Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ НОВЫХ ТРЕНДОВ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ НОВЫХ ТРЕНДОВ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ КОДЕКС / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МЕНЕДЖМЕНТ / КАДРОВАЯ РАБОТА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ / ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федотова Анастасия Андреевна

Рассматривается проблема правового регулирования кадровой работы в современных условиях, адекватная интересам юристов в области публичного права. Основной упор в статье cделан на новые тренды в управлении персоналом, доказывающие эффективность технологической и правовой адаптации к проблемам мирового масштаба. Преимуществами таких ограничений являются адаптация технологий к новым условиям и их правовое регулирование, а также это способствует всеобщему развитию трудовой деятельности. В статье также отмечаются нововведения: электронные трудовые книжки, организация дистанционной работы, электронный документооборот; также представлены поправки к основным законам трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF STUFF WORK ON THE EXAMPLE OF NEW TRENDS IN PERSONNEL MANAGEMENT IN THE STATE CIVIL SERVICE

The article deals with the problem of law regulation of Staff work in modern conditions, that corresponds in the study of specialists in the field of public law. The main focus of the article is on new trends in stuff management, which prove the effectiveness of technological and law adaptation to global problems. The advantages of adapting technologies to new conditions and their law regulation are the flexible solution of restrictions in work, ex., within the framework of COVID-19. The article also notes innovations: electronic workbooks, organization of distant work, electronic document management; as well as changes to the basic laws of the Labor Code, for example: Federal Law of the Russian Federationn № 439-FZ of 16.12.2019.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ НОВЫХ ТРЕНДОВ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ»

ТРУДОВОЕ ПРАВО, ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

DOI - 10.32 743/UniLaw.2022.89.2.13030

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ НОВЫХ ТРЕНДОВ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Федотова Анастасия Андреевна

магистрант юридического факультета по направлению юрист публичного права, СЗИУ РАНХиГС,

РФ, г. Санкт-Петербург, E-mail: nastia.fedoto@;yandex.ru

LEGAL REGULATION OF STUFF WORK ON THE EXAMPLE OF NEW TRENDS IN PERSONNEL MANAGEMENT IN THE STATE CIVIL SERVICE

Anastasia Fedotova

Master's student of the Faculty of Law in the direction of Public Law Lawyer, NWIMRANEPA,

Russia, St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

Рассматривается проблема правового регулирования кадровой работы в современных условиях, адекватная интересам юристов в области публичного права. Основной упор в статье сделан на новые тренды в управлении персоналом, доказывающие эффективность технологической и правовой адаптации к проблемам мирового масштаба. Преимуществами таких ограничений являются адаптация технологий к новым условиям и их правовое регулирование, а также это способствует всеобщему развитию трудовой деятельности. В статье также отмечаются нововведения: электронные трудовые книжки, организация дистанционной работы, электронный документооборот; также представлены поправки к основным законам трудового права.

ABSTRACT

The article deals with the problem of law regulation of Staff work in modern conditions, that corresponds in the study of specialists in the field of public law. The main focus of the article is on new trends in stuff management, which prove the effectiveness of technological and law adaptation to global problems. The advantages of adapting technologies to new conditions and their law regulation are the flexible solution of restrictions in work, ex., within the framework of COVID-19. The article also notes innovations: electronic workbooks, organization of distant work, electronic document management; as well as changes to the basic laws of the Labor Code, for example: Federal Law of the Russian Federatio nn № 439-FZ of 16.12.2019.

Ключевые слова: трудовой кодекс, управление персоналом, менеджмент, кадровая работа, электронные трудовые книжки, дистанционная работа, электронный документооборот.

Keywords: labor law, stuff managemen, management, stuff work, electronic employment history, distant work, electronic document management.

Пандемия COVID-19 внесла в корпоративный мир новые изменения. Миру пришлось адаптироваться к новым правилам и условиям жизни, которые диктовала ситуация во всем мире. Предприниматели и корпорации были вынуждены пересмотреть свои HR стратегии, а также перейти в цифровую реальность. Многие работодатели осознали, что внештатные работники это отличная возможность повысить эффективность бизнеса и внедрить новые идеи. Таким образом, постепенно исчезают границы между работниками на удаленке и рядовыми сотрудниками.

За 2020 год произошло много изменений как в федеральном законодательстве, так и в Трудовом Кодексе РФ. В оборот вошли электронный документооборот и дистанционная работа. Многие предприниматели предпочли остаться на дистанционной работе и после ослабления карантинных мер. Это обусловлено тем, что многие работодатели отметили в дистанционной работе эффективность и сохранение уровня продуктивности работников, а также колоссальные выгоды в виде избавления от арендной платы и остальных расходов.

Библиографическое описание: Федотова А.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ НОВЫХ ТРЕНДОВ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2022. 2(89). URL:

https://7universum.com/ru/economy/archive/item/13030

В ногу со временем идут и поправки к законам, которые адаптируют Трудовой кодекс РФ к новой реальности. Таким образом, с 1 января 2021 года был усовершенствован Федеральный закон о дистанционной работе от 08.12.2020 №407-ФЗ, который внес изменения в главу 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации [5] по части удаленной работы. Например, были официально подтверждены условия хозяйственной и трудовой деятельности на удаленной основе. Закон подтверждает принятые меры по переводу работников на дистанционную основу, а также новые поправки позволили защитить права работников и работодателей.

Основными положениями поправок к закону стали: признание дистанционной и удаленной работы равными по значению (ст. 312.1 Трудового Кодекса Российской Федерации), установление понятия "дистанционный работник", также теперь определен порядок заключения договоров - а именно, признание "живых" подписей по ст. 312.3 Трудового Кодекса Российской Федерации, что подтверждает, законность электронных подписей, которые позволяют избегать выезда сотрудника в офис и составлять всю документацию в дистанционном режиме. Согласно ст. 312.4 Трудового Кодекса Российской Федерации старый режим работы и отдыха был ужесточен повышением управляемости трудового процесса дистанционного работника со стороны работодателя. Стоит отметить, что нововведением закона стала норма о включении в рабочее время взаимодействия дистанционного работника и работодателя. Например, проведение совещаний по телефону или видеосвязи относятся к рабочим процессам - их следует причислять к оплачиваемым по ст. 312.4 Трудового Кодекса Российской Федерации. Немаловажным законом (ст. 312.6 Трудового Кодекса Российской Федерации) стало требование о сохранении заработной платы в независимости от того, дистанционно ли работник выполняет свою работу или нет. Обратная связь регулируется в части 3 ст. 312.3 Трудового Кодекса Российской Федерации, которая обязывает стороны подтверждать друг друга о получении электронных документов, что в прошлом позволяло злоупотреблять положением на удаленной работе. Новый закон (ст. 312.7 Трудового Кодекса Российской Федерации) по сути аннулировал обширный диапазон обязательств фирм согласно вопросам по охране труда дистанционных сотрудников, сохранив только общепризнанные нормы о неотъемлемом общественном страховании сотрудника от несчастных случаев [3].

Дистанционная работа обрела новый смысл и значимость. Ограничен перечень оснований увольнения сотрудников, работающих удаленно по ст. 312.6 Трудового Кодекса Российской Федерации, в настоящее время данные мероприятия значительно упрощены, но из числа дополнительных причин увольнения показаны только лишь 2:

• если в период выполнения трудовой функции дистанционно работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем более двух

рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя;

• трудовой договор с работником, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе, может быть прекращен в случае изменения работником местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях. [4]

Согласно ст. 312.4 Трудового кодекса Российской Федерации договором сторон предусмотрено требование работодателя дистанционному сотруднику явиться на рабочее место в офис и выполнить работу непосредственно на стационарном месте. Таким образом, предусматривается возможность чередовать деятельность в офисе и на дому. В случае постоянной работы на дистанционной основе, подписывается трудовой договор о дистанционной работе" (ст. 312.1-1 "Общие положения о дистанционных работниках") [4].

Последней поправкой по дистанционной работе было принято условие о том, что работодатель вправе переводить стационарного сотрудника на удаленную работу без его согласия. Согласно ст. 312.9 Трудового Кодекса Российской Федерации организация должна обеспечить сотрудника необходимым оборудованием для удаленной работы.

Уже было упомянуто про введение в обращение электронной печати, так, электронный документооборот в условиях дистанционной работы обретает новый импульс и подразумевает легкость и прозрачность оборота сведений о работниках. Минтруд с 2020 года проводит кадровый эксперимент, в котором участники могут подписывать кадровые документы электронными подписями сотрудников [1]. Система электронного документооборота классифицируется на универсальные, индивидуально разрабатываемые и комбинированные. У электронного документооборота существует несколько преимуществ. Это экономия денег и расходников, оперативное оформление документов, избавление от бумажной волокиты, процесс становится прозрачным, а также оптимизация бизнес-процессов, что позволит сохранить больше времени.

Электронными стали трудовые книжки. Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" обязывает с 1 января 2020 г. формировать сведения о работнике в электронном виде, а также передавать данные о трудовой деятельности в информационную систему ПФР [7]. Плюсами электронной трудовой книжки стали: быстрый доступ к информации, дистанционное оформление пенсий, упрощенное получение со-цвыплат, дополнительные возможности дистанционного трудоустройства, высокий уровень безопасности и сохранности данных, а также это позволит меньше допускать ошибки при оформлении и заполнении данных в трудовой книжке сотрудника.

Вместе с тем, были выявлены следующие минусы электронной трудовой книжки, во-первых, информация до 2020 год в них не будет содержаться, ее нужно хранить в бумажном виде и предоставлять при необходимости, во-вторых, в электронной книжке не отмечаются сведения о награждениях, также риск утечки информации не исключен, и в заключении, не определена приоритетность сведений в электронной или бумажной трудовой.

В настоящее время большинство работников перешли на дистанционную работу, что усложняет коллективную мотивацию и сплоченность, но эксперты выделили, что удаленный формат способствует модернизации коммуникации. Это обусловлено тем, что совещания проходят в онлайн режиме и связь в социальной сети поддерживается на постоянной основе, и коллеги все чаще общаются в мес-сенджерах для уточнения любого вопроса, таким образом, увеличивается количество взаимодействия среди сотрудников, но также часто может происходить недопонимание, так как собеседник не видит эмоций. Таким образом, само место работы выходит на второй план, но эффективность и оценка выполнения работы становится приоритетной как для работников, так и для работодателя.

Не стоит забывать о старшей категории сотрудников, необходимо отметить, что пенсионная реформа в Российской Федерации привела к тому, что по-прежнему немалый процент сотрудников составляют старшее поколение. Этот факт подтверждает изменения в кадровой политике, работодателю важен не только возраст и опыт, но и свежий, смелый взгляд. Столкновение поколений позволит прийти к общему знаменателю и тем самым сохранить стабильное состояние бизнеса.

2020 год показал, что постоянная трансформация и обновление знаний позволит быть востребованным сотрудником. Что касается сотрудников старшего поколения, этот год привел многих к потере работы, так как большинство сотрудников старшего поколения не смогли адаптироваться к новым условиям жизни.

Таким образом, организация цифровых рабочих мест происходила стремительно, в ногу со временем и обстоятельствами. Повысилось требование к знаниям работников в технологической сфере, так повысилась потребность к непрерывному обучению. Настало то время, когда недостаточно иметь сайт и активно продвигать социальные сети, но также результат бизнеса заключается в абсолютном изменении координационной структуры, вовлечении покупателей также в удовлетворении их нужд с целью извлечения рыночного превосходства. Тем не менее, для эффективной работы сотрудников необходимо иметь достаточную мотивацию.

Мотивация сотрудников представляется несколькими теориями. Теория Герцберга - работа с внутренним и внешним фактором, теория Тейлора - использование инстинктивных и физиологических желаний, теория Макклелланда - в основе которой лежит власть, успех и принадлежность к касте, а также

теория Маслоу - основана на удовлетворении конкретных потребностей. Немаловажным фактором является соблюдение определенных этапов внедрения мотивации персонала.

В 2021 было выявлено несколько трендов в кадровой работе. Основываясь на исследованиях [11] можно выделить "этическое лидерство", что в свою очередь означает, первостепенность морали для компании, так как если организация толерантно относится к токсичности на рабочем месте, то это может принести вред бизнесу. Идея заключается в том, что сотрудники должны быть вовлечены в корпоративную социальную ответственность и не быть в стороне от проблем, происходящих внутри корпоративной среды [12]. (согласно кодексу профессиональной этики Федеральный Закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ[14]).

Следующим трендом 2021 стал "поиск антихрупкой личности" - понятие которое было введено экономистом и трейдером Насимом Николасом Та-лебом в книге " Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса", что подразумевает поиск устойчивого сотрудника, а также владеющего способностью постоянно обновлять свои знания и обучаться новому, следует отметить, это качество необходимо не только сотрудникам, но и самим организациям [10].

Важным изменением стал спад спроса организаций на ИЯ-бизнес-партнеров, это обусловлено снижением популярности и неэффективным результатом работы ИЯ-служб. Если в начале 90-ых концепция бизнес-партнера в ИЯ сфере возрастала и могла достигать больших количеств, то сейчас компании могут ограничиться одним ИЯ- бизнес-партнером или вовсе отказаться. Успех состоит в том, что ИЯ-служба должна быть полностью вовлечена в бизнес для достижения нужных целей [13].

В связи с карантинными мерами появляется новая фаза "Гибридного офиса" - рабочее место, которое позволяет эффективно выполнять поставленные задачи. Традиционные офисы с большим количеством функционала существуют до сих пор и будут существовать дальше, но все больший оборот принимают либо домашние офисы (в случае с дистанционной работой), пространства для нет-воркинга, а также любое комфортное место для сотрудника, которое позволяет обеспечить выход в интернет, а также стабильную связь [10]. Как уже было упомянуто выше, работодатель обязан обеспечить сотрудника всем необходимым для эффективного функционирования на удаленной работе, в случае, если работодатель переводит сотрудника со стационарной формы на дистанционную. Стоит отметить, что распорядок рабочего дня также указывается при подписании договора и неукоснительно должно соблюдаться.

Безусловно, у дистанционной работы со временем будут проявляться все больше минусов, нежели те, что имеются в настоящее время. Наивысшим риском удаленной работы является риск снижения вовлеченности сотрудника в деятельность компании. Как бы работодатель не старался уследить за всеми, уровень сосредоточенности может упасть. В данном случае необходимо укрепить командный дух и авторитет

лидера. Понимание сотрудника, что он является частью команды, которая преследует определенные общие цели и есть лидер, даст новый стимул для сотрудника.

Зарождается тренд "непрерывного наблюдения", который не должен перерасти в слежку. Существует множество платформ, с помощью которых можно отслеживать работоспособность и эффективность сотрудников онлайн: Co№trolio, Hubstaff, I№terguard, StaffCop, Terami№d, Veriato Cerebral, Work Exami№er.

В заключении стоит отметить, что технологический прорыв не оставил в стороне развитие виртуальной реальности, а также множество других прогрессов в цифровой индустрии помогают всем компаниям адаптироваться под нынешние условия работы.

Не стоит забывать о корпоративном обучении. Тренинги прочно вошли в жизнь даже небольших компаний, но настолько ли они эффективны при несистематизированной подаче большого количества информации. Поэтому в 2021 году принято обращать внимание на этот пункт активизации мотивации сотрудников и оптимизировать инструменты обучения. Тенденция склоняется к визуализации и упрощению информации [8].

Что касается государственной гражданской службы РФ, кадровые отношения строятся на правовых нормах, которые подразумевают регулирование условий и порядка поступления на гражданскую службу, повышения в должности, проведения аттестации и прекращения государственной службы. Немаловажным регламентом в нормативно-правовых актах является определение порядка оплаты труда и иных государственных гарантий [6].

Правовая реформа кадровой работы также коснулась государственных служащих. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"[6].

Статья 44 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ также направлена на улучшение и модернизацию кадровой работы, поправка от 13.08.2020 г. "Ведение трудовых книжек гражданских служащих (при наличии), формирование сведений о трудовой деятельности за период прохождения гражданской службы гражданскими служащими и представление указанных сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации" [6].

Всего за 2019-2020 года в федеральном законодательстве Российской Федерации было принято 13 поправок касающихся трудовой деятельности [2]:

1. Электронные трудовые книжки для сотрудников, впервые поступающих на работу (Федеральный Закон от 16.12.2019 №439-ФЗ)

2. Расширение формата электронной трудовой книжки (Распоряжение правительства РФ от 07.11.2020 №2887-р)

3. Продолжение эксперимента по внедрению кадрового электронного документооборота (Федеральный Закон от 24.04.2020 № 122-ФЗ)

4. Обновление формы СТД-ПФР (Приказ Минтруда России от 17.09.2020 №618н)

5. Изменение порядка расчета среднесписочной численности ( Приказ Росстата от 17.11.2020 №706)

6. Штраф за непредставление или искажение данных в форме СЗВ-ТД (Федеральный Закон от 01.04.2020 №90-ФЗ внес поправки в ст.15.33.2 КоАП РФ)

7. Новая форма СЗВ-ТД ( Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 25.12.2019 № 730п)

8. Вступление в силу закона об удаленной работе ( Федеральный закон от 08.12.2020 №407-ФЗ)

9. Продление перехода на карту "МИР" до 1 июля 2021г. ( Информационное письмо от 18.12.2020 № ИН-04-45/175)

10. Новые требования к работникам, осуществляющим перевозки (Приказ Минтранса РФ от 31.07.2020 № 282 и Приказ Минтранса РФ от 29.07.2020 № 264)

11. Изменения в уведомлениях о трудовой деятельности иностранцев (Приказ МВД РФ от 30.07.2020 №536)

12. Продление ограничений из-за ОДУТО-^ до 2022 г. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.11.2020 № 35)

13. Перенос выходных дней в 2021 году (Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 № 1648)

Таким образом, в заключении стоит отметить, немаловажным фактором в современной кадровой системе являются нововведения такие как: электронный документооборот, электронные подписи, электронные трудовые книжки и так далее. Основой для всех изменений послужил новый этап в экономике всего человечества. Сотрудники вышли на удаленную работу, что в частности происходило на протяжении всего 2020 года, таким образом, для полной адаптации к мировой ситуации было принято множество поправок к основным законам по кадровой работе.

Все вышеперечисленные поправки адаптированы под настоящее положение мировой ситуации в период кризиса, а также соответствуют технологическому и цифровому развитию. 2020 показал всему миру, что пришла новая эра и новые порядки - это период цифровизации всего, что еще не адаптировано под электронный вариант. Немаловажную нишу в кадровой работе занимает мотивация сотрудников. Существует множество теорий, как именно стоит мотивировать работников, но каждый работодатель выбирает для себя наиболее подходящий метод. На данный момент действует несколько пилотных проектов, по итогу которого будут приняты соответствующие законы, упрощающие и конкретизирующие права и обязанности сторон трудовых отношений. Законодатели, в свою очередь, продолжают обновление и принятие новых поправок к основным законам, так как это требует прогресс и развитие, как экономики, так и цифровой индустрии.

Список литературы:

1. Корчагина Ксения, Эксперимент Минтруда по электронному кадровому документообороту / Корчагина Ксения. — Текст : электронный // СБИС : [сайт]. URL: https://sbis.ru/articles/staff/eksperiment_mintruda_kadry_bez_bumag (дата обращения: 09.06.2021).

2. Крицкая Мария, 13 изменений в трудовом законодательстве в 2021 году / Крицкая Мария. — Текст : электронный // Контур журнал : [сайт]. — URL: https://kontur.ru/articles/4819#1 (дата обращения: 12.01.2022).

3. Потураев Максим, Разбираем новый закон об удаленной работе / Потураев Максим. — Текст : электронный // Ближе к делу : [сайт]. — URL: https://kdelu.vtb.ru/articles/razbiraem-novyj-zakon-ob-udalennoj-rabote/ (дата обращения: 12.01.2022).

4. Трудовой, кодекс, Как Трудовой кодекс с 2021 года регулирует работу на удалёнке (дистанционную работу). — Текст : электронный // Официальный портал Р. Башкортостан : [сайт]. — URL: http://buraevo.bashkortostan.ru/presscenter/news/327531 (дата обращения: 12.01.2022).

5. Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях" от 08.12.2020 № 407-ФЗ (последняя редакция). — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370070/ (дата обращения: 12.01.2022).

6. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (последняя редакция). — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 12.01.2022).

7. Федеральный закон от 16 декабря 2019г. № 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде". — Текст : электронный // МОС ру : [сайт]. — URL: http://arbat.mos.ru/presscenter/news/detail/8609928.html? (дата обращения: 12.01.2022).

8. 11 HR- трендов, которые нужно принять в расчет в 2021году. — Текст : электронный // edwvb.blogspot : [сайт]. — URL: https://edwvb.blogspot.com/2021/01/11 -hr-trendov-kotorye-nuzhno-prinyat-v-raschet-v-2021-godu.html (дата обращения: 12.01.2022).

9. HR-тренды-2020. — Текст : электронный // hr-portal.ru : [сайт]. — URL: https://hr-portal.ru/blog/hr-trendy-2020 (дата обращения: 12.01.2022)

10. David Smith, 11 HR- трендов, которые нужно принять в расчет в 2021году / Smith David. — Текст : электронный // edwvb.blogspot : [сайт]. — URL: https://edwvb.blogspot.com/2021/01/11-hr-trendov-kotorye-nuzhno-prinyat-v-raschet-v-2021-godu.html (дата обращения: 12.01.2022).

11. Jodi Kantor, "She said" / Kantor Jodi, Twohey Megan. — : New York Times bestseller, 2019 /Текст : электронный /[сайт]. — URL: https://www.goodreads.com/author/show/325181Jodi_Kantor(дата обращения: 12.01.2022).

12. Mike Isaac, "Super Pumped: The Battle for Uber", September 3rd, 2019, by W.W. norton Compny / Текст : электронный /[сайт]. — URL: https://www.mike-isaac.com/ (дата обращения: 12.01.2022).

13. Tom Haak, The ideal HR organisation / Haak Tom. — Текст : электронный // HR Trend Institute : [сайт]. — URL: https://hrtrendinstitute.com/2020/08/31/the-ideal-hr-organisation/ (дата обращения: 12.01.2022).

14. Федеральный Закон «Об инвестирировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 111-ФЗ /Текст: электронный / [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37863/ (дата обращения: 12.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.