УДК 371.311 ФРОЛОВА ИМ.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры языковой и литературной подготовки в системе начального общего образования, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: irinafrolova21 @уandex.ru
y/JC 371.311 FROLOVAl.YU.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of language and literature training in the system of primary general education, Ore! State University E-mail: irinafrolova21 @yandex.ru
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
Статья посвящена проблеме организации инклюзивного образования в РФ. Рассматриваются особенности, преимущества и законодательная база процесса обучения данного вида. Анализируется готовность учителей общеобразовательных школ к работе в условиях инклюзии.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети-инвалиды, ограниченные возможности здоровья, социализация, общеобразовательные школы, толерантность, профессиональная подготовка педагогов.
The article is devoted to the problem of organization of inclusive education in the Russian Federation. It also considers peculiarities, advantages and legislative framework of education process of this type. The article analyzes readiness of teachers in general education schools to work in the condition of inclusion.
Keywords: inclusive education, disabled children, physical condition, socialization, general education schools, tolerance, technical training of teachers.
В современной России огромное количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. По официальным данным число детей-инвалидов в апреле 2016 года составило 617 тысяч человек [4] и продолжает неуклонно расти, по неофициальным, их в разы больше. «В настоящее время 4,5% детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям» [7, с. 77].
Все эти дети, имеющие те или иные проблемы со здоровьем, нуждаются в особом к себе отношении, внимании, получении специальной медицинской и психолого-педагогической помощи и специальном образовании, соответствующем их потребностям. «При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания - максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление
трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно» [8]. На самом деле такие дети, так остро нуждающиеся в социализации, до недавних пор подвергались серьезной дискриминации, были изолированы от общества, лишены возможности включиться в общеобразовательный процесс, общаться и обучаться вместе со своими сверстниками. Имело место и негативное отношение, и предвзятость, и несправедливость, выражающаяся в ограничении их прав на получение образования и невозможности посещать общеобразовательные учреждения. Существующая система образования была ориентирована на «стандартных», «нормальных» детей, отвечающих определенным требованиям, обладающих определенными заявленными возможностями.
В настоящее время социализация этих детей, т.е. их полноценное участие в жизни общества, включение в общеобразовательный процесс, эффективная самореализация в различных сферах деятельности стали одним из приоритетных направлений госу дарственной образовательной политики современной России. Инклюзивное (от латинского include - заключаю, включаю или фран-
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Фролова И.Ю. © Frolova I.Yu.
цузского inclusif - включающий в себя) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3, с. 10]. Т.е. инклюзивное образование предполагает абсолютное отрицание какой-либо дискриминации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, связанной с получением ими образования, и предполагает создание для них в процессе обучения особых условий, необходимых для эффективной реализации образовательных программ.
Инклюзивное образование - понятие для РФ относительно новое. В этом смысле мы сильно отстали от Европейских стран и США. Следует отметить, что в настоящее время создана серьезная законодательная база для реализации этой идеи. Так, статья 3.1. «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности» Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ) гласит: «В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области» [10].
В статье 19 «Образование инвалидов» того же закона подчеркивается: «Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья...» [10].
В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года.) Статья 24 «Образование» гласит:
«1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях...
2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:
a) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
b) инвалиды имели наравне с другими доступ к ин-
клюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания...» [2].
Кроме того, в декабре 2012 года был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом РФ В В. Путиным Федеральный закон № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В п. 4 статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» сказано: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися. так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», а в п. 12 данной статьи подчеркивается: «Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность» [9].
Инклюзивное образование, безусловно, имеет множество преимуществ для детей-инвалидов. Главными из них называют демонстрацию более высокого уровня социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками (в том числе социальное принятие детей с особенностями развития и дружбу между детьми); улучшение социальной компетенции и навыков коммуникации; большую насыщенность учебных программ для детей с ОВЗ и, как результат, улучшение их навыков и академических достижений [6].
Преимущество инклюзии для обычных учеников до настоящего времени является спорным. Однако не вызывает сомнения тот факт, что введение инклюзивного обучения предполагает лучшее техническое обеспечение учебного процесса в школе, использование педагогами новых технологий, наиболее эффективных методов и приемов обучения. Кроме того, в «инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы» [6]. В таких классах создается атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания, дети становятся добрее, терпимее, гуманнее, учатся понимать, что каждый человек, какими бы особенностями он не обладал, имеет право на жизнь и получение образования. В инклюзивных классах есть все возможности для толерантного воспитания, здесь формируется толерантное мировоззрение, мышление, поведение, отношение к людям. «Цивилизованное общество признаёт право каждого на индивидуальность, нестандартность, самореализацию, саморазвитие, общение и получение образования. При этом подчёркивается, что изоляция и сегрегация непохожих, в том числе имеющих
нарушенное психофизическое развитие индивидов, исключается как антигуманная мера» [5]. Во всем мире инклюзивное образование считается наиболее гуманным и эффективным.
Однако, несмотря на созданную законодательную базу и явные преимущества инклюзивного образования, «в настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров» [7, с. 11]. В идеале это должна быть команда профессионалов, состоящая из педагога, психолога. тьютора, дефектолога, логопеда, медицинского и социального работников.
Для работы в условиях инклюзивного обучения педагогические коллективы общеобразовательных учреждений должны быть подготовлены соответствующим образом, обладать необходимыми знаниями в области специальной педагогики, умениями использовать различные методы коррекционного воздействия в работе с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья. Особую значимость приобретает изменение психологических и ценностных ориентаций
педагогов. Проблема профессиональной, психологической и методической неготовности учителей общеобразовательных школ к работе в условиях инклюзии стоит очень остро.
Решить данную проблему призваны специальные дисциплины, включенные в учебные планы вузов по направлению подготовки «Педагогическое образование»: «Специфика инклюзивного обучения» (Адаптационная специализированная дисциплина) - 108 часов/3 ЗЕТ и дисциплины по выбору вариативной части учебного плана «Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ» / «Основы специальной педагогики и психологии» - 72 часа/2 ЗЕТ. Однако указанные курсы не решают в полном объеме стоящих перед ними задач формирования у педагогов необходимых компетенций в области инклюзивного обучения.
Исследование анализа готовности учителей общеобразовательных школ к реализации инклюзивного подхода, проведенное Алёхиной C.B., Алексеевой М.А., Агафоновой Б. Д. [1], в котором приняли участие 429 педагогов г. Москвы, выявило множество проблем, показало наличие профессиональных, психологических и коммуникативных «барьеров», эмоционального непринятия необычных учеников.
Таким образом, введение инклюзивного образования в практику массовой школы сопряженно с определенными трудностями, требует серьезного осмысления и решения возникающих в связи с этим задач, в том числе организации соответствующей подготовки педагогов, которым предстоит работать в условиях инклюзии.
Библиографический список
1. Алёхина C.B., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного про-цессав образовании. //Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 83-91.
2. Конвенция о правах инвалидов. (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. URL: http://base.garaiit.ni/2565085/#block_24 (дата обращения: 17.06.2017).
3. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проект, URL: http://xii-----8kcmadfbxacgagmbj3bgaqdcgiiqaw3aba5ali.xii—plai/specialiiyj-fgos (дата обращения:
17.06.2017).
4. Кучмаева O.B. Образование детей-инвалидов: статистический аспект. //Статистика и экономика. Т. 13.2016.№6. С. 19-24. URL: http://www.gks.iri/free_doc/iiew_site/popiilatioii/zdrav/iiiv-det.litni ] (дата обращения: 01.07.2017).
5. Макарова II.A. Ролерантность в инклюзии: философский подход // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 9(29). - Новосибирск: СибАК, 2013.
6. Митрофанова М.И. Инклюзивное образование в стране и за рубежом. URL: http://www.tcek.ru/2013-04-09-05-32-28/486-2013-04-11 -09-27-45.html (дата обращения: 17.06.2017).
7. Михалъченко КА. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения. / К. А. Михальченко // Реория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 77-79.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» С изменениями и дополнениями от 18 августа 2016 г. URL: 11йр://минобрнауки.рф (дата обращения: 01.07.2017),
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЭ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. URL: http://www.coiisultaiit.iTi (дата обращения: 17.06.2017).
10. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017). URL: http://www.consultant.iTi/docuiiient/cons_doc_LAW_8559 (дата обращения: 17.06.2017).
References
1. Alyokhina S. Ж, Alekseeva MA., Agafonova E.L. Leachers' readiness as a major success factor of inclusive process in education // Psychological science and education, 2011. MS. Pp. 83-91.
2. Convention on the Rights of Persons with Disabilities;. (Adopted by resolution 61/106 of the United Nations General Assembly on 13 December 2006). Available at: http://base.garant.rU/2565085/#block_24 (accessed 17 June 2017).
3. The concept of the Federal state educational standard for students with disabilities. Project. Available at: http://xn-----8kcmadfbxa
cgagmbj3bgaqdcguqaw3aba5ali.xn—plai/specialnyj-fgos (accessed 17 .Time 2017).
4. Kuchmaeva O.V. Education of disabled children: the statistical aspect // Statistics and economics. V. 13. 2016. № 6. Pp. 19-24. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/zdrav/inv-det.htni (accessed 1 July 2017).
5. Makarova I.A. Tolerance in inclusion: the philosophical approach // Topical issues of social Sciences: sociology, political science, philosophy, history: collection of articles on materials of XXIX international scientific and practical conference № 9(29). Novosibirsk: SibAK, 2013.
6. MitrofanovaM.I. Inclusive education in the country and abroad. Available at: http://www.tcek.ru/2013-04-09-05-32-28/486-2013-04-1 l-09-27-45.html (accessed 17 .Time 2017).
7. Mikhal 'chenko KA. Inclusive education - problems and solutions / K.A. Mikharchenko // Theory and practice of education in modem world: materials of International scientific Conference. (Saint-Petersburg, February 2012). Saint-Petersburg: Renome, 2012. Pp. 77-79.
8. Directive of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 9 November 2015 N 1309 «On approval of the procedure for providing accessibility conditions for disabled people with the facilities and services in the field of education and for providing them with the necessary assistance». With changes and additions of 18 August, 2016. Available at: http://MHHo6pHayKH.piJ) (accessed 1 July 2017).
9. The Federal law "On education in the Russian Federation" N 273-FZ of 29 December, 2012 with the changes 2017-2016. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 17 June 2017).
10. " from 24.11.1995 N 181-FZ (ed. from 01.06.2017). Available at: http://www.consultant.ru/docmnent/cons_doc_LAW_8559 (accessed 17 June 2017).