Научная статья на тему 'Правовое регулирование азартных игр в сети «Интернет»'

Правовое регулирование азартных игр в сети «Интернет» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5362
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / ПАРИ / ЛОТЕРЕЯ / СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ" / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР / ОРГАНИЗАЦИЯ АЗАРТНЫХ ИГР / GAMBLING / LOTTERY / INTERNET / LEGAL REGULATION OF GAMBLING / BET / ORGANIZATION OF GAMBLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багров Денис Владимирович

В статье анализируются особенности правовой регламентации азартных игр в сети «Интернет». Глобальная сеть является весьма популярной среди азартных игроков и нелегальных игорных бизнесменов, несмотря на то, что закон строго запрещает деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием сети «Интернет». Автор анализирует корректность и эффективность норм, содержащих данный запрет, и приходит к выводу о необходимости совершенствования норм, регулирующих соответствующие отношения в сети «Интернет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Gambling in the Internet

The paper deals with legal regulation of gambling in the Internet. Global Net is popular among gamblers and underground gambling businessmen despite the fact that the law prohibits organization of gambling in the Internet. The author analyzes correctness and efficiency of norms of the stated prohibition and comes to the conclusion about the necessity of improvement of norms, regulating these relations in the Internet.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование азартных игр в сети «Интернет»»

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Право

УДК 347.765

Правовое регулирование азартных игр в сети «Интернет»

Багров Д.В.

Аспирант кафедры гражданского права и процесса Института экономики, управления и права (Казань)

В статье анализируются особенности правовой регламентации азартных игр в сети «Интернет». Глобальная сеть является весьма популярной среди азартных игроков и нелегальных игорных бизнесменов, несмотря на то, что закон строго запрещает деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием сети «Интернет». Автор анализирует корректность и эффективность норм, содержащих данный запрет, и приходит к выводу о необходимости совершенствования норм, регулирующих соответствующие отношения в сети «Интернет».

Ключевые слова: азартные игры; пари; лотерея; сеть «Интернет»; правовое регулирование азартных игр; организация азартных игр.

Специальный закон о государственном регулировании азартных игр был принят в 2006 г., однако, несмотря на это, поставленные законодателем цели по сей день не достигнуты. Связано это не только с проблемами реализации норм закона на практике, но и с несовершенством самих положений закона.

В рамках данной работы хотелось бы обратить внимание на формулировку законодательного запрета на использование информационно-телекоммуникационных сетей при организации азартных игр.

Целью Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [1] является защита нравственности, прав и законных интересов граждан. Данную цель законодатель решил достичь посредством установления всевозможных ограничений и запретов организации азартных игр.

В первую очередь, это коснулось создания игорных зон, за пределами которых организация азартных игр (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) просто запрещена (ч. 4, 5 ст. 5 вышеназванного закона). В соответствии с Законом, на территории Российской Федерации создано четыре игорные зоны, и размещаются они в следующих субъектах РФ: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край (п. 2 ст. 9 вышеназванного закона).

105

Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предъявляет к игорным заведениям довольно-таки много требований, объемный перечень которых приведен в ст. 5 Закона. В частности, предусмотрены различные требования к месторасположению, к площадям игорных заведений, к разделению их на зоны, к наличию права собственности на игорное оборудование, к минимальному количеству установленных игровых автоматов, игровых столов и т.д. (ст.ст. 8, 16 вышеназванного закона).

Кроме того, ст. 6 анализируемого закона предусматривает требования к финансовому положению организатора азартных игр. Так, стоимость чистых активов организатора азартных игр не может быть менее 600 млн. руб. - для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов; 1 млрд. руб. - для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Также заметим, что минимальный размер уставного капитала в сумме 100 млн. руб., а также требование о наличии банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками в размере не менее 500 млн. руб. установлены только для организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе.

С целью исключить возможные нарушения со стороны организаторов азартных игр в части соблюде-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Право

ния предъявляемых к ним требований и возможные варианты обхода ими положений закона, законодатель запрещает деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи (п. 3 ст. 5 названного закона).

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2], под которой понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Средства связи же представляют собой технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи (ст. 2 Федерального закона «О связи» [3]).

Заметим, что В. Дмитриев прогнозирует следующий вариант обхода вышеназванного законодательного заперта: перерегистрировать доменную зону за рубежом, где эта деятельность разрешена, и оттуда свободно «вещать» на Россию. Ведь в данном случае на территории России будет иметь место лишь предоставление интернет-услуг, а клиент будет использовать услугу по своему усмотрению [4].

Однако, на наш взгляд, если «Интернет-салон» специализируется на предоставлении доступа в «Интернет» для участия в азартных играх, для потенциальных игроков созданы необходимые условия, между предпринимателем и владельцами сайтов имеются договоренности об этом, то эту деятельность необходимо квалифицировать как деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием сети «Интернет».

Одну из подобных схем описывает Л.А. Евстратова: «Азартный посетитель у пункта обмена "веб-мани" ("торгового" автомата) "покупает" электронные чеки, их количество и стоимость фиксируются на выдаваемой ему смарт-карте. С ней клиент подходит к Интернет-терминалу (или доработанному компьютеру) и идентифицирует ее, после чего терминал предоставляет список сайтов, интересующих "азартного" посетителя. Он самостоятельно выбирает сайт, на котором может испытать удачу, и получает доступ к "азартному" контенту. Этот экономический термин подразумевает информационно значимое наполнение "Интернета" - тексты, графика, мультимедиа, игры. Всем этим его наполняют контент-провайдеры, которые совместно с оператором связи организуют доступ к информации и получение ее абонентом. В качестве провайдеров могут выступать разработчи-

ки предложения о создании таких Интернет-заведений, которым совсем не обязательно заключать договоры непосредственно с абонентами, достаточно того, что договорные отношения оформлены между абонентами и операторами. За контент абоненты расплачиваются с операторами, которые перечисляют установленный договором процент от продажи контент-провайдеру» [5].

Соответственно, если «Интернет-салон» специализируется лишь на предоставлении доступа в «Интернет», не имеет никаких отношений с владельцами «Интернет-казино», то и деятельность такого заведения нельзя квалифицировать как деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием сети «Интернет». Причем даже в том случае, если посетитель будет использовать сеть «Интернет» данного салона для участия в азартных играх (равно как использование «Интернета» через домашний компьютер). Ведь из легального определения деятельности по организации и проведению азартных игр следует, что эта деятельность должна быть целенаправленной, чего в данном случае нет.

В связи с изложенным получается, что законом запрещено уже само существование «Интернет-казино», поскольку его создание имеет целью заключение договоров участия в азартных играх.

Для исключения подобных вариантов обхода закона, регламентирующего деятельность по организации и проведению азартных игр, прокуратурой сформирована практика по обращению в суды с исками к «Интернет-провайдерам» с требованиями об ограничении свободного доступа к таким сайтам путем добавления правил фильтрации IP-адресов сайтов онлайн-казино [6].

Несмотря на это, сама формулировка рассматриваемого законодательного запрета представляется весьма неудачной. Е.И. Спектор, высказываясь по данному вопросу, указывает, что этот запрет подрывает на корню осуществление предпринимателями деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, предусмотренной в том числе главой 3 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Невозможно вести такую деятельность в букмекерских конторах и тотализаторах, например, без сети «Интернет», подвижной связи, необходимой при получении результатов соревнований, установлении взаимоотношений между букмекерским центром и пунктом приема ставок, подготовке букмекерской линии и т.п. [7].

Специфика деятельности букмекерских контор и тотализаторов такова, что функции по заключению пари и выплате выигрыша выполняются пунктами приема ставок, расположенными в различных обособленных подразделениях. Общий учет ставок и опре-

106

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Право

деление результата пари производятся в кассе букмекерской конторы или тотализатора - одной на всю компанию, что влечет необходимость взаимосвязи с помощью информационно-телекоммуникационных сетей между множеством пунктов приема ставок и кассой букмекерской конторы или тотализатора. Следует также учитывать, что деятельность по проведению пари построена на непрерывном обновлении и прогнозе информации, что возможно исключительно с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и средств связи [8].

Участники пари пользуются этими сетями и средствами связи для контактов с организатором азартных игр (получения информации о котировках, итогах спортивных соревнований, результате пари, решения спорных вопросов и т.д.) и для сопровождения своей ставки. Лишение участников пари возможности пользоваться указанными сетями и средствами связи ущемляет их права и законные интересы [8].

Заметим, что к регулированию лотерейной деятельности в этой части отечественный законодатель подходит с точностью наоборот. В частности, ст. 18 Федерального закона № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 года «О лотереях» [9] предусмотрено требование о публикации в сети «Интернет» результатов розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи. То есть организатор лотереи в силу закона обязан использовать сеть «Интернет».

Как мы предполагаем, задумка законодателя такова, чтобы направить запрет на использование информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи для заключения договоров участия в азартных играх и пари. Например, посредством информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи запрещен прием ставок в букмекерской конторе или тотализаторе (что исключает заключение договора через «домашний компьютер»). То есть запрет законодателя не может быть направлен на тотальное исключение из деятельности игорного заведения возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи, например, для обмена информацией со структурными подразделениями игорного заведения, что явно нарушало бы права предпринимателей. Следовательно, формулировка данного законодательного

запрета нуждается в корректировке и может быть изложена следующим образом: «Запрещено использование информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, для заключения договоров участия в азартных играх и пари».

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (с изм. от 21 ноября 2011 г.) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2006. -31 декабря; 2011. - 16 июня.

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (с изм. от 21 июля 2011 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 2006. - 29 июля; 2011. - 26 июля.

3. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ (с изм. от 18 июля 2011 г.) «О связи» // Российская газета. - 2003. - 10 июля; 2011. - 25 июля.

4. Дмитриев В. Казино выведены в резервации // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 2 // СПС Консультант плюс: Высшая школа.

5. Евстратова Л.А. Интернет-перспективы игорных заведений // Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2008. - № 1 // СПС Консультант плюс: Высшая школа.

6. Интернет в азарте. На провайдеров подали в суд. - URL: http://www.ikirov.ru/news/kirov-news-nws-na-provayderov-podali-v-sud.html

7. Спектор Е.М. Проблемы реализации закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». Да здравствует подполье? // Адвокат. - 2007. - № 2 // СПС Консультант плюс: Высшая школа.

8. Булаев С.В. Инициатива по доработке отраслевого закона // Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение». - 2008. - № 1 // СПС Консультант плюс: Высшая школа.

9. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ (с изм. от 18 июля 2011 г.) «О лотереях» // Российская газета. - 2003. - 18 ноября; 2011. - 25 июля.

Legal Regulation of Gambling in the Internet

D. Bagrov

The Institute of Economics, Management and Law

The paper deals with legal regulation of gambling in the Internet. Global Net is popular among gamblers and underground gambling businessmen despite the fact that the law prohibits organization of gambling in the Internet. The author analyzes correctness and efficiency ofnorms of the statedprohibition and comes to the conclusion about the necessity of improvement of norms, regulating these relations in the Internet.

Key words: gambling, bet, lottery, Internet, legal regulation of gambling, organization og gambling.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.