ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ В УСЛОВИЯХ
САНКЦИЙ
Е.Е. Веселкова, д-р юрид. наук, доцент
Российский государственный университет социальных технологий (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-96-99
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема привлечения иностранного капитала приобрела особо серьезное значение для России на этапе развития рыночной экономики в связи с оживлением внешнеэкономической деятельности и вовлечением страны в общемировую систему управления. Данная проблематика приобретает особую актуальность в связи с политическим курсом на совершенствование народного хозяйства Российской Федерации, на активное привлечение и мобилизацию прямых иностранных капиталовложений с целью ускорения инновационного роста экономики страны.
Именно прямые иностранные инвестиции рассматриваются как важный фактор, определяющий экономический рост и развитие для многих стран, включая Россию. Но с 2014 года против России были введены многочисленные санкции, что вызвало отток прямых иностранных капиталовложений из страны.
Целью исследования является осуществление анализа трансграничного движения капиталов с позиций современного взгляда на инновационный путь развития экономики России и мер успешного противодействия им со стороны России, а также формирование понимания о возможном будущем прямых иностранных инвестиций в РФ.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод, который дает возможность проанализировать изучаемые явления и процессы в их эволюции, взаимосвязи и расхождениях друг с другом, широко использовался системный метод, с помощью которого проводился всесторонний анализ проблем, связанных с развитием, формированием и применением инвестиционного законодательства как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации. Помимо указанных научных методов, активно применялся метод юридического анализа наряду с прочими частно-научными методами.
Результаты исследования внесенных изменений в действующее законодательство в данной сфере, официальных статистических данных, своевременно принятых мер противодействия введенным западными странами санкций против России позволяют сделать вывод о том, что в условиях многочисленных санкций российская экономика показала гораздо большую устойчивость, чем изначально предполагали эксперты, что дало возможность делать благоприятные прогнозы на текущий год.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранный инвестор, санкции.
В настоящее время в условиях глобализации ни одна страна в мире не способна развиваться без участия в мировой экономической системе, при этом, чем выше уровень интеграции в мировое хозяйство, тем значительнее степень развития внутренней экономики. Общая тенденция свидетельствует, что чем активнее страна выступает в мировом экономическом сотрудничестве, тем выше и значительнее уровень развития ее внутренней экономики, и наоборот. В современных условиях одной из отличительных характеристик международного экономического взаимодействия
является усиление значения инвестиционного сотрудничества государств [1].
Как известно, инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров, работ и услуг [2].
Проблема привлечения иностранного капитала приобрела особо серьезное значение для России на этапе развития рыночной экономики в связи с оживлением внешнеэкономической деятельности и вовлечением страны в
общемировую систему управления. На совещании о мерах по стимулированию инвестиционной активности, состоявшемся 11 марта 2021 года, президент РФ Путин В.В. определил, что к 2030 году годовой объём инвестиций в основной капитал в России должен вырасти не менее чем на 70% в реальном выражении по сравнению с 2020 годом [3].
Начиная с 2014 г. до настоящего времени против Российской Федерации рядом развитых стран - США, ЕС, Канадой, Японией -вводятся санкции, которые объясняются как геополитическими, так и экономическими причинами [4].
На сегодняшний день довольно сложно справедливо оценить существующий инвестиционный климат, так как в отношении Российской Федерации искусственным образом были созданы барьеры, ограничивающие доступ зарубежных инвесторов, что никоим образом не свидетельствует об ухудшении инвестиционной привлекательности нашего государства. Помимо этого, сама Российская Федерация была вынуждена применить меры, которые тем или иным образом привели к ограничению доступа инвесторов из недружественных государств на российский рынок с целью защиты государственного суверенитета [5].
Существенное увеличение санкционного давления на Российскую Федерацию приводит к вопросу о необходимости формирования адекватного ситуации правового регулирования иностранных инвестиций, закреплению и применению норм, обеспечивающих национальные экономические интересы [6]. В действующие законодательные акты в данной сфере были внесены соответствующие изменения, были приняты федеральные законы, подзаконные акты, определяющие порядок взаимодействия в области экономики с недружественными странами. (Федеральный закон от 04.06.2018 N 127-ФЗ, Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79 (ред. от 09.06.2022, с изм. от 09.08.2023) «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»).
Значимую роль с точки зрения обеспечения национальных экономических интересов в рамках регламентации иностранных инвести-
ций играют стратегические документы. Одним из основных актов, предусматривающих право государства устанавливать нормы, затрагивающие иностранные инвестиции, является Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Согласно пункту 16 Стратегии Российская Федерация должна обеспечить совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций. В данном случае возможно применение соответствующих мер, принятых в конституционно значимых целях, в виде ответных действий, в том числе различных изъятий ограничительного характера для иностранных инвесторов. Ответные меры в отношении иностранных инвестиций являются оправданными, так как обеспечивают достижение баланса интересов государств [6].
На сегодняшний день Россия предложила или уже ввела соответствующие меры, влияющие на иностранных инвесторов из «недружественных стран», среди которых:
- Национализация собственности иностранных компаний, если они решат навсегда покинуть Россию: это законодательное предложение затрагивает компании с 25% или более собственности интересов «недружественной страны». Их имущество может быть арестовано и передано под внешнее управление, если инвестор не согласится возобновить деятельность в России или продать свою долю.
- Разрешение российским авиакомпаниям регистрировать арендованные иностранные воздушные суда на свое имя и эксплуатировать их без компенсации иностранным лизинговым компаниям.
- Ограничения на банковский и наличный перевод средств за пределы России: Компаниям и физическим лицам из определенных стран (пока неуказанных) запрещается перевод денежных средств за пределы России. Никто не может переводить наличные деньги за пределы России в иностранной валюте на сумму более 10 000 долларов США.
- Иностранцы не могут продавать свои позиции в российских ценных бумагах, а дивиденды или другие доходы от российских цен-
ных бумаг не могут быть переданы иностран- В сложившихся условиях вектор сотрудни-
цам. чества в инвестиционной сфере смещается в
- Требование одобрения правительством сторону дружественных стран, к числу кото-некоторых сделок с участием юридических рых относятся, прежде всего, азиатские госулиц из стран, подпадающих под санкции, или дарства. Среди них лидером является Китай. контролируемых ими: Сделки включают: Сотрудничество с данной группой стран осу-(1) кредитование рублей иностранным инве- ществляется как на двусторонней, так и на сторам; (2) передачу права собственности на многосторонней основе в рамках подписан-недвижимость; и (3) передачу права соб- ных международных соглашений. ственности на ценные бумаги. Результат принятых мер не замедлил ска-
- Временный запрет иностранных инвесто- заться. В период с 2022 по 2023 год экономи-ров на продажу российских активов. ка России показала гораздо большую устой-
- Разрешение России и ее субъектам, а так- чивость, чем изначально предполагали экс-же российским резидентам погашать в рублях перты. К концу 2023 года ВВП нашей страны долги, которые: (1) номинированы в ино- превысил уровень 2021 года [8]. странной валюте; (2) имеют задолженность Международный валютный фонд (МВФ)
перед организациями из «недружественных улучшил прогноз роста российской экономи-стран»; и (3) превышают 10 миллионов руб- ки в 2024 году до 3,2%, следует из апрельско-лей в календарный месяц [7]. го доклада, опубликованного на сайте МВФ.
Библиографический список
1. Веселкова Е.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций: цивилистическое исследование: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.03 / Веселкова Евгения Евгеньевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»]. - Москва, 2020. - 394 с.
2. Ishakova D.M. Sovershenstvovanie mehanizma privlecheniya inostrannyh investicij v Rossiju. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kpfu.ru (Дата обращения 18.04.2024)
3. Совещание о мерах по стимулированию инвестиционной активности // Президент России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru (Дата обращения 15.11.2021).
4. Горбунова О.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в условиях действия санкций // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19. - № 8. - С. 21852200.
5. Крохина Ю.А. Инвестиционно-правовой механизм противодействия санкционному режиму // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 9(225). - С. 123.
6. Ваэл Муса. Правовой режим иностранных инвестиций в условиях обеспечения национальных экономических интересов // Образование и право. - 2022. - №7. - С. 153.
7. Правовое регулирование действий иностранных инвесторов в России в после марта 2022 года // Центр международного права - помощь обращения суд по правам человека и подача жалоб. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://european-court-help.ru (Дата обращения 18.04.2024)
8. Экономика России итоги 2023: курс рубля, ВВП, инфляция, безработица, внешний долг. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazprombank.investments (Дата обращения 18.04.2024).
9. Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» от 04.06.2018 N 127-ФЗ (последняя редакция) Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 N 160-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79 (ред. от 09.06.2022, с изм. от 09.08.2023) «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций». [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
LEGAL REGULATION OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION UNDER SANCTIONS
E.E. Veselkova, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor Russian State University of Social Technologies (Russia, Moscow)
Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that the problem of attracting foreign capital has acquired a particularly serious significance for Russia at the stage of development of the market economy in connection with the revival offoreign economic activity and the country's involvement in the global governance system. This issue is becoming especially relevant in connection with the political course on improving the national economy of the Russian Federation, on actively attracting and mobilizing direct foreign investment in order to accelerate the innovative growth of the country's economy. It is foreign direct investment that is considered an important factor determining economic growth and development for many countries, including Russia. But since 2014, numerous sanctions have been imposed against Russia, which has caused an outflow of foreign direct investment from the country.
The purpose of the study is to analyze the cross-border movement of capital from the standpoint of a modern view of the innovative path of development of the Russian economy and measures of successful counteraction to them by Russia, as well as to form an understanding of the possible future of foreign direct investment in the Russian Federation.
The methodological basis of the study is the dialectical method, which makes it possible to analyze the phenomena and processes under study in their evolution, interrelationships and discrepancies with each other; the system method was widely used, with the help of which a comprehensive analysis of problems related to the development, formation and application of investment legislation was carried out both at the federal level and in the subjects of the Federation. In addition to the specified scientific methods, the method of legal analysis was actively used along with other private scientific methods.
Results of the study of amendments made to the current legislation in this area, official statistical data, timely measures taken to counter the sanctions imposed by Western countries against Russia allow us to conclude that, in the context of numerous sanctions, the Russian economy has shown much greater stability than experts initially assumed, which made it possible to make favorable forecasts for the current year.
Keywords: foreign investment, foreign investor, sanctions.