Научная статья на тему 'Правовое регулирование и эффективность реализации ведомственного нормотворчества'

Правовое регулирование и эффективность реализации ведомственного нормотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
629
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
реализация / ведомственные акты / нормотворчество / федеральные органы исполнительной власти / realization / departmental normative acts / rulemaking activity / the federal executive bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

В процессе практической реализации обновляемого законодательства Российской Федерации ключевую роль играет нормотворческая работа федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим в статье поясняется, что нормотворческая функция федеральных органов исполнительной власти направлена, прежде всего, на принятие ведомственных актов в целях реализации положений федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также осуществляется по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Исследованию, рассмотренному в данной статье, можно придать обязательное нормативное содержание и закрепить его в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009. Делается вывод по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normative regulation and efficiency of departmental rulemaking's realization

Within the framework of practical realization of the Russian Federation's legislation being updated a critical role belongs to the rulemaking activity of the federal executive bodies. In this regard it is explained that the rulemaking function of the federal executive bodies is foremost aimed at adoption of departmental normative acts for the purposes of realization of provisions of federal laws, presidential and governmental acts. The abovementioned rulemaking function is exercised by the federal executive bodies on their own initiative and within their competence. The research displayed in this article could be transformed into a binding normative form by its implementation into «The rules of development of the federal executive bodies' normative acts and their official registration» approved by the Decree of the Government of the Russian Federation № 1009 of 13.09.1997. The conclusion on the topic concerned is drawn.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование и эффективность реализации ведомственного нормотворчества»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10500

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА

Дмитрий Сергеевич ГВОЗДЕЦКИЙ, магистрант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В процессе практической реализации обновляемого законодательства Российской Федерации ключевую роль играет нормотворческая работа федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим в статье поясняется, что нормотворческая функция федеральных органов исполнительной власти направлена, прежде всего, на принятие ведомственных актов в целях реализации положений федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также осуществляется по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Исследованию, рассмотренному в данной статье, можно придать обязательное нормативное содержание и закрепить его в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009. Делается вывод по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: реализация, ведомственные акты, нормотворчество, федеральные органы исполнительной власти.

Annotation. Within the framework of practical realization of the Russian Federation's legislation being updated a critical role belongs to the rulemaking activity of the federal executive bodies. In this regard it is explained that the rulemaking function of the federal executive bodies is foremost aimed at adoption of departmental normative acts for the purposes of realization of provisions of federal laws, presidential and governmental acts. The abovementioned rulemaking function is exercised by the federal executive bodies on their own initiative and within their competence. The research displayed in this article could be transformed into a binding normative form by its implementation into «The rules of development of the federal executive bodies' normative acts and their official registration» approved by the Decree of the Government of the Russian Federation № 1009 of 13.09.1997. The conclusion on the topic concerned is drawn.

Keywords: realization, departmental normative acts, rulemaking activity, the federal executive bodies.

Правовому регулированию подвергаются все общественные отношения, но некоторые из них требуют более подробной правовой регламентации. Функционирование федерального законодательства невозможно без действующей системы правовых норм и, соответственно, деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных данные нормы принимать. Закрепление упомя-

нутых норм осуществляется в принимаемых ведомственных нормативных правовых актах1 (далее — ведомственные акты).

В среднем ежегодно на государственную регистрацию в Минюст России поступает около 2650 ведомственных актов2, что оказывает влияние на формирование новой системы государственного управления, реализацию государственных программ3, предусматривающих разра-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

ботку и принятие ведомственных актов. Наличие четко определенных направлений государственной политики, установленных в государственных программах, позволит своевременно выявлять потребности правового регулирования4, составлять планы нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Существующие проблемы ведомственного нормотворчества связаны с несовершенством правового регулирования при подготовке ведомственных актов, что вызывает сложности при их разработке и последующем направлении на государственную регистрацию в Минюст России.

Так, при подготовке ведомственных актов и при их государственной регистрации федеральные органы исполнительной власти руководствуются Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 10095 (далее — Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти) и Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденными приказом Минюста России от 4 мая 2007г. № 886 (далее — Разъяснения о применении Правил).

Одним из критериев государственной регистрации ведомственных актов является наличие норм права, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Наряду с этим положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и Разъяснения о применении Правил не содержат определения таких понятий, как: «нормативный акт», «правовой акт», «нормативный правовой акт», «нормативное положение», «норма права», что приводит к противоречивой правоприменительной практике по подготовке ведомственных актов федеральными органами исполнительной власти.

Со временем ведомственные акты могут устаревать, быть ошибочными и с точки зрения их содержания совсем не идеальными. При рассмотрении правоприменительной практики федеральных органов исполнительной власти по разработке ведомственных актов выявляется превышение их компетенции по введению в указанные акты понятийного аппарата, который допустимо вводить только в федеральном законе. Допускаются и иные неточности федераль-

ных органов исполнительной власти при разработке проектов ведомственных актов.

Действие ведомственных актов как инструмента реализации предписаний законов и других нормативных актов требует совершенствования нормотворческой деятельности, которая должна обеспечить эффективность практики их реализации.

Эффективная реализация ведомственного нормотворчества определяется степенью его соответствия социальным ожиданиям, текущим и перспективным потребностям общества, способностью оказывать регулирующее воздействие на общественную практику в соответствующем направлении. В связи с этим можно выделить следующие критерии эффективности ведомственного акта:

1) социальная полезность (значимость);

2) юридико-техническое совершенство;

3) точность, конкретность, логическое единство и полнота реализации.

При этом если нормативные положения ведомственного акта исполняются, соблюдаются, используются и применяются в повседневной жизни, то можно говорить о его эффективности7.

Необходимо отметить, что полная реализация ведомственных актов имеет место тогда, когда достигается соответствие между требованиями нормативных положений акта (совершение определенных действий в той последовательности, теми средствами, которые предусмотрены данным актом) и фактическими действиями граждан, должностных лиц и организаций. При наличии указанного условия можно говорить об эффективной реализации ведомственного акта, а в итоге — о законности правореализационной деятельности8.

Ведомственные акты направлены на организацию исполнения правовых актов высшей юридической силы. Они выступают средством развития и конкретизации федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, распространяя свое действие преимущественно на сотрудников соответствующих ведомств и организаций9. Наряду с этим Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что ведомственное нормотворчество не может собой подменять законодательное регулирование общественных отношений, а также придавать иной смысл недостаточно определенным положениям закона10.

Эффективность реализации ведомственных актов является показателем правоприменитель-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

ной практики как таковой, которая дает возможность судить о реальном влиянии указанных актов на регулирование общественных отношений. В свою очередь, несовершенство законодательной системы порождает негативную тенденцию отступления от правил и требований юридической техники.

Кроме того, эффективное ведомственное нормотворчество обеспечивает единообразные понимание и реализацию федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на всей территории страны. При этом нормативно-правовая система требует постоянного совершенствования и систематизации, так как она всегда должна соответствовать потребностям развития общества, новым целям и задачам, стоящим перед ним. Наряду с этим нормы права должны обеспечивать реализацию поставленных целей, приводить к ожидаемым полезным результатам.

1 Нормотворчество органов государственного и муниципального управления: Учеб. пособие / Миронов А.Н., Ушаков С.Н. М.: ИНФРА-М, 2019. 201 с.

2 Уманская В.П. Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход: Монография / Отв. ред. Б.В. Россинский. М.: Норма, 2017. С. 254.

3 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» // СПС «Консультант Плюс»

4 Уманская В.П. Указ. соч. С. 260, 262.

5 СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895; 2019. № 6. Ст. 533.

6 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 23.

7 Москалъкова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: Науч.-практ. пособие. 2-е изд., доп и испр. М.: Проспект, 2018. С. 423, 425.

8 Там же. С. 430.

9 Там же. С. 427.

10 Офиц. сайт Конституционного Суда РФ // http:// doc.ksrf.ru/ decision/KSRFDecision30321.pdf свободный (Дата обращения: 05.07.2019)

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895; 2019. № 6. Ст. 533.

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» // СПС «Консультант Плюс»

3. Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 23.

4. Офиц. сайт Конституционного Суда РФ // http://doc.ksrf.ru/ decision/KSRFDecision30321.pdf свободный (Дата обращения: 05.07.2019)

5. Москалъкова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: Науч.-практ. пособие. 2-е изд., доп и испр. М.: Проспект, 2018.

6. Нормотворчество органов государственного и муниципального управления: Учеб. пособие / Миронов А.Н., Ушаков С.Н. М.: ИНФРА-М, 2019. 201 с.

7. Уманская В.П. Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход: Монография / Отв. ред. Б.В. Россинский. М.: Норма, 2017.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.