Научная статья на тему 'Правовое регулирование киберспорта (компьютерного спорта) в российской Федерации'

Правовое регулирование киберспорта (компьютерного спорта) в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5310
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
киберспорт / компьютерный спорт / видеоигры. правовое регулирование / спортивные правоотношения. / eSports / video games. legal regulation of sports relations / member of the eSports events.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воскресенская Е. В., Лойко А. Н.

В статье рассматривается правовые основы киберспорта как соревнования в виде игры, происходящего с использованием компьютерных игровых приложений в смоделированной с их помощью виртуальной реальности. Такой правовой институт является новым и для России, и для стран мира, безусловно вызывает дискуссии, возникновение противоречивых мнений, в том числе, по вопросу о том, как следует сформировать законодательство, регулирующее сферу киберспорта (компьютерного спорта) в России. Существует примеры некоторых стран, например, Корея, в которой такой спорт признан на официальном уровне. На международном уровне киберспорт активно продвигается в МОК (Международный Олимпийский Комитет) и вовлекает все новых геймеров на постоянное сотрудничество. Открываются факультеты про-гейминга, платятся зарплаты, ищутся молодые таланты. Во Франции рассматривается законопроект, выводящий киберспорт в ранг официальной спортивной дисциплины. На данном примере, мне кажется, хорошо видно, насколько спорным является анализируемый мной феномен. Однако существует объективный факт киберспорт растет с каждым годом и как средство заработка и как социальное новшество и как новейший, причем довольно крупный экономический институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF E-SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the legal basis of eSports as a competition in the form of a game that takes place with the use of computer gaming applications in a simulated virtual reality. Such a legal institution is new both for Russia and for the countries of the world, of course, it causes discussions, the emergence of conflicting opinions, including on how to form legislation regulating the sphere of eSports (computer sports) in Russia. There are examples of some countries, such as Korea, where such sport is recognized at the official level. At the international level, eSports is actively promoted in the IOC (international Olympic Committee) and involves more and more new gamers for permanent cooperation. Open the faculties of Pro-gaming, to pay salaries, searched for young talents. In France, a bill is being considered that brings eSports to the rank of the official sports discipline. In this example, it seems to me, it is clearly seen how controversial is the phenomenon I am analyzing. However, there is an objective fact eSports is growing every year as a means of earning and as a social innovation and as the latest, and quite a large economic institution.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование киберспорта (компьютерного спорта) в российской Федерации»

УДК 346.2

Воскресенская Е. В.,

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Россия

Лойко А. Н.

ООО «Международный центр правовосстановления», Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10408 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КИБЕРСПОРТА (КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА) В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Voskresenskaya Elena,

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg

Loiko Andrei

International centre, Russia, St. Petersburg LEGAL REGULATION OF E-SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация

В статье рассматривается правовые основы киберспорта как соревнования в виде игры, происходящего с использованием компьютерных игровых приложений в смоделированной с их помощью виртуальной реальности. Такой правовой институт является новым и для России, и для стран мира, безусловно вызывает дискуссии, возникновение противоречивых мнений, в том числе, по вопросу о том, как следует сформировать законодательство, регулирующее сферу киберспорта (компьютерного спорта) в России.

Существует примеры некоторых стран, например, Корея, в которой такой спорт признан на официальном уровне. На международном уровне киберспорт активно продвигается в МОК (Международный Олимпийский Комитет) и вовлекает все новых геймеров на постоянное сотрудничество. Открываются факультеты про-гейминга, платятся зарплаты, ищутся молодые таланты. Во Франции рассматривается законопроект, выводящий киберспорт в ранг официальной спортивной дисциплины. На данном примере, мне кажется, хорошо видно, насколько спорным является анализируемый мной феномен.

Однако существует объективный факт - киберспорт растет с каждым годом и как средство заработка и как социальное новшество и как новейший, причем довольно крупный экономический институт.

Abstract

The article deals with the legal basis of eSports as a competition in the form of a game that takes place with the use of computer gaming applications in a simulated virtual reality. Such a legal institution is new both for Russia and for the countries of the world, of course, it causes discussions, the emergence of conflicting opinions, including on how to form legislation regulating the sphere of eSports (computer sports) in Russia.

There are examples of some countries, such as Korea, where such sport is recognized at the official level. At the international level, eSports is actively promoted in the IOC (international Olympic Committee) and involves more and more new gamers for permanent cooperation. Open the faculties of Pro-gaming, to pay salaries, searched for young talents. In France, a bill is being considered that brings eSports to the rank of the official sports discipline. In this example, it seems to me, it is clearly seen how controversial is the phenomenon I am analyzing.

However, there is an objective fact - eSports is growing every year as a means of earning and as a social innovation and as the latest, and quite a large economic institution.

Ключевые слова: киберспорт, компьютерный спорт, видеоигры. правовое регулирование, спортивные правоотношения.

Keywords: eSports, video games. legal regulation of sports relations, member of the eSports events.

Основа правового статуса компьютерного спорта в России была заложена Приказом Министерства спорта РФ от 29 апреля 2016 г. № 470, в соответствии с которым он был признан официальным видом спорта и включён во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС). В скобках отметим, что мы намеренно не соотносим широко разрекламированный как признание компьютерного спорта новым видом более ранний Приказ от 25 июля 2001 г. № 449 «О введении видов спорта в государственные Программы физического воспитания» к моменту признания на уровне законодательства РФ, об этом речь пойдёт в отдельном исследовании.

Итак, начиная с 29 апреля 2016 года компьютерный спорт подпал под действие всех государственных нормативно-правовых актов в части, его касающейся. Прежде всего, как на вид спорта на него распространилось действие Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04 декабря 2007 г. № 329-Ф3 (далее - Закон о спорте) [1], которым установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы физической культуры и спорта в России и определены основы законодательства о физической культуре и спорте. Этот Закон является основополагающим документом и содержит общие нормы, которые применимы к любому признан-

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#1Щ17)),2(0]9 / ECONOMICS

ному виду спорта. Для компьютерного спорта особенно важным стало дополнение документа статьёй 19.1. «Особенности регулирования деятельности в области профессионального спорта», введённой Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 396-ФЗ [2, с. 270]. Она определяет, в числе прочего, порядок регулирования деятельности субъектов профессионального спорта.

В части 7 указанной статьи оговорена уставная обязанность спортивной федерации по командным игровым видам спорта и профессиональной спортивной лиги по утверждению ими положений, определяющих условия и порядок перехода спортсменов в другие спортивные клубы или иные физ-культурно-спортивные организации (если эта обязанность им предоставлена нормами соответствующей международной спортивной федерации).

Важными с точки зрения финансирования мероприятий по развитию компьютерного спорта за счёт средств, полученных в виде целевых отчислений от ставок в букмекерских конторах, являются части 8 и 9 статьи 19.1, которые введены Федеральным законом от 28 марта 2017 г. № 44-ФЗ [6] в виде изменений Закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ о спорте [3, с. 17].

В целом необходимо отметить своевременность обновлений Закона о спорте, принятых в 2016-2017 гг. и крайне важных именно для компьютерного спорта. Ведь в те годы, когда создавалась Федерация компьютерного спорта России (2000 г.) и впервые в документах Госкомспорта было признано право этого вида спорта на жизнь (имеется в виду Приказ от 25 июля 2001 года № 449 «О введении видов спорта в государственные Программы физического воспитания»), правовые отношения в области физической культуры и спорта в целом, и профессионального в частности, регулировались с помощью Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ [4, с. 141] и были далеки от совершенства. Таким образом, признание компьютерного спорта официальным видом и включение его в ВРВС совпало по времени с принятием очень важных дополнений в Закон о спорте в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта.

Упомянутый выше Федеральный закон от 22 ноября 2016 г. № 396-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта» определил также деятельность, права и обязанности спортивных агентов (статья 21). Статья 22 Закона о спорте посвящена спортивным званиям и разрядам, квалификационным категориям спортивных судей, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта, а также Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК).

В Росси по виду спорта «компьютерный спорт» установлены требования к определению спортивных разрядов и к условиям их выполнения

177

в ЕВСК 2018-2021 гг. [5, с. 156] и включены Приказом Министерства спорта РФ от 13 ноября 2017 г. № 990 «Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации (виды спорта не включенные в программы Игр Олимпиады, Олимпийских зимних игр, а также не являющиеся военно-прикладными или служебно -прикладными видами спорта)», Приложение 28 [6, с. 94]. На сегодняшний день это I-III спортивный разряды, впереди - установление спортивных званий «кандидат в мастера спорта» и «мастер спорта». Первые киберспортс-мены спортивные разряды по компьютерному спорту уже получили весной этого года, счастливчиками стали победители и призёры турниров в Курске [7, с. 160] и Калининграде [8, с. 99].

Вместе с тем, в отношении присвоения спортивных разрядов необходимы уточнения [9, с. 149], связанные с определением статуса соревнований. Какие именно соревнования считать чемпионатами мира и Европы, каков статус соревнований уровней Minor, Major, International и других крупных международных турниров по компьютерному спорту, будут ли они включены в «Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий» (Статья 23 Закона о спорте). На сегодняшний день юридически закреплены и Квалификационные требования к спортивным судьям по виду спорта «Компьютерный спорт» [10, с. 229], утверждённые Приказом Министерства спорта РФ от 3 ноября 2017 г. № 953.

К числу обязательных для исполнения в сфере компьютерного спорта нормативно-правовых норм относятся и Правила вида спорта «Компьютерный спорт», разработанные в соответствии со статьёй 25 Закона о спорте и с учетом Правил и Технических регламентов Международной федерации компьютерного спорта. Правила компьютерного спорта утверждены Приказом Министерства спорта РФ Федерации от 9 октября 2017 г. № 881. Они устанавливают требования к системам, правилам и способам проведения соревнований, порядку утверждения и содержанию Положений и Регламентов соревнований, к используемому инвентарю (включая оборудование, экипировку и программное обеспечение) и техническим требованиям к нему. Правила регламентируют также права и обязанности участников соревнований, работу организаторов, официальных лиц и представителей, судей и секретариата, а также требования к документации соревнований. В отдельном разделе документа изложены Правила проведения соревнований для каждой официально признанной спортивной дисциплины компьютерного спорта.

Одной из важнейших проблем современного спорта является допинг, не является исключением и компьютерный спорт. Злоупотребление медицинскими препаратами грозит не только целостности и репутации киберспорта, но и самому его существованию как признанному виду спорта. С 2015 года за ситуацией с допингом в киберспорте стало следить Всемирное антидопинговое агентство (англ. World Anti-Doping Agency - WADA), допинг-контроль

стал неотъемлемой частью любых соревнований. Однако специальная программа для компьютерного спорта, несмотря на его значительные отличия от традиционных видов спорта, так и не разработана - здесь ведущая международная организация по борьбе с допингом ориентируется лишь на существующие стандарты других видов. В Законе о спорте вопросам предотвращения допинга и борьбы с ним посвящена отдельная объёмная статья 26.

Выше мы рассмотрели только одну из сторон правовых основ компьютерного спорта, связанную непосредственно со спортивным характером этого явления, причем только часть её. Вторая часть связана с определённой спецификой спортивного права - спортивные правоотношения не могут однозначно соотноситься ни с гражданскими, ни с административными, ни с иными правоотношениями, что выражается среди прочего в том, что частноправовые отношения в спорте не могут с определенностью подпадать под объем правового регулирования, установленный для отдельных традиционных институтов и субинститутов.

Вместе с тем, как и любой вид спорта, компьютерный спорт в соответствии с определением Закона о спорте, является обособленной сферой общественных отношений, и на него распространяется действие других нормативных актов, регулирующих подобные отношения. Это Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [11] , к целям которого относятся установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4, раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, регулирующий отношения, которые возникают при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, регулирующий отношения, которые связаны с обработкой персональных данных; Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара). Приведенный перечень можно продолжить и дальше.

Существует и третья, самая, пожалуй, специфическая и малоизученная сторона, связанная с правовыми проблемами информационно-телекоммуникационных технологий, так называемого «магического круга», видеоигры как спортивного инвентаря, а также интеллектуальной собственности. В заключении можно сказать, что на сегодняшний день определяются только первые подходы к решению правовых проблем компьютерного спорта. Нужен ли специальный раздел спортивного права под названием «киберспортивное» или отдельный закон о компьютерном спорте? Может быть, его положения должны стать частью более общего закона

о цифровых технологиях или об игровой индустрии? Вопросы дискуссионные и требуют специальной подготовки и большой экспертной работы.

Список литературы

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 73038/ (Дата обращения: 18.04.2019).

2. Воскресенская Е.В. Конституционно-правовое значение интеллектуальной собственности: опыт евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 3. - с. 269-273.

3. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2004. - 27 с.

4. Воскресенская Е.В. Проблемы правового статуса отдельных нетипичных субъектов трудового права. // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 4. - с. 139-148.

5. Воскресенская Е.В. Правовые проблемы социального партнерства в сфере труда // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 6. - с. 156157.

6. Воскресенская Е.В. Правовая природа отступного как основания прекращения гражданско-правовых обязательств // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - № 3. - с. 91-95.

7. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: дис.... канд. юрид. наук. -СПб. - 2003.-187 с.

8. Воскресенская Е.В., Рукавицын С.А. Осуществление конституционным судом Российской Федерации защиты прав и свобод человека // Сборник научных трудов III Международной научно -практической конференции «Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение» (Санкт-Петербург, 31.03.2017 г.). -Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. - с. 98-102.

9. Воскресенская Е.В. О необходимости правового регулирования виртуальных валют // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - № 2. - с. 148-151.

10. Научные исследования в сфере педагогики и психологии: конвергенция и генезис знаний / [Абраамян А.А., Аминова А.С., Ананьева Е.П., Ах-метвалиева М.Г., Быков В.С., Волкова К.С., Волкова Т.В., Воскресенская Е.В., Горбунова В.В., Гражданкина Л.Ю., Громилина Л.В., Гулакова М.В., Захаров В.В., Захарова Н.И., Кагермазова Л.Ц., Каспаров И.В., Кирий Е.В., Колунин Е.Т., Ко-няева М.А., Кузьминов В.И. и др..]; под ред. О.А. Подкопаева, С.В. Юртаева - Самара: ООО «Поволжская научная корпорация», 2018. - С. 228-237.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.