Научная статья на тему 'Правовая культура как фактор формирования гражданского общества в современной России'

Правовая культура как фактор формирования гражданского общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2511
695
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НОРМА ПРАВА / CIVIL SOCIETY / LEGAL CULTURE / REGULATORY SOCIAL ACTIVITY CONTROL / LEGAL STANDARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубова Яна Валерьевна

В статье рассматривается гражданское общество и его становление в России в связи с понятием правовой культуры. Правовая культура неотделима от социальной деятельности людей, она включена в систему общественных отношений как результат нормативного регулирования деятельности, упорядочивания и регулирования общественных связей на основе законодательства. Правовая культура обладает широкими возможностями для интенсивного влияния на человека, поскольку представляет собой знание, соблюдение и уважение норм права, в которых в концентрированном виде выражены моральные и политические требования общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Culture Viewed as a Factor of Civil Society Development in Russia

The article focuses on the civil society and its development in Russia in connection with the notion of legal culture. The legal culture is integral to people's social activities and it is inextricably intertwined into the system of social relations as a result of the regulatory control of the activity, the ranking and regulation of the public intercourse based on the law. The legal culture is uniquely positioned for exercising strong influence upon an individual since it involves competence, adherence and respect for the legal standards expressing the accumulated moral and political requirements of the society.

Текст научной работы на тему «Правовая культура как фактор формирования гражданского общества в современной России»

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Я.В. Зубова

Кафедра философии и социологии Адыгейский государственный университет ул. Первомайская, 208, Майкоп, Республика Адыгея, 385000

В статье рассматривается гражданское общество и его становление в России в связи с понятием правовой культуры. Правовая культура неотделима от социальной деятельности людей, она включена в систему общественных отношений как результат нормативного регулирования деятельности, упорядочивания и регулирования общественных связей на основе законодательства. Правовая культура обладает широкими возможностями для интенсивного влияния на человека, поскольку представляет собой знание, соблюдение и уважение норм права, в которых в концентрированном виде выражены моральные и политические требования общества.

Ключевые слова: гражданское общество, правовая культура, нормативное регулирование общественной деятельности, норма права.

Постепенное движение России по пути интеграции в мировое сообщество сопровождается поиском эффективной модели общественного развития, который привел бы к формированию гражданского общества — необходимого компонента демократической правовой системы. Данный выбор осуществляется в сложных условиях трансформации государственных и общественных структур и институтов. Однако в настоящее время практика государственного управления, социальная активность населения не соответствуют целям становления гражданского общества. Для формирования гражданско-правового государства требуется высокий уровень правовой культуры. Основой гражданского общества является принцип: «Все, что не запрещено законом, дозволено». Право в гражданском обществе не является волей тех, кто обладает экономической и политической властью, а служит мерой свободы, нормой равенства и справедливости, компромиссом социальных слоев.

Гражданское общество воплощается в категории «правовое государство». Данные институты взаимосвязаны и соотносятся как содержание и форма. Правовое государство возможно только при условии наличия развитого гражданского общества, и наоборот, гражданскому обществу присуща правовая форма властвования, основанная на господстве права, закона, разделения властей, реальном обеспечении прав и свобод человека.

Однако современное состояние гражданского общества в России далеко от идеального. В обществе высоко недоверие к основным социальным и политическим институтам, которые по-прежнему отчуждены от интересов большинства граждан. Но и сами граждане проявляют низкую правовую культуру. Разрыв между потребностью в личностном становлении и состоянием нормативной и ценностной аномии создает предпосылки для всеобщей социальной фрустрации, которая может иметь своим следствием формирование долгосрочных нигилистических убеждений, разрушение гражданско-правовой сферы.

Правовое государство и гражданское общество не могут быть реализованы без высокого уровня правовой культуры. Право в наше время является как основным способом правовой социализации личности, включения ее в гражданский процесс. Все это обусловливает необходимость изучения природы и назначения права с социокультурной точки зрения.

Высокий уровень правовой культуры характеризует желание гражданина участвовать в правовой сфере общества, что, в свою очередь, говорит о цивилизованности государства, характеризующегося свободой, равенством, справедливостью, правовыми ценностями, воспринимающимися гражданами как основные регуляторы общественной жизни.

Правовое образование — это определенный этап социализации личности, который включает как целенаправленное воздействие на субъект, так и совокупность спонтанных процессов. В сфере правовой социализации выделяются правовое воспитание и воздействие на человека правовой практики. Правовое образование есть реальный механизм правовой социализации личности как процесса усвоения принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, а также правовых норм и моделей поведения. Правовая социализация — это процесс признания, интериоризации, ассимиляции правовых ценностей и иных представлений и знаний о праве общества с целью воспроизводства субъекта права. Правовое образование — явная форма социализации. Посредством правового образования регулируется механизм правовой социализации личности, т.е. процесс претворения идей, представлений, норм и ценностей в социальную реальность. Указанный взгляд на соотношение правовой социализации и правового образования позволяет более широко взглянуть на правовоспитательную практику, а также определить направления совершенствования форм и методов этого процесса.

Проблему правового образования в России прежде всего необходимо рассматривать в историческом контексте. Важно понять, какие правовые условия складываются сегодня в российском обществе и как занятия по праву должны соотноситься с проявляющимися в этой ситуации процессами.

Практическое назначение права как системы социальных институтов состоит в предоставлении гражданам набора цивилизованных средств разрешения социальных конфликтов. В этом плане право противостоит силе и нецивилизованным средствам воздействия на людей (взятка, шантаж, манипулирование сознанием через СМИ). Но право в его профессионально-организованной форме (правосудие) не является единственной институциональной формой разрешения социальных конфликтов. К тому же право как инструмент разрешения социальных конфликтов находится в кризисе, характерном не только для России, но и для национальных систем права в мире в целом. Важнейшим фактором этого кризиса Г. Берман называет введение всепроникающего контроля правительства над основными аспектами экономической и социальной жизни граждан и законодательное закрепление этого контроля. Такие перемены, по его мнению, «угрожают объективности права, так как делают государство невидимой стороной в большинстве правовых действий между гражданами и юридическими лицами» [1. С 51].

В связи с этой тенденцией в России особую актуальность приобретают вопросы защиты от законодательства как инструмента неразумной государственной политики. Идея представления права как системы неотчуждаемых прав человека позволяет строить обучение праву как защиту от репрессивных инструментов государства — милиции, суда, прокуратуры. Все большую популярность в образовании приобретают правозащитные технологии, способы и приемы защиты гражданами своих прав в милиции и суде. Но идея прав человека, концентрируясь на жизненно важных для многих людей аспектах, не дает возможности понять право как социокультурный механизм жизни общества, поддерживающий его целостность. Значение правового обучения состоит не только в оснащении людей правомерными средствами защиты, но и в создании определенных условий для противодействия тенденции скатывания страны в глубокий правовой нигилизм.

Можно выделить следующие условия формирования недемократических нигилистических тенденций: кризис в деятельности государственной власти; общественные проблемы и противоречия, которые нередко ведут к тому, что часть людей теряет культурные навыки общежития; формулируется масса индивидов, оторванных от нормальных социальных связей и отношений, единственной заботой которых является поиск средств к индивидуальному выживанию; процесс распада государства. При этом чем больше распадается государство, чем больше возникает таких изолированных индивидов, тем больше повышается вес и сила силовых структур. Они отделяются от государственной системы, перестают быть простыми орудиями исполнения законов и начинают играть все большую роль в жизни общества.

Эти условия могут породить у людей желание решать свои проблемы путем участия в недемократическом движении. Среди других проблем, актуальных для сегодняшней России, следует назвать противоречия административно-силового и политико-управленческого подходов в разрешении тех или иных социальных конфликтов. Усиливается тенденция использования правоохранительных органов для решения разного рода ситуаций. Например, введенная сегодня в крупных городах России проверка документов у всего населения является попыткой регулировать процессы миграции. С точки зрения права это элемент чрезвычайного положения. Есть опасение, что властное подавление отдельных граждан, социальных групп и целых территориальных образований (операция в Чечне) может стать преобладающим методом российской государственной политики.

Именно на политико-управленческое регулирование социальных проблем и разрешение разного рода конфликтов ориентирует право. Гуманитарное правовое образование в школе призвано создать интеллектуальные условия для утверждения права в качестве одного из инструментов ненасильственного, цивилизованного решения социальных проблем.

В условиях России, где гражданско-правовое общество только складывается, педагогическая работа в области права не может ограничиваться только разъяснением юридических понятий в ситуациях защиты гражданами своих интересов: эффективное использование этих инструментов предполагает работу с конкретной проблемной ситуацией, в которой имеется расхождение и даже противоре-

чие между правовой культурой отдельных граждан и порядками юридического производства, а также господствующими в обществе нравами.

Являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности, правовая культура общества должна заставлять власть придавать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченную законом и судом. Важную роль должно играть правовое образование, которое предоставляет людям правовую информацию и знание законодательства, знание о законности или противоправности отношений, поведения, различных видов деятельности, правах и обязанностях человека и гражданина и т.д. Здесь очень важным является правовое информирование населения, воздействующее на правовое сознание личности и ее правомерное поведение.

Правовое информирование — предоставление правовой информации общественными и политическими организациями, средствами массовой информации, а также всеми, кто в условиях демократического общества обеспечивает население знаниями о нормах действующего законодательства и ведет работу по формированию у населения определенных правовых установок. Правовое информирование способствует позитивной оценке права, выработке уважения к закону, желания следовать правовым предписаниям, не совершать правонарушений. Общественные и политические организации осуществляют правовое информирование посредством оказания квалифицированной правовой помощи населению через адвокатские организации, юридические консультации.

Право формирует основу государства, регулирует взаимоотношения между его основными элементами. С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма. Право в целом — это основное средство функционирования любого государства. Движение к правовому государству связано с обеспечением прав и свобод человека, созданием противовесов в системе власти, независимостью судов, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, повышением авторитета закона, эффективной работой правоохранительных органов.

Как основа и как условие этого необходимы высокое правосознание, высокая правовая культура в обществе. И потому так важно сегодня формировать правовую культуру в обществе.

Прежде всего необходимо совершенствование законодательства. В нашей континентальной правовой системе закон как инструмент организации общественных отношений является пока наиболее действенным среди всех средств социального регулирования и контроля. Исторически предопределено, что рано или поздно любая зрелая культура неизбежно порождает законодательство, которое, в свою очередь, формирует право и другие обусловленные правом юридические ценности. Это постоянный процесс совершенствования общества.

Здесь велика роль законодательных органов всех уровней. Говорить о законности можно, только имея качественные и совершенные законы. Существующие на сегодняшний день недостатки в принятии законов, конфликты между законодательными и исполнительными ветвями власти как на российском, так и на местном уровнях говорят о низкой правовой культуре законодателей. Фор-

мирование правовых институтов, способных распространять правовую культуру, зависит и осуществляется посредством доступного и понятного свода законов.

В настоящее время важной политической и, конечно же, исторической проблемой государства является правовой нигилизм многих должностных лиц, злоупотребление правом, несоблюдение закона и прав граждан, что, в свою очередь, негативно сказывается на всех сферах общественной жизни. От уважения прав других людей, уважения законов страны зависит формирование правовой культуры человека, главная суть которой состоит в утверждении приоритета человеческой личности, ее достоинства, умении защищать свои права, а также в повышении культуры тех государственных органов и должностных лиц, которые по роду своей деятельности связаны с правами человека.

Правовое сознание является в гражданском обществе одной из форм общественного сознания, формулирует юридическое мировоззрение и программы совершенствования сложившихся правовых систем как в стабильных, так и в переходных обществах. Правовое сознание неразрывно связано с правовым образованием. Правовое образование представляет собой неотъемлемую часть культуры гражданина, является условием формирования правосознания. Жизнь в гражданском обществе формирует позитивное или негативное правовое сознание независимо от того, происходит ли это стихийно либо целенаправленно в рамках системы правового образования. Однако правовое образование есть залог того, что право будет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации личных задач. В современных российских условиях правовое образование может стать важным фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в России, граждане которой смогут жить в социально-правовом согласии не только друг с другом, но и с государством. Совершенно очевидно, что в том обществе, где правовой нигилизм существует у самих законодателей, производителей права, практически невозможно воспитать законопослушную личность, уважающую право, невозможно воспитать позитивное отношение к праву у населения, поскольку право понимается им как порядок и предписания, которые устанавливаются законами. В результате этого в российском обществе у российских граждан сложился особый, обыденный правовой нигилизм.

Правовой культуре современного российского государства должны быть присущи такие черты, как способность признавать и защищать права и свободы человека как высшей ценности; укоренение в массовом сознании чувства уважения к праву, закону, правовых ценностей; непосредственная реализация на практике главенства конституционных принципов и законов; эффективное функционирование всех ветвей власти; правовая активность граждан в осуществлении и защите своих прав; контроль общества за деятельностью государства через специально созданные институты и процедуры.

В современных условиях укрепление правовой культуры является актуальнейшей проблемой, поскольку на протяжении исторического развития в России было распространено пренебрежительное отношение к праву. Сейчас это отношение приобретает несколько иные черты, поскольку на уровень правосознания влияют негативные факторы: несоблюдение конституционных прав человека, не-

соблюдение государственными органами и должностными лицами предписаний закона, принятие законов, не всегда соответствующих Конституции РФ, проведение реформ в стране, не соответствующих современным реалиям и т.д.

Для преодоления сложившейся ситуации вокруг правовой культуры необходимо проводить в стране преобразования, направленные на реализацию ценностей правовой культуры, совершенствование деятельности государственного аппарата страны, соблюдение принципов демократического государства, повышение авторитета правоохранительных органов у населения, обеспечение доступности правовой информации. Необходимо развивать и совершенствовать правовое образование граждан, должностных лиц, от которых зависит реальное обеспечение прав человека.

Важный вклад в изучение правосознания внес российский правовед И.А. Ильин, доказавший, что правосознание — более значимый феномен, чем право. Оно понимается как «естественное чувство права и правоты», «особая духовная настроенность инстинкта», «особого рода инстинктивное правочувствие» [2. С 142— 145] — некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение.

Правовое сознание — это относительно самостоятельное явление, которое представляет собой духовную основу правовой системы. Оно содержит многовековые моральные установки общества, которые применительно к российскому государству изначально представляли собой идеи о справедливости, приоритете общих интересов, утверждение идей коллективизма, взаимопомощь, тесную связь с религией. Благодаря такой основе общество в целом даже в эпоху переходного периода способно развиваться относительно стабильно, не испытывая на себе многочисленные потрясения от осуществляемых нововведений [3].

Правовое сознание по большому счету способно как ускорить, так и замедлить внедрение юридических новаций. Для России задача формирования правосознания и правового поведения, отвечающего духу времени и происходящих общественных перемен, дающего возможность, сохраняя самобытность, стать в то же время открытым обществом, демократичным, основанным на законе, является первостепенной. Развитие правовой культуры в современной России является процессом повышенной общественной значимости. Принимаемые законы, образующие костяк будущей системы права как обновленного социального института, придают прагматичную определенность новым социальным (экономическим, политическим и духовным) связям и взаимодействиям.

Требования к новой правовой культуре состоят в повышении компетенции ее носителей, т.е. в стремлении к более обширным и точным знаниями принципов и содержания законодательства со стороны самих граждан, а также в формировании правового поведения, ориентированного на сознательное и ответственное выполнение норм права, поддержке принципов гуманизма, демократии и законности.

Установление новой правовой культуры и новой культуры правоотношений в обществе зависит от правовой культуры людей, профессионально занимающихся законотворчеством, правоприменительной и правоохранительной деятельностью. Но их культурный уровень, в свою очередь, зависит и даже определяется в массе

своей той правовой культурой, которая господствует сегодня в России. Именно поэтому так заражена сегодня правоохранительная и административная сфера правовым нигилизмом.

Затянувшийся кризис в стране размывает правовую систему общества, деформирует массовое сознание, особенностями которого стали разочарование в реформах, тревога, беспокойство, растерянность, ощущение населения своей социальной отверженности, незащищенности; ослабление доверия к государственной власти. И только демократические ценности, помноженные на национальные интересы, обогатят и укрепят нашу историческую общность.

Правовая культура имеет широкие возможности интенсивного влияния на человека, так как она означает прежде всего знание, соблюдение и уважение норм права, в которых в концентрированном виде выражены и моральные требования общества. Правовая культура является, с одной стороны, важнейшим качественным показателем степени социализации личности, ее социально-правовой адаптации к существующему в обществе порядку и, с другой стороны, важнейшим регулятором поведения человека в обществе. Поэтому от уровня правовой культуры населения в целом и его отдельных групп в немалой степени зависит состояние правопорядка в стране, дальнейшее развитие демократии.

В процессе формирования правовой культуры следует помнить, что правовое воспитание призвано подготавливать человека к жизни, к социальной деятельности в обществе, потребности в выполнении требований права.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

[2] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. — Т. 2. — М., 1993.

[3] Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. — Екатеринбург, 2003.

LEGAL CULTURE VIEWED AS A FACTOR OF CIVIL SOCIETY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Ya.V. Zubova

Chair of Sociology and Philosophy Adyghe State University

Pervomayskaya str., 208, Maikop, Republic of Adygeya, Russia, 385000

The article focuses on the civil society and its development in Russia in connection with the notion of legal culture. The legal culture is integral to people's social activities and it is inextricably intertwined into the system of social relations as a result of the regulatory control of the activity, the ranking and regulation of the public intercourse based on the law. The legal culture is uniquely positioned for exercising strong influence upon an individual since it involves competence, adherence and respect for the legal standards expressing the accumulated moral and political requirements of the society.

Key words: civil society, legal culture, regulatory social activity control, legal standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.