УДК 346.2
Воскресенская Е. В.,
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Россия
Лойко А. Н.
ООО «Международный центр правовосстановления», Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10358 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИБЕРСПОРТА (КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА) В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Voskresenskaya Elena,
Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg
Loiko Andrei
International centre, Russia, St. Petersburg
THE LEGAL STATUS OF MEMBERS OF THE ESPORTS EVENTS: ATHLETES AND SPORTS
CLUBS
Аннотация
С момента официального закрепления киборспорта как спорта в России обозначилась проблема недостаточного его правового регулирования. Прежде всего, требуется принятие соответствующего нормативного акта на федеральном уровне. В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий киберспорт. Однако киберспорт официально признан спортом в нормативных правовых актахМи-нистерства спорта России, что позволяет не принимать отдельный закон о киберспорте, а внести необходимые изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1]. С соответствующими поправками Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации успешно может регулировать отношения во всех видах спорта, включая киберспорт.
Однако, как и в любой новой развивающейся сфере, возникают новые проблемы, которые требуют внимания правоведов, например, вопросы интеллектуальной собственности.
Abstract
Since the official establishment of e-sports as a sport in Russia, the problem of its insufficient legal regulation has emerged. First of all, it is necessary to adopt an appropriate regulatory act at the Federal level. There is currently no Federal law regulating eSports. However, eSports is officially recognized as a sport in the normative legal acts of the Ministry of sports of Russia, which allows not to adopt a separate law on eSports, but to make the necessary changes to the Federal law "On physical culture and sports in the Russian Federation " [1]. With appropriate amendments, the Law on physical culture and sport in the Russian Federation can successfully regulate relations in all sports, including eSports.
However, as in any new emerging area, new problems arise that require the attention of legal experts, for example, intellectual property issues.
Ключевые слова: киберспорт, компьютерный спорт, видеоигры. правовое регулирование, спортивные правоотношения, участник киберспортивных мероприятий, киберспортсмен, киберкоманда, ки-берклуб.
Keywords: eSports, video games. legal regulation of sports relations, member of the eSports events, players, cybercommand.
Практика правоприменения позволила выявить несколько гражданско-правовых видов соглашений между киберспортивной организации и киберспортсменов. Среди них назовем договор возмездного оказания услуг и договор поручительства.
В практике киберспорта встречаются различные виды соглашений между киберспортсменами и киберспортивной организацией, в частности: договор возмездного оказания услуг и договор поручительства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), «исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» [2]. В качестве существенного условия назовем предмет договора возмездного оказания услугу: действие и указание конкретных
количественных показателей [3, с. 290]. Отметим, что для киберспортивной области такое условие достаточно затруднительно определить, особенно в отношении легионеров - киберспортсменов осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации [4, с. 18, 5, с. 141].
С точки зрения киберспортивных организаций преимуществами заключения такого вида договора являются следующие:
- нерегулярность деятельности киберспортс-мена;
- условно временный характер деятельности киберспортсмена;
- отсутствие необходимости соблюдения норм, требований, гарантий и компенсаций, предусмотренных в трудовом законодательстве;
PHILOLOGY / «€®LL®qy]ym-j®y®MaL»#1l2î3â),2@l9
116
С точки зрения киберспортсменов преимуществами заключения такого вида договора являются следующие:
- отсутствие регулирования режима рабочего времени исполнителя, что влечет риск неэффективности тренировок в связи с самостоятельным распределением тренировочного времени самим игроком;
- самостоятельная организация процесса работы исполнителя, что исключает факт подчинения киберспортсмена киберспортивной организации;
- принятие самостоятельных решений в процессе игры.
В договоре о возмездном оказании услуг указывается вознаграждение заказчику, но киберспор-тивная организация не может заранее гарантировать победу команды на турнире, поэтому невозможно определить в договоре сумму точной суммы премии киберспортсмену. Рассмотренные юридические коллизии не являются исчерпывающими и представляют собой предмет отдельного более детального научного исследования.
В отношении договора поручения авторы полагают, что практика их использования киберспор-тивными организациями для того, чтобы кибер-спортсмен выполнял отдельные представительские функции, например, участвовал в встречах с фанатами, шоу-матчах, промо-акциях, промо-турах, спонсорских рекламных акциях и пр. [6, с. 156].
По договору поручения поверенным должны быть совершены определенные юридические действия, а именно заключение различных видов гражданско-правовых сделок, что делает данную посредническую услугу в аспекте профессионального статуса киберспортсмена не имеющей никакого смысла. С другой стороны, в действия поверенного может быть включено представительство кибер-спортивной организации на указанных мероприятиях, что также не влечет каких-либо особых правоотношений, имеющих хоть какое-то сходство с трудовыми. Во многих случаях совершение определенных действий требует наличия специальных знаний, навыков, способностей, которыми могут и не обладать киберспортсмены и по причине отсутствия конкретной системы критериев эффективности спортсмена.
В этом случае перечень юридических коллизий не является исчерпывающим и представляет собой предмет отдельного более детального научного исследования. В целом, сформулируем вывод, что договор поручения может заключаться между ки-берспортсменом и киберспортивной организацией, преследуя цель представительства на упомянутых ранее профессиональных мероприятиях, но не является основанием для возникновения трудовых правоотношений.
Исходя из приведенного выше анализа, можно заключить, что наиболее логичной и эффективной с точки зрения киберспортсмена является конструкция трудового контракта как способ оформления правоотношений между двумя субъектами: ки-берспортивной организации и киберспортсмена. Такой подход подтверждается международной
практикой (например, в Южной Корее трудовые между такими субъектами отношения урегулированы Labor Standards Act (South Korea).
Киберспортсмены могут быть отнесены к субъектам трудового права, с которыми должен быть заключен трудовой контракт. В соответствии со ст. 348.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) [7], по соглашению сторон может быть заключен как срочный трудовой контракт, так контракт на неопределённый срок. Специфика киберспорта диктует особые условия в отношении временных рамок.
Согласно ч. 3 ст. 348.2 ТК РФ установлена обязанность работодателя обеспечивать спортсмену проведение тренировок, а также его участие в соревнованиях по самым различным дисциплинам вне зависимости от места проведения. В соревнованиях могут участвовать как отдельные игроки, так и целые команды. Формат проведения турниров порой подобен традиционному спорту. Применительно к киберсоревновательной деятельности применяются классические требования организации и проведению медицинского осмотра и допинг контроля [8, с. 94, 9, с. 163]. С такими предъявляемыми требованиями следует согласиться, так как наличие хронических заболеваний, нарушений зрения могут не только усугубить физическое состояние кибер-спортсмена, но и создать дополнительный риск проигрыша для всей киберкоманды. В тоже время стимулирующие препараты для мозговой активности, такие как аддерол, являются все более частой проблемой.
Российское законодательство не препятствует заключению трудового контракта со спортсменом, не достигшем возраста совершеннолетия (ст. 348.8 ТК РФ). Применительно к сфере киберспорта, безусловно, данная норма имеет некоторые противоречия: для многих игр, которые включены в официальные дисциплины киберспортивных турниров, имеется возрастное ограничение «18+», по причине наличия информации, допускающей насилие и жестокость. Такое положение противоречит Федеральному закону от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» [10]. Не забываем, что кроме правовых аспектов, существуют и социально-психологические: привыкание и зависимость от компьютерных игр, что приводит к нарушению социализации ребенка, психики и пр. Авторы согласны с выводами других исследователей в области педагогики и психологии, что занятия киберспортом в определенной степени могут иметь место в системе современного образования (организация досуга, изучение иностранного языка), но не являются средством развития личности, физического и интеллектуального развития детей.
Еще одна сложная и с правовой точки зрения неопределенная ситуация касается заключения контракта с иностранным спортсменом. Ели применять классическую форму приема иностранного гражданина на работу, то порядок приглашения и получения разрешений на трудовую деятельность в
Российской Федерации установлен в ст. 18 Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [11]. Однако учитывая, что киберспорт - это спорт, в котором используются дистанционной коммуникации, поэтому можно применять и нормы российского законодательства в аспекте найма на работу дистанционного киберспортсмена [12, с. 99, 13, с. 149].
Трудовые контракты, заключаемые с легионерами (спортсменами иностранного государства) о дистанционной работе, разделим на два вида: 1) трудовые контракты, определяющие выполнение трудовым контрактом о дистанционной работе трудовую функцию на территории Российской Федерации; 2) трудовые контракты, определяющие выполнение трудовой функции, находясь за пределами Российской Федерации.
Содержание трудового контракта с легионером имеет определенную специфику, что согласно со ст. 327.2 ТК РФ предусматривается ряд дополнительных условий. Основаниями расторжения трудового контракта с киберспортсменом являются закрепленные в ст. 348 ТК РФ: соглашение между работником и работодателем, инициатива работодателя. Если трудовой контракт расторгнут по инициативе работодателя, как регламентировано ст.348 ТК РФ, спортсмен обязан произвести выплату в пользу работодателя случае, ели основанием расторжения трудового контракта явилось дисциплинарное взыскание по вине работника. Отечественная правоприменительная практика имеется единственный прецедент в киберспорте. В 2015 году судебная инстанция вынесла решение о выплате игроком И. Картанковым в пользу компании Arcade eSports компенсации компании в размере 115 тыс. руб. в связи с тем, что киберспортс-мен нарушил условие контракта, о командных тренировках, используя командный тег вел переговоры с другими киберспортивным организациями. В мировой практике такие случаи не единичны.
Таким образом, сформулируем вывод, что, несмотря на возможность проецирования российского трудового законодательства в отношении спортсменов на сферу киберспорта, остаются различных правовые коллизии, которые требуют уточнения в локальных нормативных правовых актах, касающихся используемых форм гражданско-правовых или трудовых договоров, законность которых представляет собой весьма коллизионный момент.
В соответствии с Хартией Международного олимпийского комитета киберспорт соответствует всем требованиям, чтобы быть признанным Международного олимпийского комитета и включенным в программу Олимпийских игр [14, с. 229]. В целях продвижения киберспорта в ряды олимпийских дисциплин необходимо развивать Международную федерацию киберспорта (либо создать новую организацию), выработать правовые механизмы регулирования деятельности как
киберспортсменов в отдельности, так и команд, а также национальных федераций киберспорта.
Особое внимание следует обратить именно на международное закрепление законодательства о киберспорте. Нормы национального законодательства смогут регулировать вопросы проведения чемпионатов и турниров лишь внутри страны, не говоря уже о правах игроков. С учетом того, что ки-берспорт в большей степени объединяет киберспортсменов многих государств и в основном чемпионаты и турниры по дисциплинам кибер-спорта проходят в режиме онлайн, следует вывод, что выгодней для всех выработать единую систему норм, а не разрабатывать каждому государству отдельные нормативные правовые акты, которые впоследствии могут иметь существенные различия, что приведет к новым спорам. Также необходимо сделать для этого нормативного правового акта особый порядок имплементации в национальное законодательство каждой страны, чтобы облегчить процедуру его принятия.
Список литературы
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 №2 329-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 73038/ (Дата обращения: 30.04.2019).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // Собрание законодательства РФ. -1996. - №5. - ст. 410.
3. Воскресенская Е.В. Конституционно-правовое значение интеллектуальной собственности: опыт евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 3. - с. 269-273.
4. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2004. - 27 с.
5. Воскресенская Е.В. Проблемы правового статуса отдельных нетипичных субъектов трудового права. // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 4. - с. 139-148.
6. Воскресенская Е.В. Правовые проблемы социального партнерства в сфере труда // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 6. - с. 156157.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 3.
8. Воскресенская Е.В. Правовая природа отступного как основания прекращения гражданско-правовых обязательств // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - № 3. - с. 91-95.
9. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: дис.... канд. юрид. наук. -СПб. - 2003.-187 с.
10. Федеральный закон от 29.12.2010 №°436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»
PHILOLOGY / <<Ш^ШетиМ~ЛШУ®Ма1>>#1Щ36)),2(0]9
118
// Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. -ст. 48.
11. Федеральный закон от 25 июля 2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. - 2002. - №т30. - ст. 3032.
12. Воскресенская Е.В., Рукавицын С.А. Осуществление конституционным судом Российской Федерации защиты прав и свобод человека // Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции «Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение» (Санкт-Петербург, 31.03.2017 г.). -Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. - с. 98-102.
13. Воскресенская Е.В. О необходимости правового регулирования виртуальных валют // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - № 2. - с. 148-151.
14. Научные исследования в сфере педагогики и психологии: конвергенция и генезис знаний / [Абраамян А.А., Аминова А.С., Ананьева Е.П., Ах-метвалиева М.Г., Быков В.С., Волкова К.С., Волкова Т.В., Воскресенская Е.В., Горбунова В.В., Гражданкина Л.Ю., Громилина Л.В., Гулакова М.В., Захаров В.В., Захарова Н.И., Кагермазова Л.Ц., Каспаров И.В., Кирий Е.В., Колунин Е.Т., Ко-няева М.А., Кузьминов В.И. и др..]; под ред. О.А. Подкопаева, С.В. Юртаева - Самара: ООО «Поволжская научная корпорация», 2018. - С. 228-237.