Научная статья на тему 'Правовое регулирование дознания в первые годы советской власти (1917-1921гг. )'

Правовое регулирование дознания в первые годы советской власти (1917-1921гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
821
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ДОЗНАНИЕ / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ МИЛИЦИЯ / PRETRIAL INVESTIGATION / INQUIRY / MILITIA OF WORKERS AND PEASANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митюкова Марина Александровна

Статья посвящена рассмотрению системы и полномочий органов предварительного расследования в первые годы Советской власти (1917-1921гг.), компетенции Советской рабоче-крестьянской милиции как основного органа дознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Митюкова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Inquiry during the First Years of the Soviet Power (1917-1921)

The article considers the system and the powers of pretrial investigation organs during the first years of the Soviet power (1917-1922), competence of the Soviet militia of workers and peasants as a primary organ of inquiry

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование дознания в первые годы советской власти (1917-1921гг. )»

Право и правосудие

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОЗНАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1921 ГГ.)

ния именовалась «расследование» или «следствие».

Декретом о Суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднялись как существовавшие общие судебные установления, так и институт судебных следователей. Судьи местных судов избирались Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Расследование преступлений возлагалось на следственные комиссии, следователи которых также избирались Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов. В Декрете от 24 ноября 1917 г. указывалось, что «для борьбы против контрреволюционных сил..., а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы»1. Инструкцией Революционному трибуналу, утвержденной наркомом юстиции 19 декабря 1917 г., предусматривалось, что «для производства предварительного расследования при Революционном трибунале утверждается следственная комиссия в составе шести лиц, избираемых Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов». Дознание и предварительное следствие не разграничивались: «По поступлении сообщения или жалобы следственная комиссия в течение 48 часов рассматривает их и постановляет о прекращении дела, если не найдет состава преступления, или направляет дело по подсудности, или назначает к слушанию в заседании Революционного трибунала»2. Процессуальный порядок деятельности следственных комиссий и трибуналов не регламентировался, кроме вынесения постановлений об арестах, обысках, освобождении арестованных.

Помощь в расследовании преступлений следственным комиссиям оказывали Красная гвардия, милиция, войска и исполнительные органы Республики. В соответствии с постановлением наркомата юстиции «Об организации и действии местных народных судов» от 23 июля 1918 г. правом производства предварительного расследования единолично наделялись судьи местных судов. В п. 16 данного постановления впервые упоминается термин «дознание»: «По поступлении в местный народный суд протоколов дознания о совершении какого-либо преступления, местный народный судья, основательно ознакомившись с протоколом, составляет формулировку обвинения, если находит достаточными данные дознания»3.

Таким образом, следует прийти к выводу, что в первый послереволюционный период порядок уголовного судопроизводства и расследования в частности законом не регламентировался, расследование преступлений возлагалось на следственные комиссии и судей единолично, аналогичное расследование могло производиться милицией, красной гвардией, исполнительными органами, но именовалось дознанием.

Дифференциации расследования между следственными комиссиями, судьями народных судов и органами милиции, другими органами, производившими

© Митюкова М. А., 2008

М. А. Митюкова — старший преподаватель кафедры правосудия и прокурорского надзора Юридического института ИГУ

нормативных актах, изданных в первые месяцы существования Со ветской власти понятия «дознание» и «органы дознания» не исполь зовались, вся деятельность по установлению обстоятельств преступле

расследование в зависимости от тяжести преступлений не существовало. Органы, осуществлявшие дознание, могли расследовать преступления любой степени тяжести. Материалы расследования (дознания) являлись основанием для назначения судебного разбирательства соответствующим судом. «Если по предварительному рассмотрению материалов дознания или заслушиванию дела по существу местный народный суд придет к заключению, что по тяжести предполагаемого наказания оно выходит за пределы его компетенции, он пересылает все производство по подсудности», при этом местные суды имели право «налагать наказание до пяти лет лишения свободы»4.

Компетенция милиции по производству дознания была несколько ограничена Декретом ВЦИК «О народном суде РСФСР» от 25 ноября 1918 г. Согласно ст. 28 данного Декрета по делам, рассматриваемым народным судом с участием шести заседателей, предварительное расследование должно осуществляться следственными комиссиями. «По остальным уголовным делам от Народного Суда зависит, ограничиться произведенным милицией дознанием или передать дело для производства предварительного следствия в следственную комиссию, а в нетерпящих отлагательства случаях поручить производство предварительного следствия постоянному народному судье»5.

В соответствии с Декретом ВЦИК «О революционных трибуналах» от 12 апреля

1919 г. расследование преступлений могли производить назначаемые Революционным трибуналом следственные комиссии в составе пяти граждан и сотрудники ВЧК, деятельность которых именовалась дознанием (ст. 13 Декрета)6. К началу 1920 г. происходит централизация правоохранительных органов — революционные трибуналы сохраняются в крупных городах и губернских центрах, вместе с тем 5 апреля 1920 г. Декрет ВЦИК «О революционных трибуналах» наделил правом производства дознания (предварительного расследования) Народного комиссара юстиции, народных комиссаров внутренних дел, уполномоченных рабоче-крестьянской инспекции, местных губернских исполнительных комитетов, президиумы местных Советов народных судей (ст. 1), а «в случае, если дела, поступившие в трибуналы, требуют дополнительного следствия, они передаются для доследования .в те органы, от которых данное дело поступило» (ст. 8)7.

Таким образом, в «до кодификационный период» в РСФСР не проводилось разграни-

чение между предварительным следствием и дознанием — это были равнозначные формы расследования преступлений в полном объеме, следует отметить обширный субъектный состав органов, производивших дознание.

Милиция как административный орган Советов была сформирована в октябре 1917 г. На первом этапе (от февральской и Октябрьской революции 1917 г. до принятия УПК РСФСР 1922 г.) прообразом милиции явились созданные в ряде мест возникшими в ходе февральской революции 1917 г. Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов вооруженные формирования — отряды пролетарской милиции, рабочей милиции, Красной гвардии. 28 октября (10 ноября) 1917 г. была учреждена «рабочая милиция». В постановлении «О рабочей милиции», принятом коллегией Народного комиссариата внутренних дел РСФСР говорилось: «1. Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. 2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов. 3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием».

Этот документ послужил основой для реорганизации имевшихся подразделений милиции и созданий новых. Постановление и Инструкция совета рабочих и солдатских депутатов г. Кронштадта и городской управы «О всеобщей милиционной повинности» (январь 1918 г.) устанавливала, что «для несения службы охраны порядка в городе учреждается народная милиция, построенная на принципе обязательной повинности для граждан от 18 до 50-летнего возраста»8. Милиция формировалась на началах добровольности или повинности с сохранением оплаты по месту работы. Милицейскую службу несли без отрыва от работы, поэтому эффективность работы милиции была низкой.

Учитывая полугодовой опыт деятельности рабочей милиции, на состоявшемся 30 июля — 1 августа 1918 г. Всероссийском съезде председателей губисполкомов и заведующих отделами исполкомов принимается резолюция о необходимости организации Советской рабоче-крестьянской милиции9. Резолюция съезда была претворена в жизнь в 1918 г. в ходе перестройки работы губернских советов. В составе губернских исполкомов были созданы отделы по охране революционного порядка, в них в качестве самостоятельных подотделов находилась и

милиция. Главным содержанием ее работы по-прежнему являлась «наружная служба по охране общественного порядка».

Инструкцией НКЮ, изданной в июле 1918 г., на милицию возлагается производство дознания в виде неотложных следственных действий по закреплению следов преступления с последующей передачей материалов следственным комиссиям. Положение «О народном суде» от 30 ноября 1918 г. предоставило милиции право производства дознания в виде полного расследования преступлений по делам, которые рассматривались в народном суде с участием двух народных заседателей, с передачей оконченного производства непосредственно в суд. Этот порядок был сохранен и Положением «О народном суде» 1920 г.

Декретом Совнаркома РСФСР 25 июля 1918 г. наряду с милицией по охране общественного порядка учреждаются: Особая

речная милиция и Водная милиция,10 Рабоче-крестьянская железнодорожная милиция11 и Промышленная милиция12.

В октябре 1918 г. в НКВД РСФСР появилось Главное управление рабоче-крестьянской милиции, в губерниях, уездах, волостях — подразделения милиции.

7 (20) октября 1918 г. совместным постановлением Народного комиссариата внутренних дел и Наркомата юстиции была утверждена Инструкция «Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции». Ею определялись основные правовые, организационные, кадровые и другие вопросы построения милиции, закреплялись важнейшие функции13. В качестве основной задачи Инструкция закрепила охрану общественного порядка и соответственно борьбу с преступностью, на милицию возлагалось самостоятельное производство дознания по обнаруженным преступлениям, а также оказание содействия исполнению судебных решений (ст. 27). Кроме того, милиции вменялось осуществлять розыски и дознания по уголовным делам под руководством и по указаниям народных судей и следственных комиссий (п. 1 ст. 28), выполнять поручения судебных или следственных органов по задержанию и доставке в суд или для допроса обвиняемых; производить задержание подозреваемых в преступлениях и препровождать их в местные народные суды или следственные комиссии по принадлежности (п. 2 ст. 28) . Работники милиции были обязаны составлять акты и протоколы о преступлениях, по каждому случаю задержания состав-

лять протокол «с точным обозначением места, дня и часа задержания, а равно основания применения этой меры» (ст. 26 Инструкции).

Система милицейских органов окончательно сложилась к середине 1920 г. 10 июня

1920 г. ВЦИК был издан Декрет и принято Положение «О рабоче-крестьянской милиции», в котором на нее возлагалась охрана общественного порядка, борьба с преступностью, проведение дознания по уголовным делам. В соответствии с «Положением о народном суде РСФСР» 1920 г.14 производство предварительного следствия, за исключением дел, подсудных революционным трибуналам, возлагалось на народных следователей. Однако на практике милиция, производя дознание, стала расследовать в полном объеме большинство уголовных дел. На Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в июне 1920 г. отмечалось, что следственные комиссии постепенно перестали получать дела для производства расследования, которое начиналось и оканчивалось милицией15. Основной причиной этого явилась малочисленность следственных комиссий, которые не успевали расследовать большое количество совершаемых преступлений.

Именно в этот период открывает начало многолетней дискуссии о функции расследования преступлений и органах ее осуществляющих.

В рамках данной проблемы акцентируем внимание на том, что помимо органов общей милиции, функция дознания (предварительного расследования преступлений) возлагалась на подразделения уголовного розыска, уполномоченного преимущественно на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Уголовный розыск был создан в феврале 1918 г. В Положении «Об организации отделов уголовного розыска» от 5 октября 1918 г. указывалось, что отделы создаются для «охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом...». Инструкция Главного управления Советской рабоче-крестьянской милиции по уголовному розыску 1919 г. предусматривала, что отделения уголовного розыска создаются для предупреждения готовящихся, раскрытия совершившихся и пресечения обнаруженных преступлений путем негласной агентуры наружного наблюдения. Вместе с тем по получении сведений о совершенном преступлении, отделение уголовного розыска должно было немедленно приступить к

«первоначальному розыску и дознанию», тщательно сохранять следы преступления и принимать меры к обнаружению виновных, немедленно уведомить местную следственную комиссию, не прерывая начального розыска, дознания, представить произведенное дознание в следственную комиссию, народный суд или революционный трибунал по подсудности. Кроме того, сотрудники уголовного розыска были обязаны выполнять поручения судебных органов и местной милиции по расследованию преступлений, розыску, задержанию виновных, производству отдельных следственных действий: опросов, обысков, выемок.

Разъяснение «Об обязанностях розыскной милиции Главного управления рабочекрестьянской милиции РСФСР» от 1 ноября 1920 г. прямо закрепляла обязанность розыскной милиции предупреждать и расследовать преступления, при этом ей разрешал ось, в частности: принятие жалоб и заявлений от потерпевших, свидетелей и прочих лиц, знающих о совершении преступления; допрос свидетелей; производство обысков и осмотров; задержание подозреваемого в преступлении; ведение самостоятельного следствия и др.

Таким образом, в рассматриваемый период правом производства предварительного расследования в полном объеме (дознания) были наделены и органы, уполномоченные на производство оперативно-розыскной деятельности. Как отмечает профессор С. И. Гирько, «в 1919—1920 гг. органы уголовного розыска проводили предварительное следствие по большинству уголовных дел. ». Однако в феврале 1919 г. Главным управлением милиции и Центральным управлением уголовного розыска был подготовлен документ, которым предусматривалось освобождение уголовного розыска от функции расследования преступлений, поскольку его главной задачей является производство оперативно-розыскных мероприя-тий16. Сторонники противоположной позиции утверждали, что органы уголовного розыска могут и должны расследовать преступления. Более того, в феврале 1920 г. на заседании представителей НКВД и НКЮ рассматривался вопрос об объединении следственных органов юстиции с уголовнорозыскными аппаратами НКВД, намечалось полное слияние дознания и предварительно-

17

го следствия17.

В апреле 1920 г. Коллегия НКВД приняла решение о слиянии уголовного розыска и следствия, в связи с этим были разработаны

проекты Положения и Инструкции «О следственно-розыскной милиции». Сотрудники уголовного розыска должны были вести розыск преступников, а следователь должен был координировать и направлять их действия, а также проверять и закреплять доказательства. Однако данная идея не была воплощена в жизнь, преимущество получила точка зрения, что слияние различных по своей природе видов деятельности — следственной и оперативно-розыскной повредит и органам расследования и органам розыска: следователь не мог заниматься организацией оперативной работы и «вводить» в процесс ее результаты.

Третий съезд деятелей советской юстиции, состоявшийся в июне 1920 г., не поддержал идею создания единого следственнорозыскного аппарата и высказался за сохранение существующего порядка расследования. Однако недостатки правового регулирования деятельности по расследованию уголовных дел, круга органов ее осуществляющих были очевидны. Ы

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Декрет о Суде №1 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства.

1917. № 4. С. 50.

2 Инструкция Революционному трибуналу // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1917. № 12. С. 170.

3 Постановление «Об организации и действии местных народных судов» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. № 53. С. 597.

4 Декрет о Суде № 3 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства.

1918. № 52. Ст. 589.

5 О народном суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (положение) // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. № 85. Ст. 889.

6 О революционных трибуналах // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1919. № 13. Ст. 132.

7 Там же. 1920. № 22-23. Ст. 115.

8 Вестник Народного комиссариата внутренних дел. 1918. № 5. С. 14-15.

9 Вестник НКВД. 25 авг. 1918. № 20. С. 9.

10 См.: Постановление Совета труда и обороны от 12 октября 1920 г. // Сборник документов и материалов в помощь руководителям групп марксистко-ленинской подготовки и политических занятий. М., 1981. С. 396.

11 См.: Декреты советской власти. Т. IV. М., 1968. С. 407-408.

12 Приказ Главного управления Советской рабоче-крестьянской милиции от 11 февраля 1920 г. // Сборник документов и материалов в помощь руководителям групп марксистко-ленинской подготовки и политических занятий. М., 1981. С. 367.

13 СУ РСФСР. 1918. № 75. ст. 813.

14 Там же. 1920. № 83. Ст. 407.

15 Материалы Народного Комиссариата юстиции. Вып. 11-12. Петроград, 1921. С. 18.

16 Портнов В. П. Процессуальные формы дознания в первые годы Советской власти (1917-1920) // Правоведение. 1969. № 2. С. 104.

17 Материалы Народного Комиссариата юстиции. Вып.11-12. Петроград, 1921. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.