Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СНАБЖЕНИЯ ГАЗОМ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СНАБЖЕНИЯ ГАЗОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ / ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОГОВОР ПОСТАВКИ / ТРАНСПОРТИРОВКА ГАЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Любовь Ивановна

В Российской Федерации не сложилась целостная система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере газоснабжения. Применение установленных в нормативном порядке договорных конструкций, используемых в этой области энергетики, как в науке, так и на практике по-прежнему вызывает ряд вопросов, касающихся их правовой сущности, содержания, соотношения друг с другом, а также с договором энергоснабжения. В этих условиях необходимо продуманное законодательное закрепление договоров, наиболее приемлемых и эффективных при снабжении потребителей газом как важнейшим видом энергоресурсов, преодоление противоречий при их регулировании и при применении на практике. Научные разработки по данной проблематике способствуют совершенствованию энергетического законодательства и практики его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CONTRACTUAL RELATIONS IN THE SPHERE OF GAS SUPPLY

Nowadays an integral system of laws and statutory instruments that regulate relations in the sphere of gas saving doesn’t exist in the Russian Federation. The application of contractual structures by statute that are used in the field of energy both in science and in practice still raises a number of issues relating to their legal nature, content, relation with each other as well as with the power supply contract. In these circumstances, it is necessary to have more circumspect legislative consolidation of contracts, which will be the most acceptable and effective while gas supplying to consumers as the most important form of energy; and also it is necessary to have overcoming the contradictions in their regulation and the application in practice. Scientific research results of these issues conduce to perfection of energy law and its practical application.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СНАБЖЕНИЯ ГАЗОМ»

ШЕВЧЕНКО Любовь Ивановна,

заместитель заведующего кафедрой правового регулирования топливно-энергетического комплекса Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений МИД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СНАБЖЕНИЯ ГАЗОМ

Аннотация. В Российской Федерации не сложилась целостная система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере газоснабжения. Применение установленных в нормативном порядке договорных конструкций, используемых в этой области энергетики, как в науке, так и на практике по-прежнему вызывает ряд вопросов, касающихся их правовой сущности, содержания, соотношения друг с другом, а также с договором энергоснабжения. В этих условиях необходимо продуманное законодательное закрепление договоров, наиболее приемлемых и эффективных при снабжении потребителей газом как важнейшим видом энергоресурсов, преодоление противоречий при их регулировании и при применении на практике. Научные разработки по данной проблематике способствуют совершенствованию энергетического законодательства и практики его применения.

Ключевые слова: законодательство в сфере газоснабжения, договорное регулирование, договор поставки, транспортировка газа.

SHEVCHENKO Lubov Ivanovna,

Doctor of Legal Sciences, professor, deputy head of the department of fuel and energy complex legal regulation, International Institute of Energy Policy and Diplomacy (MIEP), Moscow State Institute of International Relations (University) under the Ministry of Foreign Affairs of Russia

LEGAL REGULATION OF CONTRACTUAL RELATIONS IN THE SPHERE OF GAS SUPPLY

Summary. Nowadays an integral system of laws and statutory instruments that regulate relations in the sphere of gas saving doesn't exist in the Russian Federation. The application of contractual structures by statute that are used in the field of energy both in science and in practice still raises a number of issues relating to their legal nature, content, relation with each other as well as with the power supply contract. In these circumstances, it is necessary to have more circumspect legislative consolidation of contracts, which will be the most acceptable and effective while gas supplying to consumers as the most important form of energy; and also it is necessary to have overcoming the contradictions in their regulation and the application in practice. Scientific research results of these issues conduce to perfection of energy law and its practical application.

Key words: gas-supply law, agreement-based regulation, supply contract, gas transmission.

УДК - 347 ББК - 67.404

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

Газоснабжение как важнейшая сфера топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России, включает в себя различные виды деятельности, в том числе формирование фонда разведанных месторождений газа, его добычи, транспортировки по магистральным газопроводам и подачи газа непосредственно потребителям, использующим его в качестве топливного или энергетического ресурса. Осуществление указанной деятельности обеспечивается нормативно-правовой регламентацией — рядом законов, иных правовых актов, а также посредством договорного регулирования, предполагающего наиболее полное и эффективное использование регулятивного потенциала договора.

В советский период отношения в сфере газоснабжения регулировались на уровне ведомственных нормативных правовых актов, среди которых особое значение имели Правила подач газа магистральным газопроводам и потребителям, утвержденные Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 31 июля 1961 г. № П-1, а в дальнейшем — Правила подачи газа магистральным газопроводам и потребителям, утвержденные постановлением Госснаба СССР и Госарбитража СССР от 25 сентября 1986 г. № П-1.

Последующее обновление нормативно-правовой основы отношений в сфере газоснабжения в основном связано с переходом России к рыночной системе хозяйствования и было направлено на достижение следующих целей: заложить правовые основы создания и функционирования рынка газа в России, закрепить способы государственного регулирования и договорные конструкции, используемые в сфере газоснабжения. Вместе с тем существующая сегодня нормативно-правовая основа отношений по газоснабжению не носит системного характера, нормативные предписания нередко противоречивы, поэтому возникает необходимость в ее дальнейшем совершенствовании.

Принципиальное значение для формирования нормативно-правовой основы газоснабжения имеет положение, содержащееся в п. 2 ст. 547 ГК РФ, согласно кото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

рому приоритет в регулировании отношений по снабжению газом придан нормам специальных нормативных актов. В настоящий период к числу важнейших специальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере газоснабжения, следует отнести: Федеральный закон от 31.08.1999 г. № 69-ФЗ (с изменениями, внесенными ФЗ от 05.04.2013 г.) «О газоснабжении в Российской Федерации», а также ряд постановлений Правительства Российской Федерации - от 5.02.1998 г. № 162 (с изменениями и дополнениями от 08.08. 2013 г.) «Об утверждении правил поставки газа»; от 17.05.2002 г. № 317 (с изменениями и дополнениями от 08.08.2013 г.) «Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»; от 02.09.2006 г. № 534 «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке»; от 24.11.1998 г. № 1370 (с изменениями и дополнениями от 08.08.2013 г.) «Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям»; от 14.07. 1997 г. № 858 (с изменениями и дополнениями от16.04.2012 г.) «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром»».

Действующее законодательство к основной договорной форме, опосредующей отношения по снабжению газом, относит договор поставки, заключаемый между поставщиками и потребителями в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов (ст. 18 ФЗ о газоснабжении и п. 5 Правил поставки газа). При этом указывается, что договор поставки газа должен соответствовать требованиям § 3 гл. 30 ГК РФ, которым регулируются договорные отношения по поставкам. Наряду с этим в законодательстве указывается на использование в сфере газоснабжения договора транспортировки газа. Согласно п. 20 Правил поставки газа, «при отсутствии у поставщика возможности непосредственной поставки газа покупателю договором поставки определяется сторона, заключаю-

щая договор транспортировки газа с газотранспортной (газотранспортными и (или) газораспределительной организациями». Таким образом, при отсутствии у поставщика возможности непосредственной доставки газа стороны в договоре поставки определяют, кто из них заключает договор транспортировки газа. Нельзя не учитывать, что газораспределительные сети могут принадлежать и покупателю, в таком случае услуги по транспортировке газа ему не оказываются, и, следовательно, отношения между сторонами определяются только договором поставки газа, включая его транспортировку по газопроводу, что значительно усложняет характер взаимосвязей, которые не укладываются в традиционные поставочные отношения.

Договор, по которому осуществляется транспортировка газа, в нормативных правовых актах именуется по-разному [13, с. 111 — 115]. Из содержания п. 2 ст. 548 ГК РФ вытекает, что данный договор следует именовать как договор о снабжении газом через присоединенную сеть. ФЗ «О газоснабжении» предусматривает заключение наряду с договорами поставки газа договоров об оказании услуг по транспортировке газа (ст. 25). В Правилах поставки газа говорится об отношениях поставки газа через трубопроводные сети (п. 1), а также о договоре транспортировки газа (п. 20, 22 и др.). В Положении об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям (п. 2) идет речь о транспортировке газа на основе договора между газораспределительной организацией и поставщиком или покупателем газа, по которому производится транспортировка газа (п. 2). В Положении об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» говорится как о поставке газа, так и его транспортировке (п. 1-3).

В Правилах поставки газа имеется и другая неопределенность в установлении правовой природы отношений по газоснабжению. Так, в п. 1 указанного нормативного акта устанавливается следующая сфера его действия: «Правила определяют отношения между поставщиками и поку-

пателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки через трубопроводные сети» (п. 1). Формулировка рассматриваемого положения дает основания предполагать, что к отношениям по газоснабжению с иным субъектным составом (физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей) при отсутствии специальных правил, регулирующих эти отношения, подлежат применению правила ГК РФ об энергоснабжении. Вместе с тем отношения по газоснабжению граждан характеризуются в нормативных актах как отношения по оказанию услуг [7, 8].

В правовой литературе справедливо отмечается, что вышеуказанными актами создана некоторая неопределенность в регламентации отношений в сфере снабжения потребителей газом и использованию при этом отдельных договорных конструкций. Правило о применении норм ГК Российской Федерации о договоре поставки к отношениям по снабжению газом посредством системы магистрального трубопровода вызывает различные оценки в научной литературе. По характеристике договора газоснабжения в литературе высказаны также различные точки зрения. Так, О.Н. Садиков говорит о «сходстве между договорами на подачу газа и договорами поставки» [10, с. 158, 159]. По мнению О.С. Иоффе, договоры о снабжении энергией и газом нельзя ни отрывать от поставки, ни отождествлять с ней. Он считал, что их следует рассматривать как самостоятельные, одновременно замечая, что они непосредственно примыкают к договору поставки [4, с. 277]. М.И. Брагинский отмечал, что указанные правоотношения отличаются от поставки ограниченной сферой применения и особым материальным объектом, которые не совпадают и по содержанию [2, с. 33]. С.М. Корнеев включал договоры о снабжении газом (вместе с договорами о снабжении электрической и тепловой энергией) в особую группу договоров о снабжении через присоединенную сеть, отмечая, что таковая обладает рядом присущих ей особенностей [5, с. 102-105].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

В последующий период некоторые ученые стали говорить о договоре о газоснабжении как о разновидности договора о энергоснабжении [6, с. 79-90], о применимости правил об энергоснабжении к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства [1, с. 12-15].

Очевидно, что вопрос о целесообразности субсидиарного применения к договорным отношениям по снабжению газом норм ГК РФ о поставках либо энергоснабжении, может быть решен посредством анализа исследуемых договорных отношений, выявлении их связи с договорными конструкциями поставки и энергоснабжения, их соотношения с договорами в сфере газовой отрасли.

В условиях рыночной экономики отпали прежние основания для использования договора поставки как необходимого правового инструмента в организации и функционировании хозяйственных связей во всех сферах товарооборота. В действующем ГК РФ было принято решение сохранить договор поставки, но не в качестве самостоятельной договорной конструкции, а как один из видов договора купли-продажи, по которому поставщик обязуется передать покупателю в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары. Складывающиеся в рассматриваемой сфере отношения, участниками которых стали предприятия трубопроводного транспорта, стали носить усложненный характер, сочетать в себе элементы различных обязательств и, следовательно, не укладываться в рамки поставочных отношений, регулируемых нормами ст. 506-534 ГК РФ. Известно, что основными конституирующими договор поставки обязанностями сторон являются: для поставщика - передача товара, а для покупателя - его приемка и оплата. Для выполнения указанных обязанностей необходима детализация требований, относящихся к сроку, способам поставки товаров, их ассортименту, качеству, комплектности, порядку приемки по количеству и качеству, порядку расчетов. Все отмеченные особенно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

сти, характерные для договора поставки, позволили сделать вывод о невозможности их применения в полной мере к отношениям по снабжению газом посредством магистрального трубопровода [13, с. 115].

Сложно согласиться с отнесением договора транспортировки газа к договору энергоснабжения, поскольку между указанными договорными конструкциями имеются существенные различия. В отличие от передачи газа через систему магистральных трубопроводов, подача энергии по договору энергоснабжения осуществляется посредством присоединенной сети, включающей в себя эксплуатируемые энергетические сети, приборы и другое оборудование энергоснабжающей организации, энергопринимающие устройства (энергоустановка) абонента, присоединенные к сетям энергоснабжающей организации, оборудование (приборы), обеспечивающие учет потребления энергии. Энерго-снабжающая организация обязана обеспечить получение абонентом соответствующего количества энергии на его энергоустановку путем подключения (доступа) через присоединенную сеть к мощностям энергосистемы. На абонента возлагаются обязанности обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, соблюдение режима потребления энергии как особого товара; энергоснабжающая организация наделена дополнительными правами по контролю над техническим состоянием энергоустановки абонента, его приборов и оборудования. Как справедливо отмечает Б.М. Сейнароев, «термин «присоединенная сеть» является заимствованным из электроэнергетики, где под ним понимается система электропередающих объектов (ЛЭП, трансформаторные подстанции и пр.)» [11, с. 128-141]. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 3, 4) к объектам электроэнергетики относит имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта

электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических сетей и осуществления передачи электрической энергии оборудование). С.Л. Ситников также полагает, что применительно к договору транспортировки ни о какой присоединенной сети в том понимании, в котором данная конструкция используется в ГК РФ применительно к договору энергоснабжения, речь идти не может [12, с. 62].

Таким образом, есть необходимость в придании определенности используемым в сфере газоснабжения договорным конструкциям, совершенствовании их нормативно-правовой регламентации1 .

Согласно ст. 27 ФЗ «О газоснабжении», организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии с Положением об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром». ОАО «Газпром» обеспечивает доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе на основе договоров, заключаемых этими организациями с ОАО «Газпром», или по поручению последней с

1 Законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте» в течение нескольких лет рассматривается Государственной Думой, однако до настоящего времени не принят. В законопроекте раскрывается понятие магистрального трубопроводного транспорта как вида транспорта, предназначенного для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями государственных стандартов и технических условий продукции по специальным трубопроводам, однако определения договора транспортировки в нем не содержится.

его газотранспортными организациями. Независимые организации для получения доступа к указанной газотранспортной системе должны представить в ОАО «Газпром» в определенные сроки заявки установленной формы, которые должны содержать сведения, перечисленные в п. 6-8 Положения об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром». При отсутствии достаточной для удовлетворения всех рассматриваемых заявок свободной мощности газотранспортной системы приоритет в поставке отдается: в первую очередь -поставщикам газа для коммунальных и бытовых нужд населения; во вторую очередь - организациям, которые реализуют и приобретают природный газ на товарных биржах; в третью очередь - поставщикам газа, предусматривающим поставки газа в течение более длительного срока по сравнению с другими заявителями. Заявки подлежат рассмотрению ОАО «Газпром» в установленном порядке и установленные сроки с возможностью принятия следующих решений: о согласии на заключение договора в соответствии с заявкой; о согласии на заключение договора с частичным удовлетворением заявки; о мотивированном отказе от заключения договора. О принятом решении в трехдневный срок сообщается организации-заявителю. При принятии решения о полном или частичном доступе к газотранспортной системе заключаются договоры о транспортировке газа по форме, разработанной ОАО «Газпром» в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указа нная форма не должна носить обязательного характера для сторон, заключающих договор, иное решение будет способствовать укреплению доминирующего положения ОАО «Газпром», предоставление ему возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на газовом рынке. Законодательство РФ, в том числе п. 4 ст. 427 ГК РФ, предусматривает возможность определять условия договора примерными условиями, которые имеют рекомендательный характер. Примерные условия могут быть изложены в форме при-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

мерного договора или иного документа, содержащего эти условия и опубликованного в печати. Правом издавать правила, обязательные для заключения и исполнения публичных договоров, наделено Правительство РФ (п. 4 ст. 426 ГК РФ). Императивные нормы таких типовых договоров и правил обязательны для контрагентов.

При несогласии независимой организации с принятым ОАО «Газпром» решением о частичном удовлетворении заявки или отказе от заключения договора независимая организация может обратиться в Федеральную энергетическую комиссию Российской Федерации, которая по результатам рассмотрения необходимых документов, представленных независимой организацией, принимает по указанному вопросу окончательное решение (п. 15). Возможность разрешения указанных споров судебными органами Положение не предусматривает.

Вопрос о доступе организаций к местным газораспределительным сетям решается Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации в соответствии с Положением об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям при наличии определенных технических условий, в том числе: свободной мощности в местных газораспределительных сетях, подводящих газопроводов и газопроводов-отводов к покупателям газа, а также иных требований.

Транспортировка газа по местным газораспределительным сетям производится на основании договора между газораспределительной организацией и поставщиком или покупателем газа. Для его заключения в газораспределительную организацию поставщик или покупатель должны представить копию договора поставки газа и заявку, в которой должны быть отражены данные, соответствующие указаниям Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям. Данным Положением установлены разные сроки подачи и рассмотрения указанных заявок в зависимости от сроков действия заключаемых договоров (на год, от года до пяти лет, более пяти лет) на транспортировку газа (п. 6, 8).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

Заявки подлежат регистрации в газораспределительной организации с указанием даты поступления. Отказ в приеме заявки при представлении в ней сведений, указанных п. 5 вышеназванного Положения, не допускается. Газораспределительной организацией по результатам рассмотрения заявки может быть принято решение: о согласии на заключение договора в соответствии с заявкой; о согласии на заключение договора с частичным удовлетворением заявки; о мотивированном отказе от заключения договора. О принятом решении газораспределительная организация обязана в трехдневный срок сообщить организации-заявителю. В случае возможности удовлетворить заявку (полностью или частично) газораспределительная организация в десятидневный срок направляет подавшей заявку организации проект договора о транспортировке газа, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Договор между сторонами должен быть заключен в течение одного месяца со дня получения проекта договора.

В литературе широко обсуждается вопрос о возможности предъявления в судебном порядке исков о понуждении к заключению договоров, опосредующих отношения по транспортировке энергоресурсов (нефти, нефтепродуктов, газа). Некоторые авторы решение вопроса о возможности понуждения к заключению таких договора связывают с их публичным характером [3, с. 543-545]. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора она может быть понуждена к заключению договора (ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ). В действующих нормативных актах отсутствует прямое указание на публичный характер данных договорных отношений. Однако получило распространение мнение о том, что при отсутствии в законе специального указания на публичность договора последний может быть отнесен к таковым исходя из сущности и публичного характера возникающих между контрагентами договорных взаимосвязей. В таком случае на указанные договорные отношения распространяется обязательный порядок их заключения. К та-

ковым отнесены предпринимательские договоры, заключаемые в сфере энергетики, которые по своей сущности рассматриваются как публичные.

Согласно другому подходу договоры, заключаемые субъектами естественных монополий, относятся к категории публичных [9, с. 597]. Федеральный закон от 17 мая 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также транспортировку газа по трубопроводам к деятельности субъектов естественных монополий (ст. 4).

Нельзя не отметить противоречивость судебно-арбитражной практики по данному вопросу. Например, ФАС Уральского округа в постановлении от 8 ноября 2007 г. № ФО9-9119/07-С 5 отмечает, что толкование судом норм законодательства о газоснабжении, согласно которому требовать заключения договора о транспортировке газа может только потребитель газа, необоснованно ограничивает круг лиц, чьи интересы обеспечиваются нормами антимонопольного законодательства. Тем самым суд близок к позиции о том, что газораспределительная организация, в силу антимонопольного законодательства, не вправе отказывать поставщику в заключении договора о транспортировке газа. Вместе с тем Президиумом ВАС РФ в постановлении от 5 апреля 2005 г. № 11857/04 была высказана иная позиция: договор о транспортировке газа не является публичным, поскольку действующее законодательство ограничивает круг лиц, имеющих право требовать от потребителей газа заключения договоров о его транспортировке.

Таким образом, в России отсутствует четко выстроенная система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере газоснабжения, не нашли законодательного закрепления легальные определения договорных конструкций, используемых в процессе снабжения газом потребителей. Проведенный анализ указывает на необходимость дальнейшего совершенствования как правового, так и договорного регулирования отношений, складывающихся при осуществлении по-

ставки и транспортировки газа посредством системы газопроводов.

Список литературы:

[1] Блинкова Е.В. Юридическая конструкция договора водоснабжения // Юрист. 2002. № 1.

[2] Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: Наука и техника, 1967.

[3] Гудков И.В., Лахно П.Г. Магистральные трубопроводы и право // Энергетика и право. Вып. 2. М., 2006.

[4] Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975.

[5] Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М.: Госюриздат, 1956.

[6] Куликова Л. О договоре энергоснабжения // Хозяйство и право. 1996. № 6.

[7] Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 317 «Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 08.08 2013 г.).

[8] Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изменениями и дополнениями от 27.08.2012 г).

[9] Предпринимательское право: Учебник / Отв. редактор В.С. Белых. М.: Проспект, 2008.

[10] Садиков О.Н. Правовые вопросы газоснабжения. М.: Юридическая литература, 1961.

[11] Сейнароев Б.М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. № 6.

[12] Ситников С.Л. Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. М.: Юстиц-информ, 2012.

[13] Шевченко Л.И. Проблемы совершенствования нормативно-правового и договорного регулирования отношений по снабжению газом потребителей // Газовая промышленность. 2014. № S704.

Spisok literatury:

[1] Blinkova E.V. Yuridicheskaya konstruk-ciya dogovora vodosnabzheniya // Yurist. 2002. № 1.

[2] Braginskij M.I. Obshhee uchenie o xozyajstvenny'x dogovorax. Minsk: Nauka i texnika, 1967.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

[3] Gudkov I.V., Laxno P.G. Magistral'ny'e truboprovody' i pravo // E'nergetika i pravo. Vy'p. 2. M., 2006.

[4] Ioffe O.S. Obyazatel'stvennoe pravo. M.: Yuridicheskaya literatura, 1975.

[5] Korneev S.M. Dogovor o snabzhenii e'lektroe'nergiej mezhdu socialisticheskimi organizaciyami. M.: Gosyurizdat, 1956.

[6] Kulikova L. O dogovore e'nergo-snabzheniya // Xozyajstvo i pravo. 1996. № 6.

[7] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.05.2002 g. № 317 «Ob utverzhdenii pravil pol'zovaniya gazom i predostavleniya uslug po gazosnabzheniyu v Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 08.08 2013 g.).

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2006 g. № 307 «O poryadke predostavleniya

kommunal'ny'x uslug grazhdanam» (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 27.08.2012 g).

[9] Predprinimatel'skoe pravo: Uchebnik / Otv. redaktor V.S. Bely'x. M.: Prospekt, 2008.

[10] Sadikov O.N. Pravovy'e voprosy' gazosnabzheniya. M.: Yuridicheskaya literatura, 1961.

[11] Sejnaroev B.M. Dogovor e'nergo-snabzheniya // Vestnik VAS RF. 2000. № 6.

[12] Sitnikov S.L. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie transportirovki nefti posredstvom sistemy' nefteprovodov. M.: Yusticinform, 2012.

[13] Shevchenko L.I. Problemy' sovershenst-vovaniya normativno-pravovogo i dogovornogo regulirovaniya otnoshenij po snabzheniyu gazom potrebitelej // Gazovaya promy'shlennost'. 2014. № S704.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.