Научная статья на тему 'Правовое регулирование инновационной деятельности в сфере высшего образования'

Правовое регулирование инновационной деятельности в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INCOME-GENERATING ACTIVITIES / INFRASTRUCTURE OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенников Олег Владимирович, Балашов Александр Евгеньевич

В статье анализируются основы правового регулирования инновационной деятельности, осуществляемой высшими учебными заведениями, приводятся конкретные примеры форм инновационной деятельности и мер государственной поддержки, получивших свое закрепление на законодательном уровне. Показаны юридические основания создания мощных образовательных кластеров в смежных сферах, что является перспективной тенденцией развития инновационной деятельности в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гребенников Олег Владимирович, Балашов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION

The article analyses the foundation of the legal regulation of innovative activities carried out by universities. The authors consider particular examples of innovative activity forms and government support measures formalized at the legislative level. The paper discusses the legal bases of powerful educational clusters development in the related fields, which is a promising trend in the development of innovative activity in higher education.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование инновационной деятельности в сфере высшего образования»

УДК 347.9:378

Гребенников Олег Владимирович

Grebennikov Oleg Vladimirovich

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры технологии и предпринимательства

Кубанского государственного университета

Балашов Александр Евгеньевич

PhD in Education Science, Assistant Professor, Technology and Business Department, Kuban State University

Balashov Alexander Evgenyevich

аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

PhD student,

Business and Corporate Law Department, Kutafin Moscow State Law University

LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION

Аннотация:

В статье анализируются основы правового регулирования инновационной деятельности, осуществляемой высшими учебными заведениями, приводятся конкретные примеры форм инновационной деятельности и мер государственной поддержки, получивших свое закрепление на законодательном уровне. Показаны юридические основания создания мощных образовательных кластеров в смежных сферах, что является перспективной тенденцией развития инновационной деятельности в сфере высшего образования.

Ключевые слова:

высшие учебные заведения, инновационная деятельность, приносящая доход деятельность, инфраструктура инновационной деятельности.

Summary:

The article analyses the foundation of the legal regulation of innovative activities carried out by universities. The authors consider particular examples of innovative activity forms and government support measures formalized at the legislative level. The paper discusses the legal bases of powerful educational clusters development in the related fields, which is a promising trend in the development of innovative activity in higher education.

Keywords:

higher education, innovative activity, income-generating activities, infrastructure of innovative activity.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон о науке) инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. В указанном определении инновационная деятельность включает в себя следующие составляющие: реализация инновационных проектов и создание инновационной инфраструктуры.

Под инновационным проектом принято понимать комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов (ст. 2 Закона о науке).

Под экономическим эффектом принято понимать полезный результат экономической деятельности, обычно измеряемый разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление [1].

Сходным представляется понятие дохода, сформулированное в п. 1 ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Таким образом, реализация инновационных проектов является одним из видов инновационной деятельности, имеющим целью достижение экономического эффекта (прибыли).

Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Формулировка указанной статьи явно показывает близость

понятий «предпринимательская» и «приносящая доход» деятельность. Несмотря на отсутствие законодательного закрепления понятия «приносящая доход деятельность», можно сделать вывод, что такой основополагающий признак предпринимательской деятельности, как направленность на систематическое извлечение прибыли, явно имеет свое отражение и в понимании понятия «приносящая доход деятельность», а выдвинутая Й. Шумпетером теория предпринимателя-новатора как нельзя лучше показывает огромные возможности для осуществления инновационной деятельности в качестве вида приносящей доход деятельности организациями сферы высшего образования [2].

Следует отметить, что возможность осуществления инновационной деятельности указана в уставах образовательных организаций. Так, например, согласно подп. «в» п. 10 основными целями, задачами и предметом деятельности Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова является участие в инновационной деятельности, в соответствии с подп. 20 п. 2.13 одним из видов приносящей доход деятельности Московского государственного технического университета «МАМИ» является инновационная деятельность.

На практике вузы реализуют возможность осуществления инновационной деятельности двумя способами.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения вправе вносить денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств либо иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).

Согласно ч. 1 ст. 103 Федерального закона 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право быть учредителями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

Возможность осуществления инновационной деятельности с помощью хозяйственных обществ весьма облегчает получение экономического эффекта (прибыли). Более того, для хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, установлен уведомительный порядок согласования передачи помещений, закрепленных за образовательными организациями, в аренду.

Согласно Правилам заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 677 (далее - Правила), учреждение направляет учредителю обращение с приложением необходимых документов (п. 2, 3, 6 Правил), которое учредитель обязан рассмотреть в течение 15 дней.

Второй способ заключается в возможности создания учреждениями бизнес-инкубаторов. В соответствии с п. 11 постановления Росстата от 20.12.2007 № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса» бизнес-инкубатор - организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.

На практике бизнес-инкубаторы создаются для поддержки субъектов малого предпринимательства путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических, а также проведения образовательных тренингов и семинаров.

Стоит отметить, что создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее функционирования не обеспечивают реализации основной цели инновационной деятельности - достижения экономического эффекта (прибыли), а направлены на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности. Таким образом, отнесение деятельности по созданию инновационной инфраструктуры и обеспечению ее функционирования к инновационной деятельности представляется юридически некорректным [3].

Для создания эффективной инновационной сферы необходимо решение следующих задач: налаживание взаимодействия между субъектами инновационной деятельности, развитие эффективных мер государственной поддержки, создание механизмов привлечения высококвалифицированных специалистов.

Эффективность инновационного развития зависит не от того, насколько эффективна деятельность отдельных субъектов инновационной системы (инновационных компаний, научных организаций, вузов и др.), но прежде всего от их взаимодействия друг с другом [4].

Новеллой в части возможности ведения совместной деятельности стала норма, закрепленная в ст. 15 Закона об образовании, согласно которой сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Сетевую форму взаимодействия между образовательными учреждениями нельзя назвать успешной в части возможности развития инновационного потенциала образовательных учреждений, однако она является осмысленным шагом к сближению в образовательной сфере, что должно позитивно отразиться на инновационной деятельности и инновационной инфраструктуре [5].

Также при рассмотрении вопроса взаимодействия субъектов инновационной деятельности в сфере образования необходимо учесть тенденцию к укрупнению субъектов сферы образования - созданию образовательных кластеров [6].

Укрупнение высших образовательных учреждений путем реорганизации, создание мощных образовательных кластеров в смежных сферах позволяют решить проблему недофинансирования, отсутствия необходимой материально-технической базы для инновационной деятельности образовательных учреждений, что, безусловно, в ближайшей перспективе может дать мощный толчок к развитию инновационной деятельности в сфере высшего образования [7].

Еще одной проблемой, стоящей на пути создания развитой инновационной сферы, является отсутствие высококвалифицированных специалистов. Первые шаги на законодательном уровне, направленные на привлечение высококвалифицированных специалистов, были сделаны сравнительно недавно. Так, 27 ноября 2009 г. было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства. В мае 2010 г. внесены изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», значительно упрощающие порядок въезда в страну и осуществления трудовой деятельности для высококвалифицированных специалистов.

В настоящее время среди существенных привилегий для высококвалифицированных специалистов можно назвать: отсутствие квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию и на выдачу разрешений на работу, срок получения разрешения на работу 14 дней (в отличие от месячного, установленного для других категорий трудовых эмигрантов), выдача разрешений на работу на срок до трех лет и неограниченное число продлений срока разрешения на работу, установленная ставка налога на доходы физических лиц в отношении доходов от осуществления ими трудовой деятельности лиц в размере 13 %.

Механизмы поддержки инновационной деятельности являются явно недостаточными для развития мощного инновационного кластера в сфере высшего образования.

Наиболее эффективными мерами государственной поддержки инновационной деятельности являются формирование спроса на инновационную продукцию, финансовое обеспечение инновационной деятельности (субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии). Указанные меры государственной поддержки в настоящее время закреплены на законодательном уровне, однако не получили своего практического воплощения в сфере высшего образования.

Таким образом, среди положительных тенденций развития инновационной сферы в области высшего образования отметим взятие государством четкого курса на увеличение объемов инновационной деятельности, что при должном профессионализме и стратегическом подходе будет иметь позитивные результаты для государства в целом.

Ссылки:

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

3. Отнюкова Г.Д. Понятие и признаки инновационной деятельности // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 1. С. 48.

4. Кардаш И.Н. Государственное стимулирование венчурных инвестиций в условиях становления инновационной экономики // Юрист. 2013. № 22.

5. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.

6. Гребенникова В.М. Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

7. Петьков В.А. Образовательно-производственный кластер как форма государственно-частного партнерства техникума и работодателя // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 265-267.

References:

1. Raizberg, BA, Lozovsky, LS & Starodubtseva, EB 2006, Modern Dictionary of Economics, Moscow.

2. Schumpeter, J 1982, The Theory of Economic Development, Moscow.

3. Otnyukova, GD 2015, 'The concept and features of innovative activity', Herald of University named after OE Kutafin (Moscow State Law Academy), no. 1, p. 48.

4. Kardash, IN 2013, 'State promotion of venture capital investments in the conditions of formation of innovative economy', Lawyer, no. 22.

5. Andryushchenko, SI & Petkov, VA 2012, 'Organization of the innovative environment of educational institution', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 1, p. 145.

6. Grebennikova, VM 2014, 'Regulatory and legal framework for development of inclusive education in Russia', Modern problems of science and education, no. 6.

7. Petkov, VA 2015, 'Educational-production cluster as a form of public-private partnerships and College Employer', Theory and practice of social development, no. 21, p. 265-267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.