ПРАВО
С.Ш. Мурзабаева Ю.В. Павлова
Модельный закон «Об охране репродуктивных прав и репродуктивного здоровья» как механизм обеспечения единого правового пространства в странах СНГ
Model law «On protection of reproductive rights and reproductive health» as a mechanism to ensure a single legal space in the CIS countries
Мурзабаева Салия Шарифьяновна
Москва,
Российская Федерация Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член Комитета ГД по охране здоровья,
доктор медицинских наук, профессор
Murzabaeva S.Sh.
Moscow,
the Russian Federation Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of Russia, member of the Committee on Health, MD, professor [email protected]
Павлова Юлия Владимировна
Москва,
Российская Федерация Доцент кафедры медицинского права Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, кандидат юридических наук [email protected]
Pavlova Y.V.
Moscow,
the Russian Federation
Associate Professor of Medical Law,
First Moscow State Medical University
named after IM Sechenov,
PhD
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы законодательного обеспечения мер по охране репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан Содружества Независимых Государств. Рассмотрены основные этапы формирования единого правового пространства в области охраны репродуктивного здоровья человека. Проанализировано содержание модельного закона
Summary: This article discusses the legislative provision of reproductive health and reproductive rights of citizens of the Commonwealth of Independent States. The main stages of the formation of a single legal space in the area of reproductive health. A content analysis of the model law.
Ключевые слова: Репродуктивное здоровье; репродуктивные права населения; демографическая политика государства; безопасное материнство, свобода репродуктивного выбора.
Keyword: Reproductive health; reproductive rights of the population; the demographic policy of the state; safe motherhood; freedom of reproductive choice.
Проблемы законодательного обеспечения мер по охране репродуктивного здоровья и возможность реализации репродуктивных прав населения по-прежнему имеют принципиальное значение для развития социальной политики во всех государствах - участниках СНГ.
Особенная актуальность данной сферы обусловлена современными демографическими тенденциями в России и в странах СНГ. Демографические процессы характеризуются относительно высокой смертностью, отрицательным естественным приростом населения и низкой рождаемостью с тенденцией к росту [1].
В этой связи, необходимость формирования единого правового пространства в области охраны репродуктивного здоровья человека, основанного прежде всего на международных стандартах, не вызывает сомнений.
Единое правовое пространство в странах Содружества является необходимой предпосылкой совершенствования законодательства в сфере охраны репродуктивного здоровья, что будет благоприятно сказываться на развитии здравоохранения в целом, и на обеспечении международного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Сложность построения единообразной правовой системы, направленной на обеспечение должного уровня охраны репродуктивного здоровья населения в странах СНГ обусловлена многими факторами: разным уровнем развития экономик государств; различиями в идеологии, общественном сознании населения; все более углубляющимися различиями в правовых системах; опасениями утраты национальной самобытности (национальных черт) правового развития.
Тем не менее, при всех сложностях и проблемах, задача построения единого правового пространства в сфере охраны репродуктивного здоровья может быть решена, о чем свидетельствует опыт не только Европейского союза, но и многих международных организаций, которые объединяют страны, совершенно несопоставимые по уровню развития экономики, культуры, политики, создавая для них единые нормы права.
Необходимой предпосылкой единого правового пространства в области реализации репродуктивных прав человека и охраны репродуктивного здоровья населения является совершенствование его форм и механизмов:
межгосударственных договоров и соглашений, актов органов СНГ, модельных (единообразных) законов, межведомственных нормативных актов, обеспечивающих координацию деятельности органов государственной власти в данной сфере [2].
Необходимо отметить, что такая общепризнанная форма правовой интеграции, как модельные законы - один из основных механизмов гармонизации и унификации законодательства государств - участников СНГ. Совершенствование форм и механизмов единого правового пространства посредством принятия модельного закона, направленного на создание в Содружестве последовательной политики, гармонизации законодательных решений государств - членов СНГ в области охраны репродуктивного здоровья населения - это вопрос первостепенного значения.
Таким образом, осознавая значимость законодательного урегулирования одной из важнейших сфер человеческой жизни - репродуктивного здоровья и репродуктивных прав человека 23-24 июня 2011 года, в Санкт-Петербурге Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ состоялся международный семинар по теме укрепления законодательства в области охраны репродуктивного здоровья в странах СНГ. В ходе мероприятия 30 участников семинара, парламентарии, национальные и международные эксперты обсудили вызовы и проблемы в области охраны репродуктивного здоровья в СНГ, обменялись опытом в разработке и реализации законодательств в данной области. Более того, были разработаны рамки типового закона об охране репродуктивного здоровья для стран - участников СНГ.
Конечно же, это не единственное из значимых мероприятий на эту важнейшую тему. Так, 13-14 февраля 2012 в Стамбуле, в региональном бюро ЮНФПА по Восточной Европе и Центральной Азии состоялось первое консультативное совещание парламентариев СНГ и экспертов по разработке модели Закона о репродуктивном здоровье. В ходе сове-
щания были сформулированы необходимые стандарты с целью поддержать разработку законов о репродуктивных правах и репродуктивном здоровье и/или поддержать усовершенствование существующих законов.17 мая 2012 г. в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение между Фондом Организации Объединенных Наций (ООН) в области народонаселения, ЮНФПА, и Межпарламентской Ассамблеей Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в продвижении репродуктивного здоровья и прав в регионе [3].
Необходимо отметить, что ЮНФПА, Фонд народонаселения Организации Объединенных Наций является агентством, осуществляющим деятельность в области развития, которое содействует соблюдению права каждой женщины, мужчины и ребенка на здоровую жизнь и равные возможности, а также организацией, которая поддерживает страны в использовании данных в области народонаселения для разработки и реализации программ по снижению уровня бедности и по обеспечению того, что каждая беременность является желанной, каждые роды безопасными, каждый молодой человек свободен от ВИЧ-инфекции и с каждой девочкой и женщиной обращаются с достоинством и уважением.
Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ является межгосударственным органом Содружества. Она состоит из парламентских делегаций государств-участников и является консультативным органом для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес. Основная задача МПА СНГ - обсуждение вопросов сотрудничества государств-участников в различных областях в целях разработки рекомендаций и модельных (типовых) законодательных актов на основе лучшего опыта международных парламентских организаций, приведения законодательства государств-участников в соответствие с положениями международных договоров. За 20 лет своей деятельности
ПРАВО
Межпарламентская Ассамблея СНГ разработала и приняла около 300 модельных законов и кодексов, создав тем самым основу общего правового пространства Содружества.
Подписанное Соглашение положило начало разработки концепции модельного закона «Об охране репродуктивных прав и репродуктивного здоровья», который призван установить стандарт для будущих законодательных актов на национальном уровне в странах Содружества Независимых Государств - Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане и Украине.
В развитии данного документа был проведен ряд мероприятий, направленных на развитие концепции модельного закона:
- 11 Октября 2012 г., Санкт-Петербург: представлена и одобрена концепция модельного закона «Об охране репродуктивных прав и репродуктивного здоровья граждан в государствах - участниках СНГ»;
11 Апреля 2013 г., Санкт-Петербург: представлена концепция закона с рекомендациями от парламентов государств-участников СНГ;
- 3 Октября 2013 г., Душанбе: представлен и одобрен проект закона «Об охране репродуктивных прав и репродуктивного здоровья граждан» с учетом рекомендаций от парламентов государств-участников СНГ.
- 21-22 мая 2014 г., Санкт-Петербург: состоялся Международный семинар «Динамика народонаселения и устойчивое развитие в XXI веке» (совместно с Фондом ООН в области народонаселения). Парламентарии государств - участников СНГ, эксперты и специалисты рассмотрели вопросы дальнейшего сотрудничества между МПА СНГ и ЮНФПА на 2014-2015 гг.
Межпарламентской Ассамблеей Содружества Независимых Государств на заседании Постоянной комиссии по социальной политике и правам человека 22 мая 2014 г. было принято решение об одобрении доработанного проекта закона «Об охране репродуктивных прав и репродуктивного здоровья граждан».
При разработке концепции единого правового пространства по обеспечению репродуктивных прав населения и охране репродуктивного здоровья была четко обозначена ее основная цель: гармонизация права СНГ с нормами международного права. В связи с этим модельный закон, прежде всего, основан на действующем международном законодательстве в сфере прав человека, стандартах организаций по правам человека ООН, Всемирной организации здравоохранения, международных обязательствах государств, правительства которых являются членами Межпарламентской ассамблеи СНГ. Вместе с тем, концепция модельного закона не ставит целей преобразования идеологии государства - участника в данной сфере, нивелирования национальной самобытности, а лишь определяет единый подход к совершенствованию законодательства в области охраны репродуктивного здоровья. При принятии модельного Закона каждое государство вправе поддержать разработку или усовершенствование законов о репродуктивном здоровье и репродуктивных правах с учетом своих особенностей и закономерностей демографического развития, обусловленные совокупностью социальных, экономических, религиозных и исторических факторов.
Основная цель модельного Закона заключается в создании организационно-правовых условий для сохранения и улучшения репродуктивного здоровья граждан, в снижение заболеваемости и смертности населения, связанных с реализацией репродуктивной функции, а также прекращение распространения эпидемии инфекций, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ-инфекции в государствах - участниках.
Необходимо отметить, что впервые в модельном законе сформировано содержание репродуктивных прав граждан и определены государственные меры по их защите. Особенное внимание уделяется содержанию таких важнейших репродуктивных прав, как: право на репродуктивный выбор (вклю-
чающее право на свободное и ответственное принятие и осуществление решений в репродуктивной сфере); право на планирование семьи; право женщин на безопасное материнство, право на безопасный аборт; право на медицинскую хирургическую стерилизацию и т.д.
Несомненным достижением представляется закрепление в модельном Законе мер по профилактике, диагностике и лечения бесплодия; новообразований органов репродуктивной системы; мер по профилактике и лечении инфекций, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ-инфекции, а также мер по охране репродуктивного здоровья и прав подростков и граждан пострепродуктивного возраста [4].
Таким образом, можно надеется, что постепенно будет создана межгосударственная система мер по реализации репродуктивных прав и охраны репродуктивного здоровья граждан в странах Содружества.
Нет сомнений, что совместные усилия и стремления всех стран-участников нор-мотворческого процесса дадут ощутимые результаты в деле создания единого правового пространства, эффективного развития государств, так как сближение законодательств - это необходимость, обусловленная глобальным характером экономики и международных отношений в различных сферах деятельности участников Содружества Независимых Государств.
Использованная литература:
1. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». В кн.: Собрание законодательства Российской Федерации от 15 октября 2007 г. М. 2007: №42; ст. 5009.
2. А.Н. Варламова. Модельные законы для единого экономического пространства. Законодательство» N 3, март 2014 г.
3. Ю.Д. Сергеев, С.Ш. Мурзабаева, Ю.В. Павлова. Некоторые проблемы механизма реализации правовых норм в сфере охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав населения в Российской Федерации. Медицинское право, N 2, март-апрель 2013 г.
4. А.А. Кирилловых. Репродукция человека в фокусе права . Медицинское право, N 2, март-апрель 2012 г.