Научная статья на тему 'Правовое регулирование финансовой системы Японии'

Правовое регулирование финансовой системы Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2236
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ЯПОНИИ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / БАНКИ ЯПОНИИ / РЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АГЕНТСТВО ПО ФИНАНСОВЫМ УСЛУГАМ / СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАНК ЯПОНИИ / СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Елена Петровна

В статье отмечено, что финансовая деятельность в Японии урегулирована законом № 25 «О ценных бумагах и фондовых биржах» 1948 г., в основу которого было положено законодательство США по ценным бумагам. В 2006 г. указанный закон был принят под новым названием закон «О финансовых инструментах и фондовых биржах". Основным источником банковского регулирования является Закон о банковской деятельности № 59 от 1981 г. в ред. 2006 г. Среди других законов, регулирующих финансовую деятельность в Японии, следует назвать: 1) закон о страховой деятельности № 105 от 7 июня 1995 г. в ред. 2007 г.; 2) закон о страховании вкладов № 34 oт 1971 г. в ред. 2014 г.; 3) закон об электронной регистрации денежных требований № 102 от 2007 г.; 4) закон о сертифицированных публичных бухгалтерах № 99 от 2007 г. в ред. 2008 г. Японская финансовая регуляторная структура возглавляется Агентством по финансовым услугам, при этом Министерство финансов и Банк Японии продолжают играть важную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the financial system of Japan

The article notes that financial activity in Japan is regulated by Law No. 25 "On Securities and Stock Exchanges" of 1948, which was based on US securities legislation. In 2006, the law was adopted under a new name the law "On Financial Instruments and Stock Exchanges." The main source of banking regulation is the Banking Act No. 59 of 1981 in Ed., 2006. Among other laws regulating financial activities in Japan, it is necessary to name: 1) the law on insurance activity No. 105 of June 7, 1995, as amended in 2007, 2) the law on deposit insurance No. 34 of 1971 in the edition of 2014, 3) the law on insurance electronic registration of monetary claims No. 102 of 2007. 4) Law on Certified Public Accountants No. 99 from 2007 to the end of 2008. The Japanese financial regulatory structure is headed by the Financial Services Agency, while the Ministry of Finance and the Bank of Japan continue to play an important role.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование финансовой системы Японии»

4.5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ1

Ермакова Елена Петровна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российский университет дружбы народов (РУДН). Подразделение: кафедра гражданского права и процесса и международного частного права. E-mail: ermakovaep@mail.ru

Аннотация. В статье отмечено, что финансовая деятельность в Японии урегулирована законом № 25 «О ценных бумагах и фондовых биржах» 1948 г., в основу которого было положено законодательство США по ценным бумагам. В 2006 г. указанный закон был принят под новым названием - закон «О финансовых инструментах и фондовых биржах". Основным источником банковского регулирования является Закон о банковской деятельности № 59 от 1981 г. в ред. 2006 г. Среди других законов, регулирующих финансовую деятельность в Японии, следует назвать: 1) закон о страховой деятельности № 105 от 7 июня 1995 г. в ред. 2007 г.; 2) закон о страховании вкладов № 34 от 1971 г. в ред. 2014 г.; 3) закон об электронной регистрации денежных требований № 102 от 2007 г.; 4) закон о сертифицированных публичных бухгалтерах № 99 от 2007 г. в ред. 2008 г. Японская финансовая регуляторная структура возглавляется Агентством по финансовым услугам, при этом Министерство финансов и Банк Японии продолжают играть важную роль.

Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-0300093 "а" (Н. рук. - Е.Е. Фролова)

Ключевые слова: право Японии, финансовая система Японии, финансовые институты, банки Японии, регулятор финансовой деятельности, агентство по финансовым услугам, страховая деятельность, Банк Японии, страхование вкладов.

LEGAL REGULATION OF THE FINANCIAL SYSTEM OF JAPAN

Ermakova Elena Petrovna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia. Department: Civil Law and Civil Procedure and Private International Law chair. Email: ermakovaep@mail.ru

Annotation. The article notes that financial activity in Japan is regulated by Law No. 25 "On Securities and Stock Exchanges" of 1948, which was based on US securities legislation. In 2006, the law was adopted under a new name - the law "On Financial Instruments and Stock Exchanges." The main source of banking regulation is the Banking Act No. 59 of 1981 in Ed., 2006. Among other laws regulating financial activities in Japan, it is necessary to name: 1) the law on insurance activity No. 105 of June 7, 1995, as amended in 2007, 2) the law on deposit insurance No. 34 of 1971 in the edition of 2014, 3) the law on insurance electronic registration of monetary claims No. 102 of 2007. 4) Law on Certified Public Accountants No. 99 from 2007 to the end of 2008. The Japanese financial regulatory structure is headed by the Financial Services

1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 "а" (Н. рук. - Е.Е. Фролова)

Agency, while the Ministry of Finance and the Bank of Japan continue to play an important role.

The reported study was funded by RFBR according to the research project №17-03-00093 "a". (E.E. Frolova) Keywords: Japan's law, financial system of Japan, financial institutions, banks of Japan, financial activity regulator, financial services agency, insurance business, Bank of Japan, deposit insurance.

До Второй мировой войны в японской экономике доминировали крупные семейные конгломераты, называемые Дзайбацу (Zaibatsu). Дзайбацу (яп. МН, собственность) — японский термин, означающий «денежный клан» или конгломерат. Он использовался c XIX до первой половины XX века для именования больших семей, контролирующих банковские и индустриальные объединения (картели, синдикаты). Четыре главных дзайбацу начали свою историю ещё в период Эдо. Это «Мицу-биси», «Мицуи», «Сумитомо» и «Ясуда» [2]. Средства контроля оставались в семейной холдинговой компании, а финансирование осуществлялось внутри страны. Во время американской оккупации были предприняты попытки реформировать Дзайбацу. Однако гражданская поддержка и необходимость быстрой реиндустриализа-ции разрушенной войной страны, оставили большинство этих компаний нетронутыми, хотя контроль перешел от семей к акционерам. Сегодня такие компании, как Mitsubishi и Sumitomo, могут отследить свою историю [15]. Японская йена была создана согласно Закону о новой валюте 1871 г., а в 1882 г. был образован Банк Японии для централизации выпуска валюты. Банк Японии изначально выступал в роли правительства, осуществляя экономическую политику, контролируя темпы экономического роста через квоты на рост кредитования коммерческих банков [15].

Современное правовое регулирование финансовой системы Японии

В 1948 г. в Японии был принят закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» (Закон № 25 от 13 апреля 1948 г.), в основу которого было положено законодательство США по ценным бумагам. В последующие десятилетия в данный закон вносились многочисленные поправки, а в 2006 г. закон был принят под новым названием - закон «О финансовых инструментах и фондовых биржах" (Financial Instruments and Exchange Law) [6, 3]. Основным источником банковского регулирования является Закон о банковской деятельности № 59 от 1981 г. с внесенными в него в 2006 г. поправками (Banking Act). Закон о банках также регулирует деятельность холдинговых компаний, чьи дочерние компании включают банки. Инвестиционно-банковская деятельность (в отличие от коммерческой банковской деятельности) регулируется Законом № 25 от 1948 г.

Среди других законов следует назвать: 1) закон о страховой деятельности (Insurance Business Act) № 105 от 7 июня 1995 г. в ред. 2007 г.; 2) закон о страховании вкладов № 34 oт 1971 г. в ред. 2014 г. (Deposit Insurance Act); 3) закон об электронной регистрации денежных требований (Electronically Recorded Monetary Claims Act) № 102 от 2007 г.; 4) закон о сертифицированных публичных бухгалтерах № 99 от 2007 г. в ред. 2008 г. (Certified Public Accountants Act) [11 ].

Регуляторы финансовой деятельности в Японии

После глобального финансового кризиса 2008 г. и катастрофических масштабов нарушений нормативных требований, правительства стали уделять большое внимание различным концепциям регулирования финансовых систем. Из четырех существующих в настоящее время концепций финансового регулирования в Японии действует концепция комплексного подхода (integrated approach) [13]. Японская финансовая регуля-

торная структура возглавляется Агентством по финансовым услугам (Financial Services Agency), при этом Министерство финансов (Ministry of Finance) и Банк Японии (Bank of Japan) продолжают играть важную роль. Корпорация страхования вкладов Японии (The Deposit Insurance Corporation of Japan) несет ответственность за реализацию практических мер, таких как возмещение застрахованных депозитов и финансовая помощь для реорганизации несостоятельных банков.

Министерство финансов отвечает за управление бюджетом правительства и поддержание доверия к японской валюте и стабильности валютных рынков. Наблюдательная роль Министерства ограничена в результате создания FSA, хотя Министерство сохраняет свою роль в рамках Совета по управлению кризисами. Кроме того, Министерство финансов отвечает за бюджеты всех государственных органов страны, включая FSA [16].

Агентство финансовых услуг (FSA) - японский государственный орган, ответственный за надзор за банковской деятельностью, страхованием, ценными бумагами и биржами [6]. Роль FSA заключается в обеспечении стабильности финансовой системы Японии; защиты вкладчиков, владельцев страховых полисов и инвесторов в ценные бумаги; а также инспекции и надзоре за прозрачностью финансовой системы. FSA было создано в июле 2000 г. под юрисдикцией «Комиссии по финансовой реконструкции» путем реорганизации Агентства финансового надзора. После реорганизации министерств центрального правительства Японии FSA стало органом Кабинета министров. В функции FSA входит: 1) планирование и разработка политики в отношении финансовой системы Японии; 2) надзор за финансовыми учреждениями частного сектора; 3) разработка правил торговли на рынках; 4) разработка стандартов бухгалтерского учета; 5) надзор за сертифицированными аудиторами и аудиторскими фирмами; 6) надзор за соблюдением правил на финансовых рынках [12].

Банк Японии (BOJ) является центральным банком. Это юридическое лицо, учрежденное в соответствии с Законом о BOJ 1882 г. Основная задача BOJ - способствовать поддержанию стабильности финансовой системы путем: а) выдачи банкнот и осуществления валютного и денежного контроля и б) обеспечения бесперебойных расчетов между банками и другими финансовыми учреждениями. BOJ контролирует денежную массу в основном за счет контроля учетной ставки. Правительству принадлежит 55 % BOJ, остальные 45 % принадлежат частным инвесторам. Однако, надзор за банками рассматривается как роль и ответственность правительства страны. BOJ не является государственным агентом и не вправе контролировать деятельность банков. Однако, как кредитор последней инстанции, BOJ может поддержать банки в случае их несостоятельности. При этом, BOJ может заключать соглашения с банками на проведение аудита банков.

Часть полномочий FSA делегирована Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Surveillance Commission - SESC) в отношении проверок на местах и внеофисного мониторинга инвестиционно-банковской деятельности и других операций с ценными бумагами. SESC уполномочена проводить осмотры, но не принимать административные меры. Штрафы налагает FSA на основании рекомендаций SESC. SESC управляется председателем и двумя комиссарами, которые назначаются Премьер-министром Японии на трехлетний срок [16].

Корпорация страхования вкладов Японии (DICJ) является квазиправительственной организацией, созданной в соответствии с Законом о страховании вкладов 1971 г.

в ред. 2014 г. с целью контроля системы страхования вкладов в Японии. Если банк становится неплатежеспособным, основная роль DICJ заключается в защите прав вкладчиков и всей финансовой системы страны. Руководящий совет DICJ состоит из председателя, четырех заместителей, аудитора и 8-ми членов. Руководители и члены совета DICj назначаются Премьер-министром Японии. DICJ может предусматривать выплату страховых требований по банковским вкладам на основную сумму в размере 10 млн. йен. на каждого вкладчика [12].

Структура финансовой системы Японии

Основными компонентами японской финансовой системы являются финансовые институты (банки и небанковские кредитно-финансовые учреждения) и финансовый рынок.

Банки: сегодня в банковской системе Японии доминируют Финансовая группа «Mitsubishi UFJ», «Mizuho Bank» и Финансовая группа «Sumitomo Mitsui»; эти три банка могут отследить свои корни в Дзайбацу [15].

В Японии действует 12 городских коммерческих банков (City Banks), которые аккумулируют сбережения населения и используют их для обеспечения среднесрочного финансирования бизнеса, промышленности и сельского хозяйства. Городским банкам не разрешается управлять трастами или пенсионными фондами. Большинство других городских банков были созданы по концепции Дзаибацу, например, банки «Mitsui Bank» (1876), «Fuji Bank» (1880), «Mitsubishi Bank» (1880) и «Sumitomo Bank» (1895).

Также в Японии существует 63 региональных местных банка (Regional Banks). Около двух третей кредитования этих банков осуществляется в префектуре, в которой они расположены.

Первый промышленный банк Японии (The Industrial Bank of Japan) был создан правительством Мэйдзи в 1902 г. для обеспечения долгосрочного финансирования тяжелой промышленности. После Второй мировой войны этот банк стал частным. В то время были созданы еще два промышленных банка - Банк долгосрочных кредитов Японии (The Long Term Credit Bank of Japan) и Банк «Nippon Credit Bank».

В стране также есть 7 трастовых банков (Trust Banks), которым разрешено управлять трастами, пенсионными фондами и т. д. Трастовые банки получают около половины своих средств, продавая трастовые сертификаты на срок от двух до пяти лет. Остальное - доходы от управления трастами. Крупнейшими трастовыми банками являются «Mitsubishi Trust & Banking» и «Sumitomo Trust & Banking».

Специфическим видом сберегательного банка в Японии является «Почтовое сберегательное бюро» (Postal Savings Bureau), которое обслуживается почтовой службой через 23 000 почтовых отделений страны. В конце 1980-х гг. этот банк имел депозит более 500 млрд. долл. США и был крупнейшим сберегательным учреждением в мире. Японский почтовый банк находится в процессе приватизации.

«Norinchukin Bank» - это банк, принадлежащий работникам фермерских и рыболовецких кооперативов Японии. Это крупный поставщик средств для городских банков.

Небанковские кредитно-финансовые институты Японии

В эту группу входят 71 сберегательный и кредитный институт (Savings and Loan Institutions): в основном, они предназначены для обслуживания небольших розничных, оптовых и строительных фирм. Страховые компании Японии имеют самый большой в мире рынок страхования жизни, потому что японцы покупают значитель-

но больше страховых полисов, чем жители других стран. В отрасли страхования жизни работает 41 страховая компания, из них - 12 являются иностранными компаниями и 4 филиалами иностранных компаний. Общие активы, принадлежащие 25 японским страховым компаниям (за исключением перестраховочных компаний) составляют около ¥35 трлн. Шесть страховых компаний, именуемых «Большая шестерка» (Big Six), контролируют около 90 % всех активов. Государственная страховая компания «Japan Post Insurance» подвергается постепенной приватизации [14].

Фондовые рынки

Токийская фондовая биржа (The Tokyo Securities and Stock Exchange) является крупнейшей фондовой биржей в мире, обрабатывающей более 80% акций в Японии. Фондовая биржа Осака (The Osaka Stock Exchange) занимает третье место в мире, сразу за Нью-Йоркской фондовой биржей. Один из самых популярных индексов в мире - Nikkei 225, составляемый японской ежедневной экономической газетой «Nihon Keizai Shimbu». «Индекс Nikkei 225 - это один из важнейших азиатских индексов. Рассчитывается он на основе акций 225 крупнейших по капитализации компаний Токийской фондовой биржи. Впервые индекс Nikkei 225 был рассчитан в 1949 г.» [1].

Исторически сложилось так, что компании с ценными бумагами в Японии (Security Firms) работают в основном как дилеры (в том числе розничные фондовые подписки и сделки). В 1980 гг. на долю «большой четверки» японских фирм, занимающихся ценными бумагами, -«Nomura», «Daiwa», «Nikko» и «Yamaichi» приходилось 80% операций Токийской фондовой биржи. Рыночные стоимость активов этих фирм были больше, чем у большинства банков. Компания «Nomura» имела рыночную стоимость больше, чем любой банк. Однако, в 1999 г. Фирма «Yamaichi» подала заявление о банкротстве. В 1998 г. «Nikko Securitie»s была приобретена группой компаний «Citigroup» и впоследствии стала частью «Nikko Salomon Smith Barney».

Регулирование системно значимых финансовых институтов (Systemically important financial institutions - SIFI)

В 2014 г. в Японии был создан специальный механизм по управлению финансовыми кризисами. Закон о страховании вкладов № 34 от 1971 г. в ред. 2014 г. уполномочивает Корпорацию страхования вкладов (DIC) принимать меры по спасению финансовых институтов, если неплатежеспособность финансового института может вызвать системные риски (systemic risks). Корпорация DIC обязана принимать эти меры не только при международных и общенациональных финансовых кризисах, но и при банкротстве региональных банков. Поправки к Закону 1971 г. вступили в силу 6 марта 2014 г. и ввели режим принятия упорядоченных решений (regime for the orderly resolution) при неплатежеспособности финансовых институтов. Режим начинает действовать, если его введение считается необходимым для предотвращения серьезных рыночных потрясений. Эти финансовые институты рассматриваются как де-факто системно значимые финансовые институты (SIFI).

Совет по финансовой стабильности Японии (The Financial Stability Board - FSB) определил группу из 30 глобальных системно важных банков (G-SIFi), на которых должны распространятся поправки к Закону 1971 г. о введении «режима принятия упорядоченных решений». По состоянию на ноябрь 2016 г., эти G-SIFI включают три японских банка: «Mitsubishi UFJ FG», «Mizuho FG» и «Sumitomo Mitsui FG». Управление по финансовым услугам (FSA) уполномочено требовать от этих банков представления своих планов восстановления не реже одного раза в год [12].

Современное развитие финансовой системы Японии

В обзоре, подготовленном посольством США в Японии указывалось, что в то время как дерегулирование финансовой системы и международное конкурентное давление коренным образом изменили лицо японского банковского дела (консолидация 19 крупных банков в три мегабанка -«Mitsubishi UFJ FG», «Mizuho FG» и «Sumitomo Mitsui FG), связь между корпоративными финансами и банковскими учреждениями и нефинансовыми корпорациями осталась в Японии намного более жесткой, чем в США, и вышла далеко за рамки простых отношений между кредиторами и заемщиками. Японские банки часто являются акционерами (с блокирующим пакетом акций - keiretsu) компаний, которые ведут с ними банковский бизнес [5]. Это уникальные отношения между компанией и ее банком сложились очень давно; до недавнего времени японская компания редко меняла своего основного кредитора. Компании иногда делают банковские займы сверх своих потребностей, чтобы поддерживать хорошие отношения со своим банком [10]. Можно с уверенностью сказать, что японская система коммерческих банков гораздо более ориентирована на личные отношения, чем система на основе транзакций в США. Японские банки смогли избежать прямого воздействия глобального финансового кризиса из-за ограниченного воздействия структурированных ценных бумаг [4]. Японские власти предприняли шаги по макроэкономической и финансовой политике для поддержания экономики и функционирования финансовых рынков. Влияние землетрясения и цунами в марте 2011 г. на крупные банки было относительно незначительным. Не было серьезных сбоев в платежной системе и системе расчетов, кроме того, Банк Японии ввел значительную ликвидность, чтобы банки могли удовлетворять потребности в финансировании, а также управлять спросом вкладчиков на снятие наличных денег. Личные расчетные счета (Personal checking accounts) почти неизвестны в Японии. Большинство физических лиц используют для расчетов электронные банковские переводы (electronic bank transfers). Расчеты наличностью также очень распространены, и в почтовых отделениях предусмотрен механизм оплаты «денежным конвертом» (payment by «cash envelope»), который широко используется в прямом маркетинге и других приложениях [7;92]. Многие японские банки работают с 24-часовыми банкоматами (как и некоторые компании кредитных карт). Банковские и другие кредитные карты легко получить, и они широко распространены. Некоторые банковские кредитные карты предлагают возобновляемый кредит, но в большинстве случаев остатки выплачиваются ежемесячно посредством автоматического дебетования с банковских счетов [10].

Выводы: Финансовые кризисы 1998 г. и 2008 г. заставили правительство Японии перейти к жесткому регулированию финансовой системы страны. В Японии была сохранена концепция комплексного подхода к регулированию финансовой системы. В стране действуют три основных финансовых регулятора: Агентство по финансовым услугам, Министерство финансов и Банк Японии. В 2014 г. в Японии был создан специальный механизм по управлению финансовыми кризисами. Корпорация страхования вкладов Японии (DIC) обязана принимать меры по спасению финансовых институтов, если неплатежеспособность финансового института может вызвать системные риски. Совет по финансовой стабильности Японии определил группу из 30 глобальных системно важных банков (G-SIFI), на которых должен распространятся «режим принятия упорядоченных решений». По состоянию на ноябрь 2016 г., эти G-SIFI включали три японских банка: «Mitsubishi UFJ FG», «Mizuho FG» и «Sumitomo Mitsui FG».

Список литературы:

1. 2017 economic-definition.com.URL: http://economic-definition.com/Stock_indexes/Indeks_Nikkei_225_Nikkei_

225_Stock_Average_Index_eto.html Дата обращения

05.04.18.

2. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki Дата обращения 05.04.18.

3. Русакова Е.П. Альтернативное урегулирование финансовых споров в Японии//// Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти проф.В.К. Пучинского 13 октября 2017 г. М. РУДН, 2017. С.69-77

4. Ситкарева Е.В. Альтернативное урегулирование финансовых споров в Индонезии// Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти проф.В.К. Пучинского 13 октября 2017 г. М. РУДН, 2017. С.85-93.

5. Протопопова О.В. Правовое регулирование финансовой системы Сингапура: новые технологии FinTech в финансовой среде// Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти проф.В.К. Пучинского 13 октября 2017 г. М. РУДН, 2017. С.57-68

6. Фролова Е.Е. Финансовая система Японии: правовое регулирование споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг/ZMIR (Modernization. Innovation. Research), 2018; 9(1). С.67-73.

7. Артемьева Ю.А., Ермакова Е.П. , Ковыршина Н.А. Русакова Е.П. Раздел 3 Способы разрешения публич-ноправовых споров. Учебное пособие: «Способы разрешения споров в разносистемных правопорядках». ИД «Инфотроник». 2017 С.320-379.

8. Артемьева Ю.А. Банковская система Китайской народной республики. Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 90-95.

9. Financial Instruments and Exchange Act (Act No. 25 of 1948) has been prepared (up to the revisions of Act No.99 of 2007 (Effective April 1, 2008). URL: https://www.fsa.go.jp/common/law/fie01.pdf Дата обращения 05.04.18.

10. Japan - Banking Systems: Includes special features of this country's banking system and rules/laws that might impact U.S. business.URL: https://www.export.gov/article? id=Japan-Banking-Systems Дата обращения 03.04.18.

11. Legislation//Financial Services Agency. URL: https://www.fsa.go.jp/en/laws_regulations/index.html Дата обращения 06.04.18.

12. Katayama Tatsu, Totsuka Takaharu and Ito Narumi. Banking regulation in Japan: overview. URL: https://uk.practicallaw.thomsonreuters.com/w-007-5339?transitionType=Default&contextData=(sc.Default)&fi rstPage=true&bhcp=1Дата обращения 10.08.18.

13. Schmulow Andrew D. The four methods of financial system regulation: An international comparative survey URL: https://clsbluesky.files.wordpress.com/2016/03/clsbsb1. pdf Дата обращения 08.04.18.

14. The Financial Systems of the United Kingdom, Japan, and Germany. URL: http://highered.mheducation. /sites/dl/free/0070914842/82454/CHAPTER28.PDF Дата обращения 01.04.18.

15. The Japanese Finance System// Embassies Asia. URL: http://www.embjapan.org/the-japanese-finance-sys-tem/ Дата обращения 05.04.18.

16. The structure of Financial Supervision Approaches and Challenges in a Global Marketplace. Group of Thirty. URL: https://www.davispolk.com/files/files/Publication/ Дата обращения 07.04.18.

Рецензия

на статью доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН), к.ю.н. Ермаковой Е.П. на тему «Правовое регулирование финансовой системы Японии»

Представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной теме, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Практический интерес представляет вывод автора о том, финансовые кризисы 1998 г. и 2008 г. заставили правительство Японии перейти к жесткому регулированию финансовой системы страны. В Японии была сохранена концепция комплексного подхода к регулированию финансовой системы. В стране действуют три основных финансовых регулятора: Агентство по финансовым услугам, Министерство финансов и Банк Японии.

В 2017 г. Япония занимала 9 место в рейтинге Всемирного экономического форума - «Global Competitiveness Report 2017-2018». При этом, высокое развитие финансового рынка Японии играет среди перечисленных выше показателей одну из первых ролей. Как подчеркивал финансовый обозреватель А. Сивцов, - «фондовый рынок Японии выделяется высоким уровнем развития и занимает второе место в мире по капитализации после США. Такие темпы развития японского фондового рынка были достигнуты благодаря очень большому производственному потенциалу и высоким темпам роста национальной экономики после второй мировой войны. Рост экономики Японии в средине XX века был назван «Японским экономическим чудом», за период которого доходность акций в Японии составила 1565%».

Материалы, представленные в статье, обладают новизной, цитируемые источники отражают современный взгляд на изучаемую проблему. Особый интерес представляет исследование основных регуляторов финансовой деятельности в Японии. Автор отмечает, что после глобального финансового кризиса 2008 г. и катастрофических масштабов нарушений нормативных требований, правительства стали уделять большое внимание различным концепциям регулирования финансовых систем. Из четырех существующих в настоящее время концепций финансового регулирования в Японии действует концепция комплексного подхода (integrated approach). Японская финансовая регуляторная структура возглавляется Агентством по финансовым услугам, при этом Министерство финансов и Банк Японии продолжают играть важную роль. Корпорация страхования вкладов Японии несет ответственность за реализацию практических мер, таких как возмещение застрахованных депозитов и финансовая помощь для реорганизации несостоятельных банков.

Представленная статья структурирована, логически завершена, выводы, сделанные в результате научного исследования, убедительно аргументированы в тексте работы. В аннотации содержатся основные идеи, изложенные автором в работе.

Представленная статья отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям такого рода, и на основании вышеизложенного может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент, Заместитель начальника Юридического Департамента ПАО Банк ЗЕНИТ К.В.Балакин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.