УДК: 340+347.2/.3 ББК: 67.400.7
Ляшенко Е.Н.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ПО ДРЕВНЕИНДИЙСКИМ
ИСТОЧНИКАМ
Lyashenko E.N.
LEGAL STATUS OF WOMEN IN ANCIENT INDIAN SOURCES
Ключевые слова: законы Ману, Артхашастра, варна, предназначение и права женщин.
Keywords: laws of Manu, Arthashastra, varna, the purpose and the rights of women.
Аннотация: в статье рассматривается правовой статус женщин по древнеиндийским источникам. Показан его противоречивый характер, связанный с ролью и местом женщины в обществе.
Abstract: this article deals with the legal status of women drevneindy-ray sources. Showed his controversial character associated with the role and place of women in society.
К числу важнейших древнеиндийских источников относятся дхармические тексты (дхармашастры) и артхашастры. Первые содержали запись дхарм - особых социальных норм, для которых характерна неотделимость религиозной, моральной и правовой составляющих как отражение самосознания древних индусов. Самой авторитетной из дхармашастр является Манавадхармашаст-ра, более известная как Законы Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.). В ней впервые произошло вычленение брака и семьи как важнейшего объекта социальной регуляции1. Для артхашастр характерен отход от религиозной идеологии, от «естественной справедливости» в сторону светских представлений об обществе. Наиболее значимой из артха-шастр считается так называемая большая Артхашастра (Артхашастра Каутильи), датируемая IV в. до н.э. Характер этих памятников предопределил определенные различия в подходах к оценке правового положения женщин.
Законы Ману прежде всего касались женщин, относящихся к «дваждырожден-ным» и, безусловно, имели меньшее значение для представителей более низких варн. Однако содержащиеся в них нормы и пра-
1 См.: Шинкаренко, К.И. Правовое положение женщины: традиционализм и современность. Автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. - М., 2010. - С. 14-15.
вила (покорность по отношению к мужу и его семье, терпимость к дурному обращению, предпочтение сыновей и ограничение свободы) укоренились в индуистском обществе, и ими стали руководствоваться в своем поведении все женщины. Через призму
этих норм они стали смотреть на себя со
2
стороны .
В сборниках как священных, так и светских законов и предписаний можно увидеть двойственное отношение к женщине: она считалась одновременно богиней и рабыней. Женщина принижена и порабощена в качестве жены, но как мать она занимает важнейшее положение в божественной иерархии, отождествляясь с Шакти - космическим женским началом. Воспевается ее любовь, преданность и верность, подчеркивается, что она не просто придаток, а половина мужа. Закон призывает почитать мать, ей нельзя причинять вред, с ней нельзя ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии.
Женщина помещена в центр семейно-родственной ячейки и окружена близкими ей родственниками - мужчинами (отец, сын, брат, муж); именно она скрепляет и цементирует весь семейный блок, давая ему возможность с помощью своей энергии полноценно функционировать. В свою оче-
2 Кнотт, Ким. Индуизм. - М.: Весь мир, 2001. - С.
121-122.
редь, семейный круг, созданный мужчинами, замыкает, «окружает», сдерживает и контролирует эту энергию, как бы вынуждая ее быть благостной и содействовать 1
процветанию семьи .
В Законах Ману можно встретить следующее утверждение: «Учитель в десять раз почтеннее преподавателя, отец в сто раз [почтеннее] учителя, но мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз» (II, 145). На важное положение женщины в семье указывают и ст. 56, 57 главы Ш, согласно которым женщины «должны быть почитаемы и украшаемы отцами, братьями, мужьями, а также деверями» и там, «где женщины почитаются, там боги радуются; но где они не почитаются, там все ритуальные действия бесплодны». Отмечается, что с женщинами следует обращаться нежно, хорошо их содержать, заботиться о них: « ... они должны быть почитаемы дарением украшений, одеждами и пищей на праздниках и торжествах... В какой семье муж всегда доволен женой и жена так же - мужем, там благополучие прочно . если жена блистает, весь дом сияет» (Законы Ману, далее - ЗМ, III, 60, 62)2.
С другой стороны, подчеркивается, что женщина является сладострастной и похотливой от природы, поэтому за ней нужен жесткий контроль, ибо она может изменить мужу при первой же возможности: «Вследствие приверженности к мужчинам, непостоянства и природного бессердечия они в этом мире изменяют мужьям, даже тщательно охраняемые. Ману оставил на долю женщин ложе, сиденье, украшение, похоть, гнев, подлость, зловредность характе-
з
ра и дурное поведение» (ЗМ, IX, 15, 17) .
Главная функция женщины заключалась в браке, ее призвание в том, чтобы заботиться о детях и муже. Основным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Считалось, что «мужчина возрождается в
1 Альбедиль, М.Ф. Женская энергия - основа семейных отношений в индуизме // Индийская жена.-М.: Восточная литература, 1996. - С.70.
2 Законы Ману. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - С.93. (далее - Законы Ману).
3 Там же. - С. 341.
своем сыне, который, исполнив обряды, . поддержит цепь семейных жертвоприношений и обеспечит беспрепятственный переход покойного в мир иной. Традиция неодобрительно относилась к рождению девочек, так как, вступив в брак-священнодействие (дхармический брак),
они не продолжали род отца, а переходили в
4
род мужа» .
Женщина восхвалялась, будучи добродетельной женой и приносящей желаемое потомство: «Вследствие рождения детей жены, прославленные, достойные почтения, озаряющие дом, - не отличаются от богинь счастья, пребывающих в домах» (ЗМ, IX, 26)5. Даже основания для развода со стороны мужа были связаны прежде всего со способностью жены к деторождению, на что указывает ст. 81 гл. IX Законов Ману: «Если жена не рождает детей, может взята другая на восьмом году, если рождает мертвыми -
на десятом, если рождает только девочек -
6
на одиннадцатом .» .
Первый долг женщины состоял в том, чтобы служить своему мужу, посвятить ему всю свою жизнь и быть ему верной при любых обстоятельствах. Важнейшее качество жены - беспрекословное послушание и уважение мужа: «Кому бы ни отдал ее отец .ей следует повиноваться ему при жизни и не пренебрегать им после смерти» (ЗМ, V, 151). Муж должен был почитаться женой как бог, даже «чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств» (ЗМ, V, 154). При этом, если женщина демонстрировала «неуважение [к мужу], преданному [какой-либо дурной] страсти, к пьянице или больному, она должна быть удалена на три месяца и лишена украшений и утвари» (ЗМ, IX, 78).7
Женщина не имела доступа к священным книгам Ведам и религиозным учреждениям, а также возможностей для духовного совершенствования и общения с богами. Она считалась неспособной к обучению, познанию истины (глава IX, ст. 18 ЗМ):
4 Самозванцев, А.М. Индийская женщина в литературе дхармашастр // Индийская жена. - С.37.
5 Законы Ману. - С. 343.
6 Законы Ману. - С 352.
7 Там же.- С.204, 205, 352.
«Для женщин не существует обряда, сопровождаемого чтением мантр: такова установленная дхарма; женщины немощны, лишены права изучать, повторять мантры, они -
1
воплощенная ложь.» .
Несмотря на важнейшую роль женщины в семье, большинство древнеиндийских источников говорят о ее приниженном правовом положении. Они не могут быть независимы по причине их слабой и изменчивой природы. В качестве ключевой в этом отношении обычно рассматривается ст. 148 гл .V Законов Ману: «В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости -мужа, по смерти мужа - [под властью] сыновей: пусть женщина [никогда] не пользу-
2
ется самостоятельностью» .
Закон предписывает, что «женщины особенно должны быть оберегаемы от дурных наклонностей, даже от незначительных, ибо необерегаемые женщины приносят горе двум семействам: зная эту высочайшую дхарму всех варн, даже слабые мужья стремятся охранять жен, ибо тщательно охраняющий жену охраняет свое потомство, добрые нравы, семью, себя и свою дхарму»
з
(ЗМ, IX, 5-7) , «Женщиной - в детском возрасте или даже пожилой - никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже
в [собственном] доме», - гласит статья 147
4
гл. V Законов Ману .
Такой надзор был необходим по причине свойственных женщине недостатков и пороков, толкающих на дурной путь; природа ее вредоносна, и она склонна изменять мужу.
О подчиненном положении женщины Артхашастра свидетельствует косвенно, регламентируя способы удержания ее мужем в повиновении. Так, уча жену послушанию, муж не должен употреблять таких слов, как «испорченная», «падшая», «калека», «без отца», «без матери». При нарушении этого запрета полагался штраф. Допускалось применение физического насилия по отношению к жене, а именно три удара по спине жены: веревкой, рукой или тростни-
1Там же. - С.341-342. 2Там же. - С.204. 3Законы Ману. - С.340. 4 Там же. - С.204.
ковой палкой» (Арт., III, 3. 2, 7, 8). Это наказание налагалось на жену, оскорбившую мужа из ревности, после того, как она узнала о его проступке (Арт., III, 3. 10)5.
Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. В ст. 33 главы IX Законов Ману муж назван «владельцем поля», а жена при этом считается самим полем: «Женщина считается воплощением поля, а мужчина считается воплощением семени; рождение всех одаренных телом существ происходит от соединения поля и семени». «При сравнении семени и утробы семя считается важнее, так как потомство всех живых существ отмечено признаком семени» (ЗМ, IX, 35). Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (ЗМ, IX, 52-55)6.
Не случайно даже проданная женщина не освобождалась от мужа, а право на нее в представлении древнего индуса сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки лежали и в основе запрещения повторных браков и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа (сати)7. Этот обычай был добровольным. Но можно предположить, что под давлением семьи и общества самосожжение было обязательным для вдов, относящихся к высшим вар-нам. По мнению известного индолога А. Бешэма, вдова, не имевшая детей, предпочитала принять ужасную смерть, надеясь на новый союз со своим мужем, чем влачить убогую жизнь в голоде, презрении и домашнем рабстве8.
Вдова не могла вновь выйти замуж. Законы Ману утверждают: «Женщина-вдова не должна быть вручена другому мужу, так как вручающие другому могут нарушить
5 Артхашастра // Вигасин, А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра. Проблемы социальной структуры и права. - М.: Наука, 1984. - С.60. (далее - Артхашастра)
6 Законы Ману. - С. 344, 347-348.
7 См.: Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Наука, 1992. - С.127; Эдвардс, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура. - М.: Центр-полиграф, 2005. - С.66.
8 Бэшем, А. Цивилизация Древней Индии. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - С.184.
вечную дхарму» (IX, 64). При этом источники часто ссылаются и на древние традиции. Так, в ст. 65 главы IX Законов Ману сказано: «В священных текстах, касающихся брака, поручение (niyoga) нигде не упоминается, а в правилах, касающихся брака, не сказано о браке вдовы». Этот аргумент сопровождается угрозой общественного осуждения и лишения соединения с мужем в другой жизни: «... жена, которая из желания [иметь] потомство, нарушает [обет верности умершему] мужу, встречает презрение в этом мире и лишается местопребывания мужа [на небе]» (ЗМ, V, 161)1.
Если к жене относились одновременно с почтением и подозрительностью, то вдовам особенно в семьях, строго соблюдающих все предписания, жилось тяжело. Вдова была обречена на аскетическую жизнь: она должна была спать на голой земле, принимать скудную пищу один раз в день, не употреблять меда, мяса, вина, соли, не носить украшения и цветную одежду, не пользоваться духами. Законы Ману предписывали для вдов следующий образ жизни: «Пусть она добровольно изнуряет тело, [питаясь только] чистыми цветами, кореньями и плодами; после смерти мужа ей не следует произносить даже имени другого [мужчины]», «ей полагается до смерти быть терпеливой, чистой, целомудренной, желающей [исполнить] ту высочайшую дхарму, которая [предписана] для жен, имеющих только одного мужа» (V, 157, 158). Этот строгий режим продолжался до конца ее дней, и единственной надеждой вдовы считалось соединение ее с умершим мужем в другой жизни; кроме того, она должна была проводить время в молитвах и исполнять религиозные обряды для покойного. Если вдова исполнит все обязательства, возложенные на нее, то она достигнет неба, даже не имея сыновей. Законы Ману поощряли подобную жизнь вдовы: «Та, которая, имея обузданные мысли, слова и тело, не изменяет мужу, достигает [после смерти] местопребывания мужа и называется ... «добро-
2
детельной» (sadhvi)» (V, 165) .
Этот запрет касался даже девочек,
1 Законы Ману. - С.206, 349.
2 Законы Ману. - С.205-207.
ставших вдовами в детстве, когда брачные отношения фактические не были реализованы.
Общество было неблагосклонно к вдове: «Добродетельные порицают того, кто по глупости соединяется ради потомства для другого с женщиной, лишившейся мужа» (ЗМ, V, 68). Считалось, что ее присутствие, встреча с ней приносит несчастье. Вдовам не разрешалось присутствовать на семейных праздниках, а поскольку она принадлежала к семье своего мужа, она не могла вернуться к отцу. Все родственники покойного следили, чтобы она не нарушила своего обета и тем самым не навредила душе покойного.
Следует отметить, что для мужчины «чистота мыслей» не была столь почитаемой добродетелью, и после смерти жены он мог жениться во второй раз: «Мужчина, после того как похоронит жену, совершив аг-нихотру, пусть женится на другой женщине, не откладывая почитания домашнего огня»,
3
- говорится в Яджнавалкье (I, 89) . Об этом свидетельствует и содержание ст. 168, 169 гл. V Законов Ману: «Использовав огни при похоронном обряде в честь жены, умершей раньше [него], муж может опять совершить брачный обряд и зажечь священные огни. В соответствии с этим правилом пусть никогда не оставляет пять [великих] жертвоприношений; взяв жену, пусть он живет в [своем] доме второй период жизни»4. Вероятно, такие особенности были продиктованы большей ролью мужчины в процессе продолжения и сохранения рода. Дети не наследуют от матери никаких достоинств: «Семя не сохраняет в развитии никаких качеств утробы» (ЗМ, IX, 37). Таким образом, в формировании хорошего потомства играет роль высокое происхождение отца, его качества, даже если таковые отсутствуют, жене его отводится роль «поля», это потомство произрастившего.
Повторные браки женщин в случае развода явно не запрещались, но осуждались. По Законам Ману, та, «которая оставив своего мужа низкого, сожительствует с
3 Яджнавалкья-смрити. Книга вторая // Народы Азии и Африки. - 1988. - №3. - С.51.
4 Законы Ману. - С.208.
высоким, достойна осуждения в мире», а, «потомство, рожденное от другого, - даже в другом браке, - в этом мире не признается; другой муж нигде не предписан для добродетельных женщин» (V, 162, 163) .
Вопреки запретам дхармашастр Арт-хашастра разрешала повторные браки вдов. При этом дети, рожденные от этого брака, признавались законными и пользовались теми же правами, что и дети от первого брака Единственной не осуждаемой причиной повторного замужества являлось оставление жены мужем.
К обязанностям мужа относилось обеспечение жены средствами существования, ибо «мучимая их недостатком, она мо-
2
жет согрешить» (ЗМ, IX, 74) . Если она вынуждена занимать деньги, покупать или продавать, работать, чтобы прокормиться, грех падает на мужа, он достоин всяческого осуждения.
При опасности прекращения линии рода отца или мужа отец мог сделать свою дочь путрикой, то есть принудить ее родить сына для него, при этом не обязательно в браке, а муж, в случае своего бесплодия, -родить сына от другого мужчины, либо от своего близкого родственника - по Законам Ману, либо, согласно Артхашастре, от любого мужчины той же варны.
Источники говорят о значении варно-вой принадлежности как критерия отношения к женщине в семье. Но если по Законам Ману (IX, 85,86) старшинство, почет и жилое помещение для женщин должно соответствовать их варне и только жена одной варны с мужем могла совершать священные обряды, то Артхашастра закрепляла привилегированное положение в семье первой жены или жены, имеющей сына.
В высших варнах женщины не были изолированы, но их старались ограждать от контактов с лицами противоположного пола. В Артхашастре описаны случаи наказания женщин за поведение, которое считается неблагопристойным (III, 3.20-28). В частности, речь идет о взыскании штрафа с женщины, если она:
- несмотря на запрещение мужа, пре-
1 Там же. - С.206-207.
2 Законы Ману. - С.351.
дается забавам в состоянии возбуждения или опьянения, штраф в этом случае составлял 3 паны;
- ходит днем или ночью на развлечения, в которых участвуют только женщины или только мужчины (от 3 до 6 пан);
- уходит от мужа, когда он спит или находится в состоянии опьянения;
- не открывает ему дверь или выгоняет ночью;
- ведет непристойный разговор в подозрительном месте;
- с чужим мужчиной делают друг другу любовные намеки, показывая желание полового сближения или ведут в тайне непристойный разговор (24 паны).
Таким образом, муж имел право неограниченного контроля за поведением жены.
Если по дхармашастрам уход жены из семьи считался большим грехом, то светские правовые памятники при наличии уважительной причины расценивали его как право, обставляя его при этом определенными оговорками. Статьи 9-12 главы 4 Артхашастры допускают уход жены в случае дурного обращения с ней к родственникам мужа, опекунам, деревенскому старосте, монахине или в семью своих родственников. Но если жену, оставившую мужа, сопровождал мужчина, который мог бы быть ее любовником, то ее лишали дхармы, то есть положения законной жены, за исключением содержания и сожительства в периоды, пригодные для зачатия. Не являлось грехом, если сопровождали тех, кто «пользуется свободой»: жен актеров, музыкантов, рыболовов, охотников, содержателей кабаков и других, если это не было за-3
прещено мужем .
Штраф за непристойное поведение мог быть заменен поркой розгами на торговой площади. Это наказание усугублялось тем, что пороть женщину должен был не-
4
прикасаемый чандал (III, 3.28) . Артхашаст-ра также указывает на лишение женщины права владеть своим имуществом, включая приданое, если она враждебно относится к властям, свершает проступки и убегает от
3 Кальянов, В.И. Артхашастра или наука политики. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1961. - С.169.
4 Артхашастра. - С.60.
мужа.
Существенное внимание в древнеиндийских памятниках уделяется имущественным правам женщин. Виды собственности женщины были законодательно закреплены. Законы Ману называют шесть видов собственности женщины: «данная при брачном огне, данная при свадебном шествии, данная в знак любви, полученная от брата, матери и отца» (IX, 194)1.
В древнеиндийском обществе женщина была на правах его младшего члена, но не являлась полностью бесправной. Ограничение ее личных и имущественных прав в семье мужа в значительной степени объяснялись наличием у нее отдельного имуще-
2
ства и сохранением связей с родителями .
Артхашастра в кн. III более подробно описывает имущество женщины и связанные с ним права. Большинство юридических школ оставляют за женщиной право владеть чем-либо на праве собственности. Это имущество состояло из стридханы -специальной собственности, в которую входили подарки родителей и мужа, и стапхья -подаренных женщине украшений. Стридха-на охватывает не все виды имущества, которые могут находиться у женщины, а исключительно «женское имущество» в узком смысле, состоящее из средств существования. Наряду со стридханой перечисляются и таким образом не входят в это понятие шулка, шулка-шеша, анвадхея и другое, данное родственниками.
А.А. Вигасин, А.М. Самозванцев предполагают, что указанные виды имущества давались стороной жениха (им самим, его родителями, родственниками). Это подтверждается и тем, что дети женщины, вступавшей в брак не один раз, делили стридхану так, чтобы каждому досталась
3
доля, полученная от его отца . К тому же из содержания статей Артхашастры следует, что стридхана умершей бездетной поступала ее мужу (III, 2.37).
Цель стридханы - обеспечение на случай бед (III, 2.34); ее максимум (без украшений) устанавливался в размере 2 тысяч
1 Законы Ману. - С.372.
2 Вигасин А.А., Самозванцев А.М. - С.143.
3 Там же. - С.140.
пан. На стридхану, равно как и на шулку и принесенное из родительского дома, женщина имела право собственности (свамья). В то же время очевидно, что стридхана находилась в руках главы семьи. Муж мог продать имущество жены в случае необходимости и ограничивать ее траты.
Согласно Законам Ману, «женщинам нельзя откладывать про запас [что-либо] из семейного [имущества], общего для многих или даже из своего имущества без согласия
4
мужа» (IX, 199) . Артхашастра, в отличие от Законов Ману, ограничивает права мужа в распоряжении этим имуществом. Он мог использовать стридхану в строго определенных в законе случаях: для избавления от болезней, голода, необходимости откупиться от разбойников, а также для исполнения дхармы (затрат на религиозные обряды).
Права мужа на стридхану зависели от форм брака: в дхармических допускалась общность имущества супругов при наличии детей, в недхармических таковая исключалась совершенно. Кроме того, в недхармическом браке муж должен был вернуть жене истраченное с процентами, а в некоторых случаях и заплатить штраф как за воровство (Арт., III, 2. 16-18)5
Стридхана, шулка, анвадхея - имущество, полученное женщиной в связи с вступлением в брак, предназначалось в конце концов потомству и ни при каких условиях не должно было перейти в собственность ее родственников. Вдова получала его только тогда, когда по воле свекра выходила вторично замуж за родственника покойного мужа. Если она вступала в брак вопреки воле свекра, то возвращала все, что было дано 6
стороной мужа .
Стридхана также выполняла роль материальной гарантии брака. Она потеряна для жениха, если он не способен к брачной жизни, и, наоборот, возвращается ему, если недостатками в интимной сфере страдает жена (Арт.,III, 15.14-15). Нарушение супружеской верности или бегство из дома влекло утрату прав на стридхану. Прав на нее
4 Законы Ману. - С.393.
5 Артхашастра. - С.58.
6 Вигасин, А.А., Самозванцев, А.М.. Указ. соч. -С.140.
лишался и инициатор развода, а также вдова, нарушающая волю свекра при повторном замужестве или муж, берущий вторую жену без достаточных оснований (Арт., III, 2.19-35)1.
При повторном браке муж возвращал первой жене шулку и стридхану; если при этом он не выдерживал определенного срока, это влекло за собой штраф. В данном случае речь идет о том, что муж мог оставить жену в строго определенных случаях, связанных с воспроизведением потомства. Если муж выплатит половину, указывается в Артхашастре, пусть женится хоть на нескольких, ведь жены берутся ради потомства (III, 2.38-42)2.
Под шулкой в древнеиндийских текстах понимался брачный выкуп. Он упоминается в качестве отличительного признака брака «асура». В случае уплаты части шул-ки невеста обязана ждать жениха три месяца, если о нем нет известий, семь, если они есть; когда шулка уплачена полностью -соответственно пять и девять месяцев (III,4.31 -34).
Шулка не всегда означала выкуп за невесту. В Артхашастре говорится, что вторую шулку получает сама женщина. Термин «притьяропана», встречающийся в Артхашастре, объясняет цель уплаты таковой - способствовать увеличению любви к мужу. Таким образом, шулка выступала в роли брачного дара. Характерно, что в случае смерти бездетной жены вдовец получал стридхану, но шулка шла ее родителям или другим родственникам. По мнению А.А. Вигасина и А.М. Самозванцева, этот брачный дар занимал особое место в имуществе женщины; он мог быть даром за лишение ее девственности. В данном случае не обязательно подразумевается только брачный выкуп родителям;
3
возможно речь идет о второй шулке .
Выше рассматривались нормы, относящиеся к имуществу женщины, полученному ей в связи с выходом замуж. Однако существовали и другие способы приобретения ей имущества - прежде всего наследо-
1 Артхашастра. - С.58.
2 Там же. - С.59.
3 См.: Вигасин, А.А., Самозванцев, А.М. Указ. соч.
- С. 139-141.
вание от матери, брата, если она незамужняя, отца (при браке-священнодействии). Можно предположить и какую-то ее деловую активность. Правда, женщина относится к «несамостоятельным», но легко убедиться, что эта «несамостоятельность» не исключала ни для «заложенного» (ахитаки), ни для сына, находящегося под властью отца, приобретений своим трудом. Запрещение женщинам вступать в деловые контакты с определенными лицами не имело бы смысла, если бы они вообще не заключали сделок. Многое, видимо, зависело от конкретных обстоятельств и от того, к какому социальному слою они принадлежали. Некоторые женщины принимали участие в трудовом процессе и, как следствие, обладали определенной личной и хозяйственной 4
самостоятельностью .
Таким образом, несмотря на ограниченную правоспособность, порядочная женщина была защищена материально. Во-первых, у нее было собственное имущество, полученное в качестве приданого или подаренное мужем; оно оставалось у нее, даже если муж разорялся и все его имущество продавалось. Во-вторых, кто-либо всегда был обязан ее сдержать (муж, отец, другие родственники): « ... муж получает жену, данную богами, а не по своему желанию; ее, преданную, надо всегда содержать, совершая этим угодное богам» (ЗМ, IX, 95)5.
Определенное внимание шастры уделяют наследственным правам женщин. По ним известная доля наследства выделялась незамужним сестрам (в качестве приданого) для выхода замуж (ЗМ, IX, 118; Арт., III, 5.21). По смерти матери дочери имели права на получение доли в посуде, еде, но главным образом, в украшениях из имущества матери (Арт., III, 6.8). Видимо это было вызвано желанием сохранить фамильные драгоценности у женщин одного рода путем их передачи от матери к дочери. Ст. 198 гл. IX Законов Ману закрепляет право дочери-брахманки на все имущество матери; имеется в виду, что дочери от жен из других варн не могли на него претендовать. Дхармаша-стра также фиксирует норму, в соответст-
4 Вигасин, А.А., Самозванцев, А.М. - С.142.
5 Законы Ману. - С.354.
вии с которой мать и незамужние сестры могли наследовать после умершего бездетным сына и брата, а в случае смерти матери имущество могло перейти к матери отца1. Допускался также раздел имущества матери после ее смерти между единоутробными братьями и единоутробными сестрами. Если у этих сестер есть дочери, то «им из любви должно быть дано что-нибудь из имущества их бабки по матери» (ЗМ, IX, 192, 193)2
О степени правоспособности женщин в древнеиндийском обществе свидетельствуют и нормы, относящиеся к их участию в судопроизводстве. Согласно ст. 77 главы VIII Законов Ману женщины не могли быть свидетелями в суде, даже если их было много - «вследствие непостоянства женского ума». Исключением являлись свидетельские показания женщин в отношении женщин (ЗМ, VIII, 68) . Артхашастра, в свою очередь, наделяет женщину более широкой свидетельской свободой. Она не могла давать показания только по делам, связанным с долговыми обязательствами, но имела право выступать в суде по делам об оскорблении, воровстве, прелюбодеянии, в «тайных делах» (Арт., III, 11.28, 30,31)4
Анализ статей Законов Ману и Арт-хашастры показывает, что женщинам в древней Индии отводилась роль низшего в правовом, религиозном и социальном отношениях члена общества. В то же время она незаменима с точки зрения необходимости продолжения рода, чем и определялось ее положение и широта предоставляемых ей прав. В соответствии с источниками женщина в любом случае не может быть независима в силу ее слабой и изменчивой
природы. На протяжении всей своей жизни она находилась под опекой (отца, мужа, затем - сына), не имея права «поступать по своему усмотрению», даже будучи в собственном доме. Женщина по древнеиндийским источникам, прежде всего, приобретаемая мужем собственность. Она была чем-то вроде необходимого звена его жизни, без которого правоверному индусу не обойтись. Она должна почитать мужа как бога, каким бы распутным он ни был, быть чистой, целомудренной, добродетельной, верной ему и после его смерти.
Женщины не имели доступа к священным книгам, религиозным учреждениям в силу их неспособности к обучению. Их удел - рожать, взращивать потомство и вести хозяйство.
Многочисленные сходства положений двух правовых памятников Древней Индии были вызваны тем, что они были созданы в одной культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев. Положение женщины в индуистском обществе было обусловлено глубокими религиозными убеждениями, укоренившимися в массовом сознании.
В то же время светский характер, рационализм Артхашастры обусловили определенные отличия в нормах, относящихся к положению женщин. Вопреки запретам дхармашастр, она допускала наличие у женщин имущественных прав, уход жены от мужа, повторные браки вдов. Несмотря на то, что власть мужа над женой квалифицируется как «свамья» («собственность»), Артхашастра ставит предел применения ее наказания.
1 Законы Ману. - С.373, 376; Артхашастра. - С.62, 63.
2 Законы Ману. - С.372.
3 Там же. - С. 278, 280.
4 Артхашастра. - С.101.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шинкаренко, К.И. Правовое положение женщины: традиционализм и современность. Автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. - М., 2010. - С. 14-15.
2. Кнотт, Ким. Индуизм. - М.: Весь мир, 2001. - С. 121-122.
3. Альбедиль, М.Ф. Женская энергия - основа семейных отношений в индуизме // Индийская жена.- М.: Восточная литература, 1996. - С.70.
4. Законы Ману. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2002. - С.93.
5. Самозванцев, А.М. Индийская женщина в литературе дхармашастр // Индийская жена. - С.37.
6. Артхашастра // Вигасин, А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра. Проблемы социальной структуры и права. - М.: Наука, 1984. - С.60.
7. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Наука, 1992. - С.127.
8. Эдвардс, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2005. -
С.66.
9. Бэшем, А. Цивилизация Древней Индии. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - С.184.
10. Яджнавалкья-смрити. Книга вторая // Народы Азии и Африки. - 1988. - №3. - С.51.
11. Кальянов, В.И. Артхашастра или наука политики.- М.-Л.: Издательство АН СССР, 1961. - С.169.