Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АВИАЦИИ '

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / чрезвычайные ситуации / авиация / small and medium-sized businesses / emergencies / aviation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Л. Шелудько, И.В. Молодан

Рассматривается проблема неподготовленности России к поддержке малого и среднего бизнеса в условиях чрезвычайных ситуаций и вытекающих из этого последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CONSEQUENCES OF EMERGENCIES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN AVIATION

In this article, we consider the problem of Russia's unpreparedness to support small and medium-sized businesses in emergency situations and the resulting consequences.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АВИАЦИИ »

УДК 656.7

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АВИАЦИИ

М. Л. Шелудько Научный руководитель - И. В. Молодан

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sheludkomax@yandex.ru

Рассматривается проблема неподготовленности России к поддержке малого и среднего бизнеса в условиях чрезвычайных ситуации и вытекающих из этого последствии.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, чрезвычайные ситуации, авиация.

ECONOMIC CONSEQUENCES OF EMERGENCIES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN AVIATION

M. L. Sheludko Scientific supervisor - I.V. Molodan

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sheludkomax@yandex.ru

In this article, we consider the problem of Russia's unpreparedness to support small and medium-sized businesses in emergency situations and the resulting consequences.

Keywords: small and medium-sized businesses, emergencies, aviation.

Недавние события поставили весь мир в крайне тяжелое положение. Пандемия неизвестного ранее вируса повлекла за собой изменения в жизни каждого человека. Карантинные меры буквально проникли в каждую сферу нашей жизни и заставили кардинально поменять привычный нам образ жизни. Состояние экономики в целом, характеризуется как кризисное. Одной из серьезно пострадавших сфер является авиация. Основными отрицательными факторами, оказавшими негативное влияние на состояние отрасли, являются: закрытие границ, отмена авиасообщений между странами, возврат билетов пассажирами. Первоначальное решение стран по предотвращению распространения вирусной инфекции, - это закрытие границ. Большинство авиалиний вынужденно сократили полеты до минимума. Самолеты стоят на земле, билеты не продаются, потери в экономике для каждой страны будут огромными. Это можно легко заметить, ведь самолёты, не совершающие полёты, все равно требуют обслуживания. Из-за того, что они в лизинге, платить за них нужно ежемесячно. Гарантийный ремонт необходим даже в случае простоя. Зарплаты также нужно выплачивать, так как квалифицированный персонал в авиации на вес золота и увольнение будет колоссальной ошибкой. Это и оказалось главной проблемой для авиакомпаний, в частности для бизнеса, занимающегося коммерческими полётами, что полностью остановило их работу. Стоит вопрос о существовании малого и среднего бизнеса в данной сфере, так как малым компаниям сложнее в данных условиях обеспечить финансовую устойчивость, и они сегодня близки к банкротству.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

Эксперты прогнозируют в 2020-2021 году сжатие авиарынка за счет сокращения потребительских расходов, и, следовательно, расходов на услуги авиатранспорта.

Рассмотрим ущерб, полученный в первую волну эпидемии на реальных примерах различных стран. Перед новым годом Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) выпустила оптимистичный прогноз: мировая авиация готовилась увеличить выручку на 4% до В70 млрд долларов и заработать почти 30 млрд чистой прибыли. Но уже в конце февраля IATA оценивала сокращение оборота авиакомпаний из-за вспышки вируса в 30 млрд долларов. К 5 марта цифра выросла вдвое до 63 млрд долларов. Первой жертвой стала региональная британская компания Flybe, давно висевшая на волоске от банкротства. Коронавирус оказался последней каплей. Flybe летала на небольших воздушных судах Embraer из мелких региональных аэропортов, и ее крах не только лишит работы 2400 сотрудников, но и поставит под удар экономику этих зачастую отдаленных регионов. Компания обанкротилась, став первой жертвой коронавируса в авиации. Канадская авиакомпания Air Canada объявила о том, что уволит более 5100 сотрудников, что составляет 50% всего летного персонала компании. Авиакомпания SAS 15 марта объявила о том, что ей придется временно уволить 10 тысяч сотрудников, это 90% всего персонала [1]. Это подтверждает тот факт, что малый и средний бизнес в авиации находится в наибольшей группе риска перед мировыми лидерами и государственными компаниями.

У отечественных компаний ситуация не легче. 17 марта Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) предупредило о рисках банкротства для российских авиакомпаний ввиду ограничений, связанных с распространением коронавируса. Эксперты консалтинговой компании Bain&Company подсчитали, что возможное закрытие международного сообщения из-за пандемии для российских авиакомпаний может привести к сокращению их прямой выручки на 360 млрд рублей до осени 2020 года [2]. За основу расчетов они брали объем перевозок по десяти российским авиакомпаниям таких как: «Аэрофлот», S7, «Россия», «Победа», «Уральские авиалинии», Utair, Nord Wind, Azur Air, PegasFly и NordStar на международных рейсах с апреля и до конца декабря 2019 года, а также средний уровень дохода от международных перевозок на кресло-километр. Отметим, что если «Аэрофлот» как государственная компания может рассчитывать на помощь из бюджета, то частные авиаперевозчики остались со своими проблемами наедине. В первую очередь речь идет об оплате простаивающих лайнеров, взятых в лизинг. Так, авиапарки S7 (101 борт) и «Уральских авиалиний» (48) полностью состоят из таких самолетов [3].

Чем помочь частным авиакомпаниям? Обратим внимание на то, как справляются с этим в других странах. О мерах поддержки бизнеса в авиации. На западе попытки оказания помощи авиакомпаниям приняты в ряде стран. В США введен законопроект о мерах поддержки экономики на 2 трлн долларов, он был принят в конце марта. Из этой суммы 50 млрд долларов предназначены для отрасли пассажирских перевозок: половина - это прямые гранты на выплату зарплат в течение шести месяцев, другая - займы и гарантии по кредитам. Еще В млрд долларов предназначены грузовым авиаперевозчикам, 3 млрд - подрядчикам авиакомпаний, например, занимающимся кейтерингом, а 17 млрд - важным для национальной безопасности компаниям. В Китае, где все авиакоипании государственные, программа поддержки состоит из 16 пунктов: перевозчики получают субсидии для стимулирования внутреннего и международного пассажиропотока; скидку на аэропортовые услуги (сбор за взлет-посадку, паркинг, аэронавигацию); отмену ряда платежей в бюджет. В Европе реализация поддержки отрасли осложняется необходимостью межстрановых переговоров, так как крупнейшие авиакомпании региона прописаны сразу в нескольких странах. Так, в группу Lufthansa входят национальные перевозчики Германии (сама Lufthansa), Швейцарии (Swiss), Бельгии (Brussels Airlines), Австрии (Austrian Airlines).

В России же относительно недавно президент РФ выступил с заявление о поддержки бизнеса в сфере авиации. Поддержка авиакомпаний в период коронавируса составит 23

миллиарда рублей [3]. Такую сумму озвучил Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства. Транспортная отрасль, подчеркнул глава государства, считается одной из наиболее пострадавших. Отменены авиарейсы, сокращение числа полетов приводит к экономическим проблемам в авиакомпаниях. Некоторые предприятия отрасли сообщили о возможном увольнении сотрудников. 23 миллиарда рублей - это будет безвозмездная помощь компаниям отрасли, чтобы дать возможность предприятиям пережить это непростое время и избежать массового сокращения сотрудников и снижения качества обслуживания.

Но достаточно ли мер, принимаемых государством, для решения сложившейся проблемы? Авиакомпаниям помимо выплат стоит оказать дополнительную поддержку. Возможно рассмотреть следующие предложения: продолжение субсидирования рейсов, организация «лизинговых каникул», снижение размера социального налога, регулирование режима работы аэропортов, «обнуление» аэронавигационных сборов. Данные меры оправданы, необходимы для того чтобы последствия пандемии не погубили авиабизнес в России.

При этом для того чтобы выживать в изменившихся условиях, авиакомпаниям придется прикладывать немалые собственные усилия. Следует ожидать сохранение на рынке тех из них, которые смогут сократить парк, выведя из эксплуатации старые, изношенные самолеты, обеспечить экономию материальных затрат, повысить производительность труда, которые способны достоверно оценивать спрос на услуги и стимулировать его с помощью действенных маркетинговых инструментов.

В заключении хотелось бы сказать, что, если бы вопрос о чрезвычайных ситуациях обсуждался заранее, тогда, возможно, ни одна отрасль, в том числе и авиация, не пострадала. Но в обычной обстановке тяжело смоделировать данные условия, поэтому очень важно быстро принять верные решения. Предложенных в данной работе мер должно быть достаточно для того, чтобы помочь малому и среднему бизнесу пережить сложное для авиации время. Важно отметить, что эти меры не должны нанести ущерб экономике государства.

Библиографические ссылки

1. Калмыков А. Коронавирус разоряет авиакомпании / Служба «Би-би-си» [Электронный ресурс] https://www.bbc.com/russian/features-51878035 (дата обращения: 17.03.2020).

2. Кокорева М. Так плохо авиации не было никогда: коронавирус грозит безопасности полетов и разоряет авиакомпании / Служба «^Е'^Ыт» [Электронный ресурс] https://www.newsru.com/russia/17mar2020/avia_virus.html (дата обращения: 17.03.2020).

3. Сальникова Ю. Поддержка авиакомпаний в период коронавируса. / Комсомольская правда [Электронный ресурс] https://www.kp.ru/online/news/3837603/ (дата обращения: 15.04.2020).

© Шелудько М. Л., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.