Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ С УЧАСТИЕМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ С УЧАСТИЕМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / ДОГОВОР / CONTRACT / ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CONTRACTUAL RELATIONSHIP / ДОГОВОР ПОСТАВКИ / THE CONTRACT OF DELIVERY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудина Светлана Анатольевна

В статье рассматривается вопросы правового регулирования отношений, складывающиеся в сфере заключения и исполнения договора поставки с участием органов внутренних дел. Исследуются особенности заключения и исполнения договоров поставки органами внутренних дел и предлагаются на этой основе теоретические положения и практические рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the contract of delivery with the participation of the internal affairs bodies

The article considers the issues of legal regulation of relations in the sphere of conclusion and execution of the supply agreement with the participation of the internal Affairs bodies. Examines the features of the conclusion and execution of supply contracts by internal Affairs agencies and are offered on the basis of theoretical provisions and practical recommendations aimed at improving the legislation and practice of its application.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ С УЧАСТИЕМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Предпринимательское право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ С УЧАСТИЕМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

КУДИНА Светлана Анатольевна,

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Федерального государственного казенного учреждения высшего образования «Уфимский юридический институт МВД России». E-mail: k.svetlanna@yandex.ru

Краткая аннотаця: В статье рассматривается вопросы правового регулирования отношений, складывающиеся в сфере заключения и исполнения договора поставки с участием органов внутренних дел. Исследуются особенности заключения и исполнения договоров поставки органами внутренних дел и предлагаются на этой основе теоретические положения и практические рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

Abstract: The article considers the issues of legal regulation of relations in the sphere of conclusion and execution of the supply agreement with the participation of the internal Affairs bodies. Examines the features of the conclusion and execution of supply contracts by internal Affairs agencies and are offered on the basis of theoretical provisions and practical recommendations aimed at improving the legislation and practice of its application.

ставки.

Ключевые слова: Органы внутренних дел, договор, договорные отношения, договор по-

I.

Keywords: The bodies of internal Affairs, contract, contractual relationship, the contract of delivery.

Удовлетворение потребностей в материально-техническом обеспечении органов внутренних дел осуществляется путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Правовое регулирование указанных правоотношений осуществляется параграфами третьим и четвертым Гражданского кодекса РФ, специальными законами[1] и ведомственными нормативными актами[2].

Востребованность рассмотрения вопросов правового регулирования договора поставки с участием органов внутренних дел в российском законодательстве, обусловливается, прежде всего, тесной связью института поставки с содержанием происходящих в нашей стране экономических процессов, а также той ролью, которую играл и продолжает играть договор поставки в организации функционирования органов государственной власти России на протяжении всех исторических периодов её развития.

Несмотря на достаточное правовое регулирование на практике возникает немало проблем, связанных как с заключением договоров поставки, так и с их исполнением.

Анализ судебной практики и действующего законодательства, а также их комментарии, регулирующие рассматриваемые правоотношения, позволил выработать некоторые рекомендации, способствующие более эффективному применению данных договоров в деятельности органов внутренних дел.

При рассмотрении вопроса о правовом регулировании договора поставки необходимо учитывать и руководствоваться положениями параграфа 1 главы 30 ГК РФ («Общие положения о купле-продаже»), которые применяются к отдельным видам договоров купли-продажи (в том числе к договору поставки) субсидиарно, то есть тогда, когда соответствующий вопрос нормами об отдельных видах договора купли-продажи не урегулирован или урегулирован иначе, чем в параграфе 1 главы 30.

По вопросу, касающемуся применения норм ГК РФ о договоре поставки, необходимо также учитывать положения Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений гражданского кодекса Российской Фе-

дерации о договоре поставки»[3].

Говоря о предмете договора поставки, нельзя не заметить, что к таковому относятся не товары вообще, а товары, закупаемые или производимые поставщиком. При этом поставки производятся, как правило, крупными оптовыми партиями. Следует также принимать во внимание, что при договоре поставки имеет место сложная система договорных связей, при которых поставщик не всегда является производителем продукции (поставщиком может быть и посредник, реализующий продукцию с целью получения прибыли). Кроме того, момент заключения договора поставки, как правило, отделен от момента исполнения, и товара на момент заключения договора может не быть.

Следует обратить внимание на то, что государственным заказчиком может являться только федеральный орган исполнительной власти. Применительно к органам внутренних дел им является МВД России, которое на договорной основе может передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством РФ при утверждении государственных заказчиков.

При заключении договора поставки в обязательном порядке подлежат согласованию все существенные условия. При отсутствии в договоре существенных условий он, как правило, признается судами незаключенным, поскольку в соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В отношении срока исполнения обязательства по поставке товара как существенном условии договора поставки в судебной практике нет однозначного мнения. На наш срок исполнения обязательства по передаче товара является существенным, но определимым условием договора поставки. Отсутствие соглашения сторон о та-

ком сроке не влечет признания договора незаключенным, а срок исполнения в этом случае определяется в соответствии со ст. ст. 457 и 314 ГК РФ. Данное положение позволяющая с одной стороны использовать все требования, предусмотренные законодательством в случае нарушения существенных условий договора (например, односторонний отказ от договора и т.п.), а с другой - не лишает сторон возможности применять к возникшим правоотношениям нормы правового регулирования именно поставки, а не купли-продажи и в тоже время позволяет определить сроки, даже если они не были согласованы.

При описании товара указываются номера стандартов, технических условий, артикулов и других необходимых документов, на соответствие которым предстоит проверять поступившую продукцию. В случае сложной характеристики товара его описание дается в отдельном приложении, которое является неотъемлемой частью договора.

Количество поставляемого товара также определяется по соглашению сторон, исходя из потребностей покупателя, с учетом производственных и иных возможностей поставщика. Для описания количества используют общепринятые параметры веса, длины, объема, штуки. Если поставка по весу, то оговаривается вес товара брутто и нетто.

Некоторые продовольственные товары имеют тенденцию к изменению веса в процессе транспортировки и хранения. В этом случае используется предварительное соглашение по количеству и «допускается и позволяется оговорка «около 100 кг». Допускается сделать запись «+(-) 10%», в таком случае делается оговорка о том, кому из участников договора предоставляется право пользоваться отступлением от договора. Условие о количестве товара также будет считаться согласованным, даже если указанный в договоре объем поставок является ориентировочным и точное количество товара по каждой поставке оговаривается сторонами дополнительно.

Срок поставки может быть определен путем установления фиксированной даты поставки либо путем закрепления в договоре периода времени, в течение которого должна

быть произведена поставка (декада, месяц, квартал).

На практике возникают и иные вопросы, которые связаны с приемкой товара и прямо не урегулированы Гражданским кодексом РФ. Они носят частный характер, но могут быть важны для широкого круга хозяйствующих субъектов, столкнувшихся с подобной ситуацией. В частности, если внешние признаки несохранности груза (следы доступа и хищения) отсутствуют, составлять коммерческий акт в отношении перевозчика не требуется. Если в документах о приемке товара содержатся противоречивые сведения о его количестве, а также нет доказательств возникновения недостачи в период с момента выгрузки товара получателем до момента принятия его по количеству, то факт недопоставки судами доказанным не признается. Приемка товара, отпускаемого в штуках, осуществляется по количеству товара в штуках, а не по весу. Если получателю поставлен товар иной, чем предусмотрен договором между поставщиком и покупателем, и такой товар принят получателем, то между получателем и поставщиком была совершена разовая сделка поставки. Результаты исследований проб, отобранных для лабораторных испытаний при приемке товара с нарушением требований ГОСТа, применение которого согласовано сторонами в договоре, не признаются судом в качестве доказательства поставки некачественного товара. Товарная накладная подтверждает только факт получения товара покупателем, но не свидетельствует об отсутствии замечаний по качеству товара.

При принятии товара в соответствии с правилами, предусмотренными законом или договором, необходимо проверить: наименование и количество товара, его комплектность и качество, ассортимент, тару и упаковку и т.п.

Если в ходе принятия будет выявлено, что поставленный товар не соответствует договору по одной любой из указанных причин:

- некомплектность товаров;

- ошибочная поставка товара (незака-занный груз);

- поставка сверх необходимого количества, т.е. товара прибыло больше, чем предусмотрено договором;

- обнаружена недостача товаров;

- обнаружено несоответствие товаров требованиям о качестве;

- иные существенные недостатки товаров,

то в этом случае необходимо принять товар на ответственное хранение (т.е. обеспечить режим сохранности товара по всем параметрам, например поддержание определенного температурного режима, складирование, защита от негативного внешнего воздействия, защита от посягательств 3-х лиц и пр., а также принять меры к предотвращению смешения товара с другой однородной продукцией). Суды также считают, что в случае, если покупатель не обеспечивает сохранность некачественного товара при отказе от него, а также нарушает иные условия договора в случае поставки товара ненадлежащего качества, он считается принявшим такой товар и обязан его оплатить.

Необходимо также учитывать тот факт, что суды отказывают в удовлетворении заявляемых требований о замене некачественного товара, исходя из того, что такую замену покупатель может требовать только при обнаружении существенных недостатков товара в соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ. Обязанность доказать наличие существенных недостатков лежит на покупателе. Более того, если покупатель не предоставит доказательств, которые могли бы подтвердить, что продавец поставил товар иного, чем требовалось, качества, то суд не будет удовлетворять и иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 475 ГК РФ, в частности о возмещении расходов на устранение недостатков товара.

После принятия на ответственное хранение необходимо незамедлительно уведомить поставщика. Понятие «незамедлительно» означает «как только это окажется возможным». Способ уведомления определен законом, точнее в ст. 513 ГК РФ указан письменный способ, наглядно свидетельствующий о надлежаще доведенной информации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 514 ГК РФ поставщику вменяется в обязанность вывезти товар, принятый покупателем на ответственное хранение, или же распорядиться им иным образом в разумный срок. Этот разумный срок должен определяться в зависимости от ви-

да товара, длительности передачи тех или иных сообщений, срока, необходимого для принятия решения о судьбе товара.

В случае если поставщик не выполняет эту обязанность, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. Расходы, понесенные покупателем на возврат товара, принятие его на ответственное хранение или реализацию товара, должны быть ему возмещены поставщиком. Если покупатель сам реализовал товар, то из вырученной суммы он вычитает сумму, затраченную на реализацию, а оставшуюся часть передает поставщику.

Неисполнение вышеуказанных действий, скорее всего, приведет к ситуации, в которой будет утрачена возможность защиты своего права, а также к неоправданным убыткам.

Необходимо принимать во внимание, что согласно судебной практике при взыскании с поставщика неустойки за недопоставку товаров поставщик не признается просрочившим в случаях, когда он поставил товары ненадлежащего качества или некомплектные, однако покупатель не заявил требование об их замене, устранении силами поставщика недостатков либо доукомплектовании, и товары не приняты покупателем на ответственное хранение (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 1).

Следует особо обратить внимание на тот случай, что, если доказан факт неоплаты покупателем полученного товара, суд встает на сторону продавца и удовлетворяет иски о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами.

На основе анализе прав и обязанностей, возникающих у сторон договора поставки с участием ОВД, после его заключения, основной обязанностью ОВД (государственного заказчика), является прикрепление покупателя к поставщику. В свою очередь, у поставщика возникает право в случае, если прикрепление не будет совершено, потребовать от ОВД приемки и оплаты товаров, либо осуществить их реализацию по собственному усмотрению, отнеся на оплату ОВД разумных расходов по продаже товаров.

Исследовав действующий правовой порядок ответственности сторон по договору поставки для государственных нужд с участием

ОВД мы пришли к выводу, что ответственность за нарушение указанных обязательств строится по общей модели договорной ответственности предпринимателей на началах риска.

Основные положения об ответственности, предусмотренные за нарушения исполнения обязательств по договору поставки с участием ОВД, предусмотрены в ГК РФ. Однако меры ответственности могут содержаться и в ряде других федеральных законов, регулирующих отношения по поставке товаров для государственных нужд. Нормы об ответственности сторон, содержащиеся в различных федеральных законах, применяются в случае, когда они не противоречат положениям ГК РФ.

Одной из форм гражданско-правовой ответственности по договору поставки для государственных нужд, является неустойка, выплачиваемая поставщиком за просрочку или недопоставку товаров по государственному контракту в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции. Причем передача поставщиком товаров не соответствующих требованиям о качестве, а также некомплектных товаров, приравнивается к не поставке и влечет аналогичную ответственность.

Ответственность должника по договору поставки с участием ОВД предполагает зависимый характер предупредительной функции ответственности от компенсационной. Стороны договора в данном случае предпринимают предупредительные меры, направленные на недопущение нарушения договора при длящихся поставках во избежание необходимости компенсировать потери добросовестной стороне.

Так же не противоречит ст. 310 ГК РФ возможность одностороннего отказа ОВД от исполнения обязательств. В результате чего ОВД обязан возместить поставщику не только убытки в полном объеме, но и уплатить штрафные санкции, если они установлены на этот случай условиями государственного контракта из средств соответствующих (федеральных, региональных) бюджетов.

Особенности имущественной ответственности органов внутренних дел наиболее ярко проявляется в договорных обязательствах. Анализ договорных отношений позволяет сделать вывод, что органы внутренних дел в случае не-

исполнения или ненадлежащего исполнения обязательств несут только ограниченную имущественную ответственность. Эти ограничения установлены в примерных договорах и отражены в особых условиях ответственности, что не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, договорная имущественная ответственность органов внутренних дел наступает, когда они не исполнили или ненадлежащим образом исполнили свои обязанности по договору.

Имущественная ответственность наступает только в связи с нарушением органами внутренних дел своих обязанностей, предусмотренных договором. В случае невключения в условия договора отдельных обязанностей сотрудников (например, охрана жизни и здоровья, сопровождающих груз представителей собственника, охрана транспортных средств собственника) ставится под сомнение ответственность органа внутренних дел за бездействие своих сотрудников.

В случае вины органов внутренних дел, имущественная ответственность органов внутренних дел наступит в размере только реального ущерба, то есть объем возмещения будет носить ограниченный характер.

Не будет подлежать возмещению вред, причиненный в результате непреодолимой силы. Органы внутренних дел освобождаются от ответственности, когда они докажут отсутствие своей вины.

Основанием ответственности органа внутренних дел за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, являются, предусмотренные законом, условия гражданско-правовой ответственности. В отдельных договорах (например, в договоре об охране объектов) могут быть предусмотрены некоторые специальные условия: установление компетентным органом факта кражи, грабежа, разбойного нападения, уничтожения или повреждения имущества.

Факт кражи, грабежа, разбойного нападения, а также факт уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на объект, либо вследствие пожара или в силу других причин по вине работников, осуществляющих охрану объекта, должен быть

зафиксирован в определенной процессуальной форме. Ущерб должен быть определен органом дознания, следствия или судом, установившим факт кражи, разбоя, грабежа или повреждения имущества. Неустановление факта ущерба указанными органами, может явиться основанием для отказа в иске при рассмотрении дела в арбитражном суде.

Ответственность органа внутренних дел исключается, если будет доказано, что сотрудники приняли все меры для надлежащего исполнения обязанности, что не всегда происходит. Эта обязанность вытекает как из договора, так и из содержания правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Исходя из того, что основная функция гражданско-правовой ответственности и особенно договорной ответственности - компенсационная, заключающаяся в достижении имущественного положения, планируемого сторонами договора как результат его исполнения, размер любой меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорного обязательства должен соответствовать размеру причиненных его неисполнением убытков. Крайне низкий уровень возмещения убытков на практике чаще всего объясняется трудностями процесса доказывания.

В юридической литературе отмечалось, что из-за ограниченности прав, жесткого и всеобъемлющего контроля, установленного за расходами государственных учреждений, в том числе и за органами внутренних дел, вряд ли целесообразно сохранять за ними самостоятельную правосубъектность для участия в гражданском обороте. Они могли бы осуществлять гражданско-правовые сделки на основании доверенности, выдаваемой соответствующим органом.

В условиях рыночных отношений, по нашему мнению, необходимо расширить правовой статус органов внутренних дел, как участников гражданско-правовых отношений. Гражданская правосубъектность органов внутренних дел должна сближается с правосубъектностью других участников гражданского оборота.

Вместе с тем, ряд гражданско-правовых договоров с участием органов внутренних дел урегулированы подзаконными (ведомственными) нормативными актами, применимыми толь-

ко к отношениям с участием указанных органов, что свидетельствует о специфике возникающих гражданских правоотношений.

На основе изложенного необходимо сделать вывод, что порядок заключения и исполнения договоров с участием органов внутренних дел имеет специфические особенности.

Основанием возникновения обязательств, связанных с оказанием различных услуг органами внутренних дел, как правило, является сложный юридический состав: административный акт уполномоченного государственного органа и договора.

Таким образом, исходя из сказанного выше, органы внутренних дел, реализуя правоохранительные функции, как и любое другое юридическое лицо, систематически взаимодействуют с другими субъектами хозяйственного

Библиография:

1.

2.

3.

оборота и вступают в правоотношения, которые непосредственно связаны с гражданскими, в том числе, выступая в качестве субъектов договорных обязательств.

Договорные отношения не имеют специального правового регулирования для случаев, когда стороной является органы внутренних дел. В связи с этим представляется необходимым формирование и развитие законодательной и ведомственной правовой регламентации договорной работы, а также расширение общего правового статуса органов внутренних дел, как участников гражданско-правовых отношений.

Участие подразделений и должностных лиц МВД РФ в предпринимательских отношениях носит в целом вспомогательный характер и продиктовано необходимостью успешного выполнения поставленных перед ОВД задач.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 (ред. от 25.12.2014) «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. 27.02.2006. № 9. Ст. 1017.

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // Хозяйство и право. № 7. 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.