Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ КРИЗИСОВ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ КРИЗИСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ / ПАССАЖИРСКИЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / АКЦИЗ / ДЕМПФЕР / СУБСИДИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюха С.В.

В условиях накопления неопределенности государство обязано выполнять функции регулятора, координатора, финансового моста, что обобщенно называется мерами государственной поддержки. На фоне продолжающегося роста цен на авиакеросин летом 2019 года была увеличена компенсация авиакомпаниям, скорректировав демпфер на керосин таким же образом, как правительство уже сделало для бензина и дизтоплива. Исследование охватывает анализ в хронологической последовательности мер государственной поддержки подотрасли гражданской авиации и ее регионального сегмента, начиная с марта 2020 года. Установление налоговой ставки НДС в размере 0 процентов. Снижение нагрузки на Московский авиационный узел является высоко эффективным финансовым инструментом, позволяющим увеличить выручку региональных аэропортов вследствие роста пассажиропотока. С целью поддержки предприятий в условиях внешних санкций возобновлено действие адресных мер государственной поддержки для системообразующих организаций. Правительству Российской Федерации поручается в целях обеспечения по итогам 2022 года воздушных перевозок российскими авиакомпаниями не менее 100 млн. пассажиров разработать и реализовать программу, направленную на компенсацию расходов авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC MEASURES OF STATE SUPPORT FOR PASSENGER AIR TRANSPORTATION IN TIMES OF CRISIS

In the conditions of accumulation of uncertainty, the state is obliged to perform the functions of a regulator, coordinator, financial bridge, which is generally called state support measures. As the price of jet fuel continued to rise in the summer of 2019, compensation to airlines was increased, adjusting the damper for kerosene in the same way that the government had already donefor gasoline and dieselfuel. The study covers a chronological analysis of state support measures for the civil aviation sub-sector and its regional segment, starting from March 2020. Setting the VAT tax rate at 0 percent. Reducing the load on the Moscow aviation hub is a highly effectivefinancial tool that allows increasing the revenue of regional airports due to the growth in passenger traffic. In order to support enterprises in the face of external sanctions, targeted measures of state support for backbone organizations have been resumed. In order to ensure air transportation by Russian airlines by at least 100 million passengers by the end of2022, the Government of the Russian Federation is instructed to develop and implement a program aimed at compensating airlines ’ expenses.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ КРИЗИСОВ»

УДК 338.124.4 + 656.7

DOI 10.52375/20728689_2022_2_188

экономические меры государственной поддержки пассажирских авиаперевозок в условиях кризисов

матюха С.Б., к.х.н, заместитель генерального директора ООО «Аэросвет»

В условиях накопления неопределенности государство обязано выполнять функции регулятора, координатора, финансового моста, что обобщенно называется мерами государственной поддержки. На фоне продолжающегося роста цен на авиакеросин летом 2019 года была увеличена компенсация авиакомпаниям, скорректировав демпфер на керосин таким же образом, как правительство уже сделало для бензина и дизтоплива. Исследование охватывает анализ в хронологической последовательности мер государственной поддержки подотрасли гражданской авиации и ее регионального сегмента, начиная с марта 2020 года. Установление налоговой ставки НДС в размере 0 процентов. Снижение нагрузки на Московский авиационный узел является высоко эффективным финансовым инструментом, позволяющим увеличить выручку региональных аэропортов вследствие роста пассажиропотока. С целью поддержки предприятий в условиях внешних санкций возобновлено действие адресных мер государственной поддержки для системообразующих организаций. Правительству Российской Федерации поручается в целях обеспечения по итогам 2022 года воздушных перевозок российскими авиакомпаниями не менее 100 млн. пассажиров разработать и реализовать программу, направленную на компенсацию расходов авиакомпаний.

ключевые слова: меры государственной поддержки, системообразующие предприятия, постановление Правительства РФ, пассажирские авиаперевозки, налоговая ставка, акциз, демпфер, субсидия.

ECONOMIC MEASURES OF STATE SUPPORT FOR PASSENGER AIR TRANSPORTATION IN TIMES OF CRISIS

Matyukha S., Ph.D., Deputy General Director of Aerosvet, LLC

In the conditions of accumulation of uncertainty, the state is obliged to perform the functions of a regulator, coordinator, financial bridge, which is generally called state support measures. As the price of jet fuel continued to rise in the summer of 2019, compensation to airlines was increased, adjusting the damper for kerosene in the same way that the government had already done for gasoline and diesel fuel. The study covers a chronological analysis of state support measures for the civil aviation sub-sector and its regional segment, starting from March 2020. Setting the VAT tax rate at 0 percent. Reducing the load on the Moscow aviation hub is a highly effective financial tool that allows increasing the revenue of regional airports due to the growth in passenger traffic. In order to support enterprises in the face of external sanctions, targeted measures of state support for backbone organizations have been resumed. In order to ensure air transportation by Russian airlines by at least 100 million passengers by the end of2022, the Government of the Russian Federation is instructed to develop and implement a program aimed at compensating airlines' expenses.

Keywords: state support measures, backbone enterprises, decree of the Government of the Russian Federation, passenger air transportation, tax rate, excise tax, damper, subsidy.

В периоды экономических кризисов роль государства многократно возрастает. При этом необходимо расширение функционала государства во всех сферах экономической деятельности. В условиях накопления неопределенности государство обязано выполнять функции регулятора, координатора, финансового моста, что обобщенно называется мерами государственной поддержки. Исследователи экономических кризисов меры, принимаемые экономической способностью государства, разделяют на два этапа: «меры выживания» и «меры восстановления» [1]. Ранее нами было отмечено отличие экономического кризиса, вызванного распространением коронавирусной инфекции от классического экономического кризиса. Именно поэтому антикризисные меры, предпринимаемые экономической способностью государства, будут иметь больше целевых назначений:

1. Финансовая поддержка и развитие здравоохранения с целью диагностики, лечения и вакцинации населения.

2. Финансовая поддержка нуждающихся слоев населения.

3. Финансовая поддержка предприятий, которым пришлось частично или полностью прекратить свою деятельность в периоды локдауна и иных ограничений.

Экономическая способность государства как самостоятельного фактора производства в период экономических кризисов с учетом потенциальных экономических решений и методология разработки мер государственной поддержки будут рассмотрены в отдельной работе.

В работах [2, 3] приведена наиболее полная классификация экономических мер государственной поддержки региональной авиации, выполнен экономический анализ и исследовано влияние на состояние маршрутной сети авиакомпаний в условиях стабильного развития.

Наше исследование охватывает анализ в хронологической последовательности меры государственной поддержки подотрасли гражданской авиации и ее регионального сегмента, начиная с марта 2020 года.

Первым нормативным актом, оказавшим существенное влияние на стабилизацию экономического функционирования предприятий различных отраслей промышленности России, наиболее пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции стало Постановление Правительства РФ № 409 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Был существенно упрощён порядок предоставления организациям отсрочек и рассрочек по уплате налогов и страховых взносов на срок до одного года в зависимости от объёма снижения доходов налогоплательщика и без начисления процентов на сумму задолженности.

Первые меры государственной поддержки не являлись прямыми финансовыми мерами государственной поддержки. К этому времени преобладала полная неопределенность не только в продолжительности кризиса, глубине последствий, но и в понимании опасности инфекции для человека и общества. Именно поэтому государство предпринимает попытки предоставить некоторые отсрочки в налоговом декларировании, с целью сглаживания последствий некоторых налоговых нарушений, допускаемых предприятиями, в том числе воздушного транспорта, в связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы.

Далее Правительством России была осуществлена попытка вычленить особо важные предприятия национальной экономики и предоставить им льготы для поддержания функционирования, то есть «меры выживания» по приведенной классификации. Для этого был сформирован Перечень системообразующих организаций российской экономики. Первым нормативным актом этого раздела мер государственной поддержки стало Постановление Правительства РФ № 582 от 24.04.2020 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям на пополнение оборотных средств». Постановление предусматривало льготное кредитование системообразующих организаций и (или) дочерних обществ такой организации. Заемщиком могла стать авиа-

компания, включенная в перечень системообразующих организаций и соответствующая критериям или дополнительным основаниям, утвержденным Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, на дату заключения кредитного договора (соглашения), и (или) дочернее общество такой организации. При этом государство регламентировало базовые критерии для авиакомпании. Требовалось сохранять в течение периода субсидирования численность работников в размере не менее 90 процентов численности работников по состоянию на 01 мая 2020 года. При этом выручка заемщика от продажи товаров, продукции, работ, услуг за период с 01 апреля по 30 июня 2020 года сократилась не менее чем на 30 процентов по сравнению с таким показателем за аналогичный период 2019 года. В случае заключения кредитного договора (соглашения) ранее 30 июня 2020 года указанный период признавался равным всем полным месяцам, истекшим с 01 апреля 2020 года до дня заключения кредитного договора (соглашения).

Следующим этапом было принятие Постановления Правительства РФ № 651 от 10.05.2020 «О мерах поддержки системообразующих организаций». Постановление утвердило «Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки». По данному постановлению меры поддержки предоставляются системообразующим организациям в форме:

- субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат,

- отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»,

- государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым системообразующими организациями.

Единственным нормативным актом для авиакомпании, собственно предполагающим выплату денежных средств безвозвратно и безвозмездно, стало Постановление Правительства РФ № 661 от 13.05.2020 «О предоставлении в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским авиакомпаниям на частичную компенсацию расходов в связи со снижением доходов таких авиакомпаний в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции». Суммарный размер денежных средств, выделяемый по постановлению был ограничен суммой 23,4 млрд рублей. Период действия постановления с февраля по июль 2020 года. Размер субсидии ьй российской авиакомпании, не входящей в группу российских авиакомпаний, рассчитывается по формуле:

5 -Я*(У -V Л

,

где R - размер расходной ставки по транспортной работе российских авиакомпаний, равный 0,365 тыс. рублей на i перевезенного пассажира (тыс. рублей/пасс.) (рассчитан по данным 2019 года как отношение среднемесячных расходов всех российских авиакомпаний по форме № 67-ГА «Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта» к объему перевезенных пассажиров по форме статистической отчетности № 12-ГА «Сведения о перевозках пассажиров и грузов». Субсидию можно было потратить на зарплаты авиационному персоналу (не менее 60 % от общего объёма субсидии), лизинговые платежи (не более 30 % от общего объёма), оплату стоянки воздушных судов (не более 10 % от общего объёма), а также на операционную деятельность и содержание имущества. Фактически, учитывая малый размер денежных средств, получаемой субсидии не хватало на выплату заработной платы персоналу авиакомпании. Более того, критическая ситуация сложилась к осени 2020 года. Вслед за первой волной пандемии последовали вторая и третья волны, международное воздушное сообщение частично приоткрывалось в редкие страны и было ограничено только полетами национальных перевозчиков. Внутренние туристические маршруты практически ограничились полетами в аэропорты Сочи, Симферополя и Кавказских минеральных вод из аэропортов Московского авиаузла. Необходимо было продлить возможность получения авиакомпаниями денежных средств. Уже никакие налоговые льготы и послабления не могли спасти рабочие места авиаперевозчиков в условиях отсутствия сезонной денежной

выручки. В этих условиях Правительство РФ принимает решение о продлении действия постановления № 661 от 13.05.2020. Было принято постановление Правительства РФ № 2067 от 10.12.2020. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2020 года № 661». Увеличен срок действия программы поддержки авиакомпаний, терпящих убытки из-за пандемии. По прежним правилам субсидии выплачивались за период с февраля по июль. Программа продлена до ноября, при этом применяемый для расчёта субсидии размер расходной ставки увеличивается с 365 до 685 рублей за каждого «потерянного» из-за коронавирусных ограничений пассажира. Для авиаперевозчиков, работающих в Дальневосточном федеральном округе размер субсидии рассчитывался с учётом повышающего коэффициента.

Существенный вклад в поддержку региональных аэропортов внесло выделение 10,9 млрд рублей в целях предоставления в 2020 году субсидий российским аэропортам и организациям, входящим в одну группу лиц с российским аэропортом, на частичную компенсацию расходов вследствие снижения их доходов в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Принято постановление Правительства РФ № 813 от 03.06.2020 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским аэропортам и организациям, входящим в одну группу лиц с российским аэропортом, на частичную компенсацию расходов вследствие снижения их доходов в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции». Размер субсидии рассчитывался по такой же формуле, как и для авиакомпании

,

где R - размер расходной ставки российских аэропортов по международным воздушным линиям и внутренним воздушным линиям, равный 0,1954 (тыс. рублей / пассажиров), рассчитанный на основании данных 2019 года как отношение среднемесячных расходов всех российских аэропортов по возмещаемым статьям расходов по форме № 67-ГА «Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта» к объему перевезенных пассажиров по форме статистической отчетности № 15-ГА «Сведения об объеме перевозок через аэропорты». Период действия постановления с апреля по июнь 2020 года. В декабре 2020 года также был продлен период действия выплаты субсидий аэропортам. Было выпущено постановление Правительства № 2048 от 09.12.2020. К сожалению, суммарный объем денежных средств на прямую поддержку авиакомпаний и аэропортов не был увеличен. Для авиакомпаний объем субсидий оставлен прежний 23,4 млрд рублей, а для аэропортов соответственно 10,9 млрд рублей.

Для операционной деятельности авиакомпаний значительно большее поддерживающее влияние оказали принятые ранее меры государственной поддержки.

Установление налоговой ставки НДС в размере 0 процентов. Принят Федеральный закон от 06.06.2019 № 123-ФЗ «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)». Закон принят в целях обеспечения реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и пунктом 14 раздела XVII плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 " 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года № 1697-р. Положениями пункта 15 Указа Правительству Российской Федерации поручено принять меры для повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения авиационной инфраструктуры, в том числе за счет расширения сети межрегиональных регулярных авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов. Для обеспечения исполнения Указа закон предусматривает установление на бессрочной основе налоговой ставки НДС в размере 0 процентов в отношении операций по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и пункт назначения, а также все промежуточные пункты

маршрута перевозки (в случае их наличия) расположены вне территории Московской области или территории города федерального значения Москвы. В отношении маршрутов, у которых пункт отправления или пункт назначения, или промежуточные пункты перевозки (в случае их наличия) расположены на территории Московской области или территории города федерального значения Москвы, до 01 января 2021 года сохранится льготный режим налогообложения по налоговой ставке НДС в размере 10 процентов.

Закон обеспечил налоговое стимулирование расширения сети межрегиональных регулярных авиационных маршрутов, минуя Москву, а также развития региональной авиационной транспортной инфраструктуры. Снижение нагрузки на Московский авиационный узел является высоко эффективным финансовым инструментом, позволяющим увеличить выручку региональных аэропортов вследствие роста пассажиропотока. Следует помнить, что в условиях СССР осуществлялось перекрестное субсидирование региональных аэропортов и авиаотрядов страны за счет искусственно созданной прибыли столичных авиапредприятий, что позволяло государству эффективно развивать региональные авиаперевозки и поддерживать транспортную связанность страны. Приватизация авиационной отрасли привела к вычленению прибыльных аэропортов при этом финансовая нагрузка по содержанию региональной инфраструктуры гражданской авиации легла на государство и налогоплательщиков.

Дополнительной мерой государственной поддержки стало возмещение авиакомпаниям суммы, подлежащей вычету в рамках действия пункта 21 статьи 200 Налогового кодекса РФ, пропорциональной сумме акциза, начисленной при получении авиационного керосина авиакомпанией. В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации авиационный керосин признается подакцизным товаром. В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признается получение авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Под получением авиационного керосина признается приобретение авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией. В случае использования приобретенного авиационного керосина для заправки воздушных судов эксплуатан-том воздушных судов применяется установленный пунктом 21 статьи 200 Кодекса налоговый вычет исчисленных при его получении сумм акциза с использованием повышающего коэффициента в размере 2,08. Сумма возмещенного из бюджета акциза вследствие применения авиаперевозчиками вычетов сумм акциза с повышающим коэффициентом в размере 2,08 при использовании приобретенного авиационного керосина для заправки воздушных судов за 2019 год составила более 21 млрд рублей.

На фоне продолжающегося роста цен на авиакеросин летом 2019 года была увеличена компенсация авиакомпаниям, скорректировав демпфер на керосин таким же образом, как правительство уже сделало для бензина и дизтоплива. Введен повышающий коэффициент ВАВИА. Величина ВАВИА определяется налогоплательщиком самостоятельно как определенная часть превышения средней цены экспортной альтернативы авиационного керосина (ЦКЕРксп) над условным установленным значением средней оптовой цены на территории Российской Федерации (ЦКЕРвр) за 1 тонну авиационного керосина, использованного в налоговом периоде самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком. Таким образом, величина ВАВИА компенсирует неблагоприятные последствия для налогоплательщиков роста внутренних цен на авиатопливо, обусловленного повышением цен на данный товар на мировом рынке, и рассчитывается исходя из показателей (ЦШР1гс:п) и (ЦКЕРвр) для налогового периода, в котором возник объект налогообложения акцизами.

Как подчеркивается в письме АЭВТ [4], с июля 2019 года по январь 2022 года международные индексы цен на авиатопливо, по Platts, выросли на 49,5%: с 40,2 тыс. руб. до 60,2 тыс. руб. за тонну Демпфер начинает действовать, когда экспортная цена топлива превышает его стоимость в РФ, бюджет компенсирует 65 % этой разницы. Ежегодно базовая цена в формуле демпфера индексируется на 5 % и в 2022 году для керосина составляет 55,9 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 21 статьи 200 НК РФ величина ЦКЕРвр по годам установлена в размере:

- 48 300 руб. за 1 т на период с 01 августа по 31 декабря 2019 года включительно,

- 50 700 руб. за 1 т на период с 01 января по 31 декабря 2020 года включительно,

- 53 250 руб. за 1 т на период с 01 января по 31 декабря 2021 года включительно,

- 55 900 руб. за 1 т на период с 01 января по 31 декабря 2022 года включительно,

- 58 700 руб. за 1 т на период с 01 января по 31 декабря 2023 года включительно,

- 61 600 руб. за 1 т на период с 01 января по 31 декабря 2024 года включительно.

Демпфер заработал июле 2021 года, уже тогда среднемесячная экспортная цена керосина перешагнула 53 250 рублей. Но за июль авиакомпании могли получить по демпферу, согласно расчетам, лишь по 32 рубля за тонну потребленного керосина. Эффективным механизм демпфирования стал в марте 2022 года. Экспортные цены на нефтепродукты подскочили на фоне повышения курса доллара, при этом внутри страны НПЗ сдерживали цены из-за сниженного спроса. Топливо в России продавалось даже с дисконтом: «минус» 79 тыс. руб./т. Величина компенсации для авиакомпаний, привязанная к экспортным ценам, в марте составила около 57 тыс. руб./т. Исходя из средней стоимости топлива в российских аэропортах (67 173 рубля за тонну, по данным Росавиации), бюджет компенсировал перевозчикам 85 % стоимости керосина. В действующей редакции демпфер остается очень эффективной мерой поддержки подотрасли гражданской авиации.

Таким образом, накопленные административные, экономические и финансовые меры государственной поддержки позволили авиакомпаниям России успешно преодолеть экономический кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции и приступить к стадии восстановления. Однако новый этап санкционной войны с февраля 2022 года существенным образом изменил техническую и экономическую стратегию авиакомпаний. Учитывая, что новые пакеты санкций носили не только прямые экономические ограничения, но и административные меры, в конечном итоге, требующие вмешательства государства и существенных денежных затрат, ответные действия Правительства РФ также включали административно-правовые акты и комплексные меры государственной поддержки, направленные на прямое улучшение экономических показателей. При этом весь пакет принятых ранее нормативно-правовых актов был сохранен и наполнен деньгами.

Экономические меры национального уровня. С целью поддержки предприятий в условиях внешних санкций возобновлено действие адресных мер государственной поддержки для системообразующих организаций, действовавших в 2020 году в качестве антикризисной меры. Принято Постановление Правительства РФ № 296 от 06.03.2022 «О внесении изменений в Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки».

В перечень мер поддержки, доступных для системообразующих компаний включены государственные гарантии, необходимые для реструктуризации кредитов или получения новых, а также субсидии на возмещение затрат. Важным условием стало исключение необходимости участникам программы проходить обязательную оценку финансовой устойчивости - так называемые стресс-тесты, это упростит доступ к господдержке.

Следующим важным шагом стало принятие Постановления Правительства РФ № 590 от 05.04.2022 «О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году». Поясним целесообразность внесения изменений. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) в статье 78 предусматривает, что Правительство РФ вправе устанавливать порядок предоставления различных субсидий. В соответствии с БК РФ издано Постановление Правительства РФ № 1492 от 18.09.2020 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим

лицам - производителям товаров, работ, услуг». Все Постановления Правительства РФ, устанавливающие конкретные субсидии должны соответствовать общим достаточно жестким требованиям, установленным в ПП № 1492. Постановление Правительства РФ № 590 вносит изменения в ПП №1492. Постановление Правительства № 590 является нормой прямого действия и не требует внесения изменений в конкретные нормативно-правовые акты, которые регламентируют выделение конкретных субсидий (например, в Постановление Правительства РФ № 245, № 1212, № 1242 и т.д.). Таким образом, изменения связаны с послаблениями бизнесу в связи с текущей экономической ситуацией. Право на применение послаблений отдано регуляторам выделения субсидий, в подотрасле гражданской авиации - это Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство транспорта РФ

Глава государства провел 31 марта 2022 года Совещание по развитию авиационных перевозок и авиастроения. Поручения Президента РФ носили концептуальный и знаковый характер. Утвержденный перечень поручений Пр-712 от 22 апреля 2022 года содержит 13 поручений.

Правительству Российской Федерации поручается в целях обеспечения по итогам 2022 года воздушных перевозок российскими авиакомпаниями не менее 100 млн. пассажиров разработать и реализовать программу, направленную на компенсацию расходов, понесенных этими авиакомпаниями, в размере части стоимости авиабилетов на рейсы внутренних воздушных линий, осуществленные в период с апреля по октябрь 2022 года (исходя из пассажироо-борота), предусмотрев при этом: выделение на указанные цели из федерального бюджета бюджетных ассигнований в объеме не менее 110 млрд. рублей.

Дальнейшие поручения предусматривают компенсацию расходов, связанных с возвратом пассажирам провозной платы за международные воздушные перевозки, отмененные после 24 февраля 2022 г., и за внутренние воздушные перевозки, отмененные в связи с ограничением полетов в аэропорты южной и центральной части Российской Федерации, а также субсидии аэропортам южной и центральной части Российской Федерации, в которых введены ограничения на полеты.

Дополнительные меры государственной поддержки затрагивают правила расчета по лизинговым платежам.

Следующим важным этапом становится программа производства отечественных воздушных судов разного класса и включает меры по модернизации и расширению производства воздушных судов, поддержанию их летной годности, техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов. Необходимо разработать показатели, характеризующие снижение стоимости приобретения

и эксплуатации воздушных судов отечественного производства, а также владения ими.

С учетом стратегических изменений в отрасли дано поручение разработать и утвердить комплексную программу развития авиационной отрасли на период до 2030 года и обеспечить ее реализацию.

В настоящий момент уже принято Постановление Правительства РФ №»761 от 27.04.2022 «Об утверждении Правил предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям для возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия». Субсидия направлена на поддержание деятельности авиакомпаний и частичную компенсацию операционных расходов. Основное содержание: выплата субсидии в размере 1,11 руб. на каждый пассажиро-километр пассажирооборота ВВЛ, планируемый авиакомпанией за период апрель - октябрь 2022 года. Условием получения субсидии является выполнение показателя пассажирооборота ВВЛ авиакомпании в апреле - октябре 2022 года в объеме не менее 90 % от аналогичного периода 2021 года (иначе субсидия возвращается). Из расчета пассажирооборота исключаются перевозки по иным программам субсидирования (Постановления Правительства № 1242, № 215). Согласно Приложению №1 расчет субсидии ведется по всему объему перевозок, а не по конкретной линии и подтверждается реестром произведенных расходов авиакомпании за указанный период в части оплаты труда авиационного персонала, социальных отчислений, расходов на ТОиР, страхования, лизинг ВС и проч.

Продолжение следует.

Литература:

1. Папава, В. Корономика, финансовая поддержка экономики и ее зомбирование (в контексте пятого фактора производства). / В Папава, М. Чкуасели // Финансы: теория и практика. 2021;25(5):6-23. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-5-6-23.

2. Скрылева, Е.В. Исследование российского опыта поддержки региональных авиаперевозок / Е.В. Скрылева // Транспортное дело России. " 2019. " № 5 (144). " С. 136 - 139.

3. Скрылева, Е. В. Развитие организационно-экономических механизмов повышения эффективности региональных авиаперевозок: 08.00.05. дис. ... канд. экон. наук / Скрылева Елена Владимировна " Москва, 2019 " 147 с.

4. Керосин равняют по бензину Коммерсант, 11 февраля 2022 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5207728.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.