Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
правовое образование / социализация личности / гражданское общество / социально-правовая система / десоциализация / деадаптация / правовой нигилизм / правовой цинизм / права и свободы / legal education / socialization of an individual / civil society / social and legal system / desocialization / deadaptation / legal nihilism / legal cynicism / rights and freedoms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камбур Н.А.

Обосновывается необходимость правового образования как механизма социализации личности с целью формирования её конструктивной заинтересованности в политико-правовой сфере государства, непосредственного или опосредованного участия в социально-политических процессах, воспитании уважения к правилам, норм общественной жизни и их выполнение. Аргументируется важность правового образования в обеспечении подготовки личности к жизни в социуме, необходимости представлять свою гражданскую позицию, знания и компетентность в политической, правовой и экономической сферах как личность и гражданин. Показано, что в соотношении между правами и обязанностями наблюдается абсолютизация осознания прав и игнорирование или частичное игнорирование. В условном выполнении своих обязанностей, проявляется тенденция к деградации функционирования правовых отношений и формируется соответствующая модель правового сознания, адаптирующая личность к таким условиям, когда утверждается неприятие правовых норм как императивов; ощущение безнаказанности; искаженное понимание свободы, как возможность не соблюдать нормы и правила общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION AS A BASIS OF SOCIALIZATION OF A PERSON

The need of legal education as a mechanism of the socialization of an individual is substantiated with the aim of forming its constructive interest in the political and legal sphere of the state, direct or indirect participation in socio-political processes, education of respect for the rules, norms of public life and their implementation. The importance of legal education in ensuring of the person's training for life in society, the need to represent his civic position, knowledge and competence in the political, legal and economic spheres as a person and a citizen is argued. It is shown that in the correlation between rights and obligations, there is an absolute recognition of rights and ignoring or partially ignoring. In the conditional fulfillment of their duties, there is a tendency to degradation of the functioning of legal relations and an appropriate model of legal consciousness is formed, adapting a person to such conditions when the rejection of legal norms as imperatives is asserted; sense of impunity; distorted understanding of freedom, as an opportunity not to comply with the norms and rules of public life.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

Камбур Н.А.

Соискатель кафедры гуманитарных наук Харьковской государственной академии физической культуры

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ LEGAL EDUCATION AS A BASIS OF SOCIALIZATION OF A PERSON

Kambur N.A.

Applicant of the Humanities Department of the Kharkov State Academy of Physical Culture

АННОТАЦИЯ

Обосновывается необходимость правового образования как механизма социализации личности с целью формирования её конструктивной заинтересованности в политико-правовой сфере государства, непосредственного или опосредованного участия в социально-политических процессах, воспитании уважения к правилам, норм общественной жизни и их выполнение. Аргументируется важность правового образования в обеспечении подготовки личности к жизни в социуме, необходимости представлять свою гражданскую позицию, знания и компетентность в политической, правовой и экономической сферах как личность и гражданин. Показано, что в соотношении между правами и обязанностями наблюдается абсолютизация осознания прав и игнорирование или частичное игнорирование. В условном выполнении своих обязанностей, проявляется тенденция к деградации функционирования правовых отношений и формируется соответствующая модель правового сознания, адаптирующая личность к таким условиям, когда утверждается неприятие правовых норм как императивов; ощущение безнаказанности; искаженное понимание свободы, как возможность не соблюдать нормы и правила общественной жизни.

ABSTRACT

The need of legal education as a mechanism of the socialization of an individual is substantiated with the aim of forming its constructive interest in the political and legal sphere of the state, direct or indirect participation in socio-political processes, education of respect for the rules, norms of public life and their implementation. The importance of legal education in ensuring of the person's training for life in society, the need to represent his civic position, knowledge and competence in the political, legal and economic spheres as a person and a citizen is argued. It is shown that in the correlation between rights and obligations, there is an absolute recognition of rights and ignoring or partially ignoring. In the conditional fulfillment of their duties, there is a tendency to degradation of the functioning of legal relations and an appropriate model of legal consciousness is formed, adapting a person to such conditions when the rejection of legal norms as imperatives is asserted; sense of impunity; distorted understanding of freedom, as an opportunity not to comply with the norms and rules of public life.

Ключевые слова: правовое образование, социализация личности, гражданское общество, социально-правовая система, десоциализация, деадаптация, правовой нигилизм, правовой цинизм, права и свободы.

Keywords: legal education, socialization of an individual, civil society, social and legal system, desocializa-tion, deadaptation, legal nihilism, legal cynicism, rights and freedoms.

Правовое образование в современном информационном обществе является важным элементом формирования правового сознания и правовой культуры личности. Будучи составной частью института образования, оно играет ведущую роль в процессе правовой социализации личности, цель которой заключается в приобретении необходимого объема правовых знаний, мотивации, готовности к активным действиям, формирование навыков участия в общественной жизни в рамках норм и правил, установленных в обществе, а также жизненных ценностей и приоритетов.

Понятие «гражданское образование» заимствованное из опыта западных стран и обозначает комплекс учебной и воспитательной работы, основанной на сочетании положений и принципов правового и этического образования для предоставления знаний о праве, формирование правовой культуры личности. Гражданское образование интегрирует знания, ценности, умения, навыки

гражданина, которые являются принципиально важными для правовой социализации личности. Субъектами правового образования являются непосредственно учебные заведения различных типов, ориентирующихся преимущественно на молодежь. Правовое образование, с одной стороны, обеспечивает подготовку личности к жизни в демократических условиях, «учит демократии», с другой - обеспечивает функционирование и развитие системы образования на основе демократической организации всех её институтов; является определенным «ключом» для защиты, поддержки и развития демократических достижений в трансформирующихся обществах [3].

Личность адаптируется и усваивает правовые нормы, определенные социально-ролевые функции, включаясь в социально-правовое пространство. Нормативно-регулирующая функция правового образования способствует согласованию социальных интересов, обеспечивает устойчивое,

согласованное и динамическое функционирование социально-правовой системы. В условиях социально-экономической трансформации исследовательское внимание направляется на выявления взаимосвязи между правовой социализацией и адаптацией, определение и анализ факторов и механизмов взаимодействия определенных феноменов. Среди таких факторов важную роль играет социально -правовой и ряд противоречий и сложностей его проявлений в обществе. Особенности кризисного состояния общества, усиление опасности жизни, рост количества правонарушений и преступлений в обществе, в том числе и среди молодежи, побуждают к анализу причин и последствий правовой де-социализации и дезадаптации, опираясь и интегрируя методологию образовательно-правового сектора.

Осмысление взаимообусловленности правовых факторов в процессе социализации / десоциа-лизации и адаптации / дезадаптации личности целесообразно выстраивать через призму соотношения становления и развития правового государства и гражданского общества. Концепция гражданского общества разработана таким учеными как Дж. Александер, Э. Арато, Э. Геллнер, Дж. Кин, Ж. Кер-ман, Дж. Л. Коэн, Д. Коген, Ч. Тейлор, Г. Фассеер, И. Шапиро, Ф. Шмиттер и др. Следует отметить достаточно широкий спектр толкований гражданского общества, а также подходов, исследующих его взаимодействие с государством. Это обусловлено различными культурно-историческими традициями, которые определяют основы концептуальных подходов, раскрывающих природу и проблемы формирования взаимосвязанности государства и гражданского общества: индивидуально-личностный; корпоративно-групповой; индивидуально -групповой [4, с.70]. Индивидуально-личностный подход представленный в работах И. Берлина, Р. Дарендорфа и Й. Шумпетера. Согласно этому подходу гражданское общество никто и нигде не строит, оно развивается самостоятельно, а задача государства состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия. В рамках индивидуально -личностного подхода гражданское общество определено носителем интереса человека, частного интереса, источником содержания и ценности жизни личности, которое противостоит государству как олицетворению общего интереса. Гражданское общество является самодостаточной структурой способной к саморегулированию. Задачами гражданского общества является образование между личностью и государством ряда защитных структур, обеспечивающих индивидуальные права и свободы (рынок, частная собственность, конкуренция и др.). Свобода защищает личность от внешнего вмешательства государства и ограничивает влияния её институтов на сферу гражданского общества. В основе корпоративно-группового подхода, который представлен работами Э. Блэка, Д. Гэлбрейта, Ж. Донзело, К. Леша, заложена идея единства и взаимодействия государства и гражданского общества. Характер их взаимодействия отличает сложность,

ведь она связана с волей каждой из сторон, участвующей в совместной выработке государственных решений. Причем не всегда принятие и реализация государственных решений обуславливается внешним воздействием групп интересов или балансом сил. Слабость корпоративного подхода оппоненты связывают с недостаточной способностью государственных институтов способствовать демократизации и конструктивности гражданского общества. Последнее раскрывается в постепенном оформлении в институтах государства интересов более мощных групп, бюрократизации государственных органов, а также усиление вмешательства государства в сферу интересов гражданского общества. Отрицательным моментом этого подхода было признано и отсутствие реальной альтернативы по уменьшению влияния государства на различные сферы общественной жизни. В результате синтеза индивидуально-личностного и корпоративно-группового, сформировался индивидуально-групповой, представители которого А. Арато, Р. Вайнер, М. Волзер, А. Макинтай, А. Селигмен, И. Шапиро и другие. Его основное положение - единство личностных и государственных интересов, которые взаимообуславливают и уравновешивают друг друга. Внимание ученых направлено на чёткость определения влияния государства и гражданского общества, поиск механизмов достижения компромисса между интересами личности, группы и общим интересом государства. М. Волзер ориентируется на сочетание индивидуально-личностного варианта с либерально-демократической традицией развития общества, а И.Шапиро склоняется к интеграции корпоративно-группового и социал-демократического вариантов формирования отношений между гражданским обществом и государством. Методологически обоснованным, представляется подход согласно которому принципы демократии положены в основу функционирования государственных органов власти, а также наполняют содержание и определяют значимость гражданского общества, которое является обществом зрелых граждан с уже сформированной духовной, экономической, политической, правовой и информационной культурой, которое взаимодействует на основе правовых отношений с государством. В таком контексте сущность правового государства раскрывается через обеспечение ряда прав и свобод человека политических, экономических, социальных, гражданских, культурных, информационных, экологических и других. Таким образом, условиями становления и развития социально зрелой личности является правовое, социальное, демократическое государство [1]. Процессы трансформации общества, реальное воплощение задекларированных и конституционно-закрепленных целей правового развития требуют современного научно-теоретического осмысления, отказа от практики метода проб и ошибок, и соответствия имеющимся условиям и особенностям развития системы образования. Среди приоритетов должен быть глубокий и всесторонний анализ, построенный на научном про-

The scientific heritage No 11 (11),2017 гнозировании процессов и продуманность организации практического воплощения идей и реформ системы образования. Следует учитывать глобали-зационное, информационно-технологическое развитие социума, что безусловно сказывается на качестве жизни и мировоззрении личности. Кроме того, усиление актуальности социальной функции упорядочения общественных отношений требует четкого и понятного правового регулирования этих отношений. Современное правопонимание истины правовой действительности, требует юридических знаний, значимости юриспруденции, в целом правовой системы в обосновании путей и методов формирования развитого гражданского общества и правового государства. Нельзя отрицать влияние экономической сферы на характер общественных и политических процессов. В то же время, реальная действительность свидетельствует о весомости и других факторов - политических, социальных, культурных, духовных и морально-психологических. Научное осмысление процессов трансформации и прогнозировании тенденций правовой социализации личности требует сочетания политологии, правоведения, социальной философии и других наук, подчеркивает значимость междисциплинарного подхода и использования методологических основ в современных исследованиях по философии образования. На этих принципах, то есть осмыслении действия комплекса различных факторов, должна происходить и правовая реформа в стране, демократическая трансформация правовой системы и её составляющих, в частности системы права и законодательства. Политический, социально-экономический и политико-юридический аспекты системного кризиса указывают на глубокое противоречие между потребностью перехода к демократическим принципам организации жизни и невозможностью, и несоответствием действующего механизма правового регулирования обостряют необходимость проведения ряда реформ, среди которых неотложными является реформирование правовой сферы. В частности, механизм правового регулирования отношений должен соответствовать следующим принципам: 1)основываться на собственном социокультурном базисе; 2)заде-вать все многообразие общественных отношений;

3)выступать как цель и предпосылка трансформации других общественных сфер и способствовать функционированию общества как целостности;

4)признание человека как системообразующего элемента правовых общественных отношений; - показателем демократического преобразования механизма правового регулирования общественных отношений является человеческое измерение, степень обеспечения и защиты прав и свобод человека. Следует подчеркнуть, что игнорирование человеческого измерения и социально правовой, гражданской ценности человека, его прав и свобод часто приводит к принятию недостаточно взвешенных или непродуманных политических и правовых решений, что отрицательно сказывается и на юридической практике, решение которой влияют и опре-

деляют судьбу человека. Именно осмысление ценности человека является основой стратегии правового развития общества, определяющей тактику процесса создания правовой системы государства. Другим приоритетом современной системы права является соответствие потребностям и рискам экономической системы с имеющимися государственным и негосударственным сферами рыночных отношений. Следует отметить, что в современную эпоху имеют место переоценки и переосмысления содержания многих правовых ценностей, и одновременно их практическая реализация в конкретных системах. Контекст системного кризиса и переосмысления последствий предыдущей юридической теории и практики обостряет проблему нахождения и формирования новой ценностной шкалы. «Поиск и формирование новой системы духовных ценностей, ориентиров общественного сознания не менее, а возможно, и более сложное дело, чем перестройка экономико-хозяйственных и политико-властных механизмов» [2]. Ухудшение социальных и экономических условий жизни населения, деформация содержания правовых ценностей способствуют углублению поляризации населения, кризис и деструкции правовой системы общества, обостряя противоречивый характер взаимодействия различных её составляющих, в целом дестабилизируют правовой порядок в обществе. Это актуализирует использование плюралистического методологического принципа в осмыслении проблемы правового поля государства, понимании сущности этого принципа как единства в многообразии. Это позволяет рассматривать правовую систему, систему права, юридических институтов и правовых норм во взаимодействии, изучении и использовании её преимуществ и возможностей, касающихся в частности, таких явлений, как преемственность в праве, связь прошлого, настоящего и будущего в правовом развитии, конструктивно-критическое осмысление унаследованных и полученных новых знаний и опыта, а не механическое их отрицание или использования и т.д.» [2]. Современное состояние теоретического правового мышления позволяет сделать вывод о том, что «любая правовая теория, доктрина не способны четко описать свой объект исследования как интегративной целостность, как систему, как абсолютную истину, не используя при этом возможность дополнительных альтернативных методологических и теоретических подходов. В современных условиях усложнения и дифференциации образовательно-правовой сферы, наблюдается сложная взаимосвязь, взаимодополнения и переплетение явлений, безусловно наталкивает исследователей искать истину, опираясь на сочетание различных методов и подходов исследования.

Обратной стороной правовой социализации личности является правовой нигилизм, обозначающий негативное отношение человека к правовым нормам. Традиционно это явление воспринимается как деструктивное, социально вредное, принимающее разрушительные формы. В крайних своих проявлениях нигилизм связывается с анархизмом,

лево- и право-радикальными настроениями, максимализмом, политическим экстремизмом. Нигилизм с высоким уровнем интенсивности, категоричности и бескомпромиссности, связывается с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Активизация нигилистических настроений, как правило, сопровождаясь негативизмом, переоценкой, осуждением и отвержением всего старого. Правовой нигилизм часто проявляется в форме неприятия проводимых реформ, недовольством изменений; недовольством теми или иными политическими решениями; недоверие, даже враждебное отношение к государственным институтам и структурам власти, их лидерами; отрицанием «чужих» образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам. На процесс правовой социализации личности нигилизм негативно влияет, ослабляя духовные и нравственные основы общества, утверждая меркантилизм и культ потребления. Соответственно меняются критерии престижа личности, её социальной роли. Нигилизм в политико-правовой сфере имеет следующие проявления: негативное, пренебрежительное (иногда просто индифферентное) отношение к власти, политическим институтам и политической системе в целом; практика «двойных стандартов», коррупция; массовое пренебрежение юридическими предписаниями, когда граждане, должностные лица, государственные органы, политические партии, общественные организации стараются не соотносить свое поведение с требованиями правовых и политических норм, стремятся жить по «своим правилам»; принятия противоречивых решений, борьба за большую легитимность и влиятельность при принятии и реализации решений между ветвями власти; подмена законности политической, прагматичной целесообразностью (местного, регионального, партийного, личного значения); конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях, что в конечном итоге приводит к кризису власти; нарушения прав человека, в частности на жизнь, достоинство, жилище, имущество, безопасность; оппозиционная и популистская направленность сочетается с правовым, нравственным, научным, религиозным нигилизмом, что в комплексе создаёт большой деструктивный потенциал. Разочарование в демократических ценностях, в обещаниях политических лидеров и государственных деятелей вызывает возражения существующих порядков, усиливает беспомощность, ощущение собственной ненужности, отрицательные тенденции вызывают и углубляют десоциализацию личности в условиях трансформационных изменений. С другой стороны, нигилизм возникает и тогда, когда ценности не были осознаны, поэтому их отрицание или недооценка не вызывают больших трудностей (неэффективная адаптация личности). Нигилизм может сформировать цинизм, который

The scientific heritage No 11 (11),2017 по своей сути является протестом против всякой социальной несправедливости, безапелляционным нигилизмом относительно господствующих ценностей общества, в котором социально незащищенные или слабо защищенные слои населения испытывают давление. Цинизм может проявляться в прямом отрицании и критицизме, разоблачении скрытых аспектов социальной несправедливости. Выделяются несколько уровней цинизма: «этажный» цинизм - преимущественно сознательное, часто, безосновательное высмеивание общепринятых норм морали, хулиганство и тому подобное. Правовой цинизм - это бунт против рудиментов прошлого, которые, продолжая свое существование в условиях современности, подавляют личностные стремления, препятствуют нормальной жизни социально незащищенных людей. Предпосылкой возникновения цинизма как явления и как соответствующей философии жизни становится кризис, общий хозяйственный, моральный и культурный упадок, неверие и глубокое разочарование в ценностях. В современном обществе политико-правовая сфера часто воспринимается как «срежисированый спектакль», где и демократии и нормы права является лишь имитацией, что и формирует недоверие к власти, к праву, пренебрежительное отношение, разочарование, что и порождает политический и правовой цинизм. В этих условиях возрастает вес знания и соблюдение законов и правовых норм, политическое и правовое образование, а также формирования правовой культуры. Нормативно-правовым фундаментом становления и развития общественных отношений необходимо рассматривать в первую очередь конституционное закрепление правовых норм. Прогрессивное правовое развитие должно иметь системный характер и человеческое измерение актуальных проблем политической, юридической и социально-философской науки, а их решение предполагает приоритетное развитие таких её научных направлений, как: общая теория права, философия и социология права, где предметом исследования должны быть человек в праве и право для человека.

Список литературы

1. Онщенко H. М. Правова система: Проблеми теори i методологи [Текст] / Н. М. Онщенко. — К.: HAH Укра!ни. 1н-т держави i права iм. В.М. Корець-кого, 2002. — 352 с.

2. Селiванов В. Приватно-правовi засади ро-звитку впчизняно! юридично! науки [Текст] / В. Селiванов // Право Укра!ни. —2001. — № 2. — С. 26-32.

3. Щедрова Г. П. Громадянське суспшьство i демократична правова держава: проблеми взаемов-пливу [Текст] / Г. П. Щедрова. — К.: 1нститут си-стемних дослвджень освгга, 1994. — 51 с.

4. Rode K. Geschichte der europaischen Rechtsphilosophie / K. Rode. — Dusseldorf/Köln: Bachem, 2004. — 320 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.