УДК 347.82
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
И. В. Петренко Научный руководитель - В. В. Сафронов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются все аспекты и проблемы правового регулирования безопасности международных авиаперелетов. При всех положительных побуждениях государства максимально обезопасить деятельность, связанную с воздушным транспортом, существует большое количество областей, требующих внесения изменений, а также крупного финансирования. По мнению автора, процедура принятия подзаконных актов данной области требует внесения коррективов, позволяющих ускорить данную процедуру.
Ключевые слова: авиация, безопасность, конвенция, территория, разработка, обеспечение, транспорт, регулирование.
LEGAL REGULATION OF THE SAFETY OF AIR TRAVEL
I. V. Petrenko Scientific supervisor - V. V. Safronov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article looks at all aspects and problems of legal regulation of international air travel security. With all the positive motivations state maximum security activities related to air travel, there are many areas that require changes, as well as large-scale financing. According to the author, the procedure for the adoption of by-laws of this area requires adjustments that will accelerate the procedure.
Keywords: aviation, security, convention, land, development, maintenance, transportation, regulation.
Проблемы безопасности полетов возникли с момента первого полета на воздушном судне.
Именно с этого момента возникли различные теории обеспечения безопасности полетов, как технической эксплуатации, так и правовые, касающиеся, непосредственно, международного характера авиаперелетов и регламентации внутренних правил.
Безопасность полетов всегда была основной составляющей в деятельности гражданской авиации. Это недвусмысленно отражено в ст. 44 Чикагской конвенции, которая прямо определяет ответственность ИКАО (International Civil Aviation Organization) «за обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире».
На протяжении всей деятельности ИКАО стремится разработать адекватные меры обеспечения безопасности полетов.
Под безопасностью понимается состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесение ущерба имуществу снижены до приемлемого уровня и поддерживаются на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.
Требования ИКАО предусматривают разработку и принятие государствами программы обеспечения безопасности полетов в целях достижения принятого уровня безопасности при производстве полетов. Каждое из государств должно установить свой приемлемый уровень безопасности полетов.
С правовой точки зрения необходимо отметить, что установление приемлемого уровня (уровней) безопасности для программы не заменяет нормативные или иные установленные требования и
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
не освобождает государства от их обязательств в рамках Конвенции о международной гражданской авиации (Doc. 7300) и ее соответствующих положений [1].
Обобщая международный и национальный опыт борьбы против актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, можно с полной уверенностью сказать, что решающим направлением указанной деятельности является создание адекватной нормативной правовой базы в этой области.
Указанный тезис подтверждает Федеральный закон «О транспортной безопасности», который, провозглашая в качестве основных принципов обеспечения транспортной безопасности принципы законности и соблюдения баланса интересов личности, общества и государства, определяет в качестве основной задачи нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности [2].
Президентом Российской Федерации неоднократно ставились задачи по совершенствованию законодательства в этой области.
Формирование национальной нормативной базы, ориентированной на максимальную гармонизацию с международными правилами и практикой, не должно сводиться к слепому копированию актов международных организаций (прежде всего ИКАО). Следует, используя серьезные разработки этой авторитетной международной организации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, вырабатывать свои подходы и методы и с учетом российских реалий создавать свою систему безопасности.
Согласно действующему законодательству России ответственность за проведение оценки характера и степени угрозы в отношении транспорта поручена Министерству транспорта Российской Федерации.
Следует констатировать, что в последние годы довольно интенсивно идет формирование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы транспортной безопасности. Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 403 было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1285-р, в котором была утверждена Комплексная Программа обеспечения безопасности населения на транспорте [3].
Комплексная Программа определила принципы создания комплексной системы, порядок реализации программы и, что особенно важно, ее ресурсное обеспечение. В приложении к Программе установлены ответственные исполнители, определены критерии оценки результативности и эффективности использования ресурсов, выделяемых на ее реализацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 940 от 10 декабря 2008 года были установлены уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. На уровне приказов Министерства транспорта определены порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, определен порядок ведения реестра категорированных объектов, утвержден порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов и транспортных средств.
К сожалению, по-прежнему остается открытым вопрос финансирования всей предварительной работы по обеспечению формирования системы транспортной безопасности, которое осуществляется за счет субъектов транспортной инфраструктуры.
Сохранение такого подхода косвенно подтверждается приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 40, утверждающим требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта [4].
Указанный акт возлагает огромное количество обязательств на субъектов инфраструктуры гражданской авиации, требующих серьезного финансового обеспечения. К ним относится: обеспечение проведения оценки уязвимости в строго установленные сроки; обеспечение специальной профессиональной подготовки, переподготовки сотрудников транспортной безопасности; разработка, принятие и обеспечение исполнения организационно-распорядительных документов; обеспечение информационной безопасности и т. д.
Создавая необходимый пакет нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности на воздушном транспорте (авиационную безопасность и безопасность полетов), Министерство транспорта в большинстве случаев формирует нормативный правовой массив для последующей разработки различных методик, методических указаний, программ подготовки и т. д. в этой области.
Однако, к сожалению, следует отметить, что процедура принятия подзаконных актов слишком затянута. После их принятия и ввода в действие следует большое количество изменений и дополнений, соизмеримых по объему с самим нормативным актом. Следует уделять внимание больше самому акту, чем его дополнениям, которые могут быть внесены уже после вступления самого акта в силу.
Библиографические ссылки
1. Свиркин В. А. Правовые основы управления безопасностью полетов // Транспортное право. 2009. № 1. С. 21-23 [Электронный ресурс]. URL: http://www.5rik.ru/pass/pass-55237.html (дата обращения: 15.03.2015).
2. О транспортной безопасности № 16-ФЗ от 09.02.2007 (в действующей редакции) [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158524&_ga=1. 132246541.2061408385.1424702697 (дата обращения: 15.03.2015).
3. Об утверждении «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта»: приказ № 40 от 08.02.2011 г. Минтранса [Электронный ресурс]. URL: http://www.alppp.m/law/bezopasnost-i-ohrana-pravoporjadka/3/prikaz-mintransa-rf-ot-08-02-2011--40.html (дата обращения: 13.03.2015).
4. Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте: распоряжение Правительства РФ № 1285-р от 30.07.2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155779&_ga=1.156969144.2061 408385.1424702697 (дата обращения: 15.03.2015).
© Петренко И. В., 2015