СОДЕРЖАНИЕ
От главного редактора С.Ю. Глазьев
О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции............3
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
К.А. Мами
МПА ЕврАзЭС: парламентская поддержка евразийским интеграционным процессам............12
И.М.-С. Умаханов
Евразийская интеграции как ответ на вызовы ХХ! века..................................15
A.К. Дейко
Союзное государство: реалии интеграционных процессов.................................19
B.А. Гошин
Таможенное законодательство Таможенного союза: современное состояние
и основные направления совершенствования.............................................26
Событие
Идем вместе, чтобы идти далеко.......................................................30
ЭКОНОМИКА
B.Л. Бусько, Е.А. Достанко
Формирование Евразийского экономического союза: социально-политические аспекты.......31
П.Б. Зверев, С.А. Дятлов
Развитие международного сотрудничества России в газовой сфере........................36
Д.Ш. Мухамеджанова
Проблемы и перспективы экономического сотрудничества Казахстана в Центральной Азии...42
C.И. Рекорд
Роль биотехнологических кластеров в развитии
Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана..................51
B.С. Белых
Гармонизация законодательства в государствах ЕврАзЭС для предпринимателей
без образования юридического лица....................................................56
C.С. Дьячкова
Франчайзинг как инструмент интеграции российского бизнеса
в единое экономическое пространство..................................................62
В.Е. Ковалев
Применение защитных мер в условиях гармонизации политики внешнеторгового регулирования ЕЭП....................................................................71
Г.А. Яшева
Формирование механизмов государственно-частного партнерства
в инновационной сфере Евразийского экономического союза..............................76
В.В. Гоблик
Формирование инвестиционного климата в странах с развивающейся экономикой............84
В.Ю. Додонов
Создание международных резервных активов ЕЭП в контексте формирования
евразийского полюса экономической силы..................................................93
B.С. Смирнова
Исследование региональных преобразований в государствах-членах
Европейского Союза и применение положительного опыта в России..........................100
A.П. Асылбеков
Поведение развивающихся фондовых рынков в условиях глобального финансового кризиса....104
И.С. Таюрская
Проблемы и перспективы инновационного развития Санкт-Петербурга........................110
ПРАВО
C.Ш. Мурзабаева, Ю.В. Павлова
Гармонизация и унификация законодательства, закрепляющего меры по охране репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан в СНГ...........................118
С.А. Дятлов, А.Б. Новиков
Проблемы применения таможенного законодательства евразийского
Таможенного союза/Единого экономического пространства и его совершенствование..........125
Ю.В. Мишальченко, А.В. Торопыгин, С.Н. Белоусов
Регулирование сферы естественных монополий в Едином экономическом
пространстве: соотношение международного и национального права.........................132
B.Е. Бородаев
К вопросу о международно-правовом сотрудничестве министерств юстиции
государств - членов ЕврАзЭС в сфере оказания правовой помощи...........................140
Т.М. Бекбулатова, В.Е. Бородаев
К вопросу о международно-правовом сотрудничестве в сфере судебно-экспертной деятельности в рамках ЕврАзЭС..........................................................148
Е.Н. Никифорова
Правовой мониторинг как комплексный механизм оперативной оценки
действующего законодательства..........................................................157
И.П. Козырева
О современном правовом государстве в России............................................166
Б.Ш. Саидамиров, М.Т. Пиров
Особенности взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных государств в борьбе с торговлей людьми и использованием рабского труда............................170
Л.А. Солдатова
Особенности формирования инновационного мышления государственных служащих в условиях социального государства.....................................................175
C.Ю. Янова
Пенсионное таргетирование как основа реформы пенсионного законодательства..............182
Б.Ш. Саидамиров
Факторы, влияющие на глобализацию процессов трудовой миграции населения
Республики Таджикистан.................................................................194
М.Ю. Спирина
Народная культура и традиционное прикладное искусство как основа диалога культур Евразии....198 П.С. Аветисян
Проблемы и приоритетные направления модернизации образовательных систем стран СНГ..........207
П.А. Бакланов
Образно-символические представления студентов о категории (понятии) «профессия»............210
Ф.М. Козлов
Культура в условиях глобализации мировых процессов и модернизации Евразии..................218
ПОЛИТИКА
К.Е. Мещеряков
Интеграционные процессы в Центральной Азии и позиция России................................225
О.Н. Астафьева, В.И. Савинков
Россия на пути к информационному обществу:
перспективы открытого правительства в контексте идей модернизации..........................234
М.И. Илолов, П.Д. Шозимов
Место традиционных ценностей в системе современного мировоззрения: вызовы и перспективы....244
Т.А. Романова
Три урока европейской интеграции...........................................................248
Е.А. Фурсова
Европейский Союз и Восточноевропейское партнерство. Инициативы России по созданию новой платформы международной интеграции и экономического развития на евроазиатском пространстве.....................................................257
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ
Событие
Идем вместе, чтобы идти далеко (Окончание).................................................262
С.Ю. Глазьев
О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции (Окончание)......268
Д.Е. Любина
Социокультурные интеграционные процессы в СНГ в аспекте
ноосферного учения В.И. Вернадского........................................................279
А.А. Торопыгина
Евразийская интеграция: анализ концептуальных основ........................................282
А.А. Хисамутдинов
Не забывшие свою русскость: русская (российская) диаспора в азиатско-тихоокеанском регионе.288
СТРАНЫ ЕВРАЗЭС: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Таможенный союз: практическое измерение....................................................293
CONTENT
From the editor S.Y. Glazyev
On the objectives, problems and measures of state policy development and integration..............3
OFFICIAL POSITION
KA. Mami
The IPA EurAsEC: parliamentary support to the Eurasian integration processes.....................12
I.M.-S. Umakhanov
Eurasian integration as a response to the challenges of the twenty-first century.................15
A.K. Deiko
The Union State: Reality integration.............................................................19
V.A. Goshin
Customs legislation of the Customs union: current state and main directions of improvement.......26
Event
We go together to go far.........................................................................30
ECONOMY
V.L. Busko, E.A. Dostanko
The crdeation of the Eurasian Economic Union: social and political aspects.......................31
P.B. Zverev, S.A. Dyatlov
The development of Russia’s international cooperation in the gas sector..........................36
D.S. Muhamedzhanova
Problems and prospects of economic cooperation of Kazakhstan in Central Asia.....................42
S.I. Record
The role of biotechnology clusters in the development of the Single Economic Space
of Russia, Belarus and Kazakhstan................................................................51
V.S. Belykh
Harmonization of legislation in the EEC for entrepreneurs without legal entity...................56
S.S. Dyachkova
Franchising as an instrument of integration of Russian business in a single economic space.......62
V.E. Kovalev
Application of protective measures in foreign trade policy harmonization regulation of the SES...71
G.A. Yasheva
The creation of public-private partnerships in innovation of the Eurasian Economic Union.........76
V.V. Goblik
Creation of the investment climate in developing economies.......................................93
V.Y. Dodonov
Accumulating of international reserves in the context of the SES creation
of the Eurasian economic power pole..................................................................93
V.S. Smirnova
The study of regional changes in the member states of the European Union
and the implementation of good practices in Russia...................................................100
A.P. Asylbekov
The behavior of emerging stock markets during the global financial crisis............................104
1.5.Tayurskaya
Problems and prospects of innovative development of St. Petersburg...................................110
LAW
5.5. Murzabaeva, Y.V. Pavlova
Harmonization and unification of legislation that measures of reproductive health and reproductive rights of citizens in the CIS........................................................................118
S.A. Dyatlov, A.B. Novikov
Problems of application of the customs legislation of the eurasian Customs Union /
the Single Economic Space and its improvement........................................................125
Y.V. Mishalchenko, A.V. Toropygin, S.N. Belousov
Regulation of natural monopolies in the single economic space: the ratio of international
and national law.....................................................................................132
V.Y. Borodaev
On the question of international legal cooperation, the Ministry of Justice of the Eurasian Economic Community in the field of legal assistance...........................................................140
T.M. Bekbulatova, V.E. Borodaev
On the question of international legal cooperation in the field of forensic activities in the EurAsEC....148
E.N. Nikiforova
Legal monitoring as a comprehensive framework for rapid assessment of the current legislation........157
I.P. Kozyreva
About the modern legal state in the Russian Federation...............................................166
B.S. Saidamirov, M.T. Pirov
Features of interaction with law enforcement agencies of foreign countries in the fight
against human trafficking and slave labor............................................................170
L.A. Soldatova
Features of the formation of innovative thinking of civil servants in the welfare state..............175
S.Y. Janovа
Pension targeting as the basis of pension reform legislation.........................................182
B.S. Saidamirov
Factors of the globalization of labor migration of the Republic of Tajikistan........................194
M.Y. Spirit
Popular culture and traditional crafts as the basis of dialogue of cultures of Eurasia..........198
P.S. Avetisyan
Challenges and priorities for the modernization of the educational systems of the CIS...........207
P.A. Baklanov
Figurative and symbolic representations of students about the class (concept) “profession”......210
F.M. Kozlov
Culture in the context of globalization and modernization processes of Eurasia..................218
POLICY
K.E. Meshcheryakov
Integration processes in Central Asia and Russia’s Position.....................................225
O.N. Astafieva, V.I. Savinkov
Russia on the way to the information society:
prospects of open government in the context of the ideas of modernization.......................234
M.I. Ilolov, P.D. Shozimov
Place of traditional values in the modern world system: challenges and prospects................244
T.A. Romanovа
Three lessons of European integration...........................................................248
E.A. Fursova
The European Union and East-european Partnership. Russia’s initiative to create a new platform of international integration and economic development in Eurasia...................................257
RESEARCH AND INFORMATION
Event
We go together to go away (Continued)...........................................................262
S.Y. Glazyev
On the objectives, problems and measures of state policy development and integration (Continued)...268
D.E. Lubina
Socio-cultural integration processes in the CIS in terms of teaching noospheric V.I. Vernadsky..279
A.A. Toropygina
Eurasian integration: concept analysis..........................................................282
A.A. Khisamutdinov
Not forgotten his Russianness: Russian Diaspora in the Asia-Pacific region......................288
EURASEC MEMBER-STATES: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW
The Customs union: practical dimension..........................................................293
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Решение вопросов создания законодательства для Евразийского экономического союза -актуальная задача МПА ЕврАзЭС
Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС располагает значительным потенциалом, накопленный опыт позволяет охватить все важные вопросы.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета, состоявшегося в декабре 2012 года, главами государств подтверждено понимание важности ускоренного продвижения интеграционных процессов.
И парламентариям предстоит насыщенная и скрупулезная работа, чтобы в ближайшие годы сформировать широкую нормативно-правовую базу евразийской интеграции.
К.А. Мами,
Председатель Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС
МПА ЕврАзЭС: парламентская поддержка евразийским интеграционным процессам
The IPA EurAsEC: parliamentary support to the Eurasian integration processes
Мами Кайрат Aбдразакович
Астана,
Республика Казахстан Председатель Сената Парламента Республики Казахстан, Председатель Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС
Mami Kajrat Abdrazakovich
Astana,
the Republic of Kazakhstan Chairman of the Senate of Parliament of the Republic of Kazakhstan,
Chairman of the Inter-Parliamentary Assembly of the EurAsEC
Т стория дает нам шанс войти в XXI век цивилизо-// 1/1 ванным путем. Одним из способов является, на \\ Л -М-наш взгляд, реализация интеграционного потенциала инициативы по созданию Евразийского союза, отражающей объективную логику развития постсоветского пространства и волю народов к интеграции».
Эти слова казахстанского Лидера, высказанные в МГУ имени М. Ломоносова почти два десятилетия назад, заложили прочный фундамент евразийской интеграции. Тогда, в 1994 году Нурсултан Назарбаев, выдвигая крупномасштабную инициативу по созданию новой интеграционной структуры, четко определил и ключевые задачи объединения, ориентированные на укрепление стабильности и безопасности каждой страны-участницы за счет общего потенциала интеграции.
Как общеизвестно, на пространстве СНГ наблюдается многоуровневая интеграция. Страны - члены ЕврАзЭС значительно продвинулись в данном направлении. Функционируют ОДКБ, ЕврАзЭС и Таможенный союз. 1 января 2012 года заработало Единое экономическое пространство, которое имеет собственную наднациональную структуру - Евразийскую экономическую комиссию.
Формирование ЕЭП привело к возникновению пространства, в котором проживают более 170 миллионов человек с совокупным ВВП около 2 триллионов долларов. По прогнозам специалистов, Единое экономическое пространство создаст условия для совокупного роста экономик трех стран к 2015 году на 20 процентов, будет дан толчок передаче технологий, количественному и качественному росту инвестиций.
«Все вопросы Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза продвигаются. В мае 2014 года мы уже должны иметь соглашение, чтобы с 2015 года объявить о том, что мы создаем Евразийский экономический союз», - заявил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в феврале этого года в Москве во время встречи с Президентом РФ Владими-
ром Путиным. Считаю, что МПА ЕврАзЭС вполне может заняться вопросами создания нормативно-правовой базы деятельности Евразийского экономического союза.
Сейчас Ассамблея активно продолжает осуществлять свои функции и в полном объеме обеспечивает правовую поддержку интеграционным процессам на евразийском пространстве. Правовое обеспечение функционирования Евразийского экономического сообщества, гармонизация национальных законодательств государств-членов Сообщества и приведение их в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС для реализации целей Сообщества, - таковы сегодня главные цели Ассамблеи.
Солидная нормативно-правовая база межгосударственного взаимодействия способствовала стабильному росту межгосударственных торгово-экономических связей, процессу формирования зоны свободной торговли, функционированию транспорта, связи, обеспечению стабильности в регионе. С момента создания МПА ЕврАзЭС принято свыше 80 модельных законов, а также действуют более 20 соглашений в рамках ЕврАзЭС.
Только за два прошедших года парламентариями Сообщества разработано и принято 10 типовых проектов и 17 рекомендаций. Для обеспечения согласованной экономической политики государств - членов ЕврАзЭС продолжается работа над проектами Основ законодательства Сообщества о конкуренции, регулировании монополистической деятельности, налогового и бюджетного законодательства. Наша задача - максимально гармонизировать и унифицировать национальные законодательства в этих сферах. Ведь от этого зависит экономический климат Сообщества, производство конкурентоспособной продукции, повышение социального и материального уровня наших граждан.
Наш регион является одним из самых энергонасыщенных на планете. И для того, чтобы грамотно задействовать этот потенциал, обеспечить энергетическую независи-
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
мость и энергетическую безопасность стран Сообщества, необходимо создать надежную энергетическую базу, инфраструктуру энергетического сектора, построить современные нефте- и газопроводы, морские порты, терминалы. Парламентариями евразийской «пятерки» проделана большая работа по разработке концепции правового обеспечения энергетической безопасности ЕврАзЭС, ведется работа над проектом Основ законодательства об энергетике.
Как известно, Астана с темой «Энергия будущего» избрана местом проведения международной специализированной выставки «ЕХР0-2017». Считаю, что событие глобального масштаба может дать мощный импульс для диверсификации экономики, модернизации производственных площадей, привлечения новых технологий и инвестиций всего Евразийского сообщества. В этой связи приглашаю государства ЕврАзЭС активно принять участие в «ЕХР0-2017», где можно реализовать проекты по инновационному развитию существующих энерготехнологий, активному использованию энергии возобновляемых и альтернативных источников.
Страны Евразийского экономического сообщества в силу своего географического расположения обладают большим потенциалом по предоставлению услуг транзита товаров между Европой и Азией. В развитии процессов экономической интеграции важную роль играет транспортная система. Для обеспечения формирования Транспортного союза Сообщества разработаны рекомендации по гармонизации законодательства государств -членов ЕврАзЭС в сфере правового регулирования перевозок. Активно ведется работа над Основами транспортного законодательства.
В соответствии с Концепцией формирования единого транспортного пространства на территории Сообщества формируются три международных транспортных коридора: Западная Европа - Западный Китай, Север - Юг, Запад - Восток. Надежные и эффективные транспортные сети - один из важнейших факторов развития экономик Ев-
роазиатского региона. В 2015 году Казахстан планирует завершить строительство своего участка автомобильной магистрали «Западная Европа - Западный Китай». Что касается железнодорожной отрасли, уже полностью завершено строительство линий «Жетыген -Коргас» и «Узень - Туркменистан».
Как отметил Лидер Казахстана на первом Евразийском экономическом форуме: «К числу наших неоспоримых преимуществ относится мощный транзитный потенциал, позволяющий нам взять на себя роль эффективного посредника в торговле между Европой и Азией. По экспертным оценкам уже сегодня грузопотоки между этими частями света составляют порядка 100 млн тонн и будут быстро нарастать. В этой сфере необходима мощная, выгодная всем, скоординированная политика».
В целях правового обеспечения взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС в агропромышленном секторе разработан типовой проект законодательного акта «О сельскохозяйственной кооперации», также выработаны рекомендации и типовые проекты законодательных актов в сфере экологической безопасности.
Сближение принципов миграционной политики государств - членов ЕврАзЭС - важнейшая задача интеграционного взаимодействия. На основе сближения законодательств граждане Сообщества должны быть обеспечены равными гарантиями в социальной сфере, включая гарантии в области занятости, условий, охраны и оплаты труда, социального обеспечения и социального страхования. Вопросы правового регулирования сотрудничества в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики отражены в разрабатываемых Основах пенсионного законодательства, законодательства об образо-
вании и здравоохранении, а также Основах трудового законодательства ЕврАзЭС.
Примечательно, что парламентами Сообщества при разработке национальных законодательств широко применяются положения модельных законов, рекомендаций, концепций, проектов Основ законодательства, принятых Ассамблеей.
Казахстан возглавил Межпарламентскую ассамблею ЕврАзЭС в мае 2011 года. По ряду документов, сформировавших основу модельного законодательства стран Содружества в сфере экономического развития, обеспечения безопасности, противодействия новым угрозам и вызовам, правоприменения, соблюдения основных прав и свобод человека, осуществления социальной и экологической политики, расширения гуманитарного сотрудничества, головными разработчиками стали депутаты Казахстана.
Для обмена опытом Ассамблея постоянно взаимодействует с такими международными межпарламентскими организациями, как Межпарламентский Союз, Европейская экономическая комиссия ООН, Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, Парламентская Ассамблея государств-членов Организации Исламского Сотрудничества.
Ассамблея располагает значительным потенциалом, накопленный опыт позволяет охватить все важные вопросы. На заседании Высшего Евразийского экономического совета, состоявшегося в декабре 2012 года, главами государств подтверждено понимание важности ускоренного продвижения интеграционных процессов. И нам, парламентариям, предстоит насыщенная и скрупулезная работа, чтобы в ближайшие годы сформировать широкую нормативно-правовую базу евразийской интеграции.