Научная статья на тему 'Система нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Украине'

Система нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1046
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОДЕКС / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КОДИФИКАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуменная Е. Р.

Выделены структурные уровни правового регулирования инвестиционной деятельности в Украине: международный, национальный, региональный, локальный (местный). На основе анализа нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность, предложены основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционных процессов. Обоснована необходимость кодификации инвестиционного законодательства, результатом которого должно стать принятие Инвестиционного кодекса Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Украине»

УДК [347.73:330.322](477)

Гуменная Е.Р.,

Львовский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины; аспирант кафедры государственного управления и местного самоуправления

(Украина, г. Львов)

СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ

Выделены структурные уровни правового регулирования инвестиционной деятельности в Украине: международный, национальный, региональный, локальный (местный). На основе анализа нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность, предложены основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционных процессов. Обоснована необходимость кодификации инвестиционного законодательства, результатом которого должно стать принятие Инвестиционного кодекса Украины.

Ключевые слова: инвестиции, Инвестиционный кодекс, систематизация законодательства, кодификация, инвестиционная деятельность, регулирование инвестиционной деятельности.

Постановка проблемы. Инвестиционный процесс в Украине регулируется более чем сотней нормативно-правовых актов, среди которых кодексы, законы, указы. Это в первую очередь объясняется большим разнообразием форм и видов инвестиций, а также необходимостью регулирования новых для Украины инвестиционных отношений.

Кроме того, в инвестиционной сфере действует большое количество межправительственных соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций, заключаемых Правительством Украины с правительствами соответствующих стран, которыми регулируются основные вопросы взаимоотношений сторон в области инвестиционной деятельности.

Такая разветвленная система нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что государство принимает меры с целью создания в Украине надлежащих условий осуществления инвестиционной деятельности путем закрепления на законодательном уровне принципов и правил ее осуществления.

Однако, несмотря на обилие и объемность правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, говорить о целостной и взаимосогласованной системе законодательства в данной области пока преждевременно. Возникающие разнообразные недостатки и пробелы законодательства приводят к их заполнению административными средствами государственного регулирования, ведущими к бюрократизации инвестиционных отношений, и активизируют ведомственное и региональное нормотворчество.

В настоящее время возникает необходимость систематизации нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Предлагаемая статья является попыткой осмысления этой проблемы через исследование развития инвестиционного законодательства и анализ целесообразности принятия Инвестиционного кодекса Украины.

Анализ последних исследований и публикаций. Значительный вклад в разработку теории систематизации законодательства осуществили такие ученые, как А. Венгеров, Г. Васильев, Н. Гранат, Ю. Гревцов, С. Гуса-рев, В. Карташов, А. Колодий, Н. Коркунов, Н. Матузов, Н. Пархоменко, В. Бархатный, Р. Ромашов, А. Скакун, Н. Онищенко, А. Поляков, А. Пиголкин, П. Рабинович, В. Сырых, Ю. Шемшученко и др.

В работах перечисленных ученых в целом сформированы теоретико-методологические основы теории систематизации законодательства, определены понятие, признаки, цели и принципы этого вида юридической деятельности, содержательно охарактеризованы основные формы упорядочения нормативно-правовых актов и т.п.

Актуальность проблемы систематизации инвестиционного законодательства, целесообразность принятия Инвестиционного кодекса Украины рассматриваются в ряде научных публикаций. Среди основных можно выделить работы В. Поединок, В. Нагребельного. Исследованию системы государственного регулирования инвестиционной деятельности посвящено много научно-исследовательских работ таких ученых, как Ф. Важинский, А. Колодийчук,

А. Яремко, А. Касприк, С. Стефанишин, А. Шатило, и многих других.

Целью статьи является анализ нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Украине и определение приоритетов его дальнейшего развития.

Изложение основного материала.

Согласно происходящим процессам инвестиционной деятельности, считаем целесообразным выделить следующие структурные уровни правового регулирования инвестиционного законодательства: международный (правовые акты международных организаций, международные соглашения), национальный (правовые акты центральных органов государственной власти), региональный (правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельности на уровне регионов), локальный, местный (правовые акты местных органов государственной власти и акты органов местного самоуправления).

К международным нормативно-правовым актам, регулирующим инвестиционную деятельность, относятся:

— Соглашение о Международном валютном фонде,

— Вашингтонская конвенция 1965 г. "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами другого государства" (ратифицирована Законом Украины от 16 марта 2000 г.),

— Сеульская конвенция 1985 г. "Об организации многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". По материалам конференции был принят ряд законов Украины, среди которых "О вступлении Украины в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций" от 3 июня 1992 г.,

— Договор к Европейской Энергетической Хартии,

Договор Первой конференции ЮН-КТАД в Женеве в 1964 г.,

— Декларация об установлении нового международного экономического порядка,

— Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятые в форме резо-

люций Генеральной Ассамблеи ООН "О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях" (1984 г.) и "О международной экономической безопасности" (1985 г.),

— Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности,

— Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г.

К данному перечню можно также добавить нормативно-правовые акты, регулирующие трансграничное сотрудничество. Среди них: Европейская Хартия местного самоуправления, Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств — участников СНГ, Лиссабонская концепция кластерного развития европейских стран.

Предметом регулирования международного инвестиционного права выступает специфический комплекс общественных отношений, участниками которых являются государства и другие субъекты международного права, специализированные международные инвестиционные, транснациональные корпорации, некоторые международные неправительственные организации, международные финансовые и экономические организации и другие иностранные инвесторы со статусом юридических и физических лиц.

Если характеризовать нормативно-правовую базу Украины, то ее формирование началось в 90-х г. ХХ века. После провозглашения независимости одним из первых шагов по урегулированию отношений в инвестиционной сфере в Украине стало принятие Верховным Советом Украины законов Украины "О защите иностранных инвестиций в Украине"и "Об инвестиционной деятельности". Законом Украины "Об инвестиционной деятельности" установлены общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины, определены общие положения и порядок осуществления инвестиционной деятельности, государственного регулирования инвестиционной деятельности, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций. Законом закреплено, что инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценно-

стей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект [1, ст. 1].

Законом Украины "О защите иностранных инвестиций в Украине" [2] и позже принятым Законом Украины "О режиме иностранного инвестирования" [3] определяются особенности режима иностранного инвестирования на территории Украины, регулируются отношения насчет государственных гарантий защиты иностранных инвестиций, государственной регистрации и контроля за осуществлением инвестиций, деятельностью предприятий с иностранными инвестициями, рассмотрения споров и др.

Согласно статье 2 Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" иностранные инвестиции в экономику Украины могут осуществляться в виде: иностранной валюты, которая признается конвертируемой Национальным банком Украины; валюты Украины, любого движимого и недвижимого имущества и связанных с ним имущественных прав; акций, облигаций, других ценных бумаг, а также корпоративных прав (прав собственности на долю (пай) в уставном фонде юридического лица, созданных в соответствии с законодательством Украины или законодательством других стран), выраженных в конвертируемой валюте; денежных требований и права на требования выполнения договорных обязательств, которые гарантированы первоклассными банками и имеют стоимость в конвертируемой валюте, подтвержденную согласно законам (процедурам) страны-инвестора или международными торговыми обычаями; любых прав интеллектуальной собственности, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена согласно законам (процедурам) страны-инвестора или международными торговыми обычаями, а также экспертной оценкой в Украине, включая легализованные на территории Украины авторские права, права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, ноу-хау и т.п., права на осуществление хозяйственной деятельности, включая права

на пользование недрами и использование природных ресурсов, предоставленных в соответствии с законодательством или договорами, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена согласно законам (процедурам) страны-инвестора или международными торговыми обычаями; хозяйственной (предпринимательской) деятельности на основе соглашений о разделе продукции [4, ст. 2].

Регулирование инновационной деятельности, которая непосредственно связана с инвестициями, осуществляется принятым Законом Украины "О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков" [5] от 16 июля 1999 г. Одним из первых в Украине был создан технопарк "Институт электросварки имени Е.О. Патона" (г. Киев), на сегодня в Законе "О специальном режиме инновационной деятельности технопарков" насчитывается 16 технопарков, среди которых "Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника" (г. Киев), "Институт монокристаллов" (г. Харьков), "Углемаш" (г. Донецк) и другие.

К законам, регулирующим инвестиционную деятельность в Украине, можно отнести Законы Украины "Об инновационной деятельности", "О научных парках", "О приоритетных направлениях инновационной деятельности", "Об индустриальных парках", которые определяют правовые и организационные основы создания и функционирования индустриальных парков на территории Украины.

Рядом с перечисленными законами к отдельной группе можно отнести законодательные акты, устанавливающие особый правовой режим хозяйственной деятельности в специальных (свободных) экономических зонах, регулирующие специальные правовые режимы инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и в пределах технологических парков Украины. В соответствии с принятым Законом Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" [6, ст. 3] от 13 октября 1992 г. определяются порядок создания и ликвидации, механизм функционирования специальных (свобод-

ных) экономических зон на территории Украины, общие правовые и экономические основы их статуса, а также общие правила регулирования отношений субъектов экономической деятельности этих зон с местными советами, органами исполнительной власти и другими органами. Целями создания специальных (свободных) экономических зон являются привлечение иностранных инвестиций и содействие им, активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, привлечение и внедрение новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развитие инфраструктуры рынка, улучшение использования природных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины. На современном этапе актуальной является проблема восстановления и определения условий дальнейшего функционирования специальных (свободных) экономических зон и территорий приоритетного развития и обеспечения защиты прав и интересов инвесторов с учетом мирового опыта.

Отдельное место в системе инвестиционного законодательства занимает Закон Украины "Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)" [7, ст. 1], который определяет правовые и организационные основы создания, деятельности и ответственности субъектов совместного инвестирования, особенности управления их активами, устанавливает требования к составу, структуре и хранению активов, особенностям размещения и обращения ценных бумаг институтов совместного инвестирования, порядок и объем раскрытия информации институтами совместного инвестирования с целью привлечения и эффективного размещения финансовых ресурсов инвесторов.

Можно выделить принятие Закона Украины "О государственно-частном партнерстве". Это нормативно-правовой акт, который заложил фундамент для стимулирования развития сотрудничества между государственным и частным секторами с целью повышения конкурентоспособно-

сти экономики страны и привлечения инвестиций в ее экономику, а также реформирования инвестиционной сферы.

Указанный закон является рамочным и призван определить следующие основные принципы государственно-частного партнерства:

— равенство перед законом государственных и частных партнеров при осуществлении деятельности в рамках государственно-частного партнерства;

— запрещение дискриминации и ограничения прав частных партнеров, кроме случаев, предусмотренных законом;

— согласование интересов государственного и частного партнеров с целью достижения взаимной выгоды и реализации цели деятельности в рамках государственно-частного партнерства;

— справедливое распределение рисков, связанных с выполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства [8, ст. 3].

Существует и ряд других законов, которые регулируют инвестиционную деятельность в зависимости от вида инвестиций. Среди них Законы Украины "О финансовом лизинге", "О концессиях", "О соглашениях о разделе продукции", "О регулировании градостроительной деятельности", "О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда", "О ценных бумагах и фондовом рынке", "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине", "О хозяйственных обществах", "Об акционерных обществах", "О холдинговых компаниях в Украине", "О стимулировании развития регионов", "О трансграничном сотрудничестве", "О внешнеэкономической деятельности" и другие.

С целью обеспечения мер по выполнению Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство" реализация проектов в Украине началась с внедрения принципа "единого окна", основой для осуществления экономических реформ стала реализации концепции "Национальных проектов". Во время заседания Комитета по экономическим реформам "Национальными проектами" были определены проекты (новая энергия, новое качество

жизни, новая инфраструктура, олимпийская надежда — 2022, АгроПерспектива), реализация которых будет иметь значительное влияние на социально-экономическое развитие страны, улучшение качества жизни граждан и повышение уровня национальной безопасности. Правовые и организационные основы, связанные с подготовкой и реализацией инвестиционных проектов по принципу "единого окна", регулируются Законом Украины "О подготовке и реализации инвестиционных проектов по принципу "единого окна".

Особенностью отечественного инвестиционного законодательства является то, что отдельные аспекты в инвестиционной сфере, кроме вышеуказанных нормативно-правовых актов, регулируются также нормами хозяйственного, налогового, валютного, банковского, финансового, таможенного, гражданского и земельного законодательства.

Государственное регулирование в инвестиционной сфере также осуществляется с помощью большого количества указов Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины и др. Среди них можно выделить следующие: Указ Президента от 10 апреля 2006 г. № 300 "О плане первоочередных мероприятий в сфере инвестиционной деятельности"; Постановление Кабинета Министров Украины от 7 августа

1996 г. № 928 "Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций"; Постановление Кабинета Министров Украины от 30 января

1997 г. № 112 "Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации договоров (контрактов) о совместной инвестиционной деятельности с участием иностранного инвестора"; Постановление Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2001 г. № 1801 "Об утверждении Программы развития инвестиционной деятельности на 2002 — 2010 годы"; распоряжение Кабинета Министров Украины от 17 августа 2002 г. № 477 "Об одобрении Программы «Инвестиционный имидж Украины»", распоряжение Кабинета Министров Украины от 1 августа 2006 г. № 447 "Об одобрении Концепции создания индустриальных (промышленных) парков".

К законодательной базе, регулирующей на региональном уровне инвестиционную деятельность, можно отнести Закон Укра-

ины "Об утверждении Общегосударственной программы развития малых городов" [9] (2004 г.), который определил основные направления социально-экономического развития малых городов Украины до 2010 г. данный Закон предоставил возможность органам местного самоуправления и органам исполнительной власти самостоятельно составлять и реализовывать планы возрождения и развития малых городов с использованием соответствующей государственной поддержки, учитывать конкретные потребности этих городов в региональных программах и стратегиях развития.

Закон Украины "О стимулировании развития регионов" (2005 г.) [10] определяет правовые, экономические и организационные основы реализации государственной региональной политики по стимулированию развития регионов и преодолению депрес-сивности территорий. С целью обеспечения реализации государственной политики по стимулированию развития регионов была принята Кабинетом Министров Украины Государственная стратегия регионального развития на период до 2015 года, что является основой для заключения Соглашения по региональному развитию. В целом заключение соглашений направлено на обеспечение стабильности в отношениях между центральной и региональной властью. На сегодня такие соглашения заключены лишь с шестью из 27 регионов: Донецкой, Львовской, Волынской, Винницкой, Ивано-Фран-ковской и Херсонской областями.

К локальным документам, регулирующим инвестиционную деятельность, относятся стратегии развития территорий и программы развития территорий. Так, на примере Львовской области сюда можно отнести: Программу инвестиционного развития Львовской области на 2011 — 2015 годы, разработанную с целью конкретизации задач и приоритетов Стратегии развития Львовской области до 2015 года, утвержденную решением Львовского областного совета от 13 марта 2007 г. № 193; Концепцию инвестиционной политики Львовской области на 2009 — 2015 годы утвержденную решением Львовского областного совета от 10 апреля 2009 г. № 864; Программу содействия бизнесу и инвести-

циям во Львовской области «Навстречу инвесторам» на 2006 — 2010 годы, утвержденную решением Львовского областного совета от 3 марта 2006 г. № 524; Региональную программу развития малого предпринимательства во Львовской области на 2009-2010 годы.

Как показала характеристика инвестиционного законодательства, на сегодня в Украине существует большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в инвестиционной сфере, и в целом создана правовая основа для осуществления инвестиционной деятельности. Возникает потребность систематизации, следствием которой должно стать принятие Инвестиционного кодекса Украины.

Систематизация инвестиционного законодательства Украины должна осуществляться в форме его кодификации и инкорпорации с определением первоочередных и перспективных законов, других нормативно-правовых актов.

Обоснование необходимости любой кодификации законодательства в сфере хозяйственных правоотношений логично предполагает установление ее политических, экономических и технико-юридических задач [11, с. 265]. К политическим задачам кодификации инвестиционного законодательства следует отнести интеграцию национального правового инвестиционного порядка в международную систему функционирования инвестиционного рынка и его правового регулирования с максимально возможным обеспечением национальных интересов в инвестиционной сфере. К экономическим задачам кодификации инвестиционного законодательства следует отнести создание действенного, законодательно закрепленного механизма формирования и реализации инвестиционной политики государства, стимулирования инвестиционных процессов со стороны национальных и иностранных участников инвестиционной деятельности за счет закрепления и стабилизации правового инвестиционного порядка на модернизированной законодательной основе. К технико-юридическим задачам кодификации инвестиционного законодательства Украины следует отнести преодоление коллизий, повторений, устранение уста-

ревших положений, установление единых универсальных принципов правового регулирования инвестиционных отношений и гарантий, предоставляемых их участникам, учет особенностей системно-структурного соотношения подотраслевой кодификации инвестиционного законодательства должен проходить через определение такой кодификации в формате вертикальных, горизонтальных и диагональных взаимоотношений между этими источниками [12, с. 265].

Первые попытки в направлении принятия Инвестиционного кодекса были осуществлены 7 февраля 2002 г. На рассмотрение Верховного Совета внесен народным депутатом Украины А. Пухкалом проект Инвестиционного кодекса Украины № 9048, однако в то время он так и остался только проектом. Данный проект создан на основе Законов Украины "О защите иностранных инвестиций на Украине", "Об инвестиционной деятельности", "О режиме иностранного инвестирования", "Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)". Был также предложен ряд авторских проектов редакции кодекса, а именно Г. Степанского, Д. Задыхайло. В 2012 году рабочая группа Комитета по экономическим реформам "Внедрение национальных проектов и инвестиций" приняла решение о подготовке Инвестиционного кодекса, который предусматривает создание прозрачной системы законодательства в сфере инвестирования.

Выводы. На основе результатов рассмотрения можно сделать вывод, что принятие Инвестиционного кодекса Украины поможет:

— систематизировать действующее инвестиционное законодательство, которое является раздробленным разнообразием документов, практически затруднительным для пользования;

— способствовать прозрачности инвестиционной деятельности, так как с принятием кодекса будет приостановлено действие ряда нормативно-правовых актов, противоречащих друг другу;

— создать целостную и взаимосогласованную системы законодательства в инвестиционной сфере.

Библиографический список

1. "Об инвестиционной деятельности" [Электронный ресурс]: Закон Украины № 1560-XII от 18 сентября 1991 г. [действующий]. — Режим доступа: http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/1560-12/page

2. "О защите иностранных инвестиций в Украине" [Электронный ресурс]: Закон Украины № 1560-XII от 18 сентября 1991 г. [действующий]. — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/1540%D0%B0-12

3. "О режиме иностранного инвестирования" [Электронный ресурс]: Закон Украины № 93/96-ВР от 19 марта 1996 г. [действующий]. — Режим доступа: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/93/96-%D0%B2%D1%80

4. "О режиме иностранного инвестирования", [Электронный ресурс]: Закон Украины № 93/96 от 19 марта 1996 г. [действующий]. — Режим доступа: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/93/96-% D0%B2%D1% 80?test = kkMMfBEvM6xUEq pgZiriz27FHI4lss80msh8Ie6

5. "О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков" [Электронный ресурс]: Закон Украины № 991-XIV от 16 июля 1999 г. [действующий] .— Режим доступа: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/991-14

6. "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон", [Электронный ресурс]: Закон Украины № 2673-XII от 13 октября 1992 г. [действующий]. — Режим доступа: http://zakon2. rada.gov.ua/laws/show/2673-12

7. "Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)" [Электронный ресурс]: Закон Украины 2299-III № от 15 марта 2001 г. [действующий]. — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/2299-14

8. "О государственно-частном партнерстве" [Электронный ресурс]: Закон Украины № 2404-VI от 1 июля 2010 г. [действующий]. — Режим доступа: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2404-17

9. "Об утверждении Общегосударственной программы развития малых

городов" [Электронный ресурс]: Закон Украины № 1580-IV от 04 марта 2004 г. [действующий]. — Режим доступа: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1580-15

10. "О стимулировании развития регионов", [Электронный ресурс]: Закон Украины № 2850-IV от 8 сентября 2005 г. [действующий]. — Режим доступа: http:// zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2850-15

11. Кабрияк Реми. Кодификации: пер. с франц. Л.В. Головко. — М.: Статут, 2007. — 476 с.

Bibliography

1. «On investment activity» [electronic resource]: the law of Ukraine № 1560-XII dated September18, 1991 [old] — Access mode: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1560-12/page

2. «On the protection of foreign investments in Ukraine,» [electronic resource]: the law of Ukraine № 1560-XII dated September 18, 1991 [old] - Access mode: http://zakon2. rada.gov.ua/laws/show/1540%D0%B0-12

3. « On Foreign Investment «, [electronic resource]: the law of Ukraine 93/96-VR number of March 19, 1996 [old] — Access mode: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/93/96-%D0%B2%D1%80

4. «On Foreign Investment», [electronic resource]: the law of Ukraine № 93/96 of 19 March 1996 [current] — Access mode: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/93/96-%D0%B2%D 1 %80 ? test = kkMMfBEvM6x-UEqpgZiriz27FHI4lss80msh8Ie6

5. «The special mode of technological innovation parks,» [electronic resource]: the law of Ukraine № 991-XIV of July 16, 1999 [old] — Access mode: http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/ 991-14

6. «On general principles for the creation and functioning of special (free) economic zones,» [electronic resource]: the law of Ukraine № 2673 -XII dated October 13, 1992 [old] — Access mode: http://zakon2.rada. gov.ua / laws/show/2673-12

7. «On collective investment schemes (unit and corporate investment funds),» [electronic resource]: the law of Ukraine-III № 2299 of 15 March 2001 [current] - Access mode: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/ show/2299-14

8. «The public-private partnership,» [electronic resource]: the law of Ukraine № 2404 -VI of July 1, 2010 [old] — Access mode: http://za-kon4.rada.gov.ua/laws/show/2404-17

9. «On approval of the National Programme for the Development of Small Cities», [electronic resource]: the law of Ukraine № 1580-IV of March 4, 2004 [old] — Access mode: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ 1580-15

10. «On stimulating the development of the regions,» [electronic resource]: the law of Ukraine № 2850-IV dated September 8, 2005 [old] — Access mode: http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/2850-15

11. Kabriyak Remy. Codification: Translated from French. LV Golovko. — Moscow: The Statute, 2007. — 476 p. — P. 265.

Gumennaya E.R., e-mail: gumennaK@ukr.net

Lviv Regional Institute of Public Administration of the National Academy of Public Administration under the President of Ukraine; graduate student of Public Administration and Local Self-Government (Ukraine, Lviv)

SYSTEM OF LEGAL REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN UKRAINE

Highlight the structural level regulation of investment activity in Ukraine: international, national, regional, local (local). Analysis of the legal framework regulating investment activities. The main directions of improvement of legal regulation of investment activity and investment processes. The necessity of investment legislation codifying the result of which should be the adoption of the Investment Code of Ukraine.

Key words: investment, investment code, systematization of legislation, codification, investment activity, regulation of investment activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.