Научная статья на тему 'Правовое регулирование дознания по УПК РСФСР 1960 г'

Правовое регулирование дознания по УПК РСФСР 1960 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3825
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ДОЗНАНИЕ / ВИДЫ ДОЗНАНИЯ / PRELIMINARY INVESTIGATION / INQUIRY / TYPES OF INQUIRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митюкова Марина Александровна

В статье рассмотрены понятие и сущность дознания, виды дознания и порядок его производства по УПК РСФСР 1960 г. Исследованы система органов дознания по УПК РСФСР 1960 г., проблемы реализации полномочий органов дознания в досудебном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Inquiry under the Criminal Procedure Code of the RSFSR 19601

In the article are considered concept of inquiry, types of inquiry and its procedure according to the Criminal procedure code of the RSFSR 1960 y. Author analyzes the system of bodies of inquiry according to the Criminal procedure code of the RSFSR 1960 y., problems of realization powers of inquiry bodies in pre-trial proceedings.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование дознания по УПК РСФСР 1960 г»

УДК 343.13(470)(091)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОЗНАНИЯ ПО УПК РСФСР 1960 Г.

© Митюкова М. А., 2012

В статье рассмотрены понятие и сущность дознания, виды дознания и порядок его производства по УПК РСФСР 1960 г. Исследованы система органов дознания по УПК РСФСР 1960 г., проблемы реализации полномочий органов дознания в досудебном производстве.

Ключевые слова: предварительное расследование; дознание; виды дознания.

Вопросы форм предварительного расследования всегда привлекали пристальное внимание ученых. В ряде проектов УПК РСФСР (1927, 1934, 1935 гг.) было предложено создать единую форму предварительного расследования, устраняющую разграничение дознания и предварительного следствия.

Против соединения дознания и следствия в единую форму расследования выступил М. С. Строгович. Он указывал, что задачи деятельности органов дознания и предварительного следствия различны и отличаются специфическими особенностями: «...собирание первичных материалов по делу, непосредственный активный розыск преступника, его обнаружение, раскрытие преступления, являясь основной задачей дознания, проводится в иных условиях, связано с иными процессуальными формами, чем задача предварительного следствия, — всесторонне исследовать вопрос о виновности обвиняемого, собрать и взвесить доказательства как уличающего, так и оправдывающего порядка, дать обвиняемому все средства защищаться против предъявляемого ему обвинения и т. д.».

Исходя из этого, М. С. Строгович признавал дознание как самостоятельную форму расследования лишь по несложным делам «...предварительное следствие должно быть восстановлено в своих правах, а дознание введено в соответствующие границы. Только по простейшим делам, несложным по своему фактическому составу, не связанным с применением тяжелых мер наказания, расследование может ограничиваться дознанием, по всем же остальным делам дознание должно ограничиваться производством первичных, неотложных действий, дальнейшее детальное расследо-

вание должно вестись в порядке предварительного следствия (следователем)» [1].

Состояние предварительного расследования, дублирование в расследовании органов дознания и предварительного следствия не способствовали соблюдению законности и борьбе с преступностью. Большинство ученых-процессуалистов и практических работников приходили к выводу о необходимости организационного реформирования органов предварительного расследования.

В конце 1950-х гг. при обсуждении проекта уголовно-процессуального законодательства развернулась широкая дискуссия о праве на существование дознания как самостоятельной формы расследования. Многие авторы предлагали ее исключить.

Так, И. Д. Перлов и М. Ю. Рагинский выступили с предложением сохранить лишь один вид дознания как «процессуальную деятельность уполномоченных на то законом специальных государственных органов, осуществляющих не терпящие отлагательства действия по охране места преступления, сохранению и закреплению следов преступления и других доказательств, розыску и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления» [2].

Часть авторов выступала за упрощение процессуальной формы, предлагая, «чтобы дознание являлось средством в руках милиции для выполнения необходимых первичных действий по раскрытию преступлений», они считали, что по очевидным, несложным преступлениям «суд может успешно и быстро разобраться в них и без материалов предварительного расследования» [3]. Что можно было рассматривать прообразом протокольной формы досудебной подготовки материалов.

Однако многие ученые полагали, что отказ от дознания как самостоятельной формы расследования приведет к перегрузке органов предварительного следствия за счет расследования следователями относительно простых, нетяжких преступлений; кроме того, было нецелесообразным лишать процессуальных полномочий органы, в ходе деятельности которых могли быть выявлены признаки преступления [4].

Именно данная позиция нашла свое отражение в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Советом 25 декабря 1958 г. Основы закрепили осуществление предварительного расследования в форме предварительного следствия и дознания. Причем дознание выделялось двух видов: дознание по преступлениям, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 29 Основ).

К органам дознания были отнесены органы милиции, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений, а также другие уполномоченные на то законом учреждения и организации. Таким образом, перечень органов дознания носил открытый характер.

По делам, по которым производство предварительного следствия было обязательно, орган дознания возбуждал уголовное дело и производил неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Новеллой законодательства стало закрепление перечня неотложных следственных действий, к которым были отнесены: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании немедленно должен был уведомляться прокурор.

По делам, по которым предварительное следствие было не обязательным, собранные материалы органом дознания направлялись прокурору, с утверждения которого дело направлялось для рассмотрения в суде. Основы закрепили процедуру задержания подозреваемого в преступлении (ст. 32), порядок применения мер пресечения, в том числе заключение под стражу (ст. 33—34), порядок производства обыска и выемки корреспонденции. Вместе с тем

срок производства дознания ни по одному из его видов не был предусмотрен.

Основы ликвидировали второй следственный аппарат, действовавший в течение ряда лет в органах милиции. На его базе были созданы отделы дознания, которые проводили расследование в форме дознания по значительной категории уголовных дел.

Статья 29 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик возложила на органы дознания принятие необходимых оперативно-разыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших. Именно данное положение Основ привело к тому, что многие авторы при определении понятия и сущности дознания помимо осуществления процессуальной деятельности по расследованию преступлений включали в него и непроцессуальную деятельность — оперативно-разыскные мероприятия.

Вместе с тем от того, что оперативноразыскные действия проводятся органом дознания, они дознанием не становятся: ведь орган дознания наделен и административной, управленческой компетенцией, порядок производства следственных и оперативно-разыскных действий регламентируется разными законами, результаты процессуальной деятельности и оперативноразыскной различны, поэтому под дознанием понимается лишь уголовно-процессуальная деятельность органов дознания по производству неотложных следственных действий и расследованию в полном объеме уголовных дел, отнесенных к подследственности органов дознания. Этот вывод подтверждается и теоретическими положениями наук уголовного процесса и оперативноразыскной деятельности, в соответствии с которыми уголовно-процессуальная и оперативно-разыскная деятельность протекают в различных режимах. Поэтому в Уголовнопроцессуальном кодексе РФ было бы целесообразно понятие органа дознания исключить и использовать термин «орган, на который возложено производство дознания».

27 октября 1960 г. был принят новый УПК РСФСР (вступивший в действие с 1 января 1961 г.) [5], который принял за основу модель дознания, закрепленную Основами уголовного судопроизводства СССР. Он конкретизировал круг органов, производивших дознание, его сроки и процессуальные полномочия должностных лиц. В УПК РСФСР 1960 г. был дан раз-

вернутый перечень органов дознания (более обширный, чем в Основах) с указанием их компетенции.

Статья 117 УПК РСФСР закрепила следующие органы дознания:

1) органы милиции [6];

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3) государственной безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники исправительно-трудовых учреждений — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудового учреждения.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 января 1985 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР» в п. 4 ст. 117 были включены начальники следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев и воспитательно-трудовых профилакториев, компетенция которых в части дознания ограничивалась преступлениями против установленного порядка несения службы, совершенными сотрудниками этих учреждений, и преступлениями, совершенными в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной охраны — по делам о нарушении государственной границы;

7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой.

В последующие годы круг органов дознания постоянно расширялся. Так, Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федера-

ции”», Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР», Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР [7] включили в число органов дознания Главное управление налоговых расследований и соответствующие подразделения налоговых расследований (п. 8 ст. 117 УПК РСФСР).

Закон РФ от 29 апреля 1993 г. «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» дополнил ст. 117 УПК РСФСР пунктом 9, в котором был назван еще один орган дознания — «Таможенные органы Российской Федерации — по делам о контрабанде, а также по делам о преступлении, предусмотренном ст. 78 УК РСФСР» [8].

УПК РСФСР 1960 г., как и Основы 1958 г., закрепил дознание двух видов: во-первых, производство неотложных следственных действий для раскрытия преступления и обнаружения лица, его совершившего, по делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 119 УПК РСФСР); во-вторых, дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, как ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме несложных дел (ст. 120 УПК РСФСР).

Закрытый перечень неотложных следственных действий, закрепленный ст. 119 УПК РСФСР, ничем не отличался от того, который был указан ст. 29 Основ. Предложения включить в закон открытый перечень неотложных следственных действий в тот момент не нашли поддержки законодателя.

Впоследствии Законом СССР от 12 июня 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» [9] в этот перечень были добавлены одно процессуальное и два следственных действия: наложение ареста на

имущество, экспертиза (в случае необходимости) и прослушивание телефонных и иных переговоров (следственное действие, которое данный Закон впервые установил в качестве такового и неотложного). Указанные дополнения закона были обусловлены потребностями практики. Однако соответствующие изменения в УПК РСФСР внесены не были, и на практике указанные действия в качестве неотложных широко не производились.

Дознание как самостоятельная форма расследования, предусмотренная ст. 120

УПК РСФСР, по сравнению со следствием имела три особенности:

1) защитник не участвует;

2) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;

3) на органы дознания не распространяются правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний (ст. 120 УПК РСФСР).

Указанные особенности были призваны упростить предварительное расследование по нетяжким преступлениям и сократить срок дознания до 1 месяца, однако, по справедливым замечаниям многих ученых, данные особенности существенно процедуру предварительного следствия не меняют, никакой специфики по сравнению со следствием данный вид дознания не несет, сроки дознания могли быть продлены прокурором, что зачастую и происходило на практике. Более того, справедливые нарекания вызывали первые две особенности производства дознания, существенно ограничивающие права граждан.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. свел обязанности милиции как органа дознания к следующему: принятию

необходимых оперативно-разыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших; предупреждению и пресечению преступлений; проведению неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и проведению расследования в полном объеме дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 118 УПК РСФСР).

Как видно из изложенного, в отличие от иных органов дознания, компетенция милиции в законе определялась гораздо шире. Она должна была рассмотреть поступившие заявление и сообщение о любом преступлении (ст. 109 УПК РСФСР), произвести дознание в виде неотложных следственных действий по любому делу (ст. 119 УПК РСФСР), полное расследование преступлений, отнесенных к ее подследственности (ст. 120 УПК РСФСР). По отдельной кате-

гории дел (ст. 414 УПК РСФСР) обстоятельства преступления устанавливались в так называемой протокольной форме досудебной подготовки материалов (ст. 415 УПК РСФСР).

Являясь органом дознания, милиция обязана была возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков преступления и принимать меры к раскрытию уголовно наказуемого деяния (ст. 3 УПК РСФСР). В соответствии с УПК она должна была выполнять поручения и указания следователя о производстве разыскных и следственных действий, а также его требования об оказании ему содействия при проведении отдельных следственных действий (ст. 119, 127 УПК РСФСР). В ее обязанности входили розыск обвиняемого (ст. 196 УПК РСФСР) и привод (ст. 147 УПК РСФСР), участие в исполнении приговора и иных решений суда по уголовным делам.

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, являлась факультативной по отношению к основной форме расследования — предварительному следствию.

Наделяя органы дознания правом осуществления уголовно-процессуальной деятельности в порядке ст. 119 УПК РСФСР, законодатель, по мнению отдельных ученых, имел в виду исключительные ситуации, в которых эти полномочия реализуются. Во-первых, когда информация о тяжком преступлении, подследственном органам предварительного следствия, поступила непосредственно в органы дознания; во-вторых, если в случае отлагательства возможна утрата следов и иных доказательств совершенного преступления; в-третьих, когда следователь по объективным причинам не может самостоятельно начать предварительное следствие [10].

В деятельности органов внутренних дел встречалось порой «иное толкование» требований этой нормы. В ряде регионов страны оперативными сотрудниками уголовного розыска возбуждалось практически каждое уголовное дело и, как правило, производилось дознание в порядке ст. 119 УПК РСФСР. Таким образом, следователь в ведомственном порядке фактически отстранялся от производства следствия на первоначальном этапе.

Порядок деятельности органов дознания по делам, подследственным следователю, в

УПК РСФСР определялся совокупностью последовательных процессуальных действий и решений, носящих срочный характер. Он сводился к следующим решениям и действиям.

1. Начало дознания: возбуждение уголовного дела и немедленное уведомление об этом прокурора. Органы дознания обязаны были также принимать исчерпывающие меры оперативно-разыскного, административного и организационного характера по предупреждению и пресечению преступления, охране места происшествия, а при необходимости — потерпевшего, свидетелей и иных лиц, по преследованию и задержанию преступников, установлению очевидцев и т. п.

2. Производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. Их полный перечень был представлен в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей (эти следственные действия дублировались ч. 2 ст. 119 УПК РСФСР), а также прослушивание телефонных и иных переговоров, наложение ареста на имущество и назначение экспертизы в случае необходимости. Последние три следственных действия дополнили перечень неотложных в связи с принятием Закона СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 12 июня 1990 г. [11]. Данный список был исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежал, хотя правоприменительная и нормотворческая практика в реальной действительности отступали от него.

Очевидно, что орган дознания не был обязан проводить все указанные следственные действия по каждому уголовному делу, более того, в его задачу входил оптимальный выбор тех из них, которые обеспечат успех начального этапа расследования, его безотлагательность и оперативность. При наличии оснований для производства иных следственных действий, исходя из смысла закона, орган дознания должен был без промедления направить дело следователю.

3. После выполнения неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, отведенного ч. 1 ст. 121 УПК РСФСР на данный вид уголовно-процессуальной дея-

тельности, должен был передать дело следователю.

Дознание, предшествующее предварительному следствию, не могло продолжаться более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 121 УПК РСФСР). Этот срок продлению не подлежал. В том случае, если данное преступление относилось к компетенции разных органов предварительного следствия, дело направлялось прокурору для определения органа, который должен был проводить предварительное следствие (ч. 3 ст. 119 УПК РСФСР).

В соответствии с ч. 1 ст. 124 УПК РСФСР дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, заканчивалось только составлением постановления о направлении дела следователю. Других итоговых решений в результате проведения данного вида дознания закон не предусматривал.

В связи с этим не соответствующей закону была позиция авторов Комментария к УПК РСФСР, согласно которой орган дознания мог прекращать уголовные дела, подследственные следователю, в случае установления в ходе дознания отсутствия события или состава преступления (п. 1 и 2 ст. 5 УПК РСФСР) [12]. Подобный подход опровергается анализом норм уголовно-процессуального законодательства, определяющих деятельность органов дознания по делам, требующим предварительного следствия, лишь в рамках принятия следующих процессуальных решений: о возбуждении уголовного дела; о производстве неотложных следственных действий, в том числе задержания подозреваемого; об избрании в отношении него в исключительных случаях меры пресечения в порядке ст. 90 УПК РСФСР; о направлении дела следователю. Других решений органа дознания по делам данной категории уголовно-процессуальное законодательство РСФСР не предусматривало.

4. После передачи дела орган дознания мог производить по нему следственные и разыскные действия только по поручению следователя. Оперативно-разыскное сопровождение расследования по уголовному делу продолжалось, особенно в случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление. При этом о результатах установления преступника органы дознания обязаны были уведомить следователя, а при необходимости про-

изводства каких-либо следственных или разыскных действий получить у него разрешение, которое могло также носить форму поручения.

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, ограничивалась кругом преступлений, определенных ч. 1 ст. 126 УПК РСФСР, за исключением случаев, когда производство предварительного следствия по этим составам признавалось необходимым судом или прокурором либо эти преступления совершены несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут осуществлять свое право на защиту.

В соответствии с ч. 1 ст. 120 УПК РСФСР по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждал уголовное дело и принимал все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 68 УПК РСФСР).

При этом орган дознания руководствовался правилами, установленными УПК РСФСР для предварительного следствия, за исключением:

1) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители лишь извещались об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявлялись;

2) на орган дознания не распространялись правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний (ч. 2 ст. 120 УПК РСФСР).

Материалы дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, выступали основанием для рассмотрения дела в суде, т. е. этим видом уголовно-процессуальной деятельности фактически ограничивалось производство предварительного расследования.

Срок дознания данного вида устанавливался в один месяц со дня возбуждения уголовного дела, включая время составления обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении уголовного дела (ч. 2 ст. 121 УПК

РСФСР). Однако данный срок мог быть

продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц, а в исключительных случаях — по правилам, установленным ст. 133 УПК РСФСР.

Дознание заканчивалось составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении дела. При наличии одного из оснований, предусмотренных ст. 208 УПК РСФСР, орган дознания прекращал дело мотивированным постановлением, копия которого в суточный срок направлялась прокурору. В остальных случаях составлялось обвинительное заключение, которое со всеми материалами дознания также представлялось надзирающему прокурору.

Необходимо отметить, что дознание по делам данной категории могло заканчиваться раньше в том случае, если в его ходе выявлялись обстоятельства, указывающие на подследственность дела следователю (совершение преступления несовершеннолетним, душевнобольным, установление квалифицирующего признака преступления), или новое преступление, также подследственное органам предварительного следствия. В этих случаях орган дознания обязан был немедленно вынести постановление о направлении дела по подследственности.

Аналогичным образом определялись действия органа дознания и при получении указания прокурора в порядке ч. 1 ст. 126 и п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК РСФСР о передаче дела следователю.

При наличии одного из оснований, предусмотренных ст. 195 УПК РСФСР, орган дознания был вправе своим постановлением приостановить производство по делу, по которому предварительное следствие не обязательно, а копию постановления был обязан в суточный срок направить прокурору (ч. 3 ст. 124 УПК РСФСР).

К данному виду уголовно-процессуальной деятельности относилось и так называемое «ускоренное дознание», т. е. сокращенное до 20 суток и предусмотренное ст. 416 УПК РСФСР. Оно проводилось по преступлениям, перечисленным в ст. 414 УПК РСФСР (для протокольного производства) в следующих случаях: при возбуждении уголовного дела начальником органа дознания, когда он убеждается в невозможности осуществления протокольного производства, т. е. в установленный законом срок 10 суток выявить существенные обстоя-

тельства совершения преступления; при возвращении дела судом или прокурором для выяснения существенных дополнительных обстоятельств.

Дознание, которое производилось по делам, перечисленным в ст. 414 УПК РСФСР, осуществлялось по общим правилам, указанным ст. 120—24 УПК РсФсР; особенность состояла в ограничении срока расследования двадцатью сутками. В срок дознания включалось время со дня возбуждения или возвращения уголовного дела до момента направления дела прокурору с обвинительным заключением либо до прекращения производства по делу. В необходимых случаях срок расследования мог быть продлен на общих основаниях (ч. 4 ст. 121, ст. 133 УПК РСФСР).^^ИИЕ

Полянский Н. Н. Очерк развития советской науки уголовного процесса. М. : Госюриздат, 1960. С. 127.

5. Ведомости Верхов. Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.

6. Ведомости Верхов. Совета РСФСР. 1983. № 32. Ст. 1153.

7. Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. 1992. № 17. Ст. 892.

8. Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. 1992. № 27. Ст. 1560; № 29. Ст. 1687; 1993. № 3. Ст. 97.

9. Ведомости Совета нар. депутатов СССР. 1990. № 26. Ст. 495.

10. Деришев Ю. В. Органы предварительного расследования: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 1998. С. 27-28.

11. Ведомости Совета нар. депутатов СССР. 1990. № 26. Ст. 495.

12. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. М. : Юрид. лит., 1976. С. 187.

1. Строгович М. С. Вопросы уголовного процесса и новая Конституция ... С. 40, 46.

2. Перлов И. Д., Рагинский М. К. Назревшие вопросы дознания и предварительного следствия // Сов. государство и право. 1957. № 4. С. 117; см. также: Карев Д. С. Некоторые замечания к проекту Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик // Сов. государство и право. 1958. № 7. С. 115-119.

3. Панченко С. Соотношение следствия и дознания // Соц. законность. 1957. № 5. С. 30.

4. Александров Г. Н. О предварительном следствии и дознании // Сов. государство и право. 1954. № 2. С. 54-55; Карев Д. Вопросы уголовного процесса в связи с проектом УПК СССР ... С. 35;

Legal Regulation of Inquiry under the Criminal Procedure Code of the RSFSR 1960

© Mitiukova M., 2012

In the article are considered concept of inquiry, types of inquiry and its procedure according to the Criminal procedure code of the RSFSR 1960 y. Author analyzes the system of bodies of inquiry according to the Criminal procedure code of the RSFSR 1960 y., problems of realization powers of inquiry bodies in pre-trial proceedings.

Key words: preliminary investigation; inquiry; types of inquiry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.