УДК 346.2
Воскресенская Е. В.
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Россия
Ворона-Сливинская Л. Г.
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
Россия Лойко А. Н.
магистр, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10256 ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ КИБЕРСПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: СПОРТСМЕНЫ И СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ
Voskresenskaya Elena
Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg
Vorona-Slivinskaya Lybov
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, St. Petersburg
Loiko Andrei
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, St. Petersburg
THE LEGAL STATUS OF MEMBERS OF THE ESPORTS EVENTS: ATHLETES AND SPORTS
CLUBS
Аннотация.
Киберспорт (компьютерный спорт) - молодая, динамично развивающаяся индустрия. В 2016 г. ки-берспорт был официально признан и включен во Всероссийский реестр видов спорта. В 2018 г. аккредитацию в качестве общероссийской спортивной федерации получила Федерация компьютерного спорта России. По некоторым данным в 2019 г. российский рынок киберспорта может увеличиться до 53 млн долларов США, а мировой рынок составит больше 1 млрд долларов США. Для начала нынешнего столетия характерен бурное развитие информационных технологий. При этом, речь идет не только об общепринятых средствах коммуникации, таких как компьютер, смартфон, планшет и пр., или автоматизированных системах управления организаций и учреждений.
Актуальность выбора киберспорта как объекта правового исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день, он представляет собой не только целую спортивную индустрию, но и динамично развивающийся бизнес, находящийся на стыке спорта, шоу и технологий, трансформирующийся в мощную экосистему из множества участников. Исходя из этого, как и в любой сфере деятельности, в киберспор-тивной индустрии должны быть обязательные к исполнению нормативно-правовые нормы. В связи с тем, что данная сфера деятельности приобрела официальный статус чуть более года назад в нашей стране, законодательная база и научные исследования киберспорта практически отсутствуют, а правовое поле нуждается в тщательной разработке.
Abstract.
ESports (electronic sports) is a young, dynamic industry. In 2016, eSports was officially recognized and included in the all-Russian register of sports. In 2018, the Federation of computer sports of Russia received accreditation as the all-Russian sports Federation. According to some reports, in 2019 the Russian eSports market may increase to 53 million us dollars, and the world market will be more than 1 billion us dollars. For the beginning of this century is characterized by rapid development of information technology. At the same time, it is not only about the generally accepted means of communication, such as computer, smartphone, tablet, etc., or automated management systems of organizations and institutions.
The relevance of the choice of eSports as an object of legal research is due to the fact that today, it is not only a whole sports industry, but also a dynamically developing business, located at the intersection of sports, shows and technologies, transforming into a powerful ecosystem of many participants. Based on this, as in any field of activity, in the eSports industry must be mandatory regulatory norms. Due to the fact that this area of activity has acquired official status a little more than a year ago in our country, the legal framework and research of eSports are virtually absent, and the legal field needs careful development.
Ключевые слова: киберспорт, компьютерный спорт, видеоигры. правовое регулирование, спортивные правоотношения, участник киберспортивных мероприятий, киберспортсмен, киберкоманда, ки-берклуб.
Keywords: eSports, video games. legal regulation of sports relations, member of the eSports events, players, cybercommand.
JURISPRUDENCE / <<Ш^Ш(МиМ-ШиГМа1>>#91Ш,2©]]9
188
Основой правового статуса участника спортивных соревнований являются Правила кибер-спорта [1], а также Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2, 3]. Так, участник соревнований определен в качестве физического лица (спортсмена), команды (пара или группа лиц), ассистента, которые участвуют в соревнованиях одной дисциплины и сохраняют свой состав в течении всех этапов отдельного соревнования [2]. Согласно ст. 2 Федерального закона № 329-Ф3 спортсмен - это физическое лицо, которое занимается тем или иным выбранным видом спорта, выступает на спортивных соревнованиях. Примечателен тот факт, что в отсутствие собственного нормативного правового регулирования деятельность в сфере киберспорта и киберспортивных команд, правовая база начала создаваться по аналогии с футбольными [4, с. 272, 5, с. 16].
Киберспортсмен и киберспортивная организация зачастую встречаются с проблемой, связанной с оформлением и исполнением контрактов. По его мнению, при заключении контракта между кибер-спортсменом и киберспортивной организацией не удается составить легитимную базу для их совместного сотрудничества. Помимо этого, перед разработкой контрактов киберспортивная организация должна решить вопрос полной легализации своей деятельности. Затем разработать практичные контракты с целью удержания спортсмена на установленный контрактом срок. В заключении необходимо проработать налоговую базу.
Киберспортсмен, заключая контракт, теряет ряд социальных гарантий по сравнению с трудовым договором (отсутствие больничных дней, права на отдых, оплачиваемых отпусков, начисления трудового и страхового стажа и т. д.). После подписания контракта киберспортсмен приобретает дополнительную ответственность перед организацией, связанную с ненадлежащим исполнением своих обязанностей, т.к. нарушение норм выработки, срочности или недостаточный профессионализм могут привести к взысканиям в виде потери оплаты за труд и неустоек [6, с. 141, 7, с. 156].
Выделим также возможность сотрудничества киберспортсмена с киберспортивной организацией посредством оформления спортсмена в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя - ИП), который будет совместно работать с киберспортивной организацией и оказывать ей услуги. Данный способ решает проблему начисления трудового стажа. Однако следует отметить, что киберспортсмен в качестве ИП, не обладает правом оформлять себя самостоятельно в трудовую книжку и вносить в неё запись о начале и прекращении работы. Основными документами, которые будут подтверждать стаж индивидуального предпринимателя, являются: свидетельство о регистрации в качестве ИП и начале предпринимательской деятельности с определённого числа; свидетельство об окончании деятельности индивидуального предпринимателя. Выдачей указанных документов
занимаются налоговые органы. Значительным недостатком, характерным данному способу, является необходимость самостоятельно оплачивать страховые взносы и налоговые обязательства ки-берспортсменами [8, с. 92].
По нашему мнению, правоотношения в кибер-спорте должны регулироваться трудовым договором. Также мы считает, что существенным недостатком трудового законодательства Российской Федерации является отсутствие возможностей на официальной основе трудоустроить киберспортс-мена по трудовой книжке в киберспортивную организацию.
Следует подчеркнуть, что в главе 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) [9] содержатся нормы, которые посвящены трудовым отношениям спортсменов и тренеров. Однако данные нормы не способны в полной мере регулировать трудовые отношения в киберспорте. Например, для данного вида спорта характерно участие в турнирах дистанционным путем, а данный вид исполнения трудовых обязанностей не характерен для обычных спортсменов и, следовательно, не предусмотрен в главе 54.1 ТК РФ. Также в этой главе не предусматривается безопасная норма нахождения спортсмена за компьютером. Для того, чтобы избежать проблемы трудового законодательства, большинство киберспортсменов вынуждены трудоустраиваться в киберспортивную организацию не в качестве спортсмена, а в лице сотрудника организации (программиста, тестиров-щика программного обеспечения, инженера), что не отражает специфику их деятельности и не решает проблему скоротечного ухода спортсмена из киберспортивной организации, т.к. ТК РФ не защищает интересы работодателя, наделяя работника правом свободы на труд.
Глава 49.1 ТКРФ предусматривает особенности регулирования труда дистанционных работников. На наш взгляд, для регулирования труда кибер-спортсменов необходимо соединить главу 54.1, которая регламентирует труд спортсменов и тренеров, и 49.1, регулирующую труд дистанционных работников. Объяснить это можно тем, что в большинстве случаев киберспортсмен не встречается с работодателем, а соревнования и тренировки могут проходить дистанционно. Также появляется необходимость перенести определенные условия дистанционного договора, что позволит кибер-спортсмену заключать договор в электронной форме, с последующим заключением его в письменной форме. Помимо этого, на наш взгляд, необходимо допустить возможность киберспортсменом самостоятельно регулировать время тренировок и отдыха во внесоревновательный период.
Таким образом, предусмотрев вышеперечисленные меры, можно добиться официального приравнивания киберспортсменов к иным представителям данной профессии, тем самым, подобные действия помогут устранить существующие проблемы в данной сфере трудового законодательства.
В первую очередь, можно назвать проблематика отсутствие достаточной нормативной правовой базой в отношении профильных актов федеральных органов исполнительной власти [10, с. 163, 11, с. 99]. Разработка и принятие таких актов в сфере киберспорта имеют важное значение для его развития.
Вторая проблема заключается в правоприменении российского гражданского законодательства. Так, действующие киберспортивные организации регистрируются в качестве юридических лиц, противоположность им, киберспортивные команды не регистрируются в качестве такого субъекта. Таким образом, киберспортивные команды не стремятся образовывать юридические лица, то есть создавать автономный субъект конкретного вида спорта, данный пробел также следует устранять.
Третья проблема - это правовой статус потенциального игрока. Иными словами, возникает вопрос: любой ли человек может стать участником киберспортивных соревнований (ребенок или взрослый, трудоустроенный или безработный и пр.). Безусловно, в силу положений ТК РФ [9], на который ориентируется любая спортивная организация при заключении трудового договора со спортсменом (ст. 348.8 ТК РФ) в сфере кибер-спорта, должны обеспечивать соблюдение Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» [12, 13, с. 149, 14, с. 230].
Итак, в связи с новизной данной сфере спорта, существует множество правовых вопросов, которые необходимо изучать и рассматривать как на локальном, так и на федеральном уровне.
Список литературы
1. Правила проведения соревнований по компьютерному спорту «Правила вида спорта «компьютерный спорт» (утв. приказом Минспорта России от 09.10.2017 № 881).
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 №2 329-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 73038/ (Дата обращения: 30.04.2019).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта» от 22.11.2016 № 396-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 207422/ (Дата обращения: 30.04.2019).
4. Воскресенская Е.В. Конституционно-правовое значение интеллектуальной собственности: опыт евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 3. - с. 269-273.
5. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2004. - 27 с.
6. Воскресенская Е.В. Проблемы правового статуса отдельных нетипичных субъектов трудового права. // Ленинградский юридический журнал.
- 2015. - № 4. - с. 139-148.
7. Воскресенская Е.В. Правовые проблемы социального партнерства в сфере труда // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 6. - с. 156157.
8. Воскресенская Е.В. Правовая природа отступного как основания прекращения гражданско-правовых обязательств // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - № 3. - с. 91-95.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 3.
10. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: дис.... канд. юрид. наук. - СПб. - 2003.-187 с.
11. Воскресенская Е.В., Рукавицын С.А. Осуществление конституционным судом Российской Федерации защиты прав и свобод человека // Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции «Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение» (Санкт-Петербург, 31.03.2017 г.). -Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. - с. 98-102.
12. Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. -ст. 48.
13. Воскресенская Е.В. О необходимости правового регулирования виртуальных валют // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - № 2.
- с. 148-151.
14. Научные исследования в сфере педагогики и психологии: конвергенция и генезис знаний / [Абраамян А.А., Аминова А.С., Ананьева Е.П., Ах-метвалиева М.Г., Быков В.С., Волкова К.С., Волкова Т.В., Воскресенская Е.В., Горбунова В.В., Гражданкина Л.Ю., Громилина Л.В., Гулакова М.В., Захаров В.В., Захарова Н.И., Кагермазова Л.Ц., Каспаров И.В., Кирий Е.В., Колунин Е.Т., Ко-няева М.А., Кузьминов В.И. и др..]; под ред. О.А. Подкопаева, С.В. Юртаева - Самара: ООО «Поволжская научная корпорация», 2018. - С. 228-237.