Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности налоговых органов по сбору и обработке информации'

Правовое регулирование деятельности налоговых органов по сбору и обработке информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
604
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / НАЛОГИ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СБОР / АНАЛИЗ / ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аперян Карен Манвелович

Информация играет особую роль в налоговых правоотношениях. Ее основное предназначение служить целям своевременного и полного поступления налогов и сборов в доход государства. Автор статьи анализирует нормативные правовые акты, регулирующие деятельность налоговых органов по сбору и обработке информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the tax authorities to collect and process information

Information plays an important role in the tax legal. Its primary purpose to serve the purposes of the timely and full receipt of taxes and fees to the state. The author analyzes the normative legal acts regulating the activities of tax authorities to collect and process information.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности налоговых органов по сбору и обработке информации»

г

*

НА УЧНЫЕ ИССЛЕДОВА НИЯ АСПИРА НТОВ И СОИСКА ТЕЛЕЙ

Аперян Жарен МланВвлоВич

ПраВоВое регулироВание деятельности налоговых органоВ по сбору и обра/Лотке информации

Информация играет особую роль в налоговых правоотношениях. Ее основное предназначение - служить целям своевременного и полного поступления налогов и сборов в доход государства. Автор статьи анализирует нормативные правовые акты, регулирующие деятельность налоговых органов по сбору и обработке информации.

Информация, налоги, налогоплательщики, правоотношения, налоговые органы, законодательство, сбор, анализ, обработка информации.

онституция Российской Федерации закрепила право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию О

любым законным способом» [1]. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ право на информацию характеризуется неотчуждаемостью и принадлежностью каждому от рождения (носит естественный характер). В налоговых правоотношениях принадлежность объективируется в обладании правом на информацию налогоплательщиков - физических лиц и организаций. Деятельность же налоговых органов по исполнению фискальной и контрольной функций предполагает собирание (формирование информационной базы), анализ, хранение, передачу, обмен информации и др. Для этих целей 5С

налоговые органы используют современные информационные технологии.

Формирование законодательства об информации в Российской Федерации началось с положений, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. №966, утвердившего Концепцию правовой информатизации России [2]. Цель Концепции - формирование нормативной базы правовой информатизации российского общества. В Концепции говорится о том, что общество может развиваться более динамично, если будет обеспечено удобное «распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей», что является «едва ли не главнейшим достоинством в окружающем нас мире». Я Согласно требованиям Концепции государственная политика Российской Федерации в облас- ТП ти формирования и использования правовых информационных ресурсов осуществляется с учетом интересов субъектов Российской Федерации, тенденций международного сотрудничества, реальных возможностей индустрии информатизации в условиях рыночной экономики.

В соответствии с Концепцией были приняты Федеральные законы от 13 января 1995 г. №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [3]; от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [4]; от 4 июля 1997 г. №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» [4] и другие нормативные правовые акты, регламентирующие механизм формирования информационного общества, удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан. Федеральные законы №24-ФЗ и №85-ФЗ утратили силу с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5] (далее Закон «Об информации...).

К

И

К

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

Законодательство в сфере информации закрепляет не только соответствующие информационные права граждан, но и обязанности государственных органов власти по информационному обеспечению решения задач социально-экономического развития общества [6].

Следует отметить, что Закон «Об информации...» наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства [7]. Для этих целей исполнительные органы (в т.ч. налоговые органы), органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации [8].

Закон «Об информации.» в соответствии с законодательством Российской Федерации закрепляет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность за нарушение его требований. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации (см. ст. 17).

До недавнего времени в России действовало более 500 нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, связанные с информацией в различных сферах жизни общества. В гражданском законодательстве информационные отношения корреспондируются с интеллектуальной собственностью, исключительными правами, авторским правом и т.п. Вопросы приобретения прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регулируются ч. IV ГК РФ. Но гражданское информационное право включает в себя лишь нормы, которые регулируют отношения между равноправными, автономными и имущественно самостоятельными субъектами (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

В одном из комментариев к Закону «Об информации.» сказано: информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они сопровождают другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. «Информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами» [9].

Проведенный анализ действующих в настоящее время нормативных правовых актов, регулирующих сферу информационных отношений позволил автору прийти к выводу о том, что эти акты являются нормативными правовыми актами различных отраслей права: гражданского, административного, финансового, права информационной безопасности и др.

Имеет место точка зрения, что информационные отношения в своем преимуществе являются административными отношениями, поскольку информация является [10]:

а) особым ресурсом государственного управления;

б) объектом государственного управления;

в) результатом деятельности органов власти;

г) средством управляющего воздействия на социальный процесс.

НК РФ не является нормативным правовым актом, который регулирует отношения в области информации. Налоговые правоотношения имеют свою специфику в сравнении с иными отношениями в обществе: они связаны с необходимостью сбора и обработки информации для целей проведения налогового контроля и обеспечения своевременного и полного поступления в бюджет государства налогов и сборов. Информация, которая становится доступна налоговым органам и ее должностным лицам, имеет отношение к налоговой и коммерческой тайне нало-неплательщиков. В связи с чем она должна быть защищена. Поэтому в положениях НК РФ содержатся отдельные нормы, тем или иным образом защищающие права налогоплательщиков от разглашения информации, ставшей известной налоговому органу (должностным лицам) в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей. К таким нормам можно отнести

г

ст. 16, 21, 31, 40, 46, 75, 76, 80, 82, 83, 85, 86, 89, 90, 93, 93.1, 101, 101.4, 111, 140 НК РФ. Отдельно следует выделить положения ст. 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки, ст. 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. А также положения ст. 118, устанавливающей запрет на нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке; ст. 126 - непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и ст. 129.1 - неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу.

Налоговые правоотношения имеют еще одну специфичность - они регулируются множеством ведомственных актов, в которых также тем или иным образом затрагиваются вопросы, связанные с поступлением информации в налоговые органы от различных источников. К ним можно отнести, например: Письмо МНС РФ от 02 августа 2000 г. №БГ-6-01/584@ «О порядке публикации сведений о действующих налогах и сборах» [11]; Разъяснения ФНС РФ от 28 декабря 2009 г. «По вопросам использования Online-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» [11]; Приказ МВД РФ от 26 декабря 2003 г. №1033 (ред. от 10 февраля 2009 г.) «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну» [12]; Приказ МНС РФ №АП-3-09/335, ФСФО РФ №118 от 22 октября 1999 г. (с изм. от 08 июля 2002 г.) «О Порядке обмена информацией между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также их территориальными органами» [13]; Письмо ФНС РФ от 11 июня 2009 г. №МН-22-6/469@ (ред. от 26 марта 2010 г.) «О предоставлении информации» [14] и др.

Ведомственные акты закрепляют отношения, складывающиеся между налоговыми органами, иными субъектами налогового администрирования и налогоплательщиками по вопросам получения, предоставления, пользования, обработки и распространения (нераспространения), хранения информации и т.д.

Правовое регулирование информационных отношений обладает международной составляющей. Это проявляется в появлении большого количества межнациональных и международных правовых норм. Роль международных договоров, заключенных Российской Федерацией с иными государствами в налоговых правоотношениях трудно переоценить. В настоящее время Россией заключено 76 международных договоров (соглашений) [14]. Конституция Российской Федерации закрепила приоритет международных договоров над нормами национального законодательства. Это положение подтверждается ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».

Важнейшим международным актом, определяющим принципиальный подход России к политике развития и правового регулирования процессов информатизации, расширение доступности и информационного наполнения сети Интернет, является Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании стран «Восьмерки» 22 июля 2000 г. [15] Участники этого международного договора подтверждают приверженность принципу участия всех людей во всемирном информационном процессе. Необходимость ликвидации международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва)): все люди повсеместно без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

Рядом международных соглашений предусматривается информационный обмен путем передачи данных. Это, в частности, заключенное в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г. [15], Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. [16] и др.

Правительством Российской Федерации 20 мая 2010 г. одобрены «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» [17]. Среди основных направлений Правительством РФ выделены вопросы, связанные с повышением

<¿2 О

¡□с о

я

¡□U >

о ■-п

к

¡=1

•по

>■

bd о

л 1

о

м

•<

ей И

К

о ас

качества налогового администрирования и международным сотрудничеством, интеграцией в международные организации и соглашения, информационный обмен. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, на основании этого документа вносятся изменения в законодательство о налогах и сборах. Все это приводит к увеличению открытости и прогнозируемости налоговой политики государства.

Проведенное исследование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов по сбору, обработке, хранению, передаче информации, позволило автору сделать вывод о том, что юридическую основу этой деятельности составляют: Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты, акты муниципальных образований.

Литература

[1] Пункт 4 ст. 29.

[2] САПП РФ. 1993. - №27. - Ст. 2521.

[3] В ред. от 12 мая 2009 г. // СЗ РФ. 1995. - №3. - Ст. 170.

[4] В настоящее время утратил силу.

[5] СЗ РФ, 2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3448.

[6] Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. -М.: ВГНА, 2007. - С. 193.

[7] Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2007. - С. 31.

[8] ч. 2 ст. 12 указанного закона.

[9] Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Указ. раб.- С.3.

[10] Там же. - С.33. См. также: Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. - М.: ЮЛ, 1989; Тихомиров ЮА Публичное право. - М.:БЭК, 1995. - С. 198-199.

[11] Документ опубликован не был // См. СПС Консультант Плюс.

[12] Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2004 г. №5443.

[13] Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 2000. - №1.

[14] В данном виде документ опубликован не был // СПС Консультант Плюс.

[15] См., напр., Кобзарь-Фролова М.Н. Концептуальные основы теории налоговой деликтологии: Монография, 2010 (приложение).

[16] См. Дипломатический вестник. - 2000. - №8.

[17] Бюллетень международных договоров. - М., 1993. - №6. - С. 39-40.

[18] Бюллетень международных договоров. - М., 1993. - №6. - С. 33-35.

[19] Документ опубликован не был.

К

о щ

о

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.