ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК: 339.9 КАНТАРОВИЧ АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА
к.э.н., доцент кафедры таможенного дела, доцент Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия,
e-mail: [email protected]
D0l:10.26726/1812-7096-2022-3-5-13 ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. В статье показано влияние на внешнеэкономическую деятельность санкци-онной политики, изучены понятия «санкции», «внешнеэкономическая деятельность». Проведен анализ основных мер, реализуемых государством в условиях санкционной политики в 2014 г. Изучен опыт сохранения безопасности экономики в условиях санкционной политики Ирана и Советского Союза. Выявлены общие шаги, проведен анализ преимуществ и недостатков используемых мер. Проведен анализ основных инструментов борьбы с санкциями в целях сохранения экономической безопасности. Исследована политика импортозамещения в России, проведен анализ изменения структуры импорта и экспорта, а также изучена динамика внутреннего производства санкционных товаров. Исследована результативность применения антисанкционных мер в России. Разработаны рекомендации дальнейшего регулирования внешнеэкономической деятельности и внутренней экономики в рамках обеспечения безопасности экономики страны в условиях санкций.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, торговый баланс, экспорт, импорт, санкции, государственное регулирование.
KANTOROVICHALLA ALEKSANDROVNA
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Customs Affairs, Associate Professor St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia,
e-mail: [email protected]
FEATURES OF RUSSIA'S FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE CONTEXT OF SANCTIONS POLICY
Abstract. The article shows the impact of sanctions policy on foreign economic activity, the concepts of "sanctions" and "foreign economic activity" are studied. The analysis of the main measures implemented by the state in the context of sanctions policy in 2014 is carried out. The experience of preserving the security of the economy in the conditions of the sanctions policy of Iran and the Soviet Union is studied. Common steps are identified, the advantages and disadvantages of the measures used are analyzed. The analysis of the main tools for combating sanctions in order to preserve economic security is carried out. The policy of import substitution in Russia is investigated, the analysis of changes in the structure of imports and exports is carried out, and the dynamics of domestic production of sanctioned goods is studied. The effectiveness of the use of anti-sanctions measures in Russia is investigated. Recommendations have been developed for further regulation of foreign economic activity and domestic economy within the framework of ensuring the security of the country's economy under sanctions.
Keywords: foreign economic activity, trade balance, export, import, sanctions, state regulation.
Введение. Динамика экономической сферы функционирования России в настоящий момент тесно связана с политической сферой. Кризисные явления в экономике набирают оборот благодаря обострению политического конфликта России с США и ЕС на фоне украинских событий. Основным инструментом политического воздействия оппонентов России является санкционная политика, которую можно назвать обоюдоострым мечом, т. е. она приносит неудобства не только России, но и наносит экономический урон странам, применившим санкции. В этой ситуации особенно актуальным и важным становится вопрос сохранения экономической безопасности страны и поиск подходящего сценария внешнеэкономической деятельности, позволяющего сократить потери и приспособиться к новым реалиям экономики предприятиям России.
Санкции и их влияние на внешнеэкономическую деятельность государства.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.1999 №183-Ф3 об экспортном контроле внешнеэкономическая деятельность представляет собой внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [1].
Санкции - это элемент правовой нормы, предусматривающий коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые к государству [2].
Экономические санкции - это ограничительные меры, применяемые одной страной (группой стран) к другой, для того чтобы принудить ее правительство выполнять определённые условия или изменить политический курс [3].
Экономические санкции применяются с целью разрешения политических противоречий между странами. Они не являются альтернативой военных действий, однако призваны обозначить позицию страны - инициатора санкций.
Внешнеэкономическая деятельность - важнейшая составлявшая экономической безопасности страны. Основополагающими факторами развития внешнеэкономической деятельности являются:
- неравномерность развития экономики между странами, ее специализации и структуры доли отраслей;
- развитие человеческих, природных и финансовых ресурсах, которые используются в процессе производства продукции, экспортируемой на международные рынки товаров и услуг;
- характер политических отношений между странами;
- различный уровень научно-технического прогресса;
- особенности географического положения стран и их климатических условий.
Анализ внешнеэкономической деятельности России в 2013-2021 гг.
После введения санкций 2014-15 гг. российская экономика смогла адаптироваться к новым условиям ведения внешнеэкономической деятельности. После резкого сокращения экспорта и импорта в 2014 г. можно было наблюдать постепенное восстановление показателей сальдо внешнеторгового баланса. Это произошло за счет отмены некоторых санкций в последние годы, за счет смены торговых партнеров и переориентации российских экспортеров на азиатские страны или другие дружественные государства. Динамика экспорта и импорта за 2013-2021 гг. показана на рис. 1.
Очевиден резкий рост экспорта в 2021 г. по сравнению с предыдущим. В 2020 г. произошел пандемийный кризис, была приостановлена деятельность многих промышленных предприятий, резко сократился спрос на топливные ресурсы, которые составляют основу бюджета страны на сегодняшний день. В связи с сокращением спроса на углеводороды произошло снижение цен на нефть и газ на мировом рынке. Уровень цен был соизмерим с уровнем 1996-98 гг. В 2021 г. во всем мире предприятия включились в работу, динамика роста выработки во всех сферах была очень высокая, поэтому возобновился и возрос спрос на энергоресурсы, экспортером которых является Россия. На фоне общей мировой инфляции цены на энергоносители сильно возросли, что и объясняет резкий скачок экспорта РФ в 2021 г. в стоимостном выражении.
Наибольшую долю в структуре экспорта в 2021 г. составляют продукты ТЭК и металлы по данным Росстат (рис. 2). Однако следует отметить незначительное снижение доли этих про-
Рис. 1. Динамика показателей внешней торговли в 2013-2021 гг. (в % к январю 2013 г.) [4]
Рис. 2. Структура экспорта РФ в 2021 г. [5]
Основные инструменты сохранения безопасности экономической системы в условиях санкций и анализ их применения в России
Для того чтобы противостоять экономическим санкциям и сохранить экономическую безопасность страны, необходимо применить некоторые инструменты как основные аспекты внешнеэкономической деятельности страны. Первым методом противодействия является «черный рыцарь», поиск страны-партнера, которая будет покупать товар, запрещенный к ввозу на территорию страны - инициатора санкций. В этом смысле показателен пример противостояния Ирана и США. С 1979 г. США оказывало практически непрерывное давление на Иран, которое заключалось не только в замораживании иранских активов в США, но в отказе потребления иранской нефти - основного источника формирования государственного бюдже-
та Ирана. Но Иран сумел сократить давление США, подыскав других потребителей собственной нефти. Очевидно, что страны, принимающие подобные антикризисные предложения, ищут выгоду в заключении соглашений подобного рода. Она заключается в меньшей цене на поставки товара, сокращении издержек по транспортировке или других уступках.
После событий на Украине в 2014 г. многими странами были введены санкции против России. Был приостановлен экспорт и импорт товаров сельского хозяйства из ЕС и США, были введены ограничительные меры против 151 физического лица и России. В ответ президентом России были предприняты контрсанкции и объявлено эмбарго на ввоз на территорию РФ мясных, молочных, рыбных продуктов, фруктов, овощей и орехов из стран ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии. По оценкам разных экспертов экспорт товаров из ЕС в Россию упал с 21 до 14,5%.
Курс на импортозамещение становится единственно возможным вариантом развития событий для России. Постепенно структура внешнеторгового баланса нормализуется за счет достижение Россией договоренностей с другими странами. Так, например, значительно увеличился экспорт топливных ресурсов, нефти и нефтепродуктов в Данию (на 228%), в Канаду возрос экспорт черных металлов (на 148%) [6]. Многие страны согласились заменить запрещенную к экспорту продукцию своими товарами. Бразилия, Аргентина, Беларусь, Казахстан начали поставлять в Россию мясо, Египет, Турция, Китай - овощи и фрукты.
Таким образом, использование этого шага вполне оправдано и уже принесло свои плоды в период первой волны санкций против России.
Ведущими поставщиками импорта в 2021 г. выступили:
1. Китай (доля по стоимости - 24,77%, доля по массе - 9,56%);
2. Германия (доля по стоимости - 9,32%, доля по массе - 2,62%);
3. США (доля по стоимости - 5,84%, доля по массе - 0,54%).
Следует отметить, что с введением санкций у России сохраняется крупнейший импортер товаров в лице Китая. Компании ЕС и США заявили, что они приостановили свою деятельность в России на время. Значит, помимо поиска новых деловых партнеров следует ожидать возвращения прежних.
Второй метод противодействия санкциям - разобщение санкционных коалиций. Во времена «холодной войны» санкционные действия со стороны США означали поддержку Советского Союза и наоборот . Если одна из стран коалиции теряет политический интерес к поддерживанию санкций, то остальные часто следуют ее примеру. В любом случае для страны, в отношении которой предприняты такие меры, отказ от санкций даже одного участника оппозиции означает улучшение во внешнеэкономических отношениях.
Третий метод борьбы против санкций - импортозамещение, мобилизация собственных ре-
Рис. 3. Падение импорта за 2013-2020 гг. в стоимостном и объемном выражении
сурсов. К этому методу могут прибегнуть только экономически устойчивые и крупные участники политических отношений. Часто такой путь означает отставание в экономическом развитии, но при этом сохранение политической независимости и отстаивание политических взглядов.
Россия реализует политику импортозамещения с 2014 г. и уже достигла достаточных успехов в этой области.
За последние годы объем импорта санкционной продукции сократился в стоимостном выражении на 41%, до 13,4 млрд долл. и на четверть в объемном - до 10,1 млн тонн (рис. 3) [3].
В основном рост производства, а также сохранение и улучшение сальдо торгового баланса происходит благодаря импортозамещению. Этот термин многие авторы определяют как экономическую категорию, экономический процесс и государственную политику.
Импортозамещение как экономическая категория - это система экономических отношений, направленная на рост собственного производства товаров и отказ от импорта с целью стимулирования экономического роста страны и сохранения ее экономической безопасности.
Импортозамещение как экономический процесс - это закономерный процесс роста потребления отечественных продуктов и отказ от импорта таких же категорий товаров на основе роста конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортными.
Импортозамещение как государственная политика - это система мер, направленная на стимулирование внутреннего производства и сокращение импорта за счет использования протекционистских мер [7].
Программа импортозамещения в настоящее время базируется в большей степени на стиму-
Мм
шш
nti ни 2«» mt пит ш *пм»1» mt »*ик ick>
••ittyr'tn "I—"— ИМПОРТ.tu» ю* щ»| чятздтм, Mi/f -^^Дишми*» импорт!, *f/lf
Нсточних: ФТС. Люши, Оаичыс мжЛшрл)яоИ яорлжш ООН htipt •lomtrade unorf. опенка HP А Рис. 4. Динамика производства и импорта санкционной продукции в РФ, млн тонн [9]
Для оценки программы импортозамещения необходимо более детально рассмотреть структуру внутреннего производства, экспорта и импорта товаров.
Обеспеченность собственными продуктами РФ в аграрном секторе показана в табл. 1.
Таблица 1
Наименование продукции Год
2015 2016 2017 2018 2019 2020
Зерно 93,3 160,0 170,0 147,2 155,6 165,6
Мясо 72,2 90,6 93,5 95,7 97,4 100,1
Молоко 80,4 80,7 82,3 83,9 83,9 84,0
Яйца 98,3 97,1 97,9 97,7 97,1 97,4
Картофель 73,4 93,2 91,1 95,3 95,1 89,2
Овощи и продовольственные бахчевые культуры 73,4 93,2 91,1 95,3 95,1 89,2
Масло растительное 98,3 142,6 153,5 157,4 179,1 200,0
*Источник [10].
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что производство зерна возросло на 77,5% по сравнению с 2010 г., производство мяса - на 38,6%, в то время как производство молока, яиц практически не изменилось. Также очевиден рост производства картофеля, овощей, подсолнечного масла, что позволяет сделать вывод о том, что в целом в аграрном секторе произошел рост производства сельскохозяйственной продукции, но по отдельным категориям такого роста не наблюдается. Справедливости ради следует заметить, что основные категории сельскохозяйственной продукции: мясо, овощи, зерно, картофель достаточно обеспечены отечественными производителями, а значит, не стоит бояться голода и резкого повышения цен на эти товары в сегодняшней ситуации.
Что касается углеводородов и других топливно-энергетических ресурсов, то, по данным Росстата, рост производства угля составил в 2021 г. 108% по сравнению с 2020 г., рост добычи нефти составил 102%, газа - 110%. Эти продукты являются основными экспортными продуктами России и средства от их продажи составляют основную часть бюджета страны. В 2020 г. пандемийный кризис повлиял на снижение активности промышленных предприятий, что привело к сокращению спроса на топливно-энергетические ресурсы. В результате сокращения спроса произошло падение цен на нефть и газ. Однако восстановление активности предприятий во всем мире спровоцировало резкий взлет спроса и цен на эту категорию товаров. По данным статистики, цены на нефть и газ в 2022 г. достигли исторических максимумов.
Основной проблемой для России после введения санкций в 2014 г. стала ее зависимость от высокотехнологичных, фармацевтических товаров и продуктов машиностроения. Курс им-портозамещения в основном имел целью увеличить выпуск высокотехнологичных товаров и преодолеть разрыв между Европой и Россией в производстве инновационных продуктов.
1«)
Рис. 5. Динамика экспорта машинно-технической продукции из РФ
В табл. 2 представлены индексы высокотехнологичных производств за последние несколько лет в России.
Таблица 2
Месяц 2020 2021 2022
Январь 112,3 136,9 114,6
Февраль 122,6 110,1
Март 96,3 141,2
Апрель 89,8 134,3
Декабрь 143,6 100,4
* Составлено автором по данным Росстата.
Индекс производства возрастает в целом на 11,6% по всем месяцам в среднем. В 2022 г. есть тенденция к снижению индекса из-за возникновения тяжелой внешнеполитической обстановки, что повлияло на снижение активности на рынке РФ по всем отраслям.
В табл. 3 более подробно представлены сведения о производстве высокотехнологичной продукции.
Таблица 3
Основные показатели, характеризующие инновационное
Наименование показателя 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2017 2018 2019
Удельный вес инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров, % 4,8 6,3 8,0 9,2 8,7 8,4 7,2 6,5 5,3
Доля затрат на технологические инновации, в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг), % 1,6 2,2 2,5 2,9 2,9 2,6 2,4 2,1 2,1
Удельный вес организаций, осуществляющих (в общем числе организаций), %: - организацион-ные инновации; - маркетинговые; - экологические инновации ^Источник [11 ]. 3,2 2,2 4,7 3,3 2,3 5,7 3,0 1,9 2,7 2,9 1,9 1,5 2,8 1,7 1,6 2.7 1.8 1,6 2.3 1.4 1,1 2,1 1,3 0,6
Данные в таблице показывают постепенное снижение удельного веса инновационных товаров и доли затрат на инновационные разработки. Все меньше и меньше предприятий готовы тратить свои ресурсы на организационные и маркетинговые инновации. Связано это, прежде всего, с кризисными явлениями в экономике. После 2014 г. все силы и государственное влияние были направлены на программу импортозамещения, после возникновения кризиса СОУГО -2019 предприятия старались восстановить нормальную деятельность. Снижение инновационной активности предприятий связано с переходом на ограничительную защитную стратегию деятельности, направленную на снижение рисков для организации в большей степени, чем на рост производства.
Несмотря на активно проводимую уже восемь лет политику импортозамещения, а также на рост темпов внутреннего производства различных категорий продуктов питания, полного им-
Рис. 6. Индекс глобальной конкурентоспособности [11]
портозамещения в России не произошло. Объем ввоза санкционной продукции за период 2013 -2020 гг. сократился на четверть в реальном и на 40% в стоимостном выражении. При этом объем российского производства данных категорий продуктов вырос на 12,3%. Это говорит о том, что темпы импортозамещения не соответствуют темпам снижения внешнеторгового оборота.
Стратегия импортозамещения как экономического процесса во многом базируется на конкурентоспособности отечественных товаров в сравнении с зарубежными. Индекс глобальной конкурентоспособности России показан на рис. 6.
Высокую оценку Россия получила по показателям соответствия трудового законодательства и системы социальной защиты условиям информационной экономики и требованиям рынка труда. Чуть более скромные результаты Россия показала по таким показателям, как стимулирование бизнеса к повышению вовлеченности различных групп и слоев населения в процесс создания новых товаров, инвестиции в исследования и инновации достижений научно-технического прогресса; прогрессивность налогообложения. По 3 из 9 доступных показателей Россия показала минимальные значения в разрезе стран, что свидетельствует о недостаточной степени конкурентоспособности в соответствующих сферах.
Вторая и третья волна санкций против России содержит еще более экстремальные меры, оказывающие давление на экономику России. С 8 марта 2022 г. запрещен импорт нефти и газа из России в США, многими странами ЕС закрыто воздушное пространство для российских самолетов, российские спортсмены исключены из соревнований, отключены от SWIFT семь крупнейших российских банков. Опыт показывает, что Россия уже приспособилась к работе в ограничительных условиях и разработала вполне эффективную стратегию обеспечения экономической безопасности экономики в условиях санкций.
Заключение. Обобщая опыт других стран и советский опыт поддержания безопасности экономической системы и обеспечения ее функционирования в условиях санкций, можно выделить основные тенденции развития экономики в подобных условиях.
Основные тенденции и направления развития экономики в условиях санкционной политики:
1. Продолжение развития программы импортозамещения. Более пристальное внимание следует уделить отраслям, в которых Россия имеет недостаточную конкурентоспособность: развитие высокотехнологичных производств, машиностроения, инновационных товаров.
2. Поиск «черных рыцарей» - партнёров по внешнеэкономической деятельности, готовых выстраивать долговременные отношения.
3. Стимулирование развития внутреннего производства во всех сферах экономической деятельности России. Расцвет внутреннего производства влечет за собой рост конкурентоспособности товаров отечественного производства, привыкание к новым брендам, рост популярно-
Литература
1. Коварда, В. В., Тимофеев, Г. П., Тимофеева, О. Г. Исследование основных результатов функционирования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России в условиях масштабной цифровизации экономических процессов // Вестник Евразийской науки. 2021. № 1. - URL : https://esj.today/PDF/41ECVN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
2. Дробот, Е. В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 16. С. 1879-1902. doi:10.18334/гр. 17.16.36478.
3. Помесячная динамика экспорта и импорта товаров (январь 2013-май 2021). - Москва, 2021. № 146 [Электронный ресурс]. - URL : 4 (hse.ru) (дата обращения: 4.03.2022).
4. Ру-стат -Итоги внешней торговли России. Аналитика за 2021 г. [Электронный ресурс]. - URL : Итоги внешней торговли России. Аналитика за 2021 г. (ru-stat.com) (дата обращения: 13.03.2022).
5. Национальное рейтинговое агентство Импортозамещение или перемещение? // Аналитический обзор, декабрь 2020 [Электронный ресурс]. - URL : ReviewImport substitutionNRADec. 2020_0.pdf (ra-national.ru) (дата обращения: 13.03.2022).
6. Шишкин, А. В., Латышев, А. В. Внешняя торговля России в 2014 году : взгляд из-под санкций //Международная торговля и торговая политика. 2015. № 2. С. 44-54.
7. Андреева, Н. В., Громова, А. С. и др. Экономическая безопасность российской экономики в условиях реализации политики импортозамещения // Экономика региона. 2015. № 4. С. 69-83.
8. Влияние санкций на внешнеэкономические связи России с западными странами [Электронный ресурс]. - URL : Влияние санкций на внешнеэкономические связи России с западными странами (spravochnick.ru) (дата обращения: 27.02.2022).
9. Зинченко, А. П., Киселев, С. В., Клевакина, М. П. Обычайко, Е. Э., Павлюченко, А. H., Петриков, А. В., Усачев, А. H., Харина, О. В., Шашлова, H. В. Сельское хозяйство в России. 2021: стат. сб. /Росстат. -M., 2021. С. 29.
10. Воловик, H. П., Изряднова, О. И. Структура экономического роста. Внешний спрос в первом квартале 2021 // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. M 7. С. 5-9.
11. Министерство экономического развития РФ. Итоги внешнеэкономической деятельности РФ в
2020 и в первом полугодии 2021 г. [Электронный ресурс]. -URL : Презентация PowerPoint (economy.gov.ru) (дата обращения: 13.03.2022).
References:
1.Kovarda, V. V., Timofeev, G. P., Timofeeva, O. G. Issledovanie osnovnyh rezul'tatov funkcionirovaniya siste-my gosudarstvennogo regulirovaniya vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti Rossii v usloviyah masshtabnoj cifrovizacii ekonomicheskih processov // Vestnik Evrazijskoj nauki. 2021. M 1. - URL : https://esj.today/ PDF/41ECVN121.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s ekrana.
2. Drobot, E. V. Osobennosti vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti Rossijskoj Federacii v usloviyah sankcion-nojpolitiki //Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2016. T. 17. M 16. S. 1879-1902. doi:10.18334/gr. 17.16.36478.
3. Pomesyachnaya dinamika eksporta i importa tovarov (yanvar' 2013-maj 2021). - Moskva, 2021. M 146 [Elektronnyj resurs]. - URL : 4 (hse.ru) (data obrashcheniya: 4.03.2022).
4. Ru-stat -Itogi vneshnej torgovli Rossii. Analitika za 2021 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : Itogi vneshnej torgovli Rossii. Analitika za 2021 g. (ru-stat.com) (data obrashcheniya: 13.03.2022).
5. Nacional'noe rejtingovoe agentstvo Importozameshchenie ili peremeshchenie? //Analiticheskij obzor, deka-br' 2020 [Elektronnyj resurs]. - URL : Review import substitutionNRADec. 2020_0.pdf (ra-national.ru) (data obrashcheniya: 13.03.2022).
6. SHishkin, A. V., Latyshev, A. V. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2014 godu : vzglyad iz-pod sankcij // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2015. M 2. S. 44-54.
7. Andreeva, N. V., Gromova, A. S. i dr. Ekonomicheskaya bezopasnost' rossijskoj ekonomiki v usloviyah real-izacii politiki importozameshcheniya //Ekonomika regiona. 2015. M 4. S. 69-83.
8. Vliyanie sankcij na vneshneekonomicheskie svyazi Rossii s zapadnymi stranami [Elektronnyj resurs]. -URL : Vliyanie sankcij na vneshneekonomicheskie svyazi Rossii s zapadnymi stranami (spravochnick.ru) (data obrashcheniya: 27.02.2022).
9. Zinchenko, A. P., Kiselev, S. V., Klevakina, M. P. Obychajko, E. E., Pavlyuchenko, A. N., Petrikov, A. V., Usachev, A. N., Harina, O. V., SHashlova, N. V. Sel'skoe hozyajstvo v Rossii. 2021: stat. sb. /Rosstat. - M., 2021. S. 29.
10. Volovik, N. P., Izryadnova, O. I. Struktura ekonomicheskogo rosta. Vneshnij spros v pervom kvartale
2021 //Ekonomicheskoe razvitie Rossii. 2021. T. 28. M 7. S. 5-9.
11. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF. Itogi vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti RF v 2020 i v pervom polugodii 2021 g. [Elektronnyj resurs]. -URL : Prezentaciya PowerPoint (economy.gov.ru) (data obrashcheniya: 13.03.2022).