Научная статья на тему 'Правовое обоснование инвестиционной деятельности и необходимость ее активизации в Украине'

Правовое обоснование инвестиционной деятельности и необходимость ее активизации в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРАВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / INVESTMENT / LAW / INVESTMENT ACTIVITY / STATE / ADMINISTRATIVE LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блихар Мария Мироновна

В статье актуализуется правовое обоснование инвестиционной деятельности, подаются аргументы в пользу необходимости ее активизации в Украине. Аргументируется положение, согласно которому нормотворческая деятельность государства играет существенную роль для эффективного и бесперебойного функционирования инвестиционных процессов в стране. Более того проведенное исследование обосновывает что нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в ключе обеспечения реализации социального назначения инвестиций должно быть направлено на наращивание основного инвестиционного ресурса общества -сбережений населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUBSTANTIATION OF THE INVESTING ACTIVITIES AND NECESSITY OF ITS PROMOTION IN UKRAINE

The article explains the topicality of the legal substantiation of the investing activities and gives reasons for its necessary promotion in Ukraine. The author gives arguments for the thesis, that the state’s rule-making activity is essential for the efficient and trouble-free investment processes in the country. Moreover, the undertaken research proves that the normative legal regulation of the investing, carried out to ensure the realization of the investments’ social purpose, should focus on the increase of the main investment resource of the society, which is the personal savings.

Текст научной работы на тему «Правовое обоснование инвестиционной деятельности и необходимость ее активизации в Украине»

УДК 330.322 : 34(477)

Блихар Мария Мироновна

кандидат экономических наук

ассистент кафедры теории и философии права

Национального университета

«Львовская политехника»

[email protected]

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ АКТИВИЗАЦИИ В УКРАИНЕ

Blikhar Mariya Myronovna

PhD in Economics, Assistant Professor of the Theory and Philosophy of Law Department, National University “Lviv Polytechnics” [email protected]

LEGAL SUBSTANTIATION OF THE INVESTING ACTIVITIES AND NECESSITY OF ITS PROMOTION IN UKRAINE

Аннотация:

В статье актуализуется правовое обоснование инвестиционной деятельности, подаются аргументы в пользу необходимости ее активизации в Украине. Аргументируется положение, согласно которому нормотворческая деятельность государства играет существенную роль для эффективного и бесперебойного функционирования инвестиционных процессов в стране. Более того проведенное исследование обосновывает что нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в ключе обеспечения реализации социального назначения инвестиций должно быть направлено на наращивание основного инвестиционного ресурса общества -сбережений населения.

Ключевые слова:

инвестиции, право, инвестиционная деятельность, государство, административное право.

Summary:

The article explains the topicality of the legal substantiation of the investing activities and gives reasons for its necessary promotion in Ukraine. The author gives arguments for the thesis, that the state’s rule-making activity is essential for the efficient and trouble-free investment processes in the country. Moreover, the undertaken research proves that the normative legal regulation of the investing, carried out to ensure the realization of the investments’ social purpose, should focus on the increase of the main investment resource of the society, which is the personal savings.

Keywords:

investment, law, investment activity, state, administrative law.

В Украине, как и в большинстве стран романо-германской правовой системы, основным источником права является нормативно-правовой акт, иначе называемый законом в широком смысле. В узком смысле термин «закон» означает особый уровень нормативных актов, принимаемых законодательной властью страны. Нормативно-правовой акт представляет собой документ, который принят в установленном законом порядке, содержит нормы права и рассчитан на многократное применение в отношении неопределенного круга лиц [1, с. 19].

Среди законов, которыми регулируется инвестиционная деятельность, следует выделить:

- Закон Украины «Об инвестиционной деятельности», определяющий общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины. Он направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности, а также на эффективное инвестирование экономики Украины, развития международного экономического сотрудничества и интеграции.

- Закон «О режиме иностранного инвестирования» имеет принципиальное значение в регулировании инвестиционной деятельности в Украине. Он определяет особенности режима иностранного инвестирования на территории Украины, исходя из целей, принципов и положений законодательства Украины. В законе определяются: «иностранные инвесторы», «иностранные инвестиции», «предприятие с иностранными инвестициями» (ст. 1 Закона). Также определяются виды и формы иностранных инвестиций, устанавливаются государственные гарантии их, регулируются вопросы государственной регистрации и контроль над осуществлением иностранных инвестиций. Закон определяет процедуру создания и особенности деятельности предприятий с иностранными инвестициями, а также содержит другие важные положения, касающиеся иностранного инвестирования на территории Украины.

- Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования» направлен на обеспечение привлечения и эффективного размещения финансовых ресурсов инвесторов и определяет правовые и организационные основы создания, деятельности, прекращения субъектов совместного инвестирования, особенности управления активами указанных субъектов, устанавливает требования к составу, структуре и хранению таких активов; особенности эмиссии, обраще-

ния, учета и выкупа ценных бумаг институтов совместного инвестирования, а также порядок раскрытия информации об их деятельности.

Относительно дальнейшего развития законодательства об иностранных инвестициях следует учитывать то, что в качестве следующего этапа Л.А. Зубченко предусматривает окончательное приведение действующего законодательства в соответствие с международными нормами и постепенное упрощение специального законодательства по регулированию иностранных инвестиций [2, с. 84].

- Закон «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест», который определяет основы государственной политики в инвестиционной сфере в течение 2013-2032 гг. по стимулированию привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики. Закон направлен на создание условий для активизации инвестиционной деятельности путем концентрации ресурсов государства на приоритетных направлениях развития экономики с целью внедрения новейших и энергосберегающих технологий, создание новых рабочих мест, развития регионов. Приоритетными отраслями экономики в понимании закона являются отрасли, направленные на обеспечение потребностей общества в высокотехнологической конкурентоспособной экологически чистой продукции, высококачественных услугах, которые реализуют государственную политику по развитию производственного и экспортного потенциала, создание новых рабочих мест (ч. 1 ст. 2 Закона).

- Закон Украины «О подготовке и реализации инвестиционных проектов по принципу “единого окна”». Регламентирует максимальное упрощение для субъекта инвестиционной деятельности порядка получения услуг, связанных с подготовкой и реализацией инвестиционных проектов путем внедрения принципа «единого окна».

Частью национального законодательства Украины есть действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины (ст. 9 Конституции Украины). Как отмечается в разъяснении Министерства юстиции Украины «Инвестиционное законодательство: состояние, проблемы, перспективы» [3], особенностью отечественного инвестиционного законодательства является то, что отдельные аспекты в данной сфере, кроме вышеуказанных нормативно-правовых актов, регулируются также нормами хозяйственного, налогового, валютного, банковского, финансового, таможенного, гражданского и земельного законодательства, правовыми актами о приватизации, инновационной деятельностью, фондовым рынком, концессиями и т.д. К такому законодательству следует отнести положения Налогового, Хозяйственного, Гражданского, Земельного кодексов и законов Украины.

Отмечая смысл Налогового кодекса в нормативно-правовом регулировании инвестиционной деятельности, В.В. Бочаров подчеркивает, что для реального регулирования инвестиционной активности приоритетное значение имеют нормативные акты, определяющие порядок налогообложения предпринимательской деятельности. Ведь именно налоговая среда учитывается инвестором в первую очередь при принятии решения о вложении капитала в конкретный инвестиционный проект [4, с. 44].

Относительно Хозяйственного кодекса в системе нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности, то вопросам правового регулирования иностранных инвестиций в нем отведен целый раздел. Ю.М. Вербицька и О.А. Крамаренко считают этот кодифицированный нормативно-правовой акт «главным нормативным документом в нормативно-правовой базе инвестиционно-инновационной деятельности» [5].

Впрочем, нормы, которые непосредственно или косвенно отражают правовой аспект инвестиционной деятельности, содержатся также в законах Украины «Об инновационной деятельности»; «О финансовом лизинге»; «О концессиях»; «О соглашениях о разделе продукции»; «О регулировании градостроительной деятельности»; «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда»; «О ценных бумагах и фондовом рынке»; «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине»; «О хозяйственных обществах»; «Об акционерных обществах»; «О холдинговых компаниях в Украине» и многие другие.

Кроме нормативных актов, несовершенство нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности в Украине отмечается и в специальной литературе. Для многих нормативноправовых актов регулирования инвестиционно-инновационной деятельности характерно наличие пробелов, неточностей, коллизий, требующих немедленного устранения [6]. Несмотря на то, что правительство постоянно принимает меры с целью усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности; последняя, несомненно, нуждается в модернизации. Прежде всего, нужны коренные изменения в практике внедрения и механизмах привлечения прямых иностранных инвестиций. Необходимо совершенствование механизмов обеспечения рыночных прав и свобод инвесторов, а также повышение уровня защиты инвесторов [7, с. 308].

Из анализа приведенных нормативных и теоретических положений следует, что, будучи частью административно-правового регулирования инвестиционной деятельности, нормотворческая деятельность государства играет существенную роль для эффективного и бесперебойного функционирования инвестиционных процессов в стране. Более того, следует подчеркнуть, что содержание административно-правового регулирования заключается:

- в принятии новых административно-правовых норм в соответствии с потребностями общества и государства;

- в благоустройстве и закреплении на основе современных норм права наиболее целесообразных общественных отношений в сфере государственного управления (приватизация государственного и муниципального имущества, регистрация прав на имущество и т.д.);

- в охране урегулированных правом управленческих отношений (в том числе путем установления ответственности за их нарушение);

- в развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества (предпринимательства, лицензирования и т.д.);

- в вытеснении из сферы управления общественных отношений, несоответствующих современным условиям (административно-командным, устаревшим налоговым отношениям) [8, с. 20].

Так как активизация инвестиционной деятельности находится в прямой зависимости от законодательства, которое ее регулирует, то административно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в направлении принятия новых законов и подзаконных нормативноправовых актов может осуществляться следующим образом. Поскольку, как подчеркивают цитируемые выше авторы, несмотря на ряд правовых мер, осуществленных с целью усиления инвестиционных процессов, уровень нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности требует улучшения, сохраняется необходимость в принятии новых административноправовых норм, регулирующих инвестиционные процессы в соответствии с динамикой потребностей общества и государства. Таким образом, следует особо подчеркнуть, что для оптимизации инвестиционного процесса регулирование инвестиционных правоотношений должно носить непротиворечивый, согласованный характер, осуществляя системное регулирование правоотношений, возникающих в ходе административно-правового регулирования инвестиционной деятельности. На данном этапе законодательству, которое регулирует административноправовые отношения, имеющее место в процессе реализации инвестиций, далеко от системности в силу распыленности административно-правовых норм, которыми регулируются вопросы инвестиционной деятельности, между рядом нормативно-правовых актов. Решение этой проблемы возможно путем принятия Инвестиционного кодекса Украины.

Система общественных отношений ощущает постоянные изменения. Нормативноправовое регулирование социально-экономических процессов не существует отдельно от общественных процессов, которые оно регулирует. Зато, как отмечает Т. Морозова, государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и другие. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны [9, с. 291].

Учитывая отмеченное, нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в ключе обеспечения реализации социального назначения инвестиций должно быть направлено на наращивание основного инвестиционного ресурса общества - сбережений населения. Ведь, как говорится в учебнике по государственному управлению под редакцией В.И. Кушлина, «сбережения населения необходимо рассматривать в контексте рационального использования национального богатства и трактовать как жизненно необходимое условие формирования современной модели “социального рыночного хозяйства”» [10, с. 346]. Будучи преумноженными и сконцентрированными в деньгах или других ликвидных активах, финансовые сбережения формируют капитал, в котором заинтересовано все общество. Это способствует созданию совокупного инвестиционного потенциала, как финансового резерва для постепенного развития экономики. Более того, на увеличении инвестиционных ресурсов населения за счет роста денежных доходов, которыми оно владеет, как одному из основных факторов активизации инвестиционной активности отмечает и Е.А. Олейников [11]. В свою очередь Д.М. Стеченко подчеркивает, что ориентирами, которых придерживается государство в процессе экономики, являются показатели, характеризующие уровень экономического развития и качества жизни:

продолжительность жизни человека, доход на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека [12, с. 5].

Именно поэтому принятием двух важнейших для экономики и социальной сферы Украины кодифицированных законодательных актов - Инвестиционного и Социального кодексов - административно-правовое регулирование инвестиционной деятельности продемонстрирует способность государства адаптировать законодательство к динамике общественных отношений, отмечать постоянные изменения в соответствии с требованиями объективных законов развития общества.

Ссылки:

1. Алексеев Г.В. Правоведение. СПб., 2007.

2. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М., 2006.

3. Роз'яснення Міністерства Юстиції України «Інвестиційне законодавство: стан, проблеми, перспективи» від 08.05.2012 р. ІІРІ_: http://zakon2.rada.gov.Ua/laws/show/n0015323-12/card6#Public (дата обращения: 03.08.2013).

4. Бочаров В.В. Инвестиции. СПб., 2008.

5. Вербицька Ю.М., Крамаренко О.А. Нормативно-правове забезпечення інвестиційно-інноваційної діяльності. ІІРІ_: http://sm.znaimo.com.Ua/tw_files2/urls_1/519/d-518173/7z-docs/1.pdf (дата обращения: 03.08.3013).

6. Там же.

7. Стефанишин Г.С., Лиса О.І. Правове регулювання інвестиційної діяльності в Україні // Науковий Вісник Національного лісотехнічного університету України. 2011. Вип. 21. С. 302-309.

8. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. СПб., 2007.

9. Морозова Т.В. Организационно-управленческие аспекты взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционной деятельности // Инновационные технологии в экономике и управлении. № 1. Таганрог, 2006. С. 289-297.

10. Государственное регулирование рыночной экономики / под общ. ред. В.И. Кушлина. М., 2005.

11. Инвестиционный менеджмент / под ред. Е.А. Олейникова. М., 2005.

12. Стеченко Д.М. Державне регулювання економіки. Киев, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.