DOI: 10.24412/2070-1381-2023-96-64-73
Параллельный импорт и другие экономические меры как ответ на санкции
в отношении российского импорта
Сенотрусова Светлана Валентиновна
Доктор биологических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.
E-mail: [email protected]; [email protected] SPIN-код РИНЦ: 3281-9658
Сибирякова Яна Вадимовна
Аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected]; sibiriakova [email protected] SPIN-код РИНЦ: 3008-2217 ORCID ID: 0000-0002-0460-0420
Аннотация
В статье раскрывается влияние западных санкций на экономическую безопасность Российской Федерации, в частности анализируются последствия для внешней торговли — импорта товаров в Россию. В качестве методов и материалов исследования использованы методы системного анализа и синтеза, контент-анализ научной литературы и статистических обзоров по исследуемой тематике, материалы периодической печати российских и зарубежных авторов. Несмотря на умеренное значение индекса проникновения импорта, в России наблюдается абсолютная зависимость от импорта промышленно-инвестиционных товаров (машин, оборудования, транспорта и т.д.). В ходе анализа обозначаются предпринимаемые Правительством, Минпромторгом и ФТС РФ меры стабилизации текущей ситуации с импортом в Россию — стратегическое торговое партнерство и налаживание новых логистических цепочек со странами Востока, расширение перечня товаров, при ввозе которых снижается ввозная таможенная пошлина или взимается нулевая пошлина. Особое внимание уделяется параллельному импорту как способу поставки санкционных товаров на территорию страны. Параллельный импорт был легализован в мае 2022 года и предполагает замену национального принципа исчерпания прав на международный товарный знак. Демонстрируется, что параллельный импорт действует в отношении конкретного перечня товаров западных компаний и брендов, ушедших с российского рынка после начала специальной военной операции; список товаров предполагает постоянное обновление в зависимости от ситуации. В заключение сделан вывод о том, что дальнейшее развитие ситуации с импортными поставками на территорию России зависит от двух факторов: намерений западных стран в вопросе усиления санкционного давления и готовности российских властей к применению различных стабилизирующих мер для противостояния введенным санкциям.
Ключевые слова
Внешняя торговля, санкции, импорт, параллельный импорт, таможенные пошлины, индекс проникновения импорта, таможенные льготы.
Parallel Import and Other Economic Measures as Response to Sanctions against
Russian Import
Svetlana V. Senotrusova
DSc (Biology), Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]; [email protected]
Iana V. Sibiriakova
Postgraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]; sibiriakova [email protected] ORCID ID: 0000-0002-0460-0420
Abstract
The article reveals the impact of the western sanctions on the Russian Federation economic stability; in particular, it analyses the consequences for the Russian foreign trade — for the import of goods to the country. The research methods and materials include methods of system analysis and synthesis, content analysis of scientific literature and statistical reviews on the subject under investigation, periodical materials of Russian and foreign authors. Despite the moderate value of the Russian import penetration index there is an absolute dependence on the import of industrial and investment goods (machinery, equipment, transport, etc.) in the country. The analysis outlines the measures taken by the Government, the Ministry of Industry and Trade and the Federal Customs Service to stabilize the current situation with imports to Russia — the strategic trade partnership and the establishment of new logistic chains with the eastern countries, the expansion of the list of goods imported with reduced or zero import customs duties to the Russian territory. Particular attention is paid to the parallel import as a way of supplying sanctioned goods to the country. The parallel import was legalized in May 2022 and involves the replacement of the national principle of the exhaustion of trademark rights with the international one. In the article it is demonstrated that the parallel import is applied to the specific list of goods of the western companies and brands that left the Russian market after the beginning of the special military operation; the list of goods assumes to be constantly updated depending on the situation. To sum up, the further development of the situation with the import to the territory of Russia depends on two factors: the intentions of western countries to increase sanctions pressure and the readiness of the Russian authorities to apply various stabilizing measures to resist the imposed sanctions.
Keywords
Foreign trade, sanctions, import, parallel import, customs duties, import penetration index, custom duty reliefs.
Введение
Национальная безопасность государства и его граждан лежит в основе стратегии устойчивого развития России в XXI веке. Понятие национальной безопасности предполагает состояние защищенности национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз1. Потенциальные угрозы могут возникать в самых разных сферах жизнедеятельности государства и его граждан, в том числе в экономике.
Текущую ситуацию в мировой экономике эксперты характеризуют как эпоху глобальных трансформаций.Усилениерыночнойволатильности,неустойчивостьмировой финансовойсистемы, снижение потоков прямых инвестиций, введение протекционистских мер — это неконечный перечень последствий влияния глобальной рецессии, спровоцированной пандемией коронавируса [Nguyen, Do 2021]. Данные явления ощущаются в мире на протяжении последних двух лет, и для борьбы с ними направлены механизмы и меры экономической политики, разрабатываемые правительствами стран.
Негативное влияние на экономику Российской Федерации дополнительно оказывают западные санкции. Российская экономика переживает «нелегкие» времена с 2014 г., когда первые ограничительные политические и экономические санкции западных стран были введены против государства на фоне вхождения полуострова Крым в состав России. Санкции осложнили международные расчеты между контрагентами, поставщиками и физическими лицами, и нерезидентам приходится прибегать к опыту азиатских стран в части переводов денежных средств [Кузнецова 2020]. Вопросы финансовой стабильности финансовых рынков и банков, доминирующие сегодня в деятельности регуляторов, поиск путей преодоления подобных препятствий лежат в плоскости координации целевых ориентиров денежно-кредитной, макро- и микропруденциальной политик [Ларионова 2020]. Разработка и введение в действие программы импортозамещения стало основной мерой противодействия экономическому давлению со стороны российского Правительства. Особое внимание Правительство на тот момент уделяло продовольственной безопасности и активному наращиванию собственного производства в сельском хозяйстве.
Усиление ситуации геополитической напряженности на фоне эскалации конфликта на Украине в 2022 г. спровоцировало введение новых пакетов санкций со стороны стран западной коалиции. Согласно оценке, «действующие против России санкции носят беспрецедентный масштаб. Их количество... превосходит все, что когда-либо вводилось в отношении любого другого государства»2.
Правительство страны предпринимает всевозможные меры поддержки экономики России. Внимание уделяется санкционному давлению во всех сферах деятельности. Внешнеторговые санкции, проявляющиеся в утрате экспортных рынков, ограничении импорта товаров до критически низкого уровня, неспособного мгновенно удовлетворить национальную потребность в импортируемом товаре, введение «потолка цен» в отношение экспортируемой продукции и искусственное завышение цен на импортируемый товар, стали объектом особого внимания и совместных усилий Правительства, Минпромторга и ФТС России с момента усиления санкционного давления в 2022 г.
гУказ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/ (дата обращения: 13.10.2022).
2 Мишустин: экономика РФ доказала способность адаптироваться к беспрецедентным санкциям // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/15971461 (дата обращения: 13.10.2022).
Роль импорта во внешней торговле Российской Федерации
Российская Федерация является активным участником внешнеторговых отношений. С 1990-х гг. в России были предприняты многочисленные шаги по либерализации внешнеторговой активности, расширению экспортного и импортного потенциала страны. Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» (ГП-27) определяет стратегические направления развития внешней торговли России до 2024 г., а также меры поддержки экспортного потенциала для усиления позиций страны в глобальной экономике и вклада внешнеторговой деятельности в социально-экономическое развитие государства3.
Если, с одной стороны, благодаря либерализации торговли России удалось нарастить свой экспортный потенциал, то, с другой стороны, получение доступа к различным товарам, производимым в мире, повысило зависимость российской экономики от импорта. Показатель индекса проникновения импорта, рассчитываемый как отношение импорта к разности ВВП и чистого экспорта, показывает степень зависимости внутреннего потребления страны от импорта [Гурова 2016]:
Объем импорта
Индекс проникновения импорта = --- * 100%.
(ВВП — Ч истыи э ксиорт}
Данный показатель в России является умеренным и на протяжении последних лет не превышает 25% (Рисунок 1), однако, согласно данным Минпромторга, в отраслевом разрезе по многим позициям наблюдается абсолютная зависимость страны от импорта.
IIIIIIIIII
2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ■ Индекс проникновения импорта, %
Рисунок 1. Динамика индекса проникновения импорта в Российской Федерации
в 2005-2021 гг., %4
В соответствии с данными ФТС РФ, на фоне введения западных санкций импорт в Россию по состоянию на август 2022 г. составляет 65-70% от уровня 2021 г., в частности спад импорта критически важной продукции в Россию оценивается в диапазоне 11-12%5. Наиболее заметным сегментом является промышленно-инвестиционная группа товаров (станки, оборудование), в которой падение импорта оценивается в районе 17-20% по сравнению с показателем 2021 г. Спад промежуточного импорта, в том числе сырья для химической промышленности и лесной
3 Госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности». ГП-27 // Счетная Палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.rU/upload/pdf/budget/gp-2020/8.pdf (дата обращения: 13.10.2022).
4 Составлено авторами по: Trade value and volume, Output and income // UNCTADStat [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS ChosenLang=en (дата обращения: 13.10.2022).
5 Белоусов оценил импорт в Россию на уровне 65-70% от 2021 года // Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/858741 (дата обращения: 13.10.2022).
50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
продукции, составляет около 10%. Потребительский импорт, включая бытовую технику и прочие непродовольственные товары, также имеет отрицательную динамику в районе 3-5%6.
Особое внимание следует уделить падению импорта в тяжелом машиностроении, станкостроении и вагоностроении. Доля импортной продукции, по данным Минпромторга, в этих отраслях колеблется от 10% до 90% по состоянию на начало 2022 г. (Рисунок 2).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% О
10% 30% 30% 92%
90%
70% 70%
8%
Станкостроение Тяжелое Машиностроение Железнодорожное
машиностроение для пищевой машиностроение промышленности
Импорт
Отечественное производство
Рисунок 2. Доля импорта в отраслях машиностроения по состоянию на начало 2022 г., %7
Перестроение инвестиционного импорта в данных отраслях в кратчайшие сроки невозможно, поскольку речь идет о проектировании и заказах конкретных моделей оборудования [Ка^та 2022]. В связи с этим снижаются объемы производства продукции, и, как следствие, начинается сокращение персонала и переход на неполную рабочую неделю [Гулиев 2022]. В качестве защитной меры по внешней торговле были предприняты определенные действия в первой половине 2022 г. — легализация параллельного импорта, предоставление льгот по уплате или отмена уплаты ввозных таможенных пошлин. Благодаря данным мерам удалось стабилизировать ситуацию с импортом и избежать более сильного изначально прогнозируемого спада до 50%8.
Изменение географии импорта в Россию в 2022 г.
Немаловажным фактором, способствующим стабилизации ситуации с импортом в Россию, является стратегическое торговое партнерство и налаживание новых логистических цепочек со странами Востока. Основные торговые партнеры России по импорту по состоянию на январь 2022 г. представлены на Рисунке 3.
6 «Импорт в Россию упал на 30%». Замглавы ФТС о последствиях санкций, схемах торговли из 90-х и «дворцах» на границе с Китаем // RTVI [Электронный ресурс]. URL: https://rtvi.com/stories/import-v-rossiyu-upal-na-30-zamglavy-fts-o-posledstviyah-sankczij-shemah-torgovli-iz-90-h-i-dvorczah-na-granicze-s-kitaem/ (дата обращения: 13.10.2022).
7 Источник: Изменения в экспорте и импорте РФ в 2022 году: влияние санкций на международную торговлю // Delovoy Profil [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/izmeneniya-v-eksporte-i-importe-rf-v-2022-godu-vliyanie-sanktsiy-na-mezhdunarodnuyu-torgovlyu/ (дата обращения: 13.10.2022).
8 Изменения в экспорте и импорте РФ в 2022 году: влияние санкций на международную торговлю // Delovoy Profil [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/izmeneniya-v-eksporte-i-importe-rf-v-2022-godu-vliyanie-sanktsiy-na-mezhdunarodnuyu-torgovlyu/ (дата обращения: 13.10.2022).
Рисунок 3. Основные страны-импортеры в Россию и их доля (%) по состоянию
на январь 2022 г.9
Однако в феврале-марте 2022 г. западные страны ввели многочисленные санкции против России,предусматривающие в том числе ограничениеимпорта. В результате санкционного давления импорт из стран Европейского союза, доля которого составляла около 40% от всего импорта в РФ, снизился практически вдвое. Около двух третей этого показателя приходится на промышленно-инвестиционные товары, в основном машины и оборудование; доля продовольственных товаров составляет около 2%; на различные «промышленные» товары, за исключением машин и оборудования, транспорта, приходится около 5%10. Импорт из США также значительно сократился, ФТС РФ не публикует статистические данные по оценке изменений объемов внешней торговли с февраля 2022 г., приведенные показатели — это статистические данные зарубежных стран.
Компенсировать снижение импорта из западных стран удалось благодаря наращиванию объемов импорта из стран Восточной Азии. Главными торговыми странами-партнерами в данном регионе для России являются Китай, Южная Корея, Индия, Малайзия, Вьетнам, Таиланд и Тайвань. Продолжается рост объемов импорта из Японии, несмотря на то, что последняя присоединилась к жестким экономическим санкциям стран Запада. Традиционное сотрудничество с Турцией также способствует росту товарооборота между двумя странами. Многие эксперты делают заявления о том, что Турция стала так называемым транзитным хабом для поставки продукции в Россию из других стран. Объем импорта из Турции в июле 2022 г. превысил 681 млн долл. США, что в 1,5 раза выше11, чем в июле 2021 г. На Рисунке 4 наглядно представлена положительная динамика импортных поставок из стран Восточной Азии в июле 2022 г. по сравнению с предыдущим месяцем.
9 Составлено авторами по: База данных экспорта и импорта России (ВЭД) // Ru-Stat [Электронный ресурс]. URL: https://ru-stat.su/database/ (дата обращения: 13.10.2022).
10 Ввезет же людям: импорт в Россию пошел в рост. Июльские показатели приблизились к январским, а некоторые партнеры побили максимумы 2021 года // Известия [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1384197/dmitrii-migunov/ vvezet-zhe-liudiam-import-v-rossiiu-poshel-v-rost (дата обращения: 13.10.2022).
11 Ситуация с импортом в Россию в июле 2022 года улучшилась: кто нарастил поставки и на сколько // Банки Сегодня [Электронный ресурс]. URL: https://bankstoday.net/last-news/sitaatsiya-s-importom-v-rossiyu-v-iyule-2022-goda-uluchshilas-kto-narastil-postavki-i-na-skolko (дата обращения: 13.10.2022).
250%
200%
200% 150% 100% 50% 0%
Китай Южная Малайзия Индия Тайланд Вьетнам Тайвань Корея
Рисунок 4. Рост импорта в Россию из стран Восточной Азии в июле 2022 г. по сравнению
с предыдущим месяцем, %12
Хотя основной импорт в Россию поступает в текущих реалиях из стран Восточной Азии, следует отметить, что европейский импорт также увеличился в июле 2022 г. на 18%, по сравнению с показателем предыдущего месяца, и достиг 4,5 млрд евро13. Отрицательная динамика наблюдается только в импорте из США, однако США всегда являлись второстепенным партнером во внешнеторговых отношениях для России. Таким образом, можно сделать вывод, что в Т0П-10 стран-импортеров в Россию на текущий момент входят следующие государства: Китай (1-е место), Нидерланды (2-е место), Германия и Италия, Белоруссия и Казахстан, Южная Корея и Турция, Индия, Франция (места стран варьируются от месяца к месяцу).
Параллельный импорт и другие защитные меры импорта в Россию в 2022 г.
Гибкое администрирование таможенных пошлин — это механизм, который позволяет создавать условия для более разумной структуры ввоза товаров и регулирования потока товаров [Квиртия 2022]. ФТС России активно использует его с целью стабилизации внешней торговли.
В качестве защитных мер во внешней торговле ФТС в марте 2022 г. ввела ряд послаблений с целью стимулирования импорта в Россию, которые способствовали смягчению последствий западных санкций. Был расширен перечень товаров, при ввозе которых снижается ставка или взимается нулевая ввозная пошлина на территорию страны [Добродомова и др. 2022]. Преимущественно данная мера затронула импорт продовольственных товаров, лекарственных средств и товаров социальной значимости, а также сырья и комплектующих, необходимых российским производственным организациям для использования в своей деятельности. Согласно статистическим данным, импортеры смогли сэкономить от 20 до 40% от общей суммы начисляемых к уплате таможенных платежей начиная с 28 марта. Уже за первую неделю действия
12 Составлено авторами по: Ситуация с импортом в Россию в июле 2022 года улучшилась: кто нарастил поставки и на сколько // Банки Сегодня [Электронный ресурс]. URL: https://bankstoday.net/last-news/situatsiya-s-importom-v-rossiyu-v-iyule-2022-goda-uluchshilas-kto-narastil-postavki-i-na-skolko (дата обращения: 13.10.2022).
13 Ввезет же людям: импорт в Россию пошел в рост. Июльские показатели приблизились к январским, а некоторые партнеры побили максимумы 2021 года // Известия [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1384197/dmitrii-migunov/ vvezet-zhe-liudiam-import-v-rossiiu-poshel-v-rost (дата обращения: 13.10.2022).
вышеупомянутых послаблений таможенные органы оформили льготы в отношении ввоза 50 000 тонн товаров, поступающих из самых разных стран, например из Египта, Ирана, Пакистана, Китая и т.д.14
Еще одной мерой, благоприятно сказавшейся на динамике импорта в Россию, стал параллельный импорт. С целью противостояния уходу многочисленных западных компаний и брендов с российского рынка, а также нивелирования логистических проблем Правительство Российской Федерации легализовало параллельный импорт. Параллельный импорт предполагает импорт на территорию страны утвержденного перечня товаров без получения разрешения производителя (правообладателя). Данная мера позволяет обеспечить внутренний рынок продукцией недружественных стран, востребованной у российского покупателя, а также стабилизировать цены на рынке [Сонич 2022].
29 марта 2022 г. Правительство России издало Постановление № 506, предполагающее частичную легализацию параллельного импорта на территории Российской Федерации15. Было принято решение разрешить ввоз на территорию России пользующихся спросом товаров иностранного происхождения без получения согласия правообладателя.
Концепция параллельного импорта неразрывно связана с принципом исчерпания прав на товарный знак. В основе данного принципа лежит возможность свободной реализации маркированного товара на территории конкретного государства после его правомерного введения в оборот. Существует три разновидности режимов исчерпания права: международный, региональный и национальный [Дроботова 2021].
Большинство государств, в том числе и Россия (до событий весны 2022 г.), придерживаются национального принципа исчерпания права. То есть свободный оборот товара на территории этих государств разрешается с момента получения легального согласия правообладателя на оборот товара в данной стране. При региональном принципе, который, например, действует в Европейском союзе, товар может свободно обращаться на территории определенного региона, если он был введен в оборот на территории одной из стран-участниц. Наименее распространенным является третий режим — международный, согласно которому свободный оборот товара в стране разрешен с момента легального введения последнего в оборот в любом государстве мира. Данный режим применяется в ведущих странах мира — Китае, Японии, США и Канаде [Там же]. Наиболее очевидным аргументом в пользу первого из режимов — национального, по сравнению с двумя остальными, является повышение инвестиционной привлекательности рынка для импортеров за счет укрепления позиции правообладателя [Латтеган 2022].
Международный режим исчерпания прав был установлен на территории Российской Федерации в отношении определенного перечня товаров, утвержденного Приказом Минпромторга № 1532 от 19 апреля 2022 г.16 В Приказе названо более 50 групп товаров, включенных в таблицу с тремя столбцами (общая группа товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), наименование товара и код товара или
14 ФТС отвечает на вопросы: значимые изменения в законодательстве, ускорение и упрощение выпуска товаров, снижении ставок ввозных пошлин // Альта Софт [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert opinion/88864/ (дата обращения: 13.10.2022).
15 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 413173/ (дата обращения: 10.11.2022).
16 Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» // Альта Софт [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22a01532/ (дата обращения: 10.11.2022).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2023 70
товарный знак) [Понамаренко 2022]. Минпромторг, в зависимости от товарной группы, указал для одних товаров только торговые марки (бренды), для других — коды ТН ВЭД, в некоторых случаях указано и то и другое. Так, для 87-й группы, включающей наземный транспорт, указан конечный список брендов (Tesla, Toyota, Land Rover, Jeep, Isuzu, Jaguar, Chrysler, Bentley, Mitsubishi, Cadillac, Chevrolet, Dodge, Hummer, Rolls-Royce, Bugatti и другие), по отношению к которым был легализован параллельный импорт17. Для 95-й товарной группы легализован параллельный импорт для продукции с ТН ВЭД 9504 50 000 9, включающей, например, игровые приставки Xbox, PlayStation, Nintendo. Для 33-й товарной группы, в состав которой входят косметические средства (ТН ВЭД 3303 00), параллельный импорт разрешен для всей косметической продукции любых брендов, кроме 31 бренда-исключения18.
Первоначальный список товаров, попадающих под действие параллельного импорта, уже претерпевал ряд изменений после мая 2022 г. Из списка были удалены компании, которые продолжают поставлять на российский рынок свою продукцию и не уходили с рынка; в отношении продукции таких импортеров продолжит действовать национальный режим19.
По предварительным оценкам, к концу 2022 г. объем параллельного импорта превысит 20 млрд долл. США (Рисунок 5).
25
20
20
15
10
5
О
середина июня конец июля середина декабрь 2022 г.
2022 г. 2022 г. августа 2022 г. [прогноз)
Рисунок 5. Динамика объема параллельного импорта в Российской Федерации,
млрд долл. США20
Механизм параллельного импорта продолжит действовать в течение 2023 г. Дальнейшая его судьба будет зависеть от ситуации с импортом в 2023 г. По мере того, как иностранные компании возвращаются на российский рынок или ищут иные способы ведения бизнеса в стране, включая передачу активов отечественным инвесторам, необходимость в параллельном импорте и ввозе товара на территорию РФ не через дистрибьютора, а с помощью альтернативных способов перестает существовать.
17 Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» // Альта Софт [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22a01532/ (дата обращения: 10.11.2022).
18 Там же.
19 Воблая И.Н. Параллельный импорт как инструмент управления экономическими санкциями // Альта Софт [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/extemal news/92761/
20 Составлено авторами по: Мантуров: объем параллельного импорта к концу года достигнет не менее $20 млрд // Ведомости [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2022/09/19/941424-manturov-obem-parallelnogo-importa-20-mlrd (дата обращения: 13.10.2022).
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что введение западных санкций в отношении внешней торговли, в частности импорта, негативно сказалось на экономике Российской Федерации. Ответные меры, предпринятые Правительством, Минпромторгом и ФТС, частично нивелировали отрицательный эффект от эмбарго, введенного недружественными странами. Эксперты констатируют восстановление импорта всех категорий товаров за счет наращивания торгового сотрудничества со странами Восточной Азии и отлаживания новых логистических цепочек. Однако промышленно-инвестиционный импорт пребывает в затруднительном положении с прогнозируемым спадом в районе 20%21 и неясными перспективами.
Защитные меры, предпринятые в отношении послабления и обнуления таможенных пошлин и легализации параллельного импорта, способствуют притоку необходимых товаров в Россию. Международный режим исчерпания прав действует в отношении санкционных товаров согласно конечному перечню, разработанному Минпромторгом. Перечень претерпевает изменения по мере того, как иностранные компании возвращаются в Россию или передают свои активы национальным инвесторам. Согласно прогнозам, параллельный импорт на территории России достигнет объема в 20 млрд долл. США к концу 2022 г. и продолжит действовать в 2023 г.
Дальнейшиепрогнозыотносительноспособностироссийскойэкономикиквосстановлению, в частности в сфере внешней торговли, зависят от дальнейших намерений западных стран в вопросе усиления санкционного давления и готовности российских властей к применению различных стабилизирующих мер для противостояния введенным санкциям. По текущим оценкам, российской экономике удается противостоять введенным санкциям в отношении импорта в Россию, за исключением промышленно-инвестиционного импорта [Tolkachev, Teplyakov 2022].
Список литературы:
Добродомова Т.Н., Задорожная Е.А., Ширяева Н.О. Статистика таможенных платежей // Научное обозрение. Экономические науки. 2022. № 2. С. 21-26. DOI: 10.17513/sres.1099
Дроботова А.Г. Параллельный импорт в России и способы защиты от него // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 43. С. 466-474.
Гулиев Ш.А. Правовая оценка ограничительных мер ЕС в отношении России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №8. С.66-68. DOI: 10.23672/i5162-7264-2157-j
Гурова И.П. Импортозамещение в странах Евразийского экономического союза // Россия: тенденции и перспективы развития. 2016. Вып. 11. Ч. 3. С. 242-247.
Квиртия М.С. Оценка динамики поступлений сумм таможенных платежей под влиянием пандемии // Молодой ученый. 2022. № 16(411). С. 347-348.
Кузнецова Г.В. Трансграничные переводы мигрантов и возможности мобильного банкинга // Сберегательное дело за рубежом. 2020. № 2. С. 36-39. DOI: 10.36992/75692 2020 2 36
Ларионова И.В. Триггеры и барьеры на пути обеспечения финансовой стабильности // Банковские услуги. 2020. № 2. С. 20-27. DOI: 10.36992/2075-1915 2020 2 20
Латтеган К.О. Преимущества и недостатки параллельного импорта в России // Вектор экономики. 2022. №6(72). URL: http://www.vectoreconomy.rU/images/publications/2022/6/worldeconomy/ Lattegan.pdf
21 Изменения в экспорте и импорте РФ в 2022 году: влияние санкций на международную торговлю // Delovoy Profil [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/izmeneniya-v-eksporte-i-importe-rf-v-2022-godu-vliyanie-sanktsiy-na-mezhdunarodnuyu-torgovlyu/ (дата обращения: 13.10.2022).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2023 72
Понамаренко А.А. Параллельный импорт и обход патентообладателей как ответная мера России на санкции недружественных стран // Научный аспект. 2022. Т. 1. № 3. С. 11-19.
Сонич А.А. Потенциальные последствия легализации параллельного импорта в России в 2022 году // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12. № 3А. С. 98-104.
Kalygina V.V. International Technology Transfer as an Effective Tool of Export-Oriented Import Substitution in Russia // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: экономика. 2022. Т. 30. № 2. С. 231-241. DOI: 10.22363/2313-2329-2022-30-2-231-241
Tolkachev S., Teplyakov A. Import Substitution in Russia: The Need for a System-Strategic Approach // Russian Social Science Review. 2022. Vol. 63. Is. 1-3. P. 15-40. DOI: 10.1080/10611428.2022.2111162
Nguyen T.T., Do M.H. Impact of Economic Sanctions and Counter-Sanctions on the Russian Federation's Trade // Economic Analysis and Policy. 2021. Vol. 71. P. 267-278. DOI: 10.1016/j.eap.2021.05.004
References:
DobrodomovaT.N., ZadorozhnayaE.A., ShiryaevaN.O. (2022) Statistics of Customs Payments. Nauchnoye obozreniye. Ekonomicheskiye nauki. No 2. P. 21-26. DOI: 10.17513/sres.1099
Drobotova A.G. (2021) Parallel'nyy import v Rossii i sposoby zashchity ot nego [Parallel import in Russia and protection measures against it]. Innovacii. Nauka. Obrazovanie. No. 43. P. 466-474.
Guliev SH.A. (2022) Legal Assessment of EU Restrictive Measures against Russia. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki. No. 8. P. 66-68. DOI: 10.23672/i5162-7264-2157-j
GurovaI.P. (2016) Importozameshcheniye v stranakh Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Import substitution in the countries of the Eurasian Economic Union]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. Is. 11. Part 3. P. 242-247.
Kalygina V.V. (2022) International Technology Transfer as an Effective Tool of Export-Oriented Import Substitution in Russia. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: ekonomika. Vol. 30. No. 2. P. 231-241. DOI: 10.22363/2313-2329-2022-30-2-231-241
Kuznetsova G.V. (2020) Transgranichnyye perevody migrantov i vozmozhnosti mobil'nogo bankinga [Transboarder migrants' transactions and mobile banking features]. Sberegatel'noye delo za rubezhom. No. 2. P. 36-39. DOI: 10.36992/75692 2020 2 36
Kvirtiya M.S. (2022) Otsenka dinamiki postupleniy summ tamozhennykh platezhey pod vliyaniyem pandemii [Assessment of the dynamics of the customs payments receipt under the pandemic influence]. Molodoy uchenyy. No. 16(411). P. 347-348.
Larionova I.V. (2020) Triggers and Barriers to Financial Stability. Bankovskiye uslugi. No. 2. P. 20-27. DOI: 10.36992/2075-1915 2020 2 20
Lattegan K.O. (2022) Advantages and Disadvantages of Parallel Import in Russia. Vektorekonomiki. No. 6(72). Available: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2022/6/worldeconomy/Lattegan.pdf
Nguyen T.T., Do M.H. (2021) Impact of Economic Sanctions and Counter-Sanctions on the Russian Federation's Trade. Economic Analysis and Policy. No. 71 P. 267-278. DOI: 10.1016/j.eap.2021.05.004
Ponamarenko A.A. (2022) Parallel'nyy import i obkhod patentoobladateley kak otvetnaya mera Rossii na sanktsii nedruzhestvennykh stran [Parallel import and circumvention of patent holders as the Russian response to the sanctions of unfriendly countries]. Nauchnyy aspekt. Vol. 1. No. 3. P. 11-19.
Sonich A.A. (2022) Potential Consequences of the Legalization of Parallel Imports in Russia in 2022. Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. Vol. 12. No. 3A. P. 98-104.
Tolkachev S., Teplyakov A. (2022) Import Substitution in Russia: The Need for a System-Strategic Approach. Russian Social Science Review. Vol. 63. Is. 1-3. P. 15-40. DOI: 10.1080/10611428.2022.2111162
Дата поступления/Received: 04.11.2022
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2023