Научная статья на тему 'Контрольные полномочия органов Федеральной службы лесного хозяйства России'

Контрольные полномочия органов Федеральной службы лесного хозяйства России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрольные полномочия органов Федеральной службы лесного хозяйства России»

H.A. Горбунова. Контрольные полномочия органов федеральной службы лесного хозяйа

стрельного оружия, именовать в законодательстве как «задержание лица, скрывшегося из-под стражи». Это позволит, на наш взгляд, четко определить временные и пространственные границы применения огнестрельного оружия по данному основанию. Для этого п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона о милиции, а также п.5 ч. 1 ст. 31 Закона «Об учреждениях и органах, исполня-

ющих уголовные наказания в виде лишения ды» должны быть сформулированы следуюш разом: «...для пресечения попытки соверше> бега из-под стражи либо задержания скрыв! из мест лишения свободы или из-под страж если иным способом задержать названных представляется возможным».

Литература

1. Попов Л.Л,, Иванов В.А. Применение оружия работниками милиции,- М., 1975; Куц Н.Т. Основания и порядок при огнестрельного оружия работниками органов внутренних дел: Учеб. пособие.- Киев, 1976.

2. Соловей Ю.П., Каплунов А.И. Теория и практика применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия: Учебно-пр; кое пособие - Омск, 1995 - С.66.

3. Егоров В.И. Уголовная ответственность за побег из мест заключения или из-под стражи,- Рязань, 1984,- С.94.; Фролов Е., Св Моторина Л, Пресечение преступных посягательств и задержание преступника // Сов, юстиция,- 1974,- №12,- С.5.

4. По сведениям МВД России, лишь за период с 1993 по 1995 г. из исправительных колоний совершили побег 503 осух находящихся под охраной. Кроме этого, еще 271 лицо покушалось на побег. Всего же за указанный период осужд отбывающими наказание в исправительных колониях, совершено 4089 побегов.

5. Собрание законодательства Российской Федерации,- 1996,- №29,- Ст. 2759.

6. Соловей Ю.П., Каплунов А.И. Указ. соч. С.66.

7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации - 1997 - №2 -

H.A. Горбунова

КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯУ

РОССИИ

Новокузнецкий института Кемеровского государственного университета

В соответствии с возложенными Правительством Российской Федерации задачами Федеральная служба лесного хозяйства осуществляет межотраслевые функции, реализует полномочия подведомственного

характера.

Одним из важнейших полномочий является реализация контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, который осуществляется Рослесхозом и его территориальными органами. Порядок eró осуществления установлен Правительством Российской Федерации. В государственных органах управления лесным хозяйством полномочиями по осуществлению контроля наделяются: руководитель Федеральной службы лесного хозяйства РФ и его заместители, ведающие вопросами состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов; руководители, их заместители и специалисты структурных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством; руководители, их заместители и специалисты подведомственных Рослесхозу подразделений в субъектах Российской Федерации, ведающие вопросами контроля; руководители, их заместители и специалисты лесхозов и лесничеств, ведаю-

щие вопросами государственного контроля, < ния, использования, воспроизводства, охран щиты лесов. Все перечисленные должностнь одновременно являются государственными ^ торами по контролю за состоянием, исполь: ем, воспроизводством, охраной и защитой з Российской Федерации [1].

В зависимости от организационных связей субъектами контроля в лесном хозяйстве моя делить внутренний (ведомственный) и внешне ведомственный) контроль. Ведомственный ко в области лесопользования, организации ращ ного использования лесных ресурсов осущ ется органами, наделенными такими полномс которые позволяют осуществлять свою деятет в рамках одной организационной системы. Та1 имоотношения строятся на основе организащ взаимоподчиненности, и контролирующий о вправе распространять контролирующую д ность за границы системы. Так, согласно п. жения о порядке осуществления государстве органами управления лесным хозяйством г ственного контроля за состоянием, использо! воспроизводством, охраной и защитой лесо!

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 3(13). Серия; ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ПРАВОВЕДЕНИЕ)

сийской Федерации полномочиями по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований лесного законодательства подведомственными подразделениями государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, лесхозами и лесничествами наделяются: руководитель, его заместители и специалисты структурного подразделения государственного органа управления лесным хозяйством РФ, ведающего вопросами государственного контроля; руководители, их заместители и специалисты структурных подразделений государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах РФ, ведающих вопросами государственного контроля [2].

Сущность надведомственного контроля заключается в том, что он не ограничен рамками системы и обусловлен необходимостью обеспечения единого решения комплексного вопроса, касающегося ряда отраслей управления [3].

Для органов исполнительной власти системы лесного хозяйства внешний контроль является одной из составных частей их деятельности. Для осуществления внешнего контроля государством создаются органы, основным содержанием деятельности которых является осуществление контрольно-надзорных функций. К таким органам относятся Государственная лесная инспекция и Государственная лесная охрана России. Они наделены надведомственными полномочиями по контролю в области использования, воспроизводства, охраны лесов.

Как уже отмечалось выше, субъекты исполнительной власти в лесном хозяйстве осуществляют контроль за соблюдением лесного законодательства и в рамках своей системы; в области лесного хозяйства эта функция возложена на Государственную лесную инспекцию. В юридической литературе давно отмечалось, что инспекции не лишены права осуществлять в пределах своей компетенции контроль за объектами, которые находятся с ними в одной организационной системе [4].

Территориальные органы лесного хозяйства и лесхозы не имеют государственных лесных инспекций, и ее функции осуществляют должностные лица субъектов исполнительной власти системы лесного хозяйства - начальники управлений лесами краев, об-ластей, автономных образований, их заместители, главные инженеры, директора лесохозяйственных учреждений, лесничие, лесники, которые по должности являются государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов. Общее руководство Государственной лесной инспекцией осуществляется Федеральной службой лесного хозяйства России.

Государственная лесная охрана России - ведомственное структурное подразделение, которое создано государством для осуществления надзора за правильным соблюдением лесного законодательства все-

ми лесопользователями при проведении различных работ в лесу, охраной и защитой его от пожаров.

Руководство Государственной лесной охраной РФ осуществляется Федеральной службой лесного хозяйства через управления лесами субъектов РФ, ле-сохозяйственные организации. Разработка мероприятий по охране лесов, а также контроль за осуществлением этих мероприятий осуществляется Управлением службы государственной лесной охраны Федеральной службы лесного хозяйства РФ, которая осуществляет и контроль за деятельностью Государственной лесной охраны России.

Можно утверждать, что Государственная лесная инспекция и Государственная лесная охрана России представляют собой разновидность контрольно-надзорных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, распространяющуюся на различные поднадзорные объекты - лесопромышленные и лесохозяйственные организации - независимо от ведомственной подчиненности и направленную на ооес-печение законности в государственном управлении лесным хозяйством, реализации контрольных полномочий по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством и охраной лесов.

В юридической литературе по данному вопросу высказывались различные мнения. Анализируя деятельность Государственной лесной охраны СССР и Государственной лесной инспекции СССР, О.И. Крас-сов отмечал неизбежность выделения Государственной лесной охраны из системы бывшего Гослесхоза СССР и подчинения ее непосредственно Совету Министров СССР [5]. Он отмечал и то, что эти два органа - Государственная лесная охрана и Государственная лесная инспекция - дублируют друг друга, выполняют одноименные функции и на местах сливаются [6].

Действительно, при анализе полномочий данных органов можно обнаружить выполнение ими одинаковых функций. Это обусловлено тем, что Государственная лесная инспекция РФ осуществляет как внутренний контроль за деятельностью объектов своей системы, так и внешний контроль, реализуя подведомственные полномочия Федеральной службы лесного хозяйства РФ в целом. Полномочия Государственной лесной инспекции распространяются на деятельность всех организаций и граждан по соблюдению ими установленного порядка пользования лесами, соблюдения норм лесного законодательства. Основными полномочиями Государственной лесной охраны России являются:

предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

осуществление в пределах своей компетенции производств по делам об административных право-нарушенях;

М.С. Оганисян. Формирование огранов местного самоуправления и статуса депутатов.

обеспечение в пределах своей компетенции правопорядка на территории лесного фонда;

исполнение в пределах своей компетенции решений судов;

направление в соответствующие государственные органы материалов о привлечении лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, предъявление исков в суд или арбитражный суд в пределах своей компетенции, выдача в пределах своей компетенции гражданам и юридическим лицам указаний (предписаний) по устранению выявленных недостатков;

принятие в пределах своей компетенции решений об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной и иной деятельности и другие [7].

Права и обязанности государственных служащих лесной охраны направлены на охрану леса как природного объекта, находящегося в федеральной собственности, и защищают его от посягательств на право собственности государства. Некоторое дублирование полномочий Государственной лесной инспекции и Государственной лесной охраны является вполне оправданным. Как отмечала Г.Н. Полянская, исполь-

зование природных ресурсов включает в себя и природоохранительный аспект: отрыв норм, регулирующих пользование природными ресурсами, от норм, направленных на их восстановление и охрану, представляется совершенно неприемлемым. Оно идет вразрез с современным понятием природопользования и с основанными на нем нормами законодательства, которое представляет в неразрывной связи нормы об охране и использовании природных ресурсов как в отраслевом, так и в общем природоохранительном законодательстве [8].

Положение о неразрывности природоохранительных норм и норм, регулирующих пользование природными ресурсами, позволяет объяснить характер полномочий, закрепленных в актах, регламентирующих деятельность Государственной лесной инспекции и Государственной лесной охраны России. Именно "неразрывность" норм, регулирующих порядок использования леса, и норм, регламентирующих порядок его использования, восстановления и охраны, обусловливают некоторое дублирование полномочий данных органов.

Литература

1. Положение о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной, защитой лесов Российской Федерации // Нормативные документы по контролю в лесах Российской Федерации,- М., 1995.

2. Нормативные документы по контролю в лесах Российской Федерации,- М. Федеральная служба лесного хозяйства, 1995

3. Государственный и общественный контроль в СССР,- М., 1970,- С. 179.

4. Назаров Б.М, Управление советской торговлей.-М., 1967 -С. 150.

5. Крассов О,И, Государственное управление в области использования и охраны лесных ресурсов // Советское государство и право - 1982.- №6,- С.133.

6. Крассов 0.И. Правовой режим земель государственного лесного фонда-М„ 1985.-С. 107

7 См.: ст, 77 Лесного кодекса РФ СЗ.- 1997,- №5,- Ст.610.

8. Полянская Г.Н. Понятие охраны природы и природоохранительное законодательство // Советское государство и право-1975.- №9.- С.74.

М.С. Оганисян

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СТАТУСА ДЕПУТАТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 90-Х ГОДАХ (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ)

»

Новокузнецкий филиал Кемеровского государственного университета

Российское государство, проводя курс реформ на экономическое, политическое и социальное преобразование, оказалось в условиях глобального разрушения старой системы. В РСФСР отсутствовали традиции правового государства, политического плюрализма, не было и местного самоуправления как независимого и самостоятельного органа. Политические, экономические и социальные реформы требуют новых подходов, так как без знания и внедрения на-

учно обоснованных концепций и моделей преобразования общества невозможно создание механизмов решения современных задач.

Одна из серьезных проблем в этом направлении -создание эффективной системы правового регулирования организации и деятельности местных органов власти и управления. Отсутствие принципа единства системы правового регулирования в местных органах самоуправления является одной из причин

— 3 3 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.