Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: НАУЧНО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ'

СУБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: НАУЧНО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ELECTRONIC COMMUNICATION / ЧАСТНОЕ / PRIVATE / ПУБЛИЧНОЕ / PUBLIC / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LEGAL REGULATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / INFORMATION SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ADMINISTRATION OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойченко Игнат Сергеевич

В статье на основе исследования правоотношений, связанных с электронным взаимодействием, предлагается выделить основные сферы электронного взаимодействия и классифицировать его на группы: публичное, частное, частно-публичное в зависимости от субъектного состава, принадлежности ИКТ, а также характера самой информации, обозначить горизонтальные и вертикальные виды связей в рамках электронного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic interaction between Actors in the information society: the scientific and legal approaches to classification

The article based on the study of legal relationships related to electronic interaction, it is proposed to identify areas for electronic interaction and classify it into groups: public, private, private-public depending on subject composition, membership of the IT as well as the nature of the information itself, denote the horizontal and vertical interactions in the framework of electronic interaction.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: НАУЧНО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ»

Информационное право

СУБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: НАУЧНО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ

БОЙЧЕНКО Игнат Сергеевич,

стажер сектора информационного права Института государства и права Российской академии наук. E-mail: 79154538848@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье на основе исследования правоотношений, связанных с электронным взаимодействием, предлагается выделить основные сферы электронного взаимодействия и классифицировать его на группы: публичное, частное, частно-публичное в зависимости от субъектного состава, принадлежности ИКТ, а также характера самой информации, обозначить горизонтальные и вертикальные виды связей в рамках электронного взаимодействия.

Abstract: The article based on the study of legal relationships related to electronic interaction, it is proposed to identify areas for electronic interaction and classify it into groups: public, private, private-public depending on subject composition, membership of the IT as well as the nature of the information itself, denote the horizontal and vertical interactions in the framework of electronic interaction.

Ключевые слова: Электронное взаимодействие, частное, публичное, правовое обеспечение, информационное общество в Российской Федерации, государственное управление.

Keywords: Electronic communication, private, public, legal regulation, information society in the Russian Federation, administration of the state.

Сегодня электронное взаимодействие охватывает не только сферу электронного документооборота, оказания и получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, но и без этого невозможна деятельность (функционирование) электронного Правительства, формирование и предоставление открытых данных, развитие судебной системы, рассмотрение обращений граждан в электронной форме, развитие электронного нотариата и исполнительного производства, развитие «электронной демократии».

На электронном взаимодействии основано осуществление частной и деловой переписки, функционирования государственных информационных систем, обеспечение вопросов информационной безопасности, применение информационных технологий в области образования и науки, культуры и медицины, финансовой и банковской сферы, навигации, электронных СМИ, Интернет-торговли, использование социальных сетей и различных информационных сервисов и др.

В связи с этим субъекты электронного взаимодействия предлагается классифицировать следующим образом на три большие группы: органы государственной власти (органы государственной власти, лица, замещающие государственные должности, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные

корпорации и внебюджетные фонды, Банк России, коллегиальные органы власти), гражданское общество (физические лица, юридические лица, неправительственные и некоммерческие организации, электронные СМИ), международные органы (органы власти иностранных государств, межправительственные органы и организации, иностранные организации).

В зависимости от субъектного состава, принадлежности ИКТ, а также характера самой информации предлагается в электронном взаимодействии выделить три группы: частное электронное взаимодействие, публичное электронное взаимодействие, частно-публичное электронное взаимодействие.

Необходимость данной классификации объясняется тем, что сами общественные отношения затрагивают различные сферы, в том числе публично-правовые и частноправовые, а также в данные общественные отношения могут вступать различные субъекты. Такая классификация субъектов электронного взаимодействия направлена на развитие этого института на основе системного анализа, сравнительно-правового и формально-юридического методов.

Полагаем, что это позволит системно выделить сферы, которые затрагивает электронное взаимодействие и какими нормативными правовыми актами регулируются или (должны регулироваться) общественные отношения в этой сфере, способствует выявлению пробелов (правовых лакун).

Кроме того, классификация информационных отношений, основанных на электронном взаимодействии, позволит определить субъектов электронного взаимодействия, их правовой статус, необходимые для создания национальной системы обеспечения электронного взаимодействия в Российской Федерации.

Публичное электронное взаимодействие.

Рассматривая публичное электронное взаимодействие, следует согласиться с Э.В. Талапиной, что его характерными чертами - являются (на примере, электронного взаимодействия в рамках государственной информационной системы): публичность действий[1]; юридическая значимость действий или результата; обширный круг субъектов электронного взаимодействия; обширный круг общественных отношений; подробное правовое регулирование затрагивает сферу государственного управления; наличие государственно-властных полномочий.

Очевидно, что эффективное публичное электронное взаимодействие в информационном обществе и электронном государстве необходимо для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. № 232 в целях унификации порядка межведомственного информационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с федеральными органами исполнительной власти был утвержден перечень документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Сферами публичного электронного взаимодействия являются: электронный документооборот и делопроизводство, электронное Правительство, обращения граждан в электронной форме, электронная демократия, выборы и нотариат, осуществление правосудия, нотариата, исполнительного производства, электронное взаимодействие в рамках государственных информационных систем, электронное взаимодействие в банковской сфере, применение информационных технологий в области образования и науки, культуры и медицины, навигации, транспорта, тамо-

женного контроля, библиотечного и страхового дела.

Кроме того, важным научным направлением в области правового обеспечения публичного электронного взаимодействия является:

- классификация полномочий федеральных органов исполнительной власти;

- поиск путей их оптимизации и реализации;

- избежание дублирования полномочий.

Важно отметить, что публичное электронное

взаимодействие сегодня становится организационно-правовой основой государственного управления.

Как справедливо отмечает Э.В. Талапина, «теперь граждане могут участвовать в государственном управлении. Активно используются в государственном управлении социальные сети как площадка для интерактивного диалога. Как отмечают специалисты, уже стал насущным вопрос интеграции технологий социальных сетей и оказания государственных услуг, создания представительств органов власти в социальных сетях»[2].

Современная тенденция такова, что ИКТ внедряются и в соответствии с запросом общества, касающимся решения не только личных задач (получение услуг в электронном виде или направление обращений в электронном виде), но и реализация своего права на управление государством, посредством ИКТ (электронная демократия) и на открытость государственных процессов (открытое Правительство и открытые данные).

Как указывают И.Л. Бачило, «развитие информационного общества на основе непрерывного совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий формирует вызовы всем институтам государства и права, всем институтам социума, от отдельного индивида до семьи, любых форм ассоциаций экономической, социальной, культурной жизни. Общество меняет свой облик с большим напряжением, осваивая, как позитивные стороны смены технологий организации и управления, так мобилизуя силы для противостояния использованию новых ресурсов в качестве угрозы, оружие, разрушающих принципы солидарности, насаждающие идеологию индивидуализма личности, сопровождающих процессы коренных изменений в системе геополитического, экономического устройства мира»[3].

Развитие публичного электронного взаимодействия государственных органов между собой является важным и актуальным, поскольку без этого нельзя реализовать запрос общества, который сего-

дня актуален во всем мире.

«Открытое правительство не только базируется на прозрачности, оно требует также участия и сотрудничества граждан. Другими словами, чтобы прийти к открытому правительству необходимо одновременно решить три задачи: во-первых, содействовать прозрачности государственной политики; во-вторых, поощрять участие граждан и должностных лиц; в-третьих, развивать их сотрудничество. Решение этих трех задач ведет к достижению общей цели - укрепление демократии. С другой стороны, открытое правительство способствует развитию демократии»[4].

Таким образом, применение информационных технологий, как средств электронного взаимодействия не только улучшает качество жизни граждан, способствует повышению эффективности государственного управления, снижает коррупционные риски, сокращает различные издержки и реализует запрос общества на новую модель участия граждан в управлении государством, в отличии от классических: участвовать в референдуме, избирать и быть избранным, быть присяжным заседателем, поступать на государственную и муниципальную службы. Данная модель реализуется посредством публичного электронного взаимодействия.

Относительно взаимосвязи ИКТ и управления Т.А. Полякова справедливо отмечает: «Все с большей очевидностью проявляется в современном обществе взаимосвязь и взаимозависимость глобализации и роста ИКТ в социальной сфере. Сегодня информационные инновации, наряду с техническими и управленческими, не только значительно расширяют возможность управления государством и существенно повышает ценность информации как стратегического ресурса, но и становятся важной составляющей модернизации экономики, государства, включая формирование в России системных подходов к созданию инфраструктуры электронного правительства и оказание государственных услуг населению»[5].

Однако структура общественных отношений и степень внедрения ИКТ в эти отношения в настоящее время усложнилась. Внедрение ИКТ превратилось в обязательный элемент успешного государства в XXI в., без поддержки процессов информатизации общества, в частности, эволюции публичного электронного взаимодействия, сложно развивать не только государственное управление, но и информационное общество.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественные отношения, связанные с электронным взаимодействием, регулируется самыми различными нормативными правовыми актами, в том числе и международными, и их следует рассматривать значительно шире, чем оказание государственных и муниципальных услуг.

Полагаем, что рассматривать вопросы электронного взаимодействия целесообразно значительно шире, чем оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде или электронный документооборот, а также показывает тенденции развития законодательства путем формирования системы электронного взаимодействия, как составляющей единого информационно-правового пространства, необходимо для дальнейшей модернизации государственного управления и реализации прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования информационного общества.

Частное электронное взаимодействие.

Предметом частного электронного взаимодействия являются общественные отношения, связанные с частной перепиской и деловой перепиской, которая осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных технологий, и которая не несет юридически значимых действий, использование социальных сетей и т.д. электронной почты, различных Интернет-сервисов.

Субъектами являются физические лица, юридические лица, граждане и организации.

Нормативное правовое регулирование частного электронного взаимодействия обеспечивается: ст. 29 Конституции Российской Федерации[6], ст. 19 Всеобщей декларации прав человека[7], ст. 3,8-10.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1)[8] (в частности, ст. 150, 151, 152, 152.1, 152,2 ГК РФ), и ряд других актов.

Частно-публичное электронное взаимодействие.

Субъектами общественных отношений, связанных с частно-публичным электронным взаимодействия являются: должностные лица, органы власти, блогеры, граждане, юридические лица и др.

Это касается: ведения блогов, публичных заявлений, сделанных должностными лицами и (или) органами власти при помощи социальных сетей, общественных обсуждений проектов - и др.

Система правового регулирования частно-публичного электронного взаимодействия базируется на ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, Федеральном законеот 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»[9], должностные инструкции и т.д.

Полагаем целесообразным акцентировать внимание на данной тематике также потому, что широкое развитие социальных сетей и возникающих в связи с этим общественных отношений, нередко носящих глобальный, трансграничный характер, также нуждается в правовом регулировании. Сейчас такого рода электронное взаимодействие происходит по всему миру, когда политики, официальные представители, государственные органы используют различные социальные сети для выражения официальной позиции по тому или иному вопросу. Субъект публичный, а инструмент электронного взаимодействия является, по сути, частным.

При этом необходимо отметить, что электронное взаимодействие возникает между субъектами различного правового статуса: владельцами интернет-сайтов, блогерами, должностными лицами и представителями государственных органов.

Нередко государственные и муниципальные органы, должностные лица, лица, замещающие государственные должности, имеют официальные публичные страницы в различных социальных сетях, и такой инструмент активно используется в политических и общественных целях.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[10] (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ) регулируются общественные отношения, связанные с ведением блогов.

В соответствии со ст. 10.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» блогером считается владелец Интернет-сайта или страниц Интернет-сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей.

Кроме того, блогер обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в противном случае, предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В этой связи можно сделать вывод о том, что вопрос выделения частно-публичного электронного взаимодействия является актуальным, поскольку имеется нормативное правовое регулирование деятельности блогеров, кроме того, использование социальных сетей в политических целях будет расти, необходимо отслеживать тенденции в данной сфере, поскольку в будущем данный вопрос перейдет из сферы частно-публичного электронного взаимодействия в публичное электронное взаимодействие, субъектами которого будут значительная часть населения. При этом некоторые сферы публичного и частного электронного взаимодействия могут стать сферами частно-публичного электронного взаимодействия.

Представляется важным отметить еще один вид электронного взаимодействия, который можно обозначить, как «специальное электронное взаимодействие», необходимость такого обозначения связана, например, с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» (выписка)[11], в рамках которой предусмотрено создание специальной государственной системы, а также взаимодействие между субъектами этой системы на основе ИКТ.

В развитие положений данного Указа Президента Российской Федерации была разработана Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 декабря 2014 г. № К 1274 (вы-писка)[12],в которой также предусмотрено взаимодействие между органами власти, операторами связи, владельцами информационных ресурсов.

Специальное электронное взаимодействие осуществляется в рамках мероприятий по обеспечению информационной безопасности от различных угроз, а также в целях обеспечения безопасности и

стабильности информационной инфраструктуры от внешнего воздействия.

Важным концептуальным вопросом считаем необходимость деления электронного взаимодействия: на вертикальное электронное взаимодействие и на горизонтальное электронное взаимодействие.

Основной чертой вертикального электронного взаимодействия является наличие обязанности у одной из сторон и государственно-властных полномочий (например, блогер, который обязан предоставлять сведения, а с одной стороны орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вступают в вертикальные общественные отношения) к данной сфере также можно отне-стиоказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, отношения, связанные с использованием государственных информационных систем, рассмотрением обращений граждан в электронном виде, электронной демократией и др.

В основе горизонтального электронного взаимодействия заложен принцип равноправия субъектов (блогер и его подписчики, пользователи различных Интернет - сервисов вступают в горизонтальные отношения, поскольку юридически независимы друг от друга.

Также к данному виду общественных отношений можно отнести деловую переписку, некоторые виды Интернет-торговли, документооборот между органами государственной власти одного уровня (между федеральными или между региональными,

Библиография:

1. Талапина Э.В. Модернизация государственного управления в информационном обществе: информационно-правовое исследование. Дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. М., 2015. С. 278, 279.

2. Талапина Э.В. Модернизация государственного управления в информационном обществе: информационно-правовое исследование. Дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. М., 2015. С. 95-115.

3. Систематизация и электронное кодирование функций и полномочий в системе публичного управления: монография / колл. авторов; под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. М: ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 96.

4. Жиль У. Французская модель - открытое правительство // Право цифровой администрации в России и во Франции. Сб. научных материалов Российско-французской международной конференции. М.: ИГП РАН, Изд-во «Канон+» 2014. С. 44.

5. Полякова Т.А. О правовом обеспечении юридической значимости результатов оказания услуг в электронном виде // Информационное общество и социальное государство. Сб. научных работ. М.: ИГП РАН, иПо «У Никитских ворот», 2011. С. 56.

6. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

7. Росс. газ. 1995. 5 апреля.

8. СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

9. СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2302.

10. СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1.). Ст. 3448.

11. СЗ РФ. 2013. № 3. Ст. 178.

12. Официальный сайт ФСБ России // URL: http://www.fsb.ru/files/PDF/Vipiska_iz_koncepcii.pdf (Дата обращения: 25 ноября 2016 г.).

если в электронное взаимодействие вступают федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов Российской Федерации, то такие отношения в определенных случаях можно считать вертикальными, поскольку один орган имеет властные полномочия над другим органом), отношения, связанные с применением ИКТ в банковской сфере, в сфере нотариата, образования, медицины, культуры и науки (не во всех случаях).

Таким образом, предложенные классификации электронного взаимодействия, с одной стороны, на публичное, частное, частно-публичное и специальное, с другой - горизонтальное и вертикальное помогают увидеть сложность и многогранность данных общественных отношений, что необходимо для теоретического изучения, с такая классификация указывает на необходимость развития правового регулирования всех видов электронного взаимодействия, придание электронному взаимодействию правового статуса в рамках Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также установление на федеральном и региональном уровнях концептуальных основ системы электронного взаимодействия как одного из основных видов коммуникации в современном мире. Без нормального функционирования всех уровней электронного взаимодействия, а также неравномерного развития частного, публичного и частно-публичного электронного взаимодействия невозможно формирование и развитие информационного общества и единого информационно-правового пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.