Научная статья на тему 'Образ индийской женщины по материалам дхармашастры'

Образ индийской женщины по материалам дхармашастры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
741
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / INDIA / ДХАРМАШАСТРЫ / АРТХАШАСТРА / ARTHASHASTRA / ЗАКОН МАНУ / THE LAW OF MANU / ЖЕНСКИЕ ПРАВА / WOMEN''S RIGHTS / DHARMASHASTR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тепикина Елена Петровна

Представлена характеристика женщины Древней Индии, ее положение в семье, охарактеризованы ее права, обязанности и предназначение как жены. Исследование базируется на социально-правовых и светских источниках, таких как дхармашастры и Артхашастра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF INDIAN WOMEN ACCORDING TO THE MATERIALS OF DHARMASHASTR

The article presents characteristics of the women of ancient India, her position in the family, characterized by its rights, duties and destiny as a wife. The study is based on socio-legal and secular sources, such as dharmashastr and Arthasastra.

Текст научной работы на тему «Образ индийской женщины по материалам дхармашастры»

УДК 94 (3)+39

Тепикина Елена Петровна

студентка IV курса Института истории, гуманитарного и социального

образования

Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирск, Россия, e-mail: tepikina.helena@gmail.com

ОБРАЗ ИНДИЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ ПО МАТЕРИАЛАМ

ДХАРМАШАСТРЫ

Elena P. Tepikina

IY year student of the Institute of History, humanitarian and social education

Novosibirsk state pedagogical University Novosibirsk, Russia, e-mail: tepikina.helena@gmail.com

THE IMAGE OF INDIAN WOMEN ACCORDING TO THE MATERIALS

OF DHARMASHASTR

Аннотация. Представлена характеристика женщины Древней Индии, ее положение в семье, охарактеризованы ее права, обязанности и предназначение как жены. Исследование базируется на социально-правовых и светских источниках, таких как дхармашастры и Артхашастра.

Ключевые слова: Индия, дхармашастры, Артхашастра, Закон Ману, женские права.

Abstract. The article presents characteristics of the women of ancient India, her position in the family, characterized by its rights, duties and destiny as a wife. The study is based on socio-legal and secular sources, such as dharmashastr and Arthasastra.

Keywords: India, dharmashastr, Arthashastra, the Law of Manu, women's rights.

Без знания прошлого страны нельзя понять ее настоящего. Эти слова особенно актуальны, когда речь идет об Индии, для которой характерна прочность и стойкость традиций и обычаев.

Современная индология развивается достаточно быстрыми темпами, что объясняется рядом обстоятельств, и прежде всего, вниманием к изучению истории и культуры Индии. В представленном исследовании для определения проблематики помогла работа А.М. Горячевой, описывающая социальные проблемы индийских женщин: «Женщинам отводилось самое низкое место в социальной иерархии. Причем, чем выше по своему статусу каста, тем

© Тепикина Е.П., 2017

большим ограничениям были подвержены женщины, тем отчетливее проявлялось в ней неравенство полов - гендерная асимметрия. В Индии идеальная женщина - это мать, хозяйка в семье...» [4, с. 79]. Особую роль в становлении традиционной социально-нормативной культуры Индии отводят дхармасутрам и дхармашастрам как памятникам юриспруденции. Данные памятники являются источником толкования семейных обычаев, закрепивших характерные установки женского бесправия с достаточно широким распространением таких ограничивающих права женщин обычаев и традиций, как, например, детские браки, запрет на повторный брак вдов, религиозное служение жены мужу даже после его смерти и прочее. Дхармашастры, по замечанию Э.А. Грантовского, можно рассматривать как своеобразные своды правовых норм, регламентирующие частную и общественную жизнь [5, с. 112].

Г.М. Бонгард-Левин в своем исследовании показал значение термина «дхарма» в достаточно широком смысле, при этом исследователь отмечает различия его значения на разных этапах развития общества и в разные эпохи [2, с. 96]. Под «дхармой» Г.М. Бонгард-Левин понимает совокупность этических норм, которыми должен руководствоваться индивид в повседневной жизни, а дхармашастры - это своего рода сборники поучений и предписаний для членов различных социальных групп [2, с. 91].

При изучении данной темы интересно было обратить внимание на работы такого исследователя, как Н.А. Крашенинникова, рассматривающая в дхармах отражение основных этапов развития социального регулирования, характерного для развития человеческого общества в целом [8, с. 63]. Исследования Н.А. Крашенинниковой помогают понять, что в Древней Индии с ее замкнутостью, «обезличенностью», даже некой «непроявленностью» личности исключался разум как способ измерения отношений к традиции, обычаям. Сложившиеся впоследствии традиции привели к тому, что прежний подход уступил место другой религиозной философии и практике, которая отводила мужчине и женщине особые права и роли в семье, да и в обществе

в целом. И.П. Глушкова в связи с этим достаточно подробно описывает супружескую семейную жизнь в Индии [3, с. 84]. В работе охарактеризованы формы порядка выбора жены, правила ее поведения, семейные конфликты и любовные треугольники.

Возвращаясь к работам Н.А. Крашенинниковой, следует отметить, что наиболее известной из дхармашастр считается Манавадхармашастра, более известная как Закон Ману [9, с. 114]. В Законе Ману довольно четко прослеживается тенденция к распространению регулирующей роли права общественных отношений, которые ранее регламентировались обычаями и религиозными предписаниями. С точки зрения исследовательницы в дхармашастрах впервые произошло выделение брака и семьи в качестве одного из важнейших социокультурных институтов.

Помимо дхармашастр следует указать источник, носящий светский характер, и таким источником является Артхашастра. Для представленного вида источника характерен отход от религиозной идеологии в сторону светских представлений об обществе.

Таким образом, можно говорить об одновременном существовании двух традиционных жанров в древнеиндийской традиции, использованных в исследовании: религиозно-правовом и светском.

Статус и положение женщин Индии зависят от того, к какому слою общества они принадлежат. Например, в сельской местности женщина вынуждена работать по найму, распоряжаться собой в большей степени, чем женщина, которую полностью обеспечивает муж. Нас же в большей степени интересует другой критерий, определяющий положение женщины в обществе, а именно факт становления матерью.

Традиции прочно привязывают женщину к семье, к рождению и воспитанию детей. В Индии идеальной женой считается мать. На первое место в большой семье муж ставит мать, которая и будет считаться хозяйкой в семье. А.М. Самозванцев отмечает, что основой жизненного благополучия индуиста является брак и семья [10, с. 46]. Брак и семья - это основа жизненного спокойствия и счастья индусов, так, в ведических текстах

упоминается: «Сам человек- полчеловека, вторая половина - жена», да и сам процесс выдачи замуж строго соотнесен с религиозным долгом [11, с. 80]. Согласно дхармашастрам отец должен выдать дочь по возможности раньше, не дожидаясь появления признаков зрелости. Мы согласны с утверждением Е.Н. Ляшенко о том, что отдельно женщина и мужчина не могут функционировать полноценно ни в физическом, ни в сакральном плане, а союз брака выполняет роль объединения в целое, поэтому семья - это священный институт, и положение жены, ее авторитет в нем напрямую зависит от ее способности рожать сыновей [7, с. 215].

В семейных отношениях традиция сложилась таким образом, что именно женщины стали хранительницами в семье. Поддержание ритуальной чистоты также забота женщины. Становясь матерью, она занимает почетное место в семье и в обществе, она отождествляется с Шакти - космическим женским началом, следовательно, занимает высочайшее положение в божественной иерархии. В той же дхармашастре можно найти восхваление женщине: «Отец в сто раз почтеннее учителя, но мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз» [6]. Помимо этого, к жене должны почтительно относиться родственники мужа, так как это радует богов, а там, где их не чтут, все обряды считаются бесплодными. Опять же в дхармашастре находим следующее: «Печаль женщины ведет семью к гибели, радость - к процветанию; ее блеск озаряет весь дом» [6]. Таким образом, жена - это основа ценностей, основа добродетели, любви и пользы. Муж должен смотреть на жену, родившую ему сына, как на собственную мать. Жена - это путь блага.

Вместе с тем источники дают женщине и противоположную характеристику. В Законах Ману отмечена необходимость держать жену в подчинении: «Ни в каком возрасте она не может быть предоставлена самой себе, но нуждается в надзоре: отца, затем мужа, затем сыновей» [6]. Предписания «о дхарме жены и мужа» свидетельствуют о приниженном положении женщины в древнеиндийском обществе и полной почти неограниченной власти мужа. Женщина полностью зависима от мужа и сыновей: «В детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости -

мужа, после смерти мужа - под властью сыновей» [6]. Брак превращался в своего рода сделку, мужчина «покупал» себе жену, она становилась его собственностью, но при этом жена считалась не просто собственностью, а частью мужа. Так, в Законе Ману говорится: «Женщина считается воплощением поля, мужчина считается воплощением семени; рождение всех одаренных телом существ происходит от соединения поля и семени» [6]. Человек сам по себе считается несовершенным без дополнения другого пола: «Левая сторона тела женатого мужчины считается особенно связанной с женой, поэтому жена может сидеть на левом колене мужа и никогда на правом. Дочь или невестка сидят только на его правом колене и никогда на левом» [6]. Положение женщины подразумевало быть терпеливой и строго соблюдать свои обязанности. Законы требуют от жены почитания своего мужа, как Бога, даже если он лишен добродетелей.

Говоря об ограничениях для женщин со стороны традиций, следует отметить запрет на развод со стороны жены. По дхармашастре, правом развода обладал только муж, жена не могла покинуть семью. Даже если муж оставил ее, она продолжала считаться его женой. Однако в Артхашастре допускается уход жены из семьи, в случае дурного обращения с ней, к родственникам мужа [1, с. 139]. Помимо прочего в источниках указан запрет на повторный брак, равно как и на все материальные удобства. В дхармашастре указано, что вдова спала на земле, питалась один раз в день простой пищей, не могла носить цветные ткани. Все время женщина-вдова должна посвящать молитвам и религиозным обрядам, чтобы снова заключить брак со своим мужем в следующем воплощении. По Законам Ману вдова не могла снова выйти замуж: «Женщина-вдова не должна быть вручена другому мужу, так как вручающие другому могут нарушить вечную дхарму» [6]. Но следует уточнить: повторные браки в случае развода не запрещались, но осуждались со стороны традиционного общества: «Та, которая, оставив своего мужа низкого, сожительствует с высоким, достойна осуждения в мире, а потомство, рожденное от другого -даже в другом браке, - в этом мире не признается; другой муж нигде не предписан для добродетельных женщин» [6]. Хотя, например, в низких

кастах разводы и второе замужество разрешаются и не осуждаются. В светских же источниках повторный брак разрешался для вдов. При этом дети, рожденные от второго брака, признавались законными и обладали теме же правами, что и дети, рожденные от первого брака. Все же единственной неосуждаемой причиной второго замужества являлось оставление мужем жены.

Причины, по которым тексты дхармашастр и артхашастр свидетельствуют о подчиненном положении женщины, связаны со свойственными ей недостатками и пороками, такими как, например, ее вредоносная природа, толкающая на дурной путь и склоняющая жену к измене мужу. Так, в Законе Ману отмечено: «Женщины особенно должны быть оберегаемы от дурных наклонностей, даже от незначительных, ибо необерегаемые женщины приносят горе двум семействам: зная эту высочайшую дхарму всех варн, даже слабые мужья стремятся охранять жен, ибо тщательно охраняющий жену охраняет свое потомство, добрые нравы, семью, себя и свою дхарму» [6].

Подводя итоги вышесказанному, стоит заметить, что в древнеиндийских источниках прослеживается двойственность отношения к женщине, жене. С одной стороны жена показана как главная хранительница судьбы своей семьи, своего мужа, от нее зависит его пребывание в этом мире. Женщина незаменима с точки зрения необходимости продолжения рода, чем и определяется ее положение и широта предоставляемых прав. С другой стороны, анализ статей дхармашастр и Артхашастры показывает, что женщинам в Древней Индии отводилась роль низшего члена общества в правовом, религиозном и социальном плане. В соответствии с источниками женщина не может быть независима и никогда не будет признана самостоятельным лицом в силу своей слабой природы и отсутствия своего имущества. Таким образом, она одновременно и богиня, и рабыня, она порабощена в качестве жены. Но как мать она возглавляет важнейшее положение, она стоит в центре семьи, она уважаема и почитаема, следовательно, содействует процветанию семьи.

Список литературы

1. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра. Проблемы социальной структуры и права. М.: Наука, 1984. 256 с.

2. Бонгард-Левин Г.М, Антонова К.А. Котовский Г.Г. История Индии. М.: Просвещение, 1973. 558 с.

3. Глушкова И. П. Индийская жена: исследования, эссе. М.: Восточная литература (РАН), 1996. 247 с.

4. Горячева А.М. Женщины Индии: социально-культурные и политические проблемы // Индия сегодня. М. 2005. 373 с.

5. Грантовский Э.А, Бонгард-Левин Г.М. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. М.: Просвещение, 1983. 206 с.

6. Законы Ману/ пер. С.Д. Эльмановича. [Электронный ресурс]. URL: http://www.koltunov.ru/WordLiterature/ZakonyManu.htm (дата обращения: 16.01.20l7).

7. Ляшенко Е.Н. Правовое положение женщины по древнеиндийским источникам // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. № 2. С. 210-218.

8. Крашенинникова Н.А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии // Вестник Владимирского юридического института. 2010. № 3. С. 79-84.

9. Крашенинникова Н.А. Индуистское право: история и современность. М., 1982. 192 с.

10. Самозванцев А.М. Индийская женщина в литературе дхармашастр // Индийская жена. М.: Восточная литература, 1996. С. 37-47.

11. Самозванцев A.M. Правовой текст дхармашастры. М., 1991. 419 с.

УДК 94

Шипигузов Даниил Олегович

студент II курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: shipiguzovd@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ «СУТРЫ ПОМОСТА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА»

ДЛЯ ЧАНЬ-БУДДИЗМА

Daniil O. Shipiguzov

II year student of the faculty of History

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: shipiguzovd@mail.ru

VALUE OF A SUTRA A TRIBUNE OF THE SIXTH PATRIARCH FOR CHAN

BUDDHISM

Аннотация. Предпринимается попытка выявления роли «Сутры Помост Шестого Патриарха» в становлении чань-буддизма. В сутре выявляется складывание характерных практик и постулатов китайского буддизма. Определяются точки соприкосновения индийской и китайской этно-философии.

Ключевые слова: буддизм, чань-буддизм, Шестой Патриарх Хуэйнен, «Сутра Помост Шестого Патриарха», религиозная практика.

© Шипигузов Д.О., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.