Научная статья на тему 'Правовое поле развития социально-экономической среды Тамбовской области'

Правовое поле развития социально-экономической среды Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ветров П. В., Макарчук В. И.

In this article the role of regional legislation in the social-economic development of Tambov region is studied. A number of laws currently in force in Tambov region is characterized and analyzed. The project of Strategy of social-economic development of Tambov region till 2015 is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое поле развития социально-экономической среды Тамбовской области»

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

П. В. ВЕТРОВ, В. И. МАКАРЧУК

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

In this article the role of regional legislation in the social-economic development of Tambov region is studied. A number of laws currently in force in Tambov region is characterized and analyzed. The project of Strategy of social-economic development of Tambov region till 2015 is given.

В настоящее время отчетливо просматривается рост экономики страны, этот позитив особенно значим после проведенных ранее неудачных экономических реформ, что является результатом неверных стратегических решений. Страна оказалась отброшенной по ключевым показателям народнохозяйственного развития на 25-30 лет назад, произошло двукратное падение производства, пятикратное сокращение инвестиций, вывоз за рубеж более 300 млрд. долл. капитала, более чем стомиллионный ущерб от «утечки умов», финансовое банкротство государства - все это плоды ошибочной политики, приведшей экономическую безопасность страны к критической черте [6].

Положительная динамика экономического роста - это результат глубокого анализа допущенных ошибок, грамотного и ответственного выбора стратегии развития страны. Современные условия становления и развития рыночных отношений, содержание стратегии социально-экономического развития государства, определение приоритетов государства Президентом РФ -отводят большое значение реальному сектору экономики.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.

Все регионы составляют единое экономическое целое, при этом каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, исходя из присущих ему природных ресурсов, особенностей их размещения, национальных и исторических черт, структуры хозяйства, уровня экономического развития, специализации.

Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. И это придает большую значимость научным знаниям о регионах, изучению региональной экономики.

Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создание единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии [4].

В социально-экономическом развитии Тамбовская область достигла устойчивой положительной динамики в преодолении кризисных явлений в экономике. Для безусловного обеспечения экономического роста как основы устойчивого социально-экономического развития области проводится анализ имеющегося потенциала, факторов, которые являются преимущественными и отличительными в сравнении с другими регионами [3].

Для достижения существующих результатов в социально-экономической среде огромную роль следует отвести созданному и эффективно действующему региональному законодательству.

Законы Тамбовской области в системе законодательства области занимают следующую ступень после Устава области. Как и для Устава области, для законов области характерно, что они принимаются в особом порядке, устанавливают, отменяют или изменяют нормы права, регулируют наиболее важные общественные отношения, имеют территориально ограниченное действие, занимают главенствующее место в иерархии пра-

вовых актов области (т. е. обладают высшей юридической силой в системе региональных нормативных актов) [5].

В Тамбовской области законы приняты практически во всех сферах социально-экономической жизни региона. Приведем краткий обзор в динамике наиболее важных законодательных актов в рассматриваемой среде.

Непосредственно регулирующими социально-экономические отношения и позволяющими развивать имеющийся потенциал являются следующие принятые и действующие законы.

В сфере экономики законы Тамбовской области от 28.02.95 г. № 14-З «О формировании регионального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (в ред. от

27.04.2003 г.), от 23.07.96 г. № 75-З (в ред. от 29.03.2002 г.) «Об особенностях государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Тамбовской области» (утратил свою силу в связи с принятием закона от 13.12.2005 г. № 404-З), от 27.05.97 г. № 109-З «О государственном регулировании цен и тарифов в Тамбовской области», от 21.11.97 г. № 139-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области» (утратил свою силу в связи с принятием закона от

30.11.2004 г. № 269-З), от 15.05.98 г. № 18-З «О поставках продукции для государственных нужд Тамбовской области», от 29.06.99 г. № 66-З «О промышленной политике в Тамбовской области», от 16.09.99 г. № 83-З «О государственной поддержке предприятий бытового обслуживания населения Тамбовской области», от 23.11.99 г. № 90-З «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Тамбовской области» (утратил свою силу в связи с принятием закона от 29.10.2003 г. № 163-З), от 29.02.2000 г. № 102-З «Об организации заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов в Тамбовской области» (в ред. от 05.09.2002 г.), от 28.11.2001 г.№ 234-З «Об энергосбережении в Тамбовской области», от 28.11.2002 г. № 73-З «Об управлении государственной собственностью Тамбовской области» (утратил свою силу в связи с принятием закона от 27.10.2004 г. № 241-З), от 25.04.2003 г. № 119-З «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области», от 27.10.2004 г. № 241-З «Об управлении государственной собственностью Тамбовской области», от 30.11.2004 г. № 269-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на терри-

тории Тамбовской области», от 20.07.2005 г. № 347-З «О финансовой поддержке экономически слабых сельскохозяйственных производителей Тамбовской области, которые являются дебиторами областного государственного унитарного предприятия «Продовольственная корпорация» (в ред. от 30.08.2005 г.), ряд целевых программ в поддержку сельского хозяйства [9], а также закон от 13.12.2005 г. № 269-З «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции в Тамбовской области» и др.

Закон Тамбовской области «О формировании регионального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности, расположенными как на территории области, так и за ее пределами.

Закон Тамбовской области «Об особенностях государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Тамбовской области» в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» устанавливал особенности производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Тамбовской области, в том числе полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной сфере, особенности условий розничной продажи алкогольной продукции, маркировки алкогольной продукции, лицензирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Закон Тамбовской области «О государственном регулировании цен и тарифов в Тамбовской области» определяет порядок государственного регулирования цен, тарифов и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен на территории Тамбовской области, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, полномочия органов государственной власти в вопросах ценообразования.

Закон Тамбовской области «О поставках продукции для государственных нужд Тамбовской области» устанавливает правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (дого-

ворной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд Тамбовской области предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности.

Закон Тамбовской области «О промышленной политике в Тамбовской области» устанавливает правовые, экономические и социальные основы промышленной политики в Тамбовской области, определяет цели, задачи и принципы ее реализации, определяет полномочия органов государственной власти области и иных субъектов промышленной политики в вопросах формирования и реализации промышленной политики в области.

Закон Тамбовской области «Об организации заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов в Тамбовской области» устанавливает требования к приемным пунктам по заготовке и площадкам по хранению и переработке металлолома, требования к металлосдатчи-кам и транспортировке металлолома, регулирует вопросы государственного контроля и административной ответственности в указанной сфере.

Закон Тамбовской области «Об энергосбережении в Тамбовской области» устанавливает правовые, экономические и организационные основы политики области в обеспечении энергосбережения, эффективности использования топлива и энергии на территории области.

Закон Тамбовской области «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области» регулирует отношения между субъектами научной, научно-технической, инновационной деятельности и органами государственной власти Тамбовской области и направлен на реализацию государственной научно-технической политики, научной и инновационной деятельности, создание условий для развития и функционирования субъектов научно-технической и инновационной деятельности на территории области посредством финансирования и иного стимулирования.

Действующий Закон Тамбовской области «Об управлении государственной собственностью Тамбовской области» регулирует порядок участия Тамбовской области в гражданско-правовых отношениях, устанавливает порядок реализации правомочий собственника органами государственной власти области и определяет их полномочия в сфере управления имуществом, находящимся в собственности Тамбовской области.

Действующий Закон Тамбовской области «О государственной поддержке инвестиционной

деятельности на территории Тамбовской области» определяет правовые основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в отношении объектов инвестирования, расположенных на территории Тамбовской области, устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания и контроля за целевым использованием инвестиций и направлен на создание режима наибольшего благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от их организационно-правовых форм, в том числе посредством предоставления указанным субъектам льгот и гарантирования их прав.

Закон Тамбовской области «О финансовой поддержке экономически слабых сельскохозяйственных производителей Тамбовской области, которые являются дебиторами областного государственного унитарного предприятия «Продовольственная корпорация» устанавливает меры финансовой поддержки экономически слабых сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовской области, которые являются дебиторами областного государственного унитарного предприятия «Продовольственная корпорация».

Закон Тамбовской области «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции в Тамбовской области» определяет правовую основу государственного регулирования отношений в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в области розничной продажи алкогольной продукции. Устанавливает требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции, порядок определения территории, прилегающей к местам, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15 % объема готовой продукции, порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, контроль в сфере розничной продажи алкогольной продукции;

В социальной сфере законы Тамбовской области, регулирующие образовательную деятельность от 21.06.96 г. № 67-З «О библиотечном деле в Тамбовской области» (в ред. от 30.03.2005 г.), от 29.12.99 г. № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (в ред. от 16.09.2005 г.), от 27.06.2003 г. № 135-З «О попечительских советах образовательных учреждений в Тамбовской области».

В области здравоохранения - это законы Тамбовской области от 23.10.98 г. № 35-З «О про-

тивотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза» (утратил свою силу в связи с принятием закона от 30.032005 г. № 311-З), от 22.01.99 г. № 46-З «О здравоохранении в Тамбовской области» (в ред. от 23.04.2004 г. № 209-З), от 29.02.2000 г. № 101-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Тамбовской области» (утратил свою силу в связи с принятием закона от 28.01.2005 г. № 287-З), от 24.06.2000 г. № 130-З «О донорстве крови и ее компонентов в Тамбовской области» (утратил свою силу в связи с принятием закона от 28.01.2005 г. № 287-З), от 28.11.2001 г. № 231-З «О лекарственном обеспечении и порядке осуществления фармацевтической деятельности на территории Тамбовской области» (утратил свою силу в связи с принятием закона от 28.01.2005 г. № 287-З), ряд целевых программ [7].

В области социальной защиты населения -это законы Тамбовской области от 16.12.97 г. № 145-З «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Тамбовской области» (в ред. от 28.11.2003 г. № 173-З), от 16.07.98 г. № 26-З «О прожиточном минимуме в Тамбовской области» (в ред. от 28.06.2005 г. № 331-Э), от 26.04.2000 г. № 112-З «О социальных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 30.11.2004 г. № 260-З), от 28.11.2001 г. № 229-З «Об установлении доплаты молодым специалистам, работающим в отдельных организациях бюджетной сферы, финансируемых из областного и местных бюджетов» (утратил свою силу в связи с принятием закона от 22.02.2005 г. № 297-З), от

23.09.2003 г. № 152-З «О государственной адресной социальной помощи гражданам, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации» (утратил свою силу в связи с принятием закона от 16.09.2005 г. № 362-З), от 22.02.2005 г. № 297-З «О стимулирующих и компенсационных выплатах в областных государственных учреждениях», от 16.09.2005 г. № 362-З «О государственной социальной помощи в Тамбовской области».

В области молодежной политики - это законы Тамбовской области от 29.03.96 г. № 58-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и от 16.12.97 г. № 147-З «О государственной молодежной политике в Тамбовской области».

Общественные отношения в сфере культуры регулируют законы Тамбовской области от 16.07.98 г. № 27-З «О физической культуре и спорте в Тамбовской области» (в ред. от

23.12.2004 г.), от 19.07.2002 г. № 44-З «Об обла-

стной программе Культура Тамбовской области (2002-2005 годы)» (в ред. от 25.11.2005 г.).

В области социального развития села был принят закон Тамбовской области от 30.11.2004 г. № 264-З «Об областной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года».

Закон Тамбовской области «О библиотечном деле в Тамбовской области» является правовой базой организации, сохранения и развития библиотечного дела в Тамбовской области. Данный закон регулирует вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела, устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права граждан на свободный доступ к информации, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, научную и образовательную деятельность.

Закон Тамбовской области «Об образовании в Тамбовской области» определяет параметры системы образования в Тамбовской области, устанавливает компетенцию органов государственной власти области и органов местного самоуправления по управлению системой образования, регулирует отношения собственности в системе образования, финансовое обеспечение указанной системы и деятельность образовательных учреждений.

Закон Тамбовской области «О попечительских советах образовательных учреждений в Тамбовской области» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, Законом Тамбовской области «Об образовании в Тамбовской области» определяет статус попечительских советов образовательных учреждений в Тамбовской области, порядок их образования и деятельности.

Закон Тамбовской области «О здравоохранении в Тамбовской области» устанавливает основы деятельности систем здравоохранения в Тамбовской области, регулирует управление здравоохранением и его финансирование, организацию медицинской помощи, защиту прав пациентов и медицинских работников.

Закон Тамбовской области «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Тамбовской области» устанавливает полномочия органов государственной власти области по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, а также права социальных работников, регулирует организацию социального обслуживания в области.

Закон Тамбовской области «О прожиточном минимуме в Тамбовской области» устанавливает правовую основу для определения потребительской корзины и величины прожиточного минимума в Тамбовской области.

Закон Тамбовской области «О социальных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникшие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти и местного самоуправления гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет на территории Тамбовской области.

Закон Тамбовской области «О стимулирующих и компенсационных выплатах в областных государственных учреждениях» регулирует отношения, связанные с установлением в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Законом области «Об оплате труда работников областных государственных учреждений» системы премирования, стимулирующих и компенсационных доплат и надбавок, размеров различного вида выплат работникам областных государственных учреждений и органов государственной власти Тамбовской области.

Закон Тамбовской области «О государственной социальной помощи в Тамбовской области» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. Определяет категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи.

Закон Тамбовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет гарантии, принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Тамбовской области на областном

уровне. Условием оказания соответствующей поддержки является наличие в зарегистрированном молодежном или детском общественном объединении свыше 300 членов либо предоставление социальных услуг не менее чем 300 детям (молодым гражданам).

Закон Тамбовской области «О государственной молодежной политике в Тамбовской области» определяет цели, принципы, основные направления и организационные механизмы реализации государственной молодежной политики в Тамбовской области.

Закон Тамбовской области «О физической культуре и спорте в Тамбовской области» устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта, систему физической культуры и спорта области и ее ресурсное обеспечение, права граждан и социальную защиту в сфере физической культуры и спорта, государственную поддержку указанной сферы.

Закон Тамбовской области «Об областной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» утверждает программу «Социальное развитие села до 2010 года», в которой ставится цель развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, расширение рынка труда в сельской местности. Определяется порядок финансирования и механизм реализации программы.

Большой шаг в правовом обеспечении социально-экономического развития Тамбовщины был сделан в связи с принятием Закона Тамбовской области от 11.12.2001 г. № 238-З «Об основных направлениях социально-экономического развития Тамбовской области на 2002-2004 годы».

Закон Тамбовской области «Об основных направлениях социально-экономического развития Тамбовской области на 2002-2004 годы» являлся программным документом и содержал базовые принципы и направления социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу, определял источник денежных средств для реализации планируемых мероприятий.

Социально-экономическая направленность выражалась в решении следующих задач: совершенствование налоговой системы, правовых основ для снижения административных барьеров и ограничения непосредственного вмешательства государства в хозяйственную деятельность пред-

приятий, рациональное использование земельных ресурсов, создание эффективной специализации экономики региона, направленной на вовлечение природно-ресурсного, инновационного, инфраструктурного, человеческого потенциала, повышение качества и доступности важнейших социальных услуг, а также повышение эффективности экономической инфраструктуры региона.

То есть посредством определения основных направлений социально-экономического развития сформировать такую модель экономики Тамбовской области, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности услуг и выпускаемой в регионе продукции.

Данный закон являлся базовым для правотворчества в рассматриваемой сфере.

В Тамбовской области действуют законы, способствующие развитию и реализации прав граждан в социально-экономической сфере. Они регламентируют данные отношения в ряде отраслей:

- в области трудового законодательства законы Тамбовской области от 28.02.97 г. № 96-З «Об охране труда в Тамбовской области» (в ред. от 25.12.2002 г.), от 27.03.2003 г. № 112-З «О квотировании рабочих мест в Тамбовской области для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве» (в ред. от 16.09.2005 г.).

Закон Тамбовской области «Об охране труда в Тамбовской области» направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В частности, в законе определяются права и гарантии работников на охрану труда, органы управления охраной труда и их компетенция, финансирование охраны труда.

Закон Тамбовской области «О квотировании рабочих мест в Тамбовской области для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве» устанавливает квоты для приема на работу инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 16 лет, а также лиц из их числа. Согласно Закону указанная квота устанавливается для всех организаций с численностью свыше 30 человек и составляет от 2 до 4 % от среднесписочной численности работников организации;

- семейное законодательство представлено законами Тамбовской области от 24.06.97 г. № 120-З «О порядке и условиях вступления в брак на территории Тамбовской области лиц, не достигших возраста 16 лет» и от 25.07.97 г. № 125-З «Об опеке и попечительстве в Тамбовской области» (в ред. от 25.112005 г.).

Закон Тамбовской области «О порядке и условиях вступления в брак на территории Тамбовской области лиц, не достигших возраста 16 лет» устанавливает порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет, в виде исключения, при особых условиях (беременность, рождение ребенка). По данному закону разрешение на вступление в брак при наличии соответствующих условий дает глава администрации области по письменному заявлению родителей лица, не достигшего возраста 16 лет.

Закон Тамбовской области «Об опеке и попечительстве в Тамбовской области» устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам опеки и попечительства, формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, социальные гарантии приемной семьи;

- в области жилищного законодательства приняты законы Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 162-З «О порядке передачи приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность» (в ред. от 28.06.2005 г.), от 25.12.2002 г. № 82-З «Об областной программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2003-2010 годов».

Закон Тамбовской области «О порядке передачи приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность» определяет процедуру передачи гражданами приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность и заключения с данными гражданами договора социального найма указанных жилых помещений;

- в области земельного законодательства принят закон Тамбовской области от 18.03.97 г. № 101-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» (в ред. от 28.10.2005 г.).

Закон Тамбовской области «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» имеет базовое значение в регламентации регионального уровня земельных правоотношений, он детально регулирует вопросы прав на землю и их защиту, предоставления земельных участков, платы за землю, охраны земель, правового режима различных категорий земель. При этом данный закон содержит большое количество норм,

дублирующих положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и других федеральных законов, а также нормы, дополняющие и конкретизирующие указанные федеральные нормы в соответствии с законодательной компетенцией субъектов Российской Федерации в этой области;

- областное экологическое законодательство составляют законы Тамбовской области от 11.10.2002 г. № 58-З «О природных ресурсах и природопользовании в Тамбовской области» (в ред. от 13.12.2005 г.), от 27.05.97 г. № 113-З «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тамбовской области», от 28.11.2001 г. № 228-З «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Тамбовской области (в ред. от 11.10. 2002 г.).

Закон Тамбовской области «О природных ресурсах и природопользовании в Тамбовской области» является своеобразным «экологическим кодексом» области. В нем определяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере использования и охраны природных ресурсов, права и обязанности природопользователей, особенности правового регулирования использования различных природных ресурсов (земли, недр, лесов, животного мира, водных объектов), финансовые аспекты природопользования, вопросы контроля за охраной и использованием природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых территорий и объектов, устанавливается юридическая ответственность за нарушение норм законодательства об охране и использовании природных ресурсов.

Закон Тамбовской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тамбовской области» определяет принципы политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Тамбовской области.

Закон Тамбовской области «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Тамбовской области» регулирует вопросы охраны охотничьих животных и среды их обитания, пользования охотничьими животными, организации и ведения охотничьего хозяйства, юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и пользовании охотничьими животными;

- финансовое законодательство представлено законами Тамбовской области от 28.11.2002 г. № 69-З «О транспортном налоге в Тамбовской

области» (в ред. от 25.11.2005 г.), от 28.11.2003 г. № 170-З «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» (в ред. от 28.10.2005 г.), ежегодно принимаемыми законами об областном бюджете, о бюджетах областных внебюджетных фондов, а также отчетами об их исполнении.

Закон Тамбовской области «О транспортном налоге в Тамбовской области» определяет ставки налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Закон Тамбовской области «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» определил ставку указанного налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу;

- в сфере защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности приняты следующие законы Тамбовской области: от 29.03.96 г. № 57-З «О защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 28.06.2002 г. № 31-З «О порядке формирования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тамбовской области» (в ред. от 27.10.2004 г.).

Закон Тамбовской области «О порядке рассмотрения обращений граждан в Тамбовской области» определяет порядок рассмотрения обращений граждан органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности, расположенных на территории Тамбовской области, за защитой своих прав и свобод. В частности, закон устанавливает сроки рассмотрения обращений граждан (общий срок - не более одного месяца, при необходимости проведения дополнительных проверок по решению соответствующего руководителя - не более двух месяцев, для направления по принадлежности - не более пяти дней) и запрещает переадресовывать обращения должностным лицам, действия которых обжалуются.

Закон Тамбовской области «О порядке формирования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тамбовской области» устанавливает правовые основы образования и деятельности областной и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Тамбовской области.

Тот темп позитивной динамики социально-экономического развития области, который был заложен в 1999-2000 гг. нашел свое развитие и в наши дни. Это было отмечено в выступлениях, а также в докладе главы администрации Тамбовской области О. И. Бетиным на заседании Тамбовской областной Думы 27 апреля 2005 г. [2].

Какие же результаты были достигнуты в этот период и за последний год?

Рост валового регионального продукта за последние пять лет составил 44 %. Рост инвестиций в основной капитал увеличился в 2,8 раза. Реальные доходы населения с учетом инфляции выросли в 1,6 раза. Доходы областного бюджета возросли больше чем в 3 раза [1].

В 2005 г. принята программа развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006-2008 гг., продолжалась реализация мероприятий по дальнейшей оптимизации межбюджетных отношений, повышению эффективности бюджетного участия в развитии территории. Отмечается снижение численности населения с доходами ниже прожиточного уровня, увеличение бюджетного финансирования отраслей социальной сферы. Ведется работа в области по созданию единой системы служб социальной защиты населения, ведутся реставрационные работы на 25 памятниках истории и культуры и т. д. [11].

Это только одни из основных показателей и надо сказать неплохих, но потенциал у области большой и его надо развивать.

19 ноября на совещании в Министерстве регионального развития в Москве О. И. Бетиным был представлен проект Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2015 г.

Проект предусматривает два этапа.

Первый этап Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области рассчитан 2005-2010 гг., предполагает создание базиса для перехода региона на инновационный путь развития путем концентрации ресурсов в «точках роста», создание инфраструктуры для развития бизнеса, создание новых производств на основе современных технологий и инноваций, формирование интегрированных структур и кластеров, роста занятости в малом бизнесе, подготовке высококвалифицированных специалистов инновационных направлений. По итогам этого периода планируется достичь роста ВРП на 40 % по сравнению с уровнем 2005 г., роста объема промышленного производства на 25 %, роста объемов про-

дукции сельского хозяйства на 50 %, роста инвестиций в основной капитал на 80 %.

Второй этап 2010-2015 гг., когда область должна перейти на рельсы инновационного развития, был лишь обозначен [10].

Безусловно, без правового обеспечения немыслимо достижение поставленных целей.

В соответствии с примерной программой законотворческой деятельности Тамбовской областной Думы четвертого созыва на период первой пленарной сессии (январь-июль 2006 г.) планируется принять:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в сфере реализации экономической реформы: проект закона Тамбовской области «О программе развития промышленности Тамбовской области на 2006-2008 годы» (второе чтение), проект закона Тамбовской области «Об областной программе «Модернизация объектов жилищно-коммунального комплекса Тамбовской области на 2006-2010 годы», проект закона Тамбовской области «Об областной целевой программе «Развитие информационно-коммуникационных технологий на территории Тамбовской области на 2006-2010 годы», проект закона Тамбовской области «Об областной целевой программе «Развитие информационно-коммуникационных технологий на территории Тамбовской области на 2006-2010 годы», проект закона Тамбовской области «Об определении порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тамбовской области», проект закона Тамбовской области «Об информационных ресурсах Тамбовской области»;

- в социальной сфере: проект закона Тамбовской области «Об областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан Тамбовской области на 2006-2010 годы» (второе чтение) [8].

Наше время поражает количеством и динамикой возникновения и изменения общественных отношений, а также глобальностью и значимостью как региональных, так и государственных проектов. Надеемся, что для качественного и эффективного правового обеспечения развития социально-экономической среды в Тамбовской области перед законодателем будут поставлены верные задачи и найдены правильные пути их решения.

Литература

1. Бетин О. И. Новые принципы, новы подходы // Вестник Администрации Тамбовской области. 2005. № 1. С. 4-5.

2. Бетин О. И. От стабилизации - к качеству роста: о положении в области и основных направлениях ее социально-экономического развития. Тамбов, 2005.

3. Бетин О. И. Стратегия развития // www.betin. tambov.ru.

4. Жариков В. В. Региональная экономика. Тамбов, 2003. С. 3.

5. Кочетков А. В. Законодательство Тамбовской области. Тамбов, 2005. С. 34.

6. Луцкая Е. Е. Общероссийская дискуссия по проблемам стратегии экономического развития страны. Позиция оппонентов правительственных программ // Десять лет российских экономических реформ: Сб. обзоров и рефератов / Отв. ред. и сост. И. Ю. Жилина. М., 2001. С. 50.

7. Областная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)» (утв. Законом Тамбовской области от 01.11.2002 г. № 66-З); Областная целевая программа «Профилактика артериальной гипертонии и ее осложнений в Тамбовской области на 2002-2008 гг.» (утв. Законом Тамбовской области от 28.11.2001 г. № 226-З); Областная целевая программа «Профилактика внутри-больничных инфекций в Тамбовской области на 20012005 гг.» (утв. Законом Тамбовской области от 29.12.2000 г. № 156-З).

8. Примерная программа законотворческой деятельности Тамбовской областной Думы четвертого созыва на период первой пленарной сессии (январь-июль 2006 г.). Утв. Постановлением Тамбовской областной Думы 13.12.2005 г. № 1416.

9. Программа финансовой поддержки свиноводства в хозяйствах Тамбовской области на 2004-2006 гг. (утв. Законом Тамбовской области от 28.11.2003 г. № 176-З); программа повышения плодородия почв Тамбовской области на 2004-2005 гг. (утв. Законом Тамбовской области от 28.11.2003 г. № 177-З); Программа восстановления и развития семеноводства в хозяйствах Тамбовской области на 2004-2008 гг. (утв. Законом Тамбовской области от 28.11.2003 г. № 178-З); Программа селекционно-племенной работы и воспроизводства стада молочно-мясного скотоводства в хозяйствах Тамбовской области на 2004-2006 гг. (утв. Законом Тамбовской области от 23.12.2003 г. № 189-З) и др.

10. Проект Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области был представлен в Москве // wwwVregnum.ru/news/552184.html

11. Федорова Л. И. Приоритет - инвестициям в человеческий капитал // Вестник Администрации Тамбовской области. 2005. № 4. С. 23-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.