Научная статья на тему 'Правовое регулирование договора перевозки грузов железнодорожным транспортом'

Правовое регулирование договора перевозки грузов железнодорожным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3479
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЕРЕВОЗКА / ХАРАКТЕР ДОГОВОРА / ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ / ЗАЯВКА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА / RAILWAY TRANSPORTATION / THE NATURE OF THE CONTRACT / THE EMERGENCE OF RIGHTS AND OBLIGATIONS / THE APPLICATION FOR THE CARRIAGE OF GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукаш М. Ю., Асадова Ж. Н.

Специфика любого вида договора предопределяется моментом возникновения прав и обязанностей. Данный вопрос применительно к договору железнодорожной перевозки грузов является достаточно актуальным, поскольку на современном этапе среди цивилистов отсутствует единое мнение относительно рассматриваемой проблемы. Во многом это связано с различным толкованием норм Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся регулирования перевозки, а также положений специального законодательства, в частности, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Важной особенностью договора железнодорожной перевозки грузов является обязательность составления заявки на перевозку груза железнодорожным транспортом. При этом законодателем не только предусмотрена необходимость ее составления, но и в подзаконных нормативных актах определено ее содержание. На сегодняшний день указанная заявка одними учеными рассматривается как самостоятельный договор, другими как предварительный договор, заключаемый для целей последующего согласования условий договора железнодорожной перевозки, третьими как некая обязательная составляющая договора перевозки, не обладающая автономией по отношению к основному договору перевозки, но в то же время и не подпадающая под действие правил о предварительном договоре. Правовая квалификация составления заявки на перевозку груза железнодорожным транспортом имеет важное значение для определения характера договорных отношений по перевозке груза железнодорожным транспортом. В статье рассматриваются как позиции современных ученых, так и исследователей советского и дореволюционного периодов, что позволяет сформировать комплексную оценку по поставленному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT OF CARRIAGE OF GOODS RAILWAY TRANSPORT

The specifics of any type of contract is predetermined by the moment of rights and obligations. This issue in relation to the contract of carriage of goods by rail is quite relevant, because at the present stage among the civilists there is no consensus on this problem. This is largely due to different interpretations of the norms of the Civil code of the Russian Federation relating to the regulation of transportation, as well as the provisions of special legislation, in particular, the Charter of railway transport of the Russian Federation. An important feature of the contract of carriage of goods by rail is the obligation to draw up an application for the carriage of goods by rail. Thus, the legislator provides not only the necessity of its compilation, but also subordinate legislation defined by its content. To date, this application is considered by some scientists as an independent contract, by others as a preliminary contract concluded for the purpose of subsequent agreement of the terms of the railway contract, by others as a certain mandatory component of the contract of carriage, which does not have autonomy in relation to the main contract of carriage, but at the same time and is not subject to the rules on the preliminary contract. The legal qualification of the application for the carriage of goods by rail is important to determine the nature of the contractual relationship for the carriage of goods by rail. This article discusses the position of modern scientists and researchers of the Soviet and pre-revolutionary periods, which allows to form a comprehensive assessment of the issue.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование договора перевозки грузов железнодорожным транспортом»

актуальные проблемы

2019' 1

частного права

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT OF CARRIAGE OF

GOODS RAILWAY TRANSPORT

УДК 347.4

м.ю. лукдш MIKHAIL Y. LUCASH

(АРбитражный суд БелгоРодской области, (Arbitration Court of the Belgorod Region,

Россия Белгород) Belgorod, Russia)

a08.mlukash@arbitr.ru

Ж.н. асадова,

магистрант

(Белгородский университет кооперации, экономики и права, Россия, Белгород)

zHANNA N. ASADOVA,

Master's student (Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russia)

Аннотация: специфика любого вида договора предопределяется моментом возникновения прав и обязанностей. Данный вопрос применительно к договору железнодорожной перевозки грузов является достаточно актуальным, поскольку на современном этапе среди цивилистов отсутствует единое мнение относительно рассматриваемой проблемы. Во многом это связано с различным толкованием норм Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся регулирования перевозки, а также положений специального законодательства, в частности, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Важной особенностью договора железнодорожной перевозки грузов является обязательность составления заявки на перевозку груза железнодорожным транспортом. При этом законодателем не только предусмотрена необходимость ее составления, но и в подзаконных нормативных актах определено ее содержание.

На сегодняшний день указанная заявка одними учеными рассматривается как самостоятельный договор, другими - как предварительный договор, заключаемый для целей последующего согласования условий договора железнодорожной перевозки, третьими - как некая обязательная составляющая договора перевозки, не обладающая автономией по отношению к основному договору перевозки, но в то же время и не подпадающая под действие правил о предварительном договоре.

Правовая квалификация составления заявки на перевозку груза железнодорожным транспортом имеет важное значение для определения характера договорных отношений по перевозке груза железнодорожным транспортом.

В статье рассматриваются как позиции современных ученых, так и исследователей советского и дореволюционного периодов, что позволяет сформировать комплексную оценку по поставленному вопросу.

ключевые слова: железнодорожная перевозка, характер договора, возникновение прав и обязанностей, заявка на перевозку груза.

Для цитирования: Лукаш М.Ю., Асадова Ж.Н. Правовое регулирование договора перевозки грузов железнодорожным транспортом // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 1. С. 37-41.

Abstract: the specifics of any type of contract is predetermined by the moment of rights and obligations. This issue in relation to the contract of carriage of goods by rail is quite relevant, because at the present stage among the civilists there is no consensus on this problem. This is largely due to different interpretations of the norms of the Civil code of the Russian Federation relating to the regulation of transportation, as well as the provisions of special legislation, in particular, the Charter of railway transport of the Russian Federation.

An important feature of the contract of carriage of goods by rail is the obligation to draw up an application for the carriage of goods by rail. Thus, the legislator provides not only the necessity of its compilation, but also subordinate legislation defined by its content.

To date, this application is considered by some scientists as an independent contract, by others as a preliminary contract concluded for the purpose of subsequent agreement of the terms of the railway

2019'1

актуальные проблемы

частного права

contract, by others as a certain mandatory component of the contract of carriage, which does not have autonomy in relation to the main contract of carriage, but at the same time and is not subject to the rules on the preliminary contract.

The legal qualification of the application for the carriage of goods by rail is important to determine the nature of the contractual relationship for the carriage of goods by rail.

This article discusses the position of modern scientists and researchers of the Soviet and pre-revolutionary periods, which allows to form a comprehensive assessment of the issue.

Keywords: railway transportation, the nature of the contract, the emergence of rights and obligations, the application for the carriage of goods.

For citation: Lucash M.Y., Asadova Z.N. Legal regulation of the contract of carriage of goods railway transport // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 1. P. 37-41.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы железнодорожной перевозки, является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации1. Наряду с ним вопросы перевозки в самом общем виде урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации2.

Однако следует принимать во внимание, что одни и те же нормы Гражданского кодекса Российской Федерации касаются как железнодорожных, так и иных видов перевозок. Тем самым с учетом специфики формы перемещения грузов очевидно, что положения главы 40 ГК РФ определяют лишь отдельные дефиниции и формат ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств.

Кроме того, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся перевозки, зачастую сформулированы следующим образом: устанавливается общее правило и вместе с ним содержится оговорка о возможности иного правового регулирования.

В частности, такой порядок является характерным для определения провозной платы. Статья 790 ГК РФ гласит, что размер платы за перевозку грузов определяется по соглашению сторон, однако иное может быть предусмотрено не только законом, но и иными правовыми актами.

Применительно к железнодорожным перевозкам размер вознаграждения перевозчика устанавливается в административном порядке органами исполнительной власти3. Логика подобного правового регулирования вполне объяснима и связана с монопольным положением перевозчика в соответствующем сегменте рынка.

1 Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 170.

2 Далее - ГК РФ.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных

перевозок» // Собрание законодательства Российской Феде-

рации. 2009. № 32. Ст. 4051.

Указанное обстоятельство оказывает влияние и на многие другие аспекты железнодорожных перевозок и в конечном итоге фактически нивелирует важнейший гражданско-правовой принцип -принцип свободы договора4.

В этом отношении современное российское законодательство последовательно реализует исторически сложившуюся концепцию о преобладании административно-правового метода правового регулирования над диспозитивным в отношении железнодорожных перевозок5.

Несмотря на длительное развитие института железнодорожных перевозок, в научной литературе существует множество вопросов, по которым исследователи не могут сформировать единого взгляда.

Так, можно встретить различные позиции по вопросу о моменте возникновения обязательства при перевозке железнодорожным транспортом. По данной проблеме высказывались многие именитые цивилисты. При этом одни из них полагали договор железнодорожных перевозок реальным [1, с. 91-93], другие - консенсуальным [2, с. 281; 3, с. 64; 4, с. 48], третьи предлагали объединить обе ранее изложенные точки зрения и в зависимости от обстоятельств считали, что договор может быть как реальным, так и консенсуальным [5, с. 560-561].

Конечно, в определенной мере возникновение подобной дискуссии связано со спецификой законодательной техники и содержанием соответствующих норм. Так, преобладание в советской историографии позиции о консенсуальном характере перевозки груза железнодорожным транспортом связано с наличием в Уставе железных дорог положения об обязательности представления специальной заявки, предваряющей процесс перевозки (для перевозок, выходящих за пределы плана), либо внесения перевозки в соответствующий план.

4 Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд. - Москва: Статут, 2011. Т. 1. С. 76.

5 Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права: в 2 т. - Москва: Императорский Казанский университет, 1902. С. 212-213.

актуальные проблемы частного права

2019' 1

Даже на современном этапе в Транспортном уставе железных дорог 1998 года содержалась формулировка, позволявшая утверждать о кон-сенсуальности договора перевозки соответствующего вида. Так, ст. 31 вышеуказанного устава содержала следующую формулировку: «В соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза»6. Таким образом, консенсуальный характер договора железнодорожных перевозок складывался исторически.

В настоящее время правоотношения грузоотправителя и перевозчика подлежат урегулированию в договоре об организации перевозок грузов, который дополняется составлением специальной заявки определенной формы7. Совокупность норм, регулирующих составление приведенных документов, позволяет более четко сформировать представление о характере договора железнодорожной перевозки.

Однако анализ п. 1 ст. 791 и п. 1 ст. 794 ГК РФ позволяет утверждать, что составление заявки имеет факультативное значение, поэтому подача транспортных средств под погрузку должна осуществляться даже в ее отсутствие на основании заключенного договора об организации перевозок грузов [6].

В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ перевозчик обязан доставить переданный ему груз и передать его управомоченному грузополучателю. При этом о заключении договора перевозки груза свидетельствует выдача транспортной накладной.

Указанные законоположения позволяют квалифицировать договор перевозки как реальный [6], хотя в некоторых источниках по-прежнему сохраняется позиция о двойственности подобного договора и его возможном консенсуальном характере, по крайней мере, в случае если перевозчик берет на себя обязательство предоставить транспорт раньше, чем произойдет передача груза8.

Ситуация осложняется тем, что в Модельном уставе железных дорог СНГ законодателем предложен консенсуальный характер договора железнодорожной перевозки. В частности, ст. 32

6 Федеральный закон от 08.01.1998 № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 218.

7 Приказ Минтранса России от 27.07.2015 № 228 «Об утверждении Правил приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru

8http://center-yf.ru/data/ip/konsensualnyy-dogovor-perevozki.

php (дата обращения: 28.01.2019).

Модельного устава предусмотрено, что в соответствии с данным договором железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать грузополучателю, а грузоотправитель - оплатить перевозку9.

При таких обстоятельствах по существу можно говорить о том, что на сегодняшний день характер договора в рамках перевозок Россия-СНГ поставлен в зависимость от территории, на которой были оказаны соответствующие услуги, что, безусловно, является нерациональным. Представляется, что российскому законодателю следует выработать единый подход к организации железнодорожных перевозок.

Безусловно, в рамках действующего законодательства составление и согласование заявки на перевозку груза является неотъемлемым элементом железнодорожных перевозок, что вполне логично, исходя из характера самого договора и фактических действий, подлежащих выполнению перевозчиком.

Железнодорожные перевозки предполагают согласование множества деталей, поэтому даже некоторые сторонники подхода о реальном характере подобного вида договоров полагают консенсуальную модель более приемлемой для участников гражданского оборота [8, с. 32].

Специфика железнодорожных перевозок состоит в том, что фактическим действиям по перевозке груза предшествует составление заявки особой формы. Применительно к данному факту высказывается позиция о том, что правоотношения, вытекающие из составления и подписания такой заявки, имеют договорную природу10.

А.М. Соколов дополняет подобную точку зрения утверждением об отсутствии самостоятельности такого договора. Весьма сомнительно, с позиции автора, говорить при его наличии о возможности возникновения полноценных договорных отношений по железнодорожной перевозке груза [6].

В данном случае уместно сказать, что, согласно позиции Ю.В. Романца, договорное обязательство имеет смысл только при наличии устраивающего обе стороны экономического и правового результата [9, с. 92].

Изложение договорных условий в заявке на железнодорожную перевозку не позволяет достигнуть соглашения, представляющего собой

9 Модельный законодательный акт «Устав железных дорог» (принят в г. Санкт-Петербурге 3 апреля 1999 г. Постановлением 13-5 на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. 1999. № 21. С. 85-134.

10 Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд. - Москва: Статут, 2011. Т. 1. С. 679-680.

2019'1

актуальные проблемы

конечный интерес для участников сделки. Очевидно, что сама по себе погрузка и заполнение вагона не имеют экономической ценности для грузоотправителя и перевозчика.

В этом контексте заявка на перевозку груза железнодорожным транспортом может быть расценена как предварительный договор применительно к п. 1 ст. 429 ГК РФ. Однако такая квалификация правоотношений будет являться, на наш взгляд, неверной.

В связи с этим следует отметить, что конструкция предварительного договора по существу является надстройкой и договорные правоотношения вполне могут складываться и без заблаговременного согласования условий окончательной сделки.

В случае с железнодорожной перевозкой перемещение груза в отсутствие заявки невозможно. По крайней мере, с правовой точки зрения у такой сделки будет отсутствовать важный формальный элемент, что значительно повышает юридические риски каждой из сторон договора в случае расхождения в позиции относительно его заключения и надлежащего исполнения.

Но не менее важным возражением к вопросу о квалификации заявки на железнодорожную перевозку как предварительного договора является тот факт, что в указанном документе не определяются условия самой перевозки, поскольку участники правоотношений лишь определяют порядок погрузки, и на этом цель составления заявки является выполненной. Расширение условий заявки представляется весьма сомнительным в условиях согласования ее формы органом исполнительной власти.

Кроме того, специфичны и санкции за невыполнение заявки на железнодорожную перевозку груза. Нормы о предварительном договоре воплощают иную концепцию ответственности за его неисполнение.

В научной литературе также принято разграничивать заявку на железнодорожную перевозку от договора на подачу и уборку вагонов ввиду

частного права

различия предмета регулирования в каждом из этих документов [6].

Между тем, несмотря на изложенные обстоятельства, заявка на перевозку груза железнодорожным транспортом, как уже указывалось выше, не может порождать самостоятельного обязательства, а потому, по мнению А.А. Довго-полова, Ю.А. Романовой, не может рассматриваться как самостоятельный договор, а является одной из важных составляющих к договору перевозки [10, с. 31].

Совокупность перечисленных обстоятельств приводит А.М. Соколова к выводу о том, что в рамках действующего правового регулирования договор перевозки груза железнодорожным транспортом является консенсуальным, однако подобная конструкция не может быть признана удачной и нуждается в корректировке. С этой целью ученый предлагает внести соответствующие изменения в п. 1 ст. 785 ГК РФ [6].

Резюмируя изложенное, следует отметить, что на сегодняшний день среди ученых-цивилистов нет единства во мнении относительно характера договора железнодорожной перевозки груза и его неотъемлемой составляющей -заявки на перевозку груза железнодорожным транспортом.

На наш взгляд, заявка на перевозку груза представляет собой составной и необходимый элемент железнодорожной перевозки, однако не обладает характеристиками, позволяющими квалифицировать ее как самостоятельный договор или предварительный договор применительно к ст. 429 ГК РФ. Имея некоторые признаки, характерные для предварительного договора, заявка на перевозку груза тем не менее с юридической точки зрения обладает очевидными особенностями, поэтому подобная квалификация возможна только условно, при наличии значительного количества оговорок, определенных в рамках специального правового регулирования соответствующих правоотношений.

Литература

1. Тарасов М.А. Договор перевозки. - Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1965. 456 с.

2. Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. - Москва: ЮрИнфоР, 2001. 448 с.

3. Плавтов Н. Очерки русского железнодорожного права. - Харьков: Н.В. Петров, 1902. 184 с.

4. Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. - Москва: Юридическая литература, 1966. 262 с.

5. Иоффе О.С. Обязательственное право. - Москва: Юридическая литература, 1975. 880 с.

6. Соколов А.М. Особенности договора железнодорожной перевозки / Опыты цивилистического исследования: сборник статей / отв. ред. А.М. Ширвиндт, Н.Б. Щербаков. - Москва: Статут, 2016. С. 253-288.

7. Хрисанов В.А., Михайликов В.Л., Тищенко И.В., Меняйло Л.Н. Основные проблемы, возникающие при рассмотрении споров в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (в том числе органов внутренних дел) // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 3. С. 205-208.

8. Витрянский В.В. Договор перевозки. - Москва: Статут, 2001. 526 с.

9. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. - Москва: Юристъ, 2001. 496 с.

10. Довгополов А.А., Романова Ю.А. Договор железнодорожной перевозки грузов: правовая природа, заключение и субъектный состав // Транспортное право. 2007. № 1. С. 30-38.

актуальные проблемы

2019' 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

частного права

References

1. Tarasov M.A. Dogovor perevozki. - Rostov-na-Donu: Rostovskii universitet, 1965. 456 s.

2. Tsitovich P.P. Ocherk osnovnykh ponyatii torgovogo prava. - Moskva: YurlnfoR, 2001. 448 s.

3. Plavtov N. Ocherki russkogo zheleznodorozhnogo prava. - Khar'kov: N.V. Petrov, 1902. 184 s.

4. Shvarts Kh.I. Pravovoe regulirovanie perevozok na avtomobil'nom transporte. - Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1966. 262 s.

5. loffe O.S. Obyazatel'stvennoe pravo. - Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1975. 880 s.

6. Sokolov A.M. Osobennosti dogovora zheleznodorozhnoi perevozki / Opyty tsivilisticheskogo issledovaniya: sbornik statei / otv. red. A.M. Shirvindt, N.B. Shcherbakov. - Moskva: Statut, 2016. S. 253-288.

7. Khrisanov V.A., Mikhailikov V.L., Tishchenko I.V., Menyailo L.N. Osnovnye problemy, voznikayushchie pri rassmotrenii sporov v sfere zakupok tovarov, rabot i uslug dlya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd (v tom chisle organov vnutrennikh del) // Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskii zhurnal. 2015. № 3. S. 205-208.

8. Vitryanskii V.V. Dogovor perevozki. - Moskva: Statut, 2001. 526 s.

9. Romanets Yu.V. Sistema dogovorov v grazhdanskom prave Rossii. - Moskva: Yurist», 2001. 496 s.

10. Dovgopolov A.A., Romanova Yu.A. Dogovor zheleznodorozhnoi perevozki gruzov: pravovaya priroda, zaklyuchenie i sub»ektnyi sostav // Transportnoe pravo. 2007. № 1. S. 30-38.

(статья сдана в редакцию 30.01.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.