Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РОБОТОТЕХНИКА / CHALLENGES AND THREATS / DIGITAL SPACE / ELECTRONIC INTERACTION / INFORMATION SPACE / DIGITAL ENVIRONMENT / DIGITAL ECONOMY / ROBOTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойченко Игнат Сергеевич

Статья посвящена актуальным вызовам и угрозам и теоретико-практическим проблемам совершенствования нормативного правового регулирования электронного взаимодействия в информационной сфере в условиях цифровой экономики. Автором выделяются ряд вызовов и угроз как юридического толка, так и организационного и политического характера с учетом сложностей задач, поставленных цифровой экономикой, а также теоретические проблемы, связанные с искусственным интеллектом, формирование единого понятийного аппарата нормативного правового регулирования цифровой экономики. Делается акцент на соотношении понятий «цифровизация», «информатизация» и иных схожих понятий, ставится вопрос о необходимости кодификации информационного законодательства и сотрудничества в области цифровой экономики и информационной безопасности и конвергенции отраслей права при решении данных вопросов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT LEGAL ISSUES OF ELECTRONIC INTERACTION IN INFORMATION SPACE: CHALLENGES AND THREATS

The article is devoted to urgent challenges and threats and theoretical and practical problems of improving the legal regulation of electronic interaction in the information sphere in the digital economy. The author identifies a number of threats, both legal and organizational and political nature, taking into account the complex tasks set by the digital economy. The theoretical problems associated with artificial intelligence, the formation of a single conceptual apparatus of the regulatory legal regulation of the digital economy, are singled out. Emphasizes the relationship between the concepts of «digitalization», «informatization» and other similar concepts, raises the question of the need for encoding information and solving problems in the field of digital technologies and solutions

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ»

БОЙЧЕНКО Игнат Сергеевич,

научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук

e-mail: 79154538848@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН «Новые вызовы и угрозы в информационном пространстве: правовые проблемы обеспечения информационной безопасности».

Аннотация. Статья посвящена актуальным вызовам и угрозам и теоретико-практическим проблемам совершенствования нормативного правового регулирования электронного взаимодействия в информационной сфере в условиях цифровой экономики. Автором выделяются ряд вызовов и угроз как юридического толка, так и организационного и политического характера с учетом сложностей задач, поставленных цифровой экономикой, а также теоретические проблемы, связанные с искусственным интеллектом, формирование единого понятийного аппарата нормативного правового регулирования цифровой экономики. Делается акцент на соотношении понятий «цифровизация», «информатизация» и иных схожих понятий, ставится вопрос о необходимости кодификации информационного законодательства и сотрудничества в области цифровой экономики и информационной безопасности и конвергенции отраслей права при решении данных вопросов.

Ключевые слова: вызовы и угрозы, цифровое пространство, электронное взаимодействие, информационное пространство, цифровая среда, цифровая экономика, робототехника.

BOYCHENKO Ignat Sergeevich,

researcher in the information law sector and international information security, Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences

CURRENT LEGAL ISSUES OF ELECTRONIC INTERACTION IN INFORMATION SPACE: CHALLENGES AND THREATS

The article is prepared within the framework of the state task of the sector of information law and international information security of the Institute of state and law of RAS "New challenges and threats in the information space: legal problems of information security".

Annotation. The article is devoted to urgent challenges and threats and theoretical and practical problems of improving the legal regulation of electronic interaction in the information sphere in the digital economy. The author identifies a number of threats, both legal and organizational and political nature, taking into account the complex tasks set by the digital economy. The theoretical problems associated with artificial intelligence, the formation of a single conceptual apparatus of the regulatory legal regulation of the digital economy, are singled out. Emphasizes the relationship between the concepts of «digitalization», «informatization» and other similar concepts, raises the question of the need for encoding information and solving problems in the field of digital technologies and solutions

Key words: challenges and threats, digital space, electronic interaction, information space, digital environment, digital economy, robotics.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

Информационно-телекоммуникационные технологии (далее - ИКТ) в условиях развития информационного общества и цифровой экономики формируют новую среду - «цифровой мир» и новые способы взаимодействия людей в социуме либо развивают уже существующие способы взаимодействия. ИКТ прошли путь от устройств и техники, пригодной для решения узко-профильных и специальных задач в середине XX в., до ключевого сектора множества экономик мира и их движущей силы.

В настоящее время сложилась комплексная междисциплинарная теоретико-методологическая проблема соотношения понятий «электронная среда», «цифровая среда», «информатизация», «цифровизация». Возможно ли сегодня говорить о том, что на смену процессу информатизации пришла «цифровизация» экономики, государственного управления и системы взаимодействия общества и в иные сферы жизни общества? Представляется, что однозначно говорить так нельзя ввиду ряда обстоятельств.

Информатизация как организационный социально-экономический и научно-технический процесс, в основе которого лежит массовое применение информационных систем и технологий в целях кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения, значительного повышения эффективности всех видов деятельности физических и юридических лиц (Модельный закон об информатизации, информации и защите информации (принят в г. Санкт-Петербурге 18.11.2005 г. постановлением 26-7 на 26-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ)), не остановился с появлением «цифрови-зации». Понятие цифровой экономики как хозяйственной деятельности, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг (Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы») [1], говорит, по сути, об информатизации экономической сферы жизни общества, но на основе внедрения не просто ИКТ, а именно новейших цифровых технологий. Представляется, что «цифровизация» является отдельной разновидностью процесса информатизации, его составной частью как более

общего процесса внедрения ИКТ. Нормативные правовые акты, документы стратегического планирования при этом не проводят четкую грань между данными процессами.

Вопрос информатизации и внедрения ИКТ в различные сферы, в том числе в экономику, не новый, рассматривался и ранее. Так, в 1970-е годы проводились исследования взаимосвязи кибернетики и экономики, по повышению производительности труда через автоматизацию производства и внедрение ЭВМ. К. Гёльднер, рассматривая основные черты и перспективы развития кибернетики в книге «Кибернетика и ее будущее», писал: «Разумеется, не везде применение ЭВМ дает такой большой экономический эффект. В ГДР и других социалистических странах предпринимаются значительные усилия, чтобы расширить внедрение управляющих ЭВМ и повысить их экономическую эффективность. В рамках сотрудничества стран - членов Совета экономической взаимопомощи была создана Единая система электронной вычислительной техники, которая позволила углубить международное разделение труда и стандартизировать различные дополнительные приборы к ЭВМ». С момента развития ЭВМ в середине XX

в. предпринимались попытки оптимизации, упрощения, повышения эффективности различных социальных процессов общества и, конечно же, экономики. Внедрение ИКТ в экономику «экономики», как и в иные сферы жизни, в той или иной степени происходит несколько десятилетий под разными терминами, например: «компьютеризация» - с 70-х годов XX в., затем на смену пришел термин «информатизация», а уже в конце XX - начале XXI в. вводятся такие понятия, как «роботизация», «цифровизация». Вместе с тем считаем, что, исходя из природы указанных понятий, базовым будет являться информатизация. Безусловно, сегодняшний тренд, связанный с цифровой экономикой, будет формировать понятийный аппарат в данной сфере с позиции централизации именно понятия «цифровая».

Ю.М. Каныгин разграничивал еще в 1991

г. процесс информатизации от компьютеризации: «Информатизация предполагает широкий подход к компьютеризации, включающий преобразование всего комплекса средств и условий развертывания информационных процессов -как создание соответствующей технической базы, так и модернизацию организационно-экономических, юридических и "человеческих" факторов. Иными словами, это целостный процесс формирования новой автоматизированной информационной среды» [2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

Сегодня мы говорим о цифровой среде и ее развитии. Еще одна тенденция - происходит смешение нескольких сред: информационной, электронной, цифровой ввиду не разделения этих понятий на нормативном уровне. Вслед за этой правовой неопределенностью возникает вопрос: а какое взаимодействие происходит между субъектами информационного обмена - информационное, цифровое, электронное? Это игра понятий или действительно три различных способа взаимодействия? Нормативно данный вопрос не решен, так как отсутствуют понятия и, соответственно, не определены признаки.

Таким образом, первым из возможных рисков, который хотелось бы выделить с точки зрения именно права, - это создание нормативной правовой базы цифровой экономики, в которой изначально будет заложен пробел правового регулирования. Данный риск относится к множеству понятий, связанных с цифровой экономикой. Ожидаемым решением, возможно, станет нормативный правовой акт, например федеральный закон о цифровой экономике, в котором необходимо различить в том числе указанные понятия.

В настоящее время утверждены только базовые документы в сфере цифровой экономики, предстоит большая нормотворческая работа в данной сфере, учитывая, что направление «Нормативное регулирование» дорожной карты «Управление развитием цифровой экономики», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р [3], предусматривает более 20 пунктов по разработке не просто нормативных правовых и иных актов, а созданию целого комплекса нормативного правового регулирования отношений в области цифровой экономики.

Необходим ли в таком случае Кодекс цифровой экономики, необходима ли гармонизация и систематизация информационного законодательства в виде кодифицированного акта? Общетеоретическая проблема, связанная с развитием такого направления, как «Нормативное регулирование» цифровой экономики, - имеет ли смысл развивать его не путем принятия новых нормативных правовых актов и внесения изменений в старые, а формировать посредством систематизации законодательства высшей степени - кодификации (создание информационно-цифрового кодекса, например)? Учитывая, что сегодня мы говорим о необходимости перехода экономики на новый уровень, может быть, стоит задуматься и о необходимости формирования и развития правового регулирования по-новому? Вызов в данном случае связан с расширением правового регулирования, появлением множества подза-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

конных актов, что, бесспорно, приведет к росту пробелов и коллизий правового регулирования. Как указано в Концепции Информационного кодекса Российской Федерации, разработанной в период с 2006 по 2014 г. сектором информационного права Института государства и права РАН под руководством проф. И.Л. Бачило, «Информационный кодекс - это базовый закон отрасли информационного права, нормы и институты которого создают фундамент для полноценного развития информационного законодательства с учетом динамики процессов информационного общества и взаимодействия с другими структурами правовой системы России» [4]. Попытки создания данного Кодекса предпринимаются и сегодня. В настоящее время различными экспертами и юристами-правоведами подготавливаются различные проекты Информационного кодекса РФ (Информационно-коммуникационного, Цифрового). Таким образом, представляется, что появление данного Кодекса - вопрос времени, поскольку есть объективный запрос от общества, а правовое регулирование в данной отрасли, в том числе по вышеуказанным причинам, требует более структурированного подхода к решению сложнейших юридических задач и развития юридической мысли в области информационного права.

Определенно организационно-правовым вызовом является и необходимость применения междисциплинарного подхода при разработке тех или иных нормативных правовых актов, не говоря о кодификации данной сферы, конвергенция в условиях глобализации и сложности процессов есть необходимое условие создания качественного нормативного правового регулирования.

Учитывая, что электронное взаимодействие в условиях цифровой экономики должно выйти на новый уровень (в первую очередь не при помощи появления новых технологий, а за счет роста их внедрения, качественного нормативного правового регулирования, развития образования и соответствующих кадров и, следовательно, роста производительности и эффективности труда), считаем целесообразным проработку вопроса об альтернативной модели нормативного правового регулирования отношений в области цифровой экономики.

Еще к одному правовому риску можно отнести необходимость создания новых юридических конструкций в названной сфере правового регулирования, особенно все, что связанно с искусственным интеллектом и нейронными сетями. Данный вопрос - предмет особой дискуссии, и именно применение искусственного интеллекта в различных сферах вызывает наи-

большие опасения и наибольший скепсис, но при этом открывает и новые возможности перед человечеством в целом.

Как справедливо отмечают В.В. Архипов и В.Б. Наумов, «на современном этапе развития правовой науки в России и в мире именно вопрос о возможной правосубъектности роботов является одним из наиболее дискуссионных. Несмотря на то что этот вопрос может (как отмечают критики, и, вероятно, справедливо) казаться преждевременным с практической точки зрения, он явно интересен и актуален с теоретико-правовых позиций» [5].

К традиционным вызовам стоит отнести проблему «цифрового неравенства», на решение которой также направлены усилия в области связи, медицины, образования, культуры и т.д. И здесь следует помнить о дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню информатизации, социально-экономического развития, урбанизации, развития транспорта и иной инфраструктуры, необходимой для развития цифровой экономики.

Кроме того, необходимо учитывать, что построение эффективной цифровой экономики невозможно без эффективного синтеза технологии, правового регулирования и людского и кадрового потенциала, что также несет в себе определенные риски «перекоса» в пользу одной составляющей и образования, например, еще большего разрыва между технологией и правовым регулированием в сфере цифровой экономики.

В рамках развития цифровой экономики предусмотрено создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан.

В Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» экосистема цифровой экономики определена как партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.

Так, Ю.М. Акаткин, О.Э. Карпов, В.А. Конявский, Е.Д. Ясиновская указывают, что «экосистема цифровой отрасли - это среда, обеспечивающая условия для инновационного раз-

вития и распространения цифровых сервисов, цифровых продуктов, приложений и устройств в конкретном секторе цифровой экономики» [6].

Вместе с тем считаем, что взаимодействие должно происходить не только среди организаций, а между субъектами информационного обмена, использующих указанные цифровые продукты, приложения, устройства и иные элементы ИКТ, и такое взаимодействие должно осуществляться на основе права как важнейшей составляющей, которая обеспечивает стабильность функционирования, взаимосвязей, обеспечения прав и свобод и законных интересов указанных субъектов

Кроме того, еще одним вызовом является интеграция различных информационных сервисов, продуктов, информационных систем и иных ИКТ друг с другом не только на национальном уровне, но и на уровне Евразийского экономического союза, что также подтверждается в Заявлении о цифровой повестке Евразийского экономического союза, в котором подтверждается приверженность развитию и интеграции единого экономического пространства, цифровой экономики и создания нормативной правовой базы цифровой экономики государств - участников Евразийского экономического союза. Безусловно, интеграция ИКТ в условиях глобального информационного общества и развития в области таможенного регулирования, различных сферах производства, торговли имеет не менее важное значение, как и развитие общей транспортной системы или системы торговли. Безусловно, большая работа ведется в рамках этого направления. Но по-прежнему интеграция ИКТ, особенно на наднациональном уровне является вызовом, который нельзя решить с помощью стандартных подходов к информатизации, увеличения финансирования и т.д. И правовому регулированию электронного взаимодействия субъектов национальных «цифровых экономик» необходимо развитие, в том числе на наднациональном уровне, а не только в рамках развития внутригосударственных правовых механизмов регулирования отношений. Цифровая экономика предполагает развитие различных механизмов взаимодействия в обществе, прежде всего электронного способа взаимодействия, на что и должно быть направлено развитие экосистемы, позволяющей обеспечить должный уровень такого взаимодействия. Одним из шагов в данном направлении может являться договор Евразийского экономического союза о развитии единой среды электронного взаимодействия в условиях цифровой экономики и интеграции ИКТ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

Очевидно, что кроме правовых вопросов развития цифровой экономики и электронного взаимодействия существуют и иные вызовы становлению и эволюции процессов цифровизации экономики и информатизации общества. Один из таких вызовов - геополитическая напряженность, режим санкций и окончание эпохи одно-полярного мира. Как точно отметил А.Г. Лисицын-Светланов, «стремительное развитие технологий вообще и цифровых технологий, в частности, объективно усиливает конкуренцию между государствами, совпавшую с политической фазой кризиса однополярного мира, т.е. в конфликтной ситуации. Значит, технология по своей природе, тем более цифровая, не может быть национальной, она возникает вне границ» [7]. Указанные обстоятельства усиливают вызовы и угрозы, связанные с обеспечением информационной безопасности, как залога стабильности развития, безопасности государства и его суверенитета. Что и определено в обновленных документах стратегического планирования Российской Федерации. Невозможно не согласиться с мнением Т.А. Поляковой о том, что право и развитие информационных технологий - это не конкуренты, уже осознана обществом необходимость их взаимодействия не только на национальном и на международном уровне. А в условиях многополярности отмечается осознанная тенденция регионализации международного сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности [8; 9].

Еще одним серьезным вызовом, который также исследуется наукой, является изучение влияния ИКТ и информационных потоков на психику личности и электронной среды в целом. Так, Л.В. Баева указывает, что электронная среда обитания позволяет трансформировать общение, менять характер социальности, экзистенции и трансценденции человека в виртуальном бытии [10]. Например, в 2018 г. Всемирная организация здравоохранения включила зависимость от видеоигр в 11-е издание Международной классификации болезней [11]. Таким образом, человечество в будущем столкнется с необходимостью лечить различные психологические заболевания, связанные с агрессивной информационной и цифровой средой.

Итак, сегодняшняя задача по построению цифровой экономики, среды взаимодействия и развитию информационного общества вышла за границы определенных правовых, технических, организационных, политических вызов и угроз. Безусловно, правовое регулирование технического и организационных аспектов важно, как и важно международное сотрудничество в данной сфере, поскольку сильное государство в XXI в.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

не может быть вне технологического, культурного, социального прогресса. Множество вызовов и угроз, связанных с обеспечением электронного взаимодействия, выражены в области информационной безопасности, определенные проблемы имеют теоретический характер, с какими-то вызовами мы только начали сталкиваться, их решение окажет влияние на развитие общества в целом в будущем. Однако бесспорным является тот факт, что множество вызовов и угроз, в том числе в сфере электронного взаимодействия, необходимо решить при помощи качественного правового регулирования, основанного на использовании теоретических знаний, анализа лучших мировых практик и опыта, активного международного сотрудничества в данной сфере, исходя из того, что развитие ИКТ - это общемировая задача, которая как и проблемы космоса или экологии выходит за возможности одного государства.

Список литературы:

[1] СЗ РФ. 2017. № 20, ст. 2901.

[2] Каныгин Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты. Киев: Наукова думка, 1991. С. 12.

[3] СЗ РФ. 2017. № 32, ст. 5138.

[4] Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И.Л. Бачило. М.: ИГП РАН, 2015. С. 159.

[5] Архипов В.В., Наумов В.Б. Информационно-правовые аспекты формирования законодательства о робототехнике // Информационное право. 2017.№ 1. С. 19, 20.

[6] Акаткин Ю.М., Карпов О.Э., Конявский В.А., Ясиновская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Бизнес-информатика. 2017. № 4 (42). С. 22.

[7] Демьянец М.В., Понизова Е.В., Михайловская В.А. Право, высокие технологии, национальная безопасность: проблемы теории и практики // Государство и право. 2018. № 6. С. 106.

[8] Полякова Т.А. Стратегия национальной безопасности. Актуальные правовые проблемы теории и практики обеспечения информационной безопасности // Новые вызовы и угрозы информационной безопасности: правовые проблемы: сб. науч. работ. М., 2016. С. 11.

[9] Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Крот-кова Н.В. Обзор Международной научно-практической конференции "Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право" - Первые Бачиловские чтения // Государство и право. 2018. № 9. С. 138-148.

[10] Баева Л.В. Эскапизм в цифровом социуме: от хикикомори до «групп смерти» // Ценности и смыслы. 2018. № 2(54). С. 39.

[11] Международный классификатор болезней ВОЗ // Официальный сайт ВОЗ // http ://www.who. int/classifications /icd/ revision/en/ (дата обращения: 20.07.2018).

Spisok literatury:

[1] SZ RF. 2017. № 20, st. 2901.

[2] Kanygin Yu.M. Informatizaciya upravleniya: social'nye aspekty. Kiev: Naukova dumka, 1991. S. 12.

[3] SZ RF. 2017. № 32, st. 5138.

[4] Koncepciya Informacionnogo kodeksa Rossijskoj Federacii / pod red. I.L. Bachilo. M.: IGP RAN, 2015. S. 159.

[5] Arhipov V.V., Naumov V.B. Informacionno-pravovye aspekty formirovaniya zakono-datel'stva o robototekhnike // Informacionnoe pravo. 2017. № 1. S. 19, 20.

[6] Akatkin Yu.M., Karpov O.E., Konyavskij V.A., Yasinovskaya E.D. Cifrovaya ekonomika: konceptual'naya arhitektura ekosistemy cifrovoj otrasli // Biznes-informatika. 2017. № 4 (42). S. 22.

[7] Dem'yanec M.V., Ponizova E.V., Mihajlovskaya V.A. Pravo, vysokie tekhnologii, na-cional'naya bezopasnost': problemy teorii i praktiki // Gosudarstvo i pravo. 2018. № 6. S. 106.

[8] Polyakova T.A. Strategiya nacional'noj bezopasnosti. Aktual'nye pravovye problemy teorii i praktiki obespecheniya informacionnoj bezopasnosti // Novye vyzovy i ugrozy informacionnoj bezopasnosti: pravovye problemy: sb. nauch. rabot. M., 2016. S. 11.

[9] Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Obzor Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Informacionnoe prostranstvo: obespechenie informacionnoj bezopasnosti i pravo" - Pervye Bachilovskie chteniya // Gosudarstvo i pravo. 2018. № 9. S. 138-148.

[10] Baeva L.V. Eskapizm v cifrovom sociume: ot hikikomori do «grupp smerti» // Cennosti i smysly. 2018. № 2(54). S. 39.

[11] Mezhdunarodnyj klassifikator boleznej VOZ // Oficial'nyj sajt VOZ // http://www.who. int/classifications/icd/revision/en/ (data obrashcheniya: 20.07.2018).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.