МОДЕРНИЗАЦИЯ
удк глея
JELG21, К41
DOI: 10,1 31 34/2079-4665201 3,9,1,67-73
Финансовая система Японии: правовое регулирование споров между поставщиками и потребителями финансовых услуга
Евгения Евгеньевна Фролова1
1 Институт государства и права Российской Академии Наук; Российский университет дружбы народов, Москва, Россия 119019, Москва, ул Знаменка, д, 10; 117198, Москва, ул, Миклухо-Маклая, д,6 E-ma il: fro levgevg@ma ilru
Поступила в редакцию; 26,102017; одобрена; 30012018; опубликована онлайн; 30032018
Аннотация
Цел ь: В статье рассматриваются основные проблемы,i связанные с правовым регулированием разрешения финансовых споров в Японии, Дана характеристика нормативные актов Японии -закона «О финансовых инструментах и фондовых биржах», закона «О банковской деятельности», закона «О коммерческом страховании», перечислены виды финансовых споров, подлежащих альтернативному урегулированию, выявлены стороны финансового спора. Для достижения поставленной цели в статье решены следуюире задачи: выявлено, имеются ли в Японии учреждение предоставляющее услуги по разрешению финансовых споров; исследованы основные проблемы, связанные с определением понятия и видов финансового спора, условий передачи финансового спора на разрешение компетентного органа.
Методология проведения работ ы\ Данная статья основана на сравнительно-правовом методе исследования, который позволил выделить отличительные особенности правового регулирования разрешения финансовых споров в Японии,
Регул ьтаты работы: Законы Японии «О финансовых инструментах и фондовых биржах»,«О банковосой деятельности», «О коммерческом страховании» относят к финансовым спорам, разрешаемым «назначенными организациями по альтернативному урегулированию финансовых споров» (Designated Dispute Resolution Organization), так называемыми «финансовыми DDRO», Финансовые споры - это споры между поставщиками и потребителями финансовых услуг. Закон «О финансовых инструментах и фондовых биржах» детально перечисляет лиц, деятельность которых подпадает под определение «поставщик финансовых услуг». Краткий перечень поставщиков финансовых услуг представлен на сайте основного финансового регулятора Японии -Агентства по финансовым услугам, В указанный перечень входят: банковские учреждения Японии, филиалы и представительства иностран-ных банков, бизнес-операторы финансовых инструментов, страховые компании, трастовые компании, финансовые рынки, иностранные аудиторские фирмы. Однако, в отличие от других стран ATR, потребителями финансовых услуг здесь могут выступать как физические, так и юридические лица.
Выводы: Материалы, изложенные в статье, показывают особую роль «назначенных организаций по альтернативному урегулированию финансовых споров»(DesignatedDispute Resolution Organization) в разрешении внутренних финансовых споров Японии, Практическое применение ее результатов позволит совершенствовать российское законодательство в сфере разрешения финансовых споров,
Кл ючевые ело ва: право Японии, финансовые торы, назначенные организации по альтернативному урегулированию финансовых споров, закон «О финансовых инструментах и фондовых биржах», поставщик финансовых услуг, потребитель финансовых услуг
Благодарность. Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 "а1',
Дл я цити ро ва ния; Фролова Е, £ финансо вая система Я пон ии; п ра во вое регул и ро ва ние споро в менаду поставщикам и и потребителя-м и фина нсовых услуг //МИР {Мо дерниза ция, И нно ва ци и. Развитие), 2018,Т, 9, № 1, С, 67-73, DOI; 10,18184у2079-4665,2018,9,1,67-73
’The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences; People Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation 10, Znamenka str,, Moscow, 119019; 6, MiHukho-Maklaya str,, Moscow, 117198 E-ma il; fro levgevg@ma il,ru
Submitted 06,10,2017; revised 30,10,2017; published online 24,122017
© Фролова E, E,, 2018
Financial System of Japan: the Legal Regulation of Disputes Between Financial Services Providers and Consumers
Evgenia E. Frolova
МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201&,Т,9, № 1, С,67-73
Abstract
Pu г pose, the article examines the main problems associated the regulatory acts of Japan - The Financial Instruments and Exchange Act, The Banking Act, The Insurance BusinessAdJists the types of financial disputes subject to altemati ve settlement, identi tied the parties to the financial dispute. To achieve this goal, the article must sofvethefolfowing tasks: to determine whether there are institutions in Japan that provide services for resolving financial disputes; to investigate the main problems associated with the definition of the concept and types of financial dispute, the conditions for the transfer of a financial dispute to the competent authority.
Methods: this art id e is based on an interdisciplinary concept of research, which allowed to distinguish the distinctive features of the legal regulation of the settlement of financial disputes in Malaysia,
Resu Its: acts of Japan - The Financial Instrumentsand Exchange Act, The Banking Act, The Insurance Business Ad, - refer to financial disputes - disputes resolved by "Designated Dispute Resolution Organizations", the so-called "financial DDRO", Financial disputes are disputes between suppliers and consumers of financial services. The Financial Instruments and Exchange Ad details the persons, whose adivities fall within the definition of financial provider services. A brief list of fhancial service providers is available on the website of Japan's main financial regulator, the Financial Services Agency. 7he list in dude: Japanese banking institutions, branches and representative offices of foreign banks, business operators of financial instruments, insurance companies, trust companies, financial markets, foreign audit firms. However, unlike other countries of the Asia-Racific region, consumers of financial services can be both physical and legal entities.
Concl us lo ns a nd Releva nee: the materials presented in the article show the special role of "Designated Dispute Resolution Organizations " in resol ving domestic financial disputes in Japan. Ihepradicai application of its results will improve the Russian legislation in the field of resolving financial disputes.
Keywordsi Japanese law, fhancial disputes, financial services law. Designated Dispute Resolution Organization, The Financial Instruments and Exchange Ad, financial services provider. Consumer of financial services
Ac kno wledg ments. The reported study was funded by RFBR accord ing to the research project №17-03-00093 "a".
For citation. Frolova E E, Financial System of Japan; the Legal Regulation of Deputes Between Financial Services Providers and Consumers, MIR (Modem izatsiia, fnnovatsii, Razvitie) = MIR (Modernization, Innovation, Research), 2018; 9(1)67-73, DOI; 10,18184/2079-46652018,9,1,67-73
Введение
В 2017 г. Япония занимала 9-е место в рейтинге Всемирного экономического форума - «Global Competitiveness Report 2017-2018». При составлении рейтинга эксперты ВЭФ анализировали показатели по трем основным категориям (базовые требования, усилители эффективности, инновационные факторы) и 12-ти областям (общественные институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение и начальное образование, высшее образование и профподготовка, рынок товаров и услуг, рынок труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер рынка, конкурентоспособность компаний, инновации). Всего в рейтинг входят 137 стран \
Отметим, что выоокое развитие финансового рынка Японии играет среди перечисленных выше показателей одну из первых ролей. Как подчеркивал финансовый обозреватель А. Сивцов, «фондовый рынок Японии выделяется высоким уровнем развития и занимает второе место в мире по капитализации после США. Такие темпы развития японско-
го фондового рынка были достигнуты благодаря очень большому производственному потенциалу И высоким темпам роста национальной экономики после второй мировой войны. Рост экономики Японии в средине XX века был назван «Японским экономическим чудом», за период которого доходность акций в Японии составила 1565%»1 2. При этом фондовый рынок Японии является самым молодом среди фондовых рынков развитых стран мира. В 1948 г. в Японии был принят закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» (Закон № 25 от 13 апреля 1948 г.), в основу которого было положен о законодательство США по ценным бумагам. В последующие десятилетия в данный закон вносились многочисленные поправки, а в 2006 г. закон был принят под новым названием - закон «О финансовых инструментах и фондовых биржах» (Financial Instrumentsand Exchange Law)3.
В начале 2017 г. правительство Японии пересмотрело оценку экономических показателей страны. Экономическая программа премьер-министра Японии Синдзо Абэ, получившая название «Абэ-номика» («Abenomics»), способствовала созда-
1 10 оа^ых конкурентоспособных экономик ^ира// ВЕСТИ-RU. 27 сентября 2017//Ра^блер. URL: https://news.rombler.ru/
е оо п от ics/38006024-10-s опту h- kon ku r e nto spo so bnyh -e ko n om i k-mi го/ (п,ата об pa ще н и я 30.09.2017)
2 Сивцов А. Фондовый рынок Японии И его Основные Индексы// Ester. Первый биржевой сервис 01.09.2016. URL: http://www. esterholdings.com/ru/2016/09/01 /fondoYyj-rynok-yoponii-i-ego-osnoYnye-indeksy-oleksondr-siYtsov/# (п,ата обращения 27.09.2017)
3 Financial Instruments and Exchange Act (Act N<>- 25 of April 13, 1948). URL: WWW.japaneselaWtranslation.go.jp/law/detail_ download/?ff=09&id=2355 (дата обращения 25.09.2017)
MIR (Modernization, Innovation, Research), 201 в; 9(1 ):67-73
МИР
нию благоприятных условий для японских корпораций 4. Отмечалось, что в стране наблюдается значительный всплеск объема операций с привлечением кредитов, таких как финансирование приобретения активов. «Частично это объясняется агрессивной политикой экономического стимулирования, инициированной премьер-министром Японии Синдзо Абэ, в оочетании с ослаблением иены», отмечали японские экономисты KL Ямамото, Т. Аватагучи, К. Сасаки и В. Хигучи, «недавнее объявление об успешной заявке Токио на Олимпийские и Паралимпийские игры 2020 г., оогласно прогнозам, обеспечило экономическую активность около 3 триллионов иен. В результате в Японии наблюдается позитивный настрой инфляции, что, в свою оч ереда, п ри вело к росту цен н а а кци и И недвижимость» [1]. Поэтому исследование финансового рынка Японии И его правового регулирования представляется весьма актуальным-
Обзор литературы и исследований. Проблематика урегулирования финансовых споров всё чаще становится предметом обсуждения и научных дискуссий на различных уровнях. Вопросы арбитражного урегулирования финансовых споров были рассмотрены в коллективной монографии «Гражданский процесс и гражданское законодательство в странах Азиатско-Тихоокеанского региона» [2]. Этой же теме посвящены монографии И научные статьи российских авторов
Е.П. Ермаковой [3-6], О.В. Протопоповой [7,8], Е.П. Русаковой [9], а также ряд работ автора стать и5- Правовое регулирование разрешения финансовых споров в Японии анализируется в ряде статей японских авторов: К. Ямамото, Т. Аватагу-чи, К. Сасаки и В. Хигучи [1 ], Ш. Таго,Т. Уениши И Л. Гэддон. [10], Я. Томоки [11] и др.
Материалы и методы. Представленная статья изложена с использованием совокупности методов теоретического и сравнительного анализа, а также методов и моделей разрешения финансовых споров государственными судами И органами по альтернативному разрешению споров (финансовым омбудсменом)- Полученные входе подготовки
статьи аналитические данные и информационные материалы должным образом обобщены и структурированы с точки зрения общих требований к разработке научно-методических основ по теме последования.
Результаты исследований
Рост коммерческой активности японских компаний в стране и за рубежом способствовал росту числа комм е рч еских сп ор ов. И сгори чески сложил ось та к, что представители японского бизнеса традиционно предпочитали разрешать споры в государственных судах, и лишь немногие коммерческие агоры передавались на рассмотрение арбитража. Как подчеркивали японские аддокаты Ш. Таго, Т. Уениши и Л. Гэддон, «арбитраж не является популярным методом разрешения внутренних споров между японскими компаниями- Количество дел, передаваемых на рассмотрение главного арбитражного учреждения Японии ~ Японской ассоциации коммерческого арбитража (JCAA), - является номинальным по сравнению с количеством судебных процесоов, проводимых национальными судами или количеством дел, рассмотренных арбитражными центрами Сингапура или Гонконга» [10]. Японские компании, как правило, полагаются на японские государственные суда по спорам внутреннего характера и применяют арбитраж только в своей трансграничной деятельности: в этом контексте они, как правило, выбирают крупные общепризнанные арбитражные центры, такие как Меж дун а роди а я торговая палата в Париже (ICC) или Сингапурский международный арбитраж Центр (SIAC).
Однако повыш ение осведомленности о различных споообах альтернативного разрешения споров и рост активности японских компаний на мировой арене привели к увеличению спроса на услуги в сфере внутреннего и международного коммерческого арбитража и медиации- В 2009 г. были приняты изменения в закон Японии «О финансовых инструментах и фондовых биржах», которые закрепили создание системы альтернативного разрешения финансовых споров - финансовой ADR
’Japan in brief //Wboswholegal. URL:| http://whoswholegal.oom/spedals/1044/japan/ (п,атаобращения 20.08.2017)
5 Фролова ЕЕ. Понятие финансового спора в соответствии с положениями Закона Новой Зеландои о поставщиках финансовых услуг 2008 г. (с изменениями 2014г.) // «Черные дц>|рьв> в российском законодательстве». 2017. № 4. С. 51 -54; Ермаков С.Л., Фролова ££ Комплексное антикризисное управление российским банковским сектором как важнейщ-гй инструмент экономического регулирования развития страны. Монограф ия. Иркутск Репроцентр, 2010,495 с; Фролова ££ Правовое регулирование альтернативного разрешения споров между поставщиками И потребителями финансовых услуг в Сингапуре // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. Том 42. №24(273). С. 159-164; Фролова ЕЕ. Международные И внутренние финансовые споры: в чем отличие?//В сборнике: Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном МИР®- Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти В.К. Пу-чинского. Российский университет .пружбы народов; под редакцией ££ ФроловойЕ.П. Русаковой 2017. С. 94-104; Фролова ££ Финансовая система Малайзии: понятие финансового спора // МИР (Модернизация. Инновации- Развитие). 2017. Т. 8. N|o 4. С. 516-521. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.4.516-521
69
МИР МИР (Модернизация, Инновации, Развитие}, 201 в,Т,9, № 1, С,67-73
(financial ADR system). Финансовая ADR начала свою работу в 2010 г. Регулятивными И контрольными органами предоставления услуг по разрешению финансовых споров в Японии стали Агентство по финансовым услугам (The Financial Services Agency - FSA) и Комиссия по надзору за ценными бумагами И биржами (Securities and Exchange Surveillance Commission - SESC). В настоящее время в их ведение входит лицензирование деятельности центров по альтернативному разрешению финансовых споров, а также контроль за соблю-дени ем п оложен ий за кона «О фин а нсовых и н сгру-ментах и фондовых биржах».
Поданным японского адеоката Я. Томоки, в настоящее время в Японии существует восемь организаций по альтернативному разрешению финансовых споров, утвержденных премьер-министром сгра-н ы: 1) Яп он ская а осоциа ци я п о сграхова ни ю жизн и (Life Insurance Association of Japan - LIAJ); 2) Ассоциация банков Японии (Japan Bankers Association
- JBA); 3) Ассоциация трастовых банков Японии (Trust Banks in Japan - TBJ); 4) Японская ассоциация по генеральному страхованию (The General Insurance Association of Japan - GIAJ); 5) Страховой омбудсмен (Hoken Ombudsman (Insurance Ombudsman) - HO); 6) Японская ассоциация краткосрочного страхования на небольшие суммы (Small Amount & Short Term Insurance Association of Japan - SSIAJ); 7) Японская ассоциация финансовых услуг (Japan Financial Services Association
- JFSA); 8) Центр помощи в урегулировании споров в сфере финансовых инструментов (Financial Instruments Mediation Assistance Center - FINMAC).
Споры в рамках финансовой системы ADR обычно разрешаются в течение деух-шесту месяцев. В финансовом году, закончившемся в марте 2016 г., было разрешено 1 148 финансовых споров [11].
На сайте Агентства по финансовым услугам Японии перечислены финансовые учреждения, входящие в сферу деятельности Агентства. К ним относятся: банковские учреждения Японии, филиалы и представительства иностранных банков, бизнес-операторы финансовых инструментов, страховые компании, трастовые компании, финансовые рынки, иностранные аудиторские фирмы. Пункт 1 ст. 156 (38) закона «О финансовых инструментах и фондовых биржах» Японии определяет, что споры между поставщиками И потребителями финансовых услуг, предусмотренные ст. 28.1 и 35.1 упомянутого закона, вправе разрешать только «Назначенные организации по альтернативному разрешению финансовых споров» ("Designated Dispute Resolution Organization), так называемые «ф ин ан совы е D D RO» (Fi па ncia I D D ROs). В ст. 28.1 данного закона перечислены следующие виды финансовых услуг (с отсылкой на п.8 ст.2 того же
закона), которые могут быть переданы в финансовую DDRO: 1) купля-продажа ценных бумаг, рыночные операции с производными финансовыми инструментами или операции с иностранной валютой по деривативам; 2) брокерские и клиринговые операции с ценными бумагами; 3) посреднические, брокерские или агентские услуги по купле-продаже ценных бумаг, рыночные сделки по деривату1 вам или операции с иностранной валютой по производным инструментам; 4) посредничество, брокерское или агентское обслуживание для проведения следующих операций: (а) покупка И продажа ценных бумаг, или рыночные сделки с производными инструментами на валютном рынке финансовых инструментов; (б) покупка и продажа ценных бумаг или сделок с иностранными валютами по деривативам на иностранном рынке финансовых инструментов; 5) внебиржевые производные операции или посредничество, внебиржевые брокерские услуги или агентские услуги; 5) андеррайтинг ценных бумаг; 7) вторичное распределение ценных бумаг или эксклюзивное предложение на продажу; 8) покупка и продажа ценных бумаг через посредников, брокерских или агентских организаций, с использованием электронной системы обработки данных; 9) предоставление устной или письменной консультации (за исключением газет, журналов, книг или любого другого письменного труда, который предлагается для продажи многим неуказанным лицам) или любой дэугой формы совета об инвестициях, или предоставление инвестиционных консультаций по ценным бумагам лицом, осуществляющим деятельность на рынке финансовых инструментов; 10) принятие депозитов (денег, ценных бумаг или сертификатов от клиентов), передача облигаций и т.д в ответ на открытую счета для осуществления перевода облигаций и т.д
Термин «поставщик финансовых услуг» закреплен в ст. 35 (1) закона «О финансовых инструментах и фондовых биржах» и обозначает лицо, осуществляющее: 1)управление финансовыми инструментами или управление инвестициями; 2) кредитование и заимствование ценных бумаг, посредничество или агентирование ценных бумаг; 3) денежное кредитование, связанное с маржинальными сделками; 4) денежное кредитование, обеспеченное ценными бумагами, которые депонированы для безопасного хранения клиентами; 5) предоставление агентских услуг клиентам в связи с ценными бумагами; 6) предоставление агентских услуг со стороны учредителя инвестиционного фонда; 7) предоставление агентских услуг инвестиционной корпорацией; 8) заключение договора кумулятивных инвестиций (что означает договор, в котором поставщик финансовых услуг получает деньги, депонированные клиентом, И продает ценные бумаги этому клиенту непрерывно в указанные даты заблаговременно
70
MIR (Modernization, Innovation, Research), 201 в; 9(1 };67-73
МИР
Ч_/
при получении вознаграждения от этих денег); 9) предоставление информации или рекомендаций в отношении ценных бумаг; 10) предоставление агентских услуг контрагентом Поставщика финансовых услуг (огран ич ен н ое агентством, связ анн ым с бизнеоом финансовых инструментов); 11) сохранение активов зарегистрированной инвестиционной корпорации; 12) предоставление консультаций в отношении передачи бизнеса, слияния, разделения компаний, обмена акциями или передачи акций в связи с этим; 13) предоставление консультаций в отношении управления финансовыми активами; 14) покупка и продажа валют и других активов, посредничество, брокерское обслуживание или агентские услуги в этой офере; 15) покупка и продажа оборотных депозитов и других денежных требований (за исключением тех, которые относятся к категории ценных бумаг), посредничество, брокерское обслуживание или агентские услуги в этой офере; 16) инвестиции вложенных активов (что означает деньги И другое имущество, вложенное поставщиком финансовых услуг и т.д, который осуществляет управление инвестициями от имени п равообла дателя).
Кроме перечисленных выше видов финансовых операций, в сферу деятельности «назначенных организаций по альтернативному разрешению финансовых споров» - «финансовых DDRO» Японии входят также финансовые операции/ предусмотренные законом «О банковской деятельности» 1981 г. в ред 200 6 г. (Ва nki ng Act)6, а та кже за коном «О коммерческом страховании» 1995 г. в ред 2007 г. (Insurance Business Act)7.
Пункт 12 ст. 156 (38) закона «О финансовых инструментах и фондовых биржах» определяет термин «вида услуг по разрешению споров» (Category of Dispute Resolution Services), используемый в тексте закона, как услуги разрешения споров, связанных с оказанием услуг по транзакциям финансовых инструментов, специфицированными инвестиционными консультациями И агентскими услугами Потребителями финансовых услуг (инвесторами) могут выступать как физические, так и юридические лица (см. п. 2 ст. 156 (42) указанного выше закона).
Главным учреждением Японии по альтернативному разрешению споров в финансовой сфере выступает «Центр помощи в медиации по финансо-
вым инструментам» (Financial Instruments Mediation Assistance Centre - FINJMAC) - организация, созданная пятью финансовыми ассоциациями Японии, включая Японскую ассоциацию дилеров ценных бумаг, для координации И интеграции финансовых консультаций, обработки жалоб и урегулирования споров финансовых споров6. В январе 2010 г. FINMAC получила сертификацию в качестве назначенной организации по защите прав инвесторов в соответствии с законом «О финансовых инструментах и фондовых биржах».
Выводы
Можно заключить, что законы Японии «О финансовых инструментах и фондовых биржах», «О банковской деятельности», «О коммерческом страховании» относят к финансовым спорам, разрешаемым «назначенными организациями по альтернативному урегулированию финансовых споров» (Designated Dispute Resolution Organization), так называемыми «финансовыми DDRO». Финансовые агоры - это споры между поставщиками И потребителями финансовых услуг. Закон «О финансовых инструментах и фондовых биржах» детально перечисляет лиц, деятельность которых подгадает под определение «поставщик финансовых услуг». Краткий перечень поставщиков финансовых услуг представлен на сайте основного финансового регулятора Японии ~ Агентства по финансовым услугам- В указанный перечень входят: банковские учреждения Японии, филиалы и представительства иностранных банков, бизнес-операторы финансовых инструментов, страховые компании, трастовые компании, финансовые рынки, иностранные аудиторские фирмы. Одаако, в отличие от других стран АТР, потребителями финансовых услуг здесь могут выступать как физические, так и юридические лица.
Список литературы
1. Yamamoto КAwataguchi I, Sasaki К, Higuchi VK JAPAN //The Lending and Secured Finance Review Law Business Research Seoond Edition. London, Law Business Research Ltd. 2016. 264 p. URL: http://www.amt-law.oom/res/th e Lending An dSecured Fin anceReview2nd Edit i on_JapanChapter%20.pdf (дата обращения
09.08.2017)
6 Banking Act (Act Цо. 59 of 1981). Available from: http://www.fsa.go.jp/en/news/2008/20080627-4/01.pdf (aocessed 20.09.2017) ^Insurance Business Act (Actbjo. 105 of June 7,1995). URL: http://www.fsa.go.jp/oommon/law/ins01.pdf (п,ата обращения 20.09.2017)
financial Instruments Mediation Assistance Centre (FIKJMAC). URL: https://wWW.finmacor.jp/english/ (п,ата обращения 25.09.2017)
71
МИР
МИР (Модернизация,Инновации,Развитие),201S,T9,№ 1,С,67-73
2.
Безбах В.8., Беликова КМ., Бадаева И.Б. и др. Грааданский процесс и гражданское законодательство в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: монография. М-: РУДН, 2015. 345 с URL https://elibrary.ru/item.asp?id=25400099
7. Протопопова 0.8. Правовое регулирование финансовой системы Малайзии: новые законы 2013 г.// «Черн ы е дыры» в росси йском за коно-дательсгве». 2017. №4. С. 39-42. URL: https:// elibrary.ru /item.asp?id=29867492
3. Брмакова Б.П. Закон Малайзии об исламских финансовых услугах 2013 г. // «Черные дары» в российском законодательстве. 2017. № 4. С 31-34. URL https://elibrary.ru/item. asp?id=29867490
4. Брмакова Б.П. Новые параметры разрешения международных споров // Труда Института государства и права РАН. 2017. Том 12. № 6. С. 234-243. URL https://elibrary.ru/item. asp?id=30767961
5. Брмакова Б. П., Ив аиов скал Н. В. Су да| м а л ы х и с-ков за рубежом ~ аналог мировых судей в России: опыт Гонконга, Малайзии И Сингапура // Жу рн а л «Ми ровой судая». 2014. № 5. С 21 -25. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=21519737
8. Протопопова 0.8. Финансовая система Малайзии //Труда Института государства и права РАН. 2017. Том 12. № 5. С. 170-181. URL: htt ps: //el ibra ry. ru /it em. a sp?i d=3 054 6328
9. Русакова ЕЛ. Альтернативное разрешение финансовых споров в Гонконге и материковом Кутае // «Черные да|ры» в российском законодательстве. 2017. №5. С 28-32. URL: https:// el ibra ry. ru/item. a sp?i d=30517145
10. Tag о Sh., Uenishi I, Guesdon L. Japan // Litigation & Dispute 2017. URL https://www. globallegalinsights.com/practice-areas/ litigation-and-dispute-resolution/global-legal-insights-litigation-and-dispute-resolution-6th-ed/japan (дата обращения 08.09.17)
6. Брмакова Б.П. Гражданский процесс, арбитраж и медиация в Гонконге, Индонезии/ Малайзии/ Сингапуре и Филиппинах: монография. М-: Юрли-тунфорМ/ 2015. 184 с. URL: https:// elibrary. ru/item. asp?id=22503251
11. Tomoki Y. Japan //The Dispute Resolution Review - Edition 9. Published: May 2017. URL http://th ela wreviews. со. и к/ed it ion j\ he-
dispute-resolution-reyiew-edition-9/1 140965/ japan (дата обращения 15.08.2017)
Об авторе:
Фролова Евгения Евгеньевна, заместитель директора Института государства и права Российской Академии Нау к{119019, Москва, ул, Знаменка, д, 10); заведующая кафедрой гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института, Российский университет дружэы народов (РУДН) {117198, Москва, уя, Миклухо-Маклая, д.6), доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской федерации, Scopus Author ID: 56439998700, frolwgevg@mail,nj
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
References
1. Yamamoto К., Awataguchi Т., Sasaki К, Higuchi W. JAPAN- The Lending and Secured Finance Review Law Business Research Second Edition. London, Law Business Research Ltd. 2016. 264 p. Available at: http://www.amt-law.com/res/the LendingAndSecuredFinanceReview2ndEdition_ JapanChapter%20.pdf (aocessed 09.08.2017) (in Eng.)
2. Civil process and civil legislation in the oountries of the Asia-Pacific region: monograph / V.V. Bezbakh, KM- Belikova, N-V. Badaeva (and
others). Mosoow: RUDN/2015. 345 p. URL https:// elibrary.ru/item.asp?id=25400099 (in Russ.)
3. Ermakova E.P. Malaysia's Law on Islamicfinanaal sen/ices 2013. «Chernye dyry» v rossiiskom zakonodatei’stve = "Black Holes" in the Russian legislation. 2017; (4):31-34 (in Russ.)
4. Ermakova E.P. On the Choice of a Forum for Resolving International Financial Lsputes in the APR Countries. Proceedings of the institute of State and Law of the RAS. 2017; 12 (6): 23 4-243 (in Russ.)
72
MIR (Modernization. Innovation. Research), 2018; 9(1):67-73
МИР
5. Ermakova E.P., Ivanovskaya N.V. Small Claims Courts abroad - analogue of juctices of peace in Russia: the experience of Hong Kong, Malaysia and Singapore. Zhurna/ «Mirovoi sud'ya» - The journal "The World Judge". 2014; (5):21-25 (in Russ.)
6. Ermakova E.P. Civil process, arbitration and mediation in Hong Kong, Indonesia, Malaysia, Singapore and the Philippines. Monograph. Moscow: Yuriy Tinform, 2015. 1 $4 p. (in Russ.)
7. Protopopova O.V. Legal regulation of thefinana'al system of Malaysia: the new laws of 2013. «Chernye dyry» v rossiiskom zakonodateTstve — "Black Holes" in the Russian legislation. 2017; (4):39-42 (in Russ.)
8. Protopopova O.V. Financial System of Malaysia. Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2017; 12(5): 170-181 (in Russ.)
9. Rusakova E.P. Alternative Resolution of financial Disputes in Hong Kong and mainland China.
«Chernye dyry» v rossiiskom zakonodateTstve - "Black Holes" in the Russian legislation. 2017; (5):28-32 (in Russ.)
10. Tago Sh., Uenishi T., Guesdon L. Japan. Litigation & Dispute 2017. Available at: https:// WWW.globallegalinsights.com/practice-areas/ litigation-and-dispute-resolution/global-legal-insights-litigation-and-di$pute-resolution-6th-ed/japan (accessed 08.09.17) (in Eng.)
11. Tomoki Y. Japan. The Dispute Resolution Review - Edition 9. Published: May 2017. Available at: http://thelawreviews.co.uk/edition/the-dispu te-resolution-review-edition-9/1 140965/japan (accessed 15.08.2017) (in Eng.)
About the author:
Evgenia E. Frolova, Vice Director of the Institute of State and law of the Russian Academy of Sciences (10,Znamenka St., Moscow, 119019); Head of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law, Law Institute, RUDN University (6, Miklukho-Maklaya St,, Moscow, 117198), Moscow, Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Honorific Lawyer of the Russian Federation, Scopus Author ID: 56439998700, [email protected]
Tlte author have read and approved the final manuscript.
73