Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОСНОВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ В РОССИИ'

ПРАВОВОЕ ОСНОВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкции / импорт / экспорт / импортозамещение / иностранные товары / промышленность / технологии / sanctions / import / export / import substitution / foreign goods / industry / technology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.С. Нестеренко, М.В. Непарко

В статье рассматривается санкционное давление на Россию, политическое принуждение стран мира к выполнению воли ЕС и США. Санкции превращаются в индикатор трансформации властных отношений между государствами, их суверенитета, образуют иерархию международных отношений. Таким образом, хронология торгово-санкционного противостояния указывает на особенности современного мироустройства и возможности противостояния им, реализации имеющихся преимуществ. Цель статьи рассмотреть правовые основы противодействия санкциям через импортозамещение, т.е. замены импорта определенных товаров посредством их производства в России, что стало стратегическим направлением развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FEATURES OF IMPORT SUBSTITUTION OF GOODS IN THE CONTEXT OF SANCTIONS IN RUSSIA

Foreign trade in goods and services remains one of the main factors that have a significant impact on the economic development of the country. The article examines the sanctions pressure on Russia, the political coercion of the countries of the world to fulfill the will of the EU and the United States. Sanctions turn into an indicator of the transformation of power relations between states, their sovereignty, and form a hierarchy of international relations. Thus, the chronology of the trade and sanctions confrontation points to the peculiarities of the modern world order and the possibility of countering them, realizing existing advantages. The article examines the policy of import substitution by replacing imports of certain goods through their production in Russia, which is a strategic direction of the state's development.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОСНОВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ В РОССИИ»

ПРАВОВОЕ ОСНОВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ

САНКЦИЙ В РОССИИ

Р.С. Нестеренко, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-1-158-161

Аннотация. В статье рассматривается санкционное давление на Россию, политическое принуждение стран мира к выполнению воли ЕС и США. Санкции превращаются в индикатор трансформации властных отношений между государствами, их суверенитета, образуют иерархию международных отношений. Таким образом, хронология торго-во-санкционного противостояния указывает на особенности современного мироустройства и возможности противостояния им, реализации имеющихся преимуществ. Цель статьи рассмотреть правовые основы противодействия санкциям через импортозаме-щение, т.е. замены импорта определенных товаров посредством их производства в России, что стало стратегическим направлением развития государства.

Ключевые слова: санкции, импорт, экспорт, импортозамещение, иностранные товары, промышленность, технологии.

Применение санкций - это не новые явление. С ХХ в. насчитывается около двухсот случаев их применения экономически развитыми странами и международными организациями с целью решения политических споров, истощения противника. Это позволяет рассматривать санкции как важную часть современного внешнеполитического процесса [1].

Введение в отношении России рядом развитых государств экономических санкций нанесли обоюдный коммерческий ущерб как России, так и для государств, введенных санкции.

Санкции затрагивают топливно-энергетический комплекс, станкостроение и автомобилестроение, агропромышленный комплекс и другие отрасли экономики.

Удельный вес топливно-энергетических товаров в товарной структуре экспорта составляет традиционно около 60-70%. В связи с этим становится понятным решении зарубежных партнеров ввести в первоочередном порядке санкции именно в отношении нефтегазового сектора. Как отмечает М.В. Рукинов: «с течением времени негативный эффект санкций в нефтегазовой отрасли может вырасти. Это связано именно с технологической зависимо-

стью российского бизнеса от иностранного оборудования для нефтегазодобычи» [7].

Помимо нефтегазового сектора почти две трети организаций обрабатывающей промышленности в России зависят от импорта и чувствительны к ограничению поставок сырья, машин, оборудования, технологий и т.д. Как отмечают исследователи, «зарубежные машины и оборудование масштабно используются во всех отраслях с учетом специфики производства. Например, легкая и фармацевтическая промышленность зависит от поставок сырья и материалов; станкостроение и автомобилестроение от запчастей, модулей и агрегатов; производители медтехники, электроники и средств связи от инновационных технологий» [8].

В этих условиях государственная политика предполагает осуществление рационального импортозамещения условия противодействия угрозам экономической безопасности.

Под политикой импортозамещения понимается замена импорта определенных товаров посредством их производства в России, что является стратегическим направлением развития государства. Одним из актуальных направлений является расширение номенклатуры сельскохозяй-

ственной продукции. Российская Федерация является лидером среди экспортеров зерна. Данная практика свидетельствует о стопроцентном импортозамещении и самообеспечении государства. Данный опыт показывает, что при поддержке государством происходит наращивание экспортного потенциала зерна. Подобная практика может быть использована в промышленном производстве для его модернизации, создания инновационных продуктов, наращивании несырьевого экспорта [2].

Плотникова В.А. отмечает: «технологическая зависимость российской промышленности от зарубежных поставщиков -системное явление, в обозримой перспективе Россия вряд ли сможет обойтись без западных технологий. Поэтому негативное влияние санкций с течением времени будет проявляться в большей степени, в том числе из-за необходимости модернизации и ремонта уже эксплуатируемого оборудования» [6].

Сходные проблемы испытывают как оборонно-промышленный комплекс, так и высокотехнологичный сектор российской промышленности в целом, так как существенно ограничен или фактически прекращен доступ к иностранной электронике. Необходимость значительного замещения импорта оборудования и материалов, обеспечивающих развитие российской высокотехнологичной промышленности, очевидна.

Рассматривая правовые основы им-портозамещения товаров в условиях санкций следует выделить ряд нормативных правовых актов, таких как:

- Постановление Правительства РФ 16.09.2016 № 925, установившее приоритет отечественного товара, работ или услуг перед иностранными при осуществлении закупок;

- Постановление Правительства РФ от 30.04 2020 № 616, устанавливающее запрет на допуск иностранных промтоваров в целях проведения закупок для госнужд;

- Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014, определяющее минимальную обязательную долю закупок товаров отечественного производства.;

- Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297, упрощающее закупку медицинского оборудования и комплектующих к нему, а также технических средств для инвалидов и др.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года [5].

Ожидается, что за счет благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности и увеличения объемов несырьевого неэнергетического экспорта товаров и экспорта сопутствующих услуг до 20% в ВВП к концу 2024 г. В целом проект предусматривает комплекс последовательных и системных мер, направленных на создание современной информационной среды и соответствующей инфраструктуры в целях развития экспорта товаров и услуг.

В России многие предприятия пошли по пути импортозамещения, развития собственных технологий производства. Уже в 2022 году в рамках работ по импортоза-мещению завод «РУМО» продемонстрировал новое оборудование, а именно рабочий прототип дизельного двигателя внутреннего сгорания РУМО-535, предназначенный для использования на судах класса «река-речной» в качестве основного двигателя, основной или резервной электрической установки.

Компания «Рубрукс РНД», разработчик систем и компонентов для гибридных и электрических транспортных средств, полностью локализовала производство тягового инвертора в России. Это самый высокотехнологичный узел в конструкции, который приводит в движение электромобиль - регулирует крутящий момент и скорость транспортного средства.

Компания «Транспневматика» приступила к серийному производству дисковых тормозных систем для импортозамещен-ного аналога «Ласточки» - электропоездов с рабочим названием «Восток»», а также для электропоездов «Иволга 3.0», которые поступили на новые линии московских центральных диаметров MCD-3 и MCD-4.

Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения Уральского федерального университета (ICSTM UrFU) первым завершил разработку конструкторской документации в рамках программы обратного инжиниринга критических компонентов, оператором которой является АНО «Агентство технологического развития». Проект «Рабочее колесо вентилятора Punker» является одним из 108 проектов грантовой поддержки Министерства промышленности и торговли России на общую сумму почти 4 млрд рублей и первым, по которому была представлена проектная документация [3].

Также возникла необходимость принятия ответных мер в отношении недружественных государств.

Принят Указ Президента РФ от 08.03.2022 № 100 о применении специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности. Установлен временный запрет на ввоз и вывоз определенных товаров. Указом Президента РФ от 03.05.2022 № 252 приняты ответные специальные экономические меры в отношении недружественных действий некоторых иностранных государств. В частности, введен запрет на совершение сделок лицами, находящимися под санкциями.

Основным законом, регулирующим применение специальных экономических мер, является Федеральный закон «О специальных экономических мерах» (№281-ФЗ от 30.12.2006 г.), целью которого является обеспечение безопасности и интересов России, защиту прав и свобод россиян.

К специальным экономическим мерам относятся:

- приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в

области военно-технического сотрудничества;

- запрещение или ограничение финансовых операций;

- запрещение или ограничение внешнеэкономических операций;

- прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

- изменение вывозных и/или ввозных таможенных пошлин;

- запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;

- установление ограничений на осуществление туристской деятельности;

- запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

Срок применения данных мер устанавливается Президентом РФ. Ограничения могут быть сняты, в случае устранения причин, послуживших для их введения. В свою очередь, если данные причины не устранены, может быть принято решение о продлении действия санкций.

Несмотря на то, что экономические санкции - всего лишь один из инструментов внешней политики, именно они находятся в центре правового регулирования Правительства РФ. Правовые основы создают условия для: стимулирования им-портозамещения, государственной поддержки отечественной экономики, модернизации технологической базы промышленного производства, повышения его эф-

фективности, здоровой конкуренции.

Библиографический список

1. Агеева Л.Ф. Торговая война и санкции: последствия для российской и европейской экономик // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2023. - С. 49-58.

2. Алексеева, Е.В. Таможенный аспект регулирования внешнеторговой деятельности России на современном этапе / Е.В. Алексеева, В.Е. Кулаженкова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. -2019. - № 14. - С. 70-71. - ББК ЖОБЕК

3. Внешняя торговля РФ: развитие в условиях санкций и новые приоритеты / А.А. Мигел, Т.В. Лесина, Н.В. Васильчиков, И.А. Совин // Вестник Академии знаний. -2023. - № 3(56). - С. 164-168. - EDN IOHTDR.

4. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/2566558/4c1884da311e5f3bdcf5d040b80864f4/.

5. Непарко, М.В. Экспорт и импорт товаров в условиях санкций / М.В. Непарко, А.В. Нестеренко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 7(89). - С. 168170. - DOI 10.24412/2411-0450-2022-7-168-170. - EDN YBFNLU.

6. Плотников В.А. Промышленное развитие и технологическая безопасность как факторы формирования инновационном экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2021. - № 2. - С. 1724.

7. Рукинов М.В. Экономические санкции и их влияние на экономическую безопасность // Ученые записки Международного банковского института. - 2023. - № 1 (27). - С. 121131.

8. Сичачев Ю., Зудим Н. Импортозависимосгь и импортозамещение в российской обрабатывающей промышленности: взгляд бизнеса // Форсайт. - 2022. - Т. 10. № 4. - С. 25-45.

9. Федеральный закон «О специальных экономических мерах» (№281-ФЗ от 30.12.2006 г.). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64883/.

LEGAL FEATURES OF IMPORT SUBSTITUTION OF GOODS IN THE CONTEXT OF

SANCTIONS IN RUSSIA

R.S. Nesterenko, Student Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Foreign trade in goods and services remains one of the main factors that have a significant impact on the economic development of the country. The article examines the sanctions pressure on Russia, the political coercion of the countries of the world to fulfill the will of the EU and the United States. Sanctions turn into an indicator of the transformation of power relations between states, their sovereignty, andform a hierarchy of international relations. Thus, the chronology of the trade and sanctions confrontation points to the peculiarities of the modern world order and the possibility of countering them, realizing existing advantages. The article examines the policy of import substitution by replacing imports of certain goods through their production in Russia, which is a strategic direction of the state's development.

Keywords: sanctions, import, export, import substitution, foreign goods, industry, technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.