Научная статья на тему 'Правовое положение субъектов исполнительной власти в области лесного хозяйства'

Правовое положение субъектов исполнительной власти в области лесного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение субъектов исполнительной власти в области лесного хозяйства»

различных правовых актах предусматриваются особенности государственной службу военнослужащих, органов внутренних дел, таможенных органов, налоговой полиции и другихб.

Представляются необходимыми разработка и утверждение в установленном порядке положения о государственной службе в органах Федеральной службы лесного хозяйства России. До настоящего времени не урегулировано прохождение государственной службы в государственной лесной охране Российской Федерации. Служащие государственной лесной охраны лесхозов, лесничеств и других подразделений государственными служащими не являются. Без правового регулирования осуществляется и служба должностных лиц указанных подразделений территориальных органов Федеральной службы лесного хозяйства России.

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, п. 31, ст. 2290.

2. Материалы Томского управления лесами. Текущий архив за 1997 год.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №6. Ст. 533.

4. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы. // Государство и право. 1996. №12. С. 11.

5. Ст. 77 Лесного кодекса РФ. Собрание законодательства РФ. 1997. П.5 ст.610.

6. См. Д.Н. Бахрах. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996. №12. С. 11.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Горбунова H.A.

Государственное управление лесным хозяйством России осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти в данной области приобретает реальный характер в деятельности органов исполнительной власти, которые по существу и являются органами государственного управления. Государственное управление лесным хозяйством России, понимаемая нами ранее как исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов управления лесным хозяйством, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов данной власти.

Можно полагать, что понятие государственного управления лесным хозяйством более объемное, чем реализация исполнительной власти в данной сфере, ибо при осуществлении государственного управления как вида государственной деятельности в его рамках реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть в области лесного хозяйства производна от государственного управления им, она определяет объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственной управленческой деятельности. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).

Исполнительная власть в соответствии с Конституцией РФ организуется и осуществляется на началах федерализма. Законодательством РФ устанавливается разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации.

В лесном законодательстве указывается, что полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, зашиты лесного фонда и воспроизводства лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ, а также заключенными в соответствии с Конституцией РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации1.

Исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Она проявляется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией и представлена в государственно-властном механизме Органами исполнительной власти.

Система исполнительной власти в области лесного хозяйства - это совокупность государственных органов, обозначенных в качестве ее субъектов.

Система Органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования, охраны, зашиты лесного фонда и воспроизводства лесов закреплена Лесным кодексом РФ и состоит из: Правительства РФ, которое непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляет такое управление; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые на своих территориях в соответствии со своими

полномочиями осуществляют управление лесным хозяйством непосредственно или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством; федерального органа управления лесным хозяйством, являющегося специально уполномоченным государственным органом управления в этой области, а также порученных ему правительством РФ областях государственного управления; территориальных органов федерального управления лесным хозяйством: управлений лесами, лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозов федерального управления лесным хозяйством, в том числе лесхозов-техникумов, опытных и других специализированных лесхозов.

Правительство РФ - орган общей компетенции, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации на основании возложенных на него полномочий Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ. Оно организует разработку и исполнение приказов экономического и социального развития России, утверждает и обеспечивает выполнение важнейших федеральных программ. На него возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области экологии, координации работы органов государственного управления по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения.

Федеральная служба лесного хозяйства России является федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством. Субъекты исполнительной власти, входящие в ее систему, являются специально уполномоченными органами исполнительной власти в этой сфере управления. Федеральная служба лесного хозяйства России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, постановлениями палат Федерального собрания, указами и распоряжениями Президента РФ. Подведомственные ей органы - лесхозы, лесничества, управления лесами субъектов Федерации функционируют во взаимодействии с другими субъектами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, учреждениями, организациями и гражданами.

Система специально уполномоченных органов управления лесным хозяйством сформировалась в

2

результате издания Президентом РФ Указа "О системе центральных органов исполнительной власти" , а

правовой статус Федеральная служба лесного хозяйства получила с утверждением Правительством РФ

„3

положения о ней .

В настоящее время система органов исполнительной власти в лесном хозяйстве представляет собой сеть субъектов, часть которых специализирована по территориальному принципу - субъекты общей компетенции, часть по отраслевому - органы Федеральной службы лесного хозяйства России.

Федеральная служба лесного хозяйства России является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные исполнительные, надзорные и контрольные функции. Данные функции определяются особенностями отрасли лесного хозяйства, сферы лесных отношений. Контрольно-надзорные функции являются специализированными функциями вневедомственного значения.

Управления лесами краев, областей, автономных образований создаются Рослесхозом по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и находятся в двойном подчинении - Федеральной службе лесного хозяйства России и соответствующему органу исполнительной власти общей компетенции4. "Двойное подчинение" управлений лесами краев, областей по горизонтали и вертикали основано на разграничении предметов и полномочий совместного ведения. Система "двойного подчинения" создает условия для контролирования работы аппарата государственного управления лесным хозяйством органами исполнительной власти субъектов РФ, одновременного обеспечения единства деятельности соответствующим указаниям Рослесхоза.

Реализация отношений подчиненности предполагает, что субъекту исполнительной власти органов лесного хозяйства дано право адресовать прямые, обязательные указания. Подчиненность требует определенных гарантий, к числу которых следует отнести подотчетность нижестоящих субъектов вышестоящим, право вышестоящих субъектов отменять решения нижестоящих, право формировать подчиненные органы, утверждать их состав. Управление лесами края, области, автономного образования в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, правовыми актами края, области, приказами Рослесхоза и положениями о них.

Управление лесами субъекта Российской Федерации осуществляет свою деятельность через подведомственные ему лесхозы, а также через другие учреждения и организации. Среди основных задач, возложенных на управление лесами указаны:

обеспечение постоянного, неистощительного, непрерывного и рационального природопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, усиления защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных функций леса;

защита как региональных, так и федеральных интересов при регулировании лесопользования, воспроизводстве, охране и защите лесов;

совершенствование экономических методов управления в лесном хозяйстве;

разработка основных направлений лесной политики по ведению лесного хозяйства в крае, обрасти, автономном образовании на основе достижений науки и техники, передового опыта.

Краевые, областные управления лесами разрабатывают проекты перспективных и годовых планов по всем разделам лесного хозяйства, представляют их на утверждение в Федеральную службу лесного хозяйства России, осуществляют мероприятия по выполнению намеченных планов.

1. Ст. 48 Лесного кодекса РФ. Собрание законодательства РФ. 1997. №5. Ст. 610.

2. См. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. П.41 ст.2278.

3. См. Собрание законодательства РФ. 1994. №12. Ст. 1390.

4. См. Типовое положение об управлении лесами краев, областей, автономных образований РФ. Утверждено Приказом №46 от 19.02.93 Федеральной службы лесного хозяйства России.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО КОНТРАКТУ

Панкин В.А.

Договорная система подготовки специалистов в вузе предполагает три вида правоотношений: 1) между вузом и предприятием, 2) между вузом и студентом, 3) между студентом (выпускником) и предприятием. Данные виды правоотношений различны по своей правовой природе и влекут заключение двух видов договоров.

Первый из них - договор между учебным заведением и предприятием о подготовке соответствующего количества специалистов по определенным специальностям. Инициатором возникновения такого договора чаще всего выступает вуз. Речь, по всей вероятности, здесь не может идти о публичной оферте, т.к. в принципе не всякий желающий вправе стать участником контракта. Следует учитывать особйе положение акцептанта, в данном случае вуза. По своей правовой характеристике первый вид договора относится к разделу предварительных договоров, следовательно, отказ одной стороны от заключения второго вида договора дает возможность другой стороне претендовать на возмещение причиненных убытков.

В отличие от вышеупомянутого договора второй вид договорных отношений характерен большей степенью регламентации прав и обязанностей сторон. Это строго индивидуальный, персонифицированный договор, т.к. касается конкретного студента (выпускника). Думается, что вуз при заключении основного договора (именно таковым является данный договор) выступает не в роли представителя, а в качестве полноправной стороны. Сосубъектом же является студент (выпускник).

При контрактной системе подготовки и трудоустройства молодых специалистов основанием трудоустройства является уже не обязанность специального трудоустраивающего государственного органа, а договор. Неудачная редакция части второй ст. 182 КЗоТ РФ, согласно которой "лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью, квалификацией на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и работодателями". Представляется, что законодатель подразумевает здесь договоры (контракты), заключаемые до окончания учебы. Среди важнейших условий подобных договоров есть и обязанность работодателя трудоустроить лицо, с которым заключен договор (контракт), по приобретенной в образовательном учреждении специальности (специализации, профориентации).

Поскольку действующий КЗоТ РФ приравнивает контракт по своей природе к трудовому договору, можно сделать вывод, что правило статьи 182 КЗоТ РФ предписывает заключить с выпускником именно трудовой договор. Данное уточнение крайне важно, ибо нередко работодатели отказывают в приеме на работу по трудовому договору и оформляют отношения по труду заключением гражданско-правового договора. Это освобождает работодателя от выполнения тех обязанностей, которое налагает на него трудовое законодательство.

По аналогии с гражданско-правовыми сделками данный вид договора можно соотнести со сделками, заключенными под отлагательным условием. В частности, таким условием является успешное окончание учебы и получение соответствующей профессиональной подготовки и квалификации.

В настоящее время рынок труда практически не развивается вследствие продолжающегося спада производства. В таких крайне неблагоприятных условиях необходимо на федеральном уровне иметь достоверную информацию о потребности различных хозяйственных структур любой формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.