Научная статья УДК 159.9
doi 10.46741/2686-9764.2023.64.4.009
Роль личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей в формировании дефектов правовой социализации
ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАРАНОВ
Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, niospba@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9758-8220
РОМАН НИКИТИЧ ВЕТРЕНКО
Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, romario-vet@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8191-4554
Реферат
Введение: в статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в период с октября 2021 г. по февраль 2022 г. с участием 167 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет, совершивших правонарушения и (или) преступления. Цель: выявление лежащих в основе формирования дефектов правовой социализации (правового негативизма, правового инфантилизма, правового нигилизма, сознательного преступного поведения) личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей для дальнейшего построения адаптированных (в зависимости от формы дефектности) психокоррекционных программ, направленных на недопущение повторного совершения преступлений. Методы: для решения поставленных задач подобран соответствующий методический инструментарий: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймон-да, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл (в адаптации Н. В. Водопьяновой, Е. А. Старченковой), опросник «Диагностика ценностных ориентаций подростков» В. Ф. Со-пова, Л. В. Карпушиной, методика «Отношения к праву» С. П. Безносова. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования проведена с использованием пакета программ MO Ехсе1 2010, пакета прикладных программ SPSS v. 22.0. Полученные результаты подвергнуты первичному, частотному, корреляционному анализам. Результаты: установлено, что под правовой социализацией личности понимается овладение личностью правомерными способами поведения, формирование чувства правовой и социальной ответственности, солидарности с нормами закона и права, обеспечиваемые переносом ценностей, охраняемых обществом и правом, в ценностно-нормативную систему личности. Высшим уровнем правовой социализации является правопослушное поведение личности как результат устойчивой нравственной потребности следовать нормам права и закона. К формам дефектной правовой социализации относятся модели отношения к нормам права, выражающиеся в правовом негативизме, правовом инфантилизме, правовом нигилизме, сознательном преступном поведении. Выявлены личностные особенности, способствующие формированию дефектов правовой социализации несовершеннолетних. Выводы: в сфере правосознания несовершеннолетних правонарушителей установлены дефекты правовой социализации в форме правового скептицизма, цинизма, нигилизма и инфантилизма. При этом несовершеннолетние правонарушители, отвергающие право, эмоционально нестабильны, коммуникативно закрыты,
© Шаранов Ю. А., Ветренко Р. Н., 2023
экстернальны и дезадаптированы. В то же время несовершеннолетние правонарушители, относящиеся к праву инфантильно, коммуникативно открыты, адаптированы к окружающей среде, отличаются конформностью и ведомостью.
Ключевые слова: правосознание; правовая социализация; несовершеннолетние; преступное поведение; дефекты правовой социализации; правовой нигилизм; правовой скептицизм; правовой инфантилизм.
5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.
Для цитирования: Шаранов Ю. А., Ветренко Р. Н. Роль личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей в формировании дефектов правовой социализации // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 4 (64). С. 419-426. doi 10.46741/2686-9764.2023.64.4.009.
Original article
Role of Personal Characteristics of Juvenile Delinquents in the Formation of Defects in Legal Socialization
YURII A. SHARANOV
Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint Petersburg, Russia, niospba@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9758-8220
ROMAN N. VETRENKO
Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint Petersburg, Russia, romario-vet@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8191-4554
Abstract
Introduction: the article presents results of the empirical study conducted in the period from October 2021 to February 2022 with the participation of 167 minors aged 14 to 17 years who committed offenses and (or) crimes. Purpose: to identify personal characteristics of juvenile offenders underlying the formation of defects in legal socialization (legal negativism, legal infantilism, legal nihilism, conscious criminal behavior) for further construction of adapted (depending on the form of defectiveness) psycho-correction programs aimed at preventing recommission of crimes. Methods: to solve the tasks, the appropriate methodological tools are selected: Rogers-Diamond Methodology for Diagnosing Socio-Psychological Adaptation, High School Personality Questionnaire by R. Cattell, the Strategic Approach to Coping Scale (SACS) (as adapted by N.V. Vodop'yanova and E.A. Starchenkova), questionnaire "Diagnostics of Value Orientations of Adolescents" by V.F. Sopova and L.V. Karpushina, methodology "Attitude to Law" by S.P. Beznosov. Statistical processing of the empirical study results was carried out using Microsoft Excel 2010 and IBM SPSS Statistics 22. The obtained results were subjected to primary, frequency, and correlation analysis. Results: it is established that legal socialization of a person is understood as person's acquirement of lawful ways of behavior, formation of a sense of legal and social responsibility, and solidarity with the norms of law, provided by the transfer of values protected by society and law into the value-normative system of the individual. The highest level of legal socialization is the law-abiding behavior of a person as a result of a stable moral need to follow norms of law. Forms of defectiveness of legal socialization are models of attitude to norms of law, expressed in legal negativism, legal infantilism, legal nihilism, and conscious criminal behavior. Personal characteristics contributing to the formation of defects in legal socialization of minors are revealed. Conclusions: defects of legal socialization in the form of legal skepticism, cynicism, nihilism and infantilism are established in the sphere of legal awareness of juvenile offenders. At the same time, juvenile offenders who reject law are emotionally unstable, communicatively closed, externalized and maladapted. While juvenile offenders with an infantile attitude to law are communicatively open, adapted to the environment, and differ in conformity and accountability.
Keywords: legal awareness; legal socialization; minors; criminal behavior; defects of legal socialization; legal nihilism; legal skepticism; legal infantilism.
5.3.9. Legal psychology and accident psychology.
For citation: Sharanov Yu.A., Vetrenko R.N. Role of personal characteristics of juvenile delinquents in the formation of defects in legal socialization, Penitentiary Science, 2023, vol. 17, no. 4 (64), pp. 419-426. doi 10.46741/2686-9764.2023.64.4.009.
Введение
Эффективное предупреждение правонаруша-ющего поведения несовершеннолетних возможно только при условии концентрации внимания общества и государства на личности как носителе причин совершения преступлений, важном звене в механизме преступного поведения. Выявление характерных личностных особенностей, присущих несовершеннолетним правонарушителям и способствующих совершению преступных действий, позволяет подобрать наиболее эффективные методы и технологии работы с ними в рамках индивидуальной и групповой психологической коррекции.
Анализируя состояние преступности в России, отметим, что по итогам 2021 г. выявлено 29 126 несовершеннолетних, совершивших преступление, что составляет 3,4 % от общего числа преступников. Качественная характеристика указанных лиц показала, что совершили преступления повторно 7213 несовершеннолетних (24,8 %), в состоянии алкогольного опьянения - 3402 (11,7 %), наркотического опьянения -83 (0,3 %), в составе группы - 13 151 (45,2 %). Несовершеннолетними совершено 9055 (28,4 %) тяжких и особо тяжких преступлений [1]. Приведенные данные свидетельствуют о дефектности правовой социализации несовершеннолетних, способствующей употреблению алкоголя и наркотических средств, вступлению в преступные сообщества, игнорированию общественных групп и организаций. Несмотря на последовавшее после совершения первого преступления наказание и осуждение общества, несовершеннолетние продолжили следовать по преступному пути. Указанные обстоятельства определили актуальность исследования взаимосвязи личностных особенностей и дефектов правовой социализации.
Целью эмпирического исследования стало изучение лежащих в основе формирования дефектов правовой социализации личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
Объектом исследования выступили личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей, предметом - их коммуникативные, эмоциональные, регуляторные свойства, копинг-стратегии, показатели адаптации, ценностные ориентации и формы правосознания.
Теоретическая основа исследования
Формирование дефектов социализации личности - феномен, требующий междисциплинарного подхода к исследованию, и как объект научного познания развивается в рамках следующих дисциплинарных областей: педагогики (К. С. Милевич [2], Р. Т. Ба-киров [3]), социологии (А. А. Бочков, А. А. Сухарев [4], Е. В. Руденский [5]), криминологии (Х. И. Гаджиева [6], В. Г Пичугин [7] и др.). Однако именно психологический подход позволяет исследователям (К. А. Рома-ненко, А. Ю. Есенова [8]) уделить внимание ее комплексному анализу с целью построения эффективной и своевременной психопрофилактической и психо-коррекционной работы с несовершеннолетними.
Под правовой социализацией личности понимается овладение личностью правомерными способами поведения, формирование чувства правовой и со-
циальной ответственности, солидарности с нормами закона и права, обеспечиваемые переносом ценностей, охраняемых обществом и правом, в ценностно-нормативную систему личности [9]. Высшим уровнем правовой социализации является правопослушное поведение личности как результат устойчивой нравственной потребности следовать нормам права и закона [10]. Функцией правовой социализации является интеграция личности в правовую среду, сопровождающаяся адаптацией к установленным правовым нормам, самоконтролем правового поведения, развитием активности личности в области права.
А. А. Сухарев подчеркивает, что сложности правовой социализации несовершеннолетних сочетаются с размытостью ее границ, вызванной происходящей в течение последних десятилетий трансформацией общественных ценностей и попытками стихийной экспансии западной деструктивной идеологии, основанной на провозглашении в качестве ведущих ценностей потребительского общества [11].
В Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» подчеркивается, что сохранение и укрепление традиционных ценностей реализуется в том числе в области образования, воспитания и работы с молодежью. Действительно, неустойчивость ценностных ориентиров как одна из психовозрастных особенностей несовершеннолетних обусловливает их уязвимость перед деструктивным влиянием внешней среды [12], а транслируемые в СМИ и по телевидению идеи потребительского общества и приоритетов материального мира способствуют формированию дефектов правовой социализации [13].
Дефектность правовой социализации сопровождается усвоением под влиянием личностных и групповых факторов таких стереотипов поведения, знаний и установок в области права, которые искажают правовую картину, формирующуюся у личности, способствуя негативному или нейтральному отношению к соблюдению правовых норм [14]. Формами дефектности правовой социализации являются модели отношения к нормам права, выражающиеся:
- в правовом негативизме (недооценивании ценности права);
- правовом инфантилизме (безответственном, легкомысленном отношении к нормам права);
- правовом нигилизме (активном неприятии правовых норм вплоть до публичного игнорирования);
- сознательном преступном поведении [15].
З. Н. Каландаришвили, говоря о последней форме дефектности правовой социализации личности, назвал ее самой тяжелой и сложной для изучения: это «форма перерожденного правового сознания» до такой степени, что его носитель становится умышленным нарушителем закона. Ученый уверен, что под влиянием неустойчивой системы представлений об истинных человеческих ценностях у несовершеннолетних наблюдается поступательное развитие форм дефектности правовой социализации от негативизма до перерожденного правового сознания,
что обусловливает актуальность незамедлительной выработки методов и способов психологической коррекции дефектов правовой социализации личности [6].
Материалы и методы
Эмпирическое исследование личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей осуществлено в период с октября 2021 г. по февраль 2022 г. Всего в исследовании приняли участие 167 несовершеннолетних мужского пола в возрасте от 14 до 17 лет (16,4 ± 1,1 г.), совершивших различные правонарушения преимущественно корыстной направленности (мелкие хищения, кражи, грабежи, разбои), влекущие за собой административную и (или) уголовную ответственность. База исследования: специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, подразделение по делам несовершеннолетних ОМВД по Сланцевскому району Ленинградской области.
Для решения поставленных задач был подобран соответствующий методический инструментарий: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл (в адаптации Н. В. Водопьяновой, Е. А. Старченковой), опросник «Диагностика ценностных ориентаций подростков» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, методика «Отношения к праву» С. П. Безносова. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования проведена с использованием пакета программ MO Ехсе1 2010, пакета прикладных программ SPSS v. 22.0. Полученные результаты были подвергнуты первичному, частотному, корреляционному анализам.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице представлены данные первичных статистик, вычисленных для показателей исследования.
Таблица
Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей
Название показателя М s Название показателя М s
1 2 3 4 5 6
Фактор А: шизотимия - аффек-томия 6,05 1,93 Доминирование 22,90 6,83
Фактор С: степень эмоциональной устойчивости 3,61 1,23 Эскапизм 13,20 6,59
Фактор D: флегматичность -возбудимость 5,99 2,01 Ассертивные действия 19,67 3,94
Фактор Е: пассивность - доминантность 6,01 1,94 Вступление в социальный контакт 22,34 3,43
Фактор F: осторожность - легкомыслие 7,27 1,24 Поиск социальной поддержки 23,20 2,79
Фактор О: степень принятия моральных норм 4,34 1,18 Осторожные действия 22,65 3,59
Фактор Н: смелость 6,15 1,35 Импульсивные действия 22,30 4,16
Фактор I: реализм - сензитив-ность 5,63 1,68 Избегание 16,52 2,95
Фактор J: неврастения 4,73 1,03 Манипулятивные действия 19,72 4,36
Фактор О: самоуверенность -склонность к чувству вины 5,11 1,07 Асоциальные действия 21,07 2,67
Фактор Q2: степень групповой зависимости 4,95 1,31 Агрессивные действия 21,65 3,53
Фактор Q3: степень самоконтроля 4,29 1,31 Правовой реализм 1,89 0,74
Фактор Q4: степень внутреннего напряжения 5,61 1,63 Правовой скептицизм 3,71 1,67
Адаптивность 81,67 20,64 Правовой конформизм 2,11 1,01
Дезадаптивность 160,93 21,70 Правовой цинизм 3,83 1,33
Ведомость 19,75 8,36 Правовой фетишизм 1,90 0,77
Принятие себя 47,39 10,04 Правовой инфантилизм 2,93 1,59
Непринятие себя 24,09 6,15 Правовой идеализм 1,71 0,70
Принятие других 23,48 5,39 Правовой нигилизм 2,86 1,60
Непринятие других 17,37 5,65 Познание как ценность 4,95 1,31
Эмоциональный комфорт 14,80 7,87 Я-ценность 5,97 1,43
Эмоциональный дискомфорт 26,54 5,38 Другой-ценность 4,77 1,67
1 2 3 4 5 6
Внутренний контроль 21,27 6,59 Общественно полезная деятельность 4,01 1,45
Внешний контроль 34,07 7,69 Ответственность 3,82 1,64
Коммуникативными свойствами несовершеннолетних правонарушителей являются умеренная открытость, склонность к установлению и поддержанию межличностных контактов. В общении с другими людьми они не всегда критичны к своим высказываниям и поведению. Склонны к групповой деятельности, открыты новым впечатлениям и характеризуются гибкими установками. Несовершеннолетние правонарушители склонны к самоутверждению, лидерству в личностно значимых ситуациях. В иных случаях демонстрируют меньший энтузиазм и влекомы другими людьми. В поведении склонны к смелым авантюрным поступкам, небрежному отношению к социальным и иным нормам. Не всегда откликаются на сигналы опасности, в связи с чем могут попасть в неприятную ситуацию. Стремятся к новым впечатлениям, в деятельности растрачивают свой потенциал на лишние разговоры. Несовершеннолетние правонарушители предпочитают принимать решения и действовать в группе, любят внимание, эгоцентричны, демонстративны. Им свойственны активность и энергичность, но не хватает решительности. Характерны высокая степень принятия групповых норм и оценок, конформность.
Эмоциональными свойствами несовершеннолетних правонарушителей являются эмоциональная неустойчивость, повышенная чувствительность к влиянию извне. Они раздражительны, импульсивны, склонны избегать требований окружающей среды, эмоционально возбудимы. Характерны низкая толерантность к фрустрации, нетерпеливость, что проявляется в потребности к немедленному решению проблем и удовлетворению желаний. Им присущи самодемонстрация, самоуверенность, эгоцентризм, склонность к формированию чувства обиды и ревности. Несовершеннолетние правонарушители испытывают негативные чувства в ситуации ограничений, длительной монотонии.
В структуре личностных свойств несовершеннолетних правонарушителей ярко выражены черты импульсивности, активности, легкомыслия. Они возбудимы, нетерпеливы, мотивированы на успех, авантюрны, социально смелы, уверены в себе. В эмоциональных проявлениях характерны живость и непосредственность. Несмотря на достаточно развитые организаторские способности, не могут доводить начатое дело до конца, предпочитая переключаться на иное занятие. В деятельности зачастую небрежны, что приводит к игнорированию опасных сигналов. Наибольшая продуктивность наблюдается в творческой деятельности, креативны, артистичны.
Регуляторными свойствами несовершеннолетних правонарушителей выступают тенденция к избеганию ответственности как в деятельности, так и в межличностных отношениях, нетерпеливость, капризность, несамостоятельность и зависимость от помощи других. Несовершеннолетние правонаруши-
тели характеризуются невысокой степенью принятия моральных норм. Они ненастойчивы в достижении целей, предпочитают обходить правила и требования, необязательны, характеризуются низкой ответственностью. Им свойственны эгоистичность и самовлюбленность. Волевой самоконтроль несовершеннолетних правонарушителей развит недостаточно, что приводит к импульсивности, непоследовательности, склонности к совершению ошибок, игнорированию социальных требований в их поведении.
Характеризуя адаптивные способности несовершеннолетних правонарушителей, следует отметить их недостаточную степень адаптации к существованию в обществе при общей удовлетворенности особенностями своего характера, умеренной потребности во взаимодействии с другими людьми. Им свойственно в большей мере позитивное эмоциональное отношение к действительности. Для них не характерно принимать на себя ответственность за происходящие с ними события, напротив, они стремятся к избеганию личной ответственности в проблемных ситуациях.
Анализируя данные изучения сознательных механизмов совладания несовершеннолетних правонарушителей со стрессом, мы наблюдаем низкую конструктивность их копинг-стратегий. Высокой выраженностью при совладании с трудными жизненными ситуациями у несовершеннолетних правонарушителей обладает копинг-стратегия «Импульсивные действия». Импульсивные действия проявляются в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, без предварительного обдумывания своих поступков, взвешивания всех «за» и «против» и принятия наиболее целесообразных и обоснованных решений. Выше нормативных значений расположены значения асоциальных стратегий «Агрессивные действия» и «Асоциальные действия». Они проявляются в направленных на других людей действиях, негативных чувствах при неудачах и конфликтах с другими людьми, обвинении окружающих в чем-либо, формировании чувства гнева, раздражения, внутренней напряженности, разочарования и неудовлетворенности. Характерны враждебность, недоверие, разрушение социальных связей, эгоцентризм и стремление быть правым во всем. В системе совладающего поведения у несовершеннолетних правонарушителей среднюю степень выраженности имеют активная стратегия преодоления стрессовых ситуаций «Ассертивные действия», просоциальные стратегии преодоления стрессовых ситуаций «Вступление в социальный контакт» и «Поиск социальной поддержки», пассивные стратегии преодоления стрессовых ситуаций «Осторожные действия» и «Избегание», непрямая стратегия преодоления стрессовых ситуаций «Ма-нипулятивные действия». Таким образом, среди возможностей сознательного совладания со стрессом
несовершеннолетние правонарушители чаще всего избирают стратегии импульсивных, асоциальных и агрессивных действий. Указанные стратегии нельзя рассматривать как оптимальные, они, напротив, способны усугубить конфликтную ситуацию и затруднить решение проблемы.
Ценностная сфера несовершеннолетних правонарушителей представлена незначительной ценностью познания, что выражается в отсутствии стремления осваивать новые виды деятельности, решать познавательные задачи, отрицании ценности ответственности за себя и свой выбор, собственное поведение, поступки, проблемы во взаимоотношениях с другими. Несовершеннолетние правонарушители к себе относятся в большей мере позитивно, интересуются способами самовыражения, к людям также относятся в большей мере внимательно, однако испытывают сложности при учете индивидуальности другого. Стремление приносить пользу обществу выражено средне, значения показателя находятся на нижней границе нормативного диапазона. Несовершеннолетние правонарушители зависимы от поощрений и поддержки, не склонны проявлять инициативу, креативность.
Изучение правосознания несовершеннолетних правонарушителей позволило установить наличие таких дефектов, как инфантилизм (47 %), нигилизм (60 %), скептицизм (35 %), цинизм (38 %). При этом правовой реализм характерен лишь для 20 % несовершеннолетних правонарушителей. Полученные данные указывают на наличие дефектов правовой социализации обследованных лиц, что, на наш взгляд, требует психокоррекционного вмешательства.
На следующем этапе исследования нами установлены значимые связи показателей личностных свойств несовершеннолетних правонарушителей с различными формами дефектов правового сознания (коэффициент корреляции Спирмена). Правовой скептицизм и правовой цинизм несовершеннолетних правонарушителей значимо связаны с их коммуникативной закрытостью (г = 0,52, р < 0,01), стремлением доминировать в общении (г = 0,47, р < 0,01), импульсивностью (г = 0,42, р < 0,01), возбудимостью (г = 0,42, р < 0,01), склонностью к авантюрным поступкам (г = 0,39, р < 0,01), ленностью (г = 0,33, р < 0,01), низкой моральной нормативностью (г = 0,29, р < 0,01).
Несовершеннолетние, скептически относящиеся к правовым нормам, дезадаптированы, склонны к непринятию других, эмоциональному дискомфорту, экстернальному локус-контролю (г = 0,42, р < 0,01).
При совладании со стрессом преимущественно используют неадаптивные стратегии избегания асоциальных и агрессивных действий (г = 0,34, р < 0,01). Правой скептицизм значимо связан с низкой ценностью ответственного отношения к делу и отсутствием уважительного отношения к другим, недостатком умения доброжелательно и конструктивно общаться с ними (г = 0,29, р < 0,01).
Правовой инфантилизм несовершеннолетних правонарушителей значимо связан с их коммуникативной открытостью (г = 0,41, р < 0,01), флегматичностью (г = 0,37, р < 0,01), уступчивостью и навязчивостью в
поведении (г = 0,36, р < 0,01), легкомыслием (г = 0,34, р < 0,01), зависимостью от других (г = 0,33, р < 0,01), ленностью (г = 0,29, р < 0,01). Несовершеннолетние, проявляющие инфантилизм в отношении к правовым нормам, хорошо адаптированы, склонны к приятию других, испытывают эмоциональный комфорт, ведомы (г = 0,47, р < 0,01). Правой инфантилизм значимо связан с позитивным отношением несовершеннолетнего к себе (г = 0,52, р < 0,01).
Правовой нигилизм несовершеннолетних правонарушителей значимо связан с их коммуникативной закрытостью (г = 0,46, р < 0,01), эмоциональной лабильностью, возбудимостью, сверхактивностью, импульсивностью (г = 0,37, р < 0,01), низкой моральной нормативностью (г = 0,29, р < 0,01). Несовершеннолетние, проявляющие нигилизм, дезадаптированы (г = 0,31, р < 0,01), склонны к принятию себя при одновременном непринятии других (г = 0,31, р < 0,01), эмоциональному дискомфорту (г = 0,29, р < 0,01), экстернальному локус-контролю (г = 0,28, р < 0,01) и нонконформизму (г = 0,28, р < 0,01). При совладании со стрессом преимущественно используют неадаптивную стратегию агрессивных действий (г = 0,29, р < 0,05). Правой нигилизм значимо связан с низкой ценностью ответственного отношения к делу, нежеланием заниматься общественно полезной деятельностью и отсутствием уважительного отношения к другим, недостатком умения доброжелательно и конструктивно общаться с ними (г = 0,43, р < 0,01).
Выводы
Таким образом, эмпирическое исследование личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей позволило выявить характерные для них эмоциональную лабильность, импульсивность, возбудимость, низкую нормативность поведения в сочетании с недостатком самоконтроля и экстер-нальностью. Коммуникативные программы требуют психокоррекционного вмешательства, как и стратегии совладающего поведения, которые проявляются неконструктивным, агрессивным, асоциальным и импульсивным поведением.
В сфере правосознания несовершеннолетних правонарушителей установлены дефекты правовой социализации в форме правового скептицизма, цинизма, нигилизма и инфантилизма. При этом несовершеннолетние правонарушители, отвергающие право, эмоционально нестабильны, коммуникативно закрыты, экстернальны и дезадаптированы, в то время как несовершеннолетние правонарушители, относящиеся к праву инфантильно, коммуникативно открыты, адаптированы к окружающей среде, отличаются конформностью и ведомостью.
Проведенное исследование позволяет расширить имеющиеся представления о роли личностных особенностей в формировании дефектов правовой социализации несовершеннолетних правонарушителей. Выявленные характеристики способствуют разработке психокоррекционных программ, адаптированных в зависимости от формы дефектности правовой социализации, что, по нашему мнению, будет эффективным средством недопущения дальнейших правонарушений со стороны несовершеннолетних.
Полученные результаты будут положены в основу грамм с учетом формы дефектности правовой соци-разработки и апробации психокоррекционных про- ализации несовершеннолетних правонарушителей.
■ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2021 года // МВД России : офиц. сайт. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/ (дата обращения: 10.03.2023).
2. Милевич К. С. К вопросу о превенции дефектов профессиональной социализации старшеклассников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 7. С. 75-80.
3. Бакиров Р. Т. Организованная преступность в молодежной среде как дефект социализации в процессе образования // Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения : сб. докл. междунар. науч.-практ. заоч. конф. (Казань, 16 мая 2016 г.) / под науч. ред. Ф. Ш. Мухаметзяновой. Казань, 2016. С. 201-204.
4. Бочков А. А. Дефекты правовой социализации несовершеннолетних правонарушителей // Ученые записки УО «ВГУ им. П.М. Машерова». 2009. Т. 8. С. 50-62.
5. Руденский Е. В. Дефект социализации личности как базовая категория виктимологии образования : моногр. Новосибирск, 2004. 119 с.
6. Гаджиева Х. И. Криминогенность дефектов правовой социализации подростков в школе // Евразийский юридический журнал. 2015. № 5 (84). С. 260-261.
7. Пичугин В. Г., Коробанова Ж. В. Феномен маргинальной личности в социальной среде // International Journal of Medicine and Psychology / Международный журнал медицины и психологии. 2022. Т. 5, № 3. С. 76-81.
8. Романенко К. А. Психологические аспекты дефектов правовой социализации личности // Ломоносов - 2019 : материалы XXVI междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2019» (Севастополь, 3-5 апреля 2019 г.) / под ред. О. А. Шпырко, В. В. Хапаева, С. И. Рубцовой. Севастополь, 2019. С. 169-171.
9. Борисова С. Е. Правовая социализация личности как феномен правовой психологии // Психология и право. 2016. Т. 6, № 4. С. 5-15.
10. Усимова И. П. Правовая социализация личности : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 208 с.
11. Сухарев А. А. Психологические аспекты исследования проблем правовой социализации // Проблемы формирования правовой культуры молодежи на современном этапе : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Витебск, 24-25 апреля 2009 г.) / редкол.: А. А. Бочков (отв. ред.) [и др.]. Витебск, 2009. С. 251-252.
12. Злоказов К. В., Ильянкова Е. И. Роль особенностей личности в репрезентации несовершеннолетними регламентированного социального пространства // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 81-90.
13. Злоказов К. В., Ильянкова Е. И., Рожков А. А. Влияние представления о социальном пространстве на оценку преступления несовершеннолетними // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15, № 1. С. 15-26.
14. Еникеев М. И.. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. 2-е изд., перераб. М., 2010. 639 с.
15. Ильянкова Е. И., Морозов А. В. Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о собственном будущем // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 4 (239). С. 55-62.
■ REFERENCES
1. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January - December 2021. MVD Rossii: ofitsial'nyi sait [Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Available at: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/ item/28021552/ (In Russ.). (Accessed March 10, 2023).
2. Milevich K.S. On the issue of the prevention of defects in professional socialization of high school students. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii = Problems and Prospects of Education Development in Russia, 2011, no. 7, pp. 75-80. (In Russ.).
3. Bakirov R.T. Organized crime among young people as a defect of socialization in the educational process. In: Mukhametzyanova F.Sh. (Ed.). Sovremennoe professional'noe obrazovanie: problemy, prognozy, resheniya: sb. dokl. mezhdunar.i nauch.-prakt. zaoch.konf. (Kazan, 16 maya 2016 g.) [Modern professional education: problems, forecasts, solutions: proceedings of the International research and practice correspondence conference (Kazan, May 16, 2016)]. Kazan, 2016. Pp. 201-204. (In Russ.).
4. Bochkov A.A. Defects of legal socialization of juvenile delinquents. Uchenye zapiski UO VGU im. P.M. Masherova = Scientific Notes of the Vitebsk State University named after P.M. Masherov, 2009, vol. 8, pp. 50-62. (In Russ.).
5. Rudenskii E.V. Defekt sotsializatsii lichnosti kak bazovaya kategoriya viktimologii obrazovaniya: monogr. [The defect of socialization of personality as a basic category of victimology of education: monograph]. Novosibirsk, 2004. 119 p.
6. Gadzhieva Kh.I. Criminogenicity of defects in legal socialization of adolescents at school. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Legal Journal, 2015, no. 5 (84), pp. 260-261. (In Russ.).
7. Pichugin V.G. The phenomenon of marginal personality in the social environment. Mezhdunarodnyi zhurnal meditsiny i psikhologii = International Journal of Medicine and Psychology, 2022, vol. 5, no. 3, pp. 76-81. (In Russ.).
8. Romanenko K.A. Psychological aspects of defects in legal socialization of personality. In: Shpyrko O.A., Khapaev V.V., Rubtsova S.I. (Eds.) Lomonosov-2019:materialyXXVImezhdunar. nauch. konf. studentov, aspirantovimolodykh uchenykh "Lomonosov-2019", (Sevastopol', 3-5 aprelya 2019 goda) [Lomonosov-2019: proceedings of the 26th International scientific conference of students, postgraduates and young scientists "Lomonosov-2019" (Sevastopol, 3-5 April, 2019)]. Sevastopol, 2019. Pp. 169-171. (In Russ.).
9. Borisova S.E. Legal socialization of personality. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 2016, vol. 6, no. 4, pp. 5-15. (In Russ.).
10. Usimova I.P. Pravovaya sotsializatsiya lichnosti: dis. ...kand. yurid. nauk [Legal socialization of personality: Candidate of Sciences (Law) dissertation]. Moscow, 2007. 208 p.
11. Sukharev A.A. Psychological aspects of the study of the problems of legal socialization. In: Bochkov A.A. (Ed.). Problemy formirovaniya pravovoi kul'tury molodezhi na sovremennom etape: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Vitebsk, 24-25 aprelya 2009 g.) [Problems of the formation of legal culture of youth at the present stage: proceedings of the International scientific and practical conference, Vitebsk, April 24-25, 2009]. Vitebsk, 2009. Pp. 251-252. (In Russ.).
12. Zlokazov K.V., Il'yankova E.I. The role of personality traits in the representation of regulated social space by adolescents. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2020, no. 3, pp. 81-90. (In Russ.).
13. Zlokazov K.V., Il'yankova E.I., Rozhkov A.A. The impact of the representation of social space on the perception of crime by juvenile. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2021, vol. 15, no. 1, pp. 15-26. (In Russ.).
14. Enikeev M.I. Yuridicheskaya psikhologiya. S osnovami obshchei i sotsial'noi psikhologii [Legal psychology. With the basics of general and social psychology]. Moscow, 2010. 639 p.
15. Il'yankova E.I., Morozov A.V. The influence of personality characteristics of juvenile delinquents on ideas about their own future. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy = Vedomosti of the Penal System, 2022, no. 4 (239), pp. 55-62. (In Russ.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАРАНОВ - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, Санкт-Петербург, Россия, niospba@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9758-8220 РОМАН НИКИТИЧ ВЕТРЕНКО - адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, Санкт-Петербург, Россия, romario-vet@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8191-4554
YURII A. SHARANOV - Doctor of Sciences (Psychology), Professor, professor at the Department of Legal Psychology of the Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint Petersburg, Russia, niospba@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9758-8220 ROMAN N. VETRENKO - Adjunct at the Department of Legal Psychology of the Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint Petersburg, Russia, romario-vet@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8191-4554
Статья поступила 04.08.2023