г
*
НА УЧНЫЕ ИССЛЕДОВА НИЯ АСПИРА НТОВ И СОИСКА ТЕЛЕЙ
Аперян Жарен МланВвлоВич
ПраВоВое регулироВание деятельности налоговых органоВ по сбору и обра/Лотке информации
Информация играет особую роль в налоговых правоотношениях. Ее основное предназначение - служить целям своевременного и полного поступления налогов и сборов в доход государства. Автор статьи анализирует нормативные правовые акты, регулирующие деятельность налоговых органов по сбору и обработке информации.
Информация, налоги, налогоплательщики, правоотношения, налоговые органы, законодательство, сбор, анализ, обработка информации.
онституция Российской Федерации закрепила право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию О
любым законным способом» [1]. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ право на информацию характеризуется неотчуждаемостью и принадлежностью каждому от рождения (носит естественный характер). В налоговых правоотношениях принадлежность объективируется в обладании правом на информацию налогоплательщиков - физических лиц и организаций. Деятельность же налоговых органов по исполнению фискальной и контрольной функций предполагает собирание (формирование информационной базы), анализ, хранение, передачу, обмен информации и др. Для этих целей 5С
налоговые органы используют современные информационные технологии.
Формирование законодательства об информации в Российской Федерации началось с положений, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. №966, утвердившего Концепцию правовой информатизации России [2]. Цель Концепции - формирование нормативной базы правовой информатизации российского общества. В Концепции говорится о том, что общество может развиваться более динамично, если будет обеспечено удобное «распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей», что является «едва ли не главнейшим достоинством в окружающем нас мире». Я Согласно требованиям Концепции государственная политика Российской Федерации в облас- ТП ти формирования и использования правовых информационных ресурсов осуществляется с учетом интересов субъектов Российской Федерации, тенденций международного сотрудничества, реальных возможностей индустрии информатизации в условиях рыночной экономики.
В соответствии с Концепцией были приняты Федеральные законы от 13 января 1995 г. №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [3]; от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [4]; от 4 июля 1997 г. №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» [4] и другие нормативные правовые акты, регламентирующие механизм формирования информационного общества, удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан. Федеральные законы №24-ФЗ и №85-ФЗ утратили силу с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5] (далее Закон «Об информации...).
К
И
К
л 1
о
м
•<
ей И
К
о
ас ££
к ё
о щ
о
м
Законодательство в сфере информации закрепляет не только соответствующие информационные права граждан, но и обязанности государственных органов власти по информационному обеспечению решения задач социально-экономического развития общества [6].
Следует отметить, что Закон «Об информации...» наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства [7]. Для этих целей исполнительные органы (в т.ч. налоговые органы), органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:
1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;
2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации [8].
Закон «Об информации.» в соответствии с законодательством Российской Федерации закрепляет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность за нарушение его требований. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации (см. ст. 17).
До недавнего времени в России действовало более 500 нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, связанные с информацией в различных сферах жизни общества. В гражданском законодательстве информационные отношения корреспондируются с интеллектуальной собственностью, исключительными правами, авторским правом и т.п. Вопросы приобретения прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регулируются ч. IV ГК РФ. Но гражданское информационное право включает в себя лишь нормы, которые регулируют отношения между равноправными, автономными и имущественно самостоятельными субъектами (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
В одном из комментариев к Закону «Об информации.» сказано: информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они сопровождают другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. «Информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами» [9].
Проведенный анализ действующих в настоящее время нормативных правовых актов, регулирующих сферу информационных отношений позволил автору прийти к выводу о том, что эти акты являются нормативными правовыми актами различных отраслей права: гражданского, административного, финансового, права информационной безопасности и др.
Имеет место точка зрения, что информационные отношения в своем преимуществе являются административными отношениями, поскольку информация является [10]:
а) особым ресурсом государственного управления;
б) объектом государственного управления;
в) результатом деятельности органов власти;
г) средством управляющего воздействия на социальный процесс.
НК РФ не является нормативным правовым актом, который регулирует отношения в области информации. Налоговые правоотношения имеют свою специфику в сравнении с иными отношениями в обществе: они связаны с необходимостью сбора и обработки информации для целей проведения налогового контроля и обеспечения своевременного и полного поступления в бюджет государства налогов и сборов. Информация, которая становится доступна налоговым органам и ее должностным лицам, имеет отношение к налоговой и коммерческой тайне нало-неплательщиков. В связи с чем она должна быть защищена. Поэтому в положениях НК РФ содержатся отдельные нормы, тем или иным образом защищающие права налогоплательщиков от разглашения информации, ставшей известной налоговому органу (должностным лицам) в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей. К таким нормам можно отнести
г
ст. 16, 21, 31, 40, 46, 75, 76, 80, 82, 83, 85, 86, 89, 90, 93, 93.1, 101, 101.4, 111, 140 НК РФ. Отдельно следует выделить положения ст. 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки, ст. 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. А также положения ст. 118, устанавливающей запрет на нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке; ст. 126 - непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и ст. 129.1 - неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу.
Налоговые правоотношения имеют еще одну специфичность - они регулируются множеством ведомственных актов, в которых также тем или иным образом затрагиваются вопросы, связанные с поступлением информации в налоговые органы от различных источников. К ним можно отнести, например: Письмо МНС РФ от 02 августа 2000 г. №БГ-6-01/584@ «О порядке публикации сведений о действующих налогах и сборах» [11]; Разъяснения ФНС РФ от 28 декабря 2009 г. «По вопросам использования Online-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» [11]; Приказ МВД РФ от 26 декабря 2003 г. №1033 (ред. от 10 февраля 2009 г.) «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну» [12]; Приказ МНС РФ №АП-3-09/335, ФСФО РФ №118 от 22 октября 1999 г. (с изм. от 08 июля 2002 г.) «О Порядке обмена информацией между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также их территориальными органами» [13]; Письмо ФНС РФ от 11 июня 2009 г. №МН-22-6/469@ (ред. от 26 марта 2010 г.) «О предоставлении информации» [14] и др.
Ведомственные акты закрепляют отношения, складывающиеся между налоговыми органами, иными субъектами налогового администрирования и налогоплательщиками по вопросам получения, предоставления, пользования, обработки и распространения (нераспространения), хранения информации и т.д.
Правовое регулирование информационных отношений обладает международной составляющей. Это проявляется в появлении большого количества межнациональных и международных правовых норм. Роль международных договоров, заключенных Российской Федерацией с иными государствами в налоговых правоотношениях трудно переоценить. В настоящее время Россией заключено 76 международных договоров (соглашений) [14]. Конституция Российской Федерации закрепила приоритет международных договоров над нормами национального законодательства. Это положение подтверждается ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».
Важнейшим международным актом, определяющим принципиальный подход России к политике развития и правового регулирования процессов информатизации, расширение доступности и информационного наполнения сети Интернет, является Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании стран «Восьмерки» 22 июля 2000 г. [15] Участники этого международного договора подтверждают приверженность принципу участия всех людей во всемирном информационном процессе. Необходимость ликвидации международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва)): все люди повсеместно без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества.
Рядом международных соглашений предусматривается информационный обмен путем передачи данных. Это, в частности, заключенное в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г. [15], Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. [16] и др.
Правительством Российской Федерации 20 мая 2010 г. одобрены «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» [17]. Среди основных направлений Правительством РФ выделены вопросы, связанные с повышением
<¿2 О
¡□с о
я
¡□U >
о ■-п
к
¡=1
•по
>■
bd о
л 1
о
м
•<
ей И
К
о ас
качества налогового администрирования и международным сотрудничеством, интеграцией в международные организации и соглашения, информационный обмен. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, на основании этого документа вносятся изменения в законодательство о налогах и сборах. Все это приводит к увеличению открытости и прогнозируемости налоговой политики государства.
Проведенное исследование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов по сбору, обработке, хранению, передаче информации, позволило автору сделать вывод о том, что юридическую основу этой деятельности составляют: Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты, акты муниципальных образований.
Литература
[1] Пункт 4 ст. 29.
[2] САПП РФ. 1993. - №27. - Ст. 2521.
[3] В ред. от 12 мая 2009 г. // СЗ РФ. 1995. - №3. - Ст. 170.
[4] В настоящее время утратил силу.
[5] СЗ РФ, 2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3448.
[6] Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. -М.: ВГНА, 2007. - С. 193.
[7] Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2007. - С. 31.
[8] ч. 2 ст. 12 указанного закона.
[9] Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Указ. раб.- С.3.
[10] Там же. - С.33. См. также: Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. - М.: ЮЛ, 1989; Тихомиров ЮА Публичное право. - М.:БЭК, 1995. - С. 198-199.
[11] Документ опубликован не был // См. СПС Консультант Плюс.
[12] Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2004 г. №5443.
[13] Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 2000. - №1.
[14] В данном виде документ опубликован не был // СПС Консультант Плюс.
[15] См., напр., Кобзарь-Фролова М.Н. Концептуальные основы теории налоговой деликтологии: Монография, 2010 (приложение).
[16] См. Дипломатический вестник. - 2000. - №8.
[17] Бюллетень международных договоров. - М., 1993. - №6. - С. 39-40.
[18] Бюллетень международных договоров. - М., 1993. - №6. - С. 33-35.
[19] Документ опубликован не был.
К
о щ
о
м