Научная статья на тему 'Правовое регулирование калькуляции затрат и формирования финансовых результатов по законодательству Российской Федерации'

Правовое регулирование калькуляции затрат и формирования финансовых результатов по законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1136
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЬКУЛЯЦИЯ / ДИРЕКТ-КОСТИНГ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ЗАТРАТЫ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ПРИБЫЛЬ / УБЫТОК / CALCULATION / DIRECT COSTING / FINANCIAL RESULTS / COSTS / PROCEEDS / PROFITS / LOSS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубнова Ольга Юрьевна

В статье изучаются вопросы правового регулирования калькуляции как одного из методов бухгалтерского учета, рассматриваются проблемы применения метода прямого калькулирования (директ-костинга), а также правила формирования финансовых результатов хозяйствующими субъектами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CALCULATION OF COSTS AND FORMING OF FINANCIAL RESULTS UNDER THE LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The paper considers the issues of legal regulation of calculation of costs as one of the methods of accounting, examines the problems of application of the method of direct calculation (direct-costing), as well as the rules of forming financial results by business entities in accordance with the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование калькуляции затрат и формирования финансовых результатов по законодательству Российской Федерации»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

О. Ю. Бубнова*

Правовое регулирование калькуляции затрат и формирования финансовых результатов по законодательству Российской Федерации

Аннотация. В статье изучаются вопросы правового регулирования калькуляции как одного из методов бухгалтерского учета, рассматриваются проблемы применения метода прямого калькулирования (директ-костинга), а также правила формирования финансовых результатов хозяйствующими субъектами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова: калькуляция, директ-костинг, финансовый результат, затраты, доходы, расходы, прибыль, убыток.

001: 10.17803/1994-1471.2016.69.8.068-075

Калькуляция затрат является одним из наиболее сложных элементов метода бухгалтерского учета1. Правильность применения данного метода напрямую влияет на финансовый результат организации, и, как следствие, размер налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В то же время калькуляция — это не просто метод бухгалтерского учета, это также метод управления затратами. Такой подход к рассмотрению сущности калькуляции дал основание для выделения в науке так называемой «калькуляционной бухгалтерии» — области знаний, находящейся на стыке бухгалтерского и управленческого учетов. Основная задача калькуляционной бухгалтерии заклю-

чается в содействии эффективному управлению производством посредством обеспечения «управления оперативной аналитической информацией, удержанию в поле контроля всех производственных структурных подразделений и из издержек и т.д.»2 .

Под калькуляцией (от лат. сакЫайо — счет, вычисление) следует понимать исчисление себестоимости произведенной единицы продукции или выполненных работ (перевозка, ремонт и др.) по установленной номенклатуре затрат.

Себестоимость продукции (полная себестоимость) — это денежное выражение текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

1 См.: Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации : учебное пособие / отв. ред. Е. М. Ашмарина. М., 2006. С. 179.

2 Чухрова О. В., Чухрова А. А. Система «директ-костинг» и ее применение в российских организациях // Научный альманах. 2016. № 3—1. С. 325.

© Бубнова О. Ю., 2016

* Бубнова Ольга Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) clivia20@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

Себестоимость продукции является частью стоимости, включающей затраты на потребленные средства производства и на оплату труда.

С экономической точки зрения себестоимость продукции — это издержки производства.

Себестоимость продукции — один из важнейших качественных показателей эффективности производства, обеспечивающий контроль за затратами и отражающий результаты хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к себестоимости продукции определяет рентабельность производства (т. е. эффективность производства). В практике планирования исчисляется себестоимость всей продукции (по экономическим элементам затрат) и себестоимость единицы изделия (по статьям и калькуляции). Себестоимость продукции — основа ценообразования, определения уровня оптовых цен.

В науке затраты классифицируются по различным основаниям3.

I. По видам расходов можно выделить:

1. Элементы затрат. Затраты классифицируются по следующим элементам в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»4: а) материальные затраты, к которым относятся затраты:

— на приобретение сырья и материалов;

— на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря;

— на приобретение топлива, воды, энергии всех видов;

— на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

— на содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества природоохранного назначения (связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, расходы на захоронение) и др.;

б) затраты на оплату труда, к которым относятся начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления (должностные оклады, премии и т. п.);

в) отчисления на социальные нужды, к которым относятся страховые взносы по всем видам страхования (в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования, в фонды медицинского страхования).

г) амортизация, к которой относятся амортизационные отчисления на восстановление основных средств;

д) прочие затраты, к которым относятся суммы налогов и сборов, арендные платежи и т. д.

2. Статьи калькуляции. Статьи (счета) калькуляции предназначены для отражения состояния и движения средств, их источников, хозяйственных процессов при формировании себестоимости продукции (работ, услуг), а также для выявления результатов хозяйственной деятельности5. Статьи затрат на производство и реализацию указываются в ведомости, которая называется калькуляцией.

Затраты на производство отражаются на следующих счетах бухгалтерского учета6:

20 «Основное производство»;

21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

23 «Вспомогательные производства»;

25 «Общепроизводственные расходы»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

28 «Брак в производстве»;

29 «Обслуживание производства и хозяйства»;

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

96 «Резервы предстоящих расходов»;

97 «Расходы будущих периодов».

См.: Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации : учебное пособие / отв. ред. Е. М. Ашмарина. М., 2006 ; Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет : учебное пособие. М. : Инфра-М, 2005.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 26. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации : учебное пособие / отв. ред. Е. М. Ашмарина. М. : Юристъ, 2006.

Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» // Финансовая газета. 2000. № 46 (приказ); № 47 (План счетов); Экономика и жизнь. 2000. № 46.

3

4

5

6

II. В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции

можно выделить:

— прямые затраты, к которым относятся затраты, непосредственно связанные с производством конкретных видов продукции (затраты на сырье, материалы, основную заработную плату и т. п.);

— косвенные затраты, к которым относятся затраты по всему производству в целом. К данным затратам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы: а) общепроизводственные расходы отражаются на счете 25 «Общепроизводственные расходы», который предназначен для обобщения информации о расходах и нуждах управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.

К таким расходам будут относиться: оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; расходы на ремонт основных средств; расходы на отопление, освещение помещения; арендная плата за помещения, оборудование, используемое в производстве; оплата информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.

Общепроизводственные расходы делятся на общепроизводственные расходы основного и вспомогательного производства.

К расходам основного производства относятся затраты, связанные с основной деятельностью организации. Они учитываются на счете 20 «Основное производство», куда относятся затраты: на выпуск продукции, по оказанию услуг организаций транспорта и связи; по содержанию и ремонту автомобильных дорог и т. п.

К расходам вспомогательного производства относятся затраты, которые являются вспомогательными (подсобными) по отношению к основному производству организации и учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». Сюда относятся затраты: на обслуживание различными видами энергии (газом, воздухом и т. п.); транспортное обслуживание; ремонт оборудования; добычу камня, песка; лесозаготовки и т. п.

Для целей налогообложения все общехозяйственные расходы будут считаться косвенными.

Расходы, учитываемые на счете 25, списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

Счет 25 сальдо на конец отчетного периода не имеет, так как является собирательно-распределительным;

б) общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», который предназначен для обобщения информации о расходах и нуждах управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. На данном счете отражаются: административно-управленческие расходы; содержание персонала; арендная плата и др. То есть такие расходы могут быть самыми разнообразными, например, услуги охранных организаций, расходы на обучение персонала, канцтовары и т. п.

Счет 26 не имеет сальдо, поэтому в конце месяца все накопленные на данном счете общехозяйственные расходы списываются или на счет 20 «Основное производство», или на счет 90 «Реализация». Способ списания выбирает бухгалтер и указывает в учетной политике предприятия.

III. В зависимости от технико-экономических факторов можно выделить:

1 . условно-постоянные затраты — это такие расходы, абсолютная величина которых при изменении объема выпуска продукции существенно не изменяется (расходы на отопление, освещение, расходы на оплату труда управленческого персонала и т. п.).

2 . условно-переменные затраты— это такие расходы, сумма которых возрастает или уменьшается в соответствии с изменением объема выпуска продукции (затраты на сырье, материалы и т. п.).

IV. По календарным периодам выделяют:

1) текущие затраты, т. е. постоянные или имеющие частую периодичность;

2) единовременные затраты, т. е. однократные или периодические (например, расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции).

V. В зависимости от места возникновения, затраты могут осуществляться в отдельных цехах, отделах, участках производства и т.д.

Калькуляция, в свою очередь, также может быть разделена на виды. Так, например, по времени составления выделяются:

1) плановая калькуляция — составляется перед началом отчетного периода и представляет собой расчет плановой себестоимости производства конкретных видов продукции

(работ, услуг). Плановая себестоимость исчисляется на основании плановых затрат и планового выпуска продукции (работ, услуг);

2) нормативная калькуляция — составляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую организация на момент расчета себестоимости может израсходовать на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих нормативов;

3) провизорная калькуляция — составляется для анализа и прогнозирования хозяйственной деятельности с целью принятия управленческих решений, в отдельных сезонных производствах составляют калькуляцию до совершения всего производственного цикла;

4) фактическая (отчетная) калькуляция — составляется после совершения хозяйственных процессов.

Для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяются различные методы учета:

1) нормативный метод применяется на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности (мебельной, швейной и т. п.) при массовом производстве различной продукции, состоящей из большого количества деталей;

2) попередельный метод используется на предприятиях химической или металлургической отрасли промышленности, легкой, пищевой промышленности. Затраты на производство продукции учитываются и калькулируются в каждом цехе (на каждой стадии, фазе);

3) позаказный метод применяется в мелкосерийном и индивидуальном производстве сложных изделий (например, в машиностроительной промышленности);

4) попроцессный (простой) метод используется на предприятиях, на которых изделия в процессе изготовления переходят от одного процесса к другому до тех пор, пока не будут изготовлены. Данный метод применяется в добывающей промышленности (например, угольной, нефтяной), химической. Затраты учитываются по отдельным стадиям технологического процесса;

5) комбинированный метод. В последнее время получил широкое распространение метод прямых затрат. В соответствии с данным методом себестоимость продукции опреде-

ляется по прямым расходам. Обычно к таким расходам относят все затраты, которые отражаются на счете 20 «Основное производство», счете 23 «Вспомогательные производства», счете 25 «Общепроизводственные расходы». Все административно-хозяйственные расходы и коммерческие расходы объединяются на счете «Общехозяйственные расходы» и списываются на реализацию продукции.

Значение калькуляции как метода бухгалтерского учета в организациях сложно переоценить

— именно благодаря данному методу хозяйствующие субъекты сначала планируют, а затем фактически исчисляют все затраты, связанные с производством и сбытом конкретных видов производимой продукции7. Калькуляция позволяет определить рентабельность производства, соотнести плановые и фактические затраты, выявить существующие резервы снижения себестоимости продукции и т.д. Таким образом, калькуляция непосредственно влияет на расходы организации, предопределяя финансовый результат хозяйственной деятельности.

Финансовый результат можно определить в качестве экономического итога деятельности организации, выраженном в виде получения прибыли, либо убытка. В свою очередь, прибыли и убытки от хозяйственных операций определяются путем соотнесения доходов и расходов за один и тот же период.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н8 под доходами организации признает увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации.

Указывается также, что не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

— суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

— по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;

7 Воронина Л. И. Теория бухгалтерского учета : учебное пособие. М., 2009. С. 54.

8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 26.

— в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка;

— в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

— в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Говоря о доходах, следует отметить, что они — подразделяются на две группы:

1 . Доходы от обычных видов деятельности. Доход от обычной деятельности называется выручкой.

Выручка признается только при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

К доходам организации относится выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).

В организациях, деятельностью которых является предоставление за плату во временное пользование своего имущества по договору аренды, выручкой считается арендная плата.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых

связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.

2 . Прочие доходы, к которым относятся:

а) поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

б) поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

в) поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

г) прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

д) поступления от продажи основных средств и иных активов, от личных денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

е) проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

ж) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров и т.д.

Данный перечень доходов носит открытый характер.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н9, под расходами организации признает уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Не признается расходами организации выбытие активов:

9 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 26.

— в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т. п.);

— при вкладах в уставные (складочные) капиталы других организаций, при приобретении акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

— по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;

— в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

— в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

— в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Расходы признаются исключительно при наличии следующих условий:

— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

— сумма расхода может быть определена;

— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Если организацией не исполнено хотя бы

одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

Расходы, как и доходы, подразделяются на две группы.

1 . Расходы по обычным видам деятельности, к которым относятся расходы: связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам.

2 . Прочие расходы, к которым относятся:

а) расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

б) расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

в) расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

г) расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

д) проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

е) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

ж) отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

з) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

и) возмещение убытков причиненных организацией и т.д.

Данный перечень не является закрытым. Для определения финансового результата (прибыли или убытков):

— сопоставление доходов и расходов по обычным видам деятельности организации осуществляется на счете 90 «Продажи»;

— сопоставление доходов и расходов по прочим видам деятельности осуществляется на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

На счете 90 «Продажи» отражается выручка и себестоимость: готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг промышленного характера; строительных, монтажных работ; услуг по перевозкам грузов и пассажиров; услуг связи и т. п.

К счету 90 «Продажи» могут открываться субсчета:

90-1 «Выручка» — учитываются активы,

признаваемые выручкой; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «Налог на добавленную стоимость»; 90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж». Записи по счетам производятся в течение года нарастающим итогом.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль/убыток) от продаж за отчетный месяц. На нем определяется разница между оборотами по кредиту субсчета 90-1 и оборотам по дебету субсчетов 90-2, 90-3, 90-4 .

Полученный финансовый результат ежемесячно списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж» на счет 99 «Прибыль и убытки».

Если кредитовые обороты больше дебетовых, то получается прибыль и делается проводка: Д 90-9 К 99 — прибыль от реализации.

Если дебетовые обороты больше кредитовых, то получается убыток и делается проводка: Д 99 К 90-9 — убыток от реализации.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9.

На счете 91 «Прочие доходы и расходы» отражаются прочие расходы.

К данному счету открываются субсчета:

91-1 «Прочие доходы» — учитываются поступления от активов;

91-2 «Прочие расходы» — учитываются прочие расходы;

91-3 «Сальдо прочих доходов и расходов» — предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов.

Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» производятся накопительно в течение отчетного года.

Ежемесячно сопоставляются дебетовый оборот по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитовый оборот по субсчету 91-1 «Прочие доходы». Выявляется финансовый результат. Ежемесячно счет 91 «Прочие доходы и расходы» закрывается, выявляя прибыль или убытки. Делаются проводки хозяйственных операций: Д 91-9 К 99 или Д 99 К 91-9.

Результат на счете 99 показывает результат деятельности организации за определенный период времени (за месяц, два месяца, квартал).

Если сальдо счета 99 «Прибыль и убытки» кредитовое, то у организации прибыль, если сальдо дебетовое, то у организации убытки.

В конце года проводится «реформация баланса» — счет 99 закрывается, и вся информация поступает на счет 84 «Нераспределенная прибыль».

Если была прибыль, то делается проводка: Д 99 К 84. В свою очередь, если был убыток, то делается проводка: Д 84 К 99.

Подводя итог, отметим, что в современных экономических условиях управление затратами на производстве играет решающую роль в обеспечении устойчивости хозяйствующих субъектов. Зачастую от правильного выбора применяемого метода калькулирования зависит конечный финансовый результат организации. При этом, как показывает практика, в большинстве российских организаций применяется система калькулирования полной себестоимости, основанной на традиционном разделении затрат на прямые и косвенные. В то же время все чаще хозяйствующими субъектами стал применяться положительно зарекомендовавший себя в мировой практике ведения бухгалтерского учета метод директ-костинга (метод прямого калькулирования затрат). Суть данного метода заключается в разделении затрат на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от

производства (к ним можно отнести амортизацию основных средств, проценты по краткосрочным и долгосрочным кредитам и т.д.), в то время как переменные издержки напрямую зависят от него (расходы на сырье, материалы, заработную плату рабочих на производстве и т.д.). Учет переменных издержек в отношении каждого конкретного вида продукции дает возможность осуществлять более гибкое ценообразование. Такие издержки «представляют собой нижнюю границу в ценообразовании. При оценке предполагаемой цены реализации

производитель может уступить ту часть себестоимости продукции, которая относится к постоянным издержкам, поскольку эти расходы уже совершены вне зависимости от объема выпускаемой продукции»10. Кроме того, применение системы директ-костинга позволяет сократить количество статей учета себестоимости продукции, что значительно упрощает ведение бухгалтерского учета. Таким образом, применение данной системы ведет к сокращению затрат организаций и повышению эффективности работы бухгалтерии на предприятиях.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Воронина Л. И. Теория бухгалтерского учета : учебное пособие. — М., 2009. — 432 с.

2 . Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет : учебное пособие. — М., 2005. — 717 с.

3. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации : учебное пособие / отв. ред. Е. М. Ашмарина. М., 2006. — 301 с.

4 . Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия) : учебник. — М., 2011. — 255 с.

5 . Чухрова О. В, Чухрова А. А. Система «директ-костинг» и ее применение в российских организациях //

Научный альманах. — 2016. — № 3—1. — С. 325—327.

Материал поступил в редакцию 25 марта 2016 г.

LEGAL REGULATION OF CALCULATION OF COSTS AND FORMING OF FINANCIAL RESULTS UNDER THE LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION

BUBNOVA Olga Yuryevna — Ph.D., Associate Professor of the Department of Financial Law of the Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

clivia20@mail.ru

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d.9

Review. The paper considers the issues of legal regulation of calculation of costs as one of the methods of accounting, examines the problems of application of the method of direct calculation (direct-costing), as well as the rules of forming financial results by business entities in accordance with the legislation of the Russian Federation.

Keywords: calculation, direct costing, financial results, costs, proceeds, costs, profits, loss.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Voronina L. I. Teorija buhgalterskogo ucheta : uchebnoe posobie. — M., 2009. — 432 s.

2 . Kondrakov N. P. Buhgalterskij uchet : uchebnoe posobie. — M., 2005. — 717 s.

3. Pravovye osnovy buhgalterskogo i nalogovogo ucheta, audita v Rossijskoj Federacii : uchebnoe posobie / otv. red. E. M. Ashmarina. M., 2006. — 301 s.

4 . Safronov N. A. Jekonomika organizacii (predprijatija) : uchebnik. — M., 2011. — 255 s.

5 . Chuhrova O. V., ChuhrovaA. A. Sistema «direkt-kosting» i ee primenenie v rossijskih organizacijah // Nauchnyj

al'manah. — 2016. — № 3—1. — S. 325—327.

10 Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия) : учебник. М., 2011. С. 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.