает способностью самостоятельно принимать решения, однако, конечно, первоначальная настройка и определение основных параметром работы этой системы относятся к деятельности человека. Настройку работы этой системы осуществляют отдельные сотрудники.

Указанная информационная система (специальная программа) относит того или иного должника к определенной категории и позволяет выбрать алгоритм «работы» с неплатежеспособным должником, определить стратегию по взысканию задолженности.

Работа этой системы достаточно мобильна. В последующем, в процессе реализации механизма по взысканию долгов, специальная программа позволяет скорректировать алгоритм взыскания долгов, ранее определенный вариант работы с должником с целью эффективного взыскания долга.

Электронные ресурсы стандартизации информации для работы коллекторов

Начиная с 2013 года действует электронный ресурс для автоматической систематизации имеющихся контактных данных должников. Ресурс направлен на уточнение информации о ее достоверности и соответствии имеющихся контактных данных о должниках их закрепленному юридическому статусу, в том числе места фактического проживания и регистрации. Этот электронный ресурс позволяет уточнить номер телефона должника по адресу регистрации, выявить адрес регистрации должника, его электронную почту.

Цифровизация деятельности

медиаторов

Зачастую деятельность коллекторов строится по модели работы медиаторов. Полагаю, что при взыскании задолженностей коллекторским службам можно работать с медиаторами.

Новый электронный ресурс

«Финкарта»

Созданный в 2019 году новый электронный ресурс объединяет и систематизирует информацию о взыскания долгов и механизме получения денежных средств с конкретных физических лиц. В профиле должника «Финкарта» систематизирует информацию о банковских кредитах, займах в микрофинансовых организациях, имеющихся задолженностях за услуги связи и коммунальные платежи. Такой ресурс позволяет объединить информацию о всех возможных задолженностях по обязательствам того или иного должника с целью формирования объективной информации о его платежеспособности.

Электронный ресурс «Финкарта» направлен на установление достоверной информации в отношении того или иного должника, что в конечном итоге позволяет выработать стратегию, направленную на эффективное взыскание просроченной за-

долженности. В итоге одно коллекторское агентство получает доступ ко всем имеющимся долгам того или иного лица, что позволяет говорить о прозрачности всех долгов и скорректировать механизм взыскания долговых средств.

Электронный сервис объединяет все возможные долги, которые формируются за счет предоставления информации в том числе от микрокредиторов, поэтому могут быть взысканы и незначительные долги. Таким образом, существует объединенный ресурс по всем имеющимся у лица долгам, в том числе незначительным.

Применение детектора лжи при работе с должниками

Полагаю, что возможно как применение детектора лжи при непосредственной встрече и обсуждении вопросов по взысканию задолженности, так и внедрение «голосовых детекторов лжи». Такие цифровые технологии распознавания ложной информации стали бы эффективным механизмом для коллекторской деятельности.

Формирование навигационных мобильных приложений для коллекторской деятельности

Такие приложения направлены на установление маршрутов при выездах коллекторов, решение задач, которые необходимо реализовать при конкретном выезде к должнику. Навигационное мобильное приложение формирует списки должников

В мобильном приложении сотрудник коллекторской службы может отслеживать имеющиеся адреса должников, получает полную информацию о должнике и его задолженности, фиксирует результат проведенных переговоров, а начальство отслеживает местоположение коллектора.

Применение голосовой биометрии

Действующие цифровые технологии позволяют коллекторам при звонке идентифицировать личность должника по дате рождения или месту регистрации (пропи-

ске). На практике эта информация далеко не всегда гарантирует, что телефонную трубку взял сам должник. Голосовая биометрия - весьма надежный и относительно недорогой способ биометрии (см. [11]).

Не секрет, что отдельные должники стараются изменить свой голос при общении с коллекторами по телефону. Это может происходить по аналогии с фотографированием при кредитовании. Однако, конечно, цифровые технологии могут развиваться и в обратном направлении, соответственно, голос должника может быть изменен. В настоящее время телефонные переговоры являются одним из часто применяемых средств воздействия на должника.

Представляется, что развитие голосовой биометрии будет способствовать распознаванию истинного должника и развитию деятельности коллекторских служб по взысканию просроченных задолженностей.

Несомненно, в современной России голосовая биометрия - перспективная технология и в ближайшие годы будет очень востребована в коллекторском бизнесе.

На защиту прав должников направлена и статья 4 Закона № 230, в которой установлены механизмы взаимодействия коллекторов с должниками. Такие взаимоотношения можно реализовать следующим образом:

• посредством личных встреч и телефонных переговоров (непосредственное взаимодействие);

• посредством телеграфных, а также текстовых, голосовых и иных сообщений по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи (то есть путем направления телеграмм, сообщений по электронной почте, смс-сообщений и т. д.);

• посредством почтовых отправлений по месту жительства должника или по месту его пребывания.

Пунктом 1 части 3 и пунктом 1 части 5 статьи 7 Закона № 230 устанавливаются важные гарантии прав должников, в соответствии с которыми личные встречи и телефонные переговоры с должником допу-

стимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни - с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или его пребывания, известным кредитору или коллекторской организации.

В заключение представляется необходимым определить основные средства защиты прав при взыскании коллекторами задолженности по денежным обязательствам физических лиц. К таковым следует отнести:

1) нормативно-правовые средства, установленные нормами российского законодательства, выступающие способом легитимации коллекторской деятельности;

2) договорное регулирование как особое средство защиты прав и интересов должников - физических лиц по денежным обязательствам от неправомерных и недобросовестных действий коллекторов;

3) государственный надзор и контроль за коллеторскими агентствами в области взыскания просроченной задолженности физических лиц. Этот механизм следует признать весьма эффективным средством правового воздействия на коллекторов и защиты должников. По моему мнению, публично-правовое, властное воздействие является гарантией законности осуществления деятельности коллекторов;

4) привлечение коллекторов к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности при совершении ими противоправных действий в отношении должника;

5) возможность саморегулирования коллекторских организаций, предусмотренная законодательством, что предполагает установление механизмов самоконтроля (см. [4]).

Также следует обозначить основные направления дальнейшей работы в сфере внедрения цифровых технологий, цифрови-зации коллекторской деятельности.

1. Для дальнейшего развития цифрови-зации коллекторской деятельности необхо-

димы внедрение цифровых технологий применения крупных баз данных, проведение экономико-правового анализа информационных ресурсов в социальных сетях (например, когда должник уклоняется от оплаты долга, ссылаясь на то, что у него нет денег, а сам выкладывает фотографии недавнего отпуска за границей). Работа с социальными сетями поможет коллекторам лучше понять должника и выработать более эффективную стратегию общения.

2. Следует более широко использовать аутсорсинговые и юридические услуги по экономико-правовому анализу данных из социальных сетей. Собранная информация передается коллекторским службам, а они формируют свои электронные реестры, цифровые базы данных, которые создают правдивое информационное пространство в отношении должников.

3. Эффективным элементом механизма защиты прав должников при взыскании с них денежных средств коллекторскими арентствами, на мой взгляд, является обязательность включения таких организаций в государственный реестр. Безусловно, это направлено на особую регламентацию и учет коллекторских организаций. Такие средства учета и контроля, по сути, являются способом осуществления Федеральной службой судебных приставов государственного надзора за одной из сфер предпринимательской деятельности.

4. Представляется, что отсутствие единой системы сбора задолженностей приводит к тому, что работа с каждым должником требует значительных временных и трудовых затрат, привлечения большого количества сотрудников. Коллекторская организация не успевает «проработать» достаточное количество клиентов, связаться с должниками, следовательно, как правило, из-за человеческого фактора страдает качество переговоров по взысканию имеющихся задолженностей.

5. Важнейшим правовым средством защиты прав участников коллекторских правоотношений является их установление на

договорных началах и дальнейшая соответствующая регламентация договором. В ходе реформы законодательства, регулирующего предпринимательские и коммерческие отношения, появились правила о нескольких новых специальных договорных предпринимательских конструкциях. В правоприменительной практике уже применяются отдельные нормы обязательственного права об использовании специальных договоров [13, с. 26]. Полагаю, что договор об осуществлении коллекторской деятельности относится к предпринимательским договорам.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня имеют место многочисленные нарушения коллекторскими агентствами (службами) российского законодательства. Представляется, что в современных экономических условиях главная цель коллекторов - взыскать долги любым способом. Соответственно, на первый план зачастую выходят аморальные, а порой и попросту неправомерные действия лиц, осуществляющих принудительное исполнение обязательств должниками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем процесс сокращения легальных коллекторских агентств будет сопровождаться увеличением количества нелегальных взыскателей. Так называемые «серые» коллекторы, как правило, осуществляют деятельность с нарушением условий, предъявляемых законодательством к профессиональной деятельности коллекторов (подробнее см. [3]).

Коллекторская деятельность, как и иные сферы предпринимательства, как правило, организуется на договорных началах. Однако договор об осуществлении кол-лекторской деятельности в качестве самостоятельного вида гражданским и предпринимательским законодательством не установлен. На практике при рациональном выборе того или иного вида предпринимательского договора для регулирования соответствующих отношений обычно недостаточно руководствоваться только нормами раздела IV Гражданского кодекса

Российской Федерации «Отдельные виды обязательств» (гл. 30-45, 47-49, 51-55), в котором указаны разновидности гражданско-правовых договоров. Фактически это нормативно-видовая градация, которая используется и в деловой, и в судебной практике. Но такой выбор грозит многочисленными рисками [15, с. 33].

Договоры, заключаемые с коллекторами, имеют публичный характер. Они должны устанавливать законные рамки осуществления деятельности, «правила игры на коллекторском рынке», обеспечивать права должников. Следует признать, что деятельность коллекторов связана с совершением и противоправных действий. Одним из таких достаточно резонансных преступных деяний коллекторов, которое получило негативную реакцию общественности, является противоправная деятельность коллекторов из Ульяновской области в конце января 2016 года. Коллекторы подожгли дом 56-летнего должника, в котором также находился его двухлетний внук, получивший ожоги головы и предплечий. Причем, как сообщалось в средствах массовой информации [16], долг составлял всего сорок тысяч рублей.

Деятельность коллектора должна реали-зовываться в рамках правового поля. В случае совершения правонарушения, «ущемления» прав должников, злоупотребления коллекторами своими правами, возможно привлечение их к юридической ответственности в соответствии с гражданским, административным или уголовным законодательством.

Вместе с тем реализация свободы экономической деятельности не означает предоставление бизнесу неограниченных возможностей, это в большей степени значимо для коллекторских фирм (агентств), которые должны организовать свою деятельность на легитимных профессиональных началах.

Итак, организации, осуществляющие коллекторскую деятельность, получают все большее распространение, внедряет-

ся цифровизация их деятельности. Однако есть серьезные проблемы, препятствующие реализации коллекторской деятельности, в частности, отсутствие инфраструктуры рынка, кадров и ресурсов. Ощутимым препятствием являются и правовые барьеры, и отсутствие положительных судебных кейсов.

Важнейшим правовым средством защиты прав участников коллекторских правоотношений являются их установление на договорных началах и дальнейшая соответствующая регламентация договором.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Левушкин А. Н. К вопросу о понятии, предмете и системе семейного права России и других государств - участников СНГ на современном этапе развития // Семейное и жилищное право. 2013. № 5. С. 36-39.

2. О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» : Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27 (часть I), ст. 4163 (в редакции от 26 июля 2019 года).

3. Левушкин А. Н, Згонников А. П. Кол-лекторская деятельность как вид экономической деятельности в Российской Федерации: теория и практика применения // Право и экономика. 2019. № 4. С. 5-12.

4. Левушкин А. Н., Кузьмина И. К. Кол-лекторская деятельность и защита прав физических лиц при взыскании задолженности по денежным обязательствам // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 4. С. 42-47.

5. Махиборода М. Н., Ананьева Е. О. Правовые основы деятельности коллекторских агентств // Российская юстиция. 2019. № 5. С. 13-16.

6. Илюшина М. Н. Договорные основы деятельности коллекторских агентств: за-

преты и ограничения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 8. С. 3-8.

7. Илюшина М. Н. Проблемы становления законодательства о правовом регулировании деятельности коллектор-ских агентств // PRODOLGI. 2012. № 5 (9). С. 3-5.

8. Илюшина М. Н. Правовые основы правосубъектности коллекторских агентств // Проблема правосубъектности : материалы Международной научно-практической конференции (25 февраля 2011 года город Самара). Самара : Самарская государственная академия, 2011. Вып. 9. С. 251-256.

9. Илюшина М. Н. Новеллы законодательства о потребительском кредитовании в гражданско-правовом механизме профессиональной деятельности коллектор-ских агентств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 8. С. 11-17.

10. Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года : решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года № 12. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 8 октября 2019 года).

11. Как технологии помогают коллекто-

рам собирать долги. URL: https://rb.ru/story/ tech-to-collect/ (дата обращения: 10 октября 2019 года).

12. Тарасенко О. А. Цифровое преобразование банковской и платежной систем России // Предпринимательское право. 2019. № 3. С. 3-10.

13. Левушкин А. Н. Специальные договорные конструкции: рамочный, опционный и абонентский договоры // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2. С. 19-26.

14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Левушкин А. Н. Организационные предпринимательские договоры в системе норм обязательственного права и судебной практике // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 8. С. 30-35.

16. Коллекторы подожгли младенца, пытаясь выбить долг дедушки. URL: http:// www.mk.ru/incident/2016/01/28/kollektory-podozhgli-mladenca-pytayas-vybit-dolg-dedushki-soobshhili-smi.html (дата обращения: 3 октября 2019 года).

* * *

ПЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ПОВЫШЕНИЯ ЛИКВИДНОСТИ КВАРТИРЫ

По оценкам специалистов «БЕСТ-Новострой» порядка 60% собственников квартир, намереваясь продать недвижимость переоценивают свое жилье. И это одна из самых распространенных ошибок продавцов, из-за которой их объекты подолгу не находят покупателей.

Чаще всего к этой ошибке собственников приводит аналоговый метод оценки своей квартиры, когда изучая различные базы объявлений, они сравнивают свое жилье с аналогичными объектами в продаже и назначают цену своей недвижимости. Однако ориентируются они, как правило, на верхний диапазон цен, что абсолютно неправильно.

«Более того, большинство владельцев считают свою квартиру лучше остальных, поэтому добавляют немного к цене, а потом еще накидывают на торг, в итоге объект выставляется по цене выше аналогичных предложений на 5-10% и... надолго зависает в базах», -говорит Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой».

А между тем, поясняет эксперт, продавцы зачастую не закладывают в цену действительно значимые преимущества, которые позволяют добавить к цене недвижимости те же 5-10%.

Продолжение на с. 102

^ BEST

NOVOSTROY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.