Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздушные перевозки / выход из пандемии / гражданская авиация / air transportation / recovery from the pandemic / civil aviation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.Н. Хамлова, Е.Л. Фарафонтова

Коронавирусная инфекция своим появлением нанесла серьёзный урон многим областям, в том числе коснулась вопросов воздушных перевозок. Совокупность связанных с этих проблем не осталась без внимания и требовала принятия соответствующих мер. В статье рассмотрены моменты правового регулирования взаимосвязей гражданской авиации и пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CIVIL AVIATION OF RUSSIA DURING THE PANDEMIC OF THE CORONAVIRUS

The coronavirus infection, by its appearance, has caused serious damage to many areas, including the issue of air transportation. The totality of these problems was not left unattended and required the adoption of appropriate measures. The article examines the moments of legal regulation of the relationship between civil aviation and a pandemic.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

УДК 347.82

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

Е. Н. Хамлова Научный руководитель Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: khamlov.nik@yandex.ru

Коронавирусная инфекция своим появлением нанесла серьёзный урон многим областям, в том числе коснулась вопросов воздушных перевозок. Совокупность связанных с этих проблем не осталась без внимания и требовала принятия соответствующих мер. В статье рассмотрены моменты правового регулирования взаимосвязей гражданской авиации и пандемии.

Ключевые слова: воздушные перевозки, выход из пандемии, гражданская авиация.

LEGAL REGULATION OF CIVIL AVIATION OF RUSSIA DURING THE PANDEMIC OF THE CORONAVIRUS

E. N. Khamlova Scientific supervisor - E. L. Farafontova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: pravo-sibsau@mail.ru

The coronavirus infection, by its appearance, has caused serious damage to many areas, including the issue of air transportation. The totality of these problems was not left unattended and required the adoption of appropriate measures. The article examines the moments of legal regulation of the relationship between civil aviation and a pandemic.

Keywords: air transportation, recovery from the pandemic, civil aviation.

В 2020 г. отрасль воздушного права столкнулась с серьёзной проблемой выживания авиасообщений в условия пандемии, вызванных коронавирусной инфекцией COVID-19. По официальным данным Росавиации в России с января по октябрь 2020 года пассажирооборот снизился на 51,5%, в сфере международных перевозок так же наблюдалось снижение на 74,1%. В связи с этим авиакомпании вынуждены были выполнять меньше рейсов, а также использовать менее вместительные самолёты с целью заполнить их пассажирами. Причиной подобных существенных изменений, без сомнения, являются попытки препятствия распространения коронавирусной инфекции: закрытие границ, изоляция граждан, временная остановка работы многих отраслей народного хозяйства.

В России для борьбы с пандемией были приняты ряд правовых мер. Постановлением от 10 мая 2020 года №651 Правительство РФ утвердило отсрочки по уплате налогов, авансовых платежей и страховых взносов системообразующих организаций [2]. Осуществление отсрочек возможно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. №409 «О мерах обеспечения устойчивого развития экономики». 13 мая

2020 года. Правительство Российской Федерации опубликовало постановление №661, связанное с выделением из федерального бюджета субсидий авиакомпаниям и частичную компенсацию расходов [1]. Оно включало в себя предоставление субсидий в размере 23,4 млрд рублей в целях компенсации расходов из-за снижения объёмов воздушных перевозок. Среди иных действий государственной политики можно указать выделение средств на специальные меры против распространения коронавирусной инфекции: предоставление авиапредприятиям бесплатных средств индивидуальной защиты дыхательных путей, а также перчаток и антисептиков; обеспечение аэропортов бесконтактными термометрами; принятие мер для соблюдения социальной дистанции в полтора метра.

Государством осуществлялась и другая помощь:

• предотвращение искусственного занижения цен на авиабилеты;

• проведение онлайн-консультаций для учреждения дат открытия рейсов межгосударственного сообщения;

• предоставление компаниями, занимающихся техническим обслуживанием самолётов, скидок;

• реструктуризация обязательств различных предприятий в сфере авиаперевозок [5].

3 июня 2020 года Министерство транспорта Российской Федерации предоставило официальную информацию о первых выплатах субсидий аэрокомпаниям, предполагаемый объём которых составил 238,2 млн руб. С 14 мая Росавиация утвердила выплаты авиакомпаниям на сумму 9,454 млрд. рублей [3].

Благодаря предпринятым российским государством действиям пандемия коронавируса постепенно стала отступать, что вызвало необходимость изменения установленных чрезвычайных правил. В соответствии с Методическими рекомендациями МР 3.1.0178-20 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека были утверждены этапы снятия ограничений.

Предусматривается три этапа выхода из условий противоэпидемических ограничений. На каждом из них происходят смягчения условий для пассажиров и предполагается, что на последнем процессы посадки и перелёта нормализуются, возвращаясь к изначальным стандартам авиаперевозок. Первый этап предусматривает под собой ношение индивидуальных средств защиты дыхательных путей и перчаток в аэропорту и во время полёта, запрет на нахождение на борту самолёта в верхней одежде (следует упаковать её в пластиковый пакет и убрать в отделение ручной клади). По отношению к пассажирам перед посадкой применяется бесконтактное измерение температуры и обработка ладоней антисептическим средством на спиртовой основе. Социальная дистанция соблюдается как непосредственно при посадке в самолёт, так и на борту воздушного судна: где три кресла — место посередине остаётся свободным; где два — пассажиры садятся в шахматном порядке. Не стоит забывать о введении ограничений на вызов бортпроводника, который может осуществляться только в случае экстренной ситуации, касающихся безопасности полёта, угрозы жизни и здоровью пассажира. На борт не допускаются члены экипажа, температура тела которых превышает тридцать семь градусов и выше. На втором этапе упраздняется ограничение на вызов членов экипажа. В остальном для бортпроводников послаблений не наблюдается. На этом же этапе отменяется повышенный контроль за кондиционированием воздуха. Третий этап предполагает снятие всех ограничений, кроме информирования о профилактике заражения коронавирусной инфекцией. Только в случае появления на борту пассажира с повышенной температурой, остальные будут вынуждены надеть защитные средства в виде масок и перчаток [6].

Также существуют иные нормативные документы, регулирующие данные аспекты: "Санитарно-карантинный контроль в аэропортах, открытых для международных сообщений" МУ 3.4.1180-02, временное руководство ВОЗ от 19.03.2020 "Тактика в отношении больных

пассажиров в пунктах въезда - международных аэропортах, морских портах и наземных пунктах пропуска - в контексте вспышки COVID-19" [4].

Нельзя утверждать, что после снятия ограничений всё войдёт в привычное русло до пандемической ситуации. Предположительно, будет существовать несколько проблем, которые дадут о себе знать после выхода из карантина:

• На протяжении какого-то времени в аэропортах и авиатранспорте останется необходимость ношения средств индивидуальной защиты, что определённо будет доставлять дискомфорт пассажирам. Это вкупе с сохранением социальной дистанции повысит время прохождения процедур до и во время посадки.

• У людей останутся опасения по поводу вылета заграницу. Не полное осведомление о действительной ситуации, связанной с коронавирусной инфекцией, в других странах может стать препятствием к желанию перелёта [7].

Ситуация всё ещё остаётся нестабильной, в связи с чем выделяют три варианта восстановления экономики:

• Достаточно быстрое восстановление экономики после угрозы коронавирусной инфекции предполагается «оптимистическим» путём. Этот сценарий обещает устойчивость экономической ситуации уже в 2021 году.

• Более медленное восстановление мировой экономики описывается «базовым» сценарием, который предполагает устойчивость в 2022 году.

• Последним вариантом развития событий является «пессимистичный», который предполагает экономическую депрессию из-за низких доходов и безработицы, что может продлиться 2-3 года [5].

Подводя итоги, можно сказать, что пандемия принесла серьёзный ущерб авиационной отрасли, однако, государство быстро среагировало и предоставило всестороннюю поддержку, в том числе финансовую, регулятивную и внутриотраслевую. Возникновение угрозы коронавирусной инфекции сильно поменяло жизнь людей, в связи с чем были введены соответствующие нормативные акты, которые, безусловно, оказались полезными и смогли урегулировать ситуацию. С уверенностью можно сказать, что выход из условий карантина займёт некоторое время, из чего следует, что «позитивный» сценарий — самый мало осуществимый из предложенных. Несмотря на то, что на данный момент ситуация стабилизируется, новости ежедневно обновляются, и при каких-либо существенных изменениях возможно так же появление новых методических указаний, писем, пособий и нормативно-правовых актов. Предпринятые же меры стабильно соблюдаются и даже сейчас, по сравнению с началом пандемии, можно заметить существенные изменения, в числе которых: более спокойная обстановка, минимальное волнение среди пассажиров и экипажа самолётов, а также понимание того, зачем нужны регулирующие акты.

Библиографические ссылки

1. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2020 г. N 661 "О предоставлении в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским авиакомпаниям на частичную компенсацию расходов в связи со снижением доходов таких авиакомпаний в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции"// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2020 г. N 20 ст. 3185

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2020 №651 «О мерах поддержки системообразующих организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2020 г. N 20 ст. 3175

3. Информация Министерства транспорта РФ от 3 июня 2020 г. "О мерах государственной поддержки российских авиакомпаний"[Электронный ресурс].Ц^: https://base.garant.ru/ 74215850/ (дата обращения 30.03.21)

4. Информация Федерального агентства воздушного транспорта от 21 мая 2020 г. "О методических указаниях по организации работы аэропортов и авиакомпаний при поэтапном выходе из режима противоэпидемических ограничений» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74054430/ (дата обращения 30.03.21)

5. Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее [Электронный ресурс].ЦКЬ: https://www.aviaport.ru/digest/ 2020/07/24/646813.html (дата обращения 30.03.21)

6. Росавиация разработала методику по снятию санитарных ограничений во время полетов [ Электронный ресурс].Ц^: https://xn—80aesfpebagmfblc0a.xn—p1ai/news/20200514-1825.html (дата обращения 30.03.21)

7. Три проблемы авиаотрасли после снятия самоизоляции [ Электронный ресурс].Ц^: https://66.ru/news/columnists/230739/ (дата обращения 30.03.21)

© Хамлова Е. Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.