ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Фадеева Н. А.*
Forming a single system of interinstitutional electronic cooperation
Natal'ia Fadeeva*
Аннотация. В статье рассматриваются задачи единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В работе представлены и освещены вопросы реализации системного проекта межведомственного электронного взаимодействия по совершенствованию эффективного, современного государственного механизма управления, который ориентирован, в первую очередь, на запросы граждан, интересы общества и национальной экономики. Внедрение данных современных информационных электронных технологий позволит значительно ускорить и упростить многие административные процедуры, убрать неэффективные расходы.
Abstract. Tasks of a single system of interinstitutional electronic interaction are considered in the paper. Issues concerning the implementation of an interinstitutional electronic interaction system project aimed at improving an efficient, modern public administration mechanism focused primarily on the needs of citizens, interests of the society and national economy are presented and covered in this work. The introduction of these modern electronic technologies will allow to significantly speed up and simplify many administrative procedures and to get rid of inefficient spending.
Ключевые слова: информация, стратегия, электронное правительство, информационное общество, межведомственное электронное взаимодействие, федеральный, региональный орган власти.
Keywords: information, strategy, electronic government, information society, interinstitutional electronic cooperation, federal, regional authority.
Правовая информатизация России содействует повышению уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных актах. Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информаци-
онно-правовых ресурсов в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Одной из важнейших задач государства остается формирование единого информационного правового пространства, которое предполагает не только взаимную согласованность нормативных правовых актов, но и создание системы,
* Фадеева Наталья Анатольевна, старший научный сотрудник Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации Министерства юстиции Российской Федерации», Российская Федерация, г. Москва.
Fadeeva Natal'ia Anatol'evna, Senior Researcher at the Federal State-Funded Institution "Scientific Centre for Legal Information of the Ministry of Justice of the Russian Federation", Russian Federation, Moscow. E-mail: n-fadeeva@yandex.ru
обеспечивающей правовую информированность всех структур общества.
В настоящее время практически во всех социально-экономических сферах проведены или проводятся преобразования, создающие значительный массив информации, необходимой для принятия управленческих решений при взаимодействии органов государственной власти с физическими и юридическими лицами, а также органов государственной власти между собой1.
На современном этапе развития государства и гражданского общества сложно недооценить роль информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
К 2010 году был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в которых затрагиваются распространение ИКТ: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 г., № Пр-212; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р; План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р. Принятие Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2 и части IV Гражданского кодекса РФ также придало дополнительный импульс для развития законодательства.
Затем стратегические цели конкретизируются в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы)», утвержденной распоряже-
1 Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2014 № 793-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 20. Ст.2594.
2 Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1ч.). Ст. 3448.
нием Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р, где развитие электронного правительства стало частью подпрограммы «Информационное государство». Среди ожидаемых результатов данной подпрограммы обозначены:
> технологическая независимость Российской Федерации в отрасли информационных технологий, опережающий рост российского рынка информационных технологий по отношению к общемировому уровню;
> существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных технологий;
> высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде;
> сокращение «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации до пределов, предупреждающих изолированность отдельных граждан и социальных групп;
> развитые сервисы на основе информационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения, возможность самозанятости и дистанционной работы с помощью сети Интернет;
> высокая степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество3.
Оказание услуг, в том числе в электронной форме, становится важнейшим направлением деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений. Принятый 28 июля в 2010 году Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»4 регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоу-правления5. Под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронном виде
3 И.Л. Бачило. «Право цифровой администрации в России и во Франции»
4 Федеральный закон от 27 .07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации и предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4179. М., 2014. С. 33-34.
5 Л.К. Терещенко. «Модернизация информационных отношений и информационного законодательства». Монография // Электронные государственные и муниципальные услуги, ИНФРА-М, 2013.
понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием ИКТ.
Этот закон регламентирует вопросы государственной информатизации по нескольким важным аспектам:
> предоставление государственных услуг в электронной форме;
> создание Единого портала государственных услуг (далее - ЕПГУ) и государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (далее - ГИС ГиМП);
> формирование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг;
> создание базовых государственных информационных ресурсов6.
Закон дает определение многих понятий, принципов, основных условий и других базовых положений правового режима нового уровня деятельности по обеспечению качества жизни граждан. Одним из наиболее весомых и значимых таких правоположений является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные государственные услуги, а также заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Предполагается, что развивающиеся электронные формы деятельности государственных и муниципальных органов позволят предоставлять услуги автоматически и с наименьшим бюрократическим вкладом чиновников7.
Практика подтверждает, что предоставление гражданам и организациям государственных услуг в электронном виде через сайт gosuslugi.ru не выполняется должным образом на качественном уровне. Не соблюдаются установленные требования, во многих случаях в предоставленных сервисах невозможно найти необходимую информацию.
Если сравнивать с недавним прошлым, когда гражданам приходилось выстаивать долгое время в очередях, собирать справки, выписки и документы по несколько раз, то теперь все необходимые сведения должны передаваться по межведомственным каналам, и эти сведения органы власти должны получать друг у друга через систему межведомственного электронного взаи-
6 Д.А. Попов. «Государственная информатизация: анализ правоприменительной практики».
7 И.Л. Бачило. Указ. соч. С. 8.
модействия. В частности, можно проследить, что на сайтах многих ведомств отсутствует информация об изменении порядка оказания государственных услуг и о сокращении перечня подаваемых документов.
Информационные системы в ведомствах и регионах не могут использоваться для оказания госуслуг, если они не связаны в единую систему. Такая система построена и обеспечивает юридически значимое взаимодействие по защищенным каналам связи с использованием электронной подписи единого образца.
Система межведомственного электронного взаимодействия - это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг, в электронном виде. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Граждане обращаются за услугами в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя систему межведомственного электронного взаимодействия.
Информационные системы в ведомствах и регионах не могут использоваться для оказания госуслуг, если они не связаны в единую систему. Такая система построена и обеспечивает юридически значимое взаимодействие по защищенным каналам связи с использованием электронной подписи единого образца. С каждым из участников обмена сведениями заключены соглашения. Доступ граждан и всех внешних участников к системе осуществляется через «одно окно» -единую систему идентификации.
Новые технологии оказания госуслуг оказывают влияние на их содержание. Существующие «бумажные» процессы не подходят для эффективной работы в новом, электронном виде. Нынешняя основная цель - перейти от простой
автоматизации к выстраиванию эффективных процессов.
Следует обратить внимание на механизм предоставления государственных и муниципальных услуг: система введения универсальных электронных карт многофункциональных центров выводит на одно из первых мест задачу обеспечения информационной безопасности личности, прежде всего, обеспечения защиты персональных данных, находящихся в информационных системах органов власти - основное условие создания системы. И в этом отношении принципы Федерального закона от 27.07.2010 № 210(ред. от 13.07.2015) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) должны соотносится с содержанием Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015) «О персональных данных»8.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации9 отмечалось, что закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения.
Принятый 28 декабря 2010 г. Федеральный закон № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности»10, определяя основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, одним из основных принципов обеспечения безопасности также декларирует принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина11.
Вместе с тем система межведомственного электронного взаимодействия объединяет различные средства доступа, а также инфраструктуру электронного правительства, которая, в свою очередь, обеспечивает межведомственный обмен и необходимый уровень информационной
8 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006.- № 31 (ч.1). - Ст. 3451.
9 Российская газета. - 2000. - 28 сен. - № 187.
10 Российская газета. - 2010. - 29 дек. - № 5374.
11 А.А. Чеботарева «Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной фор-
ме» // Информационное общество: проблемы развития за-
конодательства. М.: 2012. С. 228.
безопасности, а также объединяет ведомства, оказывающие услуги.
Постановлением Правительства от 8.09.2010 № 697 (ред.05.12.2014) «О Единой системе межведомственного электронного взаимодействия»12 утверждено «Положение о Единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Государственным заказчиком и оператором было установлено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Глава Минкомсвязи России в своем интервью указал, что информационная система существовала в каждом ведомстве и, чтобы не отстраивать заново всю инфраструктуру, было принято решение создать систему межведомственного электронного взаимодействия, к которой в настоящее время подключены все органы федеральной власти. При подключении к системе регионов будут применяться «облачные технологии», это высвободит регионы от необходимости создавать заново базовую инфраструктуру (ставить серверы, протягивать каналы связи и др.).
Единая система межведомственного электронного взаимодействия предназначена для использования между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Система электронного взаимодействия позволит переход осуществить всех федеральных органов исполнительной власти на электронное межведомственное взаимодействие с 1 октября 2011 года - это очень важный этап в реализации системного проекта по совершенствованию эффективного, современного государственного механизма управления, который ориентирован в первую очередь «на запросы граждан, на интересы общества и национальной экономики». Внедрение современных электронных технологий позволит значительно ускорить и упростить многие административные процедуры, убрать неэффективные расходы13.
12 Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 38. Ст. 4823.
13 По источнику http://www.prlib.ru .
Так, постановлением Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» были утверждены «Правила обеспечения перехода федеральных органов исполнительной власти органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг»14.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 (ред. от 21.07.2014)15 принят правовой акт «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».
Постановлением Правительства РФ от 14.09.2012 № 928 (ред. от 21.07.2014) «О базовых государственных информационных ресурсах» (вместе с Требованиями к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов», «Правила формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов».16Федеральная государственная информационная система «Единая система нормативной справочной информации» включена в комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ № 890, переход на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой и с Правительством РФ должен быть завершен до 31 декабря 2016 года.
Вступившие в силу с 1 марта 2013 года изменения, связанные с переходом на электронный документооборот в органах государственной власти, внесены в постановление Правительства о подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, в Регламент Правительства Российской Федерации,
14 СЗ. РФ. 2012. № 1. Ст. 199.
15 СЗ. РФ. 2012. № 38. Ст. 5102. (Изменения и дополнения вступают в силу с 01.03.2013).
16 СЗ. РФ. 2012. № 39. Ст. 5269.
в Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в Положение о системе межведомственного электронного документооборота. В настоящее время еще не окончена работа по организации электронного межведомственного документооборота в органах государственной власти.
Наиболее перспективным и динамично развивающимся способом публичного доступа к информации является Интернет. Необходимое объединение информационно-правовых ресурсов и сервисов федерального, регионального и местного уровня возможно через Интернет-портал правовой информации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» утверждены «Правила отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных»17.
Официальный интернет-портал правовой информации предназначен обеспечивать:
> оперативный и свободный доступ к государственным информационно-правовым ресурсам, а также доступ к иным информационно-правовым ресурсам;
> реализацию основного способа доступа к системе официального опубликования в электронном виде;
> возможность обратной связи с пользовательской аудиторией посредством использования интерактивных сервисов;
> необходимый уровень информационной безопасности.
Хотелось бы отметить следующие государственные информационные ресурсы, которые появились в последнее время и имеют важное значение:
Портал государственных услуг Ьи^:// www.gosuslugi.ru/pgu (Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»);
2) Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru (Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ в
17 СЗ.РФ. 2013. № 30 (ч.2). Ст. 4107.
редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 254-ФЗ);
3) Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения https://regulation.gov.ru (постановление Правительства от 25.08.2012 № 851);
4) Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» https://www.roi.ru (Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183);
5) Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров https:// gossluzhba.gov.ru (постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1293)18.
Одним из важнейших нормативных правовых актов, принятых в 2014 году в информационной сфере, является постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Необходимо отметить ряд нормативных правовых актов, принятых в 2014 году:
> постановление Правительства РФ от 03.11.2014 № 1146 «О внесении изменений в Положение о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛО-НАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях»19;
> Федеральный закон РФ от 04.11.2014 № 331-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»20. В соответствии, с этим правовым актом с 1 января 2015 года информация о кадровом обеспечении органов мест-
18 И.С. Бойченко. Статья «Государственный менеджмент в сфере электронного взаимодействия: теория, практика, законодательство» 2014 г С. 4.
19 Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru. 10.11.2014.
20 Собрание законодательства Российской Феде-
рации. 2014. № 45. Ст. 6141. [Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru. 05.11.2014.
ного самоуправления будет размещаться на сайте https://gossluzhba.gov.ru. Если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать такую информацию на сайте https://gossluzhba.gov.ru, она размещается органом власти субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование;
> Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»21. С 1 января 2015 года в России вводится новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Проведение налогового мониторинга осуществляется в соответствии с регламентом информационного взаимодействия по предоставлению документов (информации) или доступа к информационным системам организации;
> утвержден Президиумом Верховного Суда от 05.11.2014г. «Временный порядок подачи документов в электронном виде в Верховный Суд Российской Федерации» этим правовым актом утвержден порядок подачи документов в электронном виде, посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте Суда в сети Интернет. В соответствии с указанным документом, участвующие в деле лица, а также лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт (ст. 42 АПК РФ), вправе направлять в Суд документы в электронном виде, заполнив формы документов, размещенных на официальном сайте суда в сети Интернет. Для этого указанные лица регистрируются в системе «Мой Арбитр», размещенной на официальном сайте Суда.
Создание межведомственной системы электронного взаимодействия предоставило возможности, связанные со значительным развитием за последние годы в области ИКТ. Широкое распространение ИКТ в социально-экономической сфере и органах власти, в том числе создание ведомственных информационных систем, Единого и региональных порталов государственных услуг, системы межведомственного электронного взаимодействия и других элементов инфраструктуры электронного правительства обеспечило необходимую базу для разработки и внедрения межведомственной системы.
21 Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 45. Ст. 6158.
При этом, несмотря на значительный прогресс информатизации деятельности органов власти всех уровней, существует множество разрозненных ведомственных информационных систем.
Информационное законодательство представляет собой большой массив не всегда согласованных между собой актов, а действующие нормы права, касающиеся информационной сферы, разбросаны по всему законодательству. Кроме того, упомянутые выше правовые акты требуют научной проработки правовых норм. Очевидно, что информационное законодательство требует дальнейшего развития.
Следует отметить, что правовое и научное обеспечение впервые за время существования международных рейтингов развития информационного общества отмечается резкий рост в двух авторитетных рейтингах места России. В рейтинге готовности к электронному правительству ООН 2012 г. Россия поднялась на 27 место с предыдущего 59 (в 2010 г.), что связано, в частности, с активной работой по переводу государственных и муниципальных услуг в электрон-
ный вид и созданием порталов для их предоставления. В рейтинге готовности к сетевому обществу Всемирного экономического форума 2012 г. Россия заняла 56 место против 77 в 2011 г.22.
Таким образом, научные исследования позволяют сделать вывод о необходимости единых нормативных и технологических механизмов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе требования и меры информационной безопасности, включая обеспечение достоверности и целостности правовой информации с использованием электронной подписи. В ходе развития межведомственного электронного взаимодействия следует проводить единую государственную политику, оптимизировать и унифицировать имеющиеся технологии в правовой сфере. И, как следствие, это укрепит правовые механизмы функционирования российского государства и общества. Создание межведомственной системы позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем, содержащих правовую информацию
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.05.2014 № 793-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 20. Ст. 2594.
2. И.Л. Бачило. Правовая платформа электронного государства // Конфликты в информационной сфере. М., 2009. С. 274.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
4. И.Л. Бачило. Право цифровой администрации в России и во Франции. Э.В. Талапина. Цифровая администрация: возможности сравнительно-правового анализа // Сборник научных материалов Российско-французской международной конференции 27-28 февраля 2013 года. М., 2013.
5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации и предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4179.
6. Л. К. Терещенко. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства. Монография // Электронные государственные и муниципальные услуги, ИНФРА-М, 2013.
7. Д.А. Попов. Государственная информатизация: анализ правоприменительной практики // Информационное право, № 3, 2014.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муници-
References
1. Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 10.05.2014 No. 793-r, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2014, No. 20, st. 2594.
2. I.L. Bachilo, Pravovaia platforma elektronnogo gosudarst-va, Konflikty v informatsionnoi sfere, M., 2009, p. 274.
3. Federal'nyi zakon ot 27.07.2006 No. 149-FZ «Ob infor-matsii, informatsionnykh tekhnologiiakh i o zashchite in-formatsii», Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2006, No. 31 (1 ch.), st. 3448.
4. I.L. Bachilo, Pravo tsifrovoi administratsii v Rossii i vo Frantsii; E.V. Talapina, TSifrovaia administratsiia: voz-mozhnosti sravnitel'no-pravovogo analiza, Sbornik nauch-nykh materialov Rossiisko-frantsuzskoi mezhdunarodnoi konferentsii 27-28 fevralia 2013 goda, M., 2013.
5. Federal'nyi zakon ot 27.07.2010 No. 210-FZ «Ob organizatsii i predostavleniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug», Sobranie zakonodatel'stva Ros-siiskoi Federatsii, 2010, No. 31, st. 4179.
6. L.K. Tereshchenko, Modernizatsiia informatsionnykh ot-noshenii i informatsionnogo zakonodatel'stva, Monografi-ia, Elektronnye gosudarstvennye i munitsipal'nye uslugi, INFRA-M, 2013.
7. D.A. Popov, Gosudarstvennaia informatizatsiia: analiz pravoprimenitel'noi praktiki, Informatsionnoe pravo, No. 3, 2014.
8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 03.10.2009 No. 796 (*O nekotorykh merakh po povysh-eniiu kachestva predostavleniia gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uslug na baze mnogofunktsional'nykh
22 О.А. Солдаткина. Информационные ресурсы правовой политики // Перспективы науки и образования, № 5, 2013, Москва. С. 54.
пальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг» // Российская газета. 2009.
9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3451.
10. Российская газета. 2000. 28 сен. № 187.
11. Российская газета. 2010. 29 дек. № 5374.
12. А.А. Чеботарева. Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме // Информационное общество: проблемы развития законодательства. М., 2012. С. 228.
13. Собрание законодательства Российской Федерации 2010. № 38. Ст. 4823.
14. Собрание законодательства Российской Федерации 2010. № 38. Ст. 4823.
15. По источнику URL: http://www.prlib.ru
16. Собрание законодательства Российской Федерации 2012. № 1. Ст. 199.
17. Собрание законодательства Российской Федерации
2012. № 38. Ст. 5102. (Изменения и дополнения вступают в силу с 01.03.2013).
18. Собрание законодательства Российской Федерации
2013. № 30 (ч. 2). Ст. 4107. Официальный интернет-портал правовой информации http: // www/pravo.gov. ru 20.07.2013.
19. И.С. Бойченко. Государственный менеджмент в сфере электронного взаимодействия: теория, практика, законодательство // Перспективы науки и образования.
2013. № 5.
20. Официальный интернет-портал правовой информации https: // www.pravo.gov.ru. 05.11.14.
21. Собрание законодательства Российской Федерации.
2014. № 45. Ст. 6158.
22. О.А. Солдаткина. Информационные ресурсы правовой политики // Перспективы науки и образования, № 5, 2013, Москва. С. 54.
tsentrov predostavleniia gosudarstvennykh
(munitsipal'nykh) uslug*), Rossiiskaia gazeta, 2009.
9. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2006, No. 31 (ch.1), st. 3451.
10. Rossiiskaia gazeta, 2000, 28 sen, No. 187.
11. Rossiiskaia gazeta, 2010, 29 dek, No. 5374.
12. A.A. CHebotareva, Printsipy predostavleniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug v elektronnoi forme, Informatsionnoe obshchestvo: problemy razvitiia zakonodatel'stva, M., 2012, p. 228.
13. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii 2010, No. 38, st. 4823.
14. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii 2010, No. 38, st. 4823.
15. Po istochniku URL: http://www.prlib.ru
16. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii 2012, No. 1, st. 199.
17. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii 2012, No. 38, st. 5102. (Izmeneniia i dopolneniia vstupaiut v silu s 01.03.2013).
18. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii 2013, No. 30 (ch. 2), st. 4107. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii http:, www/pravo.gov.ru 20.07.2013.
19. I.S. Boichenko, Gosudarstvennyi menedzhment v sfere elektronnogo vzaimodeistviia: teoriia, praktika, zakonodatel'stvo, Perspektivy nauki i obrazovaniia, 2013, No. 5.
20. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii https:, www.pravo.gov.ru. 05.11.14.
21. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2014, No. 45, st. 6158.
22. O.A. Soldatkina, Informatsionnye resursy pravovoi politi-ki, Perspektivy nauki i obrazovaniia, No. 5, 2013, Moskva, p. 54.
Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Танимов Олег Владимирович