Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ELECTRONIC INTERACTION / DIGITAL ECONOMY / COMMON INFORMATION SPACE / NATIONAL PROJECT / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойченко Игнат Сергеевич

Данная статья посвящена анализу нормативного правового регулирования электронного взаимодействия в условиях цифровизации и перехода от программы «Цифровая экономика» к национальному проекту. Автором рассмотрены общетеоретические вопросы, связанные с развитием электронного взаимодействия - понятия и субъектов электронного взаимодействия, а также проведен анализ понятийного аппарата и терминологии в данной сфере. Для развития электронного взаимодействия и формирования единого информационного пространства автором предложена классификация, обоснована необходимость унифицированного правового подхода к электронному взаимодействию для достижения целей и задач национальных проектов и определены приоритетные правовые направления развития института электронного взаимодействия. Кроме того, особое внимание уделяется вопросу необходимости междисциплинарных исследований в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бойченко Игнат Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of electronic interaction in the digital economy: problems and vectors of development

This article is devoted to the analysis of the regulatory legal regulation of electronic interaction in the conditions of digitalization and the transition from the Digital Economy program to a national project. The author considered general theoretical issues related to the development of electronic interaction - the concepts and subjects of electronic interaction, and also analyzed the conceptual apparatus and terminology in this field. For the development of electronic interaction and the formation of a single information space, the author proposed a classification, substantiated the need for a unified legal approach to electronic interaction to achieve the goals and objectives of national projects and identified priority legal directions for the development of the electronic interaction institute. In addition, special attention is paid to the need for interdisciplinary research in this area.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ»

Информационное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

БОЙЧЕНКО Игнат Сергеевич,

кандидат юридических наук, научный сотрудник

сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: 79154538848@yandex.ru

Исследование выполнено в рамках Государственного задания Института государства и права РАН № 0157-2019-0016 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности»

Краткая аннотация. Данная статья посвящена анализу нормативного правового регулирования электронного взаимодействия в условиях цифровизации и перехода от программы «Цифровая экономика» к национальному проекту. Автором рассмотрены общетеоретические вопросы, связанные с развитием электронного взаимодействия - понятия и субъектов электронного взаимодействия, а также проведен анализ понятийного аппарата и терминологии в данной сфере. Для развития электронного взаимодействия и формирования единого информационного пространства автором предложена классификация, обоснована необходимость унифицированного правового подхода к электронному взаимодействию для достижения целей и задач национальных проектов и определены приоритетные правовые направления развития института электронного взаимодействия. Кроме того, особое внимание уделяется вопросу необходимости междисциплинарных исследований в данной области.

Abstract. This article is devoted to the analysis of the regulatory legal regulation of electronic interaction in the conditions of digitalization and the transition from the Digital Economy program to a national project. The author considered general theoretical issues related to the development of electronic interaction - the concepts and subjects of electronic interaction, and also analyzed the conceptual apparatus and terminology in this field. For the development of electronic interaction and the formation of a single information space, the author proposed a classification, substantiated the need for a unified legal approach to electronic interaction to achieve the goals and objectives of national projects and identified priority legal directions for the development of the electronic interaction institute. In addition, special attention is paid to the need for interdisciplinary research in this area.

Ключевые слова: электронное взаимодействие, цифровая экономика, единое информационное пространство, национальный проект, правовое регулирование.

Keywords: electronic interaction, digital economy, common information space, national project, legal regulation.

Актуальность правового регулирования электронного взаимодействия различных субъектов информационного обмена в настоящее время нашла свое отражение в национальном проекте «Цифровая экономика»,1 который был утвержден в декабре 2018 года, а до этого в программе «цифровая экономика», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации.2

Для унификации подходов к электронному взаимодействию необходимо выделить следующие

1 Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» // официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/info/35568/ (дата обращения 17.02.2019).

2 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // СЗ РФ 07.08.2017, № 32, ст. 5138 (утратила силу) (дата обращения 17.02.2019)

блоки вопросов, касающихся правового регулирования отношений в сфере электронного взаимодействия:

- вопросы теоретического характера (понятие, субъекты, объекты, принципы);

- вопросы практического характера (построение экосистемы электронного взаимодействия в цифровой экономике, формирование пространства доверия в цифровой экономике, применение новых технологий взаимодействия в государственном управлении), которые также требуют теоретических исследований в области информационного права.

Построение и соответственно регулирование экосистемы электронного взаимодействия в цифровой экономике можно условно разделить на две составляющие требующие формирования: национальной экосистемы цифровой экономики и механизмов элек-

тронного взаимодействия наднационального уровня.

Безусловно, цифровая экономика по своей широте представляет собой многоаспектный и слож-ноорганизованный процесс по переходу к новому типу социально-экономической деятельности Российской Федерации по обеспечению национальных интересов Российской Федерации на основе применения информационных технологий и цифровых средств, прежде всего в экономической, социальной, образовательной, культурной, управленческой, транспортной и иных сферах. Данное обстоятельство нашло свое отражение сначала в программе «Цифровая экономика», а позднее (с декабря 2018 года) в проекте национальной программы «Цифровая экономика».

Проведенный анализ отношений в данной сфере (проблемы взаимодействия в информационных ресурсах, классификации субъектов, отсутствия универсальных подходов и понятий, а также различных сфер применения) и рассмотрение проблем теоретического характера и пробелов правового регулирования данных отношений в области электронного взаимодействия позволяют сделать вывод об отсутствии единого законодательного подхода к сущности электронного взаимодействия.

Во-первых, именно оценка новых общественных отношений позволяет определить понятие электронного взаимодействия в полной мере. Отсутствие такого понятие создает правовые лакуны, а также формирует разрозненность в понимании сути и различий этого понятия с другими категориями, как: информационное взаимодействие, взаимодействие в электронной форме и др.

Во-вторых, отсутствие закрепленной общей системы принципов электронного взаимодействия, правовая разрозненность регулирования в этой сфере, а также отсутствие единого подхода к субъектам этих отношений является теоретико-практическим препятствием для формирования экосистемы электронного взаимодействия, как одного из основных механизмов коммуникации между субъектами информационных правоотношений в цифровой экономике и информационном обществе.

Также важным аспектом для решения задач, поставленных нацпроектом «Цифровая экономика», является создание механизмов юридически значимого электронного взаимодействия, как внутригосударственного, так и в рамках межгосударственных союзов. Так, например, в рамках Евразийского эконо-

мического союза, необходимо сформировать национальные основы правового регулирования этих отношений для формирования единого информационно-правового пространства цифровой экономики.

Еще в 2015 году Т.А. Полякова справедливо отмечала в качестве одного из направлений реализации программы «Информационного общества(2012-2020)» - создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия а, задача по переводу в электронный вид государственной учетной деятельности должна быть обеспечена необходимым правовым регулированием1.

Электронное взаимодействие изначально являлось способом обеспечения электронного документооборота, при котором субъекты (изначально, федеральные органы исполнительной власти, органы судебной системы и др.) могли обмениваться документами в электронной форме. Но в настоящее время механизмы электронного взаимодействия используются во множестве сфер, что и подтверждается анализом программы и нацпроекта «Цифровая экономика. Таким образом, данные отношения необходимо рассматривать шире, особенно в условиях развития цифровой экономики и при формировании механизмов электронного взаимодействия межнационального характера.

Взаимодействие, как категория определяется через способ взаимного влияния субъектов друг на друга. В литературе и нормативных правовых актах зачастую данное понятие характеризовалось через обмен информацией в электронном виде.

Правовые исследования, посвященные электронному взаимодействию, сегодня носят и отраслевой характер. В диссертационном исследовании А.А. Туманова электронное взаимодействие субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений определяется, как «осуществляемое с использованием информационно-телекоммуникационных технологий прямое или опосредованное взаимное воздействие субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений друг на друга в процессе реализации предусмотренных трудовым законодательством прав и обязанностей, направленное на достижение конкретного трудоправового результата».2

1 Полякова Т.А. Информационно-правовые учетные системы федеральных органов государственной власти: опыт создания и проблемы // Административное право и процесс. 2015. № 10. С. 23-30.

2 Электронное взаимодействие субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений: правовой аспект: дис. ...

Вместе с тем авторская позиция сформирована в рамках информационного права и электронным взаимодействием федеральных органов исполнительной власти предлагается понимать как «процесс обмена информацией, выявления мнений граждан и общества, предоставления услуг в электронном виде, а также обеспечения электронных сервисов в различных социально значимых сферах».1

Различие позиций свидетельствует о том, что имеются особенности в подходах к определению (обоснованию) понятия электронного взаимодействия - носят дискуссионный характер и зависит это от рассматриваемой сферы правоотношений, где оно применяется, при этом законодательно вопрос понятия, признаков, принципов, субъектного состава в настоящее время не решен.

Анализируя программу «Цифровая экономика Российской Федерации»,2 которая утратила силу в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. № 195,3 можно сделать вывод об особом внимании к вопросу создания экосистемы цифровой экономики на основе взаимодействия, в том числе и трансграничного. С одной стороны, взаимодействие должно происходить между бизнесом, обществом и государством в понимании экономико-социальных связей и деятельности. Но с другой стороны для осуществления этих связей, а также формирования экосистемы цифровой экономики необходим инструмент, с помощью которого происходит такое взаимодействие, в том числе юридически значимое трансграничное взаимодействие. Таким инструментом и являться электронное взаимодействие или как оно обозначено в программе (безбумажное взаимодействие, электронное дистанционное взаимодействие, сетевое взаимодействие, взаимодействие между участниками цифровых платформ, информационное взаимодействие посредством машинных и когнитивных интерфейсов, трансграничное информационное взаимодействие).

Таким образом, анализируя положения на-цпроекта «Цифровая экономика», одних видов взаимодействий, характеризующихся применением ИКТ

канд. юрид. наук: 12.00.05 / Туманов Александр Александрович, 2018. - 211 с.

1 Информационно-правовое обеспечение системы электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.13 / Бой-ченко Игнат Сергеевич, 2017. - 177 с.

2 СЗ РФ, 2017, № 32, ст. 5138.

3 СЗ РФ,2019, № 8, ст. 803.

для обмена информацией более пяти. К этому можно добавить бумажное взаимодействие, очно-бумажное взаимодействие, безопасное информационное взаимодействие, трансграничное, информационно-технологическое взаимодействие, машинное взаимодействие и в итоге получаем более десяти видов взаимодействия. И данный пример, иллюстрирует законодательный и нормативный подход к вопросу взаимодействия между субъектами информационного обмена - а точней указывает на неурегулированность данных отношений, отсутствие критериев разграничения, что в свою очередь ведет к возникновению пробелов в правовом регулировании, которая ведет к неясности способов, средств, методов принципов, пределов использования, субъектов информационного обмена при использовании механизмов электронного взаимодействия.

В 2014 в Концепции Информационного кодекса Российской Федерации, разработанной под руководством И.Л. Бачило в секторе информационного права ИГП РАН было верно отмечено, что «в настоящее время многие центры, работающие с информационными ресурсами и технологиями коммуникаций, озабочены пестротой терминологии в действующих законах, сложностью однозначной трактов-

4

ки и приведения их к единой системе» .

Представляется, что собирательный образ термина взаимодействия не позволяет определить четкие законодательные критерии. В рамках цифровой экономики и существующего нормативного правового регулирования можно выделить три категории с четко разграниченными признаками взаимодействия в зависимости от технологии, субъектов взаимодействия и т.д.:

- бумажное взаимодействие (классическая форма взаимодействия между субъектами информационного обмена, подразумевающая под собой передачу информации, совершение юридически значимых действий путем направления бумажного носителя информации другой стороне без использования ИКТ, заверенного подписью и/или печатью при необходимости);

- электронное взаимодействие (процесс обмена информацией, выявления мнений граждан и общества, предоставления услуг в электронном виде, а также обеспечения электронных сервисов в различ-

4 Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И.Л. Бачило - М. : ИГП РАН - Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - С. 156.

ных социально значимых сферах, совершение юридически значимых действий с использованием ИКТ, как правило, дистанционным способом);

- машинное взаимодействие (процесс взаимного влияния информационных систем, искусственного интеллекта, нейросетей и иных ИКТ без вмешательства в него человека, необходимое для функционирования и работы таких ИКТ).

С одной стороны критериями являются субъекты или сами технологии, с помощью которых осуществляющие обмен информацией, а с другой стороны - вид носителя информации (бумажный или электронный).

Безусловно, если с первыми двумя категориями есть определенная ясность, то вопросы машинного взаимодействия (не только между собой, но и в будущем взаимодействия между ИКТ и человеком) мало исследованная правовая категория, требующая фундаментальных, междисциплинарных, правовых исследований.

Анализируя вторую категорию электронного взаимодействия, необходимо уточнить, что оно также должно иметь определенные разновидности: например, процессуальное электронное взаимодействие, электронное взаимодействие при оказании государственных и муниципальных услуг, публичное или частное электронное взаимодействие, трансграничное и т.д. Но основные признаки, позволяющие характеризовать эти отношения, будут у всех таких видов взаимодействия одинаковыми - обязательный субъект человек (в случае если участником взаимодействия является юридическое лицо и от его имени действует также человек, то такое взаимодействие также является электронным) и использование ИКТ при таком обмене информации.

Безусловно, главная категория, которая также требует развития информационно-правового регулирования - это юридически значимое электронное взаимодействие, как его разновидность. И эта проблема также обозначена в нацпроекте «Цифровая экономика». Развитие юридически значимого взаимодействия на основе применения ИКТ принципиально важный момент для развития цифровой экономики, отдаление субъектов друг от друга, глобализация и цифровизация вынуждает искать механизмы решения такой задачи. В этой связи необходимыми являются следующие действия: создание единой цифровой среды доверия (использование единой терминологии данной информационной кате-

гории является дискуссионным и существуют некоторые неопределенности аналогично с категорией электронного взаимодействия). В качестве определенного вывода отметим, что слово взаимодействие в нацпроекте «Цифровая экономика» используется шестьдесят девять раз в разных формах.

П.У. Кузнецов точно отмечал, что Цифровая экономика представлена тремя уровнями, одним из которых является: «среда, создающая условия для развития технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынка и отраслей экономики и охватывает нормативное регулирование, информационную

инфраструктуру, кадры и информационную безопас-

1

ность».

Изучение содержания Паспорта национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), относительно подхода к электронному взаимодействию позволяет сделать вывод о том, что сам термин «взаимодействие» используется двадцать пять раз и появились новые виды взаимодействия - цифровое и аудиовизуальное взаимодействие.

При этом нацпроектом обозначен важный вывод о результативности развития данного взаимодействия в рамках цифровой экономики: «реализация национальной программы «Цифровое государственное управление» позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством, а также сделает более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций».2

Вместе с тем представляется, что для решения вопросов теоретического характера в области электронного взаимодействия, необходимы основы правового регулирования в виде единого нормативного правового акта, а также в будущем включение положений об электронном взаимодействии в информационный кодекс Российской Федерации (в случае его разработки).

При рассмотрении проблем практического характера, связанных с электронным взаимодействием, необходимо учитывать, что концепция электрон-

1 Кузнецов П.У. Комплексный подход к правовому регулированию общественных отношений в области цифровой экономики // Российский юридический журнал. 2018. № 6. С. 155

2 См.: Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»

ного взаимодействия возникла из предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и электронного документооборота. У на-цпроекта сферы применения электронного взаимодействия определены значительно шире, и исходя из текста паспорта нацпроекта, ключевые направления развития электронного взаимодействия могут быть выражены в следующих технологических решениях:

- создание цифровая платформа (среды) для взаимодействия в сфере стратегического управления в целях согласованности действий участников стратегического планирования;

- развитие межведомственного электронного взаимодействия;

- развитие технологий биометрической идентификации личности и иных видов идентификации для обеспечения информационного взаимодействия;

- создание цифровой среды взаимодействия двойного назначения;

- создание цифровой среды аудиовизуального взаимодействия;

- создание платформы межведомственного взаимодействия обмена данными, в том числе нор-

Библиография:

мативной справочной информацией (на базе информационной системы межведомственного электронного взаимодействия).

Только, одно это обстоятельство позволяет сделать вывод об изменении подхода к электронному взаимодействию и расширении сфер его применения.

Конечно, к этому списку можно прибавить и различные платформы, создаваемые в рамках на-цпроекта для решения конкретных задач, но ввиду большого количества задач и направлений, а также стадии проектировки технологических решений, говорить о том, что такие платформы будут использовать электронное взаимодействие преждевременно.

Исследование указанных документов позволяет сделать вывод о том, что как программа, так и нацпроект «Цифровая экономика» дали мощный толчок для развития электронного взаимодействия, имея общее в концептуальных подходах и различия. С другой стороны не ясен подход к месту электронного взаимодействия в системе российского права, не предусмотрена разработка нормативных правовых актов, которые бы позволили решить теоретические и практические проблемы, связанные с электронным взаимодействием.

1. Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И.Л. Бачило - М.: ИГП РАН - Изд-во «Ка-нон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - 192 с.

2. Кузнецов П.У. Комплексный подход к правовому регулированию общественных отношений в области цифровой экономики // Российский юридический журнал. 2018. № 6. С. 155.

3. Полякова Т.А. Информационно-правовые учетные системы федеральных органов государственной власти: опыт создания и проблемы // Административное право и процесс. 2015. № 10. С. 23 - 30.

4. Информационно-правовое обеспечение системы электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.13 / Бойченко Игнат Сергеевич; 2017. - 177 с.

5. Электронное взаимодействие субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений: правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Туманов Александр Александрович; 2018. - 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.