Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОНАРХА В ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВАХ'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОНАРХА В ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАРХ / ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО / ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ФЕДЕРАЛИЗМ / MONARCH / FEDERAL STATE / FEDERATION / STATE / FEDERALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев Филипп Викторович

В статье говорится о правовом положении монарха в федеративных государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal position of the monarch in the Federated States

The article talks about the legal position of the monarch in federal States.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОНАРХА В ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВАХ»

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОНАРХА В ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

ПОНОМАРЕВ Филипп Викторович,

студент магистратуры кафедры теории права и государства Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН). E-mail: ppv.2022@gmail.com

Краткая аннотация: в статье говорится о правовом положении монарха в федеративных государствах.

Abstract: the article talks about the legal position of the monarch in federal States.

Ключевые слова: монарх; федеративное государство; федерация; государство; федерализм.

Keywords: monarch; federal state; Federation; state; federalism.

Слово «федерация» происходит от латинского «Юе^э», что значит союз, объединение, «Федерация - это союзная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающиеся на принцип их согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации» .

Таким образом, из данного определения следует, что составными частями федерации могут быть как автономные территории, так и монархии со своим правителем, и во главе федерации может находиться выборный президент или монарх. В монархических федерациях, где главой государства является монарх, весьма сложно определенны его полномочия и статус.

Актуальность:

При определении актуальности, данной статья, нами было использовано три подхода.

-Политический;

-Исторический;

-Экономический;

Политическая актуальность темы исходит из тех взаимосвязей, которые осуществляют рассматриваемые государства.

Как и Объединенные арабские эмираты, так и Малайзия занимают ведущие политиче-

1 Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовые исследования).

ские роли в своем регионе.

Внешняя политика ОАЭ направлена на тесное сотрудничество с другими странами Аравийского полуострова. ОАЭ - член ООН, Лиги арабских государств, Движения неприсоединения. С момента образования своего государства, ОАЭ вошли в это движении и заняли позицию "абсолютного нейтралитета".

Малайзия - член ООН, входит в британское содружество наций, ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Следует политике регионального нейтралитета, и сотрудничества с государствами Азии. Малайзия проводит активную линию на модернизацию Организации Исламская конфедерация и Движения неприсоединения, стараясь придать влиятельный характер данным институтам. Также выступает с координированным и активным действиям по борьбе с международным терроризмом.

Международные отношения между Россией и рассматриваемыми государствами установлены еще с момента образования этих государств, тогда СССР были подписаны соглашения с ОАЭ и Малайзией. В настоящее время также ведется активная внешнеполитическая связь Российской Федерацией с ОАЭ и Малайзией.

Исторический подход заключается в установлении типа государственного устройства рассматриваемых государств с момента их возникновения и становления.

Как нам известно, оба изучаемых государства зародились в период раннего средневековья. Приблизительно в VII века небольшие шейхства, возникшие и располагавшиеся вдоль южного побережья Персидского залива вошли в состав Арабского халифата, но по мере ослабления Халифата шейхства получали больше автономии.

Далее уже в XIX веке под влиянием Ост-Индской компании был образован так называемый "Договорной Оман", куда вошли эмиры и шейхи семи арабских государств. После обнародования правительством Великобритании в 1968 году решения о намерении вывести британские войска из районов распложенных восточнее Суэцкого канала. В 1971 году шесть из семи государств "Договорного Омана" подписали соглашение о создании федерации под названием Объединенные Арабские Эмираты.

В регионе Малаккского пролива с VII по XI век располагалось древнее малайское царство - Шривиджая. Позже государство Шривид-жайя попало под влияние индонезийской империи Маджапахит, которая в свою очередь тоже прекратила существование и на ее месте был образован Малаккский султанат.

Позднее Малайский султанат постигла такая же судьба, как и шейхства Персидского заива. Он попал в зависимость Ост-Индской компании. И только в середине 20-го века правительство Великобритании заявило о создании независимого Малайского государства. Независимое государство Федерация Малайзия было создано в 1963 году.

Таким образом при историческом подходе определения актуальности исследования, можно сделать вывод, что государствам ОАЭ и Федерации Малайзия, с момента их зарождения, образования и становления присуще монархическая форма политического устройства.

Экономический поход. ОАЭ и Малайзия в настоящее время показывают высокие показатели в экономике. Об этом свидетельствуют следующие цифры.

ОАЭ: ВВП - 349 млрд. долл., ВВП на душу населения 67133 долл., Темпы роста ВВП 3% Инфляция 2,7%, Уровень безработицы 3,6%;

Малайзия: ВВП - 297 млрд. долл., ВВП на душу населения 25660 долл., Темпы роста ВВП 6,2% Инфляция 3,5%, Уровень безработицы 3,3%;1

Необходимо отметить, что данные государства, какими мы их видим в настоящее время, были образованы лишь во второй половине XX века, и за столь короткий промежуток времени сумели выстроить сильную экономическую систему и показать высокие экономические результаты.

Дискуссия

Прежде чем рассматривать институт главы государства в Объединенных Арабских Эмиратах необходимо структурировать органы власти федерации в силу своей специфики.

Так в ОАЭ органами власти являются:

- Высший Совет федерации

- Президент федерации

- Совет министров

- Федеральный национальный совет

В соответствии с конституцией 1971 года высшим органов власти в ОАЭ, является Высший Совет. Членами этого Совета являются наследственные правители эмиратов, субъектов ОАЭ. Каждый эмират в Совете имеет один голос, решения в Совете принимаются большинством голосов, среди которых должны быть представители эмиратов Абу-Даби и Ду-баи. Что касается решений Совета по неотложным вопросам, то они принимаются большинством голосов. Эти вопросы определяет внутренний устав Совета.

В ведении Совета находятся вопросы:

- Определения внутренней и внешней политики государства

- Утверждение законов до их принятия

- Утверждение указов

- Утверждение договоров и соглашений

- Назначения, увольнения и принятия отставки премьер-министра по предложению Президента

- Принятие назначений Президента и судий союза, их отставок и увольнений

- Контроль за делами союза.

Как мы видим, Совет обладает всеми полномочиями высшего органа государственной

1 https://ru.tradingeconomics.com/

власти. По своей структуре этот орган представляет коллегиальную монархию.

Президент федерации.

Из членов Высшего Совета выбирают Председателя и его заместителя. Председатель Высшего Совета автоматически становится Президентом, а его заместитель Вице-Президентом. Эмир Дубая - самого крупного субъекта федерации всегда избирается председателем Высшего Совета на пять лет. Конституция наделяет главу государства широкими законодательными и исполнительными полномочиями. Президент стоит во главе Высшего Совета и управляет его деятельностью, подписывает законы, указы и решения, которые принимает Совет, назначает премьер-министра, назначает дипломатических представителей, следит за соблюдением законов, является лицом союза в государстве и за его пределами, объявляет амнистию и подтверждает приговоры о смертной казни, назначает гражданские награды, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Высшим Советом. На практике роль Президента более значительная, чем определена Конституцией.

Стоит подчеркнуть основную особенность правового положения монарха, она состоит в том, что его власть считается юридически непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса, что свойственно республике. Таким образов у Президента ОАЭ есть существенное отличие от статуса монарха. С одной стороны он обладает бессрочной властью в пределах своего эмирата, с другой стороны его полномочия на посту Президента ОАЭ носят производный характер и даются ему по решению Высшего Совета.

Здесь можно увидеть уникальные черты статуса главы государства: присуще единовременно и наследственной монархии, и выборной монархии, и республике, и единоличному, и коллегиальному главе государства.

Совет Министров.

Является высшим исполнительным органом власти. Согласно Конституции Совет министров состоит из премьер-министра, его заместителя и нескольких министров. Премьер-министр, назначаемый главой государства, формирует правительство и представляет его

состав главе государства для утверждения. В своей работе Совет Министров ответственен только перед Президентом и Высшим Советом.

Он руководит всеми внутренними и внешними делами под надзором Президента и Высшего Совета. Премьер-министр формирует кабинет, созывает его заседания и председательствует на них, осуществляет контроль за работой министров, координирует работу министерств и других исполнительных органов союза. Премьер-министр, его заместитель или другой министр не имеют права вступать в торговые отношения с кем-либо из правительства своего или других эмиратов. Также запрещается совмещать политическую деятельность с торговлей или другой финансовой деятельность.

Ежегодно Совет Министров представляет Президенту детальный отчет о работе, которую он выполнил.

Роль Совета Министров сведена исключительно к исполнительным полномочиям, тем не менее, он обладает законодательной инициативой.

Федеральный национальное совет. Представительный орган эмиратов, носящий консультативный (совещательный) характер, состоящий из 40 членов: Абу-даби - 8 мест Дубаи - 8 мест Шарджа - 6 мест Рас аль-Хейма - 6 мест Умм Кайвайн - 4 места Аджман - 4 места Фуджейра - 4 места

Количество членов определяется в зависимости от численности населения соответствующего эмирата.

В соответствии с Конституцией ОАЭ, проекты федеральных законов до их принятия должны подаваться в Национальный совет для обсуждения и получения справок и рекомендаций.

Национальный совет не обладает правом законодательной инициативы. Его полномочия ограничиваются лишь обсуждением законопроектов вносимых Советом Министров, и внесением по своему усмотрению поправок, которые не носят обязательного характера. Национальный совет также вправе отклонить за-

конопроект, но это решение будет носить рекомендательный характер, поскольку за Президентом и Высшим Советом остается право принимать поправки или нет, отклонять законопроект или нет.

Но тут стоит заметить, что большинство рекомендаций и поправок, сделанных к проектам законов Национальным советом, были приняты Советом министров, и законы были изменены с учетом поправок, в целях удовлетворения потребностей граждан, которых представляет Совет.

Созыв и роспуск Национального совета осуществляется по указу главы государства и с согласия Совета Министров

Ежегодную сессию открывает глава государства с докладом о состоянии страны, важнейших событиях прошедшего года, и мероприятиях, намеченных правительством на предстоящий год.

Существуют определенные требования, которым должен отвечать назначаемый представитель в Федеральный Национальный Совет.

Необходимо быть гражданином эмирата, который он представляет, постоянно в нем проживать и быть не моложе 25 лет, не иметь судимости и уметь достаточно грамотно читать и писать.

Конституция предоставляет самим эмиратам право выбирать собственный метод избрания своих представителей в ФНС. Интересно, что до недавнего времени все члены национального совета назначались правителями эмиратов, а Конституция провозглашает, что «Член Совета выступает от лица всего народа ОАЭ, а не только от лица эмирата, который он представляет» . Поэтому члены ФНС, назначенные правителями эмиратов объявлялись представителями народа.

Эта практика была изменена в 2006 году путем принятия нового закона, в соответствии с которым половина состава Совета, т.е. 20 членов избирались косвенными выборами через коллегию выборщиков, а остальная половина, 20 членов по-прежнему назначались правителями эмиратов. Введенная процедура была часть реформ направленных на увеличение

1 Конституция ОАЭ 1972 г.

участия общественности в политической системе ОАЭ, и более широкой роли ФНС в управлении делами государства и расширения механизма консультаций.

В силу традиционной практики организации государственной власти в ОАЭ, Федеральное Национальное Собрание служит органом представительства определенных кругов эмиратов. Под определенными кругами стоит понимать, наследственные династии, знатные семьи, представители деловых кругов и крупных землевладельцев.

Рассматривая государственное устройство и институт главы государства в Федерации Малайзии также необходимо структурировать систему органов государственной власти, в силу своей особенной специфики. Стоить заметить, что структура органов государственной власти во многом аналогична со структурой ОАЭ. Но имеются свои особенности

Так систему органов представляю: -Совет правителей -Верховный правитель -Парламент

-Исполнительные органы власти

Федерация Малайзия, это выборная монархия. В ней 13 штатов, девять из них возглавляют наследственные султаны, а остальные четыре штата возглавляют губернаторы, назначаемые Верховным правителем на 4 года после консультации с главными министрами этих штатов. Девять султанов и четыре губернатора образуют Совет правителей, губернаторы входят в Совет без права голосования по вопросам выборов и отстранения от должности Верховного правителя. Также губернаторы не могут принимать участие в работе Совета правителей по вопросам относящихся исключительно к привилегиям, положению, почестям правителей или к мусульманским религиозным актам.

Отсюда можно сделать вывод, что этот орган служит только для сохранения и защиты монархического режима, и является надконсти-туционным институтом.

По всем вопросам, за исключением принятия резолюции об избрании или отстранении Верховного правителя, решения совета принимаются простым большинством голосов, участ-

1

вующих в голосовании членов Совета .

Глава государства - Верховный правитель.

Совет правителей в узком составе, а именно девять султанов из своего состава сроком на 5 лет избирают главу государства (Янг ди-Пертуан Агонг) и его заместителя.

В Малайзии процедура выборов Главы государства несколько другая, чем в ОАЭ, и единственная в современной практике избрания главы государства.

В узком составе Совет правителей, из 9 монархов штатов выбирает Верховного правителя, причем только на 5 лет, а не пожизненно. И выбирают его по избирательному списку, который был составлен во время первых выборов Верховного правителя, в котором монархические штаты располагались в порядке длительности пребывания на троне их правителей. Система работы данного избирательного списка, устроена таким образом, что после избрания нового Верховного правителя, прежний монарх замещающий должность главы государства переносится в конец избирательного списка, а первым в избирательном списке становится кандидат предшествующий ранее вновь избранному главе государства.

Функции Верховного правителя:

Проект федерального закона становится законом лишь после одобрения его верховным правителем, но свое одобрение верховный правитель дает только по совету кабинета министров. Получается, что функции Верховного правителя в этой части, исключительно формальные.

Он созывает и закрывает сессию парламента, может обращаться к одной или к двум палатам одновременно, так же он может распустить парламент, но может это сделать только по совету премьер-министра.

Верховный правитель назначает премьер-министра. По совету премьер-министра Верховный правитель назначает министров, помощников министра и генерального прокурора, а также членов государственных служб Федерации.

Верховный правитель является также

1 Конституция Малайской Федерации.

верховным главнокомандующим вооруженными силами, но исполняет эту функцию по совету министра ответственного за оборону и являющегося председателем совета вооруженных сил.

Парламент в Малайской Федерации.

В соответствии с Конституцией законодательная власть принадлежит Парламенту, который состоит из Верховного правителя и двух палат - сената и палаты представителей.

Палата представителей избирается на основе всеобщих прямых выборов. Главой палаты представителей является избираемый членами палаты Председатель.

Избранным в палату представителей может быть любой гражданин, достигший 21 года, не являющийся признанным судом недееспособным или осужден за какое либо преступление, так же кандидат в палату представителей не имеет права занимать иную оплачиваемую должность.

Сенат состоит из избираемых и назначаемых членов палаты. Требования для кандидатов в члены палаты такие же как и для кандидатов в палату представителей, за исключением возрастного ценза, для кандидатов в члены сената он составляет 30 лет.

Порядок формирования сената происходит следующим образом, по два представителя от каждого штата избираются законодательным собранием штата. А остальные его члены назначаются Верховным правителем, по различным отраслям, будь то экономика или культура.

Сенат по аналогии с палатой представителей избирает из своего состава Председателя Сената.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодательная процедура складывается таким образом, что законопроект может быть внесен в любую палату.2

После того как, законопроект принят палатой в которую он был внесен, он передается в другую палату для рассмотрения, если законопроект принят другой палатой и между ними достигнуто соглашение о поправках законопроект передается Верховному правителю для его подписания, заверения государственной печатью и опубликования.3

2 Конституция Малайзии, ст.66.

3 Там же. ст.66.

Если Верховный правитель возвращает законопроект в палату, из которой он был представлен, а палата после повторного рассмотрения принимает большинством голосов от общего числа, то затем законопроект передается в другую палату для рассмотрения, и если она также его одобряет, законопроект представляется Верховному правителю, для подписания в тридцатидневный срок, в случае не подписания он опубликовывается и становится законом.

Мы хотим отметить, что многие элементы построения Парламента и Законодательного процесса воплощают Английскую модель Парламентаризма.

Исполнительная власть

В соответствии с Конституцией исполнительная власть в Федерации принадлежит Верховному правителю и осуществляется им или Кабинетом министром (Конституция Малайзии, ст. 39), но действовать Верховный правитель должен по совету Кабинета министров. Верховный правитель может действовать по собственному усмотрению только в случаях:

- назначения Премьер-министра;

- отказа в согласии на роспуск Парламента;

- созыва Совета правителей, для рассмотрения вопросов касающихся только титулов монархов.

Верховный правитель назначает Премьер-министра из числа членов палаты представителей, располагающий доверием большинства членов палаты. Далее по совету Премьер-министра Верховный правитель назначает министров, из числа членов любой палаты, количество министров и министерств нерегла-ментированное.

Кабинет министров несет коллективную ответственность перед парламентом. (Конституция Малайзии ст.43) Процедура ответственности заключается в том, что если Премьер-ми-

Библиография:

нистр перестает быть лидером большинства членов Палаты представителей, и по его рекомендации Верховный правитель не распустит Парламент, Премьер-министр подает заявление об отставке Кабинета министров.( Конституция Малайзии ст.43)

Выводы:

По анализу государственного управления в ОАЭ и Малайской федерации можно сделать ряд выводов по отдельным государственным органам.

Высший совет в ОАЭ является органом коллегиальной монархии и в его ведении находятся важнейшие вопросы, он обладает полномочиями высшего органа государственной власти. А Совет правителей в Малайзии, в своих полномочия, и ограничениях служит лишь для сохранения и укрепления правового статуса монарха в стране.

Президентом в ОАЭ является избираемый Председатель Высшего совета, который управляет его деятельностью и государством. Верховный Правитель в Малайзии осуществляет по большей части чисто представительские функции и во всех остальных случаях действует лишь по совету Кабинета министров.

В ОАЭ Совет министров формируется Президентом, и ответственен только перед ним и Высшим Советом, а Федеральный национальный совет, носит консультативно-совещательный характер и представляет высшее сословие эмиратов. А вот Парламент и Правительство (Кабинет министров) в Малайзии, на наш взгляд обладает большой полнотой власти и функций. Прежде всего, Парламент осуществляет законодательную деятельность, а поскольку верхней палатой является сенат, еще и представительскую функцию. Из состава Палаты Представителей и Парламента, назначаются Премьер-министр и утверждаются министры, которые формируют Кабинет министров.

1. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовые исследования).

2. https://ru.tradingeconomics.com/

3. Конституция ОАЭ 1972 г.

4. Конституция Малайской Федерации

5. Конституция Малайзии, ст.66

6. Конституция Малайзии ст.43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.