Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОДРУЖЕСТВ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комарова Валентина Викторовна

Правовое пространство Содружества Независимых Государств - не только геополитический союз, это пространство тесного сотрудничества стран и народов, требующее совместных мероприятий органов власти по выработке единых механизмов противостояния нарушениям прав человека в цифровом пространстве стран Содружества, создания унифицированных механизмов реализации конституционных прав человека. Конституционные ценности прав человека и акты СНГ - правовая основа. Модельное законодательство и единое правовое и цифровое пространство, по мнению автора, - шаг к нивелированию общих для стран Содружества рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIS LEGAL SPACE: HUMAN RIGHTS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The legal space of the Commonwealth of Independent States is not only a geopolitical union, it is a space of close cooperation between countries and peoples, requiring joint measures of authorities to develop common mechanisms for countering human rights violations in the digital space of the Commonwealth countries, creating unified mechanisms for the implementation of constitutional human rights. Constitutional values of human rights and acts of the CIS - the legal basis. Model legislation and a single legal and digital space, according to the author, is a step towards leveling the risks common to the countries of the Commonwealth.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 342.7

В. В. Комарова

ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Правовое пространство Содружества Независимых Государств — не только геополитический союз, это пространство тесного сотрудничества стран и народов, требующее совместных мероприятий органов власти по выработке единых механизмов противостояния нарушениям прав человека в цифровом пространстве стран Содружества, создания унифицированных механизмов реализации конституционных прав человека. Конституционные ценности прав человека и акты СНГ — правовая основа. Модельное законодательство и единое правовое и цифровое пространство, по мнению автора, — шаг к нивелированию общих для стран Содружества рисков.

Ключевые слова: правовое пространство; Содружеств Независимых Государств; цифровая среда; правовой статус человека; цифровизация.

Для цитирования: Комарова В. В. Правовое пространство СНГ: права человека в условиях цифровизации // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 1 (21). С. 115-120.

Статья подготовлена по материалам доклада на научно-практическом круглом столе на тему «Формы защиты прав человека в национальном и международном праве», приуроченном к Международному дню защиты прав человека (28 ноября 2022 г., г. Казань, Казанский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»).

V. V. Komarova

CIS LEGAL SPACE: HUMAN RIGHTS IN THE CONDITIONS

OF DIGITALIZATION

The legal space of the Commonwealth of Independent States is not only a geopolitical union, it is a space of close cooperation between countries and peoples, requiring joint measures of authorities to develop common mechanisms for countering human rights violations in the digital space of the Commonwealth countries, creating unified mechanisms for the implementation of constitutional human rights. Constitutional values of human rights and acts of the CIS — the legal basis. Model legislation and a single legal and digital space, according to the author, is a step towards leveling the risks common to the countries of the Commonwealth.

Keywords: legal space; Commonwealth of Independent States; digital environment; legal status of a person; digitalization.

© Комарова В. В., 2023 © Komarova V. V., 2023

For citation: Komarova V. V. CIS legal space: human rights in the conditions of digitalization. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of so-cio-humanitarian studies], 2023, no. 1 (21), p. 115-120.

В современном мире нарастает тренд перехода к новому качеству мирового, странового и регионального развития. Это проявляется в смене технологических укладов, тотальной циф-ровизации отношений между обществом и государством, многочисленных вызовов для устоявшихся систем ценностей, распада либо формирования новых геополитических альянсов, существенной перестройки социальной структуры общества. Тем важнее, по твердому убеждению автора, сохранение многовековых связей не только территориального, политико-

экономического, но и духовно-культурного характера.

Суверенные государства на части постсоветской территории образовали геополитическое Содружество Независимых Государств, с этого момента прошло более 30 лет.

Наращивается объем нормативного регулирования правового пространства СНГ, основанного на общих целях и основах. Конституционно-правовое становление государств членов СНГ обнаруживает общие черты и тенденции, общность целей на этапе его создания — согласно Уставу СНГ, сегодня отличается единством задач и приоритетов в решении современных вызовов [7].

Возникла наука конституционного права зарубежных стран СНГ. Родоначальником данного научного направления по праву считается Н. А. Михалева [5; 2], работы которой по конституционному праву зарубежных стран СНГ были первыми в отечественной юриспруденции [6].

В развитие идей научной школы «Школа Российского конституционализма», одной из основоположниц которой была Надежда Александровна, отметим общие цели и задачи, стоящие перед странами Содружества по преодолению современных вызовов, в том числе глобализации и цифровизации, и, по мнению автора статьи, — имеющиеся перспективы.

Нынешняя действительность требует унификации правового пространства стран Содружества, в том числе и в цифровой среде.

В Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств от 18.12.2020 подчеркивается цель дальнейшего развития и сближения национального законодательства заинтересованных государств-

участников СНГ в различных сферах многостороннего сотрудничества на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Очевидно, что с точки зрения вектора развития Содружества Независимых Государств правовое пространство, его единство — опора современной цивилизации региона, устойчивого его развития.

По нашему мнению, использование термина «правовое пространство» к территории государств-участников СНГ продиктовано необходимостью правового единения государств, предполагающего собой согласованность и сбалансированность юридических

норм, действующих на территории стран.

Необходимость создания единого правового пространства в рамках лю-

бого из интеграционных образований является аксиомой.

Внедрение цифровых инноваций во все области человеческой деятельности, характерное для стран Содружества на современном этапе, как создает новые возможности для реализации конституционных (основных) прав и свобод человека, так и формирует новые риски и неопределенности, имеющие существенное значение для принятия законодательства в этой области, обеспечения безопасности и защиты прав и интересов личности, общества и государства. Появляется новая социальная реальность, и на стадии ее становления в правовом пространстве каждого из суверенных государств и на общем правовом поле стран Содружества целесообразно выработать общие подходы и заложить возможности общего будущего.

Цифровое «расширение» в жизни каждого современного человека в той или иной мере происходит по нескольким направлениям [8]: память и знания; саморегуляция; здоровье; самопрезентация и коммуникация; профессиональная идентичность. Появляются новые виды взаимодействия не только с органами власти, но и с иными людьми; новые форматы деятельности, применения своих способностей; формируется новый социальный порядок, социальные и культурные практики; новые формы реализации взаимного доверия государства и общества, модели партнерства [3].

В условиях использования государством цифровых технологий и искусственного интеллекта как фактора повышения эффективности его деятельности в рамках реализации концепции «хорошего управления» — образца разумной политики, процесса стабилизации и объединения, взаимно-

го доверия государства и общества, общественного здоровья и устойчивого развития государства, общества и человека, как фактор целостности и сплоченности, включая юридический и этический аспекты, верховенство закона и демократии, требуется переосмысление устоявшихся, и, казалось бы, незыблемых понятий, в том числе и в сфере правового статуса человека, форм и механизмов реализации его реализации, обязанностей публичной власти в обозначенных рамках [4].

Первостепенной задачей в обозначенной сфере влияния цифровизации на правовой статус человека в странах Содружества видится унификация подходов и развитие модельного законодательства в цифровой сфере.

Отметим с каждым годом возрастающую роль МПА СНГ в разработке согласованных подходов к решению общих проблем в сфере обеспечения правового статуса человека, проблем социальной политики, в гуманитарном сотрудничестве. Это проявляется в принятии Хартии социальных прав и гарантий граждан стран Содружества, а также ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на социальную защиту населения.

Между тем, ответы на современные вызовы, в частности, влияния цифровизации на механизмы реализации прав человека на территориях стран Содружества, согласованной долгосрочной политики, выстраивания основ права будущего и определенных шагов по решению насущных задач, по мнению автора, недостаточно.

В России в процессе конституционной реформы 2020 г. был дополнен п. «м» ст. 71 Конституции РФ: в ведении Российской Федерации находится обеспечение безопасности личности, общества и государства при примене-

нии информационных технологий, обороте цифровых данных. Очевидно, что реализация указанных положений в области регулирования цифровой среды требует серьезной и системной законотворческой деятельности, учитывающие, в том числе, международную обстановку и необходимость создания единого правового и цифрового пространства стран «ближнего» зарубежья, прежде всего стран Содружества.

Дальнейшее развитие законодательства России, как и стран Содружества, в области защиты национального суверенитета в цифровом пространстве, в том числе, по созданию правовых механизмов регулирования деятельности зарубежных и транснациональных акторов цифрового пространства; созданию правовых основ института аудита и независимой экспертизы цифровых технологий, цифровых платформ и сервисов, систем хранения и передачи персональных данных; единых основ механизма раскрытия информации цифровыми сервисами, а также порядка сбора и хранения данных; созданию общих механизмов защиты прав человека и др., целесообразно планировать и осуществлять в соответствии с выработанными совместно основами, в том числе и в виде модельного законодательства.

Очевидно, что использование цифрового пространства послужит благом для создания транснациональных и межгосударственных платформ по обеспечению доступа граждан к культурным ценностям, образованию, просвещению в цифровом пространстве; обеспечению реализации всех прав и свобод граждан, использующих возможности цифрового пространства.

В России проводятся мероприятия по реализации федеральных национальных проектов в обозначенной сфе-

ре. Мероприятия национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализовываются на территории субъектов Российской Федерации в рамках соответствующих соглашений, заключенных между руководителями федеральных проектов и руководителями региональных проектов (в 2020 году было заключено 424 соглашения о реализации региональных проектов (по 85 соглашений по каждому из федеральных проектов: Информационная инфраструктура, Информационная безопасность, Кадры для цифровой экономики (исключение — г. Москва), Цифровые технологии, Цифровое государственное управление). Минцифры России осуществляет координацию руководителей цифровой трансформации субъектов Российской Федерации и руководителей цифровой трансформации региональных органов исполнительной власти в рамках достижения национальной цели «Цифровая трансформация», определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [9].

При создании единого цифрового контура в той или иной сфере жизнедеятельности человека, на основе единой государственной информационной системы, направленного на создание механизмов взаимодействия органов и организаций, целью которых является обеспечение цифровой трансформации и повышение эффективности функционирования определенной отрасли на всех уровнях и создания условий для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере обеспечения прав человека, целесообразно заложить возможности межгосударственного взаимодействия.

Примером имеющихся правовых основ использования в обозначенном направлении «больших данных» можно назвать Единый федеральный информационный регистр населения, содержащий персональные данные всех граждан России, а также иностранцев, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих трудовую деятельность в России, — результат взаимодействия органов публичной власти России.

Требуется учесть и по возможности предвосхитить риски в обозначенной сфере. Они очевидны: ранее выявленный, но не преодоленный недостаток — слабый учет нормативно-правовых актов МПА СНГ национальными парламентами и иными органами власти при совершенствовании своей законодательной базы; при отсутствии единых критериев — несогласованное использование сегодня программного обеспечения и технического оборудования, не позволяющего создавать единые платформы в обозримом будущем; повышенные риски утечки данных в случае концентрации их в одном месте; и многие другие.

Именно поэтому межгосударственные отношения стран СНГ в обозначенной сфере сегодня важно направить на достижение общего результата интеграционного процесса — сближение национального законодательства, выявление коллизий и решению проблемных вопросов на стадии становления, поскольку промедление повлечет в будущем не только экономические потери — пострадают граждане. Между тем, конституции стран Содружества закрепляют в той или иной мере приоритет прав человека, закрепляют

их ценностью, возлагая на государства и их органы обеспечивать конституционные права и создавать защитные механизмы.

«Именно в положениях об основах конституционного строя закреплен фундамент ценностной парадигмы общества — высший характер ценности человека» [1].

Исходя из конституционной философии, из высшей ценности человека, его прав и свобод, модель цифровой трансформации в станах Содружества должна обеспечивать разумный баланс между стремительным развитием информационных технологий, цифровой трансформацией экономики и государственного управления и сохранением всех конституционных прав и свобод, соответствующих представлениям граждан и общества о безопасности, равенстве и справедливости; направленности на устойчивое развитие человека, общества, государства и СНГ.

Подводя итог, отметим следующее. Для стран Содружества на современном этапе необходимо конструктивное обсуждение влияния цифровых технологий на основные права и свободы человека, трансформации основных институтов защиты прав человека в реальном и цифровом мире, а также выработка рекомендаций по законодательному регулированию соответствующих отношений и формированию новых инструментов взаимодействия человека, общества и государства; создание модельных актов по регулированию обеспечения и защиты прав человека в цифровой среде; одним из способов станет создание единого цифрового пространства стран Содружества.

Литература

1. Бурла, В. Ценности в конституционном праве государств-членов СНГ: проблемы иерархизации системы // Образование и право. — 2020. — № 7. — С. 75-80.

2. Комарова, В. В. Надежда Александровна Михалева — имя в науке конституционного права // Образование и право. — 2017. — № 3. — С. 45-52.

3. Комарова, В. В. Политические права граждан России в цифровой среде // Право и цифровая экономика. — 2021. — № 4. — С. 63-72.

4. Комарова, В. В. Правовой статус человека в цифровой среде: взгляд конституционалиста // Образование и право. — 2022. — № 2. — С. 38-46.

5. Михалева, Н. А. Избранные труды. Воспоминания о Н. А. Михалевой: сборник статей, тезисов / авт.-сост. Г. Д. Садовникова. — Москва: Проспект, 2017. — С.256-263.

6. Михалева, Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: учебное пособие / Н. А. Михалева. — Москва: Юрист, 1998. — 350 с.

7. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 18 декабря 2020 года о Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества независимых государств. — URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=6363 (дата обращения: 28.01.2023).

8. Солдатова, Г. В. Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью» // Доклад на 15-м Санкт-Петербургском саммите психологов в рамках панельной дискуссии «От рефлексии — к действию! От обретения смыслов — к созиданию будущего! Как год пандемии с его утратами, испытаниями и запретами повлиял на человечество?» // https://psy.su/feed/9511/ (дата обращения: 20.03.2023).

9. Стратегии цифровой трансформации: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (digital.gov.ru).

Сведения об авторе

Валентина Викторовна Комарова: Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) (г. Москва, Российская Федерация), заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего образования Российской Федерации. E-mail: vval entinak@ya. ru

Information about the author

Valentina V. Komarova: Moscow State Law University named after O. E. Kutafin (MSLA), head of the Chair of Constitutional and Municipal Law, honorary worker of higher education of the Russian Federation, doctor of law, professor. E-mail: vval entinak@ya. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.