Научная статья на тему 'Правовое регулирование и содержание полномочий местной администрации (исполнительнораспорядительного органа муниципального образования)'

Правовое регулирование и содержание полномочий местной администрации (исполнительнораспорядительного органа муниципального образования) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1540
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ СУБЪЕКТА РФ / STRUCTURE ORGAN LOCAL HOME RULE / LOCAL ADMINISTRATION / CHARTER OF THE MUNICIPAL FORMATION / FEDERAL NORMATIVE-LEGAL ACT / NORMATIVE-LEGAL ACT OF THE SUBJECT RF

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дубинкин Эдуард Вячеславович

В соответствии с действующим законодательством существует особая в структура органов местного самоуправления, в которой обязательным (за исключением случаев, предусмотренных законом) является наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального об-разования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование и содержание полномочий местной администрации (исполнительнораспорядительного органа муниципального образования)»

Дубинкин Эдуард Вячеславович

аспирант кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89034510501)

Правовое регулирование и содержание полномочий местной администрации (исполнительнораспорядительного органа муниципального образования)

Аннотация

В соответствии с действующим законодательством существует особая в структура органов местного самоуправления, в которой обязательным (за исключением случаев, предусмотренных законом) является наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального об-разования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

Annotation

In accordance with acting legislation exists the special organ in structure of the local home rule, in which obligatory (with the exclusion of, provided by law) is presence of the representative organ of the municipal formation, chapters of the municipal formation and local administration (executive-efficient organ of the municipal formation).

Ключевые слова: структура органов местного самоуправления, местная администрация, устав муниципального образования, федеральный нормативно-правовой акт, нормативно-правовой акт субъекта РФ.

Key words: structure organ local home rule, local administration, charter of the municipal formation, federal normative-legal act, normative-legal act of the subject RF.

огласно ст. 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации" [1] структуру органов местного самоуправления составляют:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительнораспорядительный орган муниципального образования);

4) контрольный орган муниципального образования.

Указывается на возможность иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Кроме того, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования,

местной администрации (исполнительнораспорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Далее в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" довольно подробно раскрываются полномочия представительного органа местного самоуправления (ст. 35), а также полномочия главы муниципального образования (ст. 36). Однако полномочия местной администрации не раскрываются вообще. Очевидно, законодатель имеет в виду, что закрепить в этом законе все полномочия местной администрации, вытекающие из множества иных законодательных и правительственных актов, нецелесообразно.

Такая позиция понятна. Однако непонятно, почему законодатель не делает никаких оговорок по этому поводу. Более того, что в ч. 1 ст. 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывается, что местная "администрация

C

53

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (исполнительнораспорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования (выделено нами авт.) полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного са-моуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации".

Мы полагаем, что такая формулировка неточна. Дело в том, что из нее вытекает, что полномочиями местная администрация наделяется только уставом муниципального образования, в то время как это делается практически полностью нормативно-правовыми актами федерального значения и актами субъектов РФ. Для подтверждения этого достаточно проанализировать содержание вопросов местного значения. Так, согласно ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, в частности, относится решение следующих вопросов: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключе-нием предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образо-вания на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение

подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд и др.

Конкретные полномочия местной администрации по указанным и многим другим вопросам местного значения разбросаны в отдельных нормах различных правовых актов, среди которых ГК РФ, ГрадК РФ, НК РФ, БК РФ, Закон РФ "Об образовании" [2], ФЗ "О противодействии терроризму" [3] и т.д. Анализ уставов муниципальных образований показывает, что в них сделаны более или менее полные "выписки" из федеральных актов (акты субъектов РФ в небольшой степени регулируют полномочия местной администрации муниципального образования), которые сгруппированы, как правило, по отраслям народного хозяйства. И если предположить, что в уставе муниципального образования "забыли" указать какое-либо полномочие местной ад-министрации, то это, разумеется, не означает, что такого полномочия нет - оно не указано в уставе, но федеральный закон действует в любом случае.

Для того, чтобы в вопросе регулирования полномочий местной адми-нистрации не было неясностей, целесообразно, на наш взгляд, в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" включить все без исключения полномочия местной администрации, продублировав соответствующие акты федерального значения. И тогда в уставах муниципальных образований не будет "самодеятельности" в том, что одни полномочия, определенные на федеральном уровне, указаны, а другие - нет. Такой подход будет способствовать повышению эффективности в деятельности местной администрации муниципального образования.

1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2.Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 "Об образовании"

3. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 г. №35-ФЗ

54

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.