Научная статья на тему 'Правовое регулирование инклюзивного образования в федеральном законе "Об образовании в РФ"'

Правовое регулирование инклюзивного образования в федеральном законе "Об образовании в РФ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2631
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯ-МИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИД / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS / DISABLED PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Выдрин И.В., Зенкова М.А.

В статье представлен анализ норм Федерального закона «Об образовании в РФ», регулирующих право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the inclusive education in the federal law "On education in Russian Federation"

In the article the analysis of regulations of the Federal law “On education in the Russian Federation” that governs the right to education of persons with special needs and disabled persons.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование инклюзивного образования в федеральном законе "Об образовании в РФ"»

УДК 342.733+37.0

Выдрин И.В., Зенкова М.А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»

В статье представлен анализ норм Федерального закона «Об образовании в РФ», регулирующих право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалид.

Vydrin I.V., Zenkova M.A.

LEGAL REGULATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE FEDERAL LAW "ON EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION"

In the article the analysis of regulations of the Federal law "On education in the Russian Federation" that governs the right to education of persons with special needs and disabled persons. Keywords: Inclusive education, children with special needs, disabled person.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью не так много шансов получить образование, тем более качественное. Многие дети, которые все же учатся, отделены от остальных в специализированных школах-интернатах, нередко вдали от семьи и местного сообщества. Другие изолированы дома и довольствуются приходом учителей два-три раза в неделю. Поэтому на сегодняшний день реализация права на образование данной категории лиц является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» [1, ст. 1], говорится во Всеобщей декларации прав человека. А в ст. 24 Конвенции о правах инвалидов сказано, что «государства -участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образо-

вание на всех уровнях и обучение в течение всей жизни» [2, ст. 24].

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3.05.2012 №46 - ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия приняла на себя обязательства по включению всех провозглашенных Конвенцией положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивное образование» и механизмов его реализации [3].

В соответствии с этим в рамках модернизации системы российского образования должна быть создана образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их развития и состояния здоровья.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу с 01.01.2013 г. Его принятие открыло качественно новый этап правового регулирования образования в на-

ПРАВО

шей стране. Участие профессионального сообщества, представителей инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в разработке данного закона обеспечило его соответствие требованиям международных нормативных актов.

В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» каждому человеку гарантируется право на образование [4, п. 1 ст. 5]. В п. 16 ст. 2 дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [4, п. 16 ст. 2]. Образование таких обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [4, п. 4 ст. 79]. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного, и специального (коррекционного) образования. Под «инклюзивным образованием» понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [4, п. 27 ст. 2].

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования указанными обучающимися, а также предоставлены бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопере-водчиков [4, п. 11 ст. 79].

В Свердловской области работа по созданию условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидов в общеобразовательных школах ведется уже не первый год. Однако в большей степени это происходит в рамках государственной программы «Доступная

среда», целью которой является «формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения». А это означает лишь обеспечение удобства и комфортных в физическом плане условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях. Но ничего не говорится о создании иных условий в этих учреждениях для получения такими детьми качественного образования.

Под иными условиями подразумеваются такие условия, в которых дети на самом деле смогут получить максимум знаний и умений, на которые они способны в силу своих индивидуальных особенностей. Сможет ли учитель в «смешанном» классе уделить каждому ученику время, достаточное для раскрытия потенциала, заложенного в ребенке? Помимо того, что у учителя обычной средней школы нет специальной подготовки, необходимой для работы с детьми, имеющими самые разные отклонения, существует еще ряд причин, по которым такое объединение становится проблематичным.

Именно праву на предоставление условий для обучения корреспондируется обязанность педагогических работников учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. А государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ должно обеспечить подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и содействовать привлечению таких работников в организации, осу-

32

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ществляющие образовательную деятельность [пп. 6 п. 1 ст. 48].

Также для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ». Закон в целом не ограничивает право детей с ОВЗ и инвалидов на поступление в учреждения общего образования.

Таким образом, на уровне федерального законодательства правовая база для инклюзивного образования лиц с ОВЗ создана, рассматриваемый закон регулирует ключевые, базовые вопросы его реализации. Однако проблемным моментом остается применение и совершенствование механизма реализации федеральных законов на региональном и местном уровнях. Иногда нормы действующего законодательства просто не применяются, хотя государство предусматривает особые га-

рантии для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивные подходы принципиально возможны и не запрещены, но практически трудно реализуемы: им препятствует инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними воззрениями и стереотипами. Переломить такое отношение только лишь правовым просвещением не получается. В таком случае эффективным средством защиты может стать решение суда, который подтверждает права ребенка-инвалида.

Следовательно, только усиленный государственный надзор за исполнением законодательства РФ в сфере образования в части обеспечения прав обучающихся, широкое распространение судебной практики и правовое просвещение сможет заставить исполнительную власть выполнять закон и защитить права лиц с ОВЗ и инвалидов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // URL: http://www.consultant.ru/

2. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006) // URL: http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон от 3.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Российская газета - Федеральный выпуск №5773 от 05.05.2012.

4. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 - ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/

5. http://минобрнауки.рф/

6. http://government.ru/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ВЫДРИН Игорь Вячеславович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой муниципального права, Уральский институт экономики, управления и права, г. Екатеринбург.

E-mail: inst-vidrin@mail.ru

ЗЕНКОВА Марина Александровна, магистрант кафедры конституционного права, Уральский институт экономики, управления и права, г. Екатеринбург.

E-mail: zenkova-marina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.